Запоздалый ответ тиграм

Снаружи танк был похожим слона благодаря «ушам», приваренным к маске из «пантеровской» брони. Из-за перегруженной дополнительной бронёй передней части корпуса корма танка приподнялась. Дополнительная нагрузка на двигатель стала причиной уменьшению скорости автомобили на 10 км/ч. Помимо этого, усложнилось прицеливание танка, в особенности на склонах, поскольку гидравлический механизм еле мог вращать потяжелевшую разбалансированную башню

К чему приводит пренебрежение военной техникой

До начала Второй мировой (потом – ВМВ) руководство американской армии уделяло мало внимания своим танковым армиям. На разработку новых моделей танков в предвоенный период из бюджета США каждый год выделялась смехотворная сумма в 85 000 $. Для сравнения, цена одного серийного танка M4 «Шерман» разных модификаций в начале 40-х годов достигала 45 000-57 000 $. В следствии до нападения немцев на Польшу на вооружении армии США пребывало лишь 18 средних танков М2, конструкция которых была несовершенна и, если сравнивать с германскими и советскими аналогами, безнадёжно устарела. Остальные американские танки были лёгкими, и, при столкновения с военной техникой соперника, мало что имели возможность ей противопоставить.

Обстановка пара изменилась с началом ВМВ. Американцы спешно создали и приняли на вооружение средний танк М3 «Ли», что во многом повторял компоновку М2, но был лучше забронирован и вооружён. Но и эта машина американских армейских не устраивала, и в первой половине 40-ых годов XX века в армии начинают поступать средние танки М4. Они имели возможность на равных сражаться с германскими Pz.Kpfw.IV, каковые американцы именовали легко «четвёрками».

Но уже 1 декабря 1942 года на Африканском театре боевых действий показались германские тяжёлые автомобили Pz.Kpfw.VI «Тигр». Противопоставить этим монстрам американским танкистам было нечего, не смотря на то, что работа по созданию новой военной техники в Соединенных Штатах велась. Так, в декабре 1942 года собирались начать выпуск разрабатывавшегося тяжёлого танка М6, но опробования вскрыли у него массу недочётов, исходя из этого в первой половине 40-ых годов двадцатого века работы над его усовершенствованием продолжили.

В следствии машина была выпущена экспериментальной серией и не принимала участия в военных действиях.

Запоздалый ответ тиграм

Тяжелый танк Pz.Kpfw.VI «Тигр», подорванный и кинутый немцами на улице сицилийского города Катания неподалеку от дворца Бискари

Источник — waralbum.ru

Так или иначе, летом 1943 года американские армии высадились на Сицилии без соответствующего бронетанкового оружия. Тут они столкнулись с германской танковой дивизией «Герман Геринг», на вооружении которой имелись, а также, и «тигры».

Сутки 10 июля 1943 года чуть не закончился трагедией для 7-й армии США, в то время, когда войска, десантировавшиеся ночью с моря недалеко от города Джела, утром были атакованы германскими танками и гренадёрами при помощи роты «тигров» (американцев спасла лишь помощь крупнокалиберной корабельной артиллерии). Во многом как раз наличие на Сицилии танков Pz.Kpfw.VI разрешило немцам долгое время удерживать предел на северо-востоке острова недалеко от вулкана Этна и обеспечить эвакуацию собственных частей на материк.

Великая неточность генерала Паттона

В январе 1944 года в Тидворт-Даунс (Англия), где размешалась основная бронетанковая база союзников, высшее руководство экспедиционных сил совершило смотр имевшейся бронетехники, и образцов перспективных разработок оружий, часть которых была представлена кроме того не прототипами, а кадрами видеохроники, снятой на испытательных полигонах. Особенно яростные дебаты разгорелись около среднего танка Т26Е3, созданного именно для противостояния германским «тиграм» благодаря долгому формированию целой серии экспериментальных и серийных танков – таких как Т20, Т22, Т23, Т25 и Т26.

Танк Т26Е3 прошёл полный цикл опробований и был одобрен рабочими группами, как работы снабжения, так и бронетанковых американских войск. Детройтский танковый арсенал готовься запускать машину в серийное производство – благо, машина незначительно отличалась от уже производимого Т23, и для начала выпуска требовалось только согласие Главного руководства союзных экспедиционных сил (потом – СЭС). Более того, был создан и график поставки новых танков в Англию, дабы они попали в боевые части к началу проведения операции «Оверлорд» по высадке в Нормандии.

Танк Т26Е3 (М26)

Источник – wikimedia.org

Начальник боевой группы «А» 2-й танковой дивизии (потом – ТД) генерал Морис Роуз, чьи подразделения первыми встретились в сражении с германскими «тиграми» и на собственной шкуре почувствовали превосходство этих танков над американскими, посильнее других ратовал за принятие на вооружение новой военной техники. Многие другие британские и американские танковые генералы поддерживали его точку зрения.

Но генерал Джордж Паттон, руководивший армиями на протяжении Африканской кампании и высадки на Сицилии, думал, что СЭС не испытывают потребности в новом тяжёлом танке. В соответствии с теории действий бронетанковых армий, изложенной в тогдашнем уставе армии США, танки должны были избегать боестолкновений с военной техникой соперника, входя в подготовленные пехотой, авиацией и артиллерией прорывы, после этого вырываясь на оперативный простор и громя коммуникации и вражеские тылы.

С этими задачами в полной мере имели возможность совладать модернизированные средние М4 «Шерман». М26 были существенно дороже, расходовали больше топлива, владели меньшим запасом хода, а потому, с позиций Паттона, казались менее предпочтительными. Борьба же с военной техникой соперника и помощь пехоты возлагалась на самоходные артиллерийские установки.

В следствии, армия отказалась от запуска «першингов» в серию, что позже стоило СЭС сотен потерянных танков и тысяч погибших пехотинцев и танкистов.

Генерал Джордж Смит Паттон

Источник – mynews-in.net

Американское и британское руководство вычисляло, что на фронте подразделения союзнических армий не встретят большого количества германских «тигров». Дело в том, что Pz.Kpfw.VI был машиной дорогой – производство одной единицы обходилось Третьему Рейху в 250 800 рейхсмарок (для сравнения, Pz.Kpfw.III стоил 96 163, а Pz.Kpfw.IV – 103 462 рейхсмарки), к тому же, эти танки были нужнее Вермахту на Восточном фронте.

В целом, в этом американские генералы не совершили ошибку, но просчитались в другом, не предусмотрев появления у соперника более идеальных, чем Pz.Kpfw.IV, средних танков. Уже в 20-х числах января 1944 года при проведении десантной операции в Анцио подразделения СЭС столкнулись с Pz.Kpfw.V «Пантера», лобовую броню которых «шерманы» пробить не могли. Но количество «пантер» на западных фронтах в то время было ещё мало, и союзники не придали этому факту особенного значения.

Но по окончании высадки в Нормандии, где практически добрая половина германских танковых сил комплектовалась Pz.Kpfw.V, американцы появились в непростом положении, поскольку им нечего было противопоставить «пантерам».

В том, что прославленный генерал Паттон совершил ожесточённую неточность, американские танкисты смогли убедиться уже в июльских битвах, в то время, когда начали друг за другом терять экипажи и свои танки, бессильные как-то оказать влияние на обстановку. СЭС выручало лишь подавляющее преимущество в воздухе и пехоты и численный перевес артиллерии. Наконец, в высшее 1944 руководство и ноябрь года поняло, что дальше так длиться не имеет возможности, и заказало изготовление двух тысяч автомобилей Т26Е3.

На танковом производстве (его принято именовать Фишеровским танковым арсеналом), созданном за бюджетные средства и данном под управление корпорации «General Motors», в ноябре 1944 года произвели 10 первых Т26Е3, в декабре – 30, в январе 1945 года – 70, в феврале – 132. Детройтский танковый арсенал, управляемый менеджерами корпорации «Крайслер», подключился к производству в марте 1945 года, в следствии чего на двух фирмах в этом месяце суммарно выпустили 194 автомобили.

Всего до конца 1945 года американская индустрия произвела 2000 танков данной модели. Первые Т26Е3 прибыли в Европу в феврале 1945 года. Уже в марте им, как боевым танкам, присвоили индексы М26 и классическое для американских армий «прозвище» «Першинг» в честь американского генерала, руководившего экспедиционным корпусом США в Европе на протяжении Первой Мировой.

Сборочный цех направляться танкового арсенала, в котором планировали М26

Источник – mlive.com
«Першинг» как предтеча «Супер-Першинга»

Что же представляли собой эти танки, каковые, согласно расчетам американских генералов, должны были на равных бороться с германскими бронированными «хищниками»? В действительности танк проигрывал своим германским визави и в бронировании, и в оружии. 90-мм пушка М3 калибром превышала 88-мм орудие KwK 36 L/56, устанавливавшееся на «тиграх», и 75-мм KwK 42 L/70, которым оснащались «пантеры».

Наряду с этим американское орудие владело нехорошей пробивной свойством, поскольку начальная скорость его боеприпаса (853 м/с) была ниже, чем у германских танковых пушек, у которых данный показатель приближался к 1000 м/с при стрельбе бронебойными подкалиберными боеприпасами (потом – БПС).

Лобовые бронедетали корпуса «пантер» имели меньшую толщину (102 мм против 80 мм для верхней подробности и 76 мм против 60 мм – для нижней), но размешались под более рациональными углами наклона. В остальном танки были практически равными по подвижности и бронированию. «Тигры» же так же, как и прежде превосходили американскую военную технику по всем параметрам, и потому экипажи «першингов», хоть и ощущали себя увереннее, чем их коллеги на «шерманах», вместе с тем терялись при встрече с германскими «тяжеловесами». Особенно не легко приходилось американским танкистам, если они виделись с «королевскими тиграми», лобовая броня которых была в полтора раза толще, чем у «тигров» и «першингов», и размешалась под более рациональными углами наклона, а пушка кроме того на дистанции в 4 километра имела возможность пробить вертикальную 80-мм металлическую плиту.

Американский ответ «королевским тиграм»

Для исправления обстановки в январе 1945 года на прототип «Першинга» Т26Е1 установили 90-мм орудие T15E1 длиной в 73 калибра, которое по своим баллистическим особенностям приближалось к германской 88-мм танковой пушке «королевских тигров» KwK 43 не сильный/71. Для ускорения производства применяли два готовых ствола, хранившихся в Уотервлиетском арсенале. Т15Е1 являлась танковым вариантом буксируемой пушки Т16 L73, намерено созданной для борьбы с германским «Королевским тигром».

Начальная скорость её боеприпаса достигала 1175 м/с при стрельбе БПС, и она имела возможность пробить лобовую броню «пантеры» с дистанции 2400 метров. Новый прототип взял индекс T26E1-1. Его боекомплект складывался из унитарных патронов длиной 1250 мм, что создавало громадные неудобства при заряжании орудия.

Экспериментальный танк T26E1-1. Прекрасно видны поддерживающие орудие пружины, смонтированные над башней танка

Источник – vint-model.ru

На второй же прототип установили усовершенствованную пушку Т15Е2, которая заряжалась раздельно. Вследствие этого скорострельность новой автомобили довольно стандартных «першингов» снизилась с восьми (у 90-мм М3) до четырех выстрелов в 60 секунд. Для сбалансирования тяжёлой пушки, протяженность которой достигала 73 калибра, на башне танка смонтировали две защищённые бронированными кожухами пружины, поддерживавшие ствол.

Для уравновешивания всей конструкции позади на башню приварили металлическую раму с противовесом. К тому же, была усилена люлька пушки, и механизмы поворота башни и наведения орудия.

Новому танку присвоили индекс Т26Е4, и обе модели с унитарными патронами и раздельным заряжанием негласно назвали «супер-першингами». Т26Е4 запустили в умелую серию, в следствии чего общее число «супер-першингов» увеличилось до 25 единиц.

Конструктивно Т26Е4 от М26 отличались лишь противовесами и орудием. Наряду с этим ходовая часть нового танка оставалась той же – на любой борт приходилось по шесть обрезиненных опорных катков диаметром 660 мм и по пять обрезиненных поддерживающих роликов. Из-за заднего размещения трансмиссии ведущей являлась задняя пара колёс, а направляющей – передняя.

Ширина гусениц с резинометаллическими шарнирами достигала 609,6 мм. Подвеска была торсионной с телескопическими гидравлическими амортизаторами на двух первых и двух последних катках, наряду с этим первые катки блокировались с ленивцем на неспециализированном балансире и имели по два амортизатора.

На «супер-першингах» устанавливался форсированный двигатель, которым снабжались и «шерманы» модели M4A3 – V-образный восьмицилиндровый бензиновый мотор жидкостного охлаждения GAF V8 производства компании «Форд». Для новых танков эта 550-сильная силовая установка всё-таки была недостаточной потому, что их вес на 13 тысячь киллограм превышал вес «шерманов». Однако, вторых танковых двигателей американская индустрия в то время предложить не имела возможности.

V-образный восьмицилиндровый GAF V8 в Бовингтонском танковом музее

Источник – wikimedia.org
У фронтовиков – собственное вывод о совершенстве

Из двадцати пяти «супер-першингов» участие в битвах принял лишь один. Во многих источниках видится информация о том, что это был T26E1-1, пушка которого стреляла унитарными патронами. Но Белтон Янгблад Купер, вести войну на Западном фронте в звании лейтенанта танковых армий, вспоминает, что пушка танка заряжалась раздельно: «Орудие Т15Е1 применяло стандартные 90-мм боеприпасы, но гильза раздельного заряжания была дольше, дабы вместить больший пороховой заряд.

Вначале, дабы зарядить орудие, требовалось два человека, но при известном опыте с этим имел возможность совладать и один, пускай не легко».

Первоначально «супер-першинг» поступил на доработку в ремонтный батальон 3-й ТД – офицеры-практики имели собственную точку зрения на то, какой толщины должна быть лобовая броня у автомобили, вознамерившейся тягаться на равных с «королевскими» тиграми «и пантерами». Лейтенанту Куперу, как счастливому обладателю и дипломированному судостроителю логарифмической линейки, доверили работы по наращиванию лобовой бронезащиты нового танка. В следствии американскими ремонтниками были совершены следующие работы:

  • Из страниц 38-мм котельной стали, обнаруженных близлежащем германском предприятии, были вырезаны накладки на верхнюю и нижнюю лобовые бронедетали корпуса (потом – ВЛБ и НЛБ), каковые ремонтники приварили поверх них, соединив между собой буквой «V». Так как страницам был придан более рациональный угол наклона (у «першингов» страницы лобовой брони размешались под углом 52° к вертикали), между ними и стыком ВЛБ и НЛБ показался зазор;
  • Из той же 38-мм стали поверх прошлых накладок были приварены ещё две накладки, расположенные под ещё более рациональными углами наклона в 60° к вертикали, а потому между обоими дополнительными слоями «брони» кроме этого появился зазор. Так, в месте сочленения ВЛБ и НЛБ суммарная толщина брони выросла до 180-200 мм;

Два слоя котельной 38-мм стали, наваренной на ВЛБ и НЛБ «Супер-Першинга». Прекрасно виден вырез в страницах под курсовой пулемёт танка

Источник – gameogre.com

  • Из башни подбитой «Пантеры» ремонтники вырезали фрагмент 88-мм брони размерами 150?60 см. В нём они проделали отверстия для орудийного ствола, спаренного прицела и пулемёта. Эту плиту надели на ствол пушки, продвинули до орудийной маски и намертво приварили к броне. Потому, что весила она практически 650 кг, центр тяжести ствола сместился на 35 см вперед от цапф;

Фотография «Супер-Першинга», сделанная, вероятнее, в ходе усиления его бронирования – усилены лобовые бронедетали и башня, но дополнительные противовесы ещё не приварены

Источник – modeland.com.ua

  • Дабы уравновесить ствол по бокам плиты, позаимствованной у трофейной «Пантеры», в качестве противовесов узкими финишами приварили подробности своеобразной формы. Будучи длиной чуть больше метра, они в течении первых 45 сантиметров имели постоянную ширину (30 см), а после этого расширялись в два раза, параллельно закрывая «скулы» башни. Вырезали их из всё той же котельной стали;

На башне «Супер-Першинга» прекрасно видны «уши» – противовесы, приваренные к плите, усиливавшей бронирование башни

Источник – precision-panzer.moonfruit.com

  • Так как для сбалансирования орудия этого было не хватает, на стандартные противовесы, крепившиеся с тыльной стороны башни, ремонтники наварили дополнительные плиты 38-мм стали размером 30?60 см, способом ошибок и проб уравновесив всю совокупность «орудие-башня».

Оказавшийся монстр был тяжелее стандартного «Супер-Першинга» на 7 тысячь киллограм – его масса достигла 50 тысячь киллограм, отчего машина совсем перешла в разряд тяжёлых танков. Снаружи танк был похожим слона благодаря «ушам», приваренным к маске из «пантеровской» брони. Из-за перегруженной дополнительной бронёй передней части корпуса корма танка приподнялась.

Дополнительная нагрузка на двигатель стала причиной уменьшению скорости автомобили на 10 км/ч. Помимо этого, усложнилось прицеливание танка, в особенности на склонах, поскольку гидравлический механизм еле мог вращать потяжелевшую разбалансированную башню.

Тыльная сторона башни – прекрасно видны противовесы

Источник – karopka.ru

Однако, прибывшие для освоения автомобили танкисты 33-го бронетанкового полка были полностью довольны ею, поскольку замечательное бронирование увеличивало их шансы выжить в кровавой мясорубке последних месяцев той войны.

Танк испытали, совершив стрельбы в поле – в качестве цели выбрали подбитую САУ JagdPz.IV. С расстояния в 2400 метров «Супер-Першинг» произвёл по ней пара выстрелов. Вот как обрисовывает результаты попадания Белтон Купер:

«Стоя сзади «Шермана», возможно было проследить взором, как вылетает из дула и спешит к цели, легко понижаясь, его боеприпас. Выстрел из «Першинга» смотрелся совсем в противном случае. Первый боеприпас мы чуть увидели. Казалось, словно бы он кроме того мало приподнимается над почвой, перед тем как поразить цель. Это была, само собой разумеется, иллюзия, но эффект выстрела был потрясающим. В то время, когда боеприпас ударил в броню, искры взмыли в атмосферу фонтаном метров на двадцать, как будто бы самоходки коснулось громадное точильное колесо.

А в то время, когда мы осмотрели мишень, у меня отнялся язык. 90-мм боеприпас пробил 100 миллиметров брони, после этого перебил ведущий вал последней ступени редуктора, прошел через боевое отделение, пронизал кормовую переборку, миновал 100-мм коленчатый вал «майбаха», двигателя самоходки, и, прошив 25-мм лист кормовой брони, зарылся в почву так глубоко, что мы его так и не нашли».

«Супер-Першинг» идёт на войну

Утром 23 марта 1945 года в числе второй военной техники «Супер-Першинг» недалеко от города Бад-Хоннеф переправили по понтонному мосту через Рейн на Ремагенский плацдарм. 3-я ТД вместе с остальными силами VII корпуса сосредоточивалась на северном фланге плацдарма. Корпусу предстояло охватить с юга так называемый «Рурский котёл», и 3-я ТД в этом наступлении играла роль металлического наконечника таранного удара.

Переправа «Супер-Першинга» через Рейн. Прекрасно видна тыльная сторона башни с противовесами

Источник – militarymodelling.com

«Супер-Першинг» вступил в собственный первый бой на завершающей стадии операции на пути от реки Везер к городу Нортхайму. Отступая с плацдарма, захваченного американцами на восточном берегу реки, германские части оставляли на дорогах засады, блокировавшие огнём продвижение по ним. Одна такая огневая точка, устроенная на склоне поросшего лесом бугра в полутора километрах от дороги, открыла огонь по продвигавшейся американской колонне.

Шедший в её голове «Супер-Першинг» развернул башню и выстрелил по сопернику бронебойным боеприпасом. Фонтан броских искр, взлетевший ввысь метров на пятнадцать, сказал о том, что поражённая цель, вероятнее, являлась танком либо САУ, у которой сразу же сдетонировал боезапас. Но контролировать, что за объект они поразили, у американских танкистов не было ни времени, ни особенного жажды.

Самый узнаваемый и самый спорный бой «Супер-Першинга» случился в городе Дессау 21 апреля 1945 года. Экипаж штаб-сержанта Джозефа Мадури столкнулся с германским танком, позднее идентифицированным как «Тигр» капралом Джоном П. Ирвином (наводчиком «Супер-Першинга»).

3-я ТД штурмовала прекрасно подготовленный к обороне Дессау сходу с четырёх сторон. Прорваться ей удалось лишь по окончании того, как артиллерия стёрла с лица земли либо смела огнём бессчётные бетонные надолбы и другие противотанковые препятствия, которыми были перегорожены все въезды в город. «Супер-Першинг» достиг одного из перекрёстков в городе и поворачивал вправо, в то время, когда в двух кварталах от себя на дистанции примерно 550-600 метров экипаж заметил тяжёлый германский танк. «Тигр» поспешил открыть огонь, но его боеприпас пролетел выше башни американского танка.

Штаб-сержант Джозеф Мадури

Источник – 3ad.com

Наводчик Джон «Джэк» Ирвин ответил практически мгновенно, влепив «Тигру» боеприпас в верхний лобовой страницу. Но в стволе у «Супер-Першинга» был осколочно-фугасный снаряд, потому, что американские танкисты не рассчитывали встретить в городе бронированные цели. В следствии, особенных повреждений попадание германскому танку не нанесло – отрикошетив от брони, боеприпас взорвался в воздухе.

Сейчас американский экипаж почувствовал сотрясание от попадания в башню. Так и не удалось узнать, стрелял это экипаж «Тигра» либо в «Супер-Першинг» попали из какого-либо другого противотанкового орудия. Не смотря ни на что, боеприпас броню не пробил, а лишь оставил на ней след. В это же время, американцы успели перезарядить орудие, и Ирвин выстрелил в «Тигр» второй раз.

Тот именно наехал на груду битого кирпича и на мгновение продемонстрировал собственную нижнюю лобовую бронедеталь а также часть дна. Американский боеприпас попал в это ахиллесова пята, в следствии чего у германского танка сдетонировал боекомплект, а его башня слетела с погона. Ни один член экипажа «Тигра» покинуть его опоздал.

«Супер-Першинг» не задерживался у побеждённого танка, а двинулся дальше вглубь города, битвы за что продолжились и на следующий сутки. В этих битвах экипаж Мадури подбил ещё один танк Pz.Kpfw.V «Пантера», первым выстрелом выведя из строя его ведущее колесо и сбив гусеницу. Германскую 50-тонную машину развернуло на месте, и второй боеприпас американцы всадили в её бортовую броню.

В следствии попадания в германском танке сдетонировал боекомплект.

Экипаж ещё одного германского среднего танка сдался штаб-сержанту Мадури без боя – германские танкисты не захотели испытывать судьбу и контролировать на себе пробивную силу долгой пушки, которой был вооружён танк их соперника.

На американских интернет-ресурсах и в публикациях, откуда информация перекочевала и на ресурсы русскоязычные, утверждается, что «Тигр», подбитый экипажем Мадури, в действительности был «королевским» Pz.Kpfw.VI Ausf.B. Но в Дессау не имело возможности пребывать никаких «королевских тигров» – ближайшие из них сейчас сражались в составе 502-го батальона тяжёлых танков СС в ста километрах северо-восточнее (в Фюрстенвальде), пробуя остановить рвавшиеся к Берлину войска СССР.

Так что, вероятнее, подбитый танк являлся простым «Тигром», как данный танк и выяснил Джон Ирвин в собственной книге «Вторая река. Второй город». Наряду с этим в полной мере может оказаться, что с «Першингом» экипажа Мадури вступил в дуэль не «Тигр», а Pz.Kpfw.IV последних модификаций.

Не понадобившийся тяжеловес

Послевоенная судьба «супер-першингов» была недолгой. Машина была сырой, тихоходной, неприспособленной к современному маневренному бою, с низким темпом ведения огня и через чур долгим орудием. Исходя из этого начальные замыслы производства сходу тысячи «супер-першингов» отменили.

Последние фотографии танка штаб-сержанта Мадури сделаны на «кладбище» американской военной техники, размешавшемся недалеко от Касселя.

«Супер-Першинг» штаб-сержанта Мадури на «танковом кладбище» около Касселя. Фото сделано в июне 1945 года полковником Дж. Б. Джарретом

Источник – warl0ckwot.wordpress.com

Примечательно, что в сетевой компьютерной игре World of Tanks «Супер-Першинг» известен как раз в том виде, какой он взял по окончании кустарной доработки, совершённой силами ремонтного батальона 3-й ТД. В действительности, внешний вид этого танка в стандартной комплектации был пара иным.

«Супер-першинги», оставшиеся в Соединенных Штатах, были сняты с оружия во второй половине 40-ых годов двадцатого века и в большинстве случаев посланы на переплавку. Еще часть из них употреблялась на танковых полигонах в качестве мишеней, исходя из этого до отечественного времени ни одного экземпляра этого танка не сохранилось.

ЖИЗА — ЖИЗА #2 — Запоздалый ответ

Темы которые будут Вам интересны: