Второй раз в лёгкий класс

Случаи, в то время, когда более идеальный танк, принятый на вооружение, заменяли уступающей ему по чертям модификацией, очень редки. В советском танкостроении таким примером стал КВ-1с, во многом появлявшийся вынужденной мерой. Менее тяжёлая, чем КВ-1, эта машина имела и менее толстую броню, но за счёт понижения массы и более идеальной коробки передач выросли её подвижность и надёжность.

Наряду с этим сам танк подвергся массе улучшений и переделок.

При с немцами самый ярким примером для того чтобы парадоксального перевооружения стал Pz.Kpfw.II Ausf.F. Тут обращение шла о фактическом возвращении, с маленькими доработками, к менее идеальной модификации «двойки» (Ausf.C), чем уже принятая на вооружение (Ausf.D).

Обратно к рессорам

Вопрос о том, что шасси La.S.100 на большом растоянии от совершенства, в 6-м отделе Департамента оружий был поднят ещё в январе 1937 года. Не обращая внимания на то что компания MAN трудилась над модернизированной версией автомобили с новой ходовой частью, Генрих Книмкамп настоял на начале работ над совсем иным шасси. Оно должно было иметь торсионную подвеску и пара иную компоновку агрегатов.

Шасси взяло обозначение La.S.138, его возможности оценивали весьма высоко. В переписке работники 6-го отдела Департамента оружий La.S. именовали лишённым будущего и с нетерпением ожидали запуска новой версии Pz.Kpfw.II.

Второй раз в лёгкий класс

На деле обстановка была совсем не таковой радужной, какой она виделась германским инженерам. Для начала, работы по La.S.138 затянулись. Помимо этого, 18 июня 1938 года, в самый разгар работ по подготовке автомобили к производству, Управление оружий (Waffenamt) разрешило разработку танка под кодовым заглавием VK 9.01.

Подобное ответ конкретно можно считать показателем того, что над La.S.138 нависла угроза.

Новая командирская башенка стала одним из новшеств Pz.Kpfw.II Ausf.F. Она перекочевала с модернизации Pz.Kpfw.II Ausf.c-C

Да и сам танк, взявший обозначение Pz.Kpfw.II Ausf.D, был не таким совершенным, каким он казался своим создателям. Стало известно, что в один момент с переходом на торсионную подвеску боевая масса автомобили выросла на две тонны. Непременно, в этом была виновата далеко не одна подвеска.

Конструкторы усилили бронирование лобовой части корпуса и подбашенной коробки, а размещение внутренних агрегатов и узлов пара поменяли. Однако подобный рост массы совсем не обрадовал 6-й отдел Департамента оружий.

Наконец, скоро нанёс ответный удар и условно посланный на покой La.S.100. Созданные на данной платформе Pz.Kpfw.II Ausf.c и последовавшие за ним Pz.Kpfw.II Ausf.A-C были значительно более успешными автомобилями с позиций надёжности подвески. Оказалось, что на рессоры конструкторы махнули рукой совсем зря.

В следствии 43 Pz.Kpfw.II Ausf.D, изготовленные с октября 1938 по апрель 1939 года, в куда большем количестве изготовленных за тот же период Pz.Kpfw.II Ausf.C. Что же касается Pz.Kpfw.II Ausf.E, то семь выпущенных в данной модификации шасси так и не стали «простыми» танками и употреблялись как база при постройке огнемётных автомобилей.

С Pz.Kpfw.II Ausf.D на новую машину перекочевал смотровой прибор механика-водителя

На этом фоне нет ничего необычного, что уже в начале 1939 года отдел заказов танков и гусеничных автомобилей (Wa J Ru-WuG 6) запланировал выпуск новой серии танков — 9.Serie/La.S.100. В соответствии с начальному замыслу, первые пять танков 9-й серии предполагалось взять в мае 1940 года, окончание выпуска партии из 404 9.Serie/La.S.100 ожидалось в декабре того же года. Это означало, что выпуск «нехорошего» танка продолжится.

На второстепенных производственных базах

лето и Весна 1939 года стали временем важных изменений в германской танкостроительной программе. Компания MAN, разработчик и основная производственная площадка для Pz.Kpfw.II, как и ряд других фирм, переходила на выпуск Pz.Kpfw.III. По данной причине количества производства Pz.Kpfw.II быстро понижались.

С 81 танка в марте 1939 года в мае они упали до 14 автомобилей, а в будущем ежемесячный выпуск ни разу не превысил цифру в 10 танков.

Этот экземпляр предназначался для военных действий в Африке. Передние брызговики достаточно скоро «уходили»

Летом 1939 года единственной производственной площадкой для этого танка остался завод FAMO (Fahrzeug-und Motoren-Werke GmbH) в Бреслау (сейчас польский Вроцлав). Именно во второй половине 30-ых годов двадцатого века на FAMO начали производить 18-тонный полугусеничный тягач Sd.Kfz.9. Освоение данной очень непростой по конструкции автомобили существенно оказало влияние на сроки запуска в серию Pz.Kpfw.II Ausf.C.

Заказ был маленькой (35 танков), но производственные неприятности стали причиной тому, что в июле FAMO удалось сдать всего два танка. В августе их число выросло до пяти, столько же сдали в сентябре. Но по окончании октябрьского роста (восемь танков) в ноябре сдать удалось всего две автомобили.

Потом последовала продолжительная пауза, только в апреле 1940 года удалось выпустить последние девять танков.

Связана такая картина была с высокими утратами Pz.Kpfw.II в польской кампании. При безвозвратных утратах в 83 танка повреждённых автомобилей выяснилось куда больше. Для их ремонта потребовалось применять запчасти, каковые предназначались среди них и для сборки танков на FAMO.

Фальшивый смотровой прибор, установленный справа от настоящего, был визиткой данной модификации танка

По состоянию на 11 ноября 1939 года в качестве сборщиков новой 9.Serie/La.S.100 предполагалось применять мощности FAMO и Alkett. Датой начала выпуска Управление оружий (Waffenamt) считало май 1940 года, но тут в замыслы армейских уже начали вмешиваться новые факторы. Польская кампания продемонстрировала, что броню Pz.Kpf.II нужно усиливать.

На Pz.Kpfw.II Ausf.c-C вопрос решили установкой экранировки, на новых же танках башни и лобовую броню корпуса усилили сначала до 30 мм. Это потребовало башни чертежей и переделки корпуса, и по состоянию на 24 января 1940 года чертежи были ещё в работе.

Ещё одно изменение в конструкцию было добавлено 7 марта 1940 года. Вместо двустворчатого люка начальник взял башенку со смотровыми устройствами, что заметно улучшило ему обзор. Наряду с этим новшество снова сдвигало сроки начала выпуска 9.Serie/La.S.100. Отдел заказов танков и гусеничных автомобилей перенёс начало выпуска на июнь 1940 года.

Но, позднее стало известно, что в том месте трудились громадные оптимисты.

С некоторых ракурсов Ausf.F и Ausf.C фактически ничем не различаются

Кампания мая — июня 1940 года обошлась германским танковым силам в 240 Pz.Kpfw.II. Опять набралось много повреждённых автомобилей. Дополнительным тормозящим выпуск причиной было то, что сейчас FAMO и Alkett были кроме этого задействованы в выпуске Pz.Kpw.III. Скоро завод Alkett взял первый заказ и на выпуск САУ StuG III. Становилось всё более разумеется, что в Шпандау 9.Serie/La.S.100 производить не будут.

Решение по этому вопросу было принято 19 сентября 1940 года. Договор всецело перешёл к FAMO, но и в том месте к его исполнению были не готовы. Требовалась ещё одна площадка для выпуска многострадальных лёгких танков.

И нашлась она отнюдь не на территории Германии.

Данный танк был потерян на протяжении битв в Африке. приборы дымопуска и Новый глушитель, прикрытые бронированным кожухом, разрешают легко отличить Pz.Kpfw.II Ausf.F от автомобилей более ранних предположений

По результатам польской кампании в распоряжении немцев были польские фирмы. В их числе был завод Ursus, входивший в состав PZInz (Panstwowe Zaklady Inzynierii). Выпускавшиеся PZInz бронемашины и танки были немцам малоинтересными с позиций продолжения их производства. Ursus стал частью FAMO, поменяв наименование на Famo-Warschau. Вместе с тем часто завод в переписке так же, как и прежде обозначался как Ursus.

Как раз тут и было решено создать дополнительную площадку по производству танков. Так Ursus стал единственным заводом на территориях, захваченных немцами во время второй мировой, что производил германские танки и САУ.

Данный танк был выпущен заводом Ursus летом 1941 года. Он входил в состав 31-го танкового полка 5-й танковой дивизии

Первые 10 танков 9-й серии на польском заводе планировалось выпустить во всё том же сентябре 1940 года, к июлю 1941 года планировали выйти на уровень 40 автомобилей в месяц. Эти замыслы кроме этого были далёкими от настоящей картины. 1 октября 1940 года их скорректировали до выпуска первых трёх автомобилей в декабре 1940 года, но и это выяснилось несбыточной мечтой. В декабре замыслы смотрелись так: выпуск семи танков в январе 1941 года, следующие десять — в феврале.

1 марта, осознавая, что так больше длиться не имеет возможности, к помощи в освоении производства подключили Alkett. Общими усилиями Alkett и Ursus в марте 1941 года удалось наконец сдать семь танков. Что же касается завода FAMO, то первые танки 9-й серии покинули Бреслау лишь в августе 1941 года.

Временщик-долгожитель

К началу 1941 года танк модификации 9.Serie/La.S.100, в серии взявший обозначение Pz.Kpfw.II Ausf.F, пребывал в достаточно щекотливой ситуации. В июне 1940 года 6-й отдел Департамента оружий инициировал работу по созданию VK 9.03, лёгкого танка 10-тонного класса. Разрабатывали машину конструкторы MAN, наряду с этим активное участие в работах принимал и Генрих Книпкамп.

При схожем с Pz.Kpfw.II Ausf.F бронировании и вооружении машина должна была стать намного стремительнее. 9.Serie/La.S.100 предполагалось сделать временной заменой для этого перспективного лёгкого танка.

не сильный бронирование заставляло танкистов экспериментировать. В этом случае как дополнительная броня употреблялись траки

За два года, что прошли с момента принятия ответа о запуске производства Pz.Kpfw.II Ausf.F, машина изменилась мало. Технически новый танк повторял Pz.Kpfw.II Ausf.C. Главные трансформации претерпели башня и корпус. От сложной лобовой подробности корпуса было решено отказаться.

Вместо неё сделали значительно более несложную конструкцию, повторявшую по форме дополнительную броню, установленную на Pz.Kpfw.II Ausf.c-C.

Новую модификацию возможно легко отличить по форме лобовой части подбашенной коробки. От скоса в правой части конструкторы отказались, а механик-водитель взял смотровой прибор, подобный тому, что ставился на Pz.Kpfw.II Ausf.D и Pz.Kpfw.III Ausf.E. Справа от него поставили макет смотрового прибора, выполненный из алюминия.

По задумке авторов, это должно было сбить вражеских воинов с толку.

Мало изменилась форма левой части надмоторной плиты, но куда более заметным стало изменение глушителя. Чтобы разместить на кормовой плите блок устройств дымопуска, глушитель было нужно сделать заметно меньше. Минимальные трансформации претерпела и башня, практически не отличаясь от модернизации Pz.Kpfw.II Ausf.C.

Одним словом, если бы не производственные неприятности, каких-то препятствий для стремительного перехода на Pz.Kpfw.II Ausf.C не имелось.

Данный же танк с другого борта

Первые переделки конструкции нового танка начались ещё перед тем, как его запустили в серийное производство. Связаны они были с тем, что в Северную Африку отправились первые части Африканского корпуса. Чтобы танки имели возможность нормально трудиться в условиях пустыни, потребовалось усилить их совокупность вентиляции.

Так, у самых первых серийных Pz.Kpfw.II Ausf.F была предусмотрена возможность стремительной переделки в тропический вариант. Наборы брони поставлялись двумя фабриками: Deutsche Edelstahlwerke из Реймшайда, и Eisen und Huttenwerke AG из Бохума.

Танк с серийным номером 28329, выпущенный на Ursus в феврале 1942 года. Машина, входившая в состав 5-й танковой дивизии СС «Викинг», уже имеет забашенный ящик

Производство разворачивалось достаточно неспешно. По окончании выпуска в марте 1941 года семь танков, Ursus в Апреле — июня сдавал не более 15 автомобилей в месяц. На проектную мощность 20 танков в месяц завод вышел лишь в июле. Что же касается FAMO, то тут обстановка была и вовсе аховая.

За целый 1941 год в Бреслау ни разу не смогли преодолеть планку десять танков в месяц. В следствии в Варшаве были вынуждены взвинчивать темп, чтобы месячная отгрузка обоих фабрик соответствовала запланированной. По результатам до конца 1941 года удалось сдать 233 Pz.Kpfw.II Ausf.F.

Один из танков, потерянных немцами в Тунисе зимний период 1943 года

Поступление новых танков в армии началось ближе к лету 1941 года. В то время к танкам семейства Pz.Kpfw.II накопилась масса вопросов. То, что 20-мм автоматическая пушка очевидно не соответствует реалиям современной войны, наглядно продемонстрировала кампания во Франции. Не имел возможности похвастаться Pz.Kpfw.II и высокой подвижностью.

По этому показателю он ничем не выделялся на фоне средних танков.

Неудивительно, что в перспективной программе перевооружения Pz.Kpfw.II места не нашлось. Эта программа, датированная 30 мая 1941 года, была запланирована на пять лет и предусматривала поставку в танковые части 2592 VK 903. Их планировалось применять в качестве разведывательных автомобилей.

Но, как это часто бывает, замыслы далеко не всегда соответствовали реалиям. Итог программы VK 903 был печальным: ни в серии, ни кроме того в металле эту машину так и не выстроили. Но, даже если бы данный танк и показался на свет, то он, вероятнее, поделил бы участь «младшего брата», VK 901, известного и как Pz.Kpfw.II Ausf.G.

С грехом пополам MAN выстроил 45 таких танков, каковые в армиях не прижились.

Более перспективным направлением был танк-разведчик VK 13.01. Эта машина стала первым германским лёгким танком, что взял двухместную башню. Эволюционировав в VK 13.03, он в итоге был германским танком-разведчиком с самой успешной судьбой.

Действительно, кроме того в первой половине 40-ых годов двадцатого века уверенности в этом ещё не было. Работы по танку задерживались, для подстраховки была запущена программа Pz.Kpfw.38(t) n.A. и Skoda T-15.

Один из трофейных Pz.Kpfw.II Ausf.F на Научно-исследовательском полигоне Главного автобронетанкового управления Красной Армии (НИП ГАБТУ КА). Кубинка, 1944 год

Задержка в работе по созданию «полноценных» танков-разведчиков и опыт битв на Восточном фронте вынудили 6-й отдел Департамента оружий искать альтернативы. Начиная с ноября 1941 года Pz.Kpfw.II стали оборудоваться креплениями для установки дополнительных перископов. Утрата к этому времени более чем трети Pz.Kpfw.II от их начального числа на июнь 1941 года дала германским армейским пищу для размышлений.

Из частей всё чаще шли донесения о том, что лёгкие танки слабо соответствуют реалиям военных действий.

Если судить по отметине на лобовом странице, машину как минимум раз подбивали

Не обращая внимания на это, на первую половину 1942 года пришёлся пик производства Pz.направляться.II Ausf.F. Рекорд был поставлен в мае — 56 танков. Вместе с тем как раз в мае 1942 года над программой производства Pz.Kpfw.II был занесён топор.

Ещё в марте 1942 года огнемётные Pz.Kpfw.II (F) решили переделывать в самоходные артиллерийские установки. То же самое произошло и с Pz.Kpfw.38(t). Окончательное решение относительно сокращения выпуска Pz.Kpfw.II было принято летом 1942 года. 7 июня генерал-фельдмаршал Кейтель внес предложение всецело перейти на выпуск самоходных установок на их базе. Гитлер дал согласие на изготовление в таком виде половины танков.

29 июня часть САУ выросла до 3/4, а 11 июля было решено, что данный месяц станет последним для Pz.Kpfw.II.

Данный же танк, вид слева

За 1942 год FAMO и Ursus выпустили 276 Pz.Kpfw.II Ausf.F. Всего же их было произведено 509, другими словами намного больше, чем предполагалось изначально. Ввиду того, что договора много раз перезаключались, нумерация автомобилей оказалась мало рваной. В соответствии с изучениям Томаса Йентца и Хилари Дойла, серийные номера распределились следующим образом:

  • Ursus — 28001–28204;
  • FAMO — 28205–28304;
  • Ursus — 28305–28489;
  • FAMO — 28820–28839.

Прекращение выпуска Pz.Kpfw.II совсем не означало, что эти танки скоро провалятся сквозь землю из частей. По состоянию на 1 сентября 1942 года в армиях пребывало 1039 танков данного типа. Статистика утрат, каковые во второй половине 1942 года только единожды превышали цифру в 40 танков (43 в ноябре 1942 года), наглядно говорит о том, что из первой линии эти автомобили медлено выводились.

Сохранившиеся Pz.Kpfw.II неспешно переводились на исполнение иных задач: их применяли для разведки, в качестве командирских машин и машин артиллерийских наблюдателей.

В отличие от Pz.Kpfw.38(t), каковые по большей части были переделаны в самоходные установки или в тягачи, Pz.Kpfw.II продолжали работу. Значительно чаще они употреблялись в частях, где имелись самоходные установки на шасси Pz.Kpfw.II. По состоянию на 1 октября 1944 года в армиях всё ещё имелось 386 танков этого типа.

Как это часто бывает, родной «обвес» с полок всецело провалился сквозь землю, местами вместе с креплениями

Иногда автомобили отправлялись на фабрики, где проходили капремонт, после этого опять отправляясь в армии. Такая будущее была, к примеру, у Pz.Kpfw.семь дней Ausf.F, сейчас находящегося в парке «Патриот». К сожалению, номер его шасси не сохранился, но по номеру подбашенной коробки (28384) возможно высказать предположение, что танк выпущен на заводе Ursus в марте 1942 года.

Не ранее весны 1943 года танк прошёл капремонт, на протяжении которого ветхую краску с него всецело сняли, перекрасив в тёмно-жёлтый цвет Dunkelgelb nach Muster. Если судить по сохранившимся маркировкам, танк употреблялся как командирская машина второго батальона.

Составленная советскими экспертами схема бронирования Pz.Kpfw.II Ausf.F

Трофейные Pz.Kpfw.II Ausf.F много раз попадались в руки Красной армии. Но интереса для советских экспертов они практически не воображали. Для советского танкостроения данный танк был вчерашним днём ещё в первой половине 40-ых годов двадцатого века.

Аналогом германского лёгкого танка являлся коммунистический Т-70, против которого у Pz.Kpfw.II на поле боя было мало шансов.

литература и Источники:

  • Материалы NARA.
  • Материалы ЦАМО РФ.
  • Panzer Tracts No. 2–3 — Panzerkampfwagen II Ausf.D, E, and F development and production from 1937 to 1942, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2010.
  • Материалы из фотоархива автора.

TOП-5. Самые легкие классы в Blade and Soul

Темы которые будут Вам интересны: