Второй – лишний?

Второй по счету французский танк, «Сен-Шамон», показался без громадной военной необходимости. Армейское руководство уже «дало разрешение» на разработку CA1 «Шнейдер», и лишь борьба официальных инстанций, нёсших ответственность за выдачу заказов на бронетехнику, стала причиной появлению другого проекта. Нужно заявить, что по собственному качеству он не смог на большом растоянии обогнать «Шнейдер», не смотря на то, что и имел кое-какие преимущества

Строго говоря, создание танка «Сен-Шамон» (Saint-Chamond) было незапланированным и частично кроме того ненужным. Собственную роль тут сыграл антропогенный фактор. «Папа» французских танков Жан Этьен реализовал собственный проект в феноменальном порядке, вмешавшись с личной инициативой в исполнение компанией «Шнейдер» заказа на бронированную машину, взятого от французских артиллеристов.

Это задело национальный секретариат артиллерии и лично начальника военного управления моторизации, каковые и выдавали заказы на закупку соответствующей боевой техники, и они повторили собственный заказ на разработку бронетрактора, в этом случае компании FAMH, расположенной в городе Сен-Шамон. Из этого и взялось наименование новой автомобили. Так на самой заре военной техники у французской армии показалась не одна, а сходу две модели первого танка.

Второй – лишний?

Танк «Сен-Шамон» поздних серий (http://www.small-tracks.org)

27 апреля 1916 г., спустя два месяца по окончании начала разработки, проект был подготовлен. Государственный секретарь артиллерии доложил главнокому, что располагает вариантом бронированной автомобили, имеющей важные преимущества перед примером компании «Шнейдер». Армия не стала скупиться на металлическую новинку, талантливую приблизить окончание войны, и консорциум FAMH взял заказ на 400 автомобилей, для которого секретариат и стремился «обскакать» Этьена.

Нужно заявить, что спешка не отправилась на пользу новому детищу французского машиностроения: его было нужно дорабатывать на протяжении опробований, да и в целом машина была не через чур эргономичной. Но обо всем по порядку. Разработкой танка ведал основной конструктор компании FAMH (Forges et Acieries de la Marine et d’Homecourt) полковник Эмиль Римальо (Emile Rimailho).

За базу для новой военной машины он забрал, что не страно, «первопредка» всех британских и французских танков, трактор Holt. Но наряду с этим Римальо увеличил длину опорной поверхности гусениц в два раза, потому, что в принципе собирался создать машину дольше и просторнее, чем соперники из «Шнейдера». На ходовую часть ставилась клепаная броневая коробка корпуса со скошенными кормой и носом, на большом растоянии выходившими за габариты гусениц для уравновешивания друг друга.

Сборка танков «Сен-Шамон» (http://wwimodeller.co.nz)

В носу размешались главное пост и вооружение управления, в корме – дублирующий пост, между ними помещался двигатель с электрической трансмиссией «Кроше-Колард» (Crochet-Kolard), главным новшеством в конструкции танка. Бензиновый двигатель компании «Панар» (Panhard) мощностью 90 л.с. передавал крутящий момент на динамомашину, ток с которой поступал на два электродвигателя, приводивших в перемещение гусеницы.

Это облегчало работу водителя автомобили, но усложнение совокупности сказалось на ее надежности. Не смотря на то, что на опробованиях «Сен-Шамон» разгонялся до 12 км/ч, из-за опасений поломок в боевых условиях из него не выжимали больше восьми километров/ч. Крыша танка была сделана плоской, с двумя цилиндрическими башенками. Дополнительные броневые страницы на бортах защищали гусеницы.

Оружие танка составляли 75-мм пушка особой разработки в носу пулемёта и 4 корпуса совокупности «Гочкисс» калибра 8 мм, размещенные по периметру. Толщина бронирования первых образцов была следующей: лоб корпуса – 15 мм, борт – 8,5 мм, корма – 8 мм, крыша и днище – по 5 мм. Протяженность корпуса без пушки составляла 7,91 м, ширина – 2,67 м, высота – 2,36 м. Экипаж данной махины составлял 8 человек: начальник, шофер, наводчик, четыре пулеметчика и механик (что кроме этого имел возможность взяться за пулемет при необходимости).

Погрузка танка «Сен-Шамон» на ЖД платформу (http://wwimodeller.co.nz)

Недочёты данной модели выявились уж на протяжении первых опробований в середине 1916 г. Удлиненный корпус «Сен-Шамона» затруднял преодоление кроме того низких вертикальных препятствий (бесплатно что спереди и позади у него были установлены особые ролики), а любой ров шире 1,8 м попросту останавливал танк. К тому же стало известно, что для уникальной гусеницы шириной в 32 см машина через чур тяжелая (до 24 т) и вязнет во мокром грунте.

Дабы преодолеть эти «детские заболевания», с танка сняли броневую защиту гусениц, а их ширину увеличили вначале до 41 см, а позже и до 50 см. Это пара улучшило проходимость «Сен-Шамона», не столько в плане преодоления препятствий (для этого было нужно бы перепроектировать целый корпус), какое количество в плане передвижения по мягкой земле.

«Сен-Шамон», модифицированный в машину техподдержки (http://www.aviarmor.net)

Следующая серия модификаций была совершена уже в 1917 г., исходя из опыта настоящих военных действий. Во-первых, была скорректирована форма корпуса – крышу сделали с наклоном к бортам (потому, что в уникальной версии на нее было легко закинуть ручную гранату), а водителя и башенки командира – прямоугольными. Во-вторых, толщину лобовой брони увеличили до 17 мм, дабы ее не могли пробить новые германские бронебойные пули марки «К».

В-третьих, танк стали вооружать полевой 75-мм пушкой примера 1897 г., которая была универсальной и достаточно скорострельной за счет гидропневматического тормоза отката (умелый расчет в условиях полигона имел возможность достигнуть скорострельности до 30 выстрелов в 60 секунд).

Стёртый с лица земли «Сен-Шамон» (http://wwimodeller.co.nz)

направляться, но, подчернуть, что в настоящих условиях процесс модификации автомобилей шел не всегда последовательно. В следствии случалось, что новые башенки наваривались на ветхий корпус либо, к примеру, в новый корпус ставили прошлое орудие.

Всего за время выпуска «Сен-Шамона» было произведено 400 автомобилей, которыми были укомплектованы 12 танковых групп. К окончанию войны в строю оставалось только 72 автомобили этого типа. По окончании окончания военных действий больше половины (50 штук) переделали в транспортеры, остальные разрешили войти на слом.

Экипаж автомобили боевой. Редкая модификация «Сен-Шамона» с тремя башнями (http://www.chars-francais.net)

Резюмируя историю «Сен-Шамона», направляться подчернуть, что в хорошую сторону его выделяли электротрансмиссия и размещение артиллерийского орудия строго по оси танка, а не сбоку, как у CA1 «Шнейдер». Действительно, наводить его все равно приходилось поворотом всего танка, без этого угол наведения составлял всего от -4? до +10? по вертикали. По горизонту же он составлял только 8?, и с этим уже фактически ничего не было возможности сделать.

Помимо этого, пушка имела довольно долгий откат, почему танку и требовалась такая солидная носовая часть. Однако, он нес больший боезапас, чем CA1, и был более подвижен. В следствии у компании FAMH оказалась скорее самоходная артиллерийская установка, чем танк в полном смысле этого слова.

Но мастерство применения танков в сражении лишь начинало развиваться, в следствии чего «Сен-Шамоны» или бросали в лобовую атаку как простой танк, вперемешку с CA1 и FT-17, или применяли для ведения огня с закрытых позиций как полевую артиллерию.

Третий лишний 2 (2015). Трейлер для взрослых

Темы которые будут Вам интересны: