Всё страньше и страньше и страньше: особенности итальянского танководства

Как мы уже много раз показывали, бронетехническая идея в межвоенный период 1918-1939 годов пребывала в метаниях и исканиях — ни один конструктор ни в единой стране мира (достаточно богатой и промышленно развитой чтобы строить танки) не воображал себе, каков же должен быть «совершенный танк». Из этого проистекают поиски и многоразличные эксперименты предстоящих дорог развития — в случае если американец Кристи делал упор на манёвренность и скорость, то англичане продолжали испытания со сверхтяжелыми многобашенными автомобилями, данной же участи не избежал СССР — кстати СССР был единственной державой, создававшей многобашенные танки серийно.

Злые языки поговаривают, что самые бесчеловечные и устрашающие опыты с военной техникой производились во Франции, и тому имеется документальные подтверждения, но почему-то все в большинстве случаев забывают о таковой стране, как Италия — несомненно входившей в число индустриальных стран, строившей самолёты и отличные линкоры, но в области танкостроения показавшей себя, скажем открыто, с не самой приглядной стороны. Но, и не только в данной области.

Припомним ветхий анекдот: приходит Кейтель к Гитлеру и говорит: «Мой фюрер, Италия вступила в войну!» «Да? Ну тогда отправьте против них одну дивизию!» «Нет, мой фюрер — на отечественной стороне!» «Сто тысяч линий, срочно мобилизуйте Африканский корпус и ставьте во главе Роммеля, в противном случае нам финиш!»

Увы, на самолюбие потомков Цезаря, как именовал итальянцев пафосный и красноречивый дуче, вся история их участия во Второй мировой войны обязана оказывать угнетающее воздействие: по окончании всех «блистательных достижений» итальянской армии на фронтах от Франции до Греции и Албании брать Муссолини в союзники имел возможность лишь весьма самонадеянный человек. Но, ни для кого не секрет, что в ставке Гитлера все малахольные. Но раз уж обращение зашла об Африке, то давайте попытаемся коротко охарактеризовать этот театр боевых действий.

Всё страньше и страньше и страньше: особенности итальянского танководства

Большое количество, дешево и возможно показывать на парадах. Итальянский стиль танкостроя

Северная Африка для применения военной техники если не совершенна, то как минимум в полной мере приемлема. В плане рельефа местности, очевидно, а не климатических условий. Главные неприятели танков, сиречь грязь, глина, переправы и горы, отсутствуют. Песчаная либо каменистая равнина.

Автомобили страдают от пыли, но достаточно поставить дополнительные фильтры. Заодно направляться учитывать дополнительные факторы: снабжение, пополнение техникой и личным составом, а равняется уровень качества данной техники.

Исходно итальянцы завезли танчики в Африку на протяжении Итало-эфиопской войны 1935-36 годов — они числились по штату в единственной моторизованной дивизии, развернутой в Итальянском Сомали на Южном фронте. Никакой неточности — создатель намеренно использует слово «танчики» вместо «танки», потому, что на вооружении находились FIAT-3000 (практически — нелицензионная копия известного француза Renault FT-17, созданная на базе «импортозамещения» — строго с агрегатами и итальянскими узлами), и танкетки, о которых отправится обращение ниже.

FIAT-3000 и его команда

Но одно дело — вести войну против эфиопов, и совсем второе — против британцев, державших в Египте большую армию. А тем временем подступала Вторая мировая война…

И что же мы имеем у итальянской армии, сосредоточенной в Ливийской Киренаике к 1939 году? Историки говорят о «двухстах единицах итальянской военной техники». Помой-му не так не хорошо, в особенности против единственной английской 7-й танковой дивизии с шестьюдесятью пятью танками, среди которых было большое количество совсем устаревших к 1940 году Vickers Medium Mark II.

Теоретически, хорошее соотношение. Но разум нам подсказывает, что итало-английская танковая баталия смотрелась бы как сражение древности с древностью. Мы в далеком прошлом узнали, что в Англии с танкостроением были глубокие неприятности, но если сравнивать с Италией…

В профиль точно угадывается дед хороших танков — Renault FT-17

А сейчас давайте представим себе, как смотрелась главная бронетехническая единица итальянцев Carro Veloce CV-33. По национальной итальянской классификации эта штуковина числилась «легким танком». Во всем остальном мире автомобили для того чтобы типа именовались «танкетками». Три с половиной тонны боевой массы, башни нет и не было ни при каких обстоятельствах, оружие — один пулемет «Fiat-Revelli Modello 1914», в поздней версии — два.

Броня девять миллиметров. Нравится?

Верно, автору данного текста это также совсем не нравится. Если сравнивать с таким клопом английский Medium Mark II обязан смотреться «Маусом». Нужно раздельно добавить, что CV-33/35 создавалась на базе британской танкетки «Карден-Лойд» Mk.VI 1929 года. Итальянцы ее пара утяжелили, переделали корпус и поставили двигатель чуть замечательнее. В итоге оказалось… То, что оказалось.

В Италии машину гордо назвали «легким танком» и выпустили на фабриках «Фиат» большую серию — всего 1400 экземпляров, причем часть из них в отдельных модификациях: от мостоукладчика до командирской машины и огнемётного танка, куда не легко, но все-таки впихнули рацию. Правильнее не впихнули — по обстоятельству габаритов, всецело это исключающих — а установили снаружи с огромной дуговой антенной

Потом начались целые конфузы. Италия развязала упомянутую выше войну против Эфиопии, тогда именовавшейся Абиссинией — страной, полностью не развитой индустриально, многие солдаты императора Абиссинии были вооружены копьями и луками. Казалось бы, шпынять эфиопов посредством вооруженной пулеметом танкетки самое милое дело, но произошло непредвиденное. Углы горизонтального наведения пулемета в боевой рубке CV-33/35 были недостаточны, что разрешало эфиопам брать танкетки на абордаж толпой.

Массовой пехотной атакой.

Смотрелось это приблизительно следующим образом: к машине подбегает полсотни воинов императора Хайле Селассие, часть из них пулемет успевает выкосить, но остальные начинают выполнять по отношению к CV приблизительно те же действия, что нож к консервной банке. Еще возможно напихать горящей соломы в решетку двигателя либо в смотровые щели, полить керосином. Возможно ткнуть копьем в смотровые щели.

Словом, участникам экипажа не позавидуешь.

Куда я попал? Для чего я тут? — приблизительно такие мысли бродят в голове танкиста, если судить по выражению его лица

В боях не на жизнь а насмерть эфиопы сумели захватить и вывести из строя много танкеток соперника. Забираясь на автомобили, они разламывали и разбивали камнями траки, открывали люки и захватывали экипажи в плен. Натиск эфиопов заставил итальянцев покинуть г. Абби-Адди.

В числе трофеев оборонявшимся досталось пара совершено целых танкеток CV35, кинутых собственными экипажами.

Эмпирическим методом стало известно, что CV-33 не может противостоять кроме того вооруженному орудиями каменного века, но храброму и бессчётному неприятелю. Второй конфуз произошёл во времена гражданской войны в Испании — Муссолини помогал генералу Франко техникой, были посланы повоевать и эти злополучные танкетки. А на стороне республиканцев вести войну новейшие советские быстроходные танки БТ-5 и более медлительные, но также хорошие Т-26 с пушечным оружием.

Роль, с которой CV-33 справлялся оптимальнее — трудиться пьедесталом для дуче

Самое время задаться вопросом: а какова, фактически, была большая скорость у CV-33? Отвечаем: очень огорчительная. 14 км/ч по шоссе. В случае если продолжать сравнение с «Маусом», то он выдавал аж целых 20 км/ч на жёсткой ровной поверхности при массе в 65 раза больше, чем CV. Советские БТ щелкали итальянские автомобили как орешки.

Добавим ко мне ужасающий обзор, отсутствие раций на всех танкетках не считая командирских, довольно часто ломающуюся запас и подвеску хода на полном баке в жалкие сто тридцать километров… Сейчас осознаёте, с какой, с позволения сообщить, «военной техникой» итальянцев столкнулись британцы в Африке?

Возможно возразить: но так как у Италии в первой половине 40-ых годов двадцатого века точно были и другие танки!? Были. Но мало.

Это вопрос умной статистики, тут как развернуть. Двухпулеметная модификация C.V.3 на начало 1940 года составляла большую часть итальянского, простите, «танкового парка», проходя по документам как раз как «легкий танк». Другими словами потребность армии в бронетехнике полностью удовлетворена.

Скажем больше: статистика показывала, что по неспециализированной численности «танков» Италия пребывала приблизительно на равных с Германией либо Францией!

Имеется обоснованное вывод, что за для того чтобы рода очковтирательство товарищ Сталин мигом послал бы виновных осваивать просторы Сибири под бдительным надзором прекрасно вооруженных сотрудников НКВД. В СССР сейчас отправляли в производство Т-34, Германия производила Pz.IV, а британцы «Матильду», каковые были способны раздавить CV-33 и этого не подметить!

Но их большое количество!

Но, это не «очковтирательство», а итальянская специфика. Сейчас осознаёте, какой союзник достался Германии? Вообразите: Гитлеру докладывают, словно бы в Африке у итальянцев имеется 200 легких танков против неполных семи десятков таких же у британцев… И так как ни словечка лжи! Легкий танк?

Само собой разумеется, так в документах написано! Немцы привыкли верить документу с подписью и круглой печатью важного лица! И так как в ОКВ-ОКХ верили.

В этом — вся Италия времен тридцатых: множество громких слов, хвастовства, отчетов о фиктивных достижениях и липовых победах, а на деле — целая танкетка CV-33/35, а не Итальянская империя во главе с великим дуче Бенито Муссолини.

* * *

Но, хватит лирики, давайте продолжим разговор о вызывающих большие сомнения удачах «главного легкого танка». К примеру, в Испании Carro Veloce был затаранен советским Т-26 — последний взял незначительные повреждения и еще на всякий случай добавил боеприпас из 45-миллиметрового орудия. Итог предсказуем — целый экипаж CV погиб.

Известно о нескольких случаях тарана, и все они заканчивались для итальянцев плачевно.

Уже в самом финише Гражданской войны в Испании случился, прямо скажем, совсем отвратительный случай с участием CV-35. На протяжении отступления республиканских армий 17 января 1939 г. республиканские газеты сказали о подвиге капрала по имени Селестино Гарсия Морено.

Поблизости от Санта Колома де Куералт капрал встретился лицом к лицу с тринадцатью ручными гранатами и итальянскими танкетками повредил ходовую трех из них, а после этого при помощи киркомотыги открыл у них люки и забрал в плен пятерых танкистов, по окончании чего остальные десять танкеток обратились в бегство. Поверим? В итоге, Кейтель с Гитлером верили же в «200 новейших легких танков»?

В июне 1940 года эти танкетки были единственными гусеничными военными машинами, которыми располагала итальянская армия в Ливии. К моменту сражения у Киренаики семь танковых батальонов имели в общем итоге 324 автомобили всех модификаций, большей частью CV-35. Первый бой с британцами состоялся 16 июня. Итальянская моторизированная колона в сопровождении двадцати девяти танкеток CV-35 была атакована бронеавтомобилями и британскими танками.

С английской стороны в столкновении принимали участие крейсерские Tank Cruiser Mk.I (он же А9, причем ВСЕ эти автомобили к Январю списали за крайней устарелостью!) и бронеавтомобили Rolls-Royce, при помощи 2-фунтовых противотанковых орудий.

Бронеавтомобили Роллс-Ройс мод. 1924 Mk I. С этим соперником CV-33/35 еще хоть как-то имели возможность бодаться…

…а с этим — уже нет. Cruiser Tank Mk.I, к тому времени уже считавшийся устаревшим

Бой закончился катастрофическим поражением итальянцев, каковые утратили две трети танкеток. 20 июня Верховный главнокомандующий и губернатор Ливии итальянской Северной Африки Бальбо отправил в генеральный щтаб следующее сообщение:

Отечественные танки устарели. Английские пулеметы легко пробивают их броню. У нас нет бронеавтомобилей. Противотанковое оружие кроме этого устарело, но, и к нему нет снарядов.

Так, битвы преобразовываются в сражения по типу “мясо против железа”.

Что предприняло итальянское руководство? Правильно! переформирование и Очередную реорганизацию, в Рим полетели радужные отчеты — уж теперь-то, по окончании создания «Особой бронебригады» (Brigata Corazzata Speciale) мы надерем холку этим любителям пудингов!

Но ни перетасовка сохранившихся подразделений, ни передача сохранившихся танкеток в новые дивизии, ни прибытие подкреплений из Метрополии (совсем правильно – с CV на вооружении!) никак не оказали влияние на боеготовность, маневренность либо оружие злосчастного Carro Veloce. Воз остался в том месте, где стоял…

Лев, думается, недоумевает. Его можно понять

Ровно те же результаты были продемонстрированы и при вторжении в Грецию: медлительные, не владевший связью CV было практически нереально применять в горной местности, греки без особенных затруднений повторили эфиопский подвиг — попросту забрали захватом пара неповрежденных автомобилей, и после этого применяли их в собственных целях. Пятьдесят пять танкеток ухитрились поучаствовать кроме того в операции «Барбаросса», где они ровным счетом никак себя не показали, а уже к лету 1942 года были посланы обратно в Италию за полной их бесполезностью.

В сухом остатке мы имеем совсем фантастический конфуз, превосходящий всё доселе известное в истории мирового танкостроения — выпущенная огромной серией в 1400 экземпляров разных модификаций (CV-33/35/38) машина скорее не помогала итальянцам вести войну, а только затрудняла боевые действия. Фактически на всех фронтах, где успела отметиться танкетка, она терпела сокрушительные поражения кроме того от таких соперников, как Т-26 либо А9, кроме этого совсем устаревших к началу Второй мировой войны.

Германские воины нашли использование CV-35 — на нем возможно кататься!

…А на столе Бенито Муссолини красовался отчет армейского ведомства: потребности армии в бронетехнике всецело удовлетворены, по числу современных танков Италия превосходит не только Францию, но и Германию…

Алиса: все страньше и страньше…

Темы которые будут Вам интересны: