Всё ещё на вторых ролях

Во Вторую мировую войну германская армия вошла с достаточно необычной обстановкой в совокупности танкового оружия. Средний танк Pz.Kpfw.III, что создавался как основной, на деле сейчас был самым маленьким в вермахте. Что же касается другого среднего танка, Pz.Kpfw.IV, то он проектировался как машина помощи, но наряду с этим в армиях таких автомобилей выяснилось практически в четыре раза больше, чем Pz.Kpfw.III.

Уравнять численность танков этих двух типов в армии германская индустрия смогла лишь в самом финише 1939 года. К этому времени в серию отправилась уже новая версия танка помощи — Pz.Kpfw.IV Ausf.D, причём она в некоем смысле стала возвращением к исходной концепции.

Возвращение курсового пулемёта

Весна 1938 года была решающей для судьбы Pz.Kpfw.IV. Дело в том, что 6-й отдел Управления оружий всерьёз задумался над тем, дабы убрать детище концерна Krupp из производственной программы. Вместо Pz.Kpfw.IV предполагалось создать танк помощи на базе Pz.Kpfw.III, унифицировав, так, по агрегатам и основным узлам оба средних танка.

Всё ещё на вторых ролях

С одной стороны, мысль была здравая. Но направляться учесть, что Pz.Kpfw.III в то время переживал далеко не лучшие времена. А производство Pz.Kpfw.IV не без неприятностей, но однако шло, да и в определённую клиентами весовую категорию конструкторы Krupp попали с первого раза.

Так, в то время, когда 2 мая 1938 года Эрих Вольфёрт, ведущий инженер Krupp, критиковал идеи объединения двух танков на одной платформе, победа была на его стороне. 6-й отдел Управления оружий был должен уступить, потому что за Вольфёртом был не только промышленный гигант, но и здравый суть.

Урок, но, не отправился на пользу, и с идеей единого шасси для танков двух типов 6-й отдел Управления оружий тягался всю войну. Порыв данный, одним из инициаторов которого являлся Генрих Книпкамп (Heinrich Ernst Kniepkamp), с завидным постоянство преобразовывался в забег по граблям, причём любой раз должных выводов из случившегося ранее не делалось.

Pz.Kpfw.IV Ausf.D в исходной конфигурации. В металле машина смотрелась пара в противном случае

Требования к танку помощи, в это же время, продолжали расти. Ещё в первых числах Января 1938 года начались дискуссии черт четвёртой модификации танка, взявшей обозначение 4.Serie/B.W.

Одним из первых пунктов в повестке стало возвращение на место курсового пулемёта. Кто-то наверху, наконец, осознал, что из пистолетного порта очень кроме того не постреляешь, не говоря уже о том, дабы куда-то попасть. Было решено применять установку Kugelblende 30, созданную для Z.W.38 (будущего Pz.Kpfw.III Ausf.E). Она имела значительно более успешную защиту, чем шаровая установка Pz.Kpfw.IV Ausf.A.

В связи с возвращением курсового пулемёта лобовой лист подбашенной коробки снова взял характерную ступень.

Схема, наглядно демонстрирующая внутреннее устройство танка

10 марта 1938 года произошло заседание в Берлине, где сотрудники концерна Krupp и 6-го отдела Управления оружий обсудили возможность усиления бронирования танка. Толщина бортовой брони корпуса, подбашенной башни и коробки, составлявшая 14,5 мм, была признана недостаточной. Требовалось расширить её до 20 мм, дабы на дальних расстояниях танк не поражался огнём 20-мм автоматических пушек.

Помимо этого, толщину дна армейские просили расширить с 8 до 10 мм.

Ответ на новые требования пришел 12 апреля. В соответствии с подсчётам инженеров, повышение толщины брони увеличивало боевую массу танка на 1256 кг, практически до 20 тысячь киллограм. За этим потянулись трансформации и по отдельным элементам корпуса.

Иную форму взяли лючки в районе поддерживающих катков, изменились воздухозаборники моторного отделения. В последних числах Апреля были созданы траки с увеличенными зубьями, а количество ограничителей хода подвески было увеличено до пяти на борт (по одному у трёх передних тележек и два у задней).

Серийный Pz.Kpfw.IV Ausf.D, весна 1940 года

Определённые трансформации были внесены и в конструкцию башни. Прежде всего, переделке подверглась бронировка орудийной совокупности. Дело в том, что употреблявшаяся ранее конструкция была очень уязвимой к вражескому огню.

Пуля либо осколок боеприпаса, попадая в зазор между элементами бронировки, в полной мере имели возможность заклинить орудие в вертикальной плоскости. В последних числах Мая 1938 года началась разработка новой защиты для пушки. Новая бронировка совокупности пребывала с внешней стороны башни и значительно лучше справлялась со своей задачей.

Толщина бронировки была увеличена до 35 мм.

Помимо этого, были заменены смотровые устройства на бортах башни и бортовых люках.

Навеска громадного количества запасных траков была весьма нередким явлением

В то время, когда 4 июля 1938 года с концерном Krupp, наконец, был подписан договор на изготовление танков модификации 4.Serie/B.W., машина достаточно очень сильно преобразилась. В соответствии с договору, фабрики Grusonwerk, одного из подразделений Krupp, должны были изготовить 200 танков данной серии.

В октябре договор был расширен. Войска СС заказали 48 танков, каковые взяли обозначение 5.Serie/B.W.. Практически они ничем не отличались от 4.Serie/B.W.

К слову, в итоге эти автомобили в части СС так и не попали, потому, что вместо них было решено заказать штурмовые САУ StuG III.

Танки 4-й и 5-й серий взяли обозначение Pz.Kpfw.IV Ausf.D. Автомобилям присваивались серийные номера в диапазоне 80501–80748.

На опыте двух первых кампаний

Серийное производство Pz.Kpfw.IV Ausf.D началось в октябре 1939 года. В отличие от Pz.Kpfw.III, выпуск которых производители форсировали, особенных рывков в производстве танков помощи не было. До конца 1939 года было собрано 45 танков, в будущем количества в среднем составляли 20–25 автомобилей в месяц.

Всего к 1 мая 1940 года было произведено 129 автомобилей данной модификации.

Сорванные башни были достаточно обыденным явлением и для Pz.Kpfw.IV Ausf.D. Франция, май 1940 года

В это же время, ещё в марте 1939 года было решено, что в будущем вермахт продолжит заказывать эти танки, причём автомобили 6-й серии (6.Serie/B.W.) будут впредь обозначаться как Pz.Kpfw.IV Ausf.E. Новый договор на изготовление 223 танков этого типа был подписан в июле 1939 года. В целом данный танк должен был повторять предшественника, но уже в мае стали появляться кое-какие трансформации.

Для начала, смотровой прибор механика-водителя, не изменявшийся с Pz.Kpfw.очень плохо Ausf.B, было решено поменять на Fahrersehklappe 30. Данный прибор отличался тем, что вместо массивных подробностей, ходящих вверх-вниз, в нём употреблялась «ресничка» толщиной 30 мм. Она значительно надёжнее закрывала смотровую щель, прикрытую стеклоблоком, да и её конструкция была куда несложнее.

Провалился сквозь землю и большой вентиляционный люк с крыши башни, вместо него показался вентилятор. На место перископического прибора переместился лючок для сигнальных флажков. Изменилась и форма командирской башенки.

Pz.Kpfw.IV Ausf.D выпуска апреля 1940 года, имеющий экранировку подбашенной коробки, а заодно – и дополнительную броню лобового страницы корпуса

То, что Ausf.E в запланированном виде точно не отправится в серию, да и Ausf.D ожидают определённые трансформации, стало ясно по окончании польской кампании сентября 1939 года. Дело в том, что польские армии массово применяли против германских танков 37-мм противотанковые пушки Armata przeciwpancerna 37 mm wz. 36 Bofors.

Кроме того не обращая внимания на то что польские боеприпасы были не наилучшего качества, они с уверенностью пробивали германские автомобили во всех проекциях. Не очень помогло тут и усиление лобовой подробности до 30 мм.

В осеннюю пору 1939 года стали проводиться изучения по обнаружению возможности дополнительно нагрузить Pz.Kpfw.IV бронёй ещё на полторы тонны и довести его боевую массу до 21,4 тысячь киллограм. Опробования продемонстрировали, что танк в полной мере нормально переносит такое повышение массы.

18 декабря 1939 года 6-й отдел Управления оружий скорректировал задание по 4.Serie/B.W. и 5.Serie/B.W. Последние 68 танков должны были взять корпуса с усиленными до 50 мм лобовыми страницами. Но к старту кампании во Франции, начавшейся 10 мая 1940 года, Pz.Kpfw.IV Ausf.D всё ещё выпускался с лобовым страницей толщиной 30 мм.

Pz.Kpfw.IV Ausf.E из состава 20-й танковой дивизии, лето 1941 года

Первые же битвы продемонстрировали, что такая неспешность очень опрометчива. Само собой разумеется, 37-мм короткоствольные пушки, каковые ставились на последовательность французских танков, включая FCM 36 и Renault R 35, лобовую броню толщиной 30 мм пробить не могли. Но совсем не они были главными соперниками германских танков.

С противотанковой артиллерией у французов дела обстояли хорошо, и для неё броня толщиной 30 мм отнюдь не была чем-то запредельным. Ещё хуже для немцев было то, что множество французских танков имел в качестве главного оружия пушки калибром 47 мм.

Утраты Pz.Kpfw.IV во Франции были ещё более высокими, чем в сентябре 1939 года в Польше. Из 279 Pz.Kpfw.IV, имевшихся в частях на 10 мая 1939 года, 97, другими словами более трети, были безвозвратно утрачены. Битвы мая-июня 1940 года кроме этого продемонстрировали, что 75-мм короткоствольная пушка практически бессильна против танков с противоснарядной бронёй.

Стало ясно, что проблему нужно решать, и решать оперативно. Ещё 15 мая концерн Krupp отрапортовал о том, что изготовлена и испытана экранировка для корпуса и подбашенной коробки. Лоб подбашенной коробки взял дополнительные страницы толщиной 30 мм, благодаря чему неспециализированная их толщина выросла до 60 мм.

Борта были усилены экранами толщиной 20 мм. Позднее в дополнение к этим экранам было произведено усиление для лобового страницы корпуса, наряду с этим для дополнительного усиления сверху и снизу показались уголки.

Однако до конца французской кампании ни одного набора экранировки войска так и не взяли. Поставки начались только 25 июня, в то время, когда они уже были, в неспециализированном-то, не очень и необходимы. С июля 1940 года танки стали штатно оснащаться экранами.

Тогда же толщина лобового страницы корпуса, бронировки и башни орудийной маски увеличилась до 50 мм.

Как возможно подметить, не все Pz.Kpfw.IV Ausf.E взяли экраны

Ещё одна важная видоизменение с Pz.Kpfw.IV Ausf.D произошла в августе 1940 года. В соответствии с принятому 3 июня того же года ответу, последние 68 танков 4.Serie/B.W. и 5.Serie/B.W. были изготовлены с подбашенными коробками и башнями 6.Serie/B.W. Последние такие автомобили были поставлены в армии в октябре 1940 года, по окончании чего в серию пошли танки модификации Pz.Kpfw.IV Ausf.E.

Автомобили данной серии взяли серийные номера 80801–81006. Отличить их от последних 68 Pz.Kpfw.IV Ausf.D возможно только при условии, что известен серийный номер автомобили. Дополнительную путаницу в происходящее вносит тот факт, что не все Pz.Kpfw.IV Ausf.E, не говоря уже об Ausf.D, взяли экраны на лобовую часть подбашенной коробки.

Pz.Kpfw.IV Ausf.D с дополнительным бронированием Vorpanzer, 1942 год

В начале 1941 года кое-какие танковые части пробовали самостоятельно делать экранировку, но сверху пришёл приказ эту деятельность прекратить. Однако, на свет показалась ещё одна модификация, узнаваемая кроме этого как Vorpanzer. Отличалась она тем, что на передней части башни крепились достаточно массивные экраны. Ставили их на танки модификаций Ausf.D, E и F. "Наверное," употреблялись Vorpanzer только танковой дивизией «Великая Германия» (Gro?deutschland).

Считается, что дивизия применяла их лишь на учениях, но существуют и фронтовые фотографии, каковые подобные утверждения опровергают.

Для иных целей и переправ

Полностью заказы по танкам Pz.Kpfw.IV 4-й, 5-й и 6-й серий не были выполнены. Кое-какие из общего количества заказанных Pz.Kpfw.IV Ausf.D пошли на другие цели. 16 шасси выпуска марта-апреля 1940 года пошли на изготовление мостовых танков Bruckenleger IV b. Эти автомобили вошли в состав инженерных батальонов, приданных танковым дивизиям.

Они употреблялись в составе частей, сражавшихся на протяжении кампании мая-июня 1940 года во Франции.

Bruckenleger IV b, весной 1940 года была выпущена серия из 16 таких автомобилей

В это же время, летом 1940 года Krupp изготовил и 16 наборов подбашенных коробок и башен. Позднее три мостовых танка с номерами 80685, 80686 и 80687 были переделаны в простые Pz.Kpfw.IV Ausf.D. В соответствии с отчёту за май 1941 года, из 29 выпущенных Pz.Kpfw.IV 13 относились к 4.Serie/B.W. Так, 247 автомобилей модификации Ausf.D однако отправились в армии как простые танки.

Последняя, 248-я машина с серийным номером 80625 употреблялась как тестовое шасси.

Bruckenleger IV c из состава 39-го танкового инженерного батальона, 1941 год

Мало другая обстановка сложилась с Pz.Kpfw.IV Ausf.E. Вместо 223 танков, каковые планировалось выстроить изначально, в том либо другом виде было выпущено 206 автомобилей, из них 200 – как простые танки. В январе 1941 года 4 шасси 6.Serie/B.W. было послано на Magirus, где из них выстроили мостоукладчики Bruckenleger IV c. Как и автомобили прошлых серий, направились они в 39-й танковый инженерный батальон, приданный 3-й танковой дивизии.

В таком виде они принимали участие в битвах на Восточном фронте летом 1941 года.

Так смотрелись Pz.Kpfw.IV Ausf.E 81005 и 81006 с новой ходовой частью

Будущее последних двух танков 6-й серии, номера 81005 и 81006, была ещё более занимательной. 14 декабря 1940 года 6-й отдел Управления оружий дал разрешение концерну Krupp на разработку новой ходовой части. Главным её отличием стало то, что диаметр опорных катков вырос до 700 мм, а дабы все они смогли поместиться, их было нужно разместить в шахматном порядке. Ширина траков наряду с этим выросла до 422 мм. В течение 1941–42 годов эти автомобили деятельно испытывались, а после этого танк 81005 был в учебном центре Вюнсдорф.

Кроме этого как минимум один танк был переделан в подвозчик снарядов для тяжёлой самоходной мортиры Gerat 040 («Карл»).

Tauchpanzer IV из состава 18-й танковой дивизии

Наконец, часть серийных танков была переделана в очень специфичные спецмашины. В августе-июле 1940 года 48 Pz.Kpfw.IV Ausf.D были переоборудованы в Tauchpanzer IV, танк для преодоления рек по дну. На танк устанавливались крепления для особых герметичных чехлов, и ставились крышки на воздухозаборники.

Помимо этого, употреблялся особый шланг с поплавком, через что шла подача воздуха в машину. Подобно было переделано некое количество Pz.Kpfw.IV Ausf.E выпуска января-марта 1940 года. Подобные автомобили употреблялись в июне 1941 года в составе 18-й танковой дивизии.

Машина помощи Блицкрига

В апреле 1941 года начался выпуск 7.Serie/B.W., он же Pz.Kpfw.IV Ausf.F. Данный танк был создан с учётом опыта кампаний первых двух лет войны. Но главным танком помощи германской армии он стал лишь в осеннюю пору 1941 года.

Из 441 Pz.Kpfw.IV, каковые к 22 июня 1941 года сконцентрировались на границе с СССР, они составляли меньшинство. Базой же были Pz.Kpfw.IV Ausf.D и Ausf.E.

К тому времени танки этих модификаций пара видоизменились. 14 февраля 1941 года в Триполи прибыли первые германские танки, а 16 числа был организован Африканский корпус. Вследствие этого ещё в первых числах Февраля был создан «тропический» комплект для совокупности вентиляции.

С марта на танки стали ставить забашенный ящик для личных вещей. Потому, что он изначально разрабатывался для Африканского корпуса, его прозвали «ящик Роммеля». Ставился он далеко не на все танки. На многие танки коробки на башнях не устанавливались вовсе, а вместо них аналог размещался на борту корпуса.

А в некоторых подразделениях создали личный «Ящик Роммеля», по форме отличающийся от штатного.

И это было только начало всевозможных переделок, каковые внедрялись на уровне танковых дивизий, а время от времени – кроме того на уровне батальонов. Сам по себе «обвес», что взяли Pz.Kpfw.IV лишь за 1941 год, – это тема для отдельного громадного материала.

Pz.Kpfw.IV, попавшие в Африку, были, образно выражаясь, в тепличных условиях. В феврале 1941 года в том направлении было послано 20 танков, 3 из которых были потерянными в пути, ещё 20 штук прибыло в апреле. Единственным по-настоящему страшным соперником для них были «Матильды», что прежде всего о было связано с толстой бронёй этих британских танков.

2-фунтовые (40-мм) пушки, находившиеся на британских автомобилях, имели возможность пробивать экранированный лоб Pz.Kpfw.IV лишь в упор, и подобные случаи были редки.

Результат встречи Pz.Kpfw.IV с КВ-2, лето 1941 года

Совсем иные условия были на Восточном фронте. На протяжении битв в последних числах Июня 1941 года безвозвратно утрачено было всего 15 Pz.Kpfw.IV. Во многом это связано с тем, что соперниками их были Т-26 и БТ, выступавшие совсем в второй весовой категории. Внесла свою лепту и ситуация полной неразберихи первых недель ВОВ.

Но, уже в июле 109 танков, другими словами четверть от изначального количества, была списана в металлолом. За август к ним прибавилось ещё 68 автомобилей. Всего же за 1941 год немцы утратили на Восточном фронте 348 Pz.Kpfw.IV, другими словами больше 3/4 от начального их числа.

Винить в таких больших утратах германские танкисты в полной мере справедливо имели возможность и 6-й отдел Управления оружий, очень легкомысленно подошедший к вопросу усиления бронирования. Практически установленная на танки экранировка соответствовала опыту кампании сентября 1939 года. Наряду с этим был обойдён вниманием тот факт, что уже у французов имелись 47-мм танковые и противотанковые пушки.

И сделано это было совсем зря: кроме того 47-мм танковая пушка SA 35 с длиной ствола 32 калибра, как продемонстрировали опробования в СССР, без неприятностей пробивала 50 мм броню германских танков на дистанции 400 метров.

Ещё более тяжело для немцев смотрелись характеристики 47-мм противотанковой пушки Canon de 47 Mle.1937, у которой протяженность ствола составляла 50 калибров. На дистанции в километр она пробивала броню толщиной 57 мм. Немцы в полной мере обоснованно имели возможность высказать предположение, что французы не единственные, кто владеет более замечательной танковыми орудиями и противотанковой артиллерией, чем поляки.

Трофейный Pz.Kpfw.IV Ausf.E из состава 20-й танковой дивизии, НИИБТ Полигон, август 1941 года

В конечном счёте, за просчёты армейского управления в оценке оружия соперника вермахту было нужно платить их экипажами и танками. До тех пор пока главными соперниками Pz.Kpfw.IV были Т-26 и БТ, всё складывалось для германских танкистов довольно хорошо. В будущем же всё чаще им было нужно сталкиваться с Т-34 и КВ-1, вооружёнными 76-мм пушками.

К тому же часть танков была только с частично утолщенным бронированием, что заметно уменьшало шансы сохраниться кроме того под огнем 45-мм танковых и противотанковых пушек.

Определенную лепту внесли и тяжёлые танки КВ-2. Попадание его 152-мм боеприпаса в германский танк превращало тот в груду металлолома. Но, и пробитие вторыми боеприпасами не несло ничего хорошего.

Случаи подрыва боекомплекта были для Pz.Kpfw.IV достаточно нередким явлением. Стоит подчернуть, что против Т-34 и КВ-1 германские танки были практически бессильны. Штатные бронебойные боеприпасы практически не имели результата против новых советских танков, а созданные и имевшиеся на вооружении ещё в апреле 1941 года кумулятивные боеприпасы 7.5 cm Gr.Patr.38 Kw.K.

Гитлер дал применять лишь в феврале 1942-го.

Эта же машина спереди. Видны попадания и расколотый экран недалеко от смотрового прибора механика-водителя

Уже в августе 1941 года трофейный Pz.Kpfw.IV Ausf.E из состава 20-й танковой дивизии был доставлен на полигон Научно-исследовательского испытательного университета бронетанковой техники (НИИБТ Полигон) в Кубинку. Машина была достаточно очень сильно повреждена: имелись пара попаданий в лобовую часть корпуса, и частично сбитой была экранировка недалеко от смотрового прибора механика-водителя. Сотрудниками Полигона была составлена краткая черта, в соответствии с которой боевую массу танка, обозначенного как «Средний танк Т-IV выпуска 1939–40 гг.», оценили в 24 тонны, а большую скорость – в 50 км/ч. По окончании предварительных расчётов были сделаны следующие выводы:

  • «Броневая защита танка T-IV поражается артиллерией всех калибров.
  • Башня танка, смотровые люки, шаровая установка пулемёта радиста поражаются крупнокалиберным стрелковым оружием».

Трофейные Pz.Kpfw.IV с конца 1941 года стали достаточно нередким явлением. Однако, приведением в работоспособное состояние захваченного ещё летом 1941 года танка либо попытками заполучить ходовой трофей НИИБТ Полигон не занимался.

Во многом это связано с тем, что особенного интереса к танку советские армейские не показали. Похоже, что он рассматривался ими как дополнение к Pz.Kpfw.III, при том что двигатель и боевая масса двух средних танков были схожими. Приблизительно по тем же обстоятельствам не произошло восстановление до ходового состояния и StuG III Ausf.B.

Более ответственной задачей считалось изучение ходовых черт трофейных Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.38(t), а тратить время на второстепенные автомобили посчитали тщетным занятием.

В отличие от StuG III, лобовая броня трофейного Pz.Kpfw.IV Ausf.E 45-мм боеприпасу была в полной мере по зубам

В сентябре 1942 года состоялись опробования, на протяжении которых по трофейному танку вёлся пламя из разного оружия. В первую очередь его обстреляли из пулемёта не сильный. Стало известно, что борт башни ДШК не пробивает кроме того с дистанции 50 метров, но на дистанции 100 метров удалось пробить борт и корму корпуса.

Значительно увлекательнее были опробования обстрелом из 45-мм пушки, установленной в танке Т-70. На дистанции 50 метров был пробит лобовой лист корпуса толщиной 50 мм. Стоит подчернуть, что трофейную САУ StuG III эта же пушка не пробила.

Борта толщиной 40 мм (20+20 мм) были пробиты на дистанции 400 метров.

Окончательным решением суда германскому танку был обстрел из 76-мм пушки Ф-34, установленной в среднем танке Т-34. Лобовой лист был пробит на дистанции в 500 метров (входной диаметр сквозной пробоины — 90 мм, выходной — 100 мм). Следующий выстрел, сделанный с дистанции 800 метров, расколол лист на две части. При стрельбе с дистанции 800 метров в борт корпуса боеприпас пробил 40-мм броню с правой стороны, взорвался в и вышел с левой стороны.

При стрельбе фугасным боеприпасом в борт первым попаданием сорвало боковой башенный люк, вторым боеприпасом сорвало командирскую башенку, а попадание в борт моторного отделения (толщина 20 мм) стало причиной появлению пролома размером 130?350 мм. Обстрел с громадных расстояний было решено не создавать – и без того всё было ясно.

Кроме обстрела, экспертами НИИ-48 было совершено башни конструкции и изучение корпуса.

Один из Pz.Kpfw.IV Ausf.D, перевооружённых пушкой 7.5 cm KwK 40 и взявших бортовые экраны

В июле 1942 года немногие оставшиеся в строю танки модификаций Ausf.D и Ausf.E были модернизированы. Вместо штатной пушки в них установили длинноствольное орудие 7.5 cm KwK 40. Помимо этого, с мая 1943 года стали устанавливаться бортовые экраны на башню и корпус.

К тому времени эти автомобили были выведены из первой линии и переданы учебным частям, включая учреждения NSKK (Национал-социалистического мехкорпуса).

Такие танки имелись и в составе танковых частей, дислоцировавшихся во Франции. Один из них (Pz.Kpfw.IV Ausf.D, серийный номер 80732, выпущен в июле 1940 года) был захвачен британцами летом 1944 года. Сейчас он находится в экспозиции танкового музея в Бовингтоне.

Создатель благодарит Хилари Луиса Дойла (Hilary L. Doyle) за предоставленные для статьи иллюстрации.

литература и Источники:

  • Panzer Tracts No.4 Panzerkampfwagen IV, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 1997, ISBN 0–9648793–4–4
  • PzKpfw IV and its Variants 1935–1945. Book 2, Walter J. Spielberger, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Schiffer Publishing, 2011, ISBN 978–0–7643–3756–7
  • Фотоархив автора
  • ЦАМО РФ

16 лучших фильмов с Уиллом Смитом в ключевой роли

Темы которые будут Вам интересны: