Временная «королева поля боя»

Matilda есть самым известным британским танком Второй мировой. И такая слава в полной мере заслужена: на момент появления эта тихоходная, но отлично защищенная военная машина была лучшим, что имела возможность дать своим вооруженным силам британская танковая индустрия. К тому же, конкретно в английской армии работа «Матильд» была недолгой.

Уже к середине 1942 года эти автомобили стали уходить со сцены, уступая место танкам американского производства.

Пехотный танк побольше

В первой половине 30-ых годов XX века бронетанковые армии Англии начали медлено отходить от летаргического сна, в котором пребывали практически 5 лет. Во многом это произошло благодаря активности сэра Перси Хобарта, что в первой половине 30-ых годов XX века стал инспектором Королевского бронетанкового корпуса. Одвременно с этим на должности главы по оружию британской армии был генерал господин Хью Эллис.

30-е годы по большому счету были временем опытов, и к английским бронетанковым армиям это относится полностью. Новое управление принесло с собой идеи, каковые спустя маленькое время сильно поменяли вид британских танков.

Временная «королева поля боя»

Medium Tank A7E3, что стал базой для нового пехотного танка

Неспециализированная совокупность построения британских танковых частей в середине 30-х годов в целом следовала мировым тенденциям. Костяк составляли средние танки, разработка которых, но, очень сильно буксовала. Хорошей замены устаревающим Medium Tank Mk.I и Mk.II так и не нашлось, а Medium Tank Mk.III был выпущен мизерным тиражом в три экземпляра. От танкеток британцы неспешно отказывались в пользу более действенных легких танков.

Эти автомобили стали самыми массовыми предвоенными британскими танками.

Развивая легкие танки с противопульной броней, британские армейские пристально смотрели за происходящим в других государствах. В первую очередь, это касалось Франции, владевшей в то время наибольшим парком бронетанковой техники. У французов кроме этого имелась масса неприятностей с развитием танков, но они шли вторым методом. Вместо маневренности они сделали ставку на броню, опираясь на опыт Первой Мировой.

Знаком французского танкостроения на начало 30-х был Renault NC, так и не принятый на вооружение французской армии, но обширно разрекламированный.

Первый опытный образец Infantry Tank A12E1, лето 1938 года

В первой половине 30-ых годов XX века компании Vickers-Armstrongs и Carden-Loyd взяли задание на разработку автомобили, концепция которой была весьма близка к Renault NC. В соответствии с техническому заданию, танк должен был иметь броню толщиной 25 мм, скорость порядка 16 км/ч, а его оружие складывалось из пулемета калибра 7,62, или 12,7 мм. Предстоящее развитие данной концепции стало причиной созданию первого пехотного танка A11, взявшего обозначение Infantry Tank Mk.I.

Параллельно было создано техническое задание на более большой танк. Толщина его брони и большая скорость оставались теми же, но оружие должно было быть более замечательным. В качестве такового предполагалось применять 2-фунтовую (40 мм) пушку, которая именно сейчас совместно разрабатывалась компанией Vickers-Armstrongs и арсеналом Royal Arsenal Woolwich.

Это орудие создавалось в качестве замены для 3-фунтовой (47 мм) пушки, бронепробитие которой на то время было уже недостаточным. Броня толщиной 25 мм являлась предельной для 3-фунтового орудия, новая же пушка на дистанции 457 метров пробивала лист толщиной 37 мм, установленный под углом 60 градусов.

Выхлопные трубы были вынесены максимально вверх, дабы расширить глубину преодолеваемого брода

В отличие от Infantry Tank Mk.I, разработка среднего пехотного танка компании Vickers-Armstrongs не досталась. Центром проектирования пехотного танка средней весовой категории стал все тот же арсенал Royal Arsenal Woolwich. Для арсенала это была далеко не первая работа по танковой тематике.

Возможно заявить, что A12 стал реваншем в конкурентной борьбе с Vickers, которая шла В первую очередь 20-х годов.

Работы по орудийному варианту пехотного танка заметно буксовали. Первые эскизные наброски пехотного танка A12 показались в сентябре 1936 года, в тот момент, в то время, когда опытный образец A11E1 уже вышел на опробования. За прошедшее В первую очередь запуска программы разработки пехотных танков время требования к защите ужесточились.

Для A11 толщина брони выросла до 60 мм, что же касается проекта, взявшего обозначение A12, для него планку подняли еще выше – до 75 мм.

Перекочевавшая с Infantry Tank Mk.I сужающаяся форма носовой части корпуса в значительной мере пряталась встроенными коробками ЗИП по бортам

Существует информация, что первоначально проект A12 именовался Matilda Senior. Как это соответствует действительности – вопрос очень увлекательный. В переписке такое наименование не употребляется.

Определенное влияние A11 на проект просматривается. Характерный «клюв» лобовой части корпуса показывает, что инженеры арсенала очевидно ориентировались на разработку Лесли Литтла.

К тому же, в запасе арсенала в Вулидже имелось много вторых разработок по танковой тематике. Это касалось ходовой части: не следует забывать, что именно там производилась сборка опытных образцов средних танков A6, в том месте же разрабатывался и средний танк A7. Как раз из этих наработок и начинается ходовая часть A12. Часто указывается, что это «японская» подвеска, которая употреблялась на Medium Tank Mk.C, выстроенном в Японии.

На деле такая же подвеска употреблялась Vickers на протяжении создания экспортных автомобилей. Похожая подвеска использовалась и на среднем танке A6. Одним словом, в Вулидже не стали искать сложных дорог, забрав за базу уже апробированные идеи.

То же самое касается и элементов ходовой части, прикрытых бортовыми экранами.

Силовая установка, складывавшаяся из двух моторов AEC A183/A184, повторяла концепция, отработанную на A7E3

В случае если подвеска еще приводит к ряду вопросов, то последовательность деталей и узлов напрямую перекочевала с танка Medium Tank A7E3, выстроенного силами Royal Arsenal Woolwich в мае 1934 года. Эта машина являлась еще одной бесплодной попыткой создать замену для Medium Tank Mk.II. Не обращая внимания на то, что во второй половине 30-ых годов XX века работы над танком остановились, он сильно повлиял на британское танкостроение. Элементы данной автомобили возможно найти в целом последовательности в полной мере успешных танков, созданных позднее.

Относится это и к A12.

самая характерной заимствованной подробностью стала совокупность со спаренными дизельными двигателями AEC, отработанными на A7E3. Показалась эта совокупность неспроста: с танковыми моторами у британцев имелась масса неприятностей, а применение автобусных дизельных двигателей AEC частично решало вопрос моторного голода. Для A12 на AEC создали двигатель AEC A183/A184 количеством 6,75 литров.

Кроме этого с A7E3 позаимствовали планетарный механизм поворота Wilson, траки и ряд других элементов. Одним словом, сказать о том, что танк A12 был развитием A11, возможно только с солидным числом оговорок.

Подвеска, как и неспециализированное построение ходовой части, являлась развитием идей Vickers и Royal Arsenal Woolwich

Значительным отличием A12 от прошлых разработок Royal Arsenal Woolwich стало то, что на этот раз арсенал был только разработчиком танка. В качестве подрядчика выступила паровозостроительная компания The Vulcan Foundry Limited из Ньютон-ле-Уиллоуса в графство Ланкашир. Во второй половине 30-ых годов XX века был оформлен договор T/3951 на изготовление двух опытных образцов неспециализированной ценой в 30 тысяч фунтов.

Нужно заявить, что первоначально британские армейские колебались в вопросе выбора оружия для нового танка. Один из вариантов предусматривал установку в башню двух пулеметов, но от него скоро отказались. Главным вариантом оружия стала установка в башне 2-фунтовой пушки и спаренного с ней пулемета Vickers.

Эта установка кроме этого употреблялась на Medium Tank A7E3.

Что же касается башни, то ее было нужно разрабатывать с нуля. Как и на A7E3, ее сделали трехместной, но с предшествующей разработкой арсенала она не имела ничего общего. Конструкцию башни, как и корпуса, прорабатывали в тесном сотрудничестве с компанией Vulcan, ориентируясь на ее производственные возможности.

В следствии A12 стал первым британским танком, в конструкции которого в громадных количествах использовалось литье. В случае если на A11 литой сделали лишь башню, то на A12 литой была и большая часть корпуса. В остальном же конструкция корпуса была для британских автомобилей в полной мере классической.

Планировал он на заклёпках и рейках.

В таком виде башня Infantry Tank Mk.II отправилась в серию. Вариант с пулеметом Vickers продержался в производстве недолго

Первый опытный образец, взявший обозначение Infantry Tank A12E1, 11 апреля 1938 года был отравлен на полигон Mechanical Warfare Experimental Establishment (MWEE) в Фарнборо. Машина взяла регистрационные номера T.3421 и MHM 786. Танк был выстроен совсем на другом качественном уровне, нежели A11, к тому времени запущенный в серию как Infantry Tank Mk.I.

26-тонная военная машина оказалась неспешной, но все же 24 км/ч по шоссе и 15 км/ч по распутью – это совсем не 12,9 км/ч, каковые развивал по шоссе Infantry Tank Mk.I.

Значительно ответственнее то, что это была полноценная военная машина, в которой сочеталось замечательное бронирование и в полной мере адекватное для того периода оружие. Действительно, с одной оговоркой: как и при с 3-фунтовым орудием, осколочно-фугасные боеприпасы в боекомплект 2-фунтовой пушки не входили. Согласно точки зрения британских армейских, для противодействия пехоте танку хватало пулемета, а пушка требовалась ему только для противодействия танкам .

Совместные опробования Infantry Tank Mk.II и опытного образца Infantry Tank Mk.III, начало 1940 года

Совершённые в MWEE опробования увенчались успехом. Машина с уверенностью преодолела расстояние в 1000 миль. Действительно, уже на этом этапе появились вопросы к сцеплению траков с грунтом. В августе 1938 года A12E1 послали в учебный центр в Лулворте (графство Дорсет). 15 декабря в Фарнборо прибыл второй опытный образец, взявший обозначение Infantry Tank A12E2.

В течение зимы-весны 1939 года прототипы побывали на заводе Vulcan, где их отремонтировали и провели работы по улучшению конструкции. Но, уже в июне 1938 года было ясно, что серийному производству A12 быть. Машину приняли на вооружение как Infantry Tank Mk.II.

Многоликая Матильда

Первый договор T5115 на изготовление 140 Medium Tank Mk.II был заключен с Vulcan в июне 1938 года. Но единоличным производителем танка эта компания не стала. В Европе уже запахло жареным, а Англия к войне с Германией была не готова.

Широко известная политика «умиротворения» имела в полной мере определенную цель – победить время, дабы британская индустрия смогла перестроиться на армейские рельсы.

Неудивительно, что в августе 1938 года был подписан договор T5694 на выпуск еще 40 Infantry Tank Mk.II. Его взяла машиностроительная компания RustonHornsby ЛТД. Фактически в то же самое время был подписан договор T5653 с машиностроительной компанией John FowlerCo., количество заказа был тем же — 40 танков. Следующей стала вагоностроительная компания London, Midland and Scottish Railway (LMS). Договор T5741 предусматривал выпуск 120 танков.

Еще одна паровозостроительная компания, North British Locomotive Company (NBL) из Глазго взяла договор T6904 на выпуск 50 танков. Последней в перечень производителей попала судостроительная верфь HarlandWolff ЛТД из Белфаста. С ней заключили сделку T6905 на выпуск 130 Infantry Tank Mk.II.

Таковой немаленький перечень фирм наглядно демонстрирует то, как отнеслись к новому танку в английском армейском министерстве.

Серийное производство Infantry Tank Mk.II.

Фабрики сначала не легко осваивали выпуск, но благодаря тому, что выпускался танк сходу на шести фирмах, неспециализированный темп производства был довольно высоким. По крайней мере, по меркам британской танковой индустрии

Ведущая роль по предстоящему формированию конструкции A12 была возложена на Vulcan. Как раз тут подготовилась техдокументация, которая в будущем распространялась по остальным фабрикам. Неудивительно, что на мощностях Vulcan были изготовлены и первые серийные танки. С момента подписания договора до запуска Infantry Tank Mk.II в серию прошло больше года.

Все это время длилась подготовка производства и налаживалась кооперация с поставщиками агрегатов и узлов. Помимо этого, на Vulcan шепетильно разбирали результаты опробований и вносили трансформации в конструкцию танка. В частности, от сложной выхлопной совокупности с выводом труб вверх было нужно отказаться, а часть страниц корпуса стала более простой по форме.

Один из первых танков модификации Mk.IIA, 1940 год

Запуск серийного производства Infantry Tank Mk.II совпал с началом Второй мировой. Первые танки покинули завод в сентябре 1939 года. Одним из итогов опробований стало то, что подвеску танка легко «немного подняли».

Связано это с тем, что при перемещении в некоторых случая фальшборта цеплялись за грунт.

В соответствии с документам, каковые появились в распоряжении Главного автобронетанкового управления Красной Армии (ГАБТУ КА), за три последних месяца было выстроено 24 танка. В их числе были и Infantry Tank Mk.II, каковые с декабря 1939 года стали выпускаться силами LMS. В течение последних трех месяцев 1940 года фабрики покинули еще 27 танков.

Коренным образом обстановка изменилось только во втором квартале: с марта началось производство на HarlandWolff и RustonHornsby, в мае подключилась компания NBL, а в июне John Fowler. В следствии количество поставленных танков выросло до 101.

Данный танк в сентябре 1940 года проходил опробования на Абердинском полигоне

В исходном виде Infantry Tank Mk.II выпускался недолго. Во второй половине 30-ых годов двадцатого века на вооружение английской армии был принят танковый пулемет BESA. Он воображал собой британскую адаптацию чехословацкого станкового пулемета ZB.53. В отличие от громоздкого пулемета Vickers с водяным охлаждением ствола, BESA имел воздушное охлаждение.

Весной 1940 года новый пулемет стали ставить на Infantry Tank Mk.II, что потребовало орудийной установки и переделки башни. Всего было выпущено 85 таких Infantry Tank Mk.II, из них 55 изготовила компания Vulcan (WD-номера T.6729-T.6783) и 30 – компания LMS (WD-номера T.6909-T.6938).

Как и при с другими танками, каковые перевооружили пулеметами BESA, случилась смена индекса. Танки новой версии взяли обозначение Infantry Tank Mk.IIA. Именно она выпускалась впредь до лета 1941 года, и как раз этим автомобилям суждено было стать стали теми самыми «королевами поля боя».

Вариант штампованных траков с дополнительными грунтозацепами видится часто. Данный снимок сделан в Африке в начале 1941 года

По окончании того, как Английский Экспедиционный Корпус (BEF) был полностью разбит во Франции, британская армия утратила огромное количество танков. Среди них были и 23 Infantry Tank Mk.II. Всего за 1940 год индустрии удалось сдать 356 пехотных танков. Британцы действительно опасались германской высадки, а темпы производства не внушали оптимизма.

В июле 1940 года Англия обратилась в Соединенных Штатах с предложением наладить производство Infantry Tank Mk.IIA за океаном. Для ознакомления 2 сентября был отправлен танк из состава 7-го Королевского танкового полка с WD-номером T7861 и именем собственным GRAMPUS. Сопровождал машину младший лейтенант Кнотт.

Испытав танк на Абердинском полигоне, американцы от идеи его производства отказались, предложив вместо них поставлять личные Medium Tank M3, каковые именно в то время разрабатывались. Английский танк отправился в Канаду, где и сохранился до наших дней в экспозиции музея при военной базе Борден.

Определенную роль данный танк все же сыграл: американцев заинтересовала спаренная установка дизельных двигателей. При участии участника Английской военной миссии Карра подобная силовая установка была сделана с применением дизельных моторов GMC. Так на свет показался мотор Дженерал моторс 6046, что ставился на средние танки М3А3, М3А5 и M4A2.

Последние, к слову, называющиеся Sherman III весьма широко применялись в английской армии, куда попал 5041 таковой танк.

Появление траков Ford не мешало фабрикам применять траки первого типа

Отдельного упоминания хороша история с траками. Как уже говорилось, на опробованиях штатные траки в условиях тяжелого распутья вели себя не отлично. Однако, их запустили в серию. Производство траков возложили на RustonHornsby.

Опять о себе траки напомнили зимний период 1939–40 годов, в то время, когда стало известно, что на заснежённом грунте и заледенелой дороге сцепление быстро ухудшается. Для устранения неприятности на любой трак стали наваривать грунтозацепы.

Проходимость существенно улучшилась, но всплыла вторая неприятность. Стало известно, что ресурс у для того чтобы трака образовывает меньше 500 километров. Показалась улучшенная конструкция с одним громадным грунтозацепом и одним мелким.

В отличие от прошлой версии, грунтозацепы не приваривались, а составляли единое целое с траком. Такая конструкция была более живучей, но видится она редко.

Сходу три типа траков на одной фотографии. Первая машина имеет траки Ford с дополнительными грунтозацепами

В марте 1941 года на опробования вышло сходу пять типов траков. Кроме уже упомянутых видов, был представлен трак Lepaz T.D. 1195. На опробованиях танк с этими траками развил мельчайшую среднюю скорость – 17,7 км/ч, но наряду с этим владел наилучшим сцеплением. самые сбалансированным был литой трак, созданный Ford.

В переписке он кроме этого именуется как Ford Box. При его установке средняя скорость незначительно падала (с 20,6 до 20,1 км/ч), но наряду с этим он владел более высоким сцеплением с грунтом. По результатам доработок этот трак и стал главным.

Однако, траки RustonHornsby ставили на часть автомобилей. Возможно их заметить и на танках, каковые поставлялись в СССР. В соответствии с переписке, был создан еще один вариант штампованных траков, что кроме этого отправился в серию.

Двигатели Leyland E148/E149, ставшие основной изюминкой модификации Infantry Tank Mk.IIA*, либо Matilda III

Неспешно изменялся и внешний вид танка. К лету 1940 года от «повышенной» подвески производители отказались, к Январю вместо одной передней фары стали ставить две. Неспешно отказались от задних брызговиков и передних, каковые достаточно скоро выходили из строя. Но, самые серьёзные трансформации Infantry Tank Mk.II претерпел весной 1941 года.

Вместо двигателей AEC A183/A184 на него было решено установить спарку дизельных моторов Leyland E148/E149. Эти моторы количеством 6,8 литров и мощностью 95 лошадиных сил кроме этого имели автобусное происхождение.

Наглядная демонстрация отличий выхлопной совокупности Matilda II и Matilda III

Производство танков с моторами Leyland началось в мае 1941 года, они взяли обозначение Infantry Tank Mk.IIA*. Снаружи их возможно отличить по переработанной выхлопной совокупности и соответствующими трансформациями кормовой части корпуса. Запуск в серию новой модификации не помешал некоторым производителям производить также Mk.IIA.

К примеру, находящийся сейчас в Бовингтоне танк T.10459 был выпущен на NBL 28 мая 1941 года. Он относится к версии Mk.IIA, тогда как производство Mk.IIA* уже началось.

Одни из первых Matilda III на учениях, май 1941 года. Как возможно подметить, траки ветхого типа ставили и на эту версию

На версию Mk.IIA* было нужно наибольшее число переделок. Поменялось и обозначение танка. Связано это было, а также, с упрощением классификации танков и с началом поставок американских танков по программе ленд-лиза. Произошло переименование в мае-июне 1941 года, в то время, когда Infantry Tank Mk.II начал именоваться как Matilda.

По этому поводу сломано большое количество копий, а в большинстве военно-исторических материалов, включая в полной мере важные изучения, танк именуется неверно. Переименование было совершено следующим образом:

  • Infantry Tank Mk.II – Matilda I
  • Infantry Tank Mk.IIA – Matilda II
  • Infantry Tank Mk.IIA* — Matilda III

Но, это не мешало и позднее применять в переписке ветхие индексы.

Matilda III CS на учениях, сентябрь 1941 года. Прекрасно видна зенитная установка Parrish-Lakeman Mounting, которая с 1941 года устанавливалась на пехотных и крейсерских танках

Одними лишь переименованиями дело не ограничилось. На протяжении производства конструкция танка видоизменялась . Двигатели Leyland E148/E149 заменили на Leyland E164/E165.

Изменилась конструкция ходовой части: вместо поддерживающих катков на танках позднего выпуска стали использовать полозья. Мало поменялась конструкция бронировки орудийной маски, переделанной по результатам боевого применения. Под люком-пробкой механика-водителя показался прилив, благодаря чему снизилась возможность поражения танкиста боеприпасами.

По окончании установки радиостанции №19 изменилось крепление антенны.

Помимо этого, с июня 1941 года начала выпускаться модификация Matilda III CS, которая вместо 2-фунтового орудия оснащалась 76-мм гаубицей. В ее боекомплекте имелись осколочно-фугасные и дымовые боеприпасы.

Установка дополнительного топливного бака, показавшаяся под конец производства Matilda III

Важное изменение внешнего вида случилось ближе к концу производства Matilda III. Потому, что главным местом боевого применения танка к тому моменту была Северная Африка, пригодилось повышение запаса хода. Первое время экипажи самостоятельно делали крепления для 2-галлонных канистр.

Под самый финиш производства на танки стали устанавливать 135-литровый дополнительный топливный бак, крепившийся на корме. Бак соединялся с топливной совокупностью. Позднее большая часть танков Matilda II, подобно танку из Бовингтона, была модернизирована до отметки Matilda III.

Сборка Matilda IV, 1942 год. Прекрасно видно самое основное отличие новой модификации – пониженная командирская башенка

В осеннюю пору 1941 года эстафетную палочку подхватила новая версия танка, взявшая обозначение Matilda IV. Ко всем трансформациям, каковые претерпела прошлая модификация к концу производства, добавилось еще одно, очень заметное. В виду высокой уязвимости командирской башенки ее высоту уменьшили. Еще одним трансформацией стало очередное обновление моторов. Вместо спарки Leyland E164/E165 в моторных отделениях обосновались двигатели E170/E171.

Большая часть танков этого типа оснащалось траками Ford, но видятся и Matilda IV с траками производства RustonHornsby.

Эта модификация была самая массовой – в общем итоге на нее было нужно около 60% выпущенных танков этого типа. Стоит подчернуть, что большая часть Matilda IV выяснилось не в британской армии, а в вооруженных силах СССР и Австралии. Танк выпускался в двух вариантах — с 2-фунтовой пушкой и 76-мм гаубицей (Matilda IVCS).

Установка макета башни крейсерского танка A24 с 6-фунтовым орудием. Неудача с этим проектом поставила крест на предстоящем выпуске танков Matilda

Последней серийной модификацией стала Matilda V. Снаружи она ничем не отличалась от Matilda IV, главные трансформации пребывали в. Танк взял сервопривод компании Westinghouse, облегчивший управление. Подобно Matilda IV, эти танки поступали по большей части не в британскую армию, а в Австралию и в СССР. Сами британцы к концу 1941 год в танке разочаровались.

К тому времени стало ясно, что мощности 2-фунтового орудия уже не достаточно. В качестве опыта на шасси Matilda был установлен макет башни крейсерского танка A24, но опыт посчитали неудачным. Поставить 6-фунтовое (57 мм) орудие в штатную башню кроме того не пробовали.

На этом фоне очень занятным фактом выглядит то, что в СССР удачно установили на Matilda III 76-мм орудие ЗИС-5.

В марте 1942 года HarlandWolff взяла договор на выпуск 75 танков, он был последним. Последний танк был сдан в августе 1943 года, всего было выпущено 2987 автомобилей семейства Matilda.

Недолгое нахождение в лучах славы

Первой частью, на вооружение которой попал Infantry Tank Mk.II, стал 7-й Королевский танковый полк (7 RTR). Всего к 10 мая 1940 года в том месте насчитывалось 23 танка данного типа. Стоит подчернуть, что британцы очевидно подготавливались к позиционной войне.

Достаточно заявить, что характерной подробностью танков 7 RTR стал «хвост», подобный тем, что устанавливались еще на Renault FT. Он предназначался для повышения длины танка при преодолении широких рвов. На деле боевые действия французской кампании мая-июня 1940 года пошли совсем не так, как предполагали британские армейские. Германская теория блицкрига тут была реализована полностью. Не смотря на то, что немцы очень сильно рисковали, их расчет оправдался.

Стремительное наступление германских танковых дивизий стало для союзников полной неожиданностью.

Подбитые Infantry Tank Mk.I и Mk.II, район Арраса, финиш мая 1940 года

Боевой дебют Infantry Tank Mk.II прошёл в тот же сутки, что и у его старшего собрата Infantry Tank Mk.I. 21 мая 1940 года танки 7-го и 4-го Королевских танковых полков контратаковали части германских 7-й дивизии и танковой дивизии СС «Тотенкопф». Пулеметные и пушечные пехотные танки действовали совместно.

Атаке сопутствовал успех, но недолго. Создавая машину с защитой от противотанковых пушек, британские инженеры очевидно не ожидали, что немцы применят против танков более тяжелую артиллерию. 88-мм зенитные орудия Flak 18 еще с 1938 года были переведены в разряд оружия двойного назначения. Главными целями, кроме воздушных, для них должны были стать долгосрочные упрочнения.

Но на деле главными наземными мишенями для них были французские и британские танки с противоснарядной броней. Германские зенитчики устроили натуральный разгром: в атаке выяснилось утрачено 2/3 британских танков.

Прекрасно видно, что данный танк имеет «немного поднятую» характерный хвост и «подвеску»

Для Infantry Tank Mk.I битвы во Франции были смертным решением суда. Что же касается Infantry Tank Mk.II, то тут обстановка была совсем другой. Не обращая внимания на противоречивые результаты боевого применения, направляться признать: эта машина была лучшим из того, что британская танковая индустрия создавала в то время. В отличие от Cruiser Tank Mk.IV, с надежностью у пехотного танка дела обстояли очевидно лучше.

К тому же германскую 88-мм зенитную пушку на поле боя возможно было встретить не так довольно часто.

Танки 4-го Королевского танкового полка в Северной Африке, 1941 год

Реабилитации Infantry Tank было нужно ожидать полгода. 10 июня 1940 года в войну вступила Италия. Действительно, боевые действия в Северной Африки первое время развивались весьма неспешно.

По окончании того, как критичная фаза битвы за Британию миновала, и стало ясно, что немцы высаживаться на Острове уже не будут, британцы смогли перебросить в Северную Африку подкрепления. Среди них были и Infantry Tank Mk.IIA 7-го Королевского танкового полка, столь неудачно начинавшего во Франции.

В 5 утра 9 декабря 1940 года началась операция «Компас», превратившаяся в форменный погром итальянских армий. Танки 7-го танкового полка полностью отыгрались за прошлое поражение. Итальянцам было попросту нечем поражать толстокожие британские танки. На фоне того, что 7-й танковый полк вытворял сейчас, кроме того подвиги «Тигров» смотрятся робко.

Как раз сейчас пехотный танк и взял прозвище «Королева поля боя». Доминирование этих автомобилей было безотносительным.

Печальный финал операции «Боевой топор». На корме видны крепления для дополнительных канистр

Везение британских танкистов закончилось ближе к середине 1941 года. 14 февраля в Триполи стали выгружаться первые германские части, из которых был организован Африканский корпус. Возглавил его генерал Эрвин Роммель, уже имевший опыт борьбы с пехотными танками.

Следующая встреча с ними прошла в июне 1941 года, причем в том же составе – соперниками немцев были 4-й и 7-й Королевские танковые полки.

«Рецепт» борьбы был прошлым – применение зенитной артиллерии в качестве противотанковой. Громадные открытые пространства пустынь Северной Африки сделали работу зенитчиков еще более простой, чем во Франции. Неспешные британские пехотные танки были эргономичными мишенями.

Результат применения танков 4-го танкового полка на протяжении операции «Боевой топор» был очень печальный – из 100 танков полк утратил 64.

Одна из жертв германских 88-мм зенитных орудий. Успешное попадание имело возможность снести танку башню

В 3-м квартале 1941 года британская индустрия смогла выпустить 316 Matilda III, что разрешило насытить части пехотными танками. Однако, британские армейские уже сейчас стали без шуток вспоминать по поводу возможностей этого танка на поле боя. Пищи для размышлений добавили итоги операции «Крестоносец», проходившей с 18 ноября по 30 декабря 1941 года.

В ее ходе танки Matilda употреблялись самый массово и опять понесли большие потери. Оказалось, что толстая броня в условиях Северной Африки мало что решает. В этом регионе союзники стали делать упор на собственные крейсерские, и на американские легкие и средние танки.

В сражении при Газале, начавшейся 26 мая 1942 года, танки Matilda имелись лишь в 7-м и 4-м танковых полках, а к октябрю 1942 года в частях первой линии Matilda уже и вовсе не числились.

Сборный пункт аварийных автомобилей, финиш 1942 года. К тому времени танки Matilda употреблялись по большей части во второй линии

Северная Африка стала последним театром военных действий, на котором британцы использовали танки Matilda по назначению. Но, через это «сито» не прошел множество британских танков. Лишь Churchill, чей дебют был очень скомканным, смог отстоять честь британской танковой индустрии.

Входе боевых действий за Тунис данный танк был весьма кстати. Matilda же в будущем употреблялась как учебная машина, больше не покидая метрополию. Но в составе армий вторых стран эти танки вести войну значительно продолжительнее.

Андрей Уланов
/
«Матильда» из Сомюра
Английский пехотный танк «Matilda» из коллекции французского танкового музея в Сомюре

  • ВМВ
  • танки
  • Англия
  • музеи

Создатель благодарит за помощь в подготовке материала Александра Хоружего (г. Самара), Питера Брауна (Peter Brown), Англия, и Шейна Лоуэлла (Shane Lovell), Австралия.

литература и Источники:

  • Материалы ЦАМО РФ
  • Фотоархив автора
  • http://tankdevelopment.blogspot.ru
  • http://forum.axishistory.com
  • Matilda, Janusz Ledwoch, Militatia, 2007
  • Infantry Tank Mk.II-IIA-IIA* Instruction Book, 1941
  • Matilda Infantry Tank 1938–45, David Fletcher, Osprey, 1994.
  • Материалы ЦАМО РФ

Обзор поля боя: Гробница королевы пауков

Темы которые будут Вам интересны: