Воины железных дорог

Воины железных дорог

Бронепоезда вышли на поля сражений за полвека до танков. А вся их боевая карьера продлилась около 80 лет. О бронепоездах снимали кино и писали песни.

В советских военных документах они по-свойски назывались бепо.

Как бронепоезда захватили Баку, чем необыкновенна «Волосатая Мэри», какой бронепоезд был самым мелким — в отечественном историческом дайджесте.

«Сухопутный Мерримак» — первый настоящий бронепоезд, 1862 год

В то время, когда на протяжении Гражданской войны в Соединенных Штатах северяне осадили Ричмонд, руководство южан опасалось, что против города будут использованы осадные орудия. Дабы противостоять данной угрозе, генерал Ли заказал ЖД платформу с замечательным морским 165-мм орудием. Выстроить её и дать обслугу для орудия должен был флот.

У него уже имелся опыт постройки бронированных судов — совсем сравнительно не так давно пароход «Мерримак» был перестроен в броненосец «Вирджиния».

«Сухопутный Мерримак» воображал собой бронированный вагон, защищённый толстыми полосами катаного железа, размещёнными на дубовой базе в два слоя. Броня устанавливалась спереди и по бокам, верх вагона и задняя часть были открытыми, дабы обеспечить возможность и хорошую вентиляцию эвакуировать экипаж. Сзади броневагона размешался паровоз, защищённый от осколков и пуль тюками хлопка.

Такая же «броня» была у тележек со стрелками.

Единственное использование «Сухопутного Мерримака» в качестве средства помощи армий произошло в сражении у станции Сейвидж в последних числах Июня 1862 года. Оно выяснилось достаточно успешным: огнём бронепоезда было стёрто с лица земли большое количество северян, помимо этого, им было нужно кинуть госпиталь с двумя с половиной тысячами раненых.

«Волосатая Мэри» — самая необыкновенная броня, 1899 год

В первый раз в истории бронепоезда взяли широкое использование в англо-бурской войне 1899–1902 годов. Буры деятельно применяли партизанскую тактику, нарушая снабжение английской армии. Для защиты коммуникаций британцы стали строить и использовать бронепоезда в качестве мобильных гарнизонов.

Один из самых занимательных бронепоездов этого периода был выстроен на базе локомотива «Хэйвлок». Его изюминкой было то, что вместо броневых страниц использовалась защита из пеньковых верёвок толщиной 6 дюймов (около 15 сантиметров). Они делали паровоз фактически неуязвимым для пуль и снарядов малого калибра.

Из-за экзотического внешнего вида локомотив взял прозвище «Волосатая Мэри». Это самая необыкновенная защита бронепоезда из всех, каковые использовались за время существования данного вида оружий.

Первый российский бронепоезд, 1914 год

Выстроен в городе Тарнополе, в мастерских 9-го ЖД батальона, на базе трофейного австро-венгерского паровоза и трёх вагонов: двух пулемётных и одного орудийного. Оружие кроме этого было трофейным. Оно складывалось из 80-мм пулемётов и австрийской 12 пушки.

Бронирован поезд был простой досками и сталью, между которыми засыпали песок. Для наблюдения за полем боя на крыше одного из пулемётных вагонов имелась особая башня.

Не обращая внимания на неспециализированную примитивность конструкции, поезд удачно вести войну и показал себя в целом последовательности сражений Первой Мировой. Так, на львовском направлении 22 августа 1914 года неожиданная атака бронепоезда разрешила захватить серьёзный мост и тем самым обеспечить успешное взятие города Станислава. И в будущем бронепоезд 9-го батальона неоднократно заслужил похвалу руководства.

Первый русский бронепоезд завершил собственную работу в составе Красной армии на Южном фронте в 1919 году.

Мотоброневагон «Заамурец» — машина причудливой судьбы, 1916 год

Самоходный бронированный вагон, был выстроен для русской армии по одной из самых передовых схем того времени. Его броневые страницы устанавливались под рациональными углами наклона. Вагон приводился в перемещение бензиновыми моторами, был оснащён перископами и дальномерами для наблюдения, и телефонами для внутренней связи.

Вооружался «Заамурец» 57-мм автоматическими пушками Норденфельда.

За время собственной работы броневагон множество раз переходил из одной армии в другую. Начав работу в русской армии, он после этого употреблялся украинскими частями Центральной рады (1917 год). В январе 1918 года экипаж «Заамурца» перешёл на сторону красных, а практически через месяц его отбила банда анархистов, которая терроризировала на нём деревни под Одессой.

Спустя некое время вагон опять был у красных.

Пути Гражданской войны привели «Заамурец» в Симбирск (современный Ульяновск). Тут его захватили войска чешского корпуса, сражавшегося на стороне белых. Чехи переименовали его в «Орлика», заменили часть оружия и применяли впредь до собственного ухода из России. После этого вагон попал к японцам, те передали его белым под Владивостоком. В первой половине 20-ых годов XX века «Заамурец» ушёл вместе с отступающими белыми частями в китайский Харбин.

В том месте в середине 20-х годов он вести войну в составе армии китайского полевого начальника Чжан Цзу Чана. По некоторым данным, «Заамурец» был захвачен японцами в Маньчжурии в первой половине 30-ых годов двадцатого века.

Рейд на Баку: стратегическая операция бронепоездов, 1920 год

Весной 1920 года Красная армия разгромила белого полководца Антона Деникина и приблизилась к границам Азербайджана. Захват данной республики был крайне важен, поскольку тут пребывали богатые нефтяные промыслы. Обстановка осложнялась тем, что местные власти в любую секунду готовься поджечь скважины, дабы они не достались коммунистам.

Для решения данной неприятности были выделены четыре красноармейских бронепоезда: «Тимофей Ульянов», «III Интернационал», «Красный Красная» и «Дагестан Астрахань». В ночь на 27 апреля они прорвались через укреплённые пункты соперника, прошли с боями приблизительно двести километров и ворвались в Баку.

В то время, когда приверженцы красных определили о стремительном продвижении бронепоездов, в столице Азербайджана вспыхнуло восстание. Всего за один сутки власть в республике и городе перешла в руки коммунистов.

Британский бронепоезд № 13 — самый мелкий в истории, 1940 год

Данный «лилипут» строился под узкоколейное ЖД полотно шириной в 38,1 см. Он складывался из двух вагонов, в одном пребывало противотанковое ружьё «Бойс», а в другом — два пулемёта, один из которых — зенитный.

Не обращая внимания на суеверность, британцы присвоили бронепоезду номер 13. Паровоз с юмором назвали «Геркулесом». «Тринадцатый» заступил в июле 1940 года.

Не обращая внимания на то что высадка немцев на Английских островах так и не состоялась, бронепоезд-малютка участвовал в военных действиях. На протяжении авиационного наступления немцев, известного как «Битва за Британию», зенитчики «тринадцатого» заявили о двух сбитых самолётах соперника: бомбардировщике He-111 и истребителе Bf.109.

Поезд нёс работу до 1943 года.

Бронепоезд № 1 66-го дивизиона — самый мощно вооружённый, 1942 год

Данный коммунистический бронепоезд был выстроен в Ворошиловграде (сейчас — Луганск), на заводе имени Октябрьской революции. Он складывался из бронированного паровоза и двух бронеплощадок. На первой была установлена башня от танка Т-34 с 76-мм пушкой, две 76-мм пушки раздельно и ещё шесть пулемётов. Вторая платформа несла башню от КВ-2 со 152-мм гаубицей, пушки калибра 76 и 45 мм (последняя — в башне от Т-34) и восемь пулемётов.

Также поездом пребывали два зенитных пулемёта ДШК.

Бронепоезд в составе 66-го дивизиона деятельно принимал участие в военных действиях, сражаясь под Ворошиловградом. В боевых отчётах сохранились упоминания о том, что ему приходилось отражать до 18 германских атак с воздуха, имеется сведения о сбитых самолётах соперника.

Германские разведывательные поезда — самые манёвренные, 1944 год

Пожалуй, самыми манёвренными бронепоездами Второй мировой были германские тяжёлые и лёгкие «разведывательные поезда». Они складывались из нескольких (до 10 у лёгких и до 12 у тяжёлых) бронированных дрезин с двигателями внутреннего сгорания. Особенность разведывательных поездов была в том, что при необходимости дрезины имели возможность функционировать не только как часть состава, но и по отдельности.

Это был громадной плюс к тактическим возможностям бронепоезда.

Бронедрезины вооружались пулемётами, автоматическими 20-мм орудиями и зенитками разных калибров, снятыми с германских, итальянских и, быть может, советских танков.

Использовались входе боёв на балканском полуострове во второй половине 1944 года.

Бепо «Козьма Илья» и «Минин Муромец» — самый долгий боевой путь,

1942–1945 годы

Эти два бронепоезда входили в состав 31-го особенного дивизиона. Слово «особенный» означало, что на вооружении бронепоездов имелись установки для запуска реактивных снарядов. Не считая них «Козьма Илья» и «Минин Муромец» несли 76-мм орудия, зенитки и пулемёты.

На боевое дежурство бронепоезда заступили в апреле 1942 года в составе Брянского фронта. В первой половине 40-ых годов двадцатого века сражались под Мценском и Болховом, закрывали самые слабые участки советской обороны. В этих битвах бепо стёрли с лица земли 11 германских огневых точек, миномётную батарею, два эшелона.

В 1944–1945 годах «Илья Козьма» и «Муромец Прутков» прошли с боями Украину, Германию и Польшу. Своим огнём они закрывали войска Красной армии при освобождении Варшавы и форсировании Вислы. Финиш войны встретили в Германии, недалеко от Франкфурта-на-Одере, защищая тылы 1-го Белорусского фронта.

Авторы текста — Евгений Белаш, Владимир Пинаев и Фёдор Лисицын

Источники:

  1. Hodges Robert, Dennis Peter. American Civil War Railroad Tactics. Osprey publishing, 2009.
  2. Malmassari Paul. Les trains blindes 1826–1989. Heimdal, 1994.
  3. Коломиец М. Бронепоезда в сражении 1941–1945. М.: Стратегия КМ, Яуза, Эксмо, 2010.
  4. Коломиец М. Отечественные бронедрезины и мотоброневагоны. Фронтовая иллюстрация, № 5, 2005.
  5. Коломиец М. Русские бронепоезда Первой мировой. М.: Эксмо, Яуза, 2013.

Тайные дороги войны.

Темы которые будут Вам интересны: