Vk3601(h): на пути к тигру

С 1936 по 1942 год германская инженерная идея создала множество интересных прототипов, среди которых заметное место занимает разработка компании HenschelSohn – танк VK3601(H), ставший предшественником легендарного «Тигра»

Не обращая внимания на то что массовое производство тяжёлых танков для потребностей вермахта германская индустрия начала лишь в первой половине 40-ых годов XX века, работы над их созданием стартовали достаточно рано – ещё в 1936-м. Сложность инженерной задачи, и отсутствие понимания, кто будет соперником новых автомобилей, стали причиной тому, что их запуск в серию раз за разом откладывался. Активность германских чиновников и инженеров усилилась только в первой половине 40-ых годов двадцатого века, в то время, когда вермахт столкнулся с новейшими советскими танками Т-34 и КВ.

Однако, за шестилетний срок работы над проблемой германская инженерная идея создала множество интересных прототипов, среди которых заметное место занимает разработка компании HenschelSohn – танк VK3601(H).

Изыскания компании Henschel

Проектирование тяжёлых однобашенных танков в Третьем рейхе началось в конце 1936 года. Работы инициировали в Шестом департаменте Управления оружий сухопутных сил (Heereswaffenamt, потом – УВС). За разработку танков отвечал старший советник работы конструирования Генрих Эрнст Книпкамп – вместе с группой собственных подчинённых он сформулировал технические требования к новому 30-тонному танку (по тогдашней классификации такая машина считалась тяжёлой).

В последних числах Января 1937 года на их основании Шестой департамент заказал компании HenschelSohn изготовление и разработку прототипа, которому присвоили индекс «DW I». В качестве исходного примера инженеры выбрали самый тяжёлый германский серийный танк того времени – Pz.Kpfw.IV Ausf.A.

Первый и единственный экземпляр DW I собрали и передали на опробования в конце 1937 года. У танка отсутствовала башня (которую было нужно заменить балластом), так как корпорация Krupp, которой поручили её изготовить, сорвала график поставок. На протяжении проведения опробований представители Шестого департамента доработали собственные требования, доведя массу автомобили до 33 тысячь киллограм.

Новый прототип DW II завод компании HenschelSohn изготовил во второй половине 30-ых годов XX века. В следствии доработок оказался достаточно прочный танк с 50-мм лобовым бронированием, оснащённый 280-сильным двигателем компании Maybach HL 120. Если бы корпорация Krupp всё-таки изготовила башню к данной машине, на ней возможно было установить 75-мм пушку KwK37 L/24.

Vk3601(h): на пути к тигру

Эскизы предшественников тяжёлого танка Pz.Kpfw.VI «Tiger»

Источник – ru.wikipedia.org

Но 9 сентября 1938 года все работы над DW I/II прекратили, поскольку Шестой департамент «разродился» новыми требованиями к танку, что считался продолжением проекта, но взял индекс «VK3001(H)», совсем непохожий на прошлые. Бронирование данной автомобили мало чем отличалось от бронирования прошлых проектов, но в конструкции её ходовой части применяли известную подвеску Книпкампа с характерными опорными катками, расположенными в шахматном порядке.

Два прототипа HenschelSohn изготовили в марте, а два вторых – в октябре 1941 года. Изначально планировалось вооружить танк 75-мм пушкой 7,5 KwK37 L/24 либо 105-мм L/28, но корпорация Krupp осталась верной своим «традициям», и ни одна из четырёх автомобилей башен не взяла. Башни изготовили существенно позднее, в то время, когда Шестой департамент уже закрыл проект, а потому они употреблялись для установки в ДОТах.

Прототип VK3001(H)

Источник – ost-front.r
Уже Pz.VI, но ещё не «Тигр»

По окончании первых опробований прототипов VK3001(H), каковые прошли весной 1941 года, в Шестом департаменте решили в очередной раз поменять требования к тяжёлому танку. 26 мая 1941 года в Бергхофе произошло заседание, на котором находились Адольф Гитлер, рейхсминистр боеприпасов и вооружения Фриц Тодт, врач Фердинанд Порше, управление Шестого департамента УВС и представители компаний-танкостроителей. На заседании рассматривались модели перспективных танков VK3601(Н), спроектированных группой Книпкампа, и VK4501(Р), над которым трудилась компания Porsche, исходя из этого многие исследователи вычисляют его стартом работ над «Тигром».

Книпкамп показал Гитлеру древесные масштабированные модели танков. Главу Фашисткой германии тревожили результаты Французской кампании, каковые продемонстрировали, что для борьбы с прекрасно бронированными французскими танками В-1bis и английскими Matilda II 75-мм пушка KwK37 L/24 уже устарела. По окончании разгрома СССР немцы планировали в первой половине 40-ых годов XX века высадиться на Английских островах, и к этому времени британцы, по германским расчётам, имели возможность подготовить 4500–6000 собственных новейших танков.

Исходя из этого предположения, требовалось вооружить армию танками, талантливыми «держать» попадания снарядов, выпущенных танками Matilda II, и наряду с этим пробивать броню толщиной 100 мм с расстояния 1500 м. Не обращая внимания на последовательность внесённых им замечаний, Гитлер распорядился выделить средства, нужные для того чтобы обоих танков.

Доведение конструкции шасси VK3601(Н) до рабочего проекта доверили компании HenschelSohn (работами взялся руководить начотдела перспективных разработок инженер Эрвин Адерс). Не обращая внимания на все прошлые срывы сроков, проектировать вооружение и башню для экспериментального танка снова доверили корпорации Krupp.

Модель VK3601(H), за ней – модель Pz.Kpfw.VI «Tiger»

Источник – rcuniverse.com

Новый прототип VK3601(H) (в документации кроме этого довольно часто употреблялся индекс «Panzerkampfwagen VI Ausf.B») во многом повторял конструкцию прошлых разработок, но отличался лучшим бронированием (и более высокой массой), второй подвеской и т. д. Однако, многие детали и узлы VK3001(H) и VK3601(H) были взаимозаменяемыми. Компоновка прототипа являлась хорошей для германского танкостроения времён Второй мировой – в первых рядах размещалось трансмиссия и отделение управления, а следом шли боевое и моторное отделения.

Толщина верхней лобовой бронедетали, расположенной практически вертикально (под углом 8°), достигала 100 мм. Нижнюю лобовую бронедеталь спроектировали толщиной 60 мм, а её наклон равнялся 23°. кормы танка и Бронирование бортов сделали вертикальным толщиной 60 мм, наряду с этим нижняя кормовая бронедеталь выполнялась из 80-мм страницы. В следствии неспециализированный вес автомобили должен был достигать 40 т, но без башни, изготовление которой снова затягивалось, равнялся 31,5 т.

Подвеску танка видоизменили – от поддерживающих роликов отказались, диаметр расположенных в шахматном порядке обрезиненных опорных катков увеличили, а их число выросло с семи до восьми.

Преодоление подъёма прототипом VK3601(H). В кепке – врач Фердинанд Порше

Источник – cefius.blogspot.com

Главным оружием танка должна была стать пушка Gerat 0725 разработки конструкторов компании Friedrich Krupp AG, отличавшаяся коническим каналом ствола. В стволе с переменной геометрией пороховые газы разгоняли боеприпас существенно стремительнее, чем простые орудия. Калибр пушки около казённика достигал 75 мм, а на дульном срезе равнялся 55 мм, наряду с этим протяженность ствола составляла 55 калибров (3025 мм).

Особые боеприпасы, изготовленные по патенту Герлиха, снабжались выступающим ведущим пояском. По мере «ввинчивания» боеприпаса в ствол поясок сминался, не давая снаряду касаться внутренних стенок ствола всей собственной поверхностью. Сердечник бронебойного боеприпаса, вес которого достигал 1 кг, планировалось изготавливать из вольфрама. Благодаря всем этим новшествам бронепробиваемость трёхметрового орудия была сравнима с пятиметровой 88-мм KwK 36.

Помимо этого, Gerat 0725 владела меньшим весом и становилась в меньшую башню. Ещё одним её преимуществом было то, что в танке помещалось больше 55-мм снарядов, чем 88-мм. Но работы по новой пушке всё равняется свернули, поскольку Германия не обладала собственными месторождениями вольфрама, а ввозимого сырья не хватило бы для обеспечения всех танков бронебойными снарядами.

Помимо этого, конические орудия изнашивались намного стремительнее, чем простые. В июне 1941 года работы над установкой пушки Gerat 0725 в башню нового танка прекратили, и инженеры начали проработку вариантов применения уже имеющихся 75-мм орудий KwK 42 и 88-мм орудий KwK 36.

в первых рядах – модель VK3601(H). Прекрасно видна орудия и конструкция башни

Источник – rcuniverse.com

Кроме главного оружия, танк собирались оснастить двумя 7,92-мм пулемётами MG-34. Один из них должен был устанавливаться в орудийной маске, а второй (курсовой) – в шаровой установке в лобовой бронедетали (справа от места механика-водителя).

В качестве силовой установки танка VK3601(H) собирались использовать четырёхтактный 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель Maybach HL-210 с рабочим количеством 21 353 см3 и мощностью 655 л. с. при 3000 об/мин, что должно было обеспечить скорость до сорока километров/ч. Но к моменту сборки умелых шасси готовых двигателей ещё не было, и их было нужно заменить менее замечательными 610-сильными HL 174.

От VK3601(H) к «Тигру»

В начале 1942 года на заводе HenschelSohn в Касселе собрали семь шасси VK3601(H). Первый прототип применяли с целью проведения ходовых опробований, на которых находился и новый рейхсминистр оружий Альберт Шпеер (занявший место Тодта, погибшего в авиакатастрофе) и врач Порше. Машину было нужно испытывать без башни, потому, что крупповские инженеры оставались верны себе – башни для танков они изготовили с громадным опозданием, в то время, когда надобность в них уже отпала.

Любопытное фото с опробований VK3601(H). На месте механика-водителя сидит рейхсминистр оружий Альберт Шпеер, за ним – врач Фердинанд Порше, за врачом – инженер Эрвин Адерс

Источник – m.blog.daum.net

Необходимость замены орудия на более экономный, но тяжёлый вариант стала причиной пересмотру конструкции танка. Башню под новые артсистемы требовалось увеличивать, в следствии чего диаметр погона вырастал на 200 мм. От установки 75-мм орудия KwK 42 скоро отказались, поскольку в соответствии с новыми замыслами им решили вооружать средние танки.

Тяжёлые автомобили требовалось снабдить ещё более замечательной 88-мм пушкой KwK 36, но это вело к удлинению корпуса, росту массы, повышению ширины гусениц и другим трансформациям, из-за которых вес танка, по предварительным расчётам, возрастал до 48 т. Работы по VK3601(H) остановили, новый проект взял обозначение «VK4501(H)» и вступил в прямую борьбу с проектом VK4501(Р) компании Porsche. Скоро ему предстояло стать легендарным «Тигром».

Фото модели VK3601(H) с заднего правого ракурса. Прекрасно видна конструкция ходовой части

Источник – rcuniverse.com

На ставшие ненужными шасси VK 3601(H) бережные немцы установили лебёдки и в будущем применяли их в качестве бронированных ремонтно-эвакуационных автомобилей. Шесть в итоге изготовленных танковых башен послали за башнями прошлого проекта VK 3001(H) для установки на бетонных фундаментах ДОТов «Атлантического вала». Проект завершился совсем, став «прародителем» для лучшего германского танка времён Второй мировой.

VK 36.01 (H) — Konisch против 8.8 — Гайд

Темы которые будут Вам интересны: