Вершина эволюции

Стремительное развитие бронетанковой техники во время второй мировой стало причиной тому, что кроме того весьма успешные автомобили недолго оставались вершиной технической мысли. Особенно это было заметно в американском танкостроении. В случае если во второй половине 30-ых годов двадцатого века базу бронетанковых сил составляли танки семейства Light Tank M2 и Combat Car M1, то уже к моменту вступления США во Вторую мировую войну в конце 1941 года их поменяли Light Tank M3.

В первой половине 40-ых годов XX века показался Light Tank M3A1, но и он в качестве главного американского лёгкого танка продержался недолго. К концу 1942 года ему на смену пришел Light Tank M5 — самый идеальный из наследников Light Tank T2.

От авиационных моторов к автомобильным

К середине 1940 года стало ясно, что очень долго отсиживаться за океаном США не смогут. Стремительное поражение Франции и утрата британской армией громадного количества оружия на протяжении операции «Динамо» стало настоящим шоком. Повторения обстановки Первой Мировой с ее затяжными позиционными сражениями не произошло.

Стало ясно, что американцам, непременно, нужно будет сражаться, причем на этот раз им суждено появляться в роли одной из основных сил новой всемирный войны.

Промышленность США начала переводиться на армейские рельсы. Самым прямым образом это повлияло и на танкостроительную программу. В случае если раньше танки выпускались на мощностях арсенала Рок-Айленд, то сейчас американцы сделали ставку на большие предприятия, до того занимавшиеся сугубо мирной продукцией. Первенцем тут появлялся Light Tank M3, что в марте 1941 года начали создавать на филиале American CarFoundry в Беруике.

До того в том месте производили вагоны.

Вершина эволюции

Light Tank M3E2, Абердинский полигон, 3 ноября 1941 года. Для имитации полной боевой массы на машине установлен балласт

Резкое повышение количества производства танков стало причиной некоторых неприятности, одной из которых являлся вероятный двигательный «голод». Существовала альтернатива в виде дизельного авиационного двигателя Guiberson T-1020–4, он кроме того ставился на серийные автомобили, но полноценной заменой так и не стал. К тому же довольно компактные и замечательные авиационные двигатели воздушного охлаждения имели не только преимущества, но и недочёты, отличаясь специфичностью эксплуатации.

Неудивительно, что начался поиск альтернативы. В ее качестве разглядывали рядные дизельные грузовые моторы, но при с лёгкими танками дальше умелых работ дело тут не пошло. Их моторное отделение выяснилось через чур мелким для таких двигателей.

Для подстраховки 6 июня 1941 года Комитет по оружиям (OCM) одобрил программу установки в Light Tank M3 спарки двигателей Cadillac с автоматическими коробками передач, известными как GM Hydra-Matic.

Эта же машина позади. Прекрасно видно, что конфигурация кормовой части танка изменилась

Появление производителя машин представительского класса в танкостроительной программе не должно удивлять. Во-первых, автомобильные компании все более хорошо привлекались к танкостроению. К примеру, широко известный истребитель танков GMC M18, и его предшественник GMC T49/T67, разрабатывался и выпускался вторым подразделением Дженерал моторс – Oldsmobile. А во-вторых, Cadillac серийно создавал двигатель, что превосходно доходил на роль силовой установки для танка.

Узнаваемый по обозначению гаммы машин Cadillac Series 42, данный V-образный 8-цилиндровый мотор количеством 5,7 литров выпускался с 1936 года. Первоначально он имел мощность 135 лошадиных сил, к 1941 году данный показатель подняли до 148 лошадиных сил. В производстве танков были задействованы те мощности Cadillac, каковые не принимали участие в выпуске военных грузовиков.

Полноразмерный макет Light Tank M3A1E1 с переделанной носовой частью корпуса

В качестве базы для постройки танка с новой силовой установкой был забран Light Tank M3 с серийным и 752 регистрационным номером U.S.A. W-303740. На опробования машина вышла в начале ноября 1941 года.

Установка новой силовой установки вынудила достаточно без шуток перепроектировать моторное отделение. Показался характерный «горб», что, но, фактически никак не оказал влияние на боевые чертей танка. Иначе, боевая масса заметно выросла – на 1134 килограмма. «Горб» пригодился для размещения в моторного отделения радиаторов.

Еще одной изюминкой силовой установки автомобили, взявшей обозначение Light Tank M3E2, стало то, что моторы ставились вместе с коробками передач. От КПП валы шли в раздаточную коробку, а оттуда на дифференциал, конструкция которого не отличалась от конструкции Light Tank M3.

Light Tank M3E3, 19 марта 1942 года. К тому времени уже было как мы знаем, что в серию танк отправится как М5

Не обращая внимания на все негативные последствия переделки, будущее варианта с двумя моторами Cadillac была совсем другой, чем у других других вариантов силовых установок. Суммарно два двигателя развивали мощность 296 лошадиных сил, и это в значительной степени компенсировало повышение боевой массы. Валы от КПП к дифференциалу шли существенно ниже, это заметно облегчало работу расчета башни.

коробки передач и Автомобильные двигатели были куда несложнее в работе и обслуживании. Наконец, провалилась сквозь землю неприятность с сильным нагревом моторного отделения, неизбежная при применении авиационного двигателя воздушного охлаждения.

Прекрасно видно, что по центру верхнего лобового страницы находится курсовой пулемет. Американские генералы обожали, дабы у танка было большое количество пулеметов

Преимущества Light Tank M3E2 были такими очевидными, что 14 ноября, меньше чем спустя семь дней по окончании начала опробований на Абердинском полигоне, Комитет по оружиям решил о краже танку индекса Light Tank M4. Действительно, в серию машине с той же конфигурацией, что и Light Tank M3E2, попасть было уже не суждено. Дело в том, что в октябре 1941 года начались работы по проектированию Light Tank M3 с новой конструкцией лобовой части корпуса.

Носил данный проект обозначение Light Tank M3A1E1, работы по нему дошли до стадии полноразмерного макета. Но 21 ноября Комитет по оружиям решил перенести работы на шасси Light Tank M4. Переделывать было решено уже имеющийся Light Tank M3E2.

В один момент машина, взявшая обозначение Light Tank M3E3, приобретала башню D58133 со стабилизатором орудия, гидравлическим механизмом поворотом башни и поликом. Практически такую же башню позднее ставили на Light Tank M3A1. Отличие появилась в том, что на новом танке высота полика была больше, а мотор поворота башни убрали под пол корзины.

Это удалось сделать именно благодаря более низко расположенным валам.

Эта же машина позади. Серийный танк смотрелся приблизительно так же

Переработанный танк вышел на опробования в начале 1942 года. По окончании усовершенствований от исходной автомобили осталась лишь нижняя ходовая часть и часть корпуса. Носовая часть корпуса была всецело переделанной. Благодаря рациональному углу наклона верхнего лобового страницы снарядостойкость выросла, не смотря на то, что толщина брони осталась той же.

Для доступа к трансмиссии нижнюю часть страницы сделали съемной. Появились кое-какие неприятности с обзорностью, но их решили за счет установки перископических устройств в люках его-помощника и механика водителя. Помимо этого, в походном положении имелась возможность поднять сиденье, тем самым обзорность быстро увеличивалась.

Переделанными были и борта корпуса, а сам он стал сварным.

Продольный разрез Light Tank M5.

Более низко расположенные валы от КПП к раздатке разрешили расширить высоту башенного полика и убрать под пол механизм поворота башни. Именно поэтому она стала менее тесной, чем башня M3A1

В таком виде машину решили разрешить войти в производство, произошло это в феврале 1942 года. Действительно, индекс Light Tank M4 в отношении ее было решено больше не применять. Дело в том, что именно сейчас разворачивалось производство среднего танка Medium Tank M4.

Чтобы избежать вероятной путаницы, в документах лёгкий танк переименовали в Light Tank M5. Еще одним новшеством стал без движений установленный в лобовом странице дополнительный курсовой пулемет. Его утвердил в марте 1943 года Комитет по оружиям, потому, что пулеметов в спонсонах у данной автомобили уже не было.

Главный лёгкий танк второй половины войны

Как уже упоминалось выше, разворачивать серийное производство нового лёгкого танка было решено на мощностях Cadillac. Не в последнюю очередь это выяснилось связано с тем, что на заводе American CarFoundry в Беруике вовсю длилась сборка лёгких танков М3, которую было решено не заканчивать. Так как США уже вступили в войну, их лёгкие танки с переменным успехом сражались с японцами, и армия потребовала все больше боевых автомобилей.

Серийный танк первых выпусков. Как возможно подметить, его курсовой пулемет еще на месте

Первый танк с регистрационным номером U.S.A. W-3046702 покинул завод в Детройте в апреле 1942 года. Уже в июне первые танки нового типа принимали участие в маневрах. Приняли новые автомобили в армиях прекрасно, потому, что их эксплуатация была куда несложнее, чем Light Tank M3. Это, но, нисколько не помешало производителям поставлять в армии и Light Tank M3A1.

Требовалось как возможно стремительнее насытить войска современной техникой, так что параллельное поступление автомобилей с двумя типами силовой установки было оправдано.

Имелись, но, к новому претензии и танку. Особенного толка от торчащего, как рог единорога, курсового пулемета не было, так что от него весьма скоро отказались. Кроме этого появились неприятности с углублением трансмиссии, что чуть позднее было решено повышением размеров съемной части верхнего лобового страницы.

Light Tank M5 в Марокко, весна 1943 года. Курсовой пулемет уже убран, а увеличенная съемная часть лобового страницы и вентилятор еще не введены

Летом 1942 года Дженерал моторс, чьим подразделением есть Cadillac, начал искать дополнительную площадку для производства танка. Ей стал принадлежащий корпорации завод South Gate Assembly в штате Калифорния. Первые танки покинули новый завод в августе 1942 года. Еще одной площадкой стала компания Massey-Harris из Далут, штат Джорджия, главной деятельностью которой являлся выпуск тракторов.

Первые Light Tank M5 покинули завод Massey-Harris в июле 1942 года. В это же время, эксплуатация в частях распознала неприятности с вентиляцией отделения управления. Ее решили на автомобилях поздней серии, установив вентилятор между люками его-помощника и механика водителя.

Всего было выпущено 2074 танка данного типа, из которых 1470 выпустила компания Cadillac, 354 – South Gate Assembly и 250 – Massey-Harris.

Позднюю версию танка возможно легко отличить по наличию вентилятора между люками его-помощника и механика водителя. На данной фотографии кроме этого возможно заметить механика-водителя, управляющего танком в походном положении

В начале военных действий в Северной Африке 2-я бронетанковая дивизия, и отдельные танковые батальоны, уже имели на вооружении Light Tank M5. 1-я бронетанковая дивизия весной 1943 года «презентовала» собственные M3 и M3A1 французам и кроме этого «пересела» на М5, что хорошо иллюстрирует хорошее отношение к новым танкам в армиях. На Тихом Океане М3А1 продержались продолжительнее, но и их в итоге поменяли М5.

Light Tank M5 прослужили в передовых частях до конца войны. В этом случае экипаж очень уникально и основательно защитился от германских «фаустников» мешками с песком

Вопрос предстоящей модернизации Light Tank M5 появился летом 1942 года. Они были напрямую связаны с программой глубокой модернизации Light Tank M3A1, которая стала причиной созданию лёгкого танка M3A3. самоё заметным преимуществом данной автомобили стала переработанная башня, которая взяла развитую кормовую нишу.

В эту нишу из корпуса перекочевала радиостанция. Повышение размеров башни благоприятно сказалось на условиях работы экипажа, помимо этого, на крыше показались дополнительные смотровые устройства, что улучшило обзор. Неудивительно, что такую же башню армейские захотели поставить и на Light Tank M5.

М5 с башней от M3A3 был утвержден 24 сентября 1942 года под обозначением Light Tank M5A1. По окончании установки данной башни вид автомобили сформировался совсем.

Первый вариант Light Tank M5A1. Кроме раннего варианта противопылевых экранов, эти автомобили отличались наличием в бортах башен смотровых лючков

Производство M5A1 было начато в ноябре 1942 года, первым на новую модель перешел завод Cadillac. Месяцем позднее к производству подтянулись South Gate Assembly и Massey-Harris. Достаточно скоро стало известно, что установка бортовых смотровых лючков в башне не есть хорошей идеей. Кроме того, что танкисты ими мало пользовались, торчащие на уровне виска рукоятки для их открывания комфорта очевидно не прибавляли.

По данной причине башни со смотровыми лючками выпускались весьма недолго.

Достаточно скоро башенные лючки в бортах заварили

Для начала лючки , а чуть позднее от них и вовсе избавились. Приблизительно одвременно с этим на борта башни стали наваривать крепления для грунтозацепов (шпор), каковые устанавливались на гусеницы в тяжелых дорожных условиях.

М5А1 выпуска Massey-Harris, июнь 1943 года. Такими были танки средних серий

Стремительный выпуск танков нового типа разрешил совсем избавиться от М3А1 в боевых частях. Помимо этого, производство танка с более успешной силовой установкой покинуло не у дел Light Tank M3A3. В американской армии эти автомобили не прижились, большая часть из них выяснилось поставлено в другие страны по программе ленд-лиза. В августе 1943 года South Gate Assembly покинул последний М5А1, всего же в том месте выстроили 1196 танков. Третий производитель в программе М5А1 снова добавился в октябре 1943 года.

Им стал завод American CarFoundry в Беруике.

Ответ поменять в производственной гамме М3А3 на М5А1 было полностью верным.

Данный же танк позади

Ближе к концу 1943 года случилась маленькая изменение внешнего вида Light Tank M5A1. С правой стороны башни показался особый «карман», в который скрывался зенитный пулемет. Вследствие этого крепления шпор были перенесены на левый борт и корму башни. На корме корпуса показался массивный ящик, предназначенный для личных вещей. Изменилась конструкция бортовых противопылевых экранов (крыльев), что сделало более несложным обслуживание ходовой части танка.

Ставились они, кстати, не на все автомобили. В таком виде танк выпускался до конца производства.

Танки позднего выпуска взяли особый «карман», в котором скрывался зенитный пулемет

Выпуск М5А1 начал неспешно сворачиваться весной 1944 года. Было разумеется, что концепция аналогичной автомобили к тому моменту совсем устарела. Однако, из армий эти танки некуда не убежали.

Неспешно М5А1 сменяли в частях М5 с менее эргономичными башнями, не смотря на то, что и такие танки продолжали работу в американской армии до самого финиша войны.

М5, к слову, стали единственными лёгкими танками американского производства, каковые не поставлялись британцам по ленд-лизу. Обстоятельством тому стало то, что достаточно скоро показались М3А3 и М5А1 с более эргономичными башнями.

На корме корпуса танков поздних серий показался массивный ящик, предназначенный для личных вещей

В апреле 1944 года закончился выпуск танков М5А1 в Беруике, всего в том месте их выстроили 1000 штук. Cadillac прекратил создавать М5А1 в мае 1944 года. За все время в Детройте изготовили 3530 таких автомобилей. Последний танк этого типа выстроили в июне 1944 года на мощностях Massey-Harris, неспециализированный выпуск на мощностях которого составил 1084 М5А1.

Так, с учетом выстроенных South Gate Assembly 1196 танков, с декабря 1942 по июнь 1944 года было выпущено 6810 М5А1.

M5A1 с 1944 года стали использоваться и на Тихом Океане. Данный кадр сделан на протяжении битвы за атолл Кваджалейн в начале 1944 года

М5А1 был не только самым массовым легким танком на ходовой части конструкции Гарри Нокса, но и легким танком, продолжительнее всех прослужившим в американских частях первой линии. Его боевым дебютом стала высадка в Италии, потом он принимал участие во всех больших операциях американской армии, проходивших в Европе. Непременно, кроме того к моменту боевого дебюта его броня смотрелась уже очевидно не сильный, как и орудие.

Однако, как легкий танк-разведчик, машина в полной мере справлялась со собственными обязанностями. Помимо этого, далеко не всегда соперниками М5А1 были танки. Хватало для него и куда менее защищенных целей.

Одним словом, те функции, каковые возлагались на данный легкий танк, в полной мере удачно им выполнялись.

В Нормандии и, позднее, в другой Европе на легких танках употреблялись самые различные методы дополнительной защиты.

На данной фотографии – самый популярный, мешки с песком. Помимо этого, на танк установлено особое приспособление для преодоления живых изгородей бокажей

Массово употреблялись эти танки и в Нормандии, и в последующих битвах на территории Западной Европы. Приблизительно одвременно с этим нередкими соперниками американских танкистов стала германская пехота, оснащенная противотанковыми гранатометами Panzerfaust и Panzerschreck. По данной причине все чаще автомобили стали оснащаться импровизированной защитой.

Значительно чаще ей становились мешки с песком, каковые крепились на лбу и бортах корпуса.

Не обращая внимания на то, что с конца 1944 года в бой пошли более идеальные легкие танки М24, М5А1 так и остался главным легким танком американской армии до конца войны.

Stuart VI на марше, 1945 год. Если сравнивать с базисной версией трансформации минимальны

Раздельно стоит упомянуть поставки М5А1 союзникам. 1431 танк этого типа был поставлен в Англию, где он взял обозначение Stuart VI. В отличие от вторых легких танков, каковые поставлялись британцам, доработки Stuart VI были минимальными.

самоё заметным трансформацией стала установка спарки дымовых минометов на правой стороне башни. Массово эти автомобили британцы применили в Нормандии. Появление новых легких танков, но, не помешало применению более ранних автомобилей, включая Stuart III.

Еще 226 автомобилей семейства М5/М5А1 выяснилось у французов. Первые такие танки французы взяли еще в Северной Африке (Марокко), ими стали М5. Позднее начались поставки более идеальных М5А1, каковые массово употреблялись французами в Европе.

Через чур поздно показавшийся

В СССР, в отличии от США и Англии, отношение к возможностям легких танков было очень прохладным. Кроме того модернизация Т-70, которая стала причиной появлению более совершенного танка Т-80, считалась, скорее, полумерой. Что же касается поставлявшихся по ленд-лизу американских легких танков, то к ним отношение было еще более неоднозначным. Масла в пламя подлила поставка легких танков М3А1, каковые были раскритикованы за тесное боевое отделение.

Таковым оно стало по окончании установки полика. Опробования танка «М-3 Легкий выпуска 1942 года» закончились в последних числах Февраля 1943 года, а в апреле поставки этих автомобилей закончились. С одной стороны, прекращение поставок было связано с окончанием выпуска этих автомобилей, а с другой – с тем, что на них , мягко говоря, в СССР очень и не настаивали.

Не обращая внимания на подобное отношение к американским легким танкам, в первой половине 40-ых годов двадцатого века в СССР все же были поставлены более идеальные танки М5А1. Как и при с М3А1, поставки производились южным методом – через Баку. На этот раз о массовых закупках обращение не шла.

В соответствии с договоренности, американцы послали в СССР 5 таких автомобилей, что именуется, на пробу. Первые два танка прибыли в июле 1943 года, еще два – в августе и последний – в сентябре. В ряде документов они были зафиксированы как «М3 легкие», и данный факт может ввести в заблуждение. На деле речь заходит как раз о М5А1.

В СССР поступили танки среднего производственного выпуска, еще без «кармана» для зенитного пулемета на башне, но уже без смотровых устройств в башенных бортах.

М5А1 с регистрационным номером U.S.A. 3047050, НИБТ Полигон, лето 1944 года

В августе 1943 года была разработана программа опробований М5А1 в летних и осенних условиях. Предполагалось, что машина пройдет в общем итоге 1000 километров, из них 250 по шоссе, 500 по проселку и 250 по пересеченной местности. На деле же по пересеченной местности машина вовсе не ходила, было решено ограничиться шоссе и проселочной дорогой.

Танк прибыл с неполным набором документов, по данной причине кое-какие выводы о нем были сделаны неверными. Особенно это относится мощности силовой установки. Вместо большой мощности была указана номинальная (2?110 л.с.). Это стало причиной неверным выводам довольно удельной мощности, в особенности в сравнении с отечественными военными машинами.

Была указана удельная мощность 15,7 л.с. на тонну, не смотря на то, что в действительности данный показатель был значительно выше – 19,5 л.с. на тонну. Недооценили и боевую массу танка – 14 тысячь киллограм вместо настоящих 15,2 тысячь киллограм.

Данный же танк слева

Не обращая внимания на возросшую массу, М5А1 был еще стремительнее, чем М3 и М3А1. Его большая скорость на опробованиях составила 60,3 км/ч, что кроме того чуть больше, чем паспортная. Расход горючего наряду с этим был совсем ненамного выше, чем у М3 – 135 литров на 100 километров.

Средняя скорость танка по сухому проселку составила 23,4 км/ч, что кроме этого больше, чем у М3. Расход горючего при перемещении в таком режиме составил 197 литров на 100 километров. Стоит подчернуть, что у М5А1 количество топливных баков увеличился до 340 литров, так что при мало большем расходе горючего запас хода стал громадным.

Для сравнения, расход горючего, к примеру, у советской САУ СУ-76М на проселке составлял 215 литров на 100 километров.

Дальше пробной партии из пяти танков поставки М5А1 в СССР не продвинулись

Основной проблемой американского легкого танка в СССР стало то, что показался тут он через чур поздно. По целому последовательности черт он очевидно был лучше советского Т-70, на нем избавились от последовательности «болячек», характерных легким танкам М3 и М3А1. Но еще во второй половине лета 1943 года будущее легких танков в Красной Армии была предрешена.

В существующем в то время виде они просто перестали удовлетворять требования советских армейских. Через чур бронирование и слабое вооружение лишало смысла предстоящее применение легких танков на советско-германском фронте. Вместо них разворачивался выпуск самоходных установок СУ-76М, имевших ту же агрегатную базу, но наряду с этим куда более действенных на поле боя.

На этом фоне продолжение поставок американских легких танков смотрелось тщетным.

Эта же машина на опробованиях по езде по болоту, весна 1945 года

Не обращая внимания на столь печальный вердикт, в последний раз американский легкий танк М5А1 проходил опробования на НИБТ Полигоне в Кубинке летом 1945 года. Опробования были очень необыкновенными – это была езда по болоту. Танк ездил по нему вместе с канадским снегоходом Bombarder B-3 (Armoured Snowmobile Mk.I). Опробования продемонстрировали, что танк в полной мере нормально едет по болотистой местности при погружении гусениц не более 40 см.

При более глубоком погружении гусеницы начинали буксовать, и танк застревал. Сейчас он находится в экспозиции парка «Патриот».

Андрей Уланов
/
«Стюарт» из кибуца Яд-Мордехай
Три десятка фотографий американского легкого танка M5, находящегося в Израиле

  • ВМВ
  • США
  • Израиль
  • музеи

литература и Источники:

  • Материалы NARA
  • Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
  • Материалы из фотоархива автора
  • Материалы ЦАМО РФ

Вершина эволюции – Станислав Дробышевский