Венгерский лёгкий богатырь

Время от времени достаточно успешные военной техники и образцы вооружения не смогут реализовать собственного потенциала по причине того, что показались не в то время либо не в том месте. Лёгкие танки, обширно использовавшиеся на различных театрах военных действий Второй мировой, на Восточном фронте достаточно скоро сошли со сцены, уступив место более тяжёлым собратьям. История венгерского танка «Толди» — первого серийного танка данной страны — ещё один тому пример.

Нелегальная предыстория венгерского танкостроения

Итоги Первой Мировой для Венгрии были трагедией. Трианонский контракт 1920 года, по которому Венгрия утратила 72% территории, 64% населения и выход к морю венгры восприняли как национальное унижение. Траур, заявленный в Венгрии по поводу его заключения, был одним из самых продолжительных во всемирной истории – национальные знамёна на учреждениях оставались приспущенными до 1938 года, в то время, когда Венгрия вернула себе часть потерянных земель в следствии Первого Венского арбитража.

В случае если ученики в школах многих государств начинали занятия с выполнения гимна, венгерские школьники по утрам зачитывали молитву о воссоединении собственной отчизны.

Принимая контракт как несправедливый, венгры всеми правдами и не правдами пробовали обходить его ограничения в военной сфере. Потому, что армию, верхнюю границу численности которой победители выяснили в 35 000 человек, запрещалось оснащать военной техникой («импорт и производство в Венгрию бронеавтомобилей, танков и каких-либо подобных автомобилей, подходящих для применения в военных целях, в равной степени запрещены»), до поры до времени танков в Венгрии не было.

В первой половине 20-ых годов XX века венгры приобрели 14 лёгких танков Lk-II у собрата по несчастью – Германии, которой также запрещалось иметь и создавать танки. Прознавшие об этом представители Антанты постарались поймать венгров с поличным, но те разобрали танки и прекрасно их запрятали.

Во второй половине 20-ых годов двадцатого века Венгрия смогла купить две танкетки у Англии, но настоящий прорыв в этом направлении случился в следствии наладившихся взаимоотношений ещё с одной из держав-победительниц — Италией. Во второй половине 20-ых годов XX века две государства подписали контракт «О дружбе, арбитраже и сотрудничестве», и Италия начала поставки оружия в Венгрию.

Фактически, уже это было нарушением условий Трианонского договора – в соответствии с главе V этого документа, импорт любого оружия в Венгрию был запрещён, обходиться она должна была сомостоятельно. А в первой половине 30-ых годов двадцатого века было нарушено и танковое эмбарго – венгры закупили пять «Фиатов» 3000В. В 1934–36 годах итальянцы поставили в страну, которой не разрещалось иметь бронетанковое оружие, полторы много собственных танкеток CV 3/33 и CV 3/35.

Призвание варяга

Тем временем Европа неудержимо катилась в сторону новой громадной войны, и во второй половине 30-ых годов XX века Венгрия в открытую наплевала на Трианонский контракт, заявив о программе модернизации собственных армии. В ней громадное место отводилось созданию полноценных бронетанковых армий.

Потому, что Венгрия владела достаточно развитой индустрией, было решено не закупать танки за границей, а наладить производство в стране. Венгерский изобретатель Миклош Штраусслер во второй половине 30-ых годов XX века представил новый танк V-4. Лёгкая колёсно-гусеничная машина отличалась уникальной ходовой частью и являлась предстоящим развитием танка V-3, что разрабатывался в 1934–35 годах и в своё время приводил к определённому интересу у Великобритании и японии.

Венгерский лёгкий богатырь

Венгерский лёгкий колёсно-гусеничный танк V-4

aviarmor.net

Во второй половине 30-ых годов XX века венгры заявили о проведении сравнительных опробований трёх лёгких танков: V-4, германского Pz.IA, купленного в первой половине 30-ых годов XX века, и прибывшего в марте шведского Landsverk L-60. V-4, с его 40-мм орудием в качестве главного оружия (против 20-мм пушки у «пулемётного» вооружения и шведа у «немца»), и хорошим мнением армейских довольно ходовых качеств, имел хорошие шансы на победу.

Шведский танк L60

Но победил в соревнованиях «швед». L-60 имел более несложную и вместе с тем достаточно передовую конструкцию. В первый раз в мировом танкостроении его опорные катки имели личную торсионную подвеску; страницы лобовой брони устанавливались под рациональными углами наклона.

Помимо этого, конструкция L-60 была более пригодной для предстоящей модернизации. Миклош Штраусслер, кстати, потом переехал в Англию и во время второй мировой трудился на стороне союзников по антигитлеровской коалиции. Его вкладом в победу над государствами Оси стала совокупность придания плавучести танкам Duplex Drive, употреблявшаяся американскими, английскими и канадскими армиями среди них и при высадке в Нормандии.

L-60 венгры и забрали за базу для собственного первого серийного танка. Лицензионная версия шведского танка стала называться «Толди» — в честь венгерского средневекового богатыря Миклоша Толди, полулегендарного аналога древнерусского Ильи Муромца. Рабочая группа, проводившая сравнительные опробования, советовала внести в конструкцию нового танка кое-какие трансформации если сравнивать с прототипом.

Но в целом ходовая часть и корпус остались фактически прошлыми, мало поменяно было ведущее колесо. Незначительные трансформации коснулись башни, а вот орудие у танка поменяли.

В башне шведского танка в качестве главного оружия была установлена автоматическая 20-мм пушка «Мадсен». Венгров она в полной мере устраивала – но за лицензию шведская компания-производитель потребовала через чур большие деньги. Помимо этого, завод «Данувиа» в Будапеште, что должен был освоить производство пушек «Мадсен», не готов был сделать это в короткие сроки.

Тяжёлое самозарядное противотанковое ружье «Золотурн» S18–100 калибра 20 мм. Практическая сокрострельность 15–20 выстрелов в 60 секунд, питание из магазинов по 5 (употреблялись в танке «Толди») и 10 патронов. Прицельная дальность стрельбы 1500 метров, бронепробиваемость (расстояние/угол в градусах/толщина брони) 100 м / 90 / 35 мм, 300 м / 90 / 27 мм)

http://weaponland.ru

Для решения данной неприятности венгерские конструкторы внесли предложение установить 25-мм автоматическую пушку «Бофорс» (также шведскую) или «Гебауэр» (отечественную разработку). В качестве программы-максимум обсуждалась возможность установок 37-мм либо 40-мм орудий, но таковой вариант потребовал важной переработки башни. В итоге, танк вооружили 20-мм тяжёлым самозарядным противотанковым ружьём швейцарской компании «Золотурн», которое создавали в Венгрии по лицензии.

Ружьё, вообще-то, было создано германской компанией «Рейнметалл», но потому, что Версальский мирный контракт связывал Германию по ногам и рукам (так же, как Трианонский – Венгрию), производство запрещённого противотанкового оружия немцы наладили на швейцарском филиале собственной компании. ПТР «Золотурн» потом употреблялся финской армией на протяжении Зимней войны против военной техники РККА.

Боекомплект «Толди» складывался из 208 патронов к ПТР и 2400 патронов к спаренному с ним 8-мм пулемёту с ленточным едой. Ещё один пулемёт, зенитный, имел возможность устанавливаться на крыше башни в особом кронштейне. Хорошая оптика для наблюдения и прицеливания поставлялась из Германии.

8,5-тонный «Толди» оснащался 155-сильным бензиновым германским двигателем Busing-NAG. При помощи пятиступенчатой планетарной коробки передач он разгонял танк до приличных 50 км/ч. Топлива в баках ёмкостью 253 литра хватало на марш в 220 км по шоссе.

Венгерский лёгкий танк 38.M «Толди I» (Toldi I) из состава 2-й венгерской танковой дивизии переправляется через реку в Польше

http://waralbum.ru

Экипаж из трёх человек в танке размещался в достаточно комфортных условиях; отделение управления и боевое отделение, как и в шведском прототипе, прекрасно вентилировались. В башне справа, под командирской башенкой с семью триплексами, было место начальника. Слева от него размешался стрелок, замечавший за полем боя через перископический прицел.

Механик-водитель ориентировался по смотровым щелям в маленькой бронированной рубке, расположенной левее продольной оси автомобили.

Производство

Производство нового танка задерживалось по обстоятельству конфликта между фабриками MAVAG и «Ганц» с главным штабом венгерской армии. Взяв в последних числах Декабря 1938 года заказ на производство первой партии танков, фабрики от него отказались по обстоятельству низкой цены, назначенной армейскими. Помимо этого, в Венгрии отсутствовали многие компоненты для производства танка, и их было нужно заказывать за границей.

К февралю 1939 года удалось прийти к соглашению, и окончательный заказ в 80 автомобилей был поровну поделен между двумя фабриками. Первые танки серии были выпущены в апреле 1940 года, последний – в марте 1941-го.

Венгерский лёгкий танк 38М Toldi I преодолевает ров по мосту на Восточном фронте

http://waralbum.ru

Танки следующей серии, названные «Толди II», отличались от своих предшественников прежде всего тем, что для их изготовления использовались лишь венгерские комплектующие. Помимо этого, в модернизированных танках устанавливалась новая радиостанция и была увеличена толщина брони маски орудия. Какое-то время новая модификация выпускалась параллельно со ветхой, в которой употреблялись германские комплектующие.

Единственным кидающимся в глаза отличием «Толди I» от «Толди II» была форма антенн — но по окончании переоснащения новыми радиостанциями танков первой серии и оно провалилось сквозь землю.

Всего было выпущено 110 таких танков, 80 из них потом были подвергнуты более важной переделке. Потому, что тяжёлое ПТР в качестве главного оружия для танка в 40-е годы смотрелось очень легкомысленно, венгры установили вместо него 40-мм пушку 42.М венгерской разработки с боекомплектом из 55 снарядов. Новое орудие являлось укороченным вариантом пушки 41.М, созданной для венгерского среднего танка «Туран». Броню танка нарастили.

Башня очень сильно видоизменилась снаружи, позади на неё навесили ящик для снаряжения. Масса танка, взявшего наименование «Толди IIA» возросла до 9,35 тысячь киллограм.

Опытный образец венгерского лёгкого танка 38.M «Толди IIA». Эта машина являлась модификацией танка Toldi II с усиленным бронированием и 40-мм пушкой 42.M

http://waralbum.ru

Пара автомобилей в умелом порядке оборудовали 5-мм навесными броневыми экранами на бортах и на башне.

Последней модификацией венгерского лёгкого танка стала «Толди III». На этом танке ещё больше увеличили толщину брони (на рубке водителя и на маске пушки – до 35 мм), расширили кормовую нишу в башне и увеличили боекомплект до 87 снарядов. Танков данной модели венгры успели выстроить не более 12.

«Толди III». Цифры на броне обозначаею её толщину в обозначенных местах

http://waralbum.ru
Боевое использование

В первый раз «Толди» участвовали в военных действиях в апреле 1941 года. Через четыре месяца по окончании заключения пакта о вечной дружбе с Югославией Венгрия участвовала во вторжении в эту страну. Две моторизованные и одна кавалерийская бригады венгерской армии, вторгшиеся в Югославию, имели в собственном составе по роте из 18 лёгких танков.

Венгерская танковая колонна. На переднем замысле — венгерский лёгкий танк 38M «Toldi I», за ним направляться танкетка итальянского производства L3/35 (FIAT-Ansaldo CV 35)

http://waralbum.ru

81 танк «Толди» в составе отдельного мобильного корпуса (вместе с венгерскими бронеавтомобилями «Csaba» и итальянскими танкетками) участвовал в операции «Барбаросса». Ещё 14 новых танков было послано на Восточный фронт позднее, в октябре 1941 года, причём два танка их данной партии не вынесли продолжительного путешествия по железной дороге и сразу же отправились обратно на завод на том же поезде. На Восточном фронте стало известно, что неплохой на конец 30-х годов лёгкий танк быстро устаревает.

В случае если с бронёй лёгких Т-26 и БТ ПТР «Золотурн» ещё имело возможность совладать, против средних и тяжёлых советских танков оно было фактически безтолку. Но, благодаря хорошей радиостанции в разведке «Толди» имел возможность бы употребляться. А 20-мм орудие в качестве главного оружия в первой половине 40-ых годов двадцатого века использовалось не только на «Толди», но и на немецком Pz.II, и советском Т-60.

Венгерский танк 38M Toldi I со снятым оружием буксирует германский грузовик Bussing-NAG 400 по улице советской деревни

http://waralbum.ru

Но основной проблемой венгерского лёгкого танка была низкая, в особенности в условиях Восточного фронта, трансмиссии и надёжность двигателя. Танки застревали в грязи, двигатели ломались. Дошло до того, что венгерские ремонтные подразделения сами не успевали ликвидировать поломки танков и вынуждены были привести к квалифицированным гражданским гражданским с фабрик на фронт.

В то время, когда потрёпанный в битвах мобильный корпус в ноябре 1941 года возвратился в Венгрию, оказалось, что большая часть (37 из 65) автомобилей, потребовавших ремонта, выходили из строя по обстоятельству поломок, а не в сражении. В кампании 1942 года в СССР участвовали 17 танков этого типа. В марте 1943 года в Венгрию возвратились лишь 3 из них.

Разбитый венгерский легкий танк 38М «Толди I» (Toldi I). Машина изрядно разукомплектована на запчасти

http://waralbum.ru

«Толди» всех модификаций широко применялись венграми при отражении наступления советской армии на территорию Венгрии. К началу лета 1944 года их насчитывалось ещё 129 штук – 66 «Толди I» и 63 «Толди II» и «Толди IIА». Противостоять советским Т-34–85 и ИС-2 они имели возможность лишь при самом фантастическом стечении событий – и исходя из этого практически все были стёрты с лица земли на протяжении кампаний 1944–45 годов.

Но, закат эры лёгких танков на Восточном фронте коснулся не только венгров.

Подбитый венгерский лёгкий танк 38М «Толди I» из состава разгромленной в Будапеште 2-й венгерской танковой дивизии. Лобовой верхний лист пробит боеприпасом калибра 57–76 мм. На ЖД платформе венгерский средний танк 41М «Туран II»

http://waralbum.ru

Созданный в конце 30-х годов, венгерский лёгкий танк «Толди» для собственного времени был одной из лучших автомобилей в классе. Как лёгкий танк он был хорош и для более позднего периода – лежавший в его основе шведский L60 и его серийный вариант M.38 простояли на вооружении разных армий ещё пара десятилетий (в Швеции – до середины 50-х, в Ирландии – до начала 60-х, а в Доминиканской Республике – до начала 2000-х).

Помимо этого, в шведском прототипе был заложен хороший задел для предстоящей модернизации — выпускавшийся в 1957–60 годах средний шведский Strv.74 был, по сути, его развитием. Передовая торсионная подвеска «шведа» и сейчас употребляется в самых лучших танках современности.

Но «Толди» не повезло: у Венгрии не хватило средств и времени на его более глубокую модернизацию, а перенасыщенный противотанковыми средствами и танками Восточный фронт к 1943 году фактически не покинул ему ниши для успешного применения.

Литература:

  1. История Второй мировой 1939–1945 (в 12 томах) / редколл., гл. ред. А. А. Гречко. том 3. М., Воениздат, 1974.
  2. Венгеро-итальянский соглашение 1927 // Громадная Советская Энциклопедия. / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. Т.4. М., «Советская энциклопедия», 1971
  3. Трианонский контракт, часть V http://wwi.lib.byu.edu/index.php/Part_V_-_VIII
  4. Лёгкий танк Хонведшега. М. Барятинский. (Моделист-конструктор. — 1997. — № 11)
  5. http://pro-tank.ru/bronetehnika-italy-japan/hungary/866-light-tank-toldi-1
  6. http://pro-tank.ru/bronetehnika-italy-japan/hungary/867-light-tank-toldi-2
  7. http://weaponland.ru/load/protivotankovoe_ruzhe_solothurn_s18_100/143–1–0–839
  8. http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/hungary/38m_toldi.htm
  9. http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/hungary/straussler_v3.htm
  10. http://wio.ru/tank/hungary.htm

Александр Сирота
/
Средний танк из средней Европы
Венгерский «Туран» был хорошим средним танком для 1940–41 годов. Вот лишь сражаться ему было нужно в 44–45-м…

  • ВМВ
  • танки
  • Венгрия

Александр Сирота
/
Венгерский гибрид базуки и панцершрека
История создания венгерского противотанкового гранатомёта 44.М

  • ВМВ
  • стрелковое оружие
  • Венгрия

Богатирі. Відкритий чемпіонат Угорщини. Лонг — Ліфт

Темы которые будут Вам интересны: