«Ведьмы» – истребительницы танков

История создания американской самоходной артиллерийской установки M18 «Хеллкэт» тесно связана с развитием многих вторых американских бронированных автомобилей, каковые промышленность США создала для собственных армии.

Всё началось с конкурса, совершённого в августе 1941 года, по созданию лёгкого авиадесантного танка, габариты которого разрешали бы перевозить его в самолёта либо на его внешней подвеске. Конкурс был заявлен Управлением артиллерийско-технической работы Армии США (потом – Управление) среди производителей бронированной техники. Танк должен был поступить на вооружение американской морской пехоты и ВДВ.

Собственные разработки внесли предложение корпорация General Motors (GMC), компания Мармон-Херрингтон (Marmon-Herrington Company, Inc.) и корпорация США Вил Трэк Лэйер (U.S. Wheel Track Layer Corporation), возглавляемая известным американским конструктором Джоном Уолтером Кристи. Победил проект компании Мармон-Херрингтон, и на свет показался проект танка Т9 — будущий М22 Locust.

Но менеджеры корпорации решили два раза реализовать армейским одинаковый товар, подав десантным армиям США идею заказать у них лёгкую противотанковую САУ, под видом которой внесли предложение тот же, легко видоизменённый, танк Т9.

«Ведьмы» – истребительницы танков

Танк Т9, послуживший первым прототипом для САУ М18 «Хеллкэт»

Источник — aviarmor.net

Но в Управлении оставили идею лёгкой авиадесантной САУ, ничем не отличающейся от для того чтобы же танка. Но САУ были необходимы американской армии для противодействия танкам возможных соперников, каковыми обозримой перспективе должны были стать армии государств Оси. Исходя из этого Мармон-Херрингтон взял заказ на модернизацию проекта САУ. Она должна была взять более вместительный корпус, поскольку сейчас исчезали ограничения, существовавшие ранее в связи с требованиями авиаперевозки.

Помимо этого, на самоходке, в отличие от танка Т9, должна была устанавливаться подвеска «Кристи», обширно употреблявшаяся в то время на советских танках БТ всех модификаций и танках Т-34. Двигатель оставался прошлым — 6-цилиндровый Лайкоминг, находившийся и на танке Т9.

Главной идеей проекта было взять быстроходную САУ, талантливую поражать соперника и мгновенно исчезать с поля боя на скорости 80 км/ч. К январю 1942 года проект был завершён и взял обозначение Т42. Сборку опытных образцов Управление доверило не выполнившей проектные работы компании Мармон-Херрингтон, которая никак не имела возможности собрать опытные образцы танка Т9, а подразделению «Бьюик» корпорации General Motors.

1 апреля того же года Управление внесло требование заменить 37-мм орудие прототипа на английскую 57-мм 6-фунтовую скорострельную пушку (QF 6-pounder 7 cwt, в американском обозначении — 57 mm Gun M1), так как события на Восточном фронте и в Северной Африке продемонстрировали, что 37-мм противотанковые орудия безнадёжно устарели. Исходя из этого, вносились коррективы и в лимит веса будущей САУ, что установили на уровне 12 тысячь киллограм.

башни и Бронирование корпуса должно было составлять 22,2 мм (7/8 дюйма), крыши и днища башни – 9,5 мм (3/8 дюйма). Силовую установку было решено заменить на 165-сильный двигатель «Бьюик» количеством 330 куб. дюймов (5408 см3). К 18 апреля проект был поменян, и «Бьюик» взял заказ на производство двух прототипов Т49 — таковой индекс был присвоен новому проекту.

Прототип М18 — самоходная артиллерийская установка T49 GMC (Gun Motor Carriage)

Источник — wwiivehicles.com

В июле 1942 года был изготовлен первый экземпляр Т49, что проходил опробования на полигоне концерна General Motors. По окончании первых прогонов стало ясно, что оказавшаяся бронемашина может развивать скорость не более 60 км/ч, что было намного меньше заданной, соответственно, появлялась необходимость заменить силовую установку. В остальном САУ устраивала клиентов, поскольку владела хорошей манёвренностью и надёжной ходовой частью.

Одновременно с этим было решено заменить 57-мм пушку Gun M1 на более замечательную 75-мм M34A1 L/37,5. Эта пушка устанавливалась на танках М4 Sherman и легко пробивала броню лёгких и средних германских танков. Новый прототип взял индекс Т67.

Для решения задач, поставленных Управлением, инженеры General Motors пошли по самому несложному пути. Они решили установить на уже имеющуюся у них ходовую часть башню проекта Т35 (прототипа САУ М10). Благодаря такому ответу первый экземпляр Т67 удалось взять в очень сжатые сроки — к октябрю 1942 года. Мало был поменян и корпус – от курсового пулемёта в корпусе САУ отказались, толщину брони увеличили до 25 мм.

К имевшемуся двигателю «Бьюик» серии 60 был добавлен второй, отчего неспециализированная мощность силовой установки САУ выросла до 330 л.с.

Самоходка Т35E1 — прототип САУ М10. Её башня была использована при создании Т67

Источник — henk.fox3000.com

Новая САУ была послана для опробований на Абердинский испытательный полигон. В том месте стало известно, что Т67 может развивать заданную скорость, сохраняя манёвренность прошлого прототипа. Самоходке Т67 уже готовься присваивать рабочее обозначение и принимать её на вооружение, но армейские снова "настойчиво попросили" внести трансформации в конструкцию.

Т67 с башней от Т35E1 и 75-мм орудием

Источник — panzerchronique.fr

Управление указало на необходимость замены 75-мм орудия на 76-мм пушку М1, которая в тот момент уже устанавливалась на танки Шерман и показывала существенно отличных показателей, чем 75-мм М1. Эта замена была произведена. Орудие прикрыли литой маской, крепившейся на открытой, сваренной из катаной гомогенной брони башне САУ.

Размеры башни увеличили, что разрешило сверху установить на неё станковый пулемёт Браунинг M2 калибра 12,7 мм (Cal. 50), и разместить больший боекомплект и трёх членов экипажа из пяти, что было нереально в прошлом варианте башни. Из-за изюминок крепления орудия слева на башне САУ показался выступ.

На протяжении последующих конструктивных трансформаций орудие перенесли правее и данный выступ убрали.

Башня САУ М18 «Хеллкэт» – вид сверху

Источник — trucktrend.com

Два двигателя «Бьюик» серии 60 заменили на один 9-цилиндровый радиальный 450-сильный двигатель «Райт Континентал» R-975 количеством 975 куб. дюймов (16 литров). Устаревшую к 1943 году подвеску Кристи заменили на личную торсионную.

САУ T70 GMC – вид сверху

Источник — wwiivehicles.com

Кардинально поменялась и компоновка автомобили – двигатель и трансмиссию 900T Torqmatic перенесли в её переднюю часть. Для удобства ремонта их закрепили на особых полозьях, по которым трансмиссия и двигатель выкатывались из танка ремонтниками. Передний и задний катки взяли амортизаторы. Для сохранения натяжения траков ведущие и направляющие катки снабдили компенсаторами.

Позднее компенсаторы сохранятся лишь на передних ведущих катках.

САУ T70 GMC на полигоне, 23 декабря 1943 года

Источник — us-militaria.com

Корпус САУ кроме этого делался сварным. Третьему прототипу САУ присвоили обозначение Т70. Его вес в боевом снаряжении достигал 17,7 тонны. Экипаж, как и в прошлых прототипах, составлял 5 человек: начальник экипажа, наводчик, механик-водитель, радист и заряжающий.

Средняя крейсерская скорость САУ достигала 70 км/ч, а большая – 89 км/ч (по некоторым свидетельствам – 95 км/ч).

САУ T70 GMC

Источник — wwiivehicles.com

В апреле 1943 года была произведена первая САУ Т70. В конце 1943 года первую партию автомобилей послали на полевые опробования в Италию, где они превосходно продемонстрировали себя. Не ждя окончания опробований, 7 января 1944 года Управление заказало «General Motors» первую партию в 1000 САУ.

В марте 1944 года, в то время, когда уже было произведено около 200 единиц техники, новую САУ под индексом М18 приняли на вооружение. В компании «Бьюик» она взяла прозвище «Хеллкэт», что с английского переводится как «колдунья».

Самоходная артиллерийская установка М18 «Хеллкэт» в движении (вид позади)

Источник — trucktrend.com

САУ «Хеллкэт» успели поучаствовать в битвах, ещё имея индекс Т70 – другими словами, перед тем, как были официально приняты на вооружение американской армией. В рамках опробований первая экспериментальная партия этих автомобилей употреблялась в Италии, на протяжении Анцио-Неттунской десантной операции, совершённой союзными армиями 22 января 1944 года неподалеку от Рима, недалеко от города-порта Анцио.

Десанту удалось занять на побережье плацдарм глубиной 11 км, и новые САУ помогли его армиям отразить массированные атаки частей германской Группы армий «С». В следствии союзникам удалось удержать плацдарм, а в мае 1944 года победить группировке германских армий под Монте-Кассино.

Но самые упорные битвы ожидали М18 во Франции. 6 июня 1944 года началась высадка союзных армий в Нормандии и их стремительное продвижение на восток и юг страны.

Американская САУ M18 «Хеллкэт» 827-го батальона истребителей танков из состава

12-й танковой дивизии США в Сарребурге, Франция

Источник — waralbum.ru

19 сентября 1944 года на протяжении сражения за Нанси на плацдарме около города Арракур (Лотарингия) 704-й батальон истребителей танков армии США (в составе 4-й танковой дивизии союзников) участвовал в танковом сражении, названном битвой при Арракуре. Комвзвода САУ М18 лейтенант Эдвин Лейпер (Edwin Leiper) привёл собственные автомобили к деревушке Решикур-ла-Птит. Тут САУ заняли оборону.

Американцам помогала погода – на землю опустился густой туман, скрывший их позиции. Помимо этого, в условиях тумана звук передаётся существенно лучше, исходя из этого американские самоходчики заблаговременно услышали шум приближавшихся германских танков. Когда стали видны германские военные машины, САУ открыли шквальный пламя.

За первые пять мин. боя 5 германских танков были стёрты с лица земли, за что истребители танков заплатили утратой одной САУ М18. Взвод вёл пламя и стёр с лица земли ещё 10 танков, утратив наряду с этим две собственные автомобили. Один из экипажей «хеллкэтов» под руководством сержанта Генри Р. Хартмана стёр с лица земли 6 германских танков, большинство которых была новыми средними танками Pz.V Panther («Пантера»), которых американские танкисты весьма опасались.

Дело в том, что их бронебойные боеприпасы не пробивали «Пантеру» в лоб, а имели возможность поразить ее лишь в борт либо корму.

Американская 76-мм САУ M18 «Хеллкэт» из состава 603-го батальона истребителей танков

на улице французского города Люневиль

Источник — waralbum.ru

использования и История создания САУ M18 «Хеллкэт» – это постоянная гонка за эффективностью её орудия. Первоначально на этих самоходках устанавливалась 76-мм пушка М1А1 без дульного тормоза. К концу 1944 года на М18 начали устанавливать другие модификации этого орудия – М1А1С и М1А2. Они были практически аналогичны, отличаясь лишь шагом калибров – 40 у первых двух, и 38 у второго. Помимо этого, у М1А1С под дульный тормоз нарезалась резьба, а у М1А2 – вытачивалось посадочное место.

При отсутствия дульного тормоза на обоих орудиях навинчивалось защитное кольцо. Скорострельность этих орудий составляла 20 выстрелов в 60 секунд.

По окончании «знакомства» с новейшей германской военной техникой американское руководство поняло недостаточность бронебойности снарядов САУ М18. Они не пробивали броню «Тигров», а у «Пантер» справлялись только с бортовой либо кормовой броней. Чтобы исправить эту обстановку, в первой половине 40-ых годов XX века в армию США начали поставлять вольфрамовые подкалиберные боеприпасы HVAP (High Velicity Armor Piercing), владевшие хорошей бронебойностью.

Но этих снарядов не хватало, к тому же, они давали большое рассеивание при стрельбе на громадные расстояния.

К концу 1944 года практически вся территория Франции была высвобождена, но 16 декабря германская армия начали масштабную Арденнскую наступательную операцию (кодовое имя «Стража на Рейне»), которая в Соединенных Штатах именуется «Битва за выступ» («Battle of the Bulge»).

19-20 декабря 1944 года первому батальону 506-го парашютно-пехотного полка было приказано оказать помощь танковой десантной группе генерала Десобри (численностью до батальона) 10-й танковой дивизии США, оборонявшей бельгийский город Новилль. В том месте шло сражение, которое осталось в историографии называющиеся «Осада Бастони».

506-му батальону были приданы лишь четыре М18 «Хеллкэт» из 705-го батальона истребителей танков, которым предстояло вести бой с соперником, имевшим многократное численное превосходство. Группу генерала Десобри атаковали танки 2-й танковой дивизии Вермахта, целью которых было прорваться к Бастони, оседлать главные дороги, ведущие к городу с северо-востока и захватить топливные склады.

Американская САУ M18 «Хеллкэт» и полугусеничный БТР M15A1 CGMC

с 37-мм зенитной установкой, подбитые огнем германской артиллерии в районе Бастони, Бельгия

Источник — waralbum.ru

В данной сложной ситуации понадобилась высокая скорость М18. «Хеллкэты» с десантниками скоро выдвинулись в заданный район и ударили во фланг германским армиям, атаковавшим городок. В этом бою американские самоходчики стёрли с лица земли не меньше 30 германских танков, убили и ранили от 500 до 1000 воинов соперника, в следствии чего атака немцев была сорвана.

M18 поддерживает 2-й батальон 397-го пехотного полка при штурме города Вислох.

Германия, 1 апреля 1945 года

Источник – wwiivehicles.com

Скорость М18 «Хеллкэт» разрешала американским танкистам с успехом применять тактику «shoot and scoot» – «стреляй и беги». Эти САУ были позитивно восприняты в армиях, ведших боевые действия в Европе, и потом употреблялись в битвах на территории Германии.

Американская 76-мм САУ M18 «Хеллкэт» на улице чешского города

Источник — waralbum.ru

На Тихоокеанском театре военных действий «хеллкэты» употреблялись меньше. Часть этих САУ был передана войска Гоминьдана для борьбы с японской военной техникой, но китайцы чаще применяли их для подавления пехотных упрочнений соперника.

Американская САУ M18 «Хеллкэт» ведет пламя по укрепленным позициям японцев на линии Сюри

Источник — waralbum.ru

За время серийного производства (с июля 1943 года по октябрь 1944 года) подразделением «Бьюик» корпорации General Motors было выпущено 2 507 САУ M18. Весной и летом 1944 года для замены 3-скоростных коробок передач на 4-скоростные на фирмы «Бьюика» было возвращено 685 автомобилей М18. Но лишь 45 из них возвратились обратно в собственные части.

Остальные же 640 «хеллкэтов» были переделаны в новые бронетранспортёры Т41. Дело в том, что скорость САУ М18 была такой большой, что за ними не имела возможности угнаться сопровождающая техника. Исходя из этого армии пригодились бронетранспортёры-тягачи, владеющие такой же высокой скоростью.

По окончании окончания войны САУ М18 «Хеллкэт» были сняты с оружия Армии США и распроданы в разные государства мира. Часть из них часть появилась в Венесуэле (75 автомобилей), часть – в Югославии, часть – в Южной Корее. Маленькая партия М18 кроме того была поставлена в СССР, но в военных действиях участия эти САУ не принимали, а сохранялись в качестве резерва.

Ещё перед тем, как в марте 1944 года САУ М18 «Хеллкэт» была официально принята на вооружение, было произведено более 1000 этих автомобилей. В один момент с производством САУ велись работы по приданию ей плавучести. Американским армиям предстояло участие в целом последовательности морских десантов в Италии, Нормандии, Французской Ривьере, на Тихоокеанском театре боевых действий.

Для таких военных операций была нужна военная техника, достаточно лёгкая, дабы доплыть от десантного корабля до берега, и владеющая достаточно замечательным оружием, дабы оказать действенную огневую помощь морской пехоте.

В декабре 1943 года Исследовательский Совет Национальной Обороны начал работу над проектом, названным «Проект Ричи». К концу месяца компания «Бьюик» изготовила понтонную совокупность, которая крепилась к САУ, держала её на плаву и отцеплялась, в то время, когда «Хеллкэт» достигал берега. По воде САУ передвигалась при помощи вращения гусениц и развивала скорость, в полной мере приемлемую для десантирования – 6,8 км/ч.

За счёт устойчивости понтонов и гидростабилизаторов корпуса самоходка кроме того имела возможность вести пламя с воды. Совокупность САУ с понтонами именовалась «Ричи» Т7 либо M18 BB Device. Было заказано 250 наборов понтонов, но об их применении в военных действиях автору ничего не известно.

Опробования совокупности «Ричи» Т7

Источник — alternathistory.org.ua

Параллельно с созданием понтонов нью-йоркская компания «Спаркман и Стефенс» проектировала САУ-амфибию на базе М18, которая была изготовлена компанией «Бьюик» в двух вариантах – Т86 и Т86Е1. Был увеличен количество корпуса автомобили, за счёт чего существенно повысилась её плавучесть. Первый вариант амфибии перемещался при помощи вращения гусениц, а на второй были установлены гребные винты. САУ Т86 GMC была изготовлена в июне 1944 года, весила 21 тонну и на воде развивала скорость до 8,5 км/ч.

Она была на метр выше, чем М18 (что было неизбежно при повышении количества корпуса), но наряду с этим сохранила начальную толщину брони.

САУ-амфибия T86 GMC, созданная на базе САУ М18 «Хеллкэт»

Источник — ww2photo.se

Первый экземпляр Т86Е1 попал на испытательный полигон в ноябре 1944 года. Эта модификация смотрелась в противном случае, нежели Т86, отличаясь менее угловатыми формами. У механика-водителя показался перископ, разрешавший ему не высовываться из люка на протяжении управления машиной. Эта САУ была более быстроходной, развивая на воде скорость до 11,5 км/ч, на суше же её скорость была практически такой же, как и у М18.

Вес САУ T86E1 GMC составлял 23 тонны.

T86E1 GMC, созданная на базе САУ М18 «Хеллкэт»

Источник — jedsite.info

В конце 1944 года испытывался ещё один вариант САУ-амфибии – Т87, кроме этого созданный на базе САУ «Хеллкэт». Эта модель стала уже второй «производной» М18. Первой же был проект Т88 – на «Хеллкэт» установили 105-мм гаубицу Т12, которая имела возможность вести пламя не только прямой наводкой, но и по навесной траектории.

Эту САУ-амфибию управление заказало «Бьюику» в августе 1944 года – по окончании того, как сражения на европейских фронтах доказали необходимость наличия таковой автомобили в армии. Уже в сентябре было готово два проекта – Т88 и Т88Е1. Они отличались только орудиями, будучи оснащены 105-мм гаубицей М4 от танка «Шерман» M4A4(105) HVSS и 105-мм авиационным перспективным орудием Т12 соответственно.

Для установки гаубицы на САУ Т88 сконструировали особую башню, разрешавшую наводить орудие по вертикали на нужные углы.

105-мм самоходная гаубица T88

Источник — s624.photobucket.com

Для САУ Т88 было произведено две башни. Одну установили на ходовую базу М18 и послали на полигон для прохождения опробований, а вторую установили на корпус амфибии проекта Т87

105-мм самоходная гаубица-амфибия T87, созданная на базе САУ М18 «Хеллкэт»

Источник — ww2photo.se

САУ проекта Т88 проходит опробования с применением понтонов проекта «Ричи» Т7

Источник — alternathistory.org.ua

Помимо этого, на протяжении Второй мировой велись работы по установке в башне М18 «Хеллкэт» замечательной 90-мм противотанковой пушки, талантливой пробивать броню новейших тяжёлых танков. В июне 1945 года конструкторы взяли заказ на создание САУ на шасси М18, вооружённой 90-мм пушкой М3.

Американские конструкторы пошли по уже привычному для них пути и установили на ходовую «Хеллкэт» готовую башню от 90-мм САУ М36 «Джексон» либо «Слаггер» – это выяснилось несложной задачей, поскольку погон башен обеих САУ совпадал. Проект назвали «Суперхеллкэт».

М18 «Суперхеллкэт» с 90-мм орудием М3 и башней от М36 «Джексон»

Источник — topwar.ru

При разработке модификаций на базе М18 «Хеллкэт» конструкторы столкнулись с проблемой отдачи, которая при выстреле по курсу заставляла САУ откатываться более чем на полметра, а при выстреле под углом – подбрасывала её, угрожая опрокидыванием. До тех пор пока конструкторы увеличивали дульный тормоз орудия и ширину гусениц САУ, война закончилась, и проект был свёрнут. Та же будущее постигла и проекты Т86, Т86Е1, Т87, Т88, Т88Е1.

Более продолжительная судьба сложилась у другого проекта военной техники на базе М18. По окончании создания «Хеллкэта» американское руководство столкнулось с проблемой его высокой скорости – другая военная техника американцев попросту не успевала за новыми САУ. Исходя из этого, было решено создать новые бронетранспортёры на базе шасси М18.

С САУ сняли башню и поменяли планировку боевого отсека. Спереди на оказавшемся бронетранспортёре установили станковый 12,7-мм пулемёт М2 «Браунинг». БТР имел возможность буксировать трёхдюймовую пушку М6, перевозить боеприпасы для М18 «Хеллкэт» либо пехоту численностью до 11 человек. Помимо этого, была создана разведывательная версия БТР Т41Е1, на которую установили две радиостанции. В целом же этот проект взял индекс Т41.

Первые два экземпляра новой автомобили были изготовлены в мае 1944 года.

Проект Т4 – будущий БТР М39

Источник — alternathistory.org.ua

БТР был такими удачным, что употреблялся американской армией не только на протяжении Второй мировой, но и в Корейской войне (как в качестве БТР, так и в качестве артиллерийского тягача), и был снят с оружия лишь во второй половине 50-ых годов XX века.

БТР М39

Источник — jedsite.info

Помимо этого, на протяжении войны в Корее часть БТР М39 была переделана в огнемётные танки (проект взял очередной индекс Т65). Было произведено два прототипа, оснащённых огнемётными установками, разрешавшими наводиться по вертикали от +25° до -15°, но, в итоге, огнемётный вариант в серию не отправился, поскольку для 1950-х годов его броня была уже через чур не сильный.

Огнемётный танк T65, созданный на базе САУ М18 «Хеллкэт»

Источник — wwiivehicles.com

Не смотря на то, что производство М18 «Хеллкэт» было прекращено ещё в 1945 году, отдельные экземпляры данной САУ воевали кроме того через пять десятилетий затем. На протяжении гражданской войны в Югославии «Хеллкэты» появились в руках всех трёх противоборствующих сторон. Ходовая часть автомобилей к тому времени была полностью изношена, исходя из этого они скоро ломались и выходили из строя.

Но нашлось использование и оставшимся от них башням. К примеру, армия Сербской Краины установила пара башен на собственный бронепоезд «Крајина Експрес», принимавший участие в военных действиях в Хорватии и в Герцеговине и Боснии. 4 августа 1995 года экипаж окруженного бронепоезда, появлявшись в безнадёжной обстановке, подорвал его, дабы тот не достался хорватским армиям.

Бронепоезд «Крајина Експрес»

Источник — media.desura.com

Со своей стороны, Югославская народная армия применяла модернизированные САУ SO 76 M18. Эти «Хеллкэты» взяли новый дизельный двигатель, почему в задней части каждой таковой автомобили показалась характерная решётка радиатора, по которой эту модификацию М18 несложнее всего отличить от остальных.

САУ SO 76 M18 в последовательности второй техники. Прекрасно видна своеобразная решётка радиатора

Источник -topwar.ru

Подбитая САУ SO 76 M18

Источник — minitracks.forumpersos.com

Боснийская компания TRZ Hadzici кроме этого внесла свою лепту в повышение числа модификаций М18, создав собственный вариант – М18А2, разумеется на базе югославской САУ SO 76 M18. Машина была снабжена автоматической трансмиссией, совокупностью контроля огня, и дизельным двигателем, замена которого могла быть совершена за 45 мин. (вероятнее, благодаря применению полозьев, спроектированных ещё в первой половине 40-ых годов двадцатого века).

Хорватская модификация M18А2

Источник — minitracks.forumpersos.com

Выработка ресурса двигателей и ходовой части самоходок стала причиной тому, что в бронетанковых армиях Югославии показался гибрид – шасси советского танка Т-55, поставлявшегося в Югославию в 60-е годы СССР, и башня САУ М18 «Хеллкэт», поставлявшейся в Югославию американцами в конце 1940-х и начале 1950-х годов. Ни количество таких автомобилей, ни обстоятельство утраты югославскими танками Т-55 собственных башен нам не известны. Известно только то, что создавались такие «гибриды» в 1995-97 годах, и что как минимум один таковой танк попал в руки хорватских армейских.

Симбиоз башни M18 «Хеллкэт» и шасси Т-55

Источник — jedsite.info

Ещё один вариант гибрида с применением частей САУ М18 создали тайванцы. В 1975 году ими была сконструирована гибридная САУ Type 64, собранная из башен М18 «Хеллкэт», купленных в первой половине 50-ых годов XX века, и шасси зенитной спаренной 40-мм самоходной установки M42 «Дастер». Всего на Тайване было произведено более 50-ти таких автомобилей.

Тайваньский вариант гибрида М18 «Хеллкэт» — Type 64

Источник — jedsite.info

Hunter loves Witch.wmv

Темы которые будут Вам интересны: