Ваффентрагер льва горлицкого

3 марта 1906 года появился известный коммунистический конструктор Л. И. Горлицкий. По окончании ВОВ им была создана принципиально новая противотанковая самоходка СУ-100П.

Ваффентрагер льва горлицкого

Лев Израилевич Горлицкий встретил войну в должности главного конструктора по артиллерийскому производству на Ленинградском заводе имени Кирова. С июня до октября 1941 года его отдел занимался установкой орудий в долгосрочные огневые точки, защищавшие подступы к Ленинграду. В октябре производство было эвакуировано в Свердловск и стало частью Уральского завода тяжёлого машиностроения.

Через год, в октябре 1942-го, на Уралмашзаводе было образовано Особое конструкторское бюро, на которое возложили задачу создания самоходных артиллерийских установок. Острая необходимость в аналогичных автомобилях появилась вместе с возникновением у немцев новых тяжёлых танков Тигр.

Смертоносная классика

Три самоходки, созданные Львом Израилевичем в 1942–1944 годах, внесли громадный вклад в будущую победу над Германией.

Первенец Горлицкого, СУ-122, была скорее штурмовым орудием. В неподвижной боевой рубке устанавливалась 122-мм гаубица. Для стрельбы употреблялись осколочно-фугасные, а позднее и кумулятивные боеприпасы.

Не обращая внимания на много недочётов, в армиях самоходку приняли прекрасно. Машина была действенна против огневых точек и живой силы, но малая начальная скорость гаубичного боеприпаса не разрешала ей по-настоящему противостоять танкам.

СУ-85 (1943 год) была специальной, предназначенной для борьбы с не легко бронированными Пантерами машинами: и немецкими Тиграми. Её 85-мм пушка пробивала их броню с маленьких и средних расстояний. На расстоянии более чем 800 метров орудие было уже неэффективно.

Исходя из этого в первой половине 40-ых годов XX века КБ Горлицкого создало самоходку со 100-мм пушкой — СУ-100. Она была самый опасным соперником для всей германской военной техники. Кое-какие неприятности появлялись лишь с уничтожением на дальних расстояниях Королевских тигров, Ягдтигров и Фердинандов.

Трофейный Waffentrager, послуживший базой для работы над СУ-100П

Конструкция всех трёх перечисленных выше автомобилей была хорошей для советских самоходных орудий времён Великой Отечественной. Шасси от серийного танка, боевая рубка в передней части, более-менее хорошее лобовое бронирование. Схема была эргономична собственной относительной простотой, но имела два значительных недочёта.

Первый — это перевес носовой части автомобилей, в результате которого были перегружены передние катки, что отрицательно сказывалось на надёжности подвески. Второй — долгое противотанковое орудие, в результате которого уменьшалась проходимость САУ и была опасность того, что пушка воткнётся в грунт при неудачном манёвре.

Проблему не было возможности решить в рамках классической конструкции, требовался как следует новый подход. В частности, прорабатывались варианты с задним размещением боевой рубки. А Горлицкий решил пойти ещё более необыкновенным путём.

Новый взор на самоходки

Сам Горлицкий вспоминал, что желал видеть собственную новую САУ машиной с дальней возможностью, отвечающей всем современным требованиям. По новой концепции самоходных установок эта машина относилась к так называемым автомобилям сопровождения. Такие САУ должны были быть универсальными и с равной эффективностью поражать вражескую военную технику, живую силу и полевые упрочнения.

В первую очередь КБ Горлицкого совершило важную работу по изучению отечественного и зарубежного опыта. Громадный интерес привели к немецким машинам проекта Waffentrager. По сути, они представляли собой гусеничный лафет, на котором устанавливалось орудие, защищённое броневым щитком.

Как раз эту схему Лев Израилевич выбрал для собственной новой автомобили, взявшей обозначение СУ-100П либо Изделие-105.

Конструкция СУ-100П отличалась от привычной советской схемы с полным бронированием. Горлицкий предпочёл сделать ставку на огневую мощь и подвижность. Было создано новое шасси с бронёй, чья толщина не превышала 15 мм.

На этом шасси конструкторы разместили лафет-тумбу со 100-мм пушкой Д-10С. Орудие было защищено маленькой открытой рубкой и если сравнивать с хорошими советскими САУ имело большие углы горизонтальной наводки — 155 градусов. Машина имела возможность вести пламя не только прямой наводкой, но и с закрытых позиций.

Единственный экземпляр СУ-100П, сохранившийся до наших дней. Музей в Кубинке

Шасси СУ-100П было создано с нуля. Редкий случай в советском танкостроении: моторно-трансмиссионное отделение автомобили размешалось спереди. Новая коробка передач снабжала уверенное управление САУ на любой скорости и на дорогах любой кривизны.

В первый раз в отечественной практике были использованы гусеницы с резинометаллическим шарниром, что положительно оказывало влияние на срок работы ходовой части.

В 1955 году, по окончании доработок и испытаний, СУ-100П была принята на вооружение, но выпускалась ограниченным тиражом — не более 24 САУ за всё время производства. Основная обстоятельство — ракетный бум, развернувшийся в годы правления Н. С. Хрущёва.

А вот шасси СУ-100П повезло больше. Оно выяснилось одним из самых востребованных для советской бронетехники.

Во-первых, на шасси СУ-100П ещё на стадии проектирования самоходки базировались два вторых прототипа: 152-мм гаубица СУ-152Г и СУ-152 Таран. Позднее шасси удлинили до семи катков, и в таком виде оно стало базой для множества автомобилей. Среди них — гусеничный БТР БТР-112, ЗРК Круг, другие пусковые установки.

Шасси использовалось в САУ Акация, самоходном миномёте Тюльпан и 152-мм самоходной пушке Гиацинт-С.

САУ Гиацинт-С на шасси, подобном СУ-100П

Оригинал статьи размещен на портале Worldoftanks.ru

Waffentrager auf E 100 — Game over — Гайд

Темы которые будут Вам интересны: