В полушаге от «хуммеля»

Германские самоходные установки армейского периода, вооружённые гаубицами, прекрасно известны. В это же время, к применяемой в САУ Hummel концепции «самоходного лафета» с громадной открытой рубкой немцы пришли далеко не сходу. Изначально обращение и вовсе шла не о лёгких, а о средних САУ, внешний вид которых разительно отличался от автомобилей, начинавших на фронте в первой половине 40-ых годов двадцатого века.

И, не смотря на то, что в будущем развитие германских самоходных гаубиц пошло По другому пути, машина Pz.Sfl.IVb, которой посвящена эта статья, была не только выстроена, но кроме того повоевала.

Побочный продукт

Первые наработки по установке 105-мм гаубицы на шасси будущего танка Pz.Kpfw.IV показались ещё в сентябре 1935 года. Установка должна была взять наименование Rauchwagen (R.W.), другими словами «дымовая машина». На гусеницы планировалось поставить гаубицу с длиной ствола 16 калибров.

Практически это была не самоходная установка, а танк артиллерийской помощи на базе B.W. (Pz.Kpfw.IV).

В полушаге от «хуммеля»

Дело дошло до фазы практической реализации. В соответствии с переписке, зимний период 1938 года на один из фабрик Krupp доставили первую умелую башню, которую сняли с B.W. I Kp, и начали переделывать её под новое орудие. В апреле 1938 года башню установили на B.W. II Kp, что к тому моменту взял подбашенную коробку от Pz.Kpfw.II Ausf.B. В соответствии с отчёту от 17 ноября 1938 года, башню с B.W.

II Kp в осеннюю пору демонтировали и поставили на особый стенд для огневых опробований, а танк отправился на переделку в мостоукладчик.

10.5 cm leFH 18 была главной лёгкой гаубицей германской армии. Одной из обстоятельств появления её самоходной версии стала высокая масса — немногим меньше двух тысячь киллограм

Предстоящая история создания первой серийной германской гаубичной САУ среднего класса продолжилась по линии «истребителя дотов». Во второй половине 30-ых годов XX века началась проработка концепции самоходной установки, вооружённой 105-мм пушкой K 18. Задачей автомобили являлось разрушение тяжёлых упрочнений, таких, как доты линии Мажино во Франции либо линии Бенеша в Чехословакии.

Уже к апрелю 1939 года готовься первые эскизные проекты, взявшие обозначение 10.5 cm K. L/52 Selbstfahrlafette, другими словами «105-мм пушка К18 на самоходном лафете». Уже на этом этапе между инженерами концерна Krupp, которому достался договор на разработку 10.5 cm K. L/52 Selbstfahrlafette, и 6-м отделом Управления оружий, фактическим клиентом автомобили, показались разногласия.

Дело в том, что Krupp настаивал на создании автомобили, по компоновке слабо отличается от B.W. (Pz.Kpfw.IV). Для лучшей развесовки и понижения высоты линии огня предлагалось разместить её двигатель в кормовой части корпуса. 6-й отдел Управления оружий настаивал на схеме с размещением двигателя под орудием.

Это заметно усложняло обслуживание мотора и поднимало высоту линии огня, но боевое отделение становилось не в пример просторнее.

Pz.Sfl.IVb на заводском дворе, на машине употребляются элементы ходовой части Pz.Kpfw.IV Ausf.F

Размещение двигателя под орудием быстро уменьшало ассортимент вероятных для применения моторов. Вместо Maybach HL 120, штатного мотора B.W., сперва было нужно применять рядный двигатель Maybach HL 116 мощностью 300 лошадиных сил. Но, и он был великоват. Исходя из этого финальная версия 10.5 cm K. L/52 Selbstfahrlafette взяла 188-сильный двигатель Maybach HL 66.

В следствии удельная мощность САУ если сравнивать с танком B.W. упала более чем в полтора раза. С целью хотя бы частично нивелировать данный печальный итог конструкторы постарались уменьшить массу 10.5 cm K. L/52 Selbstfahrlafette до 20 тысячь киллограм.

При проектировании самоходной установки пара раз изменялась и конструкция её ходовой части. В мае 1939 года были представлены варианты автомобили, имевшие по 6 опорных катков на торсионную подвеску и борт. Нужно заявить, что конструкторы Krupp по окончании опытов с B.W.II, оснащённым торсионной подвеской, относились к ней без особенного энтузиазма.

В августе, в то время, когда 10.5 cm K. L/52 Selbstfahrlafette начал обретать окончательные очертания, торсионную подвеску убрали, потому, что она весила на 430 килограммов больше рессорной.

В сентябре 1939 года 6-й отдел Управления оружий утвердил изготовление двух всецело комплектных Pz.Sfl.IV (10 cm) на шасси Pz.Kpfw.IV и одного умелого шасси с шестью опорными катками на борт.

Не обращая внимания на то что Pz.Sfl.IVb снаружи была похожа на Pz.Kpfw.IV, её различия с этим танком были ещё громадными, чем у Pz.Sfl.IVa

Шестикатковое шасси со 105-мм пушкой K 18 так и не было выстроено. Данный проект ожидала совсем вторая будущее. "Наверное," ещё летом 1939 года инженеры Krupp стали прорабатывать идею самоходной установки, предназначенной для помощи танков.

Как раз в этом проекте и соединились два технических ответы: шесть опорных катков на борт с рессорной подвеской, и кормовое размещение двигателя.

14 сентября 1939 года концерн Krupp представил чертёж W 1324. На нём была изображена машина, взявшая изначальное обозначение Pz.Sfl.IV (leFH 18). Это было только начало пути к новой машине, потому, что заявленная концепция имела собственные недочёты.

Несложная переделка 10.5 cm K. L/52 Selbstfahrlafette не годилась, потому, что установка гаубицы должна была иметь возможность вести стрельбу по достаточно крутой траектории, чего исходное шасси не снабжало. Для этого предлагалось поднять высоту линии огня до 1900 мм. Кроме этого 6-й отдел Управления оружий "настойчиво попросил" поднять боекомплект как минимум до 40 выстрелов.

Позади прекрасно видно, как машина отличается от Pz.Kpfw.IV

Ещё одним требованием армейских стало уменьшение толщины брони. В 6-м отделе Управления оружий справедливо посчитали, что защиты от стрелкового оружия машине для того чтобы класса будет достаточно.

На заседании, проходившем 10–11 октября 1939 года, характеристики были уточнены. По агрегатам гаубичная самоходная установка унифицировалась с Pz.Sfl.IVa. Высоту линии огня поднимали до 1800 мм, наряду с этим большой угол возвышения должен был увеличиться до приемлемого для гаубицы уровня в 40 градусов.

Тогда же была утверждена дата изготовления новой самоходной установки, взявшей обозначение Pz.Sfl.IVb, — январь 1941 года.

Полутанк

Финальные очертания проект Pz.Sfl.IVb начал обретать в феврале-марте 1940 года. 18 марта древесную модель осмотрел обер-лейтенант Герберт Олбрих из 6-го отдела Управления оружий, по результатам подготовивший перечень замечаний. Сейчас длилось обсуждение, какую толщину брони направляться выбрать для самоходной установки.

Мнения расходились между 20 и 30 мм. В итоге защита от 20-мм непроизвольный пушек для самоходной гаубицы была признана излишней, потому, что лишняя броня г это лишний вес, а удельную мощность хотелось удержать на уровне 10 л. с. на тонну.

Более широкий погон башни вынудил делать в бортах уширения

Оказавшаяся машина существенно отличалась не только от вторых германских самоходных установок, но и от Pz.Sfl.IVa. Вместо привычной САУ с неподвижной рубкой инженеры Krupp создали некое подобие танка с башней. В целом конструкция оказалась очень сильно похожей на то, что позднее стало нормой для американских танкостроителей.

У Pz.Sfl.IVb были неспециализированные с Pz.Sfl.IVa двигатель, трансмиссия и ряд других элементов, но снаружи эти автомобили очень сильно отличались друг от друга. В случае если в виде Pz.Sfl.IVa прародитель в виде Pz.Kpfw.IV угадывался точно, что при с новой самоходной установкой такое родство смотрелось куда более условным. По солидному счёту, от исходного танка тут остались лишь неспециализированная компоновка и кое-какие элементы ходовой части, и смотровые устройства.

В остальном же это была совсем вторая военная машина, только отдалённо напоминавшая Pz.Kpfw.IV. К примеру, при подобной ширине корпуса Pz.Sfl.IVb был меньше практически на 35 сантиметров. Диаметр опорных катков САУ увеличился с 470 до 520 мм (такой же диаметр имели опорные катки Pz.Kpfw.III начиная с Ausf.E), а протяженность опорной поверхности гусениц уменьшилась с 3,5 до 2,9 метра.

толщины длины брони и Уменьшение корпуса разрешило снизить боевую массу установки до 18 тысячь киллограм, благодаря чему удельная мощность если сравнивать с Pz.Sfl.IVa выросла. При том же трансмиссии и двигатель большая скорость САУ увеличилась до в полной мере приемлемых 35 км/ч.

Для оптимизации внутреннего пространства радиостанцию конструкторы разместили в нише башни

Как и у Pz.Sfl.IVa, в отделении управления место нашлось лишь для механика-водителя. Отдельной рубки для него конструкторы делать не стали, а вот фальшивый смотровой прибор в лобовом странице однако поставили. Что касается боевого отделения, то вместо рубки на шасси Pz.Sfl.IVb взгромоздили самую настоящую башню. С башней Pz.Kpfw.IV она не имела ничего общего, а диаметр её погона был такими большим, что на крыше боевого отделения и в бортах было нужно делать особые расширения.

Да и сама башня Pz.Sfl.IVb была большей, чем у Pz.Kpfw.IV.

Сверху башню сделали открытой, что решало проблему вентиляции боевого отделения. В размешались наводчик и командир с заряжающим. Башню, к слову, было решено делать не кругового вращения: влево и вправо она поворачивалась всего на 35 градусов.

Для самоходной установки, которая по большей части действовала с закрытых позиций, этого было достаточно.

Место командира и наводчика. Мало тесновато, но в целом пространства тут хватало

Но, применение башни выяснилось не самым лучшим ответом. Не обращая внимания на то что башенный погон тут был больше, чем у Pz.Kpfw.IV, для самоходной установки, которая была вооружена орудие с раздельным заряжанием, этого выяснилось всё равняется мало. Нельзя сказать, что в было весьма тесно, но условия работы экипажа в автомобили сопоставимых размеров с простой рубкой однако были лучше.

Иначе, САУ имела возможность похвастаться внушительным боезапасом, складывавшимся из 60 выстрелов для 105-мм патронов и 576 гаубицы для трёх пистолетов-пулемётов MP 40. Помимо этого, создателям Pz.Sfl.IVb удалось в соответствии с требованиями клиента довести угол возвышения гаубицы до 40 градусов. Для уменьшения отката гаубицу оснастили громадным дульным тормозом.

Само собой разумеется, это отрицательно сказалось на заметности при стрельбе, но для самоходной установки, ведущей пламя с закрытых позиций, это не очень критично.

Прерванная серия

2 ноября 1940 года 4-й отдел Управления оружий заключило с концерном Krupp договор № 004–1520/40 на изготовление двух опытных образцов Pz.Sfl.IVb. Приблизительно одвременно с этим Rheinmetall-Borsig взял договор №004–1039 на изготовление четырёх орудий.

Как часто бывает в таких случаях, работы затянулись, среди них и по той причине, что производственные мощности были заняты серийным производством Pz.Kpfw.IV. Оба умелых примера самоходной установки, которая 13 августа 1941 год поменяла имя на leFH 18 (Sfl.), готовься только к началу января 1942 года. По окончании прохождения первых огневых опробований в Меппене автомобили отправились на полигон в Куммерсдорф.

На протяжении опробований вторая умелая машина была повреждена, что стало причиной необходимость малого ремонта.

В это же время ещё до изготовления первых умелых автомобилей развернулись подготовительные работы по запуску САУ в серию. С Krupp был заключён сделку №SS-016–4253/40 на изготовление установочной партии leFH 18 (Sfl.). В соответствии с уточнённым 3 октября 1941 года замыслам, уже в декабре ожидалась первая машина, ещё две планировалось выстроить в январе 1942 года, три в феврале и четыре — в марте.

Автомобили умелой серии взяли серийные номера 150631–150640. В соответствии с тем же замыслам, уже в октябре 1942 года ожидались две первые серийные автомобили, в ноябре — пять, в декабре — десять, а в январе 1943 года — пятнадцать.

Серийная Pz.Sfl. leFH 18 Ausf.A на учениях, прекрасно видна работа подвески. Если судить по номеру автомобили, это была вторая САУ батареи

Уточнённые 1 декабря 1941 года производственные замыслы легли в базу договора №SS-210–8902/41. В соответствии с ему, неспециализированный заказ на серийные leFH 18 (Sfl.) составил 200 автомобилей. Кстати, проходили они в документах ещё и называющиеся Pz.Sfl.IVb3. Новое обозначение показалось неслучайно: ходовая часть САУ была пара переработана, а основное, планировалась замена её силовой установки. В качестве нового «сердца» предполагалось применять двигатель Maybach HL 90 P20K.

Потому, что к тому времени производство Pz.Sfl.IVa было отменено, необходимость унификации двух автомобилей по двигателям отпала сама собой. 9-литровый 12-цилиндровый Maybach HL 90 P20K увеличивал удельную мощность самоходной установки до впечатляющих 17,7 лошадиных силы на тонну. Подобным образом предполагалось переделать и обе умелые самоходные установки.

Всё более возрастающая нагрузка на Krupp, которая связана с выпуском Pz.Kpfw.IV, оказала весьма заметное влияние на практическую реализацию программы выпуска умелой партии leFH 18 (Sfl.), которую с января 1942 года кроме этого стали обозначать как Pz.Sfl.IVb Ausf.A. Но, и это наименование продолжительно не продержалось: с марта 1942 года машину стали обозначать как Pz.Sfl. leFH 18 Ausf.A. Первоначально график получалось выдерживать: к концу ноября 1941 года были изготовлены корпуса с серийными номерами 150631–150634.

В декабре была изготовлена первая подбашенная коробка, тогда же подошёл первой башни и черёд. А дальше наступила пауза, потому, что загруженность вторыми работами не разрешила приступить к окончательной сборке.

К началу февраля 1942 года были закончены оставшиеся 6 корпусов, к началу марта были изготовлены все подбашенные коробки, а к 1 мая — башни. Ожидалось, что первую машину соберут на Grusonwerk в апреле, но практически это случилось лишь в августе.

Летом 1942 года стало ясно, что загрузка Grusonwerk будет лишь возрастать, так что для выпуска Pz.Sfl. leFH 18 Ausf.A было нужно подыскивать другую площадку. Ею было выяснен завод Stahlindustrie GmbH, что в Мюльхайме-на-Руре. До родного для концерна Krupp Эссена оттуда было рукой подать. С предприятием был заключён сделку №SS 210–8902/42(H) на выпуск Pz.Sfl.IVb3. В переписке, датированной 20 июля 1942 года, указывалось, что в конструкцию самоходной установки вносился последовательность трансформаций.

Самым ответственным среди них стало то, что башню делали вращающейся на 360 градусов.

Башня, развёрнутая на большой угол влево

Как раз сейчас по работам над самоходной установкой был нанесён неожиданный удар. И связан он был отнюдь не с действиями соперников Германии. В июле 1942 года на опробования вышла самоходная установка на базе Pz.Kpfw.II, оснащённая всё той же leFH 18.

Опробования продемонстрировали, что машина в полной мере годится для возлагаемых на неё боевых задач, а боевое отделение данной установки выяснилось просторнее, чем у Pz.Sfl. leFH 18 Ausf.A. Наряду с этим лёгкая САУ применяла прекрасно освоенное индустрией шасси Pz.Kpfw.II (сам же данный танк с производства снимался). Производство лёгкой САУ не потребовало загрузки площадей, рассчитанных на выпуск средних танков, да и обходилось дешевле.

Мимо Гитлера такая оптимизация пройти не имела возможности. 25 июля 1942 года замыслы по выпуску средних САУ были скорректированы. Сейчас вместо leFH 18 на них предполагалось ставить значительно более замечательное орудие, 15 sFH 18. Практически это означало смерть самоходки. Не смотря на то, что 14 августа концерн Krupp показал чертёж s.FH.18 auf Sfk.IVb Fahrgestell, это была только попытка спасти машину.

Скоро стало известно, что САУ будет необходимо очень сильно переделывать, потому, что в представленном виде угол возвышения её орудия не превышал 25 градусов. В первых числах Ноября 1942 года машину похоронили совсем, и потом развитие германских средних гаубичных САУ пошло совсем по иному пути.

Четыре Pz.Sfl. leFH 18 Ausf.A появились в учебном центре. К слову, эти автомобили имеют ленивцы от Pz.Kpfw.IV Ausf.E

Не обращая внимания на отмену производства главной серии Pz.Sfl.IVb, выпуск установочной партии этих автомобилей продолжился. Три самоходные установки завод Grusonwerk сдал в сентябре 1942 года, четыре — в октябре, одну в ноябре и ещё одну — в декабре. Часть серийных Pz.Sfl. leFH 18 Ausf.A мало отличалась от умелых автомобилей конструкцией ходовой части.

Шесть автомобилей было послано в 16-й артполк 16-й танковой дивизии. В соответствии с штатному расписанию, полк должен был иметь 6 лёгких и 6 средних САУ. По факту лёгких САУ полк не взял по большому счету, потому, что их производство ещё не было организовано.

В таком составе полк отравился в Сталинград, где и поделил печальную судьбу всей 16-й танковой дивизии. Что же касается оставшихся четырёх Pz.Sfl. leFH 18 Ausf.A, то они употреблялись в качестве учебных автомобилей. Помогали эти самоходные установки вместе c leFH 18/2 (Sf.) auf GW II, теми самыми, что стали «могильщиками» для Pz.Sfl.IVb.

Будущее Pz.Sfl.IVb была трагикомичной. Германское военно-политическое управление практически сорвало производство одной из лучших в мире САУ в собственном классе. Что ещё увлекательнее, позднее, уже весной 1943 года, началась разработка весьма похожей автомобили с совершенно верно такой же гаубицей. После этого количество проектов выросло до двух, и оба дошли до стадии изготовления умелых автомобилей.

Длились эти работы до поздней осени 1944 года, и закончились ничем. Но, огорчаться этому вряд ли стоит, потому, что в конечном счёте союзники по антигитлеровской коалиции от этого лишь победили.

литература и Источники:

  • Материалы из фотоархива автора.
  • Panzer Tracts 7–1 Panzerjaeger 3.7cm Tak to Pz.Sfl.Ic development and employment from 1927 to 1941, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2004, ISBN 0–9744862–3-X.
  • Panzer Tracts 10–1 — Artillerie Sfl. – from Pz.Sfl.IVb to Hummel-Wespe, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2012.

Ольга Куно — В полушаге от любви

Темы которые будут Вам интересны: