В фильме как на войне?

Не обращая внимания на большое количество кинолент, посвящённых Второй мировой, тематика танковых сражений, к сожалению, не отличается особенным многообразием. И это можно понять. В эру кинематографического реализма избалованному зрителю нужен антураж – правильные аналоги боевой техники, закопченные, иссеченные осколками брони лица танкистов и наличие батальных сцен, в точности воспроизводящих исторические события.

И сейчас, спустя 70 лет, воссоздание правдоподобной картины военных действий где-нибудь в Северной Африке, под Курском либо в Арденнах, учитывая мизерное количество техники, оставшейся на ходу, создаёт много неприятностей режиссёрам-постановщикам. В этот самый момент, «по ходу сюжета», любой, кто формирует фильмы о войне, выходит из положения как может.

«Четыре танкиста и собака»

Одним из первых художественных фильмов о танкистах стал сериал «Четыре танкиста и собака», снятый польским режиссёром Конрадом Наленцким и выпущенный на экраны во второй половине 60-ых годов двадцатого века. Не обращая внимания на специфику сюжета, на протяжении премьерного показа картине удалось побить все рекорды популярности не только в Советском Альянсе, но и в государствах Варшавского соглашения. Фильм, снятый в эру соцреализма, отличался лёгкостью сюжета, приключенческой направленностью и изобиловал боевыми сценами.

В центре сюжета – фронтовая будущее экипажа «тридцатьчетвёрки» из состава 1-й Варшавской танковой бригады имени храбрецов Вестерплатте. И все же, главным действующим персонажем фильма стал танк Т-34–85 с бортовым номером «102» и позывным «Рыжий». Для большей наглядности в съёмках фильма употреблялась не только настоящая военная машина, но и её натуральный макет с вырезанными под камеру отверстиями в корпусе и башне.

В фильме как на войне?

Макет T-34–85, употреблявшийся на протяжении съёмок в танка. Музей бронетанковых армий в Познани

Источник: ru.wikipedia.org

На сегодняшний взор фильм, быть может, может показаться пара наивным из-за отсутствия спилберговской «правдивости» – этакого кровавого натурализма, – но данный недочёт легко компенсируется динамикой сюжета. К тому же, как ни необычно, несомненным плюсом картины явилась её длительность – 21 серия.

В отличие от полнометражных фильмов, в которых, в большинстве случаев, присутствует один – максимум два центральных боевых эпизода, сериал насыщен ими полностью и показывает боевой путь целого подразделения – с момента его формирования до окончания войны. Действия картины разворачиваются в Восточной Европе, и главные храбрецы участвуют в Висло-Одерской операции, освобождении Польши, взятии Берлина и Варшавы.

Атака польских танкистов. На переднем замысле – «тридцатьчетвёрка», «закамуфлированная» под «Тигр». Роль «пантер» в картине выполняли тяжёлые танки ИС-2

Источник: kinopoisk.ru

По сюжету машина употребляется в качестве танка яркой помощи пехоты. Хорошая режиссёрская работа исчерпывающе раскрывает боевые и тактические возможности «тридцатьчетвёрки» – скорость, свойство к преодолению препятствий и огневую мощь. Наглядно проиллюстрирован целый спектр боевого применения автомобили: разведка, дозор, прорывы, атаки, засады, городские и рейды битвы.

Постановщикам удалось блестяще продемонстрировать работу как экипажа в целом, так и каждого его участника. Подобная насыщенность боевыми сценами есть полезным «тактическим» преимуществом кроме того в сравнении с таковой эпохальной работой как «На войне как на войне» Виктора Трегубовича, где воздействие фильма есть необычной прелюдией к финальной сцене танковой атаки.

Картина «На войне как на войне» вышла на экраны во второй половине 60-ых годов двадцатого века и с уверенностью заняла место в последовательности лучших хороших произведений советского кинематографа. В съёмках фильма, как и в «Четырёх собаке и танкистах», употреблялась боевая техника – самоходные установки СУ-100 и танки Т-34–85. Нужно подчернуть, что Трегубовичу, но, как и Конраду Наленцкому, было нужно отойти от прототипов, обрисованных в одноимённых повестях.

Польскому режиссёру попросту не удалось найти в исправном состоянии танк Т-34–76, а советскому – самоходку СУ-85, что и привело в итоге к замене последних. В целом фильм выстроен на становлении личности и взаимоотношениях экипажа начальника – младшего лейтенанта Малешкина, потом геройски показавшего себя на поле боя.

Боевое использование самоходной установки проиллюстрировано на протяжении танковой атаки – следование за в первых рядах идущим танком с последующим выдвижением к опорному пункту соперника под прикрытием дымовой завесы. Сам танковый бой происходит из засады с выходом на позицию огня и уходом назад по окончании выстрела.

Кадр из фильма «На войне как на войне». Начальник батареи распекает младшего лейтенанта Малешкина за неготовность к боевому выходу. На заднем замысле – СУ-100

Источник: nnm.me

В первой половине 80-ых годов XX века в СССР выходит еще один художественный фильм на танковую тему – «Экипаж автомобили боевой», созданный по воспоминаниям Храбреца СССР А.И. Милюкова. На острие сюжета – танковый поединок «один на один» с германским асом-танкистом. К преимуществам данной картины возможно отнести разве что уважение к историческому факту: отечественный танкист был искуснее германского. В остальном фильм не выдерживает никакой критики.

Члены экипажа больше похожи на инструкторов областного комитета ВЛКСМ, чем на настоящих танкистов, а вражеская техника в «чистом виде» представлена одним ПТ-76 («без грима») и тремя Т-55 с нелепыми фанерными коробами на башнях, что в совокупности начисто лишает картину исторической достоверности.

Кадры из фильма «Экипаж автомобили боевой». Слева – «Тигр» на базе танка Т-55, справа – ПТ-76 с германским крестом на борту.

Источник: peter-2a46m.livejournal.com
Фильм «Белый тигр”

Сейчас всемирный «танковый» кинематограф словно бы пришёл в сознание по окончании продолжительной спячки. В 2013 году на экраны выходит «Белый тигр» Карена Шахназарова, в 2014 – «Fury» («гнев») Дэвида Эйера. Обе картины сняты в обстановке, «максимально приближенной к боевой» – батальные сцены шепетильно прописаны и отсняты с небольшими подробностями.

При подготовке к съёмке собственного фильма Шахназаров собирался воспроизвести правильную копию танка T-VI, но ограниченный бюджет не разрешил ему довести задуманное до конца. В итоге роль «Белого тигра» выполнил ИС-2. Стоит подчернуть, что, не обращая внимания на мистичность сюжета, машинально переводящую фильм в разряд фантастики, боевые сцены отсняты легко великолепно – чего стоят засада «тридцатьчетвёрки» на финальный «бой» и немецкого демона в деревне, где Т-34 лишается ствола, а у «Белого тигра» от прямого попадания клинит башню.

Бой в деревне. Боеприпасом, выпущенным «тридцатьчетвёркой», у «Тигра» заклинивает башню

Источник: kinokopilka.tv

Основной «персонаж» фильма «Белый тигр»

Источник: tv.pgtrk.ru

В отличие от Шахназарова, Дэвид Эйер подошёл к сюжету собственного фильма сугубо прагматично и без лишней фантазии, опираясь на факты, изложенные в мемуарах Белтона Купера «Death Traps: The Survival of an American Armored Division in World War II» («Смертельные ловушки: выживание американской бронетанковой дивизии во Второй мировой»). Таковой подход натолкнул Эйера на идею применения в съёмках картины настоящего боевого «Тигра» из Бовингтонского танкового музея.

Вот он – красивый мужчина из Бовингтонского музея. На съёмки сцены танковой схватки съехались коллекционеры боевой техники со всех стран. На снимке прекрасно просматриваются конструктивные отличия музейного экспоната от «Белого тигра» Шахназарова

Источник: heyuguys.com

Кроме этого, Дэвид Эйер сделал ещё один ход в сторону воссоздания исторической достоверности. В случае если в фильме «Белый тигр» советские танки сжигал не кто другой, как сам сатана в образе T-VI (по всей видимости, в понимании Шахназарова германским танкистам это было не под силу), то с американскими у Эйера превосходно справлялась германская пушка KwK-36 L/56, установленная в башнях тяжелых германских танков.

Данный факт наглядно подтверждает сцена танковой атаки, в то время, когда три американских «шермана» сомкнутым фронтальным строем «в лоб» атакуют один «Тигр», в полной мере прогнозируемо попадая «под раздачу». Финальная же сцена танкового поединка – так как следует она отснята: «Шерман» по окончании нескольких попаданий, с повреждённым поворотным механизмом башни на скорости обходит «Тигр» с фланга и всаживает ему два боеприпаса в корму.

Германский экипаж, по всей видимости, сгубило отсутствие боевого опыта – Михаэль Виттман в аналогичных случаях прибегал к довороту автомобили, не считаясь с риском срыва гусеницы. Успешный манёвр «Шермана» наглядно демонстрирует тактику применения Т-34–76 против германских тяжёлых танков при встречных битвах на Восточном фронте. Советские танкисты весь год – с Курской дуги до лета 1944 года, пока в достаточных количествах не показались Т-34–85 и ИС-2, были вынуждены или маневрировать, или функционировать из засад, избегая встречных столкновений, при которых несли большие потери.

Скриншот, демонстрирующий фланговый обход «Тигра» для решающего выстрела

Источник: worldoftanks.com

В целом на фильме «Fury» возможно и остановиться. Дэвид Эйер, как ранее Стивен Спилберг, вывел армейский кинематограф на как следует новый уровень фактически стопроцентной реконструкции танковых сражений, где компьютерная графика только дополняет натурные съёмки.

Со времен «Четырёх собаки и танкистов» кинематограф сделал огромный рывок вперёд, преодолев обычные недочёты большинства армейских фильмов (чего стоит киноэпопея «Освобождение», где в наступление на германские позиции идут волны современных танков), перейдя к историческому реализму и детализации. Думается, что не так долго осталось ждать стоит ожидать появления на новых и экране «звёзд» – «пантер» и «королевских тигров», так как настоящих военных историй о подвигах танкистов не счесть. Собственную пользу от развития армейского кино возьмут и коллекционеры, поскольку у них покажется стимул к восстановлению боевой новый вид и техники дохода – сдача в аренду собственных экспонатов.

На войне как на войне

Темы которые будут Вам интересны: