В авангарде механизации

Британцы были пионерами в создании не только танков, но и самоходной артиллерии. Ещё в годы Первой Мировой ими была создана Gun Carrier Mk.I – машина, которую возможно именовать не только первой САУ, но и первым самоходным лафетом. Орудие с данной установки возможно было снимать и ставить на классический колёсный движение.

Позиционный темперамент битв на Западном фронте привёл к тому, что Gun Carrier Mk.I чаще употреблялся легко как средство перевозки тяжёлого орудия. По окончании войны в Англии и вовсе было решено сконцентрироваться на артиллерийских тягачах. Однако, о самоходных установках британцы не забыли.

В 1920-х годах они создали маленькое семейство таких автомобилей, обычным представителем которого стала САУ Birch Gun.

Смена концепции

Не обращая внимания на то что по окончании окончания Первой Мировой в Англии были быстро урезаны затраты на оборону, работы по совершенствованию бронетехники не остановились. Одним из направлений, которое развивали британские инженеры, была механическая тяга артиллерии. Опыт войны продемонстрировал, что армии нужны гусеничные тягачи, талантливые с высокой скоростью перемещать орудийные совокупности, среди них и по полю боя.

Колёсные тягачи для этих целей не годились, потому, что их проходимость очень сильно ограничивалась тяжёлым распутьем, характерным для полей Первой Мировой. А гусеничные трактора наподобие Holt 75 также не очень доходили армейским, потому, что владели через чур низкой скоростью.

В авангарде механизации

Соревнование в данной области развернулась между двумя относительно новыми игроками. Компания Vickers начала работу над 18-pdr Transporter, а Sir W G Armstrong WhitworthCo ЛТД проектировала свой автомобиль, взявшую обозначение Dragon (от англ. «Drag gun», другими словами «тащить орудие»). Неспециализированная концепция обеих автомобилей была весьма похожей. На марше пушка закатывалась вовнутрь транспортёра, а расчёт размешался на сиденьях, расположенных лицом к лицу.

Обе автомобили готовься в первой половине 20-ых годов XX века. Предстоящее развитие 18-pdr Transporter стало причиной созданию Light Tank Mk.I, позднее ставшего Medium Tank Mk.I.

Light Artillery Transporter, первая британская самоходная установка, созданная по окончании Первой Мировой

Что же касается Dragon, то его предстоящее развитие пошло по совсем второму сценарию. От идеи закатывать орудие вовнутрь его конструкторы решили отказаться, по окончании чего началась продолжительная эволюция автомобили, которая по окончании объединения Vickers и Armstrong Whitworth в Vickers-Armstrongs Limited стала серийной, экспортировалась в пара государств а также повоевала. Автомобили семейства Dragon обычно принимали очень причудливые формы, одна из которых и появилась в итоге самоходной артиллерийской установкой.

Замечательно простреливаемые со всех сторон снарядные укладки намекают на весьма недолгую судьбу таковой автомобили на поле боя

В первой половине 20-ых годов XX века Armstrong Whitworth, применяя отдельные элементы от Dragon Mk.II, создала машину, которая взяла обозначение Light Artillery Transporter. Наименование не должно смущать – это была полноценная самоходная артиллерийская установка, причём без мельчайшего намёка на вероятный демонтаж орудия. В качестве оружия на ней употреблялась очень сильно модифицированная 13-фунтовая (76,2 мм) зенитная пушка QF 13-pounder 9 CWT. Если судить по размещению орудия, о его зенитном применении на данной машине обращение не шла.

Вести пламя предполагалось по наземным целям прямой наводкой. Пушку установили в носовой части корпуса, сзади неё пребывали укладки со боеприпасами, а дальше за ними размешался двигатель AEC мощностью 48 лошадиных сил.

Birch Gun в исходной конфигурации

Само собой разумеется, Light Artillery Transporter представляла собой самоходную установку нового типа – достаточно маленькую, недорогую в производстве и куда более мобильную, чем, к примеру, та же самая зенитная пушка на буксируемом лафете. Но на этом её преимущества заканчивались. У детища Armstrong Whitworth не было кроме того намёка на броню, как и щитового прикрытия для расчёта орудия.

В таковой ситуации кроме того сама мысль об применении данной САУ для ведения огня прямой наводкой была сумасшествием, потому что смертельным неприятелем для таковой автомобили становился любой пехотинец с ружьём либо кроме того зулус с ассегаем. В укладки, опрометчиво установленные чуть ли не напоказ, было тяжело не попасть, а последствия для того чтобы попадания легко себе представить. Неудивительно, что Light Artillery Transporter в следствии был забракован.

Однако, новинкой заинтересовались, и её история взяла продолжение, не смотря на то, что уже в исполнении второй компании.

Именем главного оружейника

В первой половине 20-ых годов двадцатого века на пост, наименование которой дословно смотрелось как «основной генерал по оружию» (Master General of the Ordnance), вступил господин Джеймс Фредерик Ноэл Бирч (Sir James Frederick Noel Birch). Бывший кавалерист, в годы Первой Мировой он хорошо занимался вопросами артиллерии и не понаслышке знал о проблемах, которые связаны с механизацией армии. Неудивительно, что появление Бирча на новой должности совпало с расцветом самоходной артиллерии, идеологом которой он являлся.

Машина оказалась заметно ниже танка, на базе которого её создавали

Какое отношение к созданию Light Artillery Transporter имел господин Бирч, неизвестно. Но вот вторая самоходная установка носила его имя. Работы над ней были начаты ещё в первой половине 20-ых годов двадцатого века, в то время, когда Бирч лишь занял собственный новый пост. Но, задание на разработку гусеничной самоходной установки Vickers взяла ещё в первой половине 20-ых годов двадцатого века.

Часто указывается, что в качестве базы для неё употреблялся Medium Tank Mk.II, но это правильно только частично. Дело в том, что в первой половине 20-ых годов двадцатого века, в то время, когда начались работы по самоходной установке, танк, на базе которого её якобы создавали, ещё лишь пребывал в разработке. Более того, опытный образец САУ выстроили уже в конце 1924 года, чуть ли не раньше, чем сам «базисный» Medium Tank Mk.II.

Закономерные сомнения по поводу того, что в качестве базы для установки употреблялся конкретно Medium Tank Mk.II, появляются и при взоре на её шасси. Не смотря на то, что ходовая часть у обеих автомобилей была похожей, существовали и значительные различия. К примеру, у Medium Tank Mk.II элементы подвески закрывались экранами.

В это же время, у вышедшего на опробования в начале 1925 года опытного образца Birch Gun ходовая часть этими самыми экранами не прикрывалась. Число опорных катков у САУ довели до 13 на борт, а поддерживающих — до 5. Отличалась тут и конструкция элементов крепления ведущих ленивцев и колёс. Birch Gun взяла гусеничные ленты из траков No.9 link track.

Birch Gun Mk.I в походном положении

Концептуально самоходная установка, которую создали силами Королевского арсенала в Вулвиче (ROF Woolwich), существенно отличалась от Light Artillery Transporter. Тогда как машина Armstrong Whitworth предназначалась для стрельбы прямой наводкой, Birch Gun создавалась как универсальная САУ. Специально для неё Королевский Арсенал создал новую версию 18-фунтового (83,8 мм) полевого орудия.

В отличие от штатной 18-фунтовки, версия для Birch Gun имела возможность вести пламя как по наземным, так и по воздушным целям. Практически от базисного полевого орудия тут был забран лишь ствол, все остальные узлы были полностью переделаны. Во многом конструкция установки базировалась на универсальном 18-фунтовом орудии Mk.3, которое разрабатывалось в Первую мировую, но так и не пошло в серию.

Если судить по кадрам хроники, универсальная установка имела весьма хорошую огневую манёвренность.

Эта же машина с кормы

Корпус, как и ходовая часть автомобили, имел важные отличия от корпуса Medium Tank Mk.II. Потому, что в числе требований к самоходному орудию указывался круговой обстрел, высоту корпуса было нужно уменьшить за счёт высоты моторного отделения. В один момент механик-водитель лишился крыши рубки, а на её месте остался только откидной щиток.

Снизилась и высота боевого отделения, потому, что башня в установке . Не было у Birch Gun и крыши. Орудийная установка размешалась по центру боевого отделения, так, дабы высота линии огня была как возможно ниже. В следствии эта самая высота линии огня была кроме того чуть ниже, чем у танка.

Орудийная установка крепилась на намного более широком погоне, для которого было нужно делать маленькие расширения в верхней части корпуса. Экипаж Birch Gun увеличили до 6 человек. Не обращая внимания на некую тесноту, размещался он в полной мере комфортно.

В то время, когда больше брони – это не хорошо

Изготовленный опытный образец Birch Gun был направлен на опробования в 28-ю полевую батарею IX полевой бригады Королевской артиллерии. По результатам опробований был составлен перечень исправлений, каковые должны были быть внесены в конструкцию автомобили. В первую очередь, артиллеристам не пришлось по нраву то, что у орудийной установки совсем отсутствовала броня.

Всецело закрывать ею боевое отделение на этом этапе ещё не потребовали, кроме того орудийный щиток армейских в полной мере устраивал. Помимо этого, предлагалось, как у Medium Tank Mk.II, закрыть ходовую часть установки экранами, что снижало риск её повреждения вражеским огнём. Принимая к сведенью запрошенную очень символическую броню для самой орудийной установки и её расчёта, экраны на ходовой части смотрелись пара необычно.

Однако, это требование конструкторы учли .

Благодаря весьма высокому углу возвышения орудия Birch Gun хорошо себя ощущал в роли ЗСУ

Заказ на изготовление четырёх самоходных 18-фунтовых орудий в сентябре 1925 года был взят компанией Vickers. Автомобили готовься приблизительно через год. Любая самоходная установка обошлась в 12 250 фунтов, другими словами приблизительно 1000 фунтов за тонну. При массе около 12 тысячь киллограм Birch Gun Mk.I имела броню толщиной около 5 мм.

Технически самоходная установка во многом была похожа на Medium Tank Mk.II: трансмиссия и двигатель на ней употреблялись те же самые.

Но имелись и определённые отличия, о части которых уже рассказывалось выше. Автомобили, взявшие WD-номера D.188-D.191, имели модернизированную ходовую часть. Кроме бортовых экранов, каковые оказались более удобными для обслуживания, чем на Medium Tank Mk.II, самоходные установки приобрели новые траки No.3 link track.

Взяли они их, кстати, кроме того раньше, чем Medium Tank Mk.I и Mk.II. В целом ходовая часть была более успешной, чем у этих танков.

Как и потребовало техническое задание, орудийная установка взяла громадной щит, что надёжно прикрыл расчёт спереди. Помимо этого, в первых рядах показался стопор для крепления орудия в положении по-походному. Угол наводки орудийной установки возрос до 80 градусов, что увеличило возможности Birch Gun при применении в качестве ЗСУ.

Количество боевого отделения разрешил разместить в 80 снарядов, каковые, в отличие от боекомплекта Light Artillery Transporter, пребывали внутри, а не торчали снаружи.

Батарея Birch Gun на протяжении манёвров в Кимберли. Ноябрь 1926 года

Формально буква D в регистрационном номере означала, что машина классифицирована как артиллерийский тягач. Что же в действительности спроектировали в ROF Woolwich, стало ясно уже на первых же учениях 13 ноября 1926 года, состоявшихся в рамках демонстрации новой техники кабинетам министров доминионов. Манёвры в Кимберли должны были показать совершенство и всю мощь новой программы механизации британской армии.

Шедшие под проливным дождём автомобили наглядно продемонстрировали, в чём содержится отличие между буксируемой и самоходной артиллерией. Переход из походного положения в боевое занимал у экипажа САУ считанные секунды, тогда как сопоставимым по огневой мощи буксируемым орудиям на это требовалось около 60 секунд.

Ещё более значительная отличие выявилась на протяжении манёвров по пересечённой холмистой местности. Тогда как полугусеничные тягачи Burford Kegresse с трудом преодолевали сложный участок местности, батарея Birch Gun практически прошмыгнула мимо, без неприятностей вскарабкавшись наверх. Манёвренность самоходных орудий была на уровне танков. То же самое выявилось и в феврале 1927 года, в то время, когда очередные манёвры состоялись в Вуле.

Среди всех представленных на них средств механизации артиллерии Birch Gun был вне конкуренции. Автомобили, включённые в состав 20-й полевой батареи IX-й полевой бригады Королевской артиллерии, опять были на высоте.

Birch Gun на манёврах в Вуле, февраль 1927 года

В это же время, Birch Gun приобретали не только хорошие отзывы. Не обращая внимания на то что её создатели попытались максимально снизить высоту линии огня, центр тяжести для 12-тонной автомобили был высоковат. Потому, что огневая мощь 18-фунтового орудия была существенно выше, чем у 3-фунтовой (47 мм) пушки Medium Tank Mk.II, сила её отдачи также была выше, а вместе с ней возрастала и раскачка при стрельбе.

Помимо этого, британские армейские перехитрили сами себя, решив сделать машину универсальной, другими словами пригодной для ведения огня и по наземным, и по воздушным целям. Частенько рвение к универсальности ведет к тому, что изделие получается как минимум средним по своим чертям, и при с Birch Gun как раз так и вышло.

К тому же для задач борьбы с наземными целями бронирование всё равняется было недостаточным. Круговое вращение орудия означало, что при поворота его вбок расчёт выяснялся не защищённым от фронтального вражеского огня. Ещё хуже было механику-водителю, защита которого и вовсе состояла всего лишь из откидного щитка слева.

Birch Gun Mk.IE, 1928 год

Взвесив все «за» и «против», в декабре 1927 года армейские заказали Vickers ещё две автомобили, взявшие обозначение Birch Gun Mk.IE. Их изготовили через год, присвоив WD-номера D.416 и D.417. Видятся и другие обозначения (Mk.I, Mk.II и Mk.III), но к ним стоит относиться очень осторожно, потому, что они базируются на справочнике «Танки», изданном в Мюнхене в 1935 году и переведённом у нас во второй половине 30-ых годов двадцатого века.

К сожалению, очень многое из того, что в том месте опубликовано, никакого отношения к действительности не имеет.

Принципиальным отличием новых установок от Birch Gun Mk.I стало большое усиление бронирования. Механик-водитель взял отдельную рубку, имевшую откидной щиток. Куда более значительным стало и бронирование орудийной установки. Тут она размещалась в полуоткрытой башне с массивным щитком и цилиндрическим основанием в лобовой части.

Потому, что такое бронирование быстро уменьшало углы возвышения орудия, установку очень сильно переделали, в следствии чего возимый боезапас увеличился до 88 снарядов.

Такая модернизация стала причиной очень неоднозначным итогам. Защищённость экипажа заметно выросла, а вот другие характеристики самоходного орудия, напротив, ухудшились. Её масса увеличилась практически на тонну, что стало причиной понижению большой скорости по шоссе с 29 до 25,6 км/ч, а по пересечённой местности с 16 до 14 км/ч. Ухудшился и обзор. Что ещё хуже, центр тяжести автомобили был ещё выше, соответственно, увеличилась и раскачка при стрельбе.

Предстоящее развитие Birch Gun стало неспешно входить в тупик.

Жертва консерватизма

1 мая 1927 года все имевшиеся в наличии Birch Gun были переданы новому формированию – экспериментальной механизированной группе (Experimental Mechanised Force) под руководством полковника Джона Фуллера. В том же направлении по окончании постройки попали и оба Birch Gun Mk.IA. Все они вошли в составе 20-й батареи, переданной из IX полевой бригады Королевской артиллерии.

Время от времени утверждают, что два последних Birch Gun отличались друг от друга по конструкции, но это не верно

Не обращая внимания на имевшиеся недочёты, каковые по окончании усиления бронирования лишь усугубились, сама по себе концепция Birch Gun была в полной мере успешной. Развивая её дальше, британцы, возможно, взяли бы к началу 30-х годов семейство самоходных орудий, имевших высокую мобильность и талантливых функционировать совместно с танками, осуществляя их огневое сопровождение. Неприятность появилась в том, что в управлении британской армии господствовали консервативные взоры.

Помимо этого, буксируемое тягач и орудие для него обходились существенно дешевле, чем самоходная установка. Буксируемое орудие было существенно ниже, и подготовить для него огневую позицию выяснялось куда несложнее. Все эти доводы соперников радикальной механизации артиллерии в итоге взяли верх.

В противном случае, что самоходная и буксируемая артиллерия имеют различные задачи, консерваторов мало интересовало.

Birch Gun стала неспешно сдавать позиции ещё во второй половине 20-ых годов XX века, в то время, когда господин Бирч покинул пост «главного оружейника» и перешёл в Vickers. Его поменял более консервативный генерал господин Вебб Гиллман. Согласно его точке зрения, верным ответом было развитие не самоходной артиллерии, а артиллерийских тягачей, в первую очередь автомобилей семейства Dragon.

Поступавшие негативные отзывы ещё посильнее расшатывали позиции Birch Gun, а финальным аккордом в её истории стало расформирование в начале 1929 года группы Experimental Mechanised Force. Практически сразу после этого программу Birch Gun закрыли.

Боевое отделение Birch Gun Mk.IE

Победа консерваторов от артиллерии аукнулась британцам спустя 10 лет. По окончании начала Второй мировой стало известно, что самоходная артиллерия играется очень ключевую роль на поле боя. В первой половине 40-ых годов двадцатого века в Англии работы над САУ было нужно затевать фактически с нуля, опять многократно наступая на грабли.

Этого возможно было избежать, если бы программа самоходной артиллерии с конца 20-х годов сохранилась хотя бы в минимальном количестве.

В следствии британские САУ периода Второй мировой войны в большинстве случаев имели, скажем так, достаточно нестандартную конструкцию и довольно часто проигрывали по чертям зарубежным «одноклассникам». А самые успешные собственные автомобили британцы выстроили, применяя в качестве базы американские танки и САУ. Таковой была цена «победы», одержанной армейскими консерваторами Англии над собственным танкостроением в конце 20-х годов XX века.

литература и Источники:

  • Medium Marks I–III, N.W. Duncan, Profile AFV 12, Profile Publications Limited
  • The Birch Guns, David Fletcher, WheelsTracks 67
  • tankdevelopment.blogspot.ru
  • Фотоархив автора

Во главе обороны: как новейшее российское оружие окажет помощь вернуть ядерный паритет

Темы которые будут Вам интересны: