Узкий специалист широкого профиля: ещё раз о разработке panzer iv

Warspot уже неоднократно писал о Pz.Kpfw.IV — самом массовом германском танке времён Второй мировой. Но много неточностей и мифов около истории разработки четвёртого «панцера» сподвигло нас возвратиться к данной теме ещё раз.

Согласно точки зрения авторитетного исследователя истории танкостроения Юрия Пашолока, обилие неточностей в «биографиях» танка связано с тем, что по окончании войны весьма многие авторы, по большей части британские и американские, ориентировались на неточные эти собственных спецслужб. Сегодняшняя статья Юрия базируется на изучениях ведущих историков Томаса Йентца и Вальтера Шпильбергера, каковые посвятили собственные жизни изучению истории германской бронетанковой техники.

В первой половине 30-ых годов XX века на опробования вышел средний танк, что исходно именовался mittlerer Traktor (m.Tr., другими словами средний трактор), а с 3 октября 1933 года начал использоваться более узнаваемый индекс Neubau Fahrzeug (Nb.Fz., другими словами машина нового типа). Танк, являвшийся развитием темы Grosstraktor (Gr.Tr., другими словами громадный трактор), должен был стать германским средним танком.

Но, уже на момент выхода на опробования стало ясно, что германские армейские опять переусердствовали. В случае если Grosstraktor, разрабатывавшийся тремя компаниями в течение пяти лет, переусложнили (достаточно заявить, что данный танк должен был быть одновременно и амфибией), то при с Nb.Fz. дело зашло в ещё больший тупик. Исходный проект, что разрабатывался компаниями Rheinmetall (шасси и башня) и Krupp (второй вариант башни), должен был иметь 15-тонный весовой класс.

В итоге же аппетиты 6-го управления оружий стали причиной тому, что на опробования выкатилась 23-тонная машина, сложная по конструкции и дорогая.

Кроме явных расхождений со спецификацией, имелись и концептуальные расхождения, выявившиеся уже по ходу испытаний и разработки. Во-первых, от идеи применения авиационного двигателя (на Gr.Tr. и Nb.Fz. стоял двигатель BMW V) решили отказаться, потому, что опробования продемонстрировали чрезмерную тягу на оборотах в диапазоне 1400–1600 об/мин. Во-вторых, была признана неудачной схема с кормовым размещением трансмиссии и ведущих колёс.

По результатам опробований шасси будущего Pz.Kpfw I, скомпонованного по типу британского тягача Vickers-Carden-Loyd, стало ясно, что размещение трансмиссии и ведущих колёс в первых рядах снижает риск спадания гусеничных лент и сокращает неспециализированную длину автомобили. В-третьих, установку на Nb.Fz. двух пушек калибром 37 и 75 мм признали неправильным ответом.

В соответствии с новой концепции, средние танки решили поделить на танки и истребители помощи. В роли истребителя выступал танк 10-тонного класса, позднее взявший индекс Zugfuhrerwagen (будущий Pz.Kpfw.III). Спецификацию на Z.W. стали разрабатывать ещё в конце 1933 года, другими словами ещё до постройки первого Nb.Fz. Что же касается Nb.Fz., то его будущее было решено уже в осеннюю пору 1934 года.

Первоначально новый танк носил в документах индекс verbesserten Nb.Fz., другими словами улучшенный Nb.Fz. Но, уже в переписке между Krupp и 6-м управлением оружий от 14 ноября 1934 года раздался новый индекс, что и стал главным – B.W., другими словами Begleitwagen, танк помощи.

Узкий специалист широкого профиля: ещё раз о разработке panzer iv

Древесный макет B.W. разработки Rheinmetall. Таковой машина должна была быть в серии

Стоит подчернуть, что в плане концепции германские армейские ничего нового не изобрели. Разделение на танки-танки и истребители помощи есть ноу-хау британцев. Ещё в 20-х годах компанией Vicker были созданы Medium Tank Mk.I и Mk.II, каковые выпускались в двух вариантах – с 47-мм пушкой, имеющей лишь бронебойные боеприпасы, и с 94-мм гаубицей, имевшей лишь осколочно-фугасные и дымовые боеприпасы.

Занимались танками помощи и в СССР (Д-38, Т-26–4, БТ-7 артиллерийский). В определённой степени танком помощи был и Т-28, но установка длинноствольной пушки витала в умелых работах уже в момент его постановки в серийное производство. В то время единственным, кто поставил длинноствольную пушку среднего калибра в средний танк, был Эдуард Гроте (Танк ТГ), но машина так и осталась умелой.

Для борьбы с танками того периода в полной мере хватало пушек калибра 37–47 мм, а гаубицы и короткоствольные пушки предназначались для борьбы с лёгкими упрочнениями.

По в полной мере очевидным обстоятельствам танки помощи, выступавшие в роли ассистентов танков-истребителей, предполагалось производить в маленьких количествах. Однако лишь немцы додумались сделать танк помощи с нуля. Остальные в полной мере обоснованно делали танки помощи модификациями уже имеющихся автомобилей.

В следствии к концу 30-х годов немцы имели на вооружение два танка с весьма похожей массой, бронированием, однообразным двигателем, но совсем различные по назначению. Кто в тот момент имел возможность поразмыслить, что узкоспециализированный B.W. переживёт танк, что он должен был поддерживать?

В соответствии с начальному замыслу, работы по Begleitwagen планировалось поделить равно как и при с Nb.Fz. Rheinmetall выступал в качестве разработчика шасси, а Krupp нёс ответственность за изготовление башни с подбашенной коробкой. Подобное разделение труда было полностью обычным для германского танкостроения, достаточно заявить, что тот же Pz.Kpfw.III – это шасси Daimler-Benz и башня с подбашенной коробкой Krupp, а Pz.Kpfw.Tiger и Tiger II – это шасси Henschel с башней всё того же Krupp.

Концептуально новый танк, договор №4167025/35 на разработку которого Rheinmetall взял 25 февраля 1935 года, возвращался к тому, с чего начинался Nb.Fz. Танк должен был иметь боевую массу 17–18 тысячь киллограм. Предполагалось, что его оружие будет складываться из 75-мм короткоствольной пушки со спаренным с ней пулемётом в главной башне, ещё один пулемёт предусматривался в пулемётной башне, расположенной в носовой части корпуса, справа от рубки механика-водителя.

Экипаж составлял 6 человек: начальник, наводчик, заряжающий, пулемётчик малой башни, радиооператор, механик-водитель.

Умелое шасси B.W., лето 1936 года. Прекрасно виден экран, закрывающий ленивец, и глушитель на надгусеничной полке

Rheinmetall максимально применял подробности от собственного прошлого танка. Опорные и поддерживающие катки, гусеничные траки и подвеска вели собственную родословную от Nb.Fz. Иначе, сам по себе танк оказался совсем не похожим на предшественника.

Более плотная компоновка с носовым размещением трансмиссии и ведущих колёс разрешила более чем на полметра сократить длину корпуса. Наряду с этим корпус B.W. стал ниже, чем Nb.Fz.

Та же машина по окончании переделки. Форму бронировки ходовой части в её ходе поменяли

В качестве силовой установки употреблялся намерено спроектированный танковый двигатель Maybach HL 100 TR. Данный V-образный 12-цилиндровый двигатель количеством 10 литров развивал мощность 300 лошадиных сил — кроме того больше, чем предшествующий ему летный BMW Va. Данный же мотор предполагался и для установки в Z.W.

Для удобства обслуживания трансмиссии компании ZF в центральном и верхнем лобовом странице корпуса имелись громадные люки, каковые, но, очевидно не содействовали снарядостойскости.

Двигатель Maybach HL 100 TR, употреблявшийся на умелых примерах Begleitwagen

Башня разработки Krupp не имела ничего общего с той, что была создана для Nb.Fz. Одной из задач, которая была поставлена её разработчикам, стала большая унификация с башней для танка Z.W. От башни, которую Krupp создавал для Z.W., были забраны боковые люки и командирская башенка, да и сама форма башни во многом напоминала подобную разработку.

Первоначально в документах шла обращение про 21-калиберную пушку, но в итоге её место заняла 75-мм пушка с длиной ствола 24 калибра, та же самая, что устанавливалась на Nb.Fz. Договор №67941/35 на изготовление умелой башни из конструкционной стали был подписан 3 января 1936 года. В него входило и изготовление пулемётной башни, но её так и не выстроили.

Что же касается главной башни, то её закончили в первых числах Мая 1936 года.

Носовая часть переделанного Begleitwagen.

Прекрасно видно, что для доступа к трансмиссии инженеры Rheinmetall предусмотрели громадные люки. Обслуживать и демонтировать комфортно, но в плане бронезащиты ответ, мягко говоря, не наилучшее

Изначально Rheinmetall должен был выстроить два тестовых шасси B.W. из конструкционной стали, в действительности же к маю 1936 года была изготовлена лишь одна машина. Ни основной, ни пулемётной башни она так и не взяла, вместо них поставили массо-габаритный макет. На протяжении опробований была переделана выхлопная совокупность (выхлопные трубы переделали и перенесли с надгусеничных полок в корму), и переделана ходовая часть с бортовым бронированием.

Но, все эти модификации носили, скорее, отвлечённый темперамент, потому, что 21 июля 1936 года единственным участником программы Begleitwagen совсем неожиданно стал Krupp.

Не обращая внимания на то что по замыслам Krupp должен был заниматься лишь подбашенной коробкой и башней, оружейный гигант из Эссена не имел возможности просто так закончить битву за столь жирный кусок армейского заказа. О том, что разработка башни – это только малая часть возможностей Krupp, ещё в ноябре 1934 года говорилось в переписке между Риттером, одним из начальников концерна, и 6-м управлением оружий.

13 апреля 1935 года, спустя полтора месяца по окончании начала работ Rheinmetall над B.W., Krupp представил собственное видение для того чтобы танка. По силовой установке и вооружению танк должен был повторять машину Rheinmetall. Новый танк предлагался в двух вариантах выполнения, каковые отличались друг от друга массой (17,2 и 18,5 тысячь киллограм), бронированием (14–20 мм и 20–30 мм), числом опорных катков (8 и 6 на борт) и рядом вторых подробностей.

В итоге сдержать напор Krupp не удалось, и 13 июля 1935 года был подписан договор №67096/36 о постройке одного прототипа B.W. I Kp из конструкционной стали. 14 октября того же года подписали договор №67252 о постройке ещё одного прототипа, B.W. II Kp. Отличия между автомобилями были куда менее значительными, чем изначально предлагавшиеся проекты. Практически, главным отличием стала ходовая часть.

На B.W.I установили двухкатковые тележки с рессорной подвеской, а на B.W.II поставили 3 двухкатковые тележки с катками и торсионной подвеской большего диаметра.

B.W. I Kp в сборочном цеху Krupp, лето 1936 года

Не обращая внимания на то что работы над B.W. I Kp начались существенно позднее, чем по машине Rheinmetall, опытный образец автомобили готовься уже к 30 апреля 1936 года, другими словами кроме того чуть раньше соперника. Ещё в ходе изготовления танк подвергся одной очень значительной переделке.

Вместо пулемётной башни была установлена шаровая установка, забранная от танка Z.W., а в подбашенной коробке предусмотрели место для пулемётчика. Такое ответ разрешило сократить экипаж с 6 до 5 человек, потому, что на пулемётчика в один момент возложили функцию радиооператора. На первый пример установили тестовую башню, а B.W.II Kp ездил, подобно машине Rheinmetall, с массо-габаритным макетом.

Летом 1936 года начались ходовые опробования, к 3 октября первый прототип накатал 2043 километра. На протяжении опробований в конструкцию вносились разные трансформации, что в полной мере нормально для опытного образца, но уже первые заезды продемонстрировали, что 6-е Управление Оружий не совершило ошибку, дав Krupp возможность участия в программе B.W. Машина продемонстрировала среднюю скорость 25 км/ч, и смотрелась куда убедительнее не только соперника от Rheinmetall, но а также Z.W., работы по которому сначала не задались.

С B.W. II Kp, но, обстановка была хуже. Схема торсионной подвески, которую выбрал Krupp, была открыто неудачной.

Эти опробования стали обстоятельством неприязни инженеров Krupp к торсионной подвеске в целом, не смотря на то, что дело очевидно в том, какую схему они выбрали.

Снаружи первый пример B.W. здорово напоминает Pz.Kpfw.IV Ausf.A. Чувство обманчиво: если сравнивать с первым прототипом серийную машину сильно переделали как снаружи, так и в

В декабре 1936 года был подписан договор на изготовление 35 танков серии 1.Serie/B.W., машине дали зелёный свет. Но, танк, взявший индекс Pz.Kpfw.IV Ausf.A, сильно отличался от предшественника. Большим трансформациям подвергся башня и корпус, заменили двигатель и коробку передач, была переработана ходовая часть.

Однако, базис, что был заложен в конструкции Begleitwagen, разрешил запустить в серию машину, которая не подвергалась каким-то кардинальным переделкам на протяжении производства.

Чего не сообщишь о Pz.Kpfw.III, первые четыре модификации которого были, скорее, поиском верных технических ответов. Практически, первой полноценной версией Pz.Kpfw.III стала Z.W.38, она же Pz.Kpfw.III Ausf.E. Кроме того в ней не удалось достигнуть желаемых черт (70 км/ч, каковые будоражат умы многих любителей военной истории, танк имел возможность развивать маленькое время, дальше начиналось разрушение ходовой части), но, по крайней мере, удалось отыскать оптимум в плане ходовой части.

К производству Pz.Kpfw.III Ausf.E подключили компанию MAN, но кроме того вместе с ней Daimler Benz смогла выпустить всего 96 танков. Всего же на 1 сентября 1939 года было выпущено 196 Pz.Kpfw.III — на всякий случай, этот танк считался главным. А Pz.Kpfw.IV, что являлся танком помощи, к тому моменту выпустили 217 штук.

А что же прототипы? Первая машина, в соответствии с документам, отправилась в декабре 1936 года в учебный центр, расположенный в Метцингене. На втором прототипе весной 1938 года обкатывали новую подбашенную коробку, которую поставили на Pz.Kpfw.IV Ausf.B (на ней шаровую установку заменили на пистолетный порт и убрали «ступень» на лобовом странице). В апреле 1938 года башню с B.W. I Kp поставили на второй прототип, с ней он прожил как минимум до ноября месяца (об этом чуть ниже). Во второй половине 30-ых годов двадцатого века B.W.

II Kp переделали в мостоукладчик. Что же касается первого прототипа, его кроме этого задействовали в опробованиях. Зимний период 1939–1940 годов на него поставили новую ходовую часть.

B.W. II Kp, переделанный в мостоукладчик, 1939 год

Напоследок стоит подчернуть, что, кроме Begleitwagen, на той же базе Krupp прорабатывал ещё более своеобразную машину. Именоваться она должна была Rauchwagen (R.W.), другими словами дымовая машина. Практически, это был всё тот же B.W., но в башню устанавливалась 105-мм гаубица с длиной ствола 16 калибров. В первый раз об этом танке заговорили в октябре 1935 года, ещё в тот момент, в то время, когда B.W. ещё разрабатывался.

Кроме постановки завес, орудие возможно имело громадную пробивную свойство, потому, что пробиваемость 7.5 cm KwK L/24 составляла всего 25 мм на дистанции 700 метров, тогда как французские танки имели броню толщиной 40 мм.

В соответствии с переписке, проект дошёл до практической фазы. Зимний период 1938 года на Krupp доставили первую умелую башню, которую сняли с B.W. I Kp, и начали переделывать под новое орудие. В апреле 1938 года башню установили на B.W. II Kp, что к тому моменту взял подбашенную коробку от Pz.Kpfw.II Ausf.B. В соответствии с отчёту от 17 ноября 1938 года, башню с B.W. II Kp в осеннюю пору демонтировали и поставили на особый стенд для огневых опробований, а танк отправился на переделку в мостоукладчик.

На этом история «дымовой автомобили» закончилась. В последний раз о ней вспоминали в сентябре 1939 года.

Источники:

  1. Panzer Tracts No.4 Panzerkampfwagen IV, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 1997, ISBN 0–9648793–4–4
  2. PzKpfw IV and its Variants 1935–1945. Book 2, Walter J. Spielberger, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Schiffer Publishing, 2011, ISBN 978–0–7643–3756–7

Разведопрос: Клим Жуков про средневековое оружие

Темы которые будут Вам интересны: