Условно тяжёлый

Принятый на вооружение шведской армии в начале 30-х годов лёгкий танк Landsverk L-10, узнаваемый кроме этого как Strv m/31, был во многом тупиковой ветвью танковой эволюции. Для собственной весовой категории эта машина была достаточно дорогой и сложной. По многим причинам его выпуск задержался, и к 1934 году, в то время, когда шведская армия наконец взяла собственный первый L-10, шведские армейские разочаровались в детище Отто Меркера.

В следствии серия ограничилась всего тремя экземплярами.

Принято вычислять, что в будущем шведское танкостроение переключилось на создание более лёгкого танка Landsverk L-60, что позднее превратился в Strv m/38. Но в действительности компания Landsverk продолжила работы и по «преемнику» L-10. Эта машина неспешно превратилась в средний танк Strv m/42, что сами шведы вычисляли кроме того тяжёлым.

Какова же история создания данной автомобили?

Чертежи на экспорт

Неудача L-10 в шведской армии вынудила компанию Landsverk искать счастья за границей. Предлагаемый ею ассортимент проектов к 1934 году свёлся к четырём типам танков. Самым лёгким из них был двухместный танк-разведчик (L-100, позднее L-120, боевая масса 3–4,5 тонны), за ним следовал более тяжёлый трехместный L-60 с боевой массой 5,5–7 тысячь киллограм.

Ещё более большим был колёсно-гусеничный L-80, весивший в различные годы от 6,5 до 10,5 тонны.

Наконец, самым увесистым танком компании оставался L-10, что, как и его более лёгкие собратья, неспешно совершенствовался. Он был самый защищённым, имел самый громадный экипаж (4 человека), но в один момент был и наиболее ценным. По данной причине L-10 мало интересовал зарубежных клиентов и на некое время ушел в тень.

Обстановка начала меняться по окончании первого экспортного успеха Landsverk. В августе 1935 года на опробования вышли два Landsverk L-60, выстроенных по ирландскому заказу. Не обращая внимания на то что на протяжении опробований один из танков сгорел, шведской новинкой заинтересовались. В осеннюю пору 1935 года танк осмотрели швейцарцы, а в конце 1936 года поступил заказ из Австрии. Очевидно, конструкторский коллектив Landsverk не почивал на лаврах.

Забрав за базу успешную новинку, инженеры стали дорабатывать по её подобию и другие автомобили.

Танки Landsverk 80 и Landsverk L-100/L120 взяли торсионную подвеску. Были переработаны их башни и корпуса, переделке подверглись трансмиссия и двигатели. Как именно в то время переделывался L-10, неизвестно, но точно возможно заявить, что от концепции четырёхместного танка на Landsverk не отказалась. В октябре 1936 года венграм продемонстрировали некую машину среднего класса.

Именовалась ли она тогда L-10 либо как-то в противном случае — вопрос остается открытым. Но в том, что это было развитие первого серийного шведского танка, сомнений нет.

Условно тяжёлый

Первый вариант среднего танка LAGO, чертеж S-248 от 11 октября 1938 года. Не обращая внимания на неспециализированную внешнюю схожесть с Landsverk L-60, это совсем вторая машина

Новые очертания переработанный L-10, сейчас именовавшийся LAGO, получил к осени 1938 года. По в полной мере понятным обстоятельствам снаружи он достаточно очень сильно напоминал Strv m/38, но сказать о том, что это был легко увеличенный лёгкий танк, не приходится. Настоящий предшественник в конструкции автомобили всё равняется легко угадывается. Не смотря на то, что если сравнивать с L-10 размеры танка выросли, подобные видоизменения в ходе развития претерпевали и другие автомобили Landsverk.

Боевая масса LAGO если сравнивать с L-10 выросла практически в 1,5 раза.

Кстати, изменились не только габаритные размеры. Не обращая внимания на неспециализированную схожесть ходовой части, на деле она у LAGO была полностью собственная. Потому, что двигателя нужной мощности у шведской индустрии в те годы просто не было, инженеры Landsverk установили на танк два мотора Scania-Vabis 1664, те же самые, что находились на Strv m/38.

Благодаря такому ответу 15-тонная машина по удельной мощности в полной мере соответствовала лёгкому танку.

Толщина лобовой брони LAGO составила в полной мере приличные для того времени 34 мм. С учётом того что лобовые страницы были установлены под рациональными углами наклона, возможно танк имел возможность удачно противостоять и боеприпасам противотанковых пушек тех лет на средних расстояниях.

Интересно смотрелось оружие танка. В качестве «главного калибра» тут выступала 47-мм пушка. Что весьма интересно, для того чтобы орудия на вооружении шведской армии не было, но оно имелось в Австрии.

Речь заходит о противотанковой пушке Bohler M35, которая поставлялась на экспорт в пара государств, а в Италии кроме того выпускалась по лицензии. В качестве запасного оружия выступали 8-мм пулемёты Kulspruta m/14–29, шведские аналоги австрийского пулемета совокупности Шварцлозе.

47-мм противотанковая (пехотная) пушка Bohler M35, которую планировалось применять как главное оружие LAGO

Оказавшийся танк был бы в полной мере конкурентоспособным, потому, что был никак не хуже «одноклассников» из других государств, а по удельной мощности их превосходил. Неприятность пребывала в том, что LAGO существовал лишь на бумаге. А на рынке средних танков того времени наличествовал не только спрос, но и предложение.

По окончании оккупации Чехословакии Германией в марте 1939 года компании CKD и Skoda стали предлагать собственные средние танки V-8-H (ST vz.39) и S-II-c (T-21) для продажи за предел. К примеру, CKD пара раз предлагала V-8-H самой Швеции. А Skoda T-21 заинтересовала итальянцев и венгров.

Соперники LAGO чуть уступали ему по бронезащите, имея наряду с этим схожие вооружение и динамические характеристики. Но самое основное — они уже существовали в металле.

Таким LAGO был в июне 1940 года. Если сравнивать с исходной конструкцией, машина была изменена

В данной ситуации конструкторское бюро Landsverk создало улучшенный вариант танка LAGO. Его эскизный проект, датированный 8 июня 1940 года, заметно отличался от исходной автомобили. Протяженность выросла до 6 метров, а боевая масса увеличилась до 17 тысячь киллограм. Не в последнюю очередь это было связано с тем, что толщина лобовой брони составляла сейчас солидные 50 мм.

Это разрешало надёжно обезопасисть танк от тогдашних противотанковых пушек.

Важной переделке подверглась и ходовая часть: к примеру, число опорных катков выросло до 6. Неспециализированный состав оружия особенных трансформаций не претерпел (47-мм пушка, один спаренный пулемёт, один пулемёт в нише башни и ещё один курсовой), но сейчас предполагалось применять другие пулемёты. В башне планировалось применять пулемёты kspm /36 strv калибром 8 мм. Что же касается курсового, то он должен был иметь калибр 12,7 мм.

Конкретная модель этого пулемёта остаётся тайной.

Как бы то ни было, танк получался в полной мере адекватным. Увы, Landsverk с ним опоздала: 10 июня 1940 года на полигоне под Будапештом начались опробования Skoda T-21. Уже 7 августа было подписано лицензионное соглашение со Skoda, а 28 ноября переделанный Skoda T-21 был принят на вооружение венгерской армии как 40M Turan.

Terro, упрощённый вариант танка LAGO с менее замечательным оружием

В один момент с самим LAGO конструкторы Landsverk разрабатывали и мало упрощённый вариант среднего танка. Машина носила обозначение Landsverk Terro и представляла собой всё тот же LAGO, но меньших размеров и с менее замечательным оружием. Если сравнивать с LAGO примера июня 1940 года, протяженность корпуса Terro уменьшилась до 5300 мм, число опорных катков было сокращено до 5. При той же толщине брони боевая масса автомобили снизилась до 14–15 тысячь киллограм.

Ещё одним отличием Landsverk Terro стала башня, которая перекочевала на данный танк с Strv m/39. Как и у «донора», оружие складывалось из 37-мм пушки и двух пулемётов. Крупнокалиберный курсовой пулемёт был заменён на kspm /36 strv.

не сильный была и силовая установка, которая имела мощность 190 лошадиных сил. Но и данный, «бюджетный» вариант шведского среднего танка, кроме этого не заинтересовал зарубежных клиентов.

Курс на утяжеление

Не обращая внимания на отказ Венгрии от LAGO, конструкторское бюро Landsverk не свернуло работы над машиной. Длились работы и над Terro. В марте 1941 года показался переработанный проект этого танка.

Толщина брони его корпуса сократилась до 34 мм, протяженность выросла до 5600 мм, а количество опорных катков увеличилось до 6. Это было связано с установкой рядного 8-цилиндрового двигателя, что должен был трудиться с 6-скоростной электромеханической коробкой передач ZF Typ 6 EV 75. В соответствии с документам, боевая масса обновленного Terro должна была составлять около 14 тысячь киллограм, а в качестве главного оружия предполагалось применять уже 57-мм пушку.

Переработанный вариант среднего танка Terro

Новый вариант LAGO был представлен приблизительно одновременно с этим, 17 марта 1941 года. Протяженность автомобили ещё чуть увеличилась, а её проектная боевая масса достигла 18 тысячь киллограм. Оружие и башню конструкторы покинули без трансформаций, главная работа была сконцентрирована на шасси.

На танке, как и на новом варианте Terro, предполагалось установить коробку передач ZF Typ 6 EV 75, но наряду с этим мотора было два. Моторное отделение выяснилось заметно переработанным, это же касается и лобовой части танка. Как и у Terro, лобовая подробность корпуса LAGO стала гнутой.

Финальная версия LAGO, март 1941 года. Этот танк был забран за базу при разработке военной машины тяжёлого класса

На этом этапе отечественным средним танком наконец заинтересовались шведские армейские. Они пристально смотрели за происходящими в Европе событиями и отчётливо осознавали, что удачно сражаться одними лишь лёгкими танками сейчас уже не окажется.

На заседании 30 апреля 1941 года шведские армейские определяли характеристики нужной им автомобили. Армию имел возможность бы устроить танк боевой массой 18 тысячь киллограм с пушкой калибра 57 мм, бронированием толщиной 24–34 мм и ценой в 350 000 шведских крон. Приблизительно в эти параметры именно и вписывался Landsverk Terro.

Параллельно рассматривались и другие варианты нового танка. При массе в 22 тонны и с бронёй толщиной до 70 мм второй вариант танка должен был оснащаться 75-мм короткоствольной пушкой и стоить 425 000 крон.

В итоге было решено остановиться на промежуточном варианте. Боевая масса «компромиссного» танка должна была составлять 20 тысячь киллограм, он должен был иметь броню толщиной в 60 мм. А в качестве главного оружия для него предлагалась 57-мм противотанковая пушка, которая именно сейчас разрабатывалась (позднее её приняли на вооружение как 57 mm Pvkan m/43).

В качестве альтернативы предполагалось применять или 75-мм короткоствольную пушку, или 105-мм гаубицу.

Опытный образец LAGO II на опробованиях, сентябрь 1941 года

В ходе дискуссии черт нового танка с некоторым опасением упоминался и некоторый «русский 30-тонный танк». Обращение шла о Т-28. Такие автомобили массово принимали участие в советско-финской войне 1939–40 годов.

Но, опасались шведские армейские не только советских танков.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. По случайному совпадению, как раз в июне, ещё не ждя изготовления умелого танка, KAF (Kungliga Armeforvaltningen, Управление материального обеспечения Королевской армии) заказало сходу 160 тяжёлых (!) танков. Как раз к этому классу шведы отнесли машину, которую разрабатывала Landsverk.

Для подстраховки альтернативой отечественной машине выступал переработанный проект чехословацкого среднего танка V-8-H.

Схема моторно-трансмиссионной группы LAGO II, вид сверху

Альтернатива не пригодилась. Уже в сентябре 1941 года опытный образец LAGO II вышел на опробования. Для ускорения постройки машина имела такую же башню, как проектный LAGO.

За ее базу был забран проект LAGO по состоянию на март 1941 года, что подвергся переделке. Протяженность корпуса выросла до 6080 мм, за счёт более толстой брони нагрузка на шасси увеличилась. В качестве силовой установки на танке было решено применять спарку двигателей Scania-Vabis L 603 мощностью 162 лошадиные силы любой.

Танковые орудия калибра 57 и 105 мм, разрабатывавшиеся Bofors по программе LAGO II

Параллельно с ходовыми опробованиями опытного образца LAGO II длились работы над оружием танка, и его башней. Компания Bofors, важная за работу над орудиями, к середине ноября 1941 года подготовила три варианта вероятного оружия. Как главное в то время рассматривалось 57-мм орудие с диной ствола 50 калибров.

Кроме этого рассматривалось 105-мм орудие с длиной ствола 16 калибров, воображавшее собой танковую версию гаубицы 10,5 cm haubits m/10. Наконец, в качестве второго запасного варианта была создана 75-мм пушка с длиной ствола 31 калибр.

Существует заблуждение, что эта пушка подобна германской 7.5 cm KwK L/24, которая ставилась на Pz.Kpfw.IV. На деле же это танковое орудие разрабатывали на базе 75-мм шведской зенитной пушки kanon m/18. направляться напомнить, что в начале XX века протяженность ствола у зенитных орудий была маленькой: к примеру, узнаваемая 76-мм пушка Лендера обр.1914/15 гг. имела подобную длину ствола.

Кстати, похожую протяженность ствола имели и советская 76-мм танковая пушка Л-11, и американская 75-мм M2.

7,5 cm kanon m/41 Strv. Как раз эту пушку в итоге было решено ставить в LAGO II

Как уже, возможно, додумались кое-какие читатели, это маленькое сравнение 75-мм шведской пушки с похожими танковыми орудиями других государств связано с тем, что именно ею в итоге и было решено вооружить LAGO II. Одна из главных обстоятельств этого решения выглядит пара комично. Дело в том, что 57-мм танковая пушка очень сильно поддерживала габариты танка, а это нарушало… безопасность дорожного перемещения.

Звучит дико, но стоит напомнить, что в Швеции на протяжении Второй мировой положения не вводилось. В отличие от долгой 57-мм пушки, 7,5 cm kanon m/41 поддерживала габариты танка всего на 13,5 см.

Четыре коробки передач для одного танка

По результатам опробований стало ясно, что танк в целом удался. 19 декабря 1941 года с Landsverk был заключён сделку на изготовление ста LAGO II. Танк взял официальное обозначение Strv m/42.

Цена одной автомобили оценивалась в 313 тысяч шведских крон. Это было в полтора раза больше, чем цена, к примеру, Pz.Kpfw.III, но деваться было некуда.

Шведское военное управление осознавало, что одна Landsverk всю потребность армии в «тяжёлых» танках удовлетворить не сможет. Именно в конце 1941 года предприятие в Ландскруне строило лёгкие танки Strv m/40, причём выходили они из ворот завода с задержкой. Исходя из этого перегружать Landsverk не стали, тем более что в выпуске Strv m/42 нашлась ещё одна заинтересованная сторона. Речь заходит о Volvo, наибольшем шведском производителе легковых автомобилей и грузовиков.

Мощностей этого предприятия в полной мере хватало, дабы догрузить его танками. 2 января 1942 года с Volvo был заключён сделку на выпуск шестидесяти Strv m/42.

Башня LAGO II в финальной конфигурации. Как раз в таком виде она и отправилась в серию

В это же время кроме того заключение контрактов в декабре 1941 года не означало, что танки покажутся в армии кроме того в первой половине 40-ых годов XX века. Машина всё ещё дорабатывалась. К примеру, окончательный вариант её башни был утвержден уже по окончании декабря 1941 года.

Она оказалась заметно просторнее той, что стояла на LAGO.

Помимо этого, башня взяло одно достаточно специфичное усовершенствование, позднее ставшее чуть ли не визиткой шведских танков. Дело в том, что пушка танка взяла большой угол склонения — 15 градусов. Показалось такое требование неспроста: в отличие от исходного «экспортного» LAGO, Strv m/42 проектировался, в первую очередь, для ведения военных действий в Скандинавии, изобилующей холмистыми и гористыми местностями.

Как и башня, корпус Strv m/42 простотой не отличался

Кроме этого, показались у серийного танка и кое-какие особенности производственного характера. Как уже упоминалось, изначально мысль установки двух моторов была вынужденной мерой, потому, что подходящих двигателей нужной мощности в Швеции попросту не производилось. В это же время к декабрю 1942 года Volvo подготовила V-образный 8-цилиндровый двигатель Volvo A8B.

Мотор количеством 22,6 литра развивал большую мощность 420 лошадиных сил.

Кроме этого, ещё на стадии подготовки серийного производства стало известно, что коробок передач ZF Typ 6 EV 75 на 160 танков закуплено только 100 штук. Это означало, что этими КПП возможно обеспечить лишь танки, каковые планировалось выстроить на мощностях Landsverk. Для танков с двигателями A8B, каковые должна была производить компания Volvo, требовались другие коробки передач.

На те Strv m/42 со спаренными моторами Scania-Vabis L 603, которым не хватало КПП ZF Typ 6 EV 75, было решено ставить гидромеханическую коробку передач Atlas Diesel DF 1,0. Для оснащения танков с двигателями Volvo A8B планировалось применять КПП Atlas Diesel DF 1,15 S.

Дабы в армиях не появилось путаницы с тремя типами автомобилей, было нужно придумывать новые индексы. LAGO II взял дополнительное обозначение Strv m/42 TM (T — два мотора, M — электромеханическая КПП). Танки с двумя моторами и КПП Atlas Diesel DF 1,0 взяли обозначение LAGO III и индекс Strv m/42 TH (T — два мотора, H — гидромеханическая КПП).

Наконец, танки с моторами Volvo взяли обозначение LAGO IV и индекс Strv m/42 EH (E — один двигатель, H — гидромеханическая КПП).

Заказ Volvo был разделен на две части: из 60 танков 55 выпускалось в варианте LAGO III, оставшиеся 5 — в варианте LAGO IV. Вариант с мотором A8B оказался дороже. Он обходился в 355 000 шведских крон за танк, тогда как LAGO III стоил 319 000 шведских крон.

Так, в шведских танках одной модели, выпускавшихся в одно время, устанавливались сходу два типа двигателей и три типа КПП. Для того чтобы во всемирной истории танкостроения больше не виделось.

Strv m/42 TM на учениях, 1943 год. По многим причинам работу экипажей на этих танках в первые пара лет лёгкой назвать было нельзя

29 июня 1942 года, не ждя начала поставок первых танков, шведские армейские расширили заказ ещё на 122 танка Strv m/42. Компании Landsverk опять досталась большинство заказа: 70 LAGO III и 10 LAGO IV. Volvo взяла договор на выпуск 42 LAGO.

Как бы то ни было, ускорению выпуска эти новые договора точно не содействовали. Strv m/42 стали выходить из ворот завода Landsverk лишь к маю 1943 года. Первыми их получателями были танковые полки P 3 (в Стренгнесе) и P 4 (в Шёвде).

Летом 1943 года любая из этих частей взяла по 20 автомобилей.

К тому времени тяжёлыми эти танки назвать стало ещё сложнее: кроме того с учётом приличного комплекта массы на протяжении подготовки к производству весил Strv m/42 всего 22,5 тонны. Но, один «тяжёлый» параметр у этого танка всё-таки имелся. И стало им освоение Strv m/42 экипажами.

Электромеханическая коробка передач доставила танкистам много головной боли. Особенной прочностью ZF Typ 6 EV 75 не отличалась, запах горелой электропроводки был постоянным спутником танкистов. Инженерам выяснилось непросто довести обстановку с КПП до удовлетворительных результатов.

Имелись у другие болячки и «танка», каковые было нужно ликвидировать уже на протяжении первых лет эксплуатации.

Интерьер отделения управления Strv m/42. Глядя на место пулемётчика, можно понять, из-за чего позднее его из экипажа убрали

Ещё одной, мало забавной, промашкой была компоновка места размещения пулемётчика в корпусе. Он и без того в том месте сидел как бедный родственник, зажатый спереди снарядной укладкой. А при монтаже командирской радиостанции (их установили на 26 танках) для пулемёта места в автомобили просто не осталось.

По данной причине на командирских танках вместо курсовых пулемётов устанавливались их имитации.

Не обращая внимания на все нюансы, новый танк неспешно осваивали в армиях. Неспешность выпуска стала причиной тому, что первые Strv m/42 модификации EH покинули Volvo лишь в декабре 1943 года. Целый же заказ на 282 танка исполнялся куда продолжительнее.

Последний Strv m/42 покинул Landsverk в декабре 1944 года, Volvo со своей долей справилась в январе 1945-го. Разные модификации танков взяли регистрационные номера в следующих диапазонах:

Модификация Strv m/42

Диапазон присвоенных регистрационных номеров

Strv m/42 TM

501 – 600

Strv m/42 TH

601 – 725

Strv m/42 EH

726 – 782

Уже по окончании войны показалась четвёртая модификация Strv m/42, названную TV. По итогам тяжёлой борьбы с капризной электромеханической КПП в этих танках её было решено заменить на 5-скоростную механическую коробку передач Volvo Typ VL 420. Всего в Strv m/42 TV было переделано 70 автомобилей.

Многоликий долгожитель

К концу Второй мировой Strv m/42 стал самым массовым танком шведской армии. Кроме полков P 3 и P 4, эти автомобили отправились в P 1 (Энчёпинг) и P 2 (Хельсингборг, позднее Хеслехольм). Не обращая внимания на тот что танк показался в действующих частях лишь летом 1943 года, определённую роль в обеспечении военной безопасности Швеции он сыграл. Появление в шведской армии более замечательного, чем Landsverk L-60-S, танка не осталось незамеченным.

Для немцев он стал лишним напоминанием, что Швеция — это не Норвегия либо Дания.

По рассказам сотрудников музея в Хеслехолме, среди которых много ветеранов расформированного танкового полка P2, Strv m/42 употреблялись и для введения немцев в заблуждение об подлинном количестве бронетанковой техники в шведской армии. Одна из таких акций пребывала в том, что несколько танков из P 2 умышленно проезжала по морскому берегу на глазах германских разведчиков. За поворотом танки уже ожидали: номера скоро закрашивались, а на их место наносились новые.

Несколько опять умышленно проезжала на виду у германской разведки и пряталась за поворотом. В том месте процедура повторялась. И без того раз 10–20.

В итоге немцы, насчитав несколько сотню шведских танков, отказались от замыслов оккупации одного из островов на границе Швеции с Данией.

Strv m/42 TH на учениях

О том, что оружие Strv m/42 неспешно устаревает, шведские армейские всерьёз задумались ещё в первой половине 40-ых годов двадцатого века. Штатной пушки с начальной скоростью боеприпаса менее 600 м/с до тех пор пока ещё хватало чтобы бороться с лёгкими и средними танками. Но было разумеется, что на долгое время её скромных возможностей не хватит. По данной причине конструкторы Bofors начали разработку новой башни, которая должна была вмещать в себя более замечательное орудие.

В качестве оружия было решено применять 75-мм пушку с длиной ствола 54 калибра, которая в то время разрабатывалась для самоходной артиллерийской установки Pvkv m/43.

Первые наработки по проекту, взявшему обозначение 7,5 cm kan L/54 Strv, были подготовлены Bofors в первых числах Апреля 1944 года. Дабы разместить более долгую пушку, было нужно заметно поднять размеры башни. Неспециализированная высота танка выросла до 2600 мм, в один момент башню было нужно очень сильно расширять. Необходимо это было, кроме всего другого, и для сохранения минимального вылета ствола. Благодаря всевозможным ухищрениям удалось покинуть в башне два пулемёта.

Действительно, спаренный с пушкой пулемёт тут было нужно размещать в отдельной установке.

не меньше весьма интересно смотрелась и сама пушка. Она взяла механизированную совокупность заряжания, разрешавшую сделать серию из трёх выстрелов. Угол склонения пушки уменьшился до 10 градусов, но с учётом заметного повышения огневой мощи с этим возможно было мириться.

Проект установки 75-мм пушки 7,5 cm kan L/54 в увеличенную башню, чертёж PR-2–442 от 4 апреля 1944 года

К практической реализации проекта инженеры Bofors приступили уже по окончании войны. В конце 1946 года один из Strv m/42 переделали, установив вместо штатной башни древесный макет. Финальный вариант башни, взявшей обозначение Delat torn, имел командирскую башенку и большой двустворчатый люк. Башня должна была защищаться бронёй толщиной 60 мм в лобовой части и 30 мм по бортам.

Но, до изготовления полноценной башни дело так и не дошло, проект Delat torn был закрыт.

Strv m/42 с полноразмерным макетом башни Delat torn, 1947 год

Значительно дальше зашли работы по разработке БРЭМ на базе Strv m/42. О том, что им нужна эвакуационная машина на танковом шасси, шведские армейские задумались ещё в первой половине 40-ых годов двадцатого века. До практической реализации данной идеи дело дошло 30 апреля 1942 года, в то время, когда Landsverk взяла заказ на изготовление эвакуатора на шасси Strv m/42.

Машина должна была иметь 12-тонный кран, благодаря чему имела возможность бы поднимать лёгкие танки.

Цена переоборудования танка в БРЭМ составила 250 000 шведских крон. Всего было заказано два эвакуатора, взявших обозначение BBV m/42 (Brolaggningsbandvagn 42). К маю 1944 года на Landsverk в них переоборудовали два Strv m/42 TH. Позднее по одному экземпляру попало в танковые полки P 3 и P 4.

BBV m/42, БРЭМ на базе Strv m/42 TH

Ещё одна инженерная машина на базе Strv m/42 разрабатывалась уже в 50-х годах. Для применения в качестве мостоукладчика на корпус танка монтировалась поддерживающая конструкция, поверх которой был мост. Были совершены опробования, но дальше умелых работ дело не продвинулось. Позднее выдвигалась мысль автомобили подобной совокупности, но уже без башни.

Такая концепция не была лишена смысла, потому, что умелый мостоукладчик с башней имел очень ограниченные возможности для ведения огня. Но, до практической реализации «безбашенного» варианта мостоукладчика так и не дошло.

Strv m/42 EH, переоборудованный в мостоукладчик

Как и лёгкий Strv m/40, шведский средний (либо, по национальной классификации, тяжёлый) танк испытывался в рамках программы создания совокупности для перемещения по дну водоёмов. Летом 1950 года один из Strv m/42 TH взял особое оборудование, включавшее в себя трубы для забора воздуха для двигателей. В один момент герметизации подвергались все отверстия в его башне и корпусе, включая люки.

Не смотря на то, что опробования состоялись в целом удачно, предстоящего развития тема не взяла.

Strv m/42 TH на опробованиях совокупности вождения под водой, лето 1950 года

Работа Strv m/42 была ещё более продолжительной, чем у его лёгких предшественников. Во второй половине 50-ых годов XX века начался новый этап перевооружения шведской армии, на протяжении которого легкие танки были сняты с оружия. Что же касается Strv m/42, то у них будущее была совсем другая.

225 танков со спаренными двигателями Scania-Vabis L 603 были переоборудованы в Strv 74.

Что же касается Strv m/42 EH, их переквалифицировали в самоходные орудия, предназначенные для помощи пехоты. По окончании маленькой переделки им присвоили наименование Ikv 73. Кроме некоторых внутренних переделок, отличие этих автомобилей от базисных танков заключалось в отсутствии пулемётчика в корпусе.

В таком виде они прослужили ещё 20 лет.

Ikv 73. В эту модификацию были переделаны все Strv m/42 EH

По окончании ухода в отставку башни танков Strv m/42, а позднее и Ikv 73 ещё продолжительно служили на благо обороны Швеции. Их разместили на долгосрочных огневых точках. Башни Strv m/42 взяли обозначение Varntorn 4a, а башни Ikv 73 стали именоваться Varntorn 4b.

Благодаря такому применению много этих башен дожило до наших дней.

Недавно часть из них была снята с упрочнений и установлена на шасси Strv 74. Но шасси Strv 74 достаточно резко отличается от Strv m/42, и для его возвращения в исходную конфигурацию необходимо приложить много упрочнений. Единственный танк, что был доведён до исходного состояния, находится в шведском армейском музее Beredskapsmuseet, расположенном севернее Хельсингборга.

Что же касается Ikv 73, то его единственный экземпляр, сохранившийся без переделок, находится в танковом музее Arsenalen, что рядом со Стренгнесом. С одним из сохранившихся до отечественного времени танков возможно подробно познакомиться в фотообзоре «Strv m/42 снаружи и в».

Varntorn 4a, установка башни Strv m/42 на доте, входящем в совокупность береговой обороны

направляться признать, что в целом первый шведский серийный средний танк оказался в полной мере успешным. На момент создания он в полной мере соответствовал уровню собственных одноклассников. И не обращая внимания на то что Strv m/42 достаточно скоро устарел, основную собственную задачу он выполнил.

Само по себе наличие этих танков заставляло возможного соперника лишний раз поразмыслить, стоит ли втягивать Швецию во Вторую мировую войну. В полной мере успешная конструкция разрешила Strv m/42 довольно продолжительное время находится на вооружении, а после этого — пройти глубокую модернизацию. В случае если учитывать и годы работы Strv 74, то прослужили шасси первых шведских танков 41 год — срок весьма немаленький.

Создатель высказывает солидную признательность Карлу Бломстеру (Karl Blomster), Швеция, за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации.

Литература:

  • Архив Карла Бломстера (Karl Blomster).
  • http://tanks.mod16.org.
  • Stridsvagn m/42 met delat torn, Kjell Svensson, PANSAR 2–2004.
  • Varntorn, Kjell Svensson, PANSAR 3–2005.
  • Brolaggningsbandvagn 42, Christer Baadstцe, PANSAR 3–2006.
  • Stridsvagn m/42, Christer Baadstцe, PANSAR 1–2015.
  • http://www.ointres.se/strv_m_42.htm.
  • http://ftr.wot-news.com.

Копаю яму | Тяжёлый понедельник

Темы которые будут Вам интересны: