У-20: советские истребители танков с круговым обстрелом

Разработка советских самоходных установок, замершая было в конце 30-х годов, опять активизировалась в начале 1940 года. В первую очередь проектировались САУ, предназначенные для разрушения вражеских упрочнений, но уже к середине 1940 года начались работы и по вторым направлениям. Среди разрабатывавшихся конструкторами автомобилей были и истребители танков, базой для которых предполагалось применять шасси среднего танка Т-34.

А основной изюминкой этих боевых автомобилей стала установка орудия во вращающейся башне.

Истребитель на средней базе

В первый раз вопрос о самоходной установке среднего класса был поднят в июне 1940 года. На протяжении дискуссии совокупности оружия советских танков и САУ в качестве одного из орудий в первый раз была предложена 85-м зенитная пушка обр.1939 года (52-К). В соответствии с расчётным данным, на дистанции в километр орудие должно было пробивать бронебойным боеприпасом броню толщиной 88 мм.

Действительно, с одной оговоркой – бронебойного боеприпаса для данной совокупности в то время не существовало.

В соответствии с ведомости умелых танковых, самоходных и противотанковых совокупностей, подлежащих разработке, 85-мм зенитная пушка предполагалось в качестве оружия для танка КВ с малой башней (КВ-1). В этом документе, датированном 21 июня 1940 года, эта совокупность фигурировала третьим пунктом. Ещё занимательнее выглядит пункт №7 данной ведомости. Под ним значится «85-мм самоходная пушка на шасси танка Т-34» (истребитель танков).

Эта САУ должна была весить 26 тысячь киллограм и развивать большую скорость 40 км/ч. Угол горизонтального обстрела из её орудия должен был составлять 360 градусов.

У-20: советские истребители танков с круговым обстрелом

Самоходная установка У-20, заводской эскиз

85-мм артиллерийскую танковую совокупность, взявшую индекс Ф-30, создал коллектив завода №92 под управлением В. Г. Грабина. В сентябре 1940 года совокупность испытали на танке Т-28, где она продемонстрировала удовлетворительные результаты. Действительно, оказалось, что в штатную башню КВ-1 Ф-30 не помещается, так что Кировский завод начал разработку увеличенной башни, которая позднее была установлена на тяжёлый танк Т-220 (КВ-220).

Что же касается истребителя танков на базе Т-34, то его разработкой занялся коллектив завода №8 (г. Калининград, сейчас г. Королёв Столичной области). С завода №183 было отгружено 2 танка Т-34 без башен, на базе которых и предполагалось изготовить опытные образцы истребителя танков.

Действительно, дальше задания дело так и не продвинулось.

Опять к идее САУ на базе Т-34 возвратились весной 1941 года. На фоне информационных сводок внешней разведки о создании немцами тяжёлых танков начались работы по разработке новых отечественных тяжёлых танков и истребителей танков. 27 мая 1941 года были утверждены тактико-технические требования для 85-мм самоходной установки.

В этом случае обращение шла не совсем о САУ на базе Т-34. В качестве базы для установки 85-мм зенитной пушки был выбран артиллерийский тягач А-42, со своей стороны созданный на базе Т-34. Артиллерийскую совокупность, прикрытую щитом, планировалось разместить в кормовой части.

В чём-то эта конструкция должна была напоминать германский полубронированный истребитель танков Sd.Kfz.8/1, созданный на базе полугусеничного тягача Sd.Kfz.8.

Машину с подобным оружием собирались создать и на базе тяжёлого артиллерийского тягача «Ворошиловец», но эту идею забраковали. Предполагалось, что истребитель танков на шасси А-42, взявший индекс А-46, будет разрабатываться на заводе №183 со сроком сдачи первого примера к 1 октября 1941 года. В качестве разработчика орудийной совокупности выступал всё тот же завод №8. Что же касается выпуска А-46, то его предполагалось организовать на Коломенском машиностроительном заводе им.

Куйбышева. За 1942 год предполагалось изготовить 1500 таких автомобилей. Но, с истребителем танков на базе тягача А-42 дело также не задалось по очевидной обстоятельству: работы над самим этим тягачом дальше постройки опытных образцов так и не продвинулись.

85-мм дивизионная пушка У-10, которая предполагалась в качестве оружия для У-20

Напоследок стоит упомянуть ещё один интересный факт в истории разработки САУ на базе Т-34. 17 июня 1941 года были выяснены тактико-технические требования на проектирование самоходной установки СУ-34. В соответствии с им, машина должна была иметь 23,5–24 тонны боевой массы. Понижение массы достигалось путём уменьшения толщины брони до 25–30 мм.

Помимо этого, задавались требования на подобную машину на базе модернизированного танка Т-34-М (А-43). Её боевая масса должна была составить 19–20 тысячь киллограм.

В требованиях оговаривалось, что установка артиллерийской совокупности разрешалась без башни, но с необходимой защитой экипажа сверху от пикирующих самолётов. Наряду с этим сектор обстрела по горизонтали должен был составлять не меньше 15 градусов в каждую сторону. В виду чрезвычайной загруженности конструкторов дальше тактико-технических требований на этом направлении дело так и не продвинулось.

Свердловский дебют

В осеннюю пору 1941 года предприятия и конструкторских бюро был эвакуирован на восток. Завод №183 был в Нижнем Тагиле, а Коломенский машиностроительный заводе им. Куйбышева перевели в Киров, где на его базе создали завод №38. Первоначально завод занимался сборкой танков Т-30, Т-60 и Т-70, но с осени 1942 года он стал главным местом разработки советских лёгких САУ. Что же касается завода №8, то его эвакуировали в Свердловск. На новом месте заводское КБ возглавил Ф. Ф. Петров.

В феврале 1942 года артиллерийское производство на УЗТМ было передано эвакуированному предприятию. Уже в марте коллектив представил первую собственную работу – 85-мм танковую пушку ЗИК-1. Но, ещё до этого момента КБ создало проект, напрямую связанный с работами завода №8 довоенного периода.

Неспециализированные виды У-20

В первых числах Декабря 1941 года был подготовлен тематический замысел работ по артиллерийским самоходным установкам. Среди предлагавшихся к созданию автомобилей фигурировал и 85-мм истребитель танков на базе Т-34, исполнителем для которого указывался завод №8. Потому, что завод №8 к тому моменту лишь разворачивался на новом месте, практически разработку самоходной установки возложили на семь дней.

В то время Уралмаш именовался Ижорским заводом, потому, что предприятие с этим заглавием кроме этого выяснилось эвакуировано в Свердловск.

Уже 3 января 1942 года на Ижорском заводе произошло техническое заседание, на протяжении которого были рассмотрены технические проекты установки 85-мм зенитной пушки на базу Т-34. В качестве начальника разработки выступал Ф. Ф. Петров. В соответствии с требованиям, установка должна была иметь круговой сектор обстрела с углами вертикальной наводки в пределах от ?8 до +30 градусов.

Боекомплект, в соответствии с требованиям, должен был включать от 30 до 40 снарядов. Одним из пунктов требований являлся запрет на внесение трансформаций в конструкцию базы Т-34.

Конструкторский коллектив внес предложение сходу два варианта истребителя танков. Первый из них предполагал большое количество трансформаций в конструкции орудия с применением наработок по 122-мм гаубице М-30 и 85-мм дивизионной пушке У-10. Второй вариант оснащался 85-мм зенитной пушкой обр.1939 года с минимумом трансформаций, но наряду с этим башня получалась заметно больше. Для обоих проектов предлагалось расширить орудийный расчёт до 3 человек.

Разглядев проект, рабочая группа сделала вывод, что оба проекта удовлетворяют техническому заданию. Конструкторское бюро УЗТМ вычисляло самый верным размещение моторного отделения в передней части корпуса, но потому, что на трансформацию конструкции шасси наложили запрет, предложенные варианты признали самые подходящими. Рабочая группа внесла предложение изготовить по одному примеру каждого варианта.

Продольный разрез самоходной установки У-20 первого варианта

14 января 1942 года проектная документация на самоходные установки была послана в Артиллерийский комитет Главного артиллерийского управления Красной Армии (ГАУ КА). Версия 85-мм САУ на базе Т-34 с большой переделкой орудия взяла обозначение У-20, а вариант с минимальным трансформацией зенитной пушки – У-20-II. К моменту отправки проектов в Артком ГАУ КА проекты претерпели кое-какие трансформации, внесенные по результатам их рассмотрения рабочей группой в первых числах Января 1942 года.

Самоходная установка У-20-II, заводской эскиз

Первый вариант, что был приоритетным с позиций УЗТМ, впитал в себя опыт свердловских конструкторов, накопленный за первый год войны. Вместо зенитной пушки на У-20 на него решили поставить У-10, дивизионное орудие, созданное на УЗТМ в октябре 1941 года. Созданное в инициативном порядке, оно воображало собой наложение ствола 85-мм зенитного орудия 52-К на лафет 122-мм гаубицы М-30 обр.1938 года.

Само по себе появление У-10 было в полной мере логичным: М-30 изготовлялась на УЗТМ, тут же развернули и производство зенитных орудий. В конце 1941 года была изготовлена пробная партия этих орудий, но дальше данной стадии выпуск У-10 не продвинулся. Не обращая внимания на таковой финал, У-10 имела возможность стать в полной мере хорошей орудийной совокупностью. Эта пушка значительно больше доходила в качестве орудия для проектируемой САУ, чем зенитная У-20.

Свердловское орудие было более компактным, соответственно, потребовало меньшей по размеру башни.

Неспециализированные виды У-20-II. Кормовая ниша придаёт башне некое сходство с ксеноморфом из «Чужого»

Вместо штатной башни Т-34 на новую САУ ставилась новая, сохранявшая наряду с этим погон диаметром 1420 мм. Башню, которую в техническом описании именовали не в противном случае как платформой, сделали трёхместной. Наряду с этим она была открыта сверху и частично позади. Неспециализированная масса башни У-20 должна была составить 3800 кг.

Лобовой лист, выполненный гнутым, должен был иметь толщину 45 мм, борта – 20 мм, а корма – 12 мм. Установленное в башне орудие У-10, лишённое дульного тормоза, имело в ней углы вертикальной наводки от ?5 до +27 градусов.

Ввиду громадных габаритов орудия в корме башни был сделан проём, в который ствол уходил на протяжении отката. Вследствие этого работа заряжающего на данной машине была бы не самым несложным занятием. Нужно было дотянуться боеприпас, пробраться в кормовую нишу и уже оттуда зарядить орудие. Укладка первой очереди крепилась за лобовым страницей башни, что разрешало держать довольно большой темп стрельбы.

Главная же часть боекомплекта, составлявшего 56 выстрелов, пребывала в корпусе, и в том направлении заряжающему было добраться значительно сложнее. Действительно, в этом деле ему должен был оказать помощь второй заряжающий, он же подающий.

Продольный разрез У-20-II. Рвение ГАУ КА к применению серийных орудийных совокупностей стало обстоятельством специфичной компоновки САУ

Второй вариант истребителя танков, взявший индекс У-20-II, разрабатывался в расчёте на большое применение уже находящихся в производстве узлов и образцов оружия. При создании данной САУ было принято во внимание требование максимально сократить длину выступающего вперёд ствола. В итоге оказалась очень причудливая конструкция.

Зенитную пушку 52-К создатели У-20-II поставили вовнутрь фактически без трансформаций, только убрав дульный тормоз. В следствии протяженность кормовой ниши составила около двух метров.

Дабы скомпенсировать массу для того чтобы «затылка», толщину лобового страницы башни увеличили до 75 мм, а бортов – до 40 мм. В данной самоходной установке подающий был уже жизненно нужен, потому, что в одиночку заряжать такую пушку имел возможность бы разве что эквилибрист. Для упрощения заряжания укладка первой очереди, как и в первом варианте, пребывала в башни.

Необычные итоги

Артиллерийский комитет ГАУ КА выдержал паузу, только в апреле 1942 года возвратившись к рассмотрению проектов У-20. Саму идею создания башенной САУ признали верной. Но условия работы заряжающих были подвергнуты резкой и в полной мере честной критике. Помимо этого, критике была подвергнута и мысль применения У-10 в качестве оружия для первого варианта САУ. Указывалось, что это усложнит производство.

Более верным был признан проект У-20-II, и это не обращая внимания на то, что заряжающим в том месте предстояло трудиться акробатами.

Модель У-20 в масштабе 1:35, созданная с применением заводских чертежей. Создатель – Александр Калашник, г. Омск

Но, по результатам рассмотрения оба проекта У-20 были признаны не удовлетворяющими требованиям Арткома ГАУ КА. Уже само по себе это заключение приводит к массе вопросов. Создаётся чувство, что товарищи артиллеристы сами не знали, чего желали.

В заключении имелись взаимоисключающие параграфы. Как раз Артком ГАУ КА составлял требования, и сам же позже назвал неверными их реализованные в проектах воплощения. Подобная обстановка была далеко не единичной.

Достаточно отыскать в памяти историю с У-19, которую сперва заказали, а позже ужаснулись тому, что оказалось.

К счастью, именно в тот момент, в то время, когда проект 85-мм противотанковой САУ похоронили, был одобрен проект второй средней САУ. Воображала она собой трофейную германскую самоходную установку StuG III, в которую установили 122-мм гаубицу М-30. Эта машина, взявшая индекс 122-СГ (122-мм самоходная гаубица, позднее СГ-122), стала первой серийной советской средней САУ.

Принятая на 122-СГ концепция самоходной установки с оружием, размещённым в находящейся спереди рубке, потом стала обычной для советских средних и тяжёлых САУ военного периода.

Напоследок стоит упомянуть ещё один интересный факт. Именно в то время, в то время, когда Артком ГАУ КА похоронил советскую башенную САУ, на Абердинский полигон в Соединенных Штатах прибыл опытный образец самоходной установки T35 GMC. Её разработка началась в ноябре 1941 года. По концепции T35 GMC во многом была похожа на У-20: на шасси среднего танка M4 установили новую башню, в которую поставили переделанную 76-мм зенитную пушку.

Переработанная T35 GMC превратилась в M10 GMC, самую массовую американскую противотанковую САУ времён Второй мировой.

В осеннюю пору 1943 года M10 GMC была на опробованиях в СССР, где взяла хороший отзыв. Действительно, оценивали машину танкисты, да и самоходная артиллерия В первую очередь 1943 года была переподчинена ГБТУ КА. Кто знает, как сложилась бы будущее советской башенной САУ, если бы её изначально заказывало Основное бронетанковое управление КА.

литература и Источники:

  • РГВА
  • ЦАМО РФ
  • http://panzer35.ru/forum/43–13723–1

Танки! Штурмовая артиллерия Истребители танков и самоходные установки

Темы которые будут Вам интересны: