Тупиковая ветвь

В Соединенных Штатах за годы Второй мировой было выпущено практически 19 тысяч истребителей танков. Парк американских САУ, предназначенных для истребления вражеской военной техники, отличается громадным разнообразием: выпускались колёсные, полугусеничные и чисто гусеничные автомобили. Единственным классом, что американцы так и не запустили в серию, были тяжёлые истребители танков.

Концепция обычной американской противотанковой САУ, воображавшей собой практически танк с менее толстой бронёй и более замечательной пушкой, размещённой в открытой башне, породила и другие решения, каковые позднее были отвергнуты. Отыщем в памяти об этих тупиковых ветвях.

Первая попытка

Считается, что работы над американскими специальными истребителями танков стартовали по окончании начала Второй мировой. В действительности о том, как и чем бороться с вражескими танками, американцы задумались ещё в середине 30-х годов. В то время обычным оружием американских танков была спарка пулемётов винтовочного и большого (12,7 мм) калибров.

Против танков предполагалось применять или короткоствольную пехотную пушку калибра 37 мм, или экспериментальную 37-мм пушку – танковую версию автоматической зенитной пушки Browning, которая имела 5-зарядную обойму, но трудилась в полуавтоматическом режиме. Пушка этого типа испытывалась на лёгких танках семейства T1, но дальше опытов дело не продвинулось.

Что же касается 37-мм пехотной пушки M1916, то её противотанковые особенности были кроме того хуже, чем у крупнокалиберного пулемёта Browning M2HB, что ставили на лёгкие танки семейства M2 и M1 Combat Car. Неудивительно, что от данной пушки отказались, дав предпочтение крупнокалиберному пулемёту.

Тупиковая ветвь

47-мм истребитель танков на базе лёгкого танка M2A1, 1937 год

Но, американские армейские замечательно отдавали себе отчёт, что противотанковые возможности крупнокалиберного пулемёта ограничены. Исходя из этого, когда началось полноценное производство лёгких танков, стартовали и работы по разработке самоходной установки на их базе. В качестве подопытного примера выступил лёгкий танк M2A1, первый серийный американский лёгкий танк 30-х годов.

В отличие от двухбашенных M2A2 и M2A3, их предшественник имел одну двухместную башню, владевшую в полной мере достаточным количеством, дабы поставить в неё пушку.

Работы по созданию истребителя танков на базе лёгкого танка M2A1 были инициированы Пехотным Департаментом 9 октября 1936 года. Машина, которую классифицировали как средство помощи танков, взяла 47-мм полуавтоматическую пушку Browning. Практически это была та же 37-мм полуавтоматическая пушка, лишь с увеличенным калибром.

В первый раз её установили на средний танк T2. Как и 37-мм версия, эта пушка питалась от пятизарядных обойм.

Боевое отделение 47-мм истребителя танков на базе лёгкого танка M2A1. В тесновато, но два человека тут в полной мере помещаются

Самоходную установку выстроили в июле 1937 года в Форт-Беннинг, штат Джорджия. Но, слово «выстроили» в этом случае звучит звучно. Была очень сильно переделана штатная башня, взявшая последовательность элементов, изготовленных из неброневой стали.

Башня лишилась крыши, а вместо пулемётной установки поставили 47-мм пушку, прикрытую спереди массивной маской. В остальном же машина осталась аналогичной базисному Light не меньше2A1.

Начались опробования, на протяжении которых оценивались возможности автомобили в качестве средства уничтожения вражеских противотанковых орудий и бронетанковой техники. Увы, результаты опробований были неудовлетворительными. Стало известно, что бронепробиваемость 47-мм пушки чуть превышает 30 мм на дистанции 728 метров.

В то время такая бронепробиваемость ещё считалась достаточной, но армейские светло осознавали, что это ненадолго.

Именно сейчас шла разработка 37-мм пушки M3, которая по пробиваемости существенно превосходила 47-мм орудие. Идею с САУ помощи танков закинули. Но концепция применения танкового шасси и открытой сверху башни американским армейским приглянулась.

Через чур громадная пушка

К концепции истребителя танков американские армейские возвратились в конце 1941 года. Работы развернулись по нескольким направлениям, причём не только по шасси, но и по типу орудий. 37-мм пушка M3 оказалась достаточно замечательной и в полной мере доходила на роль средства борьбы с вражеской военной техникой.

Этим орудием решили вооружить лёгкие колёсные и гусеничные истребители танков.

Помимо этого, в американской армии было большое количество 75-мм полевых пушек M1897 — местной версии французской Canon de 75 mle.1897. Не обращая внимания на то, что орудие порядком устарело, оно оставалось в полной мере подходящим для противодействия танкам .

Наконец, как противотанковое средство стали рассматривать и 76-мм зенитную пушку M3. На базе этого орудия хорошей баллистикой американцы создали противотанковую пушку M5. Оно в итоге и стало танковым. Им же оснащались американские лёгкие и средние истребители танков.

Оказалось это, но, далеко не сходу.

T1 (M5) Gun Motor Carriage, первая американская лёгкая САУ с 76-мм пушкой

Первоначально базой для 76-мм противотанковой САУ выбрали шасси на базе 7-тонного тягача компании Cletrac, взявшего в феврале 1941 года наименование M2 High Speed Tractor. Работы над САУ начались в декабре 1940 года, а в ноябре 1941 года машина, взявшая индекс T1 Gun Motor Carriage, вышла на опробования. Оказалась достаточно шустрая самоходная установка, развивавшая большую скорость 60 км/ч.

Армейские были так ею довольны, что уже в январе 1942 года стандартизировали как M5 Gun Motor Carriage. Планировалось организовать её серийное производство, но по многим причинам оно так и не началось. Процесс доводки M5 GMC до нужных требований растянулся. А до тех пор пока шли доводочные работы, на опробования вышла средняя САУ T35 GMC, созданная на базе среднего танка M4.

Перед данной машиной у M5 GMC было только одно преимущество – скорость. Наряду с этим у лёгкой САУ броня существовала только в виде орудийного щита, угол горизонтального обстрела был очень сильно ограничен, а боекомплект недостаточен. В следствии дальше умелого экземпляра работы над M5 GMC так и не продвинулись.

Ещё до выхода T1 GMC на опробования была запущена программа по разработке 76-мм противотанковой САУ на базе лёгкого танка M3. Проект M20 Gun Motor Carriage, начатый в сентябре 1941 года, предусматривал создание лёгкого истребителя танков с низким силуэтом. Применение уже налаженного в производстве лёгкого танка в качестве базы означало стремительный срок запуска производства новой САУ.

Потому, что Light Tank M3 оснащался радиальным двигателем Continental W-670, имевшим громадные габариты, было решено применять вместо него автомобильный мотор. В качестве подходящей силовой установки предполагалось применять спарку V8 Cadillac 42-series количеством 5,7 литров. Благодаря такому ответу T20 GMC получался ниже автомобили, на базе которой он проектировался. Проект, но, прожил недолго.

В октябре 1941 года состоялась конференция, посвящённая вопросу развития самоходной артиллерии. На протяжении дискуссии армейские заключили , что шасси лёгкого танка M3 не подходит для применения 76-мм зенитной пушки. Проект прикрыли.

Но, к применению базы лёгкого танка M3 возвратились достаточно скоро.

Исходная конфигурация 76-мм САУ T50 Gun Motor Carriage

В декабре 1941 года Комитет по Оружию представил эскизный проект установки переделанной башни среднего танка M4 на шасси лёгкого танка M3. Это соответствовало ответу конференции по САУ, в соответствии с которому максимальным орудием для базы лёгкого танка M3 считалась 75-мм пушка M1897. Устанавливавшаяся в средних танках M3 и M4 75-мм пушка M3, фактически говоря, и являлась развитием M1897.

Проект, взявший обозначение T29 Gun Motor Carriage, был закрыт в апреле 1942 года в виду не сильный интереса к нему, но уже в мае того же года была инициирована разработка самоходной установки, воображавшей собой установку 76-мм пушки на базу лёгкого танка M3.

Первый вариант автомобили, взявшей индекс T50 Gun Motor Carriage, воображал собой развитие идеи T29 GMC. На подготовленное нужным образом шасси лёгкого танка M3 устанавливалась башня, здорово напоминающая таковую у M4. Очевидно, башню очень сильно переделали: кроме понижения толщины брони, она лишилась части кормы и крыши. Теоретически, при установке 76-мм пушки в башне должно было оставаться место для начальника/наводчика и заряжающего.

Второй вариант, датированный финишем июня 1942 года, предусматривал установку того же самого орудия без башни, наряду с этим углы горизонтального наведения ограничивались 15 градусами в каждую сторону. Предлагаемая установка здорово напоминала ту, что устанавливалась на T1 GMC. Не смотря на то, что на проектном чертеже щитовое прикрытие отсутствовало, оно точно показалось бы, в случае если подобную машину решили бы строить в металле.

T50 GMC во втором варианте, финиш июня 1942 года

Эти проекты кроме этого были отвергнутыми. Обе версии T50 GMC имели через чур большой центр тяжести. Помимо этого, армейские снова справедливо указали на то, что для столь маленького шасси 76-мм зенитное орудие через чур большое и замечательное.

Второй вариант установки зенитного орудия к тому же снабжал бы через чур низкую манёвренность огня, а это, со своей стороны, уже стало одной из обстоятельств закрытия проекта T1/M5 GMC.

В июле 1942 года автомобильная компания Buick изготовила опытный образец 57-мм САУ T49 GMC. Эта машина не имела ничего общего с лёгким танком M3, и её предстоящее развитие стало причиной созданию лёгкой САУ T70 GMC, более известной как M18 GMC, либо Hellcat. Кроме того на фоне T49, которая армейским не весьма понравилась, концепция T50 смотрелась ущербной и лишённой возможностей.

Попытка №3

Неудача с проектами T29 и T50 не означала, что на идее создания 76-мм САУ на базе лёгкого танка M3 совсем поставили крест. Работы продолжились, не смотря на то, что базу однако было нужно поменять. В сентябре 1942 года American CarFoundry Co. начала выпуск более совершенного танка, взявшего индекс Light Tank M3A3.

Шасси осталось тем же, но корпус и башню всецело переделали. Как раз база M3A3 стала базой для очередной самоходной установки. В первый раз о новой машине заговорили в Комитете по Оружию 13 августа 1942 года. Тогда в Управление был представлен эскиз установки 76-мм орудия на лёгком танке с размещением оружия в кормовой части автомобили. Подобную схему решили применять по итогам опробований 76-мм САУ T1 GMC.

Идею, предложенную American CarFoundry Co., одобрили, и 16 сентября 1942 года Комитет по оружию инициировал разработку новой САУ. Так, с третьей попытки, работы по созданию противотанковой самоходки на шасси лёгкого танка M3, дошли до практической стадии.

Таковой САУ T56 Gun Motor Carriage прибыла на Абердинский полигон

Для проверки разных вариантов силовых установок было запущено два параллельных проекта. Друг от друга автомобили, взявшие индексы T56 GMC и T57 GMC, отличались только двигателями. T56 GMC взяла 288-сильный Continental W-670 12-series, форсированную версию штатного мотора лёгкого танка M3A3.

Второй вариант САУ, взявший индекс T57 GMC, был оснащён 400-сильным двигателем Continental R-975-C1, что устанавливался на среднем танке M4. В связи с установкой более замечательного мотора воздухоочистители было нужно выносить наружу корпуса.

T56 GMC по окончании переделки. Главным отличием стал орудийный щит

Конструкция, которую создали инженеры American CarFoundry Co., разительно отличалась от большинства американских САУ на танковом шасси. Аналогию возможно совершить разве что с M12 GMC, но эта машина однако создавалась для стрельбы с закрытых позиций. При с T56/T57 обращение шла о самоходной установке, основной целью которой являлись вражеские танки.

За базу самоходной установки забрали лёгкий танк M3A3, наряду с этим шасси и носовая секция автомобили остались без трансформаций. Из-за кормового размещения орудия моторное отделение перенесли в середину корпуса. Позади осталось место для орудийной установки, места и укладки боеприпасов для расчёта.

Первоначально никакого щитового прикрытия расчёта орудия предусмотрено не было. На протяжении стрельбы позади откидывалась особая рампа, на которой и был расчёт орудия. Одним словом, оказался не высокомобильный истребитель танков, а практически самоходная противотанковая пушка.

Переделанная T56 GMC, вид позади. Дабы не было иллюзий по поводу просторности доступа и кормового отделения к мотору позади: всё это великолепие было вероятно лишь по окончании демонтажа боеукладки

Первым был изготовлен T56 GMC, что в ноябре 1942 года доставили на Абердинский полигон. Начало опробований сопровождалось маленьким конфузом. Дело в том, что боеукладка, рассчитанная на 40 выстрелов, всецело прикрывала доступ к двигателю позади.

Чтобы добраться до мотора, нужно было для начала эту самую боеукладку демонтировать. Но, никак не легче смотрелось и обслуживание мотора сверху. Дабы извлечь двигатель, следовало перед этим снять орудие.

Обслуживание силовой обстановки для расчёта T56 GMC появилось очень непростым занятием.

T57 GMC, декабрь 1942 года

Размещение моторного отделения в центре автомобили вызвало резкое снижение количества отделения управления. Механику-его помощнику и водителю предстояло сидеть, согнувшись в три погибели. Наряду с этим, если сравнивать с расчётом орудия, они ещё комфортно устроились.

Ни на T56, ни на T57 сидений для расчёта найти не удалось.

Ходовые опробования автомобили в количестве 190 километров продемонстрировали высокую большую скорость 62,5 км/ч. Иначе, машина оказалась очень сильно перегруженной в кормовой части. Огневые опробования лишний раз показали разумность аргументов Комитета по Оружию о том, что база лёгкого танка M3 маловата для столь громадного орудия.

Любой выстрел отбрасывал T56 GMC назад на 35 сантиметров.

На протяжении опробований сотрудники Абердинского полигона установили на T56 GMC орудийный щит. Тут же, кстати, поставили и прицельные приспособления, потому, что с завода машина пришла без прицелов. В виду изюминок конструкции орудийной установки наводить её на цель приходилось двум участникам расчёта.

T57 GMC с большим возвышением орудия. Обратите внимание на ручку по центру кормы: это одна из ручек механизма наводки орудия, и дотянуться до неё может лишь второй наводчик

T57 GMC прибыла на Абердинский полигон 8 декабря 1942 года. По итогам опробований T56 на втором примере была пара переделана установка орудия. С 17 декабря до 13 апреля 1943 года T57 GMC проехала 1419 километров. Благодаря намного более замечательному двигателю её большая скорость по шоссе достигала 80 км/ч, а по просёлочной дороге – 48 км/ч. Но, это выяснилось единственным преимуществом данной САУ.

Неприятности, каковые выявились на T56 GMC, некуда не убежали.

7 января 1943 года Комитет по Оружию выдал задание на изготовление 6 прототипов 76-мм САУ T70 GMC, воображавшей собой развитие T49 GMC. Именно к окончанию ходовых опробований T57 GMC была выстроена первая умелая T70 GMC, на фоне которой сопернику похвастаться было нечем. При той же большой скорости и подобном оружии САУ T70 GMC имела башню с круговым вращением.

Неудивительно, что программу разработки САУ на базе лёгкого танка M3A3 тут же закрыли.

литература и Источники:

  • NARA
  • Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
  • Фотоархив автора

Станислав Дробышевский: Неандерталец | Тупиковая ветвь эволюции?

Темы которые будут Вам интересны: