«Тройки» на рессорах

Pz.Kpfw.III, ставший главным германским средним танком в первой половине Второй мировой, был одновременно и самой проблемной военной машиной панцерваффе из отправившихся в большую серию. Не смотря на то, что определённые неприятности с ходовой частью были и у Pz.Kpfw.II, данный танк серьёзно переделывали всего один раз. На Pz.Kpfw.III же употреблялось целых пять (!) типов ходовой части, любой из которых был в серийном производстве.

Сейчас предлагаем познакомиться поближе с танками Pz.Kpfw.III «промежуточного» типа предположений B, C и D. Не обращая внимания на то что по-настоящему большой серией эти танки не выпускались, они успели повоевать, причём кое-какие из них на долгое время задержались на фронте.

Подстраховка

Первый опытный образец среднего танка Z.W., взявший обозначение Z.W.1, готовься в августе 1935 года. К сожалению, никаких подробностей по поводу опробований Z.W.1 найти не удалось. Но с его ходовой частью и совокупностью охлаждения что-то очевидно пошло не так.

«Тройки» на рессорах

Свечная подвеска, которую немцы в первый раз опробовали на Leichttraktor Rheinmetall, предусматривала 4 опорных катка на борт. Опробования на этом танке, возможно, прошли удачно, поскольку как раз такую же подвеску было решено применять и на Z.W, увеличив число катков до пяти на борт. Первоначально Z.W. проектировался в 10-тонной весовой категории.

Позднее планку подняли до 12 тысячь киллограм, а финальная масса Z.W.1, превратившегося в Pz.Kpfw.III Ausf.A, достигла 15 тысячь киллограм. "Наверное," свечная подвеска, не через чур прекрасно переносящая большой перевес, в таких условиях стала вести себя не хорошо.

В первую очередь, речь заходит о продольных раскачках, в особенности очень сильно проявлявшихся при старте и резкой остановке. Кроме того введение на серийном Pz.Kpfw.III Ausf.A передних амортизаторов очень обстановку не улучшило.

Pz.Kpfw.III Ausf.B на учениях. Прекрасно видны круглые люки доступа к тормозам, характерные для данной модификации

Чтобы подстраховаться, ближе к концу 1935 года 6-е управление оружий заказало у Daimler-Benz ещё два умелых шасси Z.W. Первое из новых умелых шасси обозначили как Z.W.3. Оно взяло улучшенные вентиляторы совокупности охлаждения, 5-скоростную КПП, механизмы поворота и усиленные тормоза. Главным же трансформацией стала новая ходовая часть. Диаметр ленивца на данной машине был увеличен до 770 мм, а количество опорных катков выросло с 5 до 8 на борт.

Их объединили в 2 группы по 2 тележки в каждой, а свечную подвеску заменили на 2 громадные рессоры. Помимо этого, до трёх на борт выросло и число поддерживающих катков.

Ещё одним новшеством стало применение двигателя Maybach HL 108. Что же касается второй автомобили, взявшей обозначение Z.W.4, то она сохранила ветхий мотор Maybach HL 108, но наряду с этим её ходовая часть переделывалась по подобию Z.W.3. Количество опорных катков кроме этого увеличилось до 8, но их подвеска была выполнена мало по-иному.

Подобная употреблявшейся на Z.W.3 рессора тут была только одна на борт и размещалась по центру, а задняя тележки и передняя взяли по одной персональной половинчатой рессоре. Помимо этого, на Z.W.4 использовались гусеничные ленты с шириной трака, увеличенной до 380 мм.

Вместо свечной подвески Pz.Kpfw.III Ausf.B взял рессорную, а число опорных катков выросло до восьми на борт

По результатам опробований умелое шасси Z.W.3 было решено разрешить войти в серию. Танкина основе этого шасси, взяли обозначение Pz.Kpfw.III Ausf.B. Кроме этого в документах употреблялось обозначение 2./Z.W. Serie, другими словами «танки Z.W. 2-й серии». Всего было заказано пятнадцать автомобилей с серийными номерами 60201–60215. К 9 ноября 1937 года было готово восемь танков, два из которых были посланы в 5-й танковый полк (Вюнсдорф), а остальные попали в училище, размешавшееся в Путлосе.

Ещё два танка 6 декабря 1937 года попали в 1-й танковый полк.

А вот остальным пяти шасси стать Pz.Kpfw.III Ausf.B было не суждено. Из них изготовили 5 Pz.Sfl.III (s.Pak), предсерийные самоходные установки, узнаваемые позднее называющиеся StuG.III. Предполагалось, что позднее Daimler-Benz вместо разрешённых войти на изготовление Pz.Sfl.III (s.Pak) шасси изготовит ещё пять, но этого так и не случилось.

В это же время, Krupp собственную часть договора выполнил, изготовив все пятнадцать башен. Пять из них 2 с лишним года лежали без дела.

Pz.Kpfw.III Ausf.C. Прекрасно видны два основных отличия от автомобилей прошлых предположений – новая командирская башенка и переделанная ходовая часть

Серийные Pz.Kpfw.III Ausf.B отличались от умелого Z.W.3. Ведущие колёса и ленивцы, а вместе с ними и траки для них были забраны от Pz.Kpfw.III Ausf.A. Подобные видоизменения случились и с корпусом, и подбашенной коробкой.

Но, спереди Pz.Kpfw.III Ausf.B возможно легко было отличить от вторых ранних Z.W., потому, что корпуса этих танков взяли на нижнем лобовом странице круглые люки на петлях, предназначенные для обслуживания тормозов. Pz.Kpfw.III Ausf.A и более поздние модификации танка имели квадратные люки без петель. Оба этих технических ответы приводят к лёгкому недоумению. Кроме того что эти люки ослабляли лобовую плиту, так и обслуживать тормоза с их помощью было некомфортно.

Для доступа к агрегатам экипажу требовалось сперва открутить более чем дюжина болтов на каждом люке, что было вызывающим большие сомнения наслаждением, потому, что расположены они были в чуть ли не самом нечистом месте на танке.

На серийных автомобилях употреблялся мотор Maybach 108 TR. Скорость не изменилась, не смотря на то, что масса танка выросла до 16 тысячь киллограм. Не в последнюю очередь таковой рост связан с его мудрёной ходовой частью.

Погрузка Pz.Kpfw.III Ausf.C, 1939 год. Танк прошёл модернизацию – в корме показалась установка дымовых гранатомётов

Шасси Z.W.4 также не осталось не у дел. Мало поразмыслив, 6-е управление оружий разрешило этой машины и запуск в серию. Версия на её базе известна как Pz.Kpfw.III Ausf.C, она же 3./Z.W.

Serie.

Осознав, что мысль с круглыми люками доступа к тормозам была неудачной, на Damiler-Benz возвратились к исходной конструкции лобового страницы. Как и танки второй серии, Pz.Kpfw.III Ausf.C взяли серийные ведущие колёса, траки и ленивцы от Pz.Kpfw.III Ausf.A. Танки взяли улучшенные смотровые устройства, каковые первоначально были созданы для Pz.Kpfw.II Ausf.A. Пара изменилась плиты и форма, и задних брызговиков.

Наконец, башня взяла улучшенную командирскую башенку, которую Krupp изначально создал для Pz.Kpfw.IV Ausf.B. Она имела усилительное кольцо толщиной 30 мм, что заметно улучшило защиту. Но, при толщине брони 14,5 мм у башни и основных листов корпуса такое усиление смотрелось не более чем успокоительной мерой.

В соответствии с арестанту договору, компания Daimler-Benz в осеннюю пору 1937 года начала сборку автомобилей 3./Z.W. Serie. Танки взяли серийные номера 60301–60315.

Что же касается башен, то с ними обстановка была занимательнее. Концерн Krupp взял договор всего на 4 башни, другой же заказ взяла компания Alkett (Altmarkische Kettenfabrik) из Шпандау, пригорода Берлина. Это предприятие во второй половине 30-ых годов XX века было намерено основано как танкосборочный филиал концерна Rheinmetall-Borsig AG.

Переработанная ходовая часть Pz.Kpfw.III Ausf.D

В это же время, к моменту начала сборки обстановка с заказом по 3./Z.W. Serie пара изменилась. Дополнительные опробования продемонстрировали, что мысль с установкой половинчатых рессор спереди и позади требует доработки. Одним лишь этим дело не ограничилось, и в следствии на свет показался новый танк, взявший обозначение Pz.Kpfw.III Ausf.D.

Потому, что формально он являлся доработкой Pz.Kpfw.III Ausf.C, его включили в неспециализированный договор на изготовление 3./Z.W. Serie. Танки Pz.Kpfw.III Ausf.C в документах обозначались как 3a./Z.W.

Serie, а Pz.Kpfw.III Ausf.D – как 3b./Z.W. Serie.

Новая модификация взяла удлинённый в кормовой части корпус, и переделанную ходовую часть. Вместо половинчатых рессор задняя тележки и передняя взяли полноценные рессоры, кроме этого в конструкции ходовой показались амортизаторы. Пара по-иному начала выглядеть и конструкция подвески центральных катков.

Танк взял и новую трансмиссию SSG 76.

Снимок Pz.Kpfw.III Ausf.D, сделанный на протяжении Польской кампании

Заказ на 3b./Z.W. Serie был размещён параллельно с 3a./Z.W. Serie, и по данной причине автомобили в документах время от времени не отделяют друг от друга. Танки модификации Pz.Kpfw.III Ausf.D взяли серийные номера в диапазоне 60316–60340. Совсем танки 3-й производственной серии были закончены к концу ноября 1938 года. Действительно, на этом выпуск Pz.Kpfw.III Ausf.D не закончился, потому, что на Daimler-Benz всё ещё числился заказ на 4 дополнительных Pz.Kpfw.III Ausf.B.

В итоге он был перерегистрирован на 5 дополнительных Pz.Kpfw.III Ausf.D с серийными номерами 60221–60225. По многим причинам исполнение заказа затянулось, и эти танки были выстроены лишь в октябре 1940 года. Они взяли башни от Pz.Kpfw.III Ausf.B.

Вынужденно повоевавшие

Подобно Pz.Kpfw.III Ausf.A, танки 2-й и 3-й серий по большей части поступали в учебные части. Кроме того в то время, когда стало ясно, что войны с Польшей не миновать, более трети Pz.Kpfw.III (37 из 98 танков) всё ещё числились в 1-м учебном танковом полку.

В это же время, неприятности с ходовой частью сыпались на Pz.Kpfw.III с завидной регулярностью. Замена свечной подвески на рессорную особенного хорошего результата не дала, потому, что вместо одних неприятностей вылезли другие. Для начала, у опорных катков малого диаметра был низкий ресурс. Неприятность решалась повышением диаметра катков, но это означало, что нужно будет менять и подвеску. Сама же подвеска, если сравнивать с Pz.Kpfw.III Ausf.A, стала отнюдь не несложнее, а скорее кроме того напротив.

Кроме этого на танках 1-й и 2-й серий наблюдались неприятности с тормозами, и решать их было нужно при помощи переделки конструкции.

Схема смазки Pz.Kpfw.III Ausf.D, которая наглядно демонстрирует, как рессорная подвеска «съела» внутренний количество танка

По ходу эксплуатации в армиях танки неспешно проходили модернизацию. В первую очередь, в кормовой части корпуса были установлены дымовые бомбомёты. Начали их ставить с августа 1938 года.

Часть танков взяла задние конвойные и передние фонари Notek. Вместо 10-метрового троса, что довольно часто рвался, в состав ЗИП были введены два 5-метровых.

Не обращая внимания на разные проводившиеся модернизации, германские армейские отчётливо осознавали, что от них характеристики танков заметно не улучшатся. Z.W. трёх первых серий устарели уже на стадии серийного производства. В первую очередь, это касалось толщины брони. Боевые действия в Испании наглядно показали, что танк должен иметь толщину брони как минимум 30 мм, которая разрешит обезопасисть его хотя бы от огня автоматических 20-мм пушек.

При броне в 14,5 мм возможно было рассчитывать на надёжную защиту лишь от винтовочных пуль.

Подбитые на протяжении польской кампании Pz.Kpfw.III ранних серий. Прекрасно видно, что боеприпасы польских 37-мм противотанковых пушек броню Pz.Kpfw.III Ausf.D как словно бы и не увидели

Не обращая внимания на столь печальные выводы о боевых качествах ранних Pz.Kpfw.III, от участия в военных действиях их это не уберегло. Обстоятельство была очевидной – танков не хватало. По состоянию на 1 сентября 1939 года в боевых частях вермахта был всего 51 танк Pz.Kpfw.III!

Базой панцерваффе в то время первенствовали .Kpfw.I и Pz.Kpfw.II, а самым массовым германским средним танком был Pz.Kpfw.IV, что вообще-то предполагалось применять как машину помощи.

На этом фоне очень необычно смотрелась мысль, которая витала в воздухе с лета 1937 по лето 1938 года. Она заключалась в том, дабы в будущем B.W. (Pz.Kpfw.IV) производить на шасси Z.W. На практике же Daimler-Benz не имела возможности в течение нескольких лет сделать обычный Pz.Kpfw.III, и её желание заполучить ещё и договор на производство танка помощи было несбыточной мечтой.

Комичность данной истории возрастает тем фактом, что в итоге как раз Pz.Kpfw.III превратился в танк помощи, а самые массовым средним танком вермахта опять стал Pz.Kpfw.IV. Такие вот у истории бывают замысловатые повороты.

По состоянию на 1 сентября 1939 года больше всего Pz.Kpfw.III (20 штук) пребывало в составе 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии. Остальные полки имели всего по 3 танка этого типа. Итоги военных действий были очень неоднозначными. Практически добрая половина принимавших участие в кампании танков (24 штуки) была утрачена. Танки теряли как от вражеского огня, так и по обстоятельствам отказа техники. Подбитая и сломавшаяся техника обычно употреблялась в качестве доноров запасных частей.

Массовое применение поляками противотанковых ружей и 37-мм противотанковых пушек оставляло германских автомобилям мало шансов на выживание. Полностью равноценными соперниками для них были не только польские танки 7TP, но кроме того танкетки TK-S с 20-мм пушками.

Большая часть изъятых зимний период 1940 года Pz.Kpfw.III Ausf.A-Ausf.D было передано в учебные части. Часть из них лишилось башен и подбашенных коробок

Подобные итоги германскими армейскими были восприняты конкретно. В феврале 1940 года была запущена программа по замене оставшихся Pz.Kpfw.III Ausf.A-Ausf.D на танки более поздних модификаций. Уже к концу месяца 34 танка ранних модификаций были изъяты из частей и посланы на капремонт. На фронт они уже не возвратились, доживать собственный век их послали в учебные части.

С некоторых таких автомобилей кроме того снимались подбашенные коробки, что упрощало вождение и разрешало посадить вовнутрь больше курсантов.

Сломавшийся и кинутый осенью-зимой 1941 года Pz.Kpfw.III Ausf.D с башней Ausf.B из состава Panzer-Abteilung z.b.V.40. Позднее данный танк проходившие мимо части разобрали на запчасти

На этом возможно было бы и поставить точку в истории Pz.Kpfw.III Ausf.B-Ausf.D. Но ещё пара «ранних» автомобилей на фронт попало, причём уже в первой половине 40-ых годов двадцатого века. Это были те самые Pz.Kpfw.III Ausf.D с башнями Ausf.B, каковые «зависли» в производстве ещё с 1937 года. В марте 1940 года был организован Panzer-Abteilung z.b.V.40 (40-й танковый батальон для особых операций). Первой операцией батальона было участие в захвате Норвегии, и как раз в его составе сражались умелые Nb.Fz..

В том же направлении морально устаревшие Pz.Kpfw.III ранней версии и «сослали».

К 22 июня 1941 года батальон пребывал в составе 36-го военного корпуса. Он принимал участие в битвах в Заполярье, но очень себя в том месте не показал. Попытка наступления на Мурманск с его участием закончилась ничем.

Не отличавшаяся особенной надёжностью ходовая часть Pz.Kpfw.III Ausf.D стала обстоятельством того, что эти танки неспешно были утрачены по техническим обстоятельствам.

Командирский долгожитель

Совсем по-иному сложилась будущее вторых автомобилей из семейства Pz.Kpfw.III, кроме этого применявших рессорную подвеску. Их история началась в последних числах Октября 1935 года. 6-е управление оружий предложило создать на базе Z.W. командирскую машину, задача которой пребывала в координации действий линейных танков.

В таковой автомобили должно было размешаться замечательное радиооборудование.

Разработку Befehls-Panzerkampfwagen (командирского танка) взял на себя Daimler-Benz. В октябре 1936 года обозначение было поменяно на Pz.Bef.Wg. (Panzerbefehlswagen), и показались сквозные индексы Sd.Kfz.266, Sd.Kfz.267 и Sd.Kfz.268. Проектные работы, базой для которых послужил Pz.Kpfw.III Ausf.D, стали причиной неутешительному результату.

Не обращая внимания на то что по количеству боевого отделения Pz.Kpfw.III очевидно превосходил Pz.Kpfw.I, до того послуживший базой для командирского танка, к началу 1938 года стало очевидным – для сохранения штатного оружия места в нём не остаётся.

От 37-мм пушки было нужно отказаться, как и от одного из спаренных пулемётов, вместо них в башню установили макеты, дабы танк был снаружи похож на линейный. Оружие сократилось до одного пулемёта в башне, что взял шаровую установку. В один момент с пушкой было нужно отказаться и от вращающейся башни.

Связано это было с тем, что на надмоторной плите командирского танка показалась громадная рамочная антенна.

Pz.Bef.Wg. Ausf.D1, эта машина заметно отличалась от исходного Pz.Kpfw.III Ausf.D

На этом видоизменения Pz.Kpfw.III Ausf.D на пути к превращению в командирский танк не закончились. Машина, взявшая официальное обозначение Pz.Bef.Wg. Ausf.D1, заметно преобразилась. На неё установили переделанную башню от Pz.Kpfw.III Ausf.E. Кроме макетов оружия, башня взяла в крыше лючок для телескопической антенны, а в её корме показался порт для провода, ведущего к поручневой антенне. Изменился и корпус.

Смотровые устройства и установку курсового пулемёта конструкторы кроме этого позаимствовали у Pz.Kpfw.III Ausf.E, а от ослаблявших лобовую плиту лючков доступа к тормозам отказались. Была мало переделана и надмоторная плита.

Ответственным трансформацией стало то, что толщину брони корпуса командирского танка довели до отметки Pz.Kpfw.III Ausf.E, так что малокалиберные автоматические пушки прекратили быть для Pz.Bef.Wg. Ausf.D1 ужасным соперником. Количество штыревых антенн на танке выросло до двух.

Переделке подверглась и ходовая часть. Ведущие колёса употреблялись от Pz.Kpfw.III Ausf.E. Показались новые ленивцы, пара поменяна была и конструкция подвески.

Это сделать было нужно, потому, что боевая масса танка выросла до 18,2 тысячь киллограм. Самое занимательное, что наряду с этим до 39 км/ч выросла и его большая скорость.

Громадная рамочная антенна – первый кидающийся в глаза показатель того, что перед нами командирский танк

По начальным замыслам, производство 3c./Z.W. Serie (так в документах время от времени обозначался Pz.Bef.Wg. Ausf.D1) должно было начаться в осеннюю пору 1938 года.

Умелые автомобили должны были показаться ещё раньше, но по различным обстоятельствам их производство затянулось. Первая машина серии, взявшей номера в диапазоне от 60341 до 60370, готовься лишь к апрелю 1938 года. До конца декабря 1938 года было произведено 26 танков, оставшиеся 4 были выстроены к марту 1939 года. Из этого числа 24 автомобили относились к модификации Sd.Kfz.267, а 6 к — Sd.Kfz.268. На начало польской кампании в вермахте насчитывалось 32 командирских танка (включая более поздние автомобили Pz.Bef.Wg. Ausf.E).

По результатам битв 13 из них были утрачены.

Советские танкисты около кинутого Pz.Bef.Wg.

Ausf.D1. Если судить по погонам, снимок сделан никак не ранее 1943 года

Не обращая внимания на то что уже в начале Второй мировой было утрачено около трети танков, их работа была достаточно продолжительной. Само собой разумеется, ходовая часть причиняла массу хлопот, но как командирская машина Pz.Bef.Wg. Ausf.D1 был в полной мере хорош. Главным элементом в этом танке являлось радиооборудование, а действовал он в большинстве случаев во второй линии. Именно поэтому такие автомобили пережили и кампанию во Франции весной-летом 1940 года, и деятельно поучаствовали в сражениях на Восточном фронте.

Отдельные танки дожили как минимум до 1942 года. В коллекции автора имеется кроме того фотография кинутого немцами и захваченного Красной армией танка, датированная никак не раньше 1943 года.

литература и Источники:

  • Panzer Tracts No.3–1 Panzerkampfwagen III Ausf.A, B, C, und D, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2006, ISBN 0–9771643–4–9
  • Panzer Tracts No.3- Panzerbefehlswagen Ausf.D1, E, H, J und K, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2010, ISBN 0–9815382–8–2
  • Фотоархив автора

Юрий Пашолок
/
Военная техника из тайных подвалов
1 апреля Warspot говорит о проектах несуществующих или «додуманных» германских боевых автомобилей, часть из которых представлена в игре World of Tanks

  • танки
  • шушпанцер
  • Германия

Приключения рессоры | Фестиваль ретро техники Фортуна | Круиз по центру

Темы которые будут Вам интересны: