Торсионы невезения

Во второй половине 30-х годов мировое танкостроение бурно развивалось. Полностью это справедливо в отношении танковой индустрии Германии, где поступательно развивали среди них и ходовую часть танков. Разные опыты на этом поприще стали причиной большому применению торсионной подвески.

Но был в истории германского танкостроения достаточно массовый танк, о котором редко вспоминают и с которым связана парадоксальная обстановка, в то время, когда вместо технически более совершенного танка в серию возвратилась машина с подвеской ветхой конструкции. Речь заходит о Pz.Kpfw.II Ausf.D — лёгком танке, что в исходном виде провоевал всего месяц.

Желали как лучше

Первая важная модернизация конструкции Pz.Kpfw.II была создана концерном MAN к середине июля 1936 года. Машина, взявшая в серии обозначение Pz.Kpfw.II Ausf.c, имела заметные отличия от танков первых производственных серий. Вместо подвески по типу Kleintraktor для неё была создана совсем новая конструкция с пятью опорными катками на борт.

Переделанная подвеска была успешнее, да и увеличившиеся в диаметре опорные катки стали надёжнее. Серийное производство Pz.Kpfw.II Ausf.c началось в августе 1937 года.

Переделка ходовой части, согласно точки зрения Генриха Книпкампа из 6-го отдела Управления оружий, решала только часть неприятностей. Больше того, рессорную подвеску он считал если не пережитком прошлого, то уж точно не передовой разработкой. Как себя поведёт переделанная подвеска, тогда ещё не знали, исходя из этого Книпкамп решил подстраховаться.

Альтернативой была торсионная подвеска, которая превосходно показала себя на шведском танке Landsverk L-60.

Танк был шведский, но его подвеска имела германское происхождение. Её создали на Porsche K.G. под управлением Карла Рабе. Да и сама компания Landsverk была подконтрольна германской Gutehoffnungshutte, Aktienverein fur Bergbau und Huttenbetrieb (GHH), к которой концерн MAN имел самое прямое отношение.

Торсионы невезения

Умелое шасси на опробованиях, 1937 год. Сделали ли его на MAN либо же это творение Krupp — вопрос открытый

Ответ о разработке нового шасси было принято 27 января 1937 года, исполнителем работ назначалась компания MAN. Одной лишь подвеской дело не исчерпывалось. 6-й отдел Управления оружий "настойчиво попросил" перекомпоновать шасси, потому, что внутреннее пространство танка употреблялось нерационально. Двигатель, а вместе с ним и коробка передач размешались со смещением вправо.

радиста механика-и Места водителя вследствие этого были более просторными, но наряду с этим в переднем правом углу танк возил вакуум.

Новой идеей стало размещение радиста правее механика-водителя, наряду с этим двигатель смещался в центр моторного отделения. В качестве силовой установки предполагался V-образный 8-цилиндровый двигатель Maybach количеством 6,5 литра, с ним блокировалась 7-скоростная КПП той же компании.

Не преминул опять влезть в концерн и разработку Krupp. Его инженеры внесли предложение вариант Krupp La.S.100 с новой силовой установкой — 130-сильным двигателем воздушного охлаждения Krupp M314. Как на большом растоянии зашли работы по данной машине, неизвестно.

Однако существует фотография некоего шасси, датированная 1937 годом. Шасси заметно отличается от того, что позднее создал MAN. Количество опорных катков сокращено до четырёх, в один момент увеличен их диаметр.

От поддерживающих катков конструкторы решили отказаться.

В целом это шасси здорово напоминает то, что первоначально прорабатывалось Книпкампом по программе VK 3 t (будущему Pz.Kpfw.I Ausf.C). С громадной долей возможности машина взяла бы торсионную подвеску, не смотря на то, что на Krupp её, мягко говоря, недолюбливали, считая рессорную более предпочтительной.

Умелое шасси MAN, которое взяло ходовую часть по типу полугусеничных тягачей разработки Книпкампа

MAN одвременно с этим трудился над собственной машиной, причём по её конструкции прекрасно заметно, что проектирование велось в плотном сотрудничестве с Книпкампом. Именно сейчас инженер продвигал идеи, каковые ему удалось реализовать на полугусеничных тягачах. Речь заходит о ходовой части с опорными катками громадного диаметра, широком применении резиновых бандажей, и траков с резиновыми подушками и смазываемыми шарнирами.

Подобная ходовая часть в сочетании с торсионной подвеской и полуавтоматической коробкой передач Maybach S.R.G. сулила заметное улучшение подвижности.

Чтобы высвободить в первых рядах место для двух членов экипажа, коробку передач новой автомобили конструкторы сблокировали с двигателем, соединив с основной передачей долгим валом. В целом механик-радист и водитель в полной мере комфортно устроились на собственных местах. Вместо V-образного двигателя на машину, взявшую обозначение La.S.138, поставили 140-сильный рядный мотор Maybach HL 62 TR — такой же, как на Pz.Kpfw.II Ausf.c.

Схема шасси Pz.Kpfw.II Ausf.D. Прекрасно заметно, как оно отличается от шасси предшественника

К сожалению, отчёты об опробовании шасси La.S.138 не сохранились. Но, "Наверное," что-то с ним очевидно пошло не так. От идеи шасси по типу ходовой части полугусеничных тягачей Книпкамп не отказался, но машина начала претерпевать видоизменения. Траки с резиновыми подушками, наверное, продемонстрировали себя приблизительно равно как и на будущем Pz.Kpfw.I Ausf.C.

Более высокая масса (если сравнивать с тягачом) приводила к повышенному износу резиновых подушек на высоких скоростях. А от траков со смазываемыми шарнирами на La.S.138 главной серии и вовсе отказались. Вместо них создали цельнометаллические траки шириной 300 мм и шагом 100 мм, каковые по конструкции были ближе к тем, что употреблялись на Pz.Kpfw.III.

В конструкцию шасси нового танка были внесены и другие трансформации. Потому, что отделение управления переделали, изменилась и конфигурация лобовых страниц. От сложной гнутой конструкции отказались, заменив её на плоские страницы.

Число люков доступа к бортовым передачам увеличилось до двух, а сами они стали двустворчатыми. При необходимости эти люки имели возможность употребляться для выхода и входа экипажа. Нельзя сказать, что это было весьма комфортно, но тому же радисту так покидать машину выяснилось несложнее, чем пользоваться, как прежде, моторным отделением.

Как возможно подметить, кроме того опорные катки у Pz.Kpfw.II Ausf.D и Ausf.E пара различались

Первые четыре коробки передач поступили в распоряжение создателей новой модификации в сентябре 1937 года. Приблизительно к тому же моменту началась постройка опытных образцов. Главным подрядчиком по выпуску КПП SRG 14479 стала компания ZF.

Всего первый договор подразумевал поставку 85 КПП.

В целом 6-й отдел Управления оружий очень оптимистично оценивал La.S.138. В частности, майор Ольбрих на заседании 18 августа 1937 года назвал шасси La.S.100 неудачным и ожидал от совместной разработки MAN и Книпкампа громадных возможностей. Но ожидания и результаты не всегда соответствуют друг другу.

Во-первых, Pz.Kpfw.II Ausf.c и последовавшие за ним Pz.Kpfw.II Ausf.A-C были достаточно успешными автомобилями. Их новая подвеска была в полной мере надёжной, да и по чертям эти автомобили хорошо вписывались в германскую совокупность оружия. Неудивительно, что к началу Второй мировой танки этих модификаций, каковые Книпкамп и компания фактически списали со квитанций, были самыми массовыми танками первой линии.

Во-вторых, работы по La.S.138 затягивались. Действительно, это скорее пошло машине на пользу, потому, что её броня была усилена до 30 мм в лобовой части.

В-третьих, с новым танком очевидно не всё шло так гладко, как казалось. По-иному нельзя объяснить тот факт, что 18 июня 1938 года, в самый разгар работ по подготовке автомобили к производству, Управление оружий разрешило разработку танка под кодовым заглавием VK 9.01 (гусеничная машина 9-тонного класса, первый пример). Разработчиком шасси назначался концерн MAN, а башню и подбашенную коробку делали на Daimler-Benz.

Обстоятельства, по которым немцы запустили новую разработку, лежат на поверхности. Серийный La.S.138 при схожих с Pz.Kpfw.II Ausf.A-C габаритах был на 2 тонны тяжелее. Само собой разумеется, броня у него была потолще, но только в лобовой части корпуса и подбашенной коробки. Башня ставилась совершенно верно такая же, как на Pz.Kpfw.II Ausf.A-C, другими словами с бронёй толщиной 14,5 мм. С усовершенствованиями и экранировкой боевая масса танков-предшественников поднималась до 9,5 тонны. А у La.S.138 резервов по весу для модернизации уже не было.

Одним словом, не считая более высокой скорости при том же двигателе, преимуществ перед «неудачным» La.S.100 он попросту не имел.

Матчасть лёгких дивизий

Запуск разработки VK 9.01 не означал отмены производства La.S.138. В октябре 1938 года шасси с номерами V 8 и V 11 были показаны представителям Управления оружий, среди которых находился и Книпкамп. "Наверное," это были опытные образцы, взявшие в серии заглавия, соответственно, Pz.Kpfw.II Ausf.D и Pz.Kpfw.II Ausf.E.

Pz.Kpfw.II Ausf.E имел ходовую часть, созданную с применением идей Книпкампа. Но от резиновых подушек на траках конструкторы отказались. Pz.Kpfw.II Ausf.D взял очень сильно отличающуюся от исходной концепции ходовую часть.

Ведущие колёса и ленивцы данной автомобили были цельнометаллическими, иными были и траки.

Серийный Pz.Kpfw.II Ausf.D в одной из учебных частей, лето 1939 года

Серия новых автомобилей взяла обозначение 8.Serie/La.S.138. Броневые страницы для них поставляло подразделение Deutsche Edelstahlwerke AG (DEW) из Ганновера. Поставщиком коробок передач была компания ZF, всего за 1938 год ею было поставлено 93 КПП и ещё три во второй половине 30-ых годов двадцатого века.

Pz.Kpfw.II Ausf.D, изготовлявшиеся по договору Nr.600 034, взяли серийные номера в промежутке от 27001 до 27085.

Первые автомобили были собраны в октябре 1938 года, но более масштабное серийное производство началось позднее — в начале 1939 года. Итоговая цифра выпущенных Pz.Kpfw.II Ausf.D была куда скромнее изначальных замыслов. До конца апреля 1939 года выстроили всего 43 танка, по окончании чего их выпуск закончился.

На параде в Берлине. Танки загружены в кузова тяжёлых грузовиков Faun 900

Ещё более печальной была будущее модификации Pz.Kpfw.II Ausf.E. В соответствии с докладу за март 1939 года, автомобили, строившиеся по договору Nr.600 030, к концу месяца были в состоянии практически готовых шасси. Имелись неприятности с траками для них, и с другими компонентами ходовой части. Семь Pz.Kpfw.II Ausf.E готовься в апреле 1939 года, да да и то только в виде шасси. Сейчас в Управлении оружий сделали вывод, что в виде танка с 20-мм автоматической пушкой La.S.138 уже не необходимы.

Так, ни один Pz.Kpfw.II Ausf.E так и не был выстроен в исходно спроектированном виде. Серийные номера этих недостроенных автомобилей пребывали в промежутке между 27801 и 27807.

На переднем замысле — Pz.Kpfw.II Ausf.D, серийный номер 27009, из состава 4-й роты 67-го танкового батальона, возимого на грузовиках, 3-я лёгкая дивизия. Польша, 1 сентября 1939 года

Выстроенные танки в простые танковые дивизии вермахта не попали. Их послали в особенные подразделения — танковые батальоны, возимые на грузовиках (Pz. Abt. verl.).

Те, со своей стороны, входили в состав так называемых лёгких дивизий, каковые должны были различаться высокой подвижностью. В состав лёгких дивизий входил не только Pz.Kpfw.II в модификации Ausf.D, но и автомобили более ранних предположений, включая кроме того Ausf.a/1. По большому счету, в состав лёгких дивизий немцы послали всякую «нестандартную» технику, включая, к примеру, бывшие чехословацкие LT vz.35 и LT vz.38.

Перевозились они на автомобилях Faun 900 грузоподъёмностью 9 тысячь киллограм, причём один танк пребывал в кузове, а второй на прицепе.

Точно как мы знаем, что Pz.Kpfw.II Ausf.D попали в состав 66-го батальона Pz. Abt. verl., в составе 2-й лёгкой дивизии, и 67-й батальон Pz. Abt. verl. из 3-й лёгкой дивизии.

Кроме этого имеется информация, что танки этого типа попали и в 33-й Pz. Abt. verl., входивший в состав 4-й лёгкой дивизии.

Мостоукладчик на базе Pz.Kpfw.II Ausf.D, сентябрь 1939 года

В таком виде танки употреблялись на протяжении Польской кампании в сентябре 1939 года. Наряду с этим как минимум одна машина употреблялась в качестве мостоукладчика. Ставка германского руководства на применение матчасти, транспортируемой на марше на грузовиках, сработала только частично.

На это красноречиво показывает то, что уже 18 октября 1939 года было приказано о переформировании лёгких дивизий в танковые. 2-я лёгкая дивизия стала 7-й танковой, 3-я лёгкая — 8-й танковой, а 4-я лёгкая — 9-й танковой.

Стоит подчернуть, что ни одного Pz.Kpfw.II Ausf.D на протяжении Польской кампании утрачено не было. Это говорит, скорее, не о высокой эффективности автомобили, о малой интенсивности её применения. На вооружении танковых дивизий Pz.Kpfw.II Ausf.D оставались до 8 марта 1940 года, в то время, когда последовал приказ об изъятии их из частей.

Изъятые автомобили опять показались на вооружении германской армии во всё том же 1940 году, но уже совсем в другом качестве.

Шустрый огнемёт

О предстоящей судьбе La.S.138 в Управлении оружий задумались ещё в начале 1939 года. Осознавая, что замена для La.S.100 оказалась достаточно далёкой от изначальной идеи, тут решили отыскать для шасси иное назначение. 21 января было решено начать разработку огнемётного танка, взявшего обозначение Pz.Kpfw.II(F) и сквозной индекс Sd.Kfz.122.

В общем итоге предполагалось выпустить 90 автомобилей этого типа.

Изготовитель шасси для огнемётных танков не изменился, а вот разработчик остального оборудования был иным. Им стала компания WegmannCo из Касселя. Вагоностроительная компания, хорошо сотрудничавшая с размешавшейся в том же Касселе HenschelSohn, до того практически не имела опыта танкостроения.

За одним «мелким» исключением: как раз тут строился германский сверхтяжёлый танк K-Wagen.

Один из первых Pz.Kpfw.II(F)

Изначально концепция, предложенная инженерами Wegmann, сводилась к созданию двухместной военной машины массой около 11 тысячь киллограм. Вместо штатной башни на неё ставилась вторая, вооружённая пулемётом MG 34. Кроме этого в качестве оружия предполагалось применять два огнемёта, размещённых независимо от башни.

По результатам рассмотрения первого варианта проекта были внесены кое-какие поправки. Для начала радиста вернули на место, и экипаж танка опять стал складываться из трёх человек. Кроме собственных главных обязанностей, радист стал кроме этого огнемётчиком.

Вторым огнемётчиком был начальник.

Огнемётная установка крупным планом. Маленькая дальность пуска огнесмеси компенсировалась возможностью высокой манёвренности огня

Огнемётов на танке было сходу два, причём оба они, вместе с баками, по в полной мере разумным обстоятельствам были вынесены за пределы боевого отделения. Радист наводил правый огнемёт, а начальник — левый. В танка пребывали только газовые баллоны, снабжавшие нужное для выстрела давление.

Любой огнемёт питался от баллона количеством 160 литров, прикрытых откидными бронированными крышками. Брандспойты имели сектор наведения от 90° во внешнюю сторону до 30° во внутреннюю. Кроме этого они имели возможность возвышаться на 20° и склоняться на 10°.

Это снабжало впечатляющую для огнемётного танка манёвренность огня.

Действительно, дальность огневой струи была маленькой — всего 35 метров, так что к цели приходилось приближаться фактически близко. Огнесмеси каждому из огнемётов хватало на 40 пусков длительностью по две-три секунды. В качестве запасного оружия выступал пулемёт MG 34 в шаровой установке, размещённый в переработанной башне.

Принципиальная схема огнемётной установки, которая ставилась на Pz.Kpfw.II (F)

Уже с апреля 1939 года с MAN в Кассель стали поступать шасси Pz.Kpfw.II Ausf.D и Ausf.E. Всего с апреля по август 1939 года поступило 46 шасси, ещё 43 прибыло в марте 1940 года из частей в виде танков. Так, в общем итоге для выпуска огнемётного танка имелось 89 шасси. Первый опытный образец Panzerkampfwagen II (Flammenwerferwagen) из неброневой стали был показан комиссии Управления оружий в июле 1939 года.

Клиент в целом остался доволен разработкой, на Wegmann начались работы по подготовке к серийному производству.

Поставщиком бронелистов для переделанной подбашенной коробки и башни выступала всё та же Deutsche Edelstahlwerke AG. Уже с осени 1939 года из Ганновера начали поступать наборы брони, всецело же заказ был выполнен в первой половине 40-ых годов двадцатого века.

Огнемётный танк из состава 100-го танкового огнемётного батальона. Прекрасно видно, что его бак с огнесмесью прикрыт особым коробом

Два первых серийных Pz.Kpfw.II (F) были приняты клиентом в январе 1940 года. Неспешно темпы выпуска росли, и к концу апреля Wegmann сдала 20 автомобилей. Действительно, именно сейчас произошёл конфуз. С марта первые автомобили стали испытывать в армиях, и в том месте к ним появился последовательность претензий. В следствии 20 Pz.Kpfw.II (F) возвратились на Wegmann, где их переделали в соответствии с требованиями клиентов.

Это пара затормозило поставки в мае. Но уже летом Wegmann вышла на в полной мере обычный ритм выпуска — по 20–22 автомобили в месяц.

Поставка танков главной серии завершилась в октябре 1940 года. К тому моменту было сдано 86 автомобилей, наряду с этим на складах их почему-то числилось 87. Возможно, «лишним» был опытный образец автомобили.

В январе 1941 года по невыясненым обстоятельствам было утрачено два огнемётных танка, а в феврале было выстроено три новые автомобили. Так, неспециализированный количество выпуска Pz.Kpfw.II (F) составил 89 серийных танков и один умелый. Их серийные номера остались теми же самыми, что и у «базисных» Pz.Kpfw.II Ausf.D и Ausf.E.

Автомобили пошли на вооружение двух частей: 100-го и 101-го танковых огнемётных батальонов (Pz.Abt.(F)), организованных в марте и мае 1940 года соответственно. 100-й танковый огнемётный батальон взял 43 Pz.Kpfw.II (F) 10 июля 1940 года, и уже к 15 числу его признали боеготовым. Это подразделение успело поучаствовать в учениях, каковые должны были стать прологом к операции «Морской лев» (высадке в Англии).

101-му танковому огнемётному батальону было нужно ожидать получения матчасти. Первые огнемётные танки прибыли 11 июля, но совсем батальон был укомплектован 42 Pz.Kpfw.II (F) лишь в сентябре. Боеготовым его признали 10 октября 1940 года.

Колонна 101-го батальона, Белоруссия, июнь 1941 года. В колонне виден трофейный английский Kreuzer Panzerkampfwagen Mk IV 744 (e), всего их на 22 июня в батальоне было 9 штук

Батальоны имели смешанную структуру. В соответствии с штату K.St.N. 1177 от 1 февраля 1941 года, танковая огнемётная рота включала 19 танков, из которых огнемётными были 12.

Наряду с этим машины и командирские танки 4-го взвода были простыми Pz.Kpfw.II с пушечно-пулемётным оружием.

На деле всё выяснилось ещё занимательнее. К февралю 1941 года в состав 100-го танкового огнемётного батальона была включена рота трофейных британских крейсерских танков Beutepanzer-Kompanie (e), куда попало 9 Kreuzer Panzerkampfwagen Mk IV 744 (e). В том месте их переделали, установив траки от Pz.Kpfw.II Ausf.D.

Формально наряду с этим по состоянию на 18 июня 1941 года британских танков в батальоне не было. В том месте числилось 24 Pz.Kpfw.II, 42 Pz.Kpfw.II (F), 5 Pz.Kpfw.III и один командирский танк.

У 101-го батальона оружие было практически такое же, но Pz.Kpfw.II в нем выяснилось на один больше. Кроме этого стоит подчернуть, что в 101-й танковый огнемётный батальон попали все Pz.Kpfw.II (F) на базе Pz.Kpfw.II Ausf.E. Примечательно, что у этих танков были траки двух типов.

Часть автомобилей имели траки с резиновыми подушками, а на некоторых эти самые подушки отсутствовали. И это были не продукты местного военного творчества, а заводские изделия. Модификации подверглись и огнемётные танки: на них установили дополнительные дымовые мортирки.

Трофейный Pz.Kpfw.II (F) на базе Pz.Kpfw.II Ausf.E. НИИБТ Полигон, сентябрь 1941 года

К началу военных действий против СССР 100-й танковый огнемётный батальон был придан 18-й танковой дивизии. В её составе он прошёл Белоруссию и продолжил собственный боевой путь, к середине октября появлявшись на подступах к Москве. К 20 октября из 42 огнемётных танков в боеспособном состоянии осталось всего 7 штук.

5 ноября было издано постановление о выводе батальона с фронта.

Но, это не означало, что война для огнемётных танков закончилась. Матчасть батальона, включая два Pz.Kpfw.II, 2 Pz.Kpfw.II (F) и один Pz.Kpfw.III, была передана 18-й танковой дивизии. какое количество они провоевали затем, неизвестно.

На протяжении военных действий резиновые подушки траков заметно износились

101-й танковый огнемётный батальон пребывал в подчинении 3-й танковой группы. Она начинала боевые действия в Прибалтике, после этого кроме этого появлявшись в Белоруссии. В частности, 28 июня 3-я танковая группа 28 июня принимала участие в захвате Минска. Поучаствовали огнемётные танки и в танковом сражении недалеко от Лепеля и Сенно.

Потом были битвы в Смоленской области.

Возможно, как раз тут танк из состава 3-й роты был захвачен бойцами Красной армии. Машина с номером 211 отправилась на Научно-испытательный автобронетанковый полигон (НИИБТ Полигон), где подверглась изучению. Было составлено описание огнемётной установки, конструкция которой была очень уникальной.

Но, особенного интереса с позиций копирования в СССР она не позвала.

Данный же танк позади. Маркировки на корме башни свойственны для 101-го танкового огнемётного батальона

В соответствии с документам от 8 ноября 1941 года, в составе 101-го батальона оставалось всего пять огнемётных танков. В действительности всё выяснилось не совсем так. По сведеньям, которыми мы сейчас рассполагаем,, 18 ноября в составе батальона имелось десять Pz.Kpfw.II, двенадцать Pz.Kpfw.II(F) и два Pz.Kpfw.III.

Больше того, огнемётные танки 16 ноября принимали участие в битвах недалеко от Волоколамска. Позднее матчасть батальона была передана 2-й танковой дивизии, действительно, огнемётные автомобили достаточно скоро были брошены. Официально батальон покинул фронт лишь 8 декабря, но реально его танки к тому моменту уже пара недель употреблялись 2-й танковой дивизией.

Возможно с уверенностью сказать о том, что к началу декабря 1941 года карьера Pz.Kpfw.II(F) завершилась.

Кинутые Pz.Kpfw.II(F), район Волоколамска. Начало декабря 1941 года

Раздельно стоит упомянуть обозначения, каковые употреблялись в отношении этих танков. Официально их именовали Pz.Kpfw.II(F), кроме этого в документах употреблялись заглавия Panzer II Flamm и Pz.Kpfw.II (Fl). В это же время значительно чаще в литературе их именуют не в противном случае как Flammpanzer II, либо Flamingo.

"Наверное," к действительности эти заглавия никакого отношения не имеют.

Ещё в марте 1940 года концерн MAN поднял вопрос о выпуске 150 шасси La.S.138, но армейские к этому возвратились ровно год спустя, в то время, когда был подписан договор на производство Pz.Kpfw.II (Flamm) 2-й серии. Начало выпуска новой партии планировалось в августе 1941, завершение — в феврале 1942. В соответствии с программе Panzerprogramm 41, всего в вермахте планировалось иметь 250 огнемётных танков на базе La.S.138. Действительно, срок завершения выпуска сдвинулся на апрель 1942 года.

Что же касается запуска производства, то реально оно началось лишь в августе 1941-го.

Одно из первых шасси Pz.Kpfw.II (F) Ausf.B. Ходовую часть существенно переделали, в особенности это касалось траков, ведущих ленивцев и колёс

Танки, взявшие обозначение Pz.Kpfw.II (F) Ausf.B, пара отличались от автомобилей первой серии. В первую очередь, это относится ходовой части. Был создан улучшенный трак, поменялась конструкция ленивца и ведущего колеса. Дабы отличать ветхие шасси от нового, Pz.Kpfw.II Ausf.D поделили на Pz.Kpfw.II Ausf.D1 и Pz.Kpfw.II Ausf.D2. Стоит заявить, что в виде простых танков Pz.Kpfw.II Ausf.D2 ни при каких обстоятельствах не строились.

Они изначально производились только как шасси для огнемётных танков Pz.Kpfw.II (F) Ausf.B.

Одна из весьма немногих фотографий Pz.Kpfw.II (F) Ausf.B. Практически сразу после выпуска их стали переделывать в самоходные установки

Всего было выстроено 52 Pz.Kpfw.II (F) Ausf.B, из них 39 в первой половине 40-ых годов двадцатого века. Автомобили взяли серийные номера в диапазоне 27101–21252. В марте 1942 года было произведено три последних танка, по окончании чего их производство закончилось. Автомобили кроме того успели попасть в учебные части, но повоевать, по крайней мере в виде огнемётных танков, им было уже не суждено.

Пристально изучив опыт применения Pz.Kpfw.II (F), германское руководство пришло к выводу о нецелесообразности предстоящего их выпуска. Изготовленные танки отправились в переделку.

Источники:

  • Материалы NARA.
  • Материалы из ЦАМО Российской Федерации.
  • Panzer Tracts No. 2–3 — Panzerkampfwagen II Ausf.D, E, and F development and production from 1937 to 1942, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2010.
  • NUTSBOLTS 24 Pz.Kpfw. II Ausf. D/E and Variants (Bruckenleger, Fahrschulpz., Flammpz.Marder II), Joachim Baschin, NUTSBOLTS GrB, 2009.
  • Материалы из фотоархива автора.

Сервер невезения — музыкальный видеоклип от Студия ГРЕК и Wartactic Games [Бриллиантовая рука]

Темы которые будут Вам интересны: