Тигр — самый опасный хищник панцерваффе

Необходимость в создании автомобили, талантливой выдерживать борьбу со тяжёлыми танками и средними соперника, появилась у руководства Вермахта по окончании вторжения в СССР. Адекватного ответа советским танкам КВ-1 и Т-34 у немцев не было, и шаткий паритет удерживался только за счёт “acht-acht” – 8,8-см зенитных орудий FlaK-18/36, устанавливаемых на прямую наводку.

Учитывая важность момента, Адольф Гитлер лично принял яркое участие в разработке задания для индустрии, выделяя три необходимых условия для новой автомобили: скорость, замечательную наличие орудия и броневую защиту с высокой начальной скоростью боеприпаса. Из двух предоставленных на конкурс образцов выбор пал на изделие концерна Henschel – прототип будущего «Тигра». Выпуск нового серийного танка планировалось начать в июне 1942 года для того, чтобы к лету 1943 года иметь в строю не меньше 285-ти автомобилей.

Henschel уже имел практические наработки в создании тяжёлого танка, исходя из этого работа продвигалась достаточно скоро. Применив хорошую схему с передним размещением трансмиссии и объединив её агрегаты с отделением управления, конструкторам удалось максимально расширить количество боевого отсека. Это обеспечило комфортные условия для членов экипажа и рациональную компоновку главных узлов.

Тигр — самый опасный хищник панцерваффе

Компоновка корпуса «Тигра» (продольный разрез):

1 — панель устройств; 2 — карданные валы; 3 — масляный фильтр; 4 — воздушные фильтры; 5 — магнето;

6 — выхлопной коллектор; 7 — генератор; 8 — масляный радиатор; 9 — топливные насосы;

10 — нагнетатель воздуха; 11 — водооткачивающий насос; 12 — привод механизма поворота башни;

13 — труба подачи воздуха; 14 — коробка передач; 15 — педаль главного фрикциона; 16 — механизм поворота;

17 — рычаг переключения передач

Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042p=4

В работе был применён последовательность оригинальных идей и новшеств. Управление 57-тонной машиной было страно эргономичным и несложным. К примеру, рулевой усилитель разрешал поворачивать штурвал, по выражению Отто Кариуса, «одним пальцем». Полуавтоматическая коробка Maybach имела восемь передач вперёд и четыре назад.

Для их переключения следовало только перевести рычажок в необходимое положение, и сервопривод машинально, без участия водителя, включал нужную передачу.

Вид на место механика-водителя. Управление танком осуществлялось посредством штурвала. Характерной

формы вентиль рядом с прибором наблюдения рекомендован для опускания и подъёма броневой заслонки

Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042p=5

Ходовая часть танка складывалась из 24-х опорных катков, расположенных в четыре последовательности на одну сторону в шахматном порядке. Опорные катки первых 799-ти «Тигров» имели резиновые бандажи, каковые потом, из-за их низкой надёжности, были заменены на металлические с внутренней амортизацией. Наружный последовательность одинарных катков наряду с этим был снят.

Торсионная подвеска «Тигра» снабжала хорошее прицеливание и плавность хода при перемещении.

Схема ходовой части и днища танка:

1, 2 — опорные катки; 3 — ведущее колесо; 4 — направляющее колесо; 5 — люк для слива масла из коробки передач;

6 — лючки для слива горючего; 7 — лючок для слива воды и моторного масла; 8 — днищевые вентили;

9 — люк для доступа к генератору и топливному насосу

Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042p=6

На «Тиграх» употреблялись два типа гусениц. Боевые, шириной в 725 мм, и транспортные — шириной в 520 мм, использовавшиеся при перевозке автомобилей по железной дороге, и при их перемещении по дорогам с жёстким покрытием.

На первых 250-ти автомобилях был установлен 12-цилиндровый четырёхтактный карбюраторный двигатель Maybach HL 210Р30 мощностью 650 л.с. На всех последующих — Maybach HL 230Р45 мощностью 700 л.с. Для эксплуатации на африканском театре боевых действий на корме танка монтировались воздушные фильтры.

Командирский «Тигр» выпуска апреля-июня 1943 года

Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042p=5

В качестве горючего употреблялся этилированный бензин. Ёмкость четырёх бензобаков составляла 534 л, паспортный расход горючего на 100 км при перемещении по шоссе составлял 270 л, по распутью — 480 л, не смотря на то, что, по свидетельству германских танкистов, «Тигр» «съедал» больше горючего — до 6 л на 1 км.

Все танки оснащались радиостанцией FuG5, имевшей дальность действия до 6,4 км, и телеграфом и телефоном.

Первоначально «Тигры» укомплектовывались бинокулярным телескопическим прицелом TZF9а, потом — монокулярным TZF9b. Эти прицелы имели 2,5-кратное поле и увеличение зрения 23°. Курсовой пулемёт MG34 имел 1,8-кратный телескопический прицел KZF2.

Орудие «Тигра» — 8,8-см KwK-36 L/56, являлось танковым вариантом известной зенитной пушки Flak-18/36, созданной концерном Friedrich Krupp AG. Ствол пушки был оснащен двухкамерным дульным тормозом и электроспуском. Протяженность орудия составляла 531,6 см, протяженность ствола — 493 см (56 калибров).

Первые 495 танков были оснащены приспособлением для подводного вождения, разрешавшим преодолевать водоёмы глубиной до 4 метров. В армиях это новшество применения не отыскало, и от него со временем отказались. В первой половине 40-ых годов двадцатого века 84 танка были переоборудованы в командирские — для размещения в башне дополнительного радиооборудования был уменьшен боекомплект и снят спаренный с пушкой пулемёт.

На протяжении производства в конструкцию танка вносилось много трансформаций. Не просто так танки различных периодов выпуска отличались друг от друга внешним видом. «Тигры» финиша 1942 года, в отличие от первых выпусков, имели взаимозаменяемые траки, новые и боковые крылья башенные коробки для снаряжения. В начале 1943 года лючок с бойницей для стрельбы из личного оружия на правой стенке башни был заменён на эвакуационный люк, а в марте того же года был снят перископ механика-водителя.

Запасные траки, ранее крепившиеся на нижнем лобовом странице корпуса, разместили на бортах башни. Дымовые гранатомёты, устанавливавшиеся на башнях ранних выпусков, в первой половине 40-ых годов двадцатого века заменили на мортирки для гранат. Позднее для обороны от вражеских пехотинцев начала использоваться одна мортирка, расположенная в башни с амбразурой на крыше.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века «Тигры» снабдили командирской башенкой с креплением для установки зенитного пулемёта и установили прибор наблюдения для заряжающего.

Башня позднего выпуска

Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042p=11

Всецело укомплектованный «Тигр» обходился Германии во внушительную сумму — 300 тысяч рейхсмарок. В целом, это была красивая машина, всецело отвечавшая требованиям времени и продолжительное время не имевшая на поле боя хороших соперников.

Тактико-технические эти «Tiger I» Ausf E

Изготовитель Henschel, Wegmann
Экипаж, чел 5
Боевая масса, т 57
Протяженность, м 8,45
Ширина, м 3,7
Высота, м 2,93
Двигатель Maybach HL 120 P5
Коробка передач Полуавтоматическая (8 скоростей вперёд, 4 скорости назад)
Скорость, км/ч 38
Запас хода, км 140
Радиостанция FuG5
Оружие

88-мм пушка KwK36 L/56, БК — 92 выстрела (осколочно-фугасные и бронебойные боеприпасы);

два пулемёта MG34 в корпусе и башне, БК — 4800 патронов

Броня, мм/град.
башня лоб — 100/8, борт — 80/0, корма — 80/0, крыша/дне — 25/81-90
надстройка лоб — 100/10, борт — 80/0, корма — 25/90
корпус лоб — 100/24, борт — 60/0, корма — 80/8, крыша/дне — 25/90
маска пушки 100-110/0

С учётом специфики применения нового танка, структура подразделений «Тигров» отличалась от общепринятой. Базу составили роты по 15 батальоны и машин — по 45. В экипажи набирались лучшие танкисты с боевым опытом, причём особенное внимание уделялось подбору водителей.

В мае 1942 года было начато формирование первого тяжёлого танкового батальона, в состав которого вошли 4 роты. Из них лишь две были танковыми, причём наровне с PzKpfw VI в их состав входили средние танки Pz.Kpfw.III.

Дебют

29 августа 1942 года 502-й тяжёлый танковый батальон выгрузился на станции Мга Ленинградской области и начал выдвижение на исходные позиции. Неприятности появились фактически сходу: у двух танков вышли из строя коробки передач, у третьего из-за перегрева появился пожар в моторном отсеке. Однако, в течение месяца автомобили были отремонтированы и принимали участие в битвах со 2-й ударной армией Волховского фронта. В январе 1943 года руководство батальона направило в штаб 26-го военного корпуса рапорт о безвозвратно утерянных «Тиграх»:

«Pz.Kpfw.VI(H) зав. номер 250003 застрял в болоте 17.01.43, взорван по окончании попыток эвакуации;

Pz.Kpfw.VI(H) зав. номер 250004 — покинут экипажем по окончании радиатора и поломки двигателя;

Pz.Kpfw.VI(H) зав. номер 250005 — попадание боеприпаса в моторное отделение, танк сгорел;

Pz.Kpfw.VI(H) зав. номер 250006 — попадание боеприпаса противотанкового орудия в башню, поломка трансмиссии, подорван 17 января;

Pz.Kpfw.VI(H) зав. номер 250009 — застрял в болоте, покинут экипажем;

Pz.Kpfw.VI(H) зав. номер 250010 — подбит огнём танка Т-34, взрыв боекомплекта…»

Помимо этого, на протяжении битв одна машина была захвачена войсками СССР.

Pz.VI Tiger Ausf.H1. 502-й тяжёлый танковый батальон, Восточный фронт, район Ленинграда,

январь 1943 года. Первый «Тигр», захваченный Красной Армией

Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042p=9

Очень показательны выдержки из «Отчёта по результатам военных действий» 2-й роты 502-го тяжёлого танкового батальона с оценкой танкистами боевых возможностей новых автомобилей:

«Подразделения «Тигров» не должны употребляться в составе меньше роты, а танки Pz.VI и Pz.III — функционировать порознь от них. «Тигры» должны употребляться в качестве тарана на протяжении атаки и являться каркасом обороны. Существует возможность, что перед подразделениями «Тигров» будут ставиться задачи, каковые по плечу простым частям.

Это угрожает чрезмерными нагрузками на двигатели и ходовую часть, а из-за нехватки времени для ТО появляются поломки, приводящие к выходу танков из строя как раз в тот момент, в то время, когда они более всего необходимы. Подразделения «Тигров» должны быть резервом руководства, быть наготове «под рукой» на главном участке обороны, действуя тогда, в то время, когда все остальные средства терпят неудачу….

…Ни разу пламя 76,2-мм противотанковых пушек не пробивал «Тигры» и не приводил к важным повреждениям. В одном случае командирская башенка была деформирована в следствии попадания боеприпаса в её верхний край, в связи с чем разошёлся сварной шов, и лопнули внутренние болты….

…Наилучшая расстояние для ведения огня — 1500 метров. Правильное попадание при прекрасно пристрелянном орудии обеспечено точно. пробивная способность и Эффективность 8,8-см пушки более чем удовлетворительна для любых целей…»

Восточный фронт

Большинство «Тигров» употреблялась на Восточном фронте. Именно на новую технику ставил Гитлер, планируя летнюю кампанию 1943 года. К лету роты «Тигров» входили в состав элитных мотострелковых дивизий «Великая Германия», «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер», «Дас Райх» и «Мёртвая голова».

Самый массированно они употреблялись в операции «Цитадель», начавшейся 5 июля 1943 года. На северном фасе Курской дуги, на участке Центрального фронта действовал 505-й тяжёлый танковый батальон, в состав которого входило 45 танков «Тигр». На протяжении битв, по германским данным, были безвозвратно утрачены три автомобили.

В 503-м тяжёлом танковом батальоне, действовавшем на южном фасе в составе III механизированного корпуса оперативной группы «Кемпф» к началу сражения имелось 42 «Тигра». Их утраты составили четыре автомобили.

В бою под Прохоровкой участвовали «Тигры» II механизированного корпуса СС числом 42-х автомобилей. Ещё 15-ю «Тиграми» располагала мотострелковая дивизия «Великая Германия», которая наступала на Обояньском направлении. Так, в Курской битве было задействовано 144 новых тяжёлых танка «Тигр», что составило 7,6% от общего количества всех германских танков, задействованных в наступлении.

В соответствии с германскими источниками, в течение июля-августа 1943 года утраты «Тигров» на Восточном фронте составили 73 танка, а к Январю — 274. В строй возвратились только 19 автомобилей этого типа.

Танки «Тигр» моторизованной дивизии «Великая Германия» на марше к передовой. Курская дуга, июль 1943 года

Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042p=9
Западный вал

К началу высадки союзников в Нормандии немцы располагали 102-мя «Тиграми» в составе трёх тяжёлых танковых батальонов СС: 101-го, 102-го и 103-го. Благодаря авиации союзников и характеру местности, осуществлявшей контроль воздушное пространство, громадных удач они тут не добились.

Пожалуй, единственным исключением может послужить танковый бой с участием Михаэля Виттмана 13 июня 1944 года в городе Виллер-Бокаж, где, по заявлению гитлеровской пропаганды, он лично стёр с лица земли до 26-ти танков соперника, что, но, практически не подтверждено. Дело в том, что в сражении, кроме Виттмана, принимали участие и другие «Тигры», а стёртая с лица земли ими техника союзников включала в себя как танки, так и машины и бронетранспортёры.

Pz.VI Tiger Ausf.E. 101-й тяжёлый танковый батальон СС, Франция, Виллер-Бокаж, июнь 1944 года.

Танк начальника 2-й роты оберштурмфюрера СС Михаэля Виттмана

Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042p=9
Закат

На начало ноября 1944 года Германия располагала 317-ю «Тиграми» на Восточном фронте, 84-ю — на Западном и еще 36 танков пребывали в Италии. К 1 марта 1945 года из общего числа произведённых 1354-х автомобилей в строю на всех фронтах оставалось всего 322 боеспособные единицы. Близился закат эры «Тигра» — самого страшного хищника на полях сражений Второй мировой.

Несомненно, тяжёлый танк «Тигр» был выдающейся машиной собственного времени — лучшим тяжёлым танком мира, преимущества которого намного превосходили имевшиеся конструктивные недочёты. За счёт собственного замечательного оружия, опытных экипажей и надёжной бронезащиты PzKpfw VI вгонял в страх в соперника. При встрече с ним шансов сохраниться фактически не оставалось, о чем свидетельствуют и советские ветераны-танкисты, и их бывшие союзники.

«Встреча с «Тигром» приводила к дрожи. Он навевал кошмар всем своим видом», — вспоминает командир экипажа Т-34 Николай Дубровин. Начальнику английского танка «Кромвель» капитану Пэту Дайесу «посчастливилось» встретиться на поле боя с «Тигром» Михаэля Виттмана:

«Я выстрелил в «Тигра» с много метров. Боеприпас от его брони…. Мы встретились лоб в лоб, и нам было нужно не хорошо.

Я два раза выстрелил, и боеприпасы, как и раньше, отскочили от брони. После этого он выстрелил один раз. Его боеприпас не отскочил.

Два члена экипажа были убиты, а меня вышвырнуло из танка».

Дошло до того, что благодаря упадка боевого духа собственных армий, генерал Монтгомери наложил запрет на боевые донесения об удачах германских танков. При обнаружении «Тигров» танкисты союзников с ними не связывались — авиации сообщались координаты соперника, и на помощь прилетали истребители-бомбардировщики «Тайфун», каковые ликвидировали проблему посредством ракет.

Германские танкисты обожали машину. «в один раз на протяжении шестичасового боя «Тигр» взял 257 попаданий, и, не обращая внимания на повреждения ходовой части и трансмиссии, он смог пройти своим ходом 60 км», — говорит бывший начальник «Тигра» Рихард фон Розен. Надёжность, простота, безопасность экипажа — вот неполный список качеств данной военной машины, лучшей в собственном роде.

Источники:

1. Барятинский М.Б. «Тяжёлый танк Тигр. Смертельное оружие Рейха».

Издательство Яуза, Издательство Эксмо, Москва, 2006

http://www.litmir.net/br/?b=197042

2. «Фронтовая иллюстрация»: «Тигр» крупным планом».

http://biblioteka.cc/index.php?newsid=132172

http://www.front2000.ru

3. Отто Кариус «Тигры» в грязи. Воспоминания германского танкиста».

Издательство Центрополиграф, 2004

http://militera.lib.ru/memo/не/меньше/index.html

10 самых ужасных хищников эры млекопитающих

Темы которые будут Вам интересны: