Танковая революция из скандинавии

Швеция, в последний раз сражавшаяся в 1814 году, была одной из немногих государств-членов Евросоюза, избежавших участия в обеих мировых войнах. Однако, к вопросу оружия собственной армии шведы постоянно относились очень щепетильно. Не обращая внимания на нейтральный статус страны, Швеция довольно часто отдавала предпочтение оружию германского происхождения. Справедливо это утверждение и применительно к танкам.

Кроме того Strv fm/21, первые шведские танки, в действительности являлись германскими LK.II. Десять этих автомобилей было собрано из машинокомплектов на мощностях компании AB Landsverk в Ландскруне, которая на многие десятилетия стала центром шведского танкостроения. Тут и суждено было покажется танку Landsverk L-60, кое-какие элементы конструкции которого стали настоящим прорывом для танкостроителей 30-х годов.

В отыскивании зарубежного клиента

Нейтральный статус Швеции, её прекрасно развитая индустрия и в далеком прошлом налаженные связи по окончании окончания Первой мировой пришлись весьма кстати немцам. Версальский контракт запрещал Германии разрабатывать новые военной техники и виды вооружения. Но запрет не помешал немцам с 1925 года в обстановке секретности перезапустить программу разработки танков.

Наряду с этим возможность в полной мере легально разрабатывать танки в других государствах они также не потеряли.

Танковая революция из скандинавии

Иначе, в разработке танков были заинтересованы и сами шведы. Опробования французского танка Renault NC продемонстрировали, что закупки аналогичных автомобилей не имеют смысла. Личная танковая программа обошлась бы далеко не самой богатой в первой половине XX века стране достаточно дорого.

При же с немцами оказалась возможность взять самые новейшие технологии танкостроения и применять в собственных заинтересованностях.

С 1929 года на Landsverk начал трудиться германский инженер Отто Меркер. За два года до того Меркер, трудясь инженером на Maschinenfabrik Esslingen AG, создал трактор, которым заинтересовались германские армейские. Забрав за базу тягач, Меркер создал пример шасси, подходящего для колёсно-гусеничного танка.

Как раз его инженер и отправился строить на Landsverk. К тому моменту шведская компания была подконтрольна германской Gutehoffnungshutte, Aktienverein fur Bergbau und Huttenbetrieb (GHH) из Оберхаузена. Кстати, до Эссена, столицы империи Krupp, от Оберхаузена всего пара десятков километров.

По совсем случайному совпадению Krupp к тому моменту принадлежала треть акций шведской оружейной компании Bofors. Что же касается GHH, то к ней прямое отношение имел ещё и концерн MAN, позднее ставший одной из кузниц германского танкостроения.

Так проект Landsverk 60 смотрелся изначально. Чертёж S.128, 22 октября 1931 года

Итогом работ Меркера стало появление Strv M/31 (Landsverk L-10), первого шведского серийного танка собственной разработки. Но, в случае если пристально приглядеться к этому танку, будет ясно, что прячется за его наружностью. Для начала, Strv M/31 применял двигатель Maybach DSO 8, данный же мотор позднее предполагался как силовая установка для танка помощи B.W. (Begleitwagen) разработки Rheinmetall.

Оружие в виде 37-мм пушки Bofors кроме этого имело отношение к германской оружейной индустрии. Весьма пристально стоит взглянуть и на башню. В ней достаточно легко возможно подметить сходство с башнями Leichttraktor Krupp и Leichttraktor Rheinmetall.

В это же время, Landsverk L-10 шведов однако устраивал не всецело. Созданный в качестве упрощённого варианта колёсно-гусеничного танка Landsverk L-30 (Strv fm/31), данный танк имел достаточно сложную подвеску, да и оказался он, скажем так, не самым недорогим. Его успели выпустить числом трёх экземпляров, и предстоящие работы застопорились. В Европе бушевал кризис, что и по Швеции ударил достаточно очень сильно.

Достаточно заявить, что безработица в стране к 1933 году достигла 25%. Единственной надеждой для развития шведского танкостроения в то время были экспортные поставки. Проектная разработка наряду с этим шла в усиленном темпе, «нарисовали» на Landsverk танков весьма много.

Фактически, с «бумаги» началась и история храбреца данной статьи.

В первый раз обозначение Landsverk 60 было использовано шведской компанией в последних числах Октября 1931 года. На чертеже S.128 был изображён двухместный танк-разведчик, вооружённый 20-мм автоматической пушкой Madsen и спаренным с нею пулемётом той же марки. В качестве силовой установки на нём предполагалось применять 100-сильный двигатель Maybach OS-5.

В принципе, оказалась в полной мере хорошая альтернатива германскому Kleintraktor, он же La.S., что именно сейчас разрабатывался концерном Krupp. Но, немцев данный проект мало заинтересовал, не смотря на то, что шведский танк оказался куда более успешным.

Развитием темы стал Landsverk 61, чертёж S-138 от 1 ноября 1932 года. ТТХ этого танка попали в разведывательные сводки РККА

Проект Landsverk 60 отправился на полку, но ненадолго. Спустя год, в первых числах Ноября 1932 года, на свет показался проект улучшенной версии танка, взявшей обозначение Landsverk 61. Боевая масса выросла до 5,5 тысячь киллограм, заодно подросли и габариты. Башня стала значительно больше быть похожим башню Landsverk L-10, но наряду с этим осталась одноместной, сохранилось и оружие Landsverk 60.

Трансмиссию конструкторы перенесли в лобовую часть корпуса. В этом случае дело очевидно не обошлось без информации об опробованиях Kleintraktor на базе британского тягача Carden-Loyd.

Не обращая внимания на то что данный танк, как и его предшественник, так и остался на бумаге, судьба у него была более успешной. Проект Landsverk 61 деятельно продвигался на зарубежные рынки. А в начале 1934 года его увидела и советская разведка.

В соответствии с отчёту, данный танк советские эксперты вычисляли в полной мере пригодным для применения в качестве разведывательной автомобили и (частично) танка-истребителя. Огневой мощи 20-мм пушки Madsen в полной мере хватало для поражения большинства существовавших в то время танков.

Заинтересовались танком и в Ирландии. Согласно точки зрения тамошних армейских, Landsverk 61 превосходно доходил их оборонной теории, предусматривавшей применение в вооружённых силах лёгкой автомобили с удельной мощностью и автоматической пушкой не меньше 20 л.с. на тонну.

На новом витке собственной эволюции Landsverk 60 смотрелся так. Как раз в таком виде его и заказали ирландцы

В январе 1934 года на свет показался новый вариант проекта Landsverk 60. На чертеже S-162 была изображена машина, представлявшая собой мало переработанный танк-разведчик Landsverk 100. Протяженность корпуса выросла до 4100 мм, а ширина до 1930 мм. Башня, сохранившая исходное оружие, стала двухместной.

Изменилась и силовая установка: в качестве неё Меркер решил применять V-образный 8-цилиндровый двигатель Bussing -NAG L8V-G мощностью 160 лошадиных сил. Именно на данный проект и «клюнула» Ирландия, подписавшая в мае 1934 года с Landsverk соглашение о поставке 2 танков этого типа. Но, всё лишь начиналось…

Торсионный первенец

Подписание между Landsverk и ирландским минобороны договора на изготовление двух опытных образцов танка, взявшего обозначение Landsverk L-60, не стало причиной окончанию работ над данной машиной. Меркер продолжил проектирование. К тому же не нужно забывать о том, кто стоял за шведской компанией.

Большое применение германских компонентов недвусмысленно показывало на то, что шведская машина в один момент есть и испытательным стендом.

В следствии одно из технических ответов, в первый раз примененных на L-60, окончательно поместило его на известный месте в истории мирового танкостроения.

Один из нескольких патентов Карла Рабе на торсионную подвеску

В начале 30-х годов Карл Рабе, правая рука Фердинанда Порше, начал разработку принципиально новой схемы автомобильной подвески. Вместо рессор либо пружин в качестве упругого элемента в его конструкции употреблялся торсион. С технологической точки зрения торсион пара сложнее рессоры либо пружины, но при его применении экономится очень много места. К 1933 году Карл Рабе довёл конструкцию собственной подвески до совершенства.

Предполагалось кроме того испытать её на танке La.S., но дело так и не дошло до практической фазы.

Продольный разрез переработанного L-60. Как возможно подметить, от прошлой версии тут мало что осталось

Совсем другая будущее торсионную подвеску ожидала в Швеции. В первой половине 30-ых годов XX века Меркер переработал конструкцию L-60 для применения на нём торсионной подвески. Для этого корпус было нужно удлинять на полметра, что, но, пошло машине на пользу. Удлинение происходило за счёт повышения количеств моторного отделения, которое у исходного L-60 было открыто мелким, почему существовал риск взять неприятности с охлаждением мотора.

Танк взял ленивцы и опорные катки по типу Landsverk L-10, но совсем по-иному стали выглядеть его ведущие колёса. Ленивец максимально опустили вниз, что разрешило расширить площадь опорной поверхности.

Постройка L-60 для Ирландии, 1935 год

По результатам переделок от исходного танка остались лишь башня, общая компоновка и двигатель. Ценой внесённых трансформаций было то, что первый пример Landsverk L-60 готовься только год спустя. Оба L-60 по ирландскому заказу были закончены к августу 1935 года. Танки с боевой массой 7 тысячь киллограм развивали большую скорость 45 км/ч.

Удельная мощность была кроме того выше требуемой – 22,8 л.с. на тонну. Хорошим для того времени было и оружие.

На данной фотографии прекрасно видна конструкция ходовой части

В том же августе 1935 года состоялся показ автомобили рабочей группы, которую управлял майор Тревор Лавлор (A.T. Lawlor), глава ирландского корпуса бронемашин. Ирландская делегация была в полной мере довольной, за исключением одной, но совсем не небольшой неприятности.

Прямо на протяжении демонстрации из-за неточности водителя начался пожар двигателя, позднее перекинувшийся на всю машину. В итоге машина сгорела дотла, а компания Landsverk обязалась за собственный счёт выстроить ещё один танк.

Демонстрация ходовых возможностей L-60, август 1935 года

Шведы осознавали, что Ирландия не может закупить большое количество танков, и искали вторых клиентов. В осеннюю пору 1935 года на опробования ирландского танка прибыли швейцарцы. На горизонте маячил договор на поставку шести L-60 и более лёгкого L-120.

Но, как говорится, давать слово – не означает жениться. Опробовав шведскую машину, швейцарцы в итоге выбрали совсем второй танк – чехословацкий LTH, подписав 17 апреля 1936 года договор с компанией CKD. Быть может, LTH был не так технически идеальным, но в итоге именно он подошёл швейцарцам.

Швейцарская рабочая группа испытывает первый L-60, осень 1935 года

Что же касается испытанной ими автомобили, то в ноябре 1935 года данный танк, наконец, прибыл в Ирландию. Второй танк клиентам было нужно ожидать ещё практически год. Дополнительного заказа из Ирландии не последовало по очевидной обстоятельству – бюджет ирландской армии был очень маленьким.

Оба ирландских Landsverk L-60 на учениях

Танки взяли в ирландской армии обозначение L-601 и L-602. Их выяснили во 2-й бронеэскадрон, где, кроме них, был купленный во второй половине 20-ых годов XX века Vickers Medium Tank Mk.C. В отличие от достаточно медлительного британского танка, шустрые шведские автомобили были любимцами ирландских танкистов.

В ирландской армии L-60 оставались впредь до 1953 года, в то время, когда их были вынуждены снять с оружия в виду отсутствия и износа запчастей. Нужно дать должное бережным ирландцам – оба танка сохранились до наших дней.

От Вены до Будапешта

В декабре 1936 года шведы взяли заказ на ещё одну умелую машину. На этот раз клиентами выступали австрийцы. Мало перепроектированный танк взял обозначение Landsverk L-60O (от шведск.

Osterrike, другими словами «Австрия»). В целом машина фактически не изменилась, но, в соответствии с чертежам, протяженность её корпуса выросла на 6 см. Помимо этого, поменялась конструкция ведущего колеса, съёмный венец которого снимать стало существенно проще. Кроме этого мало было переделано оружие. В частности, был установлен пулемёт принятого в Австрии калибра 8 мм. К тому моменту Отто Меркер уже покинул Швецию, а место ведущего конструктора Landsverk занял Вильгельм Бучеггер (Wilhelm Buchegger).

К слову, также немец.

Австрийский Landsverk L-60O на опробованиях, апрель 1937 года.

Тогда на нём всласть наездились поляки. Прекрасно заметно, что у автомобили другая конструкция ведущих колёс

К концу марта 1937 года Landsverk L-60O готовься , но в итоге австрийцы отказались от этого танка. Нового клиента продолжительно ожидать не было нужно. Уже 21 апреля в Ландскруне встречали польскую делегацию. С нею обращение велась о закупке шведской военной техники, причём с достаточно широким ассортиментом.

Кроме L-60, интерес вызывали более лёгкий L-120 и артиллерийский тягач L-135. На протяжении семи дней поляки испытывали шведские танки, но сделка не произошла.

Дело в том, что в Польше уже шло серийное производство танка 7TP, польского варианта Vickers Mk.E. В целом польская и шведская автомобили были равноценны друг другу, так что ответ поляков отказаться от импортного танка в пользу отечественного выглядит в полной мере разумным. Примечательно, что к тому моменту поляки вывели на опробования модифицированный 7TP с башней Bofors и установленной в ней 37-мм пушкой той же компании.

Во второй половине 30-ых годов XX века эта башня отправилась в серию, и по огневой мощи 7TP конкретно превзошёл шведский танк.

Переделанный Landsverk L-60O. В таком виде он отправился на опробования в Венгрию

Успех улыбнулась шведам лишь с третьего раза. На этот раз танком заинтересовались венгры. Обращение о заказе велась ещё в октябре 1936 года, в то время, когда венграм внесли предложение, кроме L-60, зенитную самоходную установку L-62 и бронемашину L-181.

Броневик в итоге ко двору не пришёлся, а история L-62 хороша отдельного повествования. Что же касается L-60, то он отправился в Венгрию по окончании того, как танк испытали поляки.

Тут шведской машине противостояли германский Pz.Kpfw.I Ausf.A и венгерский колёсно-гусеничный Straussler V-4. Германский лёгкий танк сразу же был за бортом конкурса, а танк разработки Миклоша Штраусслера был через чур сложным. Дополнительным преимуществом L-60 был его двигатель, что выпускался в Германии и не являлся проблемным.

Выбор пал на шведский танк, принятый на вооружение венгерской армии как 38M Toldi. Доработанную версию шведского танка с апреля 1940 года стали выпускать на фабриках Ganz и MAVAG в Будапеште.

Успех в собственном отечестве

Шведская армия, как ни необычно это раздастся, появилась в последних последовательностях тех, кто заинтересовался новым танком. В то время шведские армейские в полной мере серьёзно присматривались к Vickers Mk.E, потому, что производство отечественных танков у Landsverk в начале 30-х годов забуксовало, да и автомобили оказались неоднозначные. Особенно это касалось цены.

Интерес к L-60 в Швеции показался лишь по окончании отправки первого танка в Ирландию. 7 апреля 1936 года рабочая группа шведских армейских во главе с капитаном Эриком Гиллнером (Eric Gillner), главой отдела разработок артиллерийского управления, посетила Landsverk. На заводе рабочей группы была показана техдокументация по танку.

Уже тогда шведские армейские отдали должное торсионной подвеске, но скептически отнеслись к автоматической пушке, считая, что 37-мм пушка Bofors, которую Landsverk ставил на броневики L-180 и L-181, и для танка более предпочтительна. Тогда же раздалась идея, что при заказа шведской армией для того чтобы танка будет вернее поставить на него отечественный мотор.

17–20 июля того же года состоялась демонстрация ходовых возможностей, на которой шведской рабочей продемонстрировали в деле второй пример L-60, выстроенный для Ирландии. Машина соревновалась с Landsverk L-10, пройдя сравнительный пробег из Ландскруны в Хальмстад и обратно. Кроме этого были совершены опробования на пересечённой местности.

Танк приятно поразил возможностями движения и динамическими характеристиками по распутью, понравилась шведским армейским и оптика. К тому же, рабочая группа указала на то, что подвеска требует улучшений.

Шасси Landsverk L-60 №61, август 1937 года

В июле 1936 года шведская армия, наконец, выдала Landsverk заказ на изготовление двух умелых танков. Первый, с серийным номером 61, изготовлялся в виде шасси, второй же, с номером 62, делался всецело комплектным.

О танке №62 более детально отправится обращение в следующем материале, посвящённом танкам семейства L-60. Тут же стоит упомянуть тот факт, что выстроили его не с 37-мм пушкой, а с 20-мм автоматом Madsen. С оружием этого танка потом была связана целая эпопея. Для него рассматривались другие варианты оружия, включая 20-мм противотанковое ружьё Solothurn, и экспериментальную 37-мм автоматическую пушку Bofors.

В апреле 1937 года были совершены проектные работы, каковые дали неоднозначный итог. И Solothurn, и Bofors занимали в башне слишком много места, кроме возможность применения спаренного пулемёта. Работы по данной теме были остановлены.

Оба танка готовься к началу августа 1937 года, с 9 по 18 число они проходили опробования. Как и было указано в требованиях, вместо германского мотора Bussing-NAG L8V-G на них были установлены шведские моторы Scania-Vabis typ 1664 мощностью 142 л.с. Протяженность корпуса увеличилась до 4,8 метров.

Масса шасси №61 составила 6100 кг, а танка №62 – 8215 кг.

По результатам опробований 10 сентября 1937 года было издано постановление о закупке шведской армией пятнадцати танков, взявших заводское обозначение L60-S, а армейское – Strv m/38. Наряду с этим был составлен перечень добавлений и переделок, что стали воплощать в металле на шасси №61. К 1938 году шасси превратилось в полноценный танк, взявший башню с развитой кормовой нишей и 37-мм пушкой Bofors m/38.

С ней был спарен пулемёт ksp 8 mm m/36 strv, представлявший собой шведскую вариацию на тему американского пулемёта Browning M1917A1. Башня, подобно танку №62, взяла командирскую башенку с громадным числом смотровых устройств. По окончании дополнительных опробований танк №61 стал головной машиной серии, поставки которой клиенту начались 25 августа 1938 года.

Переработанный танк №61, он же первый серийный Strv m/38

На момент создания Strv m/38 являлся одним из лучших танков в собственном классе. Само собой разумеется, к 1938 году толщина брони 13 мм была уже очевидно недостаточной, но в то время опыт битв в Испании лишь начинал осмысливаться конструкторами. Шведская машина имела возможность похвастаться высокими динамическими чертями, плавностью хода, которую снабжала торсионная подвеска, и хорошей пушкой, талантливой бороться с большинством танков того периода.

Идеи, заложенные в конструкции этого танка, разрешили развивать его дальше. Но об этом поболтаем уже в следующее статье.

Создатель высказывает громадную признательность Карлу Бломстеру (Karl Blomster), Швеция, и Хилари Луису Дойлу (Hilary L. Doyle), Ирландия, за помощь в подготовке материала

литература и Источники:

  • РГВА
  • Архив Карла Бломстера (Karl Blomster)
  • Landsverk L-60, Christer Baadstoe, PANSAR 1–2013

Школы танкостроения: шведские танки

Темы которые будут Вам интересны: