Танковая контрабанда и танковый блеф в родезии

Warspot знакомит читателей с одной из самых занимательных и насыщенных страниц военной истории африканского континента — войной в Родезии. Сегодняшняя статья поведает о том, как президент Уганды Иди его союзник и Амин Муаммар Каддафи помогли родезийской армии «разбогатеть» на восемь танков, и о том, какую роль сыграла эта техника в войне.

Повелитель зверей и рыб

Как мы знаем, президент Уганды Иди Амин был весьма экстравагантным человеком. Чего лишь стоит один его полный титул: «Его Превосходительство пожизненный президент, генерал-фельдмаршал Аль-Хаджи врач Иди Амин, повелитель всех зверей на почва и рыб в море, завоеватель Англии в Африке по большому счету и в Уганде в частности, кавалер орденов «Крест Виктории», «Армейский ордена» и крест «За боевые заслуги».

Но, не обращая внимания на объявление войны США (длилась ровно один сутки, утрат нет с обеих сторон), антиизраильские выступления (особенно по окончании того, как в ходе операции «Энтеббе» израильский отряд специального назначения практически стёр с лица земли главную часть ВВС Уганды) и многие жестокости и другие проявления силы, Иди Амин практически не контактировал с Родезией в вооружённом замысле. Тем более любопытным есть тот факт, что косвенным образом президент Уганды достаточно значительно укрепил вооружённые силы Родезии.

Уганда получила независимость в 1962 году. Первым её премьером стал Милтон Оботе, которого в 1971 году сверг его бывший соратник и министр обороны Иди Амин, в итоге Оботе был должен бежать из страны в Танзанию. Фактически, оба этих политика отличались авторитаризмом, но Иди Амин кроме того по меркам африканских правителей был весьма крут.

Потому Оботе, не имея сначала особенной помощи населения, пребывал в Танзании, лелея надежду когда-нибудь возвратиться в страну.

Танковая контрабанда и танковый блеф в родезии

Милтон Оботе и Иди Амин

Тем временем действующий президент Уганды совсем стёр с лица земли промышленность, сельское хозяйство и предпринимательскую деятельность в стране, что стало причиной естественное недовольство среди населения и пара волн миграции в соседние государства, включая Танзанию. В осеннюю пору 1978 года в армии Уганды разразился мятеж, предлогом к которому стала «неожиданная смерть» вице-президента Уганды генерала Мустафы Эдриси. Такие «несчастные случаи» со через чур уж возвысившимися людьми в период правления Амина стали обыденностью, но в тот раз несколько армейских, каковые поддерживали вице-президента (всего числом около полка), восстала, захватила пара южных районов и под напором верных президенту армии перешла границу с Танзанией.

Это дало предлог Амину обвинить правительство соседней страны в агрессии, подстрекательстве, позвать Джулиуса Ньерере (президента Танзании) на боксёрский поединок и начать войну ему и его стране. Спустя малое время угандийская армия оккупировала часть провинции Кагера неподалеку от озера Виктория.

В ответ на это власти Танзании совершили немедленную мобилизацию, значительно увеличили количественный состав армии, а с учётом того, что СССР из двух этих государств решил поддержать Танзанию, ещё и укрепились технически.

Иди Амин (в центре) и Муаммар Каддафи (справа) принимают парад. Шуму, Уганда, 1973 год

И тут направляться упомянуть ещё об одном участнике этого действия – Муаммаре Каддафи. Ливийский фаворит был весьма дружен с Иди Амином (они сошлись на земле антиизраильских и религиозных мировоззрений – оба были мусульманами), довольно часто помогал ему техникой, солдатами и оружием. Фактически, данный конфликт не стал исключением, и в Уганду направились ливийские воины и техника…

Неприкаянный груз

В начале 1979 года французский корабль «Астор» мирно направлялся из Ливии в Кению. В пункте отправки в него загрузили 10 польских танков Т-55L, запчасти и груз боеприпасов к ним. В порту Момбаса корабль должен был быть разгружен, а техника, транспортируемая на нём, послана по суше в Уганду, не смотря на то, что к тому моменту армия Иди Амина уже сыпалась под ударами танзанийской армии и Фронта Народного Освобождения Уганды, складывавшегося из беженцев с территории данной страны.

Корабль прибыл в порт Момбаса, но в то время война практически закончилась: столица Уганды Кампала была забрана, Иди Амин бежал в Ливию, и танки были бесхозными «в связи с отсутствием принимающей стороны». «Астор» перенаправили в Анголу. Капитан корабля был, по всей видимости, не в курсе политической обстановки в регионе, исходя из этого решил зайти на дозаправку в порт Дурбан в Южной Африке, пребывавший в стране, которая вела «Пограничную войну» с Анголой.

Судно для начала отконвоировали в порт, по окончании чего в том направлении направилась несколько таможенников на выяснения характера и предмет осмотра груза. Каково же было их удивление, в то время, когда в трюме обнаружилось десять Т-55L в пустынном камуфляже с запасом снарядов и другими приятными дополнениями!

Конфискованые T-55L

Танки выгрузили, осмотрели и так, и эдак, а позже задумались: «Ну и куда они понадобятся?». Дело в том, что к тому моменту в ЮАР была уже личная реактивная и ствольная артиллерия, бронетранспортёры, достаточное количество авиации, да что в том месте сказать – к 1979 году уже было создано атомное оружие (его опробования на острове Буве, известные как «инцидент «Вела», будут совершены 22 сентября 1979 года).

Но возвратимся к танкам. В 1976 году было решено закупить танки «Центурион», дабы позже произвести их глубокое улучшение (потом это вылилось в создание достаточно успешного танка «Олифант»). На фоне всего этого дюжина T-55L смотрелся как-то бедно.

Неизвестно, в чью голову пришла умная мысль передать эти танки Родезии, но в конечном счете всё так и случилось: два T-55L оставили в ЮАР «на всякий случай», а остальные восемь передали в Родезию. Дабы мировая общественность ничего не заподозрила (а к тому моменту на каждое появление новой техники у Родезии по всему миру следовали гневные отклики), родезийцы устроили пара трансграничных рейдов в Мозамбик, «на протяжении которых захватили 8 танков».

Танки в родезийской армии

На дворе к тому моменту стоял октябрь 1979 года. Война была в самом разгаре, а потенциальная угроза вторжения советской техники из близлежащих государств была очень явной. Не обращая внимания на то, что Бронеавтомобильный полк Родезии имел в собственном составе пара эскадронов, вооруженных броневиками «Эланд» французского производства с 90-мм пушкой, каждая техника была нужна как воздушное пространство.

«Ливийский» камуфляж

Среди родезийцев был брошен клич – искали людей, каковые имели опыт обращения с любой военной техникой. В итоге по объявлению пришли целых 2000 человек, из которых отобрали некое количество экипажей для снова созданного эскадрона «Е» Бронеавтомобильного полка (отбирали, действительно, лучших из лучших и ростом не более 173 см – 5 футов 8 дюймов, дабы им было комфортно трудиться в танке). Снова созданный эскадрон складывался из двух взводов по четыре танка в каждом.

Танкистов тренировали инструкторы из Южной Африки.

Сначала танки были покрашены в пустынный камуфляж, мало доходивший для войны в буше, но практически сразу после прибытия танков в казармы майор Винклер приказал перекрасить их в американский камуфляж.

«Американский» камуфляж

В итоге «консультанты» из ЮАР продемонстрировали родезийцам анти-инфракрасную схему окраски танков, в которую эти многострадальные T-55L и были перекрашены.

Кроме перекрашивания, в танках заменили радиостанции и танково-переговорные устройства на стандартные родезийские, каковые находились на бронеавтомобилях «Эланд». Экипажи вооружили АКМС (складной версией автомата Калашникова). Руководство эскадроном «Е» было поручено капитану Кауфельдту, бывшему танкисту из Западной Германии.

Анти-ИК камуфляж

Дабы совсем запутать всех и вся, родезийцы загрузили эти танки на некоторое время и трейлеры возили по стране, создавая видимость наличия большего количества военной техники, чем имелось на самом деле. Известие о наличии таковой техники в руках родезийцев выяснилось неприятным сюрпризом для начальников ЗИПРА и ЗАНЛА и вынудило их пересмотреть замыслы атак.

В итоге, так и оставшись «оружием сдерживания», эти восемь Т-55L не приняли участия ни в одной боевой операции. При наличии громадной сети протяжённых дорог и широких границах перегонять 37-тонные танки по стране, где «плечо» выдвижения на операцию достигало 300 км, было нонсенсом.

Танки в казармах Нкомо
«Кварц» — операция, которая не состоялась

Само собой разумеется, была ещё подготовка к операции «Кварц», которая включала в себя действия всех Сил Безопасности Родезии и являла собой цель не допустить прихода к власти Роберта Мугабе и партии ЗАНУ (впредь до физического устранения будущего президента Зимбабве и уничтожения всех сил армии ЗАНЛА в стране – в случае, если Мугабе победит на выборах силой оружия). В ходе планируемой операции предполагалось, что один отряд танков Т-55L (четыре единицы) поддержит бойцов родезийской САС, каковые будут физически ликвидировать Мугабе, а второй отряд из оставшихся четырёх танков будет вместе с бойцами роты помощи Родезийской Лёгкой Пехоты уничтожать сборный пункт боевиков ЗАНЛА недалеко от города Булавайо.

Были совершены репетиции в казармах Кирбит. По сценарию танки должны были стрелять осколочно-фугасными боеприпасами по строению аудиовизуальных искусств в комплексе Университета Солсбери (предполагалось, что Мугабе будет в том месте). По окончании того как целый отряд отстреливал по строению 80 снарядов, один из танков должен был проломить ограду Университета, а бойцы САС под руководством известного Боба Маккензи направиться на зачистку и штурм территории.

Танки тем временем осуществляли бы огневую помощь.

Бойцы эскадрона «Е» слушают результаты выборов. 4 марта 1980 года, 9 часов утра

Но операция «Кварц» не стартовала, выборы состоялись, и 18 апреля 1980 года Родезия прекратила собственное существование. Танковый парк снова грамотного страны пополнился танками из Замбии и Мозамбика, а восемь T-55L польского производства остались только частью истории.

Источники:

  • Fighting vehicles and weapons of Rhodesia 1965–1980. Peter G Locke, Peter DF Cooke.
  • http://war-conflicts.livejournal.com
  • http://www.rhodesia.nl
  • https://www.wikipedia.org
  • Создатель фотографий Т-55 David Hughes

Контрабанда

Темы которые будут Вам интересны: