Танки: столетие боевого крещения

Сто лет назад, в 5:20 утра 15 сентября 1916 года, танк-«самец» с бортовым номером 765 под руководством капитана английской армии Мортимера двинулся к линии Западного фронта — того самого, на котором было «без изменений». И приблизительно через час «перемена» таки случилась — начался первый во всемирной истории бой с участием танков. Многовековая мечта армейских о бронированной самодвижущейся боевой повозке материализовалась.

Практически, в данный сутки произошло боевое крещение нового рода армий.

Танк Первой мировой как рабочее место

Первые танкисты сразу же столкнулись с теми проблемами, над которыми их преемники бьются и сейчас.

Для начала, дабы сражаться с неприятелями, нужно хотя бы… доехать до них. А вот тут-то и таились первые трудности. Обширно как мы знаем, что из 49 автомобилей, каковые должны были учавствовать в историческом бою, кроме того выдвинуться на исходные позиции смогли лишь 32.

Наряду с этим сражались из них только 18, остальные сломались либо застряли.

Танки: столетие боевого крещения

«Кто-то в первой линии окопов крикнул, что явился сатана, — и это слово разнеслось по окопам с огромной быстротой»

Картина Фортунино Матания

Уже запуск двигателя первых английских танков огромным рычагом имел возможность практически убить невезучего члена экипажа, не успевшего своевременно отскочить. Управление машиной потребовало неусыпного внимания со стороны водителя и двух его ассистентов. А мощности стосильного двигателя для практически тридцатитонной автомобили катастрофически не хватало. Гусеницы первых танков кроме того с учётом постоянного ухода выдерживали не более 20–30 миль (32–51 км) пробега, ведущие колёса — приблизительно 20 миль.

Многие части танка, от колёсного «хвоста» сзади до спонсонов по бокам, просто не трудились так, как ожидали члены и конструкторы экипажа.

О какое количество-нибудь сносных условиях для экипажа в боевых автомобилей не приходилось и грезить. Снаружи первые английские танки смогут показаться достаточно просторными. Но кроме того в танк-«самку» без пушек, кроме десятков тысяч патронов к пулемётам (76 коробок по 320 патронов в каждом), нужно было как-то запихнуть запасную банку с маслом для двигателя, такую же — для трансмиссии, две банки мельче со смазкой, три канистры с водой.

И не забудем про питьё и еду для экипажа.

Поверх всего остального лежали аптечка, два коробки револьверных патронов, запасной пулемёт Виккерса и четыре ствола для него, запасной ствол для пулемётов Гочкиса, двое ножниц для резки проволоки и три сигнальных флага. Кое-какие танки имели в и корзину с парой голубей, телефон и сигнальный фонарь с катушкой провода на 90 метров. Не страно, что, по воспоминаниям ветеранов-танкистов, «первым ощущением в танке была теснота».

Против колючей проволоки

iwm.org.uk

Сейчас представьте себе ощущения экипажа, закрытого в тесной бронекоробке рядом с плачущим двигателем, не отделённым от людей кроме того подобием перегородки. Учтите, что амортизация у этого подвижного кошмара для больных клаустрофобией также фактически отсутствовала. Исходя из этого при перемещении по «лунному ландшафту» поля боя Первой мировой несчастных танкистов швыряло, как на корабле в хороший шторм. Температура в танков доходила до пятидесяти и более градусов.

Из-за шума двигателя танкистам, не слышавшим кроме того криков товарищей, приходилось изобретать самодельные глушители из мокрой мешковины и консервных банок. Выхлопные газы душили экипаж не хуже первых образцов химического оружия, а попытка открыть хоть какую-нибудь щель для проветривания была сопряжена с риском «поймать» пулю либо осколок.

Уже в конце Первой Мировой был зафиксирован случай, в то время, когда целый экипаж танка Mark V из-за загазованности и жары перестал работать. Только один офицер, оставшийся в сознании, сумел привести машину обратно к своим. Но пехота умоляла о помощи.

И танк снова отправился в бой, причём экипаж его складывался из сохранившегося офицера на месте водителя, ещё одного частично оправившегося танкиста и двух пулемётчиков из подразделения пехоты.

Танки в грязи, 1917 год

http://nla.gov.au/

Из-за тесноты в обычном «ромбе» наводчики и заряжающие не могли ни находиться, ни сидеть в танке, им приходилось практически скрючиваться над пушкой. В то время, когда танк двигался и трясся, наводчик по большому счету ничего не видел.

Ручные пулемёты Льюиса с воздушным охлаждением, на первый взгляд, были куда эргономичнее массивных «Виккерсов», но танковый вентилятор любой раз при стрельбе гнал поток тёплого воздуха и пороховых газов от пулемёта прямо в лицо стрелку. В итоге, «Льюисы» были заменены на «Гочкисы».

А также «Рено» FT-17 — пожалуй, лучшие танки Первой мировой, чья компоновка потом стала хорошей — имели множество больших недочётов в конструкции. Головки болтов, торчащие вовнутрь башни, имели возможность травмировать танкистам голову, а обрыв ремня вентилятора скоро приводил к перегреву мотора — и танк поднимался среди поля боя, преобразовываясь в эргономичную мишень.

Резонно появляется вопрос – а для чего по большому счету были необходимы такие чудища, страшные для собственных же экипажей? Дело в том, что танки имели возможность делать на поле боя то, что не делал никакой второй вид оружия. Они скоро и действенно прорывали колючую проволоку, на что в прошлых сражениях безуспешно тратились тысячи снарядов, в противном случае и людских судеб.

Танки, если не ломались и не застревали, неудержимо шли вперёд и подавляли любой, кроме того прекрасно замаскированный и защищённый пулемёт, нормально останавливавший атаки целого пехотного полка.

Преодоление траншеи

http://natlib.govt.nz/

По окончании первых же битв оказалось, что мало прорвать оборону соперника — нужно было ещё и удержать захваченное. А защита от первого шока от появления танков на поле боя скоро отошла и начала быстро совершенствоваться. Показались противотанковые рвы, пехота взяла гранаты, противотанковые мины и бронебойные пули, артиллеристы обучились стрелять по подвижным целям.

Трудности сотрудничества

Стало ясно, что кроме того чудо-оружию, каким на первых порах казались танки, требуются тщательная разведка, маскировка, налаженное сотрудничество со всеми компонентами сложного механизма войны — от аэроплана-разведчика над полем боя до тяжёлой гаубицы на большом растоянии в тылу. Танки, а правильнее их экипажи, обучались незамеченными подкрадываться к сопернику на расстояние в 200 метров, нырять «ласточкой» в яму глубиной 6 метров и вторым «трюкам».

Подготовка германских солдат к борьбе с танками

http://la-guerre-en-image.forumactif.org/

Сотрудничество танков с пехотой в течении продолжительного времени возможно было исчерпывающе обрисовать воистину бессмертной фразой «пехота за танками не отправилась». Во французской армии был случай, в то время, когда приданная танкам дивизия из марокканцев… просто не знала французского языка. С кавалерией, но, дело обстояло ещё хуже – на поле боя её нужно было сперва хотя бы отыскать.

Полковник Ричард Уэст, помчавшийся на своём коне поднимать залегшую пехоту в атаку и взявший Крест Виктории посмертно (эту приз передали танковому батальону «Уиппетов», что поддерживал кавалеристов), был редким исключением.

А имели возможность бы танки вовсе обойтись без пехоты? На первых английских танках при простой численности экипажа в восемь человек время от времени добавлялся девятый, что «вклинивался» между радиатором и корпусом машины с задачей отстреливать через кормовую бойницу желающих вскарабкаться на танк. Последняя процедура, учитывая наличие у автомобилей первой серии колёсного «хвоста», была не таковой простой, как может показаться.

Перед атакой

http://www.gutenberg.net

В послевоенной учебной книге «The battle of Booby’s Bluffs» наглядно продемонстрирована обычная реакция несложного пехотного офицера на военную технику. Потому, что его просто не учили с ней обращаться, не приводит к ответ начальника отправить танки куда-нибудь «в том направлении».

Без помощи сапёров танки застревают в первых же низменностях. При первых неумелых попытках организовать сотрудничество родов армий танки с уверенностью продвигаются вперёд, но пулемёты быстро выкашивают пехоту в промежутках между автомобилями. Осколки снарядов, нацеленных в танки, поражают солдат, прижимающихся в отыскивании защиты к броне.

А автомобили, оставшиеся без помощи пехоты, действенно выбиваются группами и артиллерией воинов-противотанкистов. В итоге «чудо-оружие» не приносит пользы, а наоборот, вызывает только разочарование и критику.

В умелых руках

Но, 26 сентября 1916 года танк под руководством 2-го лейтенанта Чарльза Стори (Storey) полностью продемонстрировал, на что способна новая техника при грамотном применении. При помощи самолёта, поливавшего немцев огнём сверху, танк заблокировал громадную германскую траншею и ездил по ней под пулемётным огнём, пока не закончилось горючее. Наконец, 370 немцев, зажатых между английской пехотой и танком, сдались в плен.

Англичане утратили только пятерых. Пули пара раз пробили броню танка: все члены экипажа, не считая двоих, были ранены.

14 октября того же года капитан Фредерик Хотблэк из разведки отправился в наступление… в первых рядах (!) танка, показывая танкистам дорогу под огнём. Он не только сохранился в том бою, но и взял за него орден «За выдающиеся заслуги». Хотблэк прошёл обе мировые войны, дожив до 1979 года.

Перед сражением при Камбре

iwm.org.uk

Битва при Камбре началась неожиданной атакой, без уже привычной многодневной бомбардировки. Артиллерия фугасными боеприпасами поставила перед наступающими танками подвижный огневой вал, авиация подавляла германские батареи. Действия комбинированных сил при Камбре продемонстрировали, что танки смогут быстро прорвать кроме того усиленную оборону — три линии упрочнений подряд. Если бы лишь другая армия успела этим воспользоваться… Но немцы закрыли брешь во фронте раньше.

Но, эта операция практически стала «эскизом» будущих побед.

К 1918 году ценой громадных потери людей и техники тактику танков и поддерживающей их пехоты сражающиеся армии отточили фактически до совершенства.

В соответствии с новой английской концепцией, танкисты сейчас должны были прорвать оборону в нескольких местах, провести за собой пехоту в созданные прорывы и после этого закрывать её, пока воины очищают вражеские траншеи и окружают оставшиеся участки сопротивления.

В сражении танки двигались группами по три. Один передовой танк своим огнём подавлял оборону соперника. Двигавшиеся чуть сзади остальные две автомобили (главные силы) наступали в тесном сотрудничестве с пехотой.

Английский тяжёлый танк Mark V был способен на воистину цирковые трюки

panzerserra.blogspot.kr

Передовые автомобили, применяя складки местности либо дымовую завесу, прорывали колючую проволоку и после этого двигались на протяжении первой (огневой) траншеи, не пересекая её, пока не доходил первый танк главных сил с пехотой. Данный танк пересекал проволочные заграждения в том же месте, что и передовой. В случае если это появилось неосуществимым, то новый проход создавался не меньше чем в 50 метрах от первого, дабы, разрывая гусеницами проволоку, не перекрыть его.

Один из танков главных сил подавлял огневую траншею, второй — доезжал до следующей траншеи (помощи) и подавлял её.

Считалось, что не имеет значение, в каком как раз строю будет наступать пехота из группы помощи — только бы воины шли вперёд и не теряли связи с танками. Каждое отделение воинов должно было поддерживать и закрывать другие. По возможности атака сопровождалась огнём ручных лёгких миномётов и пулемётов с тыла.

В случае если дальности огня не хватало, пулемётчики двигались вперёд, причём поодаль от пехоты.

Манёвры танков прикрывались дымовой завесой, поставленной артиллерией либо самими танкистами. Пара автомобилей выделялось для защиты флангов.

Английские танки

http://natlib.govt.nz/

Не обращая внимания на очевидные недочёты новой трудности и техники, армии потребовали всё больше и больше «металлических колесниц». Лишь британских танков серии Mark IV за войну было выпущено более чем 1000 штук, а французских FT-17 — более 3000. Уже в Первую мировую танки породили широкую группу бронемашин, от самоходных орудий и радиотанков до амфибий и транспортёров пехоты.

Столь же многообразными были и варианты боевого применения гусеничной военной техники. Танки сражались везде, от трясин Фландрии до древних стен Газы.

Любопытно, что английские танки самых первых серий смогли дожить до последних битв всемирный войны. С одного из таких танков были сняты спонсоны, а вместо он взял электрогенератор «Вестингауз» и кран с замечательным магнитом. В теории такая машина должна была искать и извлекать мины, но кроме того на полигоне в Суррее эта мысль не сработала.

А в сентябре 1918 года британцы собирались форсировать Северный канал между Уазой и Сансе по «плотине» из трёх автомобилей – ветеранов первых танковых битв. Но и данный замысел реализован не был.

Опробования Mark I с магнитом на кране

www.thinkdefence.co.uk

В первый раз танки «хоронили» всего через год по окончании их боевого крещения, ещё в осеннюю пору 1917 года, обосновывая, что они не годятся для войны в условиях Западного фронта. практики военного и Различные теоретики дела хоронят «» их до сих пор. Но новые войны и всё новые обосновывают, что танки, не обращая внимания на сложность, дороговизну, ненадёжность, появление новых средств борьбы и многие другие факторы, вот уже сто лет как незаменимы.

И в полной мере быть может, что вести войну они будут ещё весьма долго.

Литература:

  • Fletcher David. British Battle Tanks: The First World War. Osprey Publishing, 2016.
  • Infantry and tank co-operation and training. War department, 1918.
  • Kendall Paul. Bullecourt 1917: Breaching the Hindenburg Line. History Press, 2010.
  • List, Single, Major. The battle of Booby’s Bluffs. United States Infantry Association, 1922.
  • Дютиль Л. Танки. — М.: Госвоениздат, 1936.
  • Митчель Ф. Танки на войне. История развития танков во всемирной войне 1914–1918 гг. — М.: Госвоениздат, 1935.

Отпразднуй столетие танков в World of Tanks

Темы которые будут Вам интересны: