Танки-невидимки. в жёлтой жаркой африке

Танки-невидимки. в жёлтой жаркой африке

Пустыня для танков — готовый оперативный простор. Маневрируй как желаешь, поменяй направление удара как хочется, удивляй соперника и побеждай в случае если окажется. В случае если жара не вскипятит воду в радиаторе твоего танка, пыль не забьёт двигатель, перевоплотив его в кусок металлолома, а танкисты не погибнут от жажды либо теплового удара.

Во время второй мировой самым масштабным пустынным театром боевых действий стала Северная Африка. Виноват в этом германский командующий Э. Роммель, что должен был в начале 1941 года оказать помощь итальянцам остановить наступление английской армии. Вместо этого будущий «Лис пустыни» устроил союзникам серию таких разгромов, что второстепенный театр боевых действий стал для них больным нарывом, вскрыть и продезинфицировать что следовало любой ценой.

Немцы, со своей стороны, не могли не поддержать собственного амбициозного полководца. В общем, танков в Африке было достаточно. И смотрелись они иногда очень необычно.

«Пропесоченные» танки

Неблагодарное это дело — красить танки в пустыне. Вездесущий песок обдирает краску не хуже напильника, а свирепое солнце в считаные семь дней пожирает цвета. Каждая окраска делается тусклой и блёклой. Добавим к этому слой пыли — и возьмём обычный цвет любого танка в Северной Африке.

К примеру, M4A1 Medium Tank на фото внизу сошёл с конвейера окрашенным в обычный американский цвет Olive Drab — грязно-оливковый. Прекрасно видно, как пустыня Сахара вмешалась в его вид.

Что весьма интересно, в отличие от зимней маскировочной окраски, которая редко наносилась на танки в заводских условиях, «фабричная» пустынная расцветка существовала. В частности, автомобили Африканского корпуса Роммеля были окрашены в «песочный» цвет RAL 1002. К 1942 году Германия создала для военной техники, воюющей в Северной Африке, два пигмента.

Первый, именовавшийся RAL 7027, был серым, но более ярким, чем обычный для того времени Schwarzgrau RAL 7021 (серо-тёмный). Вторая краска, светло-коричневая, обозначалась как RAL 8020. Правда большинство германских боевых автомобилей, окрашенная в эти цвета, до Роммеля так и не добралась, появлявшись на советско-германском фронте, с аппетитом перемалывавшем танковые дивизии вермахта.

К 1943 году «пожелтела» вся германская военная техника: руководство германской армии приняло новый стандарт базисной окраски танков — Dunkel Gelb (грязно-жёлтый). Для пустыни он доходил превосходно, но ко времени его массового распространения в германских армиях Роммеля в Африке уже разгромили.

Англичане сначала красили танки собственных частей в Африке и на Ближнем Востоке в тёмно-земляной цвет. На фоне жёлтых барханов такие автомобили очень сильно кидались в глаза. Исходя из этого танкисты, не хотевшие быть лёгкой мишенью для неприятельской артиллерии и танков, собственными силами правили внешний вид автомобилей. Цвет именовался «пустынным жёлтым» и был ярче германского аналога.

Не смотря на то, что, в случае если честно, то это утверждение справедливо лишь для свежепокрашенных танков. Обе краски не имели устойчивости к выгоранию на солнце, так что скоро боевые машины и танки Роммеля союзных армий становились практически однообразными.

Как уникальный камуфляжный материал, использовавшийся английской армией, отдельного упоминания заслуживает мокрый цемент. Его хаотически раскидывали по броне танка, а позже посыпали песком. Получалась достаточно хорошая маскировочная текстура.

Беда была в том, что пустыня лишь думается жёлтой, в действительности она куда более колоритна. И иногда получалось, что в случае если среди дюн танк мало заметен, то на серо-тёмном щебне каменистого участка он только что не светится.

СССР в 1941–1945 годах в пустыне не сражался, но краска для данной разновидности ландшафта существовала. Стандарт был принят НИИ военной техники в августе 1939 года. Он включал в себя коричневый и светло-песчаный пигменты и предназначался для автомобилей Среднеазиатского военного округа.

Практически же эту краску промышленность СССР освоить до войны опоздала.

Непопулярное ремесло пустынного камуфляжа

Маскировочные картинки, предназначенные для пустыни, в большинстве случаев, строились на оттенках жёлтого. Но были и исключения. Англичане, к примеру, некое время использовали комбинацию из песочно-жёлтых, тёмно-серых и светло синий полос.

Как и у любого камуфляжа, страдающего от присутствия в узоре через чур ровных линий, эффективность у данной расцветки была вызывающей большие сомнения, и применяли её лишь на ранней стадии Африканской кампании.

От полос в конечном счёте отказались в пользу разводов и пятен. Их наносили на броню при помощи толстых щёток и кистей, так что узор получался весьма большим и контрастным. Иногда маляры дополнительно обводили контуры пятен цвета хаки тёмной краской.

В целом, нельзя сказать, что англичане уделяли большое количество внимания камуфляжу. Выше говорилось, что жёсткие пустынные условия скоро сводили на нет каждые художества. Исходя из этого большинство союзной техники в Африке было легко песочно-жёлтым. Но уж в случае если танкисты брались за кисть, то творили в меру собственной фантазии и того, что было под рукой.

Воины 9-го гусарского полка, например, решили нанести на жёлтый базисный цвет тёмно-зелёные бесформенные пятна.

Немцы также не стремились в обязательном порядке разрисовать танки камуфляжем. А вдруг делали это, то не через чур замысловато. И в Африке, и на Восточном фронте использовалась двухцветная маскировочная схема, складывавшаяся из коричневых бесформенных пятен на грязно-жёлтом фоне.

Активнее всего камуфляж применяли танковые части и подразделения, вооружённые «Пантерами» и «Тиграми».

Учитывая то, что камуфляж как такой в Северной Африке был равняется непопулярен как у немцев, так и у союзников, а базисные краски были весьма схожи, в документах возможно встретить жалобы на то, что военные машины враждующих сторон нереально различить с далека по цвету.

И последний штрих, додающий колорита виду танка на протяжении пустынной войны. Тут, как нигде, человек привязан к собственной военной машине, а она должна быть максимально независима. С собой необходимо везти как возможно больше боеприпасов и топлива, воды, и противопылевые чехлы, палатки, маскировочные сети и другое.

Доверить это грузовикам означало пойти на риск. Автомобилю так как существенно проще наглухо засесть в песке!

«Навьюченный» итальянский танк Fiat Ansaldo из состава дивизии «Ариете» на марше в Северной Африке

Экипаж снимал собственное имущество с танка лишь перед боем. В другое время среди барханов мололи гусеницами песок бронированные «вьючные животные».

Создатель текста — Владимир Пинаев

Источники:

    1. Коломиец М., Мощанский И. Камуфляж танков Красной армии 1930–1945.
    2. Zaloga, S. Blitzkrieg. Armor Camouflage and Markings, 1939–1940.
    3. White, B. T. British Tank Markings and Names.
    4. Mesko, J. U. S. Armor Camouflage and Markings World War II.

    Высоцкий: \

    Темы которые будут Вам интересны: