Танки-невидимки. как появился камуфляж

Танки-невидимки. как появился камуфляж

в течении многих столетий воины наряжались ярко. До тех пор пока армии вести войну в чистом поле на расстояниях от вытянутой руки до нескольких десятков шагов, «кричащая» униформа была нужна, дабы элементарно отличить собственного от чужого в сутолоке боя. Позже оружейники придумали нарезные ружья, из которых легко возможно было подстрелить соперника, находящегося в трёх-пяти сотнях шагов.

На многоцветной и примечательной форме с этого момента возможно было ставить крест. Но по причине того, что армия — вещь неповоротливая, сам процесс «переодевания» воинов занял пара десятилетий.

Время тусклых красок

Британцы «перекрасились» стремительнее всех. Сражаясь против буров в Южной Африке в конце XIX века, они на собственной шкуре почувствовали, что в ситуации, в то время, когда практически любой соперник превосходно стреляет, ношение красного мундира мало совместимо с судьбой. Новым цветом английских армий стал хаки — пыльно-оливковый.

После этого и другие европейские государства перешли на неброскую цветовую гамму — за исключением французов. Они хранили верность светло синий цвету с красными элементами вплоть до Первой мировой.

Но оказалось, что кроме того тусклая однотонная расцветка маскирует не через чур прекрасно. Однотонное пятно с чётким силуэтом кидается в глаза на местности, которая практически в любое время представляет собой мешанину из контуров и цветов. Помимо этого, кроме того маленькие участки ландшафта имели возможность очень сильно различаться с позиций преобладающего цветового оттенка.

Логичным ответом стало появление узора, складывающегося из многоцветных пятен, каковые не только лучше доходили под разнообразие окружающего ландшафта, но и деформировали силуэт воина, как словно бы «размывали» его в глазах наблюдателя. Это необходимо выделить: как раз размывали, а не пробовали слить его с местностью путём большого сходства рисунка на форме и внешней среды.

Многоцветная раскраска стала называться «камуфляж» — от французского слова, означающего маскировку. А для формы пятен, их цветовой гаммы и размера показался особый термин — камуфляжный паттерн.

Между двумя мировыми войнами разработку камуфляжной окраски поставили на научную базу. В Соединенных Штатах, СССР, Англии, других странах и Франции показались особые департаменты, школы и университеты, изучавшие, как трудится человеческое зрение и что возможно противопоставить зоркому сопернику. В создании маскировочных цветов не считая военных экспертов учавствовали живописцы, трудившиеся в жанрах кубизма, авангардизма и импрессионизма.

Задача разработчиков усложнялась тем, что им нужно было отыскать компромисс между его ценой и качеством камуфляжа (не только в деньгах, но и числом упрочнений). Как раз исходя из этого не существовало и не существует отдельной массовой камуфляжной схемы для каждого ландшафта. Неспециализированное правило для любой местности: узор обязан размывать силуэт, а не «растворять» его в окружающей среде.

В итоге, общепринятая совокупность маскировочной расцветки сводится к узору для лесистой местности, для пустыни и — в том месте, где времена года резко отличаются друг от друга, — для зимнего пейзажа. Подобно сгруппирован камуфляж в World of Tanks.

Где танк? Нет танка!

Замаскировать танк — непростая задача. Во-первых, он большой. Во-вторых, в нём через чур много прямых линий, каковые в природе практически не видятся.

На танки Первой Мировой камуфляж наносили скорее интуитивно, нежели «по науке», так что эффективность его находилась под вопросом. К примеру, была популярна полосатая камуфляжная расцветка. Она использовалась различными армиями и в межвоенный период, а также в начале Второй мировой войны.

Но чередование чёрных и ярких полос было всё-таки через чур «верным» и симметричным. Исходя из этого мало-помалу танкисты от него отказались.

Коммунистический лёгкий танк Т-26 модификации 1939 года в полосатой камуфляжной расцветке

Армейские осознали, что камуфляжная раскраска должна быть минимально симметричной. И наряду с этим — соответствовать цветовой гамме той местности, в которой предстоит сражаться танкам. При нанесении рисунка не следовало кроме этого делать его излишне детализованным. К примеру, рисовать на броне кустарники и деревья. Само собой разумеется, в случае если танковая часть обязана сначала сражаться в лесистой местности, это выглядит разумным.

Но танк практически в том же бою может оказаться чуть ли не в чистом поле, в этот самый момент эффектный снаружи камуфляж может сыграть нехорошую роль.

Французский тяжёлый танк B1 bis в уникальном «растительном» камуфляже

В конечном счёте чуть ли не самой оптимальной для танка признали цветовую схему на базе асимметричных пятен двух-трёх цветов. В Красной армии её именовали «оскольчатой», но сам паттерн употреблялся и употребляется многими государствами вплоть до наших дней. Подбор цветов зависел от местности, в которой танку предстояло сражаться.

Основное требование — краски не должны кидаться в глаза на её фоне.

Принципиально важно было не просто нанести цвета, а сделать это «по науке», в другом случае камуфляж будет ненужен. Для облегчения судьбы танкистам, каковые имели возможность и не иметь художественного чутья, разрабатывались достаточно подробные руководства. Вот, например, советы по окраске танка из красноармейской методички финиша 30-х годов ХХ века.

Пятна камуфляжа должны быть различными по размерам и извилистыми. В случае если пятно удлинённое, то его нельзя располагать параллельно контуру объекта, что маскируется данным пятном. Не разрещаеться располагать рядом одноцветные и похожие по размеру пятна.

В различные цвета должны быть раскрашены все плоские поверхности танка: борта, маска и ствол орудия, плоские поверхности катков и т. д. В случае если цветовое пятно захватывает угол, то запрещено, дабы его вершина появилась в центре. В случае если угол имеет несколько плоскостей, то его направляться раскрашивать в максимально чёрные цвета. Наоборот, те поверхности, каковые в большинстве случаев находятся в тени, направляться делать более яркими.

Пятно не должно заканчиваться на стыке двух граней — это может дать демаскирующую прямую линию. Его необходимо в обязательном порядке продолжать на соседней грани.

Коммунистический средний танк Т-34 в оскольчатом трёхцветном камуфляже

Громадные пятна прекрасно трудятся на средних расстояниях. На дальних и ближних расстояниях их эффективность значительно уменьшается. Немцы, дабы уменьшить заметность танка вблизи, разбавляли большой пятнистый узор небольшими рисками вторых цветов, так что военные машины получались «в крапинку».

Германский средний танк Panther в крапчатом трёхцветном камуфляже

В некоторых случаях танкисты различных государств обводили пятна узора более чёрными контурами. Эффективность этого приёма неоднозначна, потому, что он подчёркивает узор, привнося в него лишнюю контрастность. Помимо этого, окраска военной машины таким способом потребовала больше сил.

Так или иначе, в конце Второй мировой подобный вариант окраски использовался реже, чем в начале.

Американский средний танк М3 в «английской» версии Grant

В годы Второй мировой войны на базе базисных правил построения камуфляжа выросло огромное количество картинок. Кроме того в армии одного страны в один момент имели возможность употребляться как схемы, прописанные в руководствах, так и узоры, придуманные отдельными воинскими частями. По окончании войны всё это разнообразие стало базой и предметом изучения для новых, более действенных паттернов.

Что осталось неизменным — так это неспециализированный принцип: примерное соответствие и относительная простота местности и времени года, в которых сражается танк.

Создатель текста — Владимир Пинаев

Источники:

  1. Коломиец М., Мощанский И. Камуфляж танков Красной армии 1930–1945.
  2. Zaloga, S. Blitzkrieg. Armor Camouflage and Markings, 1939–1940.
  3. White, B. T. British Tank Markings and Names.
  4. Mesko, J. U. S. Armor Camouflage and Markings World War II.

Танки-невидимки. Как показался камуфляж. World of Tanks ©

Темы которые будут Вам интересны: