Танки и коррупция: история появления бронетехники в китае

Первая добрая половина ХХ века для Китая была очень тяжёлой, и сейчас возможно только удивляться, как государство, пережившее продолжительную череду гражданских войн и японскую интервенцию, сумело за малейший по историческим меркам срок побороть последствия бесчисленных распрей и превратиться в великую державу.

Самые танки и различные бронемашины массово в Китае тех времён не использовались – этому театру военных действий было на большом растоянии до грандиозных танковых баталий на территориях Западной Европы и СССР, но однако интересно отследить историю появления военной техники в Поднебесной – вряд ли хоть в одной стране мира имелся столь пёстрый комплект техники, произведённой в Соединенных Штатах, Италии, Германии, Франции и после этого в Советском Альянсе.

Военная техника в первый раз пробралась в Китай через Россию – бум строительства бронепоездов на протяжении Гражданской войны и их применение в битвах на Дальнем Востоке закончились тем, что отступавшие белые части вывели в Маньчжурию пара таких составов. Достаточно отыскать в памяти о бронепоезде «Орлик», о чьей боевой биографии возможно писать приключенческий роман.

Танки и коррупция: история появления бронетехники в китае

Бронепоезд Орлик

«Орлик» был выстроен для 2-й Заамурской ЖД бригады генерала Колобова и изначально носил имя «Хунхуз». С 1915 года сражался на Германском фронте, Октябрьскую революцию встретил в ремонтном депо под Киевом и скоро был приватизирован гетманом и, позднее, петлюровцами с переименованием в «Слава Украiне».

В 1918 году пришли красные, выгнали Петлюру взашей и забрали бронепоезд себе с очередным переименованием – сейчас он именовался «Полупановцы» по фамилии нового начальника – А. Полупанова. После этого состав попадает в руки мятежного Чехословацкого корпуса и принимает новое имя – «Орлик», от чехословаков он переходит к Колчаку, потом к японцам, от японцев опять к белогвардейцам, а по окончании поражения белых блиндированный состав совместно со всем экипажем под руководством полковника Чехова уходит в Харбин – по всей видимости, это единственный в истории случай, в то время, когда в эмиграцию уехал бронепоезд совместно со всей командой.

На этом бурные приключения «Орлика» не закончились. В первой половине 20-ых годов XX века семёновский генерал Нечаев организовал в Китае дивизию наёмников из русских белогвардейцев. В её состав был включён дивизион из семи бронепоездов под командой того же полковника Чехова; среди них был и «Орлик».

Уже под китайским флагом в составе армий Чжан Чжучана бронепоезд учавствовал в битвах против Народно-революционной армии Китая, а в первой половине 30-ых годов двадцатого века его включают в состав Квантунской армии, по окончании чего следы бронепоезда теряются.

Однако, собственную роль в формировании броневых частей Китая данный изумительный бронепоезд сыграл – китайцы, как у них заведено, весьма скоро обучились строить аналоги по импортному примеру.

* * *

С историей фактически китайской военной техники дело обстоит в принципе сложно. Подразумевается период до конца сороковых годов, в то время, когда началась массированная помощь КНР со стороны СССР, в том числе и в области танкостроения. Не считая импровизированных блиндированных машин, употреблявшихся по окончании Первой мировой, первая настоящая гусеничная военная техника у китайцев показалась лишь в декабре 1925 года, да и то контрабандой.

Восхитительный эрзац-мотоцикл BMW, вооружённый пулемётом и обшитый броней

Никаких неточностей – по всей видимости, это первенствовал в истории прецедент контрабанды танков. На протяжении Гражданской войны в Китае Лига Наций, прошлый аналог ООН, запретила поставлять оружие противоборствующим сторонам, но, как говорится, бизнес имеется бизнес. Чжан Цзолинь, правитель Манчжурской области, услышав о потрясающем европейском изобретении, дал кому необходимо взятки, подмазал таможню и взял требуемое.

В частности –тридцать шесть французских FT-17, прибывших двумя партиями на английских пароходах и совершённых по документации как «сельскохозяйственные трактора».

Чжан Цзолинь, папа китайских танков

Согласимся – очень красивый движение: взять в личное пользование танки, о которых в Поднебесной имелось очень смутное представление – Китай в те времена был поразительно отсталой в технологическом замысле страной, и новейшая техника должна была произвести большое чувство.

FT-17 принимали участие в стычках между маньчжурцами и дюцзюнем-губернатором соседней провинции, а после этого были переданы в состав Народно-революционной армии. Три автомобили захватили японцы. Наконец, Чан и Нанкинское правительство Кайши сделали вывод, что личная инициатива местных правителей — это замечательно, но следовало бы обзаводиться танками на национальном уровне.

Потому, что бюджет был урезанным, а предложение ограниченным, остановились на танкетках «Виккерс». Дёшево и со злобой.

FT-17 в Манчжурии

И, очевидно, китайцы клепали гантраки собственного производства на базе американских грузовиков GMC M31, каковые вооружили спаренными миллиметровой пушкой 37-и пулемётами в всецело вращающейся башне. Импровизированная военная техника, в особенности в условиях, в то время, когда соперник может противопоставить разве что пехоту с кавалерией, также способна серьёзно уменьшить жизнь.

Стоит раздельно упомянуть, что не считая хороших гантраков китайцы умудрились сделать пара эрзац-танков на базе трактора Cletrac 20, с той же 37-пулемётом Льюиса и миллиметровой пушечкой! Плохо жаль, но фотографий этих неповторимых автомобилей не сохранилось. Наконец, в первой половине 30-ых годов двадцатого века маршал Лиу Хсанг решает перенять передовой европейский опыт и создать первый в истории Поднебесной бронетанковый корпус при практически несуществующей материальной базе.

Но, как мы знаем, при отсутствии гербовой бумаги пишут на простой – а как ещё поступить, в случае если в стране нет развитой индустрии? Если сравнивать с индустриальной современностью, Китай тридцатых годов был страной, чуть выбравшейся из Средневековья, большинство населения не то что танка, автомобиля-то в глаза не видывало. Специальное подразделение, в котором базу составляли бы танки, танкетки и бронеавтомобили, было прорывом в армейском деле Китая.

Китайский бронеавтомобиль, перестроенный из простого грузовика. Вооружён несколькими пулемётами, установленными в корпусе и вращающейся башне на крыше корпуса. Тяньцзинь, 1926

Начались закупки за рубежом. Договор с Германией от 1937 года предусматривал поставку десяти лёгких Pz. Kpfw I Ausf. A и восемнадцати броневиков Sd.Kfz.

221 и дюжины Sd.Kfz. 222. Дополнительно у итальянцев прикупили два десятка танкеток CV 33 и столько же «Виккерсов». Этого хватало, дабы оснастить три бронетанковых батальона.

Но по окончании начала войны с Японией немцы прекратили сотрудничество в военной сфере — не желали ссориться с союзником. Всего у Китая к началу военных действий было девяносто шесть танков и танкеток на пятьсот с лишним миллионов человек населения. Прямо скажем, негусто.

Японские воины позируют на захваченном китайском PzKpfw I

Новый род армий в сражениях себя никак не показал. Первые танки — первые неточности. Военную технику применяли в городских битвах в Шанхае, а в городе танку делать совсем нечего — японцы стёрли с лица земли танковый батальон без особенных упрочнений, кое-какие автомобили захватили.

Второй батальон полностью погиб на протяжении Нанкинского сражения в декабре 1937 года. К началу 1938 года больше половины китайского танкового парка было утрачено — по большей части из-за отсутствия компетенции руководства, не могшего пользоваться таким инструментом, как военная техника.

Помимо этого, европейские державы ушли с китайского рынка оружий, и их место мгновенно занял СССР. Было поставлено восемьдесят танков Т-26, не считая бронеавтомобилей ФАИ и БА-6. Контроль осуществляли армейские советники, под их управлением в августе 1938 года была создана первая полноценная моторизованная дивизия, взявшая номер 200.

Но тут сыграла собственную неприглядную роль местная специфика: маршал Чан Кайши предпочёл держать новую дивизию в резерве — во-первых, он полагал, что танки через чур дороги и малы, дабы затыкать ими дыры на фронте. Во-вторых, была сильна внутренняя оппозиция — полуфеодальные губернаторы провинций, которых непросто было принудить к подчинению. Для их запугивания танки доходили идеально.

В следствии дивизия сидела в тылу, и лишь только один из её полков был брошен в бой в октябре 1938 года в районе Пинцзяна — нужно было ликвидировать японский прорыв. Причём действовал полк умело и удачно – сыграли собственную роль армейские советники из СССР.

Плавающие Carden Loyd M1931 Кантонской армии

По окончании нападения на Пёрл-Харбор американцы уяснили, что Чан Кайши есть их естественным союзником в войне против Японии, и решили о большом наращивании снабжения китайской армии. Путь из Индии, которым поставлялись ресурсы и техника, в Китае именовался «Бирманской дорогой». Горы, труднопроходимая местность, а тут ещё оккупации Бирмы японцами.

На охрану этого стратегически ответственного направления кинули застоявшуюся 200-ю дивизию. В битвах у Хукванга, делая прикрытия и роль арьергарда, моторизованная дивизия, где базу составляли танки Т-26, понесла тяжелейшие, а основное, невосполнимые утраты, но сумела сохранить часть материальной базы и отойти.

Т-26 200-й дивизии, стёртый с лица земли на протяжении Бирманской операции

Слово американскому генералу Стилуэллу:

Китайский механизированный корпус наилучшим образом продемонстрировал себя в битвах. И это при том, что китайцы не были законодателями мод в механизированной войне, не имели долгой традиции эксплуатации бронетанковой техники. пехота и Танкисты стёрли с лица земли около полутысячи японских воинов, распространяя панику среди неприятеля везде, где оказались.

Фактически, на этом первый этап истории бронетанковых армий Китая и закончился. По окончании утраты «Бирманской дороги» танков в стране фактически не осталось. Лишь в 1943–44 годах американцы нашли метод поставлять Китаю «Шерманы» и «Стюарты» в ограниченных количествах.

Но это уже совсем вторая история.

История танкостроения Китая

Темы которые будут Вам интересны: