Танки для нейтралов

В мае 1935 года иранская закупочная рабочая группа подписала соглашение с чехословацкой компанией CKD о приобретении легких танков Praga TNH. В то время этих танков еще кроме того не было в металле, но иранцы заметили в предложенном им проекте громадной потенциал. В сентябре того же года состоялась демонстрация первого опытного образца. Иранская рабочая группа была так впечатлена, что 10 сентября заказ расширили до 50 танков.

Для того времени это были очень впечатляющие количества экспортных поставок военной техники. Не следует удивляться, что в Чехословакию зачастили армейские из других государств, грезившие о покупке недорогих и качественных лёгких танков. Инженеры CKD смогли удовлетворить и новых клиентов, создав для Швейцарии и Литвы новые автомобили, известные как Praga LTL и Pzw 39.

Литовский тупик

В середине 30-х годов в мире военной техники господствовала продукция британской компании Vickers-Armstrongs Limited. Кроме легендарного «6-тонного» Vickers Mk.E, в «обойме» британского оружейного гиганта имелась еще одна машина более легкого класса. Она больше известна как «Виккерс 4-тонный». Данный танк показался на свет как развитие танкетки Carden-Loyd Mk.VI.

Сперва на танкетку установили пулеметную башню по типу Vickers Mk.E Type A. Позднее машину повысили в размерах, а оказавшуюся конструкцию назвали Patrol Tank.

Танки для нейтралов

В первой половине 30-ых годов XX века ему на смену пришел очень сильно переработанный танк с подвеской конструкции Сиднея Хорстманна, новым мотором и корпусом компании Henry Meadows. Танк данный известен как Vickers M1933. В последующем его конструкция всегда модернизировалась.

Патент Алексея Сурина на блокированную с коробкой передач силовую установку, которая была создана для Praga LTL

Машиной очень сильно заинтересовались в ряде государств, потому, что «Виккерс 4-тонный» был достаточно шустрым, стоил мало и хорошо был похожим роль разведчика, а при танка – и необходимости помощи пехоты. Кое-какие государства закупили образцы для опробований, другие кроме того купили маленькие партии. Не смотря на то, что на фоне успеха Vickers Mk.E эти танки пара затерялись, количество закупивших их государств выяснилось кроме того громадным.

В числе клиентов Vickers-Armstrongs Limited была и Литва. Еще в первой половине 20-ых годов двадцатого века эта балтийская страна купила 12 легких танков Renault FT, каковые к началу 30-х годов очень сильно устарели. В первой половине 30-ых годов XX века литовское правительство ратифицировало договор о поставке 16-ти легких танков.

В мае 1936 года эти военные машины празднично представили в Каунасе, тогдашней литовской столице.

Таким Praga LTL был изначально. Вариант с 37-мм пушкой Skoda A 4 Beta

Арестант договор не означал, что на этом закупки бронетехники Литвой остановятся. 28 декабря 1935 года в штаб-квартиру CKD пришло письмо из литовского минобороны. В Литве очевидно обратили внимание на успех чехословацкой компании и решили заказать партию танков именно там.

Запрос литовских армейских легко озадачил управление CKD. В соответствии с письму, литовцам требовался танк боевой массой 5 тысячь киллограм, толщина брони которого составляла бы 6–13 мм, а большая скорость – 50 км/ч. 4 танка предполагалось вооружить пулеметами Vickers, а 12 – 20-мм автоматическими пушками швейцарской компании Orlikon.

Литовские армейские торопили с ответом: в соответствии с письму, предложения CKD следовало послать в Каунас к середине января 1936 года.

Но ничего аналогичного у CKD в то время не было. Всё, что компания смогла предложить – это Praga AH-IV-C, проект танкетки AH-IV с боевой массой и пушечным вооружением, возросшей до 4,5 тысячь киллограм.

Опытный образец Praga LTL на заводском дворе CKD, май 1938 года

Пауза продолжалась практически год. За это время литовские армейские, наверное, стали осознавать, что предъявленные ими требования слабо соотносятся с реалиями. Брони, защищавшей от пуль винтовочного калибра, им стало не хватать.

Неудивительно, что в ноябре 1936 года последовало предложение о разработке танка с боевой массой 9 тысячь киллограм. На CKD у подобному повороту событий были готовы: в Каунас отправился проект Praga TNH-L, созданный на базе TNH.

Уже в декабре начались плотные переговоры, литовской делегации продемонстрировали танки P-II (LT.vz.34) и P-II-a. Оперативно сработали и на заводе POLDI Hutte, подготовив бронелисты для обстрела. Литовская делегация была довольна, но совсем неожиданно от TNH-L было нужно отказаться.

Армейские внезапно отыскали в памяти, что грузоподъемность многих мостов в их стране была маленькой, так что боевая масса все равно была ограниченной 5–6 тоннами.

Установка трансмиссии в кормовой части вынудила без шуток переделать заднюю часть автомобили

12 февраля 1937 года в Каунас отправился эскизный проект нового легкого танка. В его дискуссии деятельно учавствовал офицер литовской армии Альгирдас Слесорайтис, один из функционеров военизированной фашистской организации «Ассоциация металлических волков». В то время Литва действительно присматривалась к шведскому танку Landsverk L-120, но успех была на стороне CKD.

Представленный литовцам проект взял обозначение Praga LTL. К нему на выбор предлагались два варианта оружия (20-мм автоматическая пушка Orlikon или 37-мм пушка Skoda A 4 Beta), и два типа силовых установок (с водяным или с воздушным охлаждением). Толщину брони этого танка увеличили до 25 мм. Проект смотрелся очевидно лучше L-120.

Неудивительно, что 26 мая 1937 года в Каунасе произошло подписание контракта о поставке 21-го LTL по цене 570 000 крон за танк.

Утвержденный вариант имел боевую массу 5,6 тысячь киллограм и 20-мм автоматическую пушку в качестве оружия. Требования о понижении боевой веса вынудили уменьшать габариты корпуса – он оказался на 40 см меньше и на 10 см уже. Помимо этого, трансмиссия танка перекочевала в кормовую часть, а двигатель, дабы он вместился в моторное отделение, установили под наклоном.

7-литровый двигатель Praga F-IV мощностью 125 лошадиных сил был забран от одноименного танка-амфибии.

Танк взял модернизированные смотровые устройства и новую башню

В соответствии с условиям соглашения, выход на опробования первого опытного образца Praga LTL предполагался не позднее, чем через 7 месяцев, другими словами к январю 1938 года. По вине поставщика оружия изготовление танка затянулось, но CKD в этом виновата не была, и штрафных санкций удалось избежать. Но, и литовские армейские не спешили.

В Прагу они прибыли лишь 4 мая 1938 года.

Вышедшая на опробования машина была перегружена – её боевая масса составила 7,2 тонны. Иначе, большая скорость выросла до 55 км/ч. Кроме этого танк взял более идеальные по конструкции смотровые приборы и башню. Первая семь дней тестов сопровождалась массой поломок, самой громадной проблемой стал выход из строя коробки передач. Совсем танк довели до ума к 29 августа 1938 года. Опробования продолжились, до конца 1938 года танк преодолел еще 3,5 тысячи километров.

Потом последовали опробования в Литве, каковые длились с 26 января по 11 марта 1939 года. За это время танк прошел 1474 километра.

В целом оказался в полной мере успешный легкий танк, по чертям мало превосходящий Pz.Kpfw.II

Опробования длились в условиях накаляющейся интернациональной политической обстановки. В это же время, управление CKD пробовало заинтересовать новым танком и другие страны Прибалтики. Действительно, в Ригу и Таллинн LTL так и не отправился, потому, что показался риск сорвать договор.

Машина возвратилась в Прагу, где и встретила оккупацию Чехии Германией.

Стоит подчернуть, что немцы сначала не мешали работе по литовскому договору. Переработанный танк взял обозначение Praga LLT. Вместо пулеметов совокупности Максима на нем поставили чешские ZB vz.37, а командирскую башенку перенесли вправо.

Предполагалось, что автомобили будут поставляться тремя партиями по 7 танков с 15 июля по 19 августа 1940 года, но в июне Литва вошла в Советский Союз. Танки в Литву так и не попали, не смотря на то, что документы по ним сохранились. Имела место бурная переписка между Главным автобронетанковым местной Красной властью и управлением Армии, танки кроме того некое время искали.

Швейцарский успех

Не обращая внимания на то, что с Литвой так ничего и не получилось, нашлась еще одна европейская страна, которая закупила чехословацкие лёгкие танки. Данной страной была Швейцария. Ранняя история её танковых сил во многом была похожим литовскую. В первой половине 20-ых годов двадцатого века швейцарцы купили два Renault FT, взявших регистрационные номера M+7310 и M+7314.

Прослужили они до 1940 года, не смотря на то, что достаточно скоро стало ясно, что для гористой местности они не годятся.

В первой половине 30-ых годов двадцатого века были закуплены две танкетки Carden-Loyd Mk.VI. Сотрудничество с Vickers-Armstrongs Limited имело продолжение: в первой половине 30-ых годов XX века на вооружение швейцарской армии поступили два 4-тонных Vickers-Armstrong Light Tank Model 1933. Годом спустя было произведено дозакупку четыре Vickers-Armstrong Light Tank Model 1934. В швейцарской армии они взяли обозначение Panzerwagen 34/35.

Но, предстоящих закупок не последовало: швейцарцы решили искать более идеальные военные машины, причем не столько закупать, сколько создавать их самим.

Владеющей замечательной оружейной индустрией Швейцарии производство танков было в полной мере по силам. Первоначально предполагалось, что к 1939 году будет закуплено за границей или выстроено в стране 80–90 танков. Но в апреле 1937 года аппетиты снизились: по замыслам, шесть дивизий приобретали по одному взводу из четырех танков в каждом, итого их требовалось 24 штуки.

Предварительный вариант танка Praga LTL-H

С 15 по 22 апреля 1937 года швейцарская закупочная рабочая группа побывала сперва в германском Эссене, на заводе компании Krupp. Немцам предложить выяснилось очень нечего, не считая Pz.Kpfw.I и выстроенных на их базе экспортных танков L.K.A./L.K.B. Швейцарцы отправилась в Стокгольм. В первоначальный раз они побывали в том месте еще в осеннюю пору 1935 года, опробовав тогда Landsverk L-60.

Но, ни L-60, ни более легкий L-120 швейцарских военных не устроили. В полной мере быть может, что они просто приценивались.

Мало комично выглядит тот факт, что в самой Швеции армейские еще раньше (в январе-феврале 1937 года) начали прицениваться к зарубежной продукции и кроме этого ездили в Эссен. А в марте шведская закупочная рабочая группа ездила в Прагу, где опробовала танкетку Praga AH-IV и легкий танк Praga TNH. В следствии шведы закупили танкетки Praga AH-IV-Sv, причем планировали эти автомобили в Швеции частично из шведских компонентов (броня, двигатели) и оснащались шведским оружием.

Такая гибкость CKD, наровне с хорошими тактико-техническими чертями их автомобили и ее низкой ценой, заинтересовала и швейцарцев.

Приложение к патенту Алексея Сурина на особую совокупность, предотвращающую затекание горючей смеси вовнутрь танка

В середине июля 1937 года Эмиль Оплатка, представитель CKD, взял письмо от капитана Кёнига, управлявшего танковый отдел KTA (военно-технического отдела армейского министерства, Kriegstechnische Abteilung). Кёнига интересовали подробные характеристики танкетки Praga AH-IV-Sv. 21 июля Оплатка прибыл в Берн, где у него состоялась беседа с Кёнигом. Главу танкового отдела KTA заинтересовали предложения Оплатки. Была предварительно согласована поездка швейцарской делегации в Прагу.

На CKD стали прорабатывать вариант AH-IV для Швейцарии. Компания получила разрешение от шведских армейских, и от чехословацкого минобороны, на митинг швейцарцам материалов по шведскому заказу.

Уже в первых числах Сентября 1937 года в Прагу прибыло управление KTA, где ему продемонстрировали танки производства CKD. К концу месяца была создана танкетка AH-IV-H, весьма похожая на AH-IV-Sv. Предполагалось, что ее цена, в зависимости от размера поставок, будет составлять от 354 000 до 383 500 чешских крон.

Проект данный, но, прожил недолго: по результатам эксплуатации британских легких танков в KTA заключили , что автомобили аналогичных размеров маловаты для преодоления значительных препятствий.

Швейцарская делегация на фоне опытного образца Praga LTL-H. В кожаном плаще в центре стоит капитан Кёниг

18 октября 1937 года швейцарские армейские организовали требования к новому танку. Они здорово напоминали те, что для собственного танка создали литовские армейские. Боевая масса танка оценивалась в 6 тысячь киллограм, толщина брони должна была составить 25 мм, в качестве оружия предполагалось применять 20-мм автоматическую пушку Orlikon и пулеметы совокупности Максима.

На танк планировалось установить дизельный двигатель Saurer.

Похожие требования и уже начавшаяся работа по Praga LTL стали обстоятельством того, что на разработку эскизного проекта танка потребовалось всего 5 дней. Машина, взявшая обозначение Praga LTL-H, снаружи сильно напоминала LTL, но наряду с этим ее ведущие трансмиссия и колёса возвратились в носовую часть корпуса. Башню для эскизного проекта позаимствовали у перуанского Praga LTP.

В отличие от литовского танка, работы над которым затянулись, обстановка около LTL-H развивалась весьма скоро. В ноябре CKD получила от чехословацкого минобороны разрешение на продажу лицензии по производству танка. К началу декабря было подготовлено два договора. Первый, №15430, подразумевал выпуск 12 танков по цене 600 000 чешских крон за любой. В цена не входили оружие и оптика.

В соответствии с второму договору, №15431, Швейцария приобретала разрешение на лицензионное производство еще 12 танков. Кроме этого соглашения подразумевали помощь CKD в сборке автомобилей. 6 декабря 1937 года договора согласовали в Праге, а 18 числа произошло окончательное их подписание в Берне.

Praga LTL-H на протяжении опробований, весна 1938 года

не меньше быстро развивалась обстановка и с изготовлением первого умелого Praga LTL-H. К концу января 1938 года работы были в самом разгаре. Не обращая внимания на то, что на танк предполагалось ставить дизельный двигатель Saurer, на умелый экземпляр поставили шведский мотор Scania-Vabis 1664. Работы мало затянулись, по данной причине вместо февраля умелый LTL-H вышел на опробования 17 марта.

За ними следили офицеры KTA, среди них и сам Кёниг.

Вышедшая на опробования машина пара отличалась от изначального проекта. В первую очередь, это касалось башни, которая подверглась достаточно важным трансформациям. Вместо пушки в нее установили древесный макет. Помимо этого, машину оснастили одним интересным приспособлением.

До Чехословакии дошла информация о специфике боев в Испании, а также – о массовом применении против танков бутылок с зажигательной смесью. Для защиты моторного отделения от горючих жидкостей Сурин спроектировал особую «юбку». Благодаря ей горючая смесь не растекалась по надгусеничным полкам, а стекала назад.

По окончании завершения первого этапа опробований, на протяжении которых танк прошел 811 километров, в конструкцию LTL-H внесли маленькие трансформации. Потом опытный образец отправился в Швейцарию, где прошел еще 901 километр. Затем LTL-H взял новый двигатель – 110-сильный дизель Saurer CT1D, изначально созданный для автобуса.

С ним машина прошла еще 750 километров.

Швейцарские армейские остались довольны машиной, которая прекрасно продемонстрировала себя в гористой местности. По завершению опробований LTL-H возвратился обратно в Прагу, где его разобрали и поставили обратно двигатель Scania-Vabis 1664.

Как и другие танки CKD, машина владела хорошей подвижностью

В июне 1938 года в адрес KTA пришла документация на машинокомплекты серийного LTL-H. Из Чехословакии прибывали страницы брони, смотровые устройства, элементы ходовой части, и компоненты трансмиссии. Все другое швейцарцы делали сами. В это же время, в конструкцию автомобили вносились трансформации.

Танк приобрел новую башню, которая, подобно башне Praga LTP, имела воздуховод в кормовой части.

Одной из обстоятельств появления поменянной башни стал пересмотр KTA состава оружия. К середине 1938 года становилось все более разумеется, что 20-мм автоматическая пушка Orlikon 1S быстро устаревает в качестве противотанкового оружия. Достаточно заявить, что эта пушка не имела возможности пробить в лобовой проекции танк, в которую ее предполагалось ставить.

Во второй половине 30-ых годов XX века под управлением Адольфа Фуррера (Johann Adolf Furrer-Kagi), главного конструктора Waffenfabrik Bern, была создана 24-мм полуавтоматическая пушка. Ее создали в двух вариантах – противотанковом 24 mm Pzaw B-K 38 (Panzerabwehr-Befestigungskanone 38) и танковом 24 mm Pzw-Kan 38 (Panzerwagen Kanone 1938). Благодаря магазинному питанию, скорострельность этого орудия достигала 30–40 выстрелов в 60 секунд.

С магазином была связана одна неприятность: он крепился сверху, так что в крыше башни было нужно делать выступ.

В целом мысль установить 24-мм пушку была верной. Она имела в полной мере хорошие характеристики бронепробития, наряду с этим скорострельность ее была выше, чем у пушки калибра 37 мм.

24-мм танковая пушка Pzw-Kan 38 (Panzerwagen Kanone 1938), которую ставили на серийные Pwz 39

События сентября 1938 года, в то время, когда Чехословакия чуть не втянулась в войну с Германией, повлияли и на Praga LTL-H. Первые наборы бронелистов прибыли на CKD из Кладно в октябре, а к двадцатым числам декабря первые два танка по швейцарскому заказу вышли на заводские опробования. Первый из них прошел 150, а второй – 1500 километров.

Выстроенные в Праге танки взяли не дизельные двигатели, а шведские бензиновые Scania-Vabis 1664, это касалось всех 12 LTL-H первой серии. Прибывшие для приемки Кёниг и другие офицеры из управления KTA были довольны, автомобили отправились в Швейцарию. Поставки продолжались и по окончании того, как Чехия была оккупирована Германией.

Потому, что Швейцария, подобно Швеции, была достаточно хорошо связана с Германией по военно-технической линии, препятствий предстоящему сотрудничеству немцы чинить не стали.

В таком виде Panzerwagen 39 употреблялись в первое время

Параллельно с изготовлением самих танков в Праге длилось изготовление машинокомплектов для выпуска второй партии танков в Швейцарии. В качестве площадки для выпуска был выбран национальный завод K+W (Eidgenossische Konstruktionswerkstatte) в городе Тун, рядом от Берна. Тут же, к слову, размешалось конструкторское бюро, и полигон.

Тун стал сердцем швейцарского танкостроения.

Работы по сборке затянулись, потому, что броня из Кладно традиционно страдала недостатками. Дело дошло до того, что кое-какие броневые страницы было нужно всецело заменять. Для помощи в исправлении неисправностей с CKD был отправлен инженер, помимо этого швейцарцы пара раз заказывали у предприятия, поменявшего наименование на BMM, запасные части.

Не обращая внимания на все вскрывшиеся на протяжении сборки неприятности, в начале 1940 года танки совсем вступили в строй.

Колонна танков в 3-цветном камуфляже

В мае 1939 года первые танки стали поступать на вооружение швейцарских подразделений. Их приняли на вооружение как Panzerwagen 39, либо Pzw 39. К началу осени 1939 году было организовано шесть танковых взводов. Как и предполагалось, в любой из них поступило по четыре Pzw 39.

Регистрационные номера танков распределились в соответствие с тем, в какой взвод машина попала. Цифра 75 означала боевую массу (7,5 тысячь киллограм), третья цифра – номер взвода, а четвертая – номер танка во взводе:

  • 1 взвод: M+7511 — M+7514
  • 2 взвод: M+7521 — M+7524
  • 4 взвод: M+7541 — M+7544
  • 5 взвод: M+7551 — M+7554
  • 6 взвод: M+7561 — M+7564
  • 7 взвод: M+7571 — M+7574

Номер взвода, со своей стороны, соответствовал номеру пехотной дивизии, в которую взвод организационно входил.

Монотонно-серую окраску, которую танки носили первое время, достаточно скоро заменили на двухцветный камуфляж. По периметру башни показались громадные буквы CH, чтобы никто не перепутал – танк швейцарский. Кое-какие танки, например, автомобили 5-го взвода, имели трехцветный камуфляж.

Отличительной чертой автомобилей различных взводов стали нанесенные на борта эмблемы. У первого взвода таковой эмблемой был рак, у второго – игральные карты, у четвертого змея, у пятого черепаха, у шестого носорог, у седьмого крокодил. В таком виде танки учавствовали в маневрах, каковые швейцарская армия проводила в первой половине 40-ых годов двадцатого века.

Не обращая внимания на нейтралитет, швейцарцы весьма без шуток отнеслись к тому, что у них под боком шли боевые действия. Нейтральный статус той же Дании ей не очень помог, так что Швейцария сделала все, дабы продемонстрировать – при чего она готова дать отпор. Вызывающе большие сомнения, что 24 чехословацких танка очень сильно бы ей помогли. Но в любом случае в горах немцам было нужно бы повозиться. Тем более что лезть в страну, в то время известную не только горами, но и бессчётными банками, было угрожает.

Как бы то ни было, Швейцария, наровне со Швецией, смогла сохранить нейтральный статус в течении всей войны.

Громадные буквы CH говорили о том, что танки швейцарские, а эмблема в виде крокодила – о том, что эти автомобили из 7-го взвода

В декабре 1940 года случилась реструкуризация швейцарских танковых подразделений. Танки свели в три роты по 8 танков в каждой. Первая рота взяла качестве эмблемы игральные карты, вторая – носорога, а третья – черепаху.

Позднее один из этих танков стал базой для разных опытов.

В целом швейцарская армия была достаточно как самим танком, так и неспециализированной концепцией шасси разработки Алексея Сурина. Неудивительно, что Pzw 39 прослужили в швейцарской армии несколько дюжина лет. В последний раз запчасти у CKD швейцарцы заказали во второй половине 40-ых годов двадцатого века, что разрешило на долгое время продолжить эксплуатацию этих боевых автомобилей. В августе 1948 года Pzw 39 отключили в состав подразделений, взявших на вооружение истребители танков G-13.

Совсем же Pzw 39 сняли с оружия лишь в первой половине 60-ых годов двадцатого века.

Pzw 39 в конце 40-х годов. На заднем замысле истребители танков G-13

Достаточно бережное отношение швейцарцев к Pzw 39 стало обстоятельством того, что до наших дней сохранилось 9 танков этого типа, другими словами больше трети от всего количества выпуска. С одной из этих автомобилей, находящейся в экспозиции танкового музея в городе Тун, возможно познакомиться поближе в фотообзоре. Как минимум три автомобили будут в ходовом состоянии. В 2016 году один экземпляр Pzw 39 Швейцария презентовала Чехии, сейчас эта машина находится в военно-техническом музее Лешаны.

Зная трудолюбие местных реставраторов, возможно быть уверенным – не так долго осталось ждать и данный танк отправится.

литература и Источники:

  • Материалы РГВА
  • Материалы ЦАМО РФ
  • Export Light Tanks. Tanque 39, Pzw 39, LT-40, V. Francev, C. Kliment, MBI, 2007
  • Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 1, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2013
  • http://www.militaerfahrzeuge.ch
  • Материалы из фотоархива автора

Стрим — Танки для извращенцев

Темы которые будут Вам интересны: