Танк со сталинградских окраин

Одним из знаков битвы за Сталинград стали выпускавшиеся в том месте же Т-34. Последние такие танки, выпущенные Сталинградским тракторным заводом, шли из цехов сходу в бой, наряду с этим их экипажи комплектовались заводскими рабочими. Менее заметными участниками битвы, перебившей хребет германскому блицкригу, стали Т-60, выпускавшиеся на окраине города — в посёлке Красноармейске.

На пребывавшем в том месте заводе № 264 танки выпускались немногим больше полугода. Однако по массовости выпуска танков Т-60 эта «внеплановая» площадка стала второй по окончании Горьковского автомобильного завода им. Молотова.

Танковое производство на судоверфи

В первой половине 30-ых годов двадцатого века в жизни посёлка Красноармейска (до 1920 года — бывшая германская колония Сарепта) случилось два знаковых события. Во-первых, посёлок был присоединён к Сталинграду, а во-вторых, в том месте началось строительство верфи. Красноармейская верфь специализировалась на гражданских судах, но к концу 30-х годов показались замыслы её загрузки и армейскими заказами.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века её преобразовали в завод № 264 Народного комиссариата судостроительной индустрии. Новым направлением для предприятия стала постройка бронекатеров проекта 1124, известных кроме этого как «речные танки».

Но, деятельность завода была связанной и с настоящими, «сухопутными» танками. В то время, когда на СТЗ осваивали производство средних танков Т-34, возможности Красноармейской судоверфи было решено применять в корпусном производстве для данной автомобили.

Танк со сталинградских окраин

Сборка корпуса Т-60 на заводе №264, зима 1942 года. Прекрасно заметно, что борта у автомобили сварные

По окончании начала ВОВ корпусное производство для Т-34 стало одним из главных направлений работы завода № 264. В сентябре 1941 года он был переподчинён завода Народному комиссариату танковой индустрии. Бронекатера наряду с этим сходили со стапелей.

В последних числах Сентября с предприятием случились ещё бoльшие видоизменения в плане производственной деятельности. 17 числа началась эвакуация Харьковского тракторного завода, что в тот момент создавал бронетракторы ХТЗ-16 и разворачивал выпуск малых танков Т-60. Часть заводских эшелонов немцы смогли перехватить, часть была в Алтайском крае в городе Рубцовске, где был организован Алтайский тракторный завод.

Другое рабочие и оборудование ХТЗ появились в Сталинграде.

Видится информация, в соответствии с которой эвакуация ХТЗ вызвала выпуск бронетракторов, подобных ХТЗ-16, на СТЗ, но это не соответствует действительности. На предложение инженеров завода № 264 Красильщикова и Немчинского делать похожую машину с применением шасси СТЗ-5 был взят быстро отрицательный ответ. Вместо этого предлагалось производить Т-60.

Ответ был датирован 5 сентября 1941 года, и мало кто тогда имел возможность поразмыслить, что меньше чем через месяц это предложение превратится в задание.

Сборка башни. Как и при с корпусом, использование заклёпок минимальное

Прибывшие из Харькова эшелоны стали разгружать в недостроенные корпуса, в которых ещё не было отопления, складских и бытовых помещений. ноябрь и Октябрь ушли на организацию производственного процесса. Вместе с производством в Красноармейске выяснилось и конструкторское бюро ХТЗ.

Возможно заявить, что на территории одного завода сейчас пребывали два предприятия. Некое время кроме того на заводской документации по Т-60, что было решено производить в пригороде Сталинграда, красовались штампы ХТЗ. Главным конструктором образованного на заводе № 264 ОКБ стал инженер Фролов.

9 ноября вышло распоряжение ГКО № 876сс «О восстановлении танковых фабрик, эвакуированных из Харькова, Ленинграда и Москвы». В соответствии с этому документу, установка оборудования на заводе № 264 должна была закончиться к 1 декабря. Наряду с этим в ноябре планировалась поставка первых тридцати Т-60, а уже в декабре — 150. С 15 января 1942 года планировался выпуск 10 танков каждый день.

К декабрю, не обращая внимания на последовательность неприятностей, подготовка к производству Т-60 по большей части была закончена, но за ноябрь ни одного танка завод № 264 так и не выпустил. Основной обстоятельством срыва замыслов стало то, что первые три двигателя прибыли на завод только 29 ноября.

Ленивец без обрезинки, один из характерных показателей сталинградских Т-60. Создана конструкция в конце 1941 года, но на чертеже заметен штамп ХТЗ

Тому, что в качестве места сборки была выбрана судоверфь, удивляться не нужно. Ещё первые советские танки строились в первой половине 20-ых годов XX века на мощностях судоверфи «Красное Сормово», а в первой половине 40-ых годов двадцатого века в том месте же был организован завод № 112. Во всемирной практике примеров применения судостроительных фирм для выпуска танков предостаточно.

Другое дело, каким как раз образом на заводе было поставлено корпусное производство. Как ни парадоксально это раздастся, завод № 264, снабжавший СТЗ башнями и корпусами для Т-34, корпусное производство Т-60 у себя не организовал. Смежником завода № 264 по линии башен и корпусов для Т-60 был металлургический завод «Красный Октябрь».

Расстояние между двумя фирмами составляло больше 35 километров, и выглядит подобное ответ с позиций логистики достаточно необычно.

Многоликий танк

К началу производства Т-60 на заводе № 264 пребывало 37 башен и комплектов корпусов. Помимо этого, имелось 13 корпусов производства Ворошиловградского завода им. Октябрьской революции, не имевших башен. Эти корпуса, изготовленные с толщиной брони 20 мм, были экранированы силами завода № 264.

По замыслу, с завода «Красный Октябрь» за декабрь должно было поступить 100 башен и корпусов, по факту же взяли только 7 наборов. Из этого количества один корпус «Красного Октября» был забракован, а остальные было нужно доделывать собственными силами.

не меньше значительные неприятности имелись и с поставками подробностей с СТЗ. За декабрь оттуда было получено всего 39 радиаторов и 91 бензобак, имелись громадные задержки по другим деталям и тракам. Помимо этого, на заводе № 264 часть подробностей из-за неготовности производства было нужно производить с применением разных обходных способов.

Не обращая внимания на все сложности, 8 декабря завод своим ходом покинуло первые пять Т-60, ушедших в 21-й и 22-й запасные учебные танковые полки. Всего же за декабрь 1941 года в Красноармейске успели сдать 45 автомобилей. Завод № 264 стал вторым по окончании Горьковского автомобильного завода предприятием, запустившим столь необходимый армии небольшой танк в большую серию.

Такими были Т-60 завода №264 зимы-весны 1942 года. Угловатый воздухоприток механика-водителя и ленивец без обрезинки скоро разрешают выяснить производителя

Раздельно стоит упомянуть продукцию завода «Красный Октябрь». Не обращая внимания на то что Т-60 по большей части был сварной конструкции, его корпус имел и клёпаные соединения. К примеру, половинки бортов планировали именно на клёпках.

Хватало клёпок и в других местах: они употреблялись при креплении основной передачи, соединении страниц дна, установке буксирных крюков, «ресничек» смотровых башни и приборов корпуса, петель люков и т. д. Помимо этого, хватало и штампованных подробностей, кое-какие из них имели сложную форму. Специфика производства на «Красном Октябре» стала причиной тому, что вместо клёпок тут использовалась сварка, местами достаточно грубо выглядящая.

В декабре 1941 года было создано пара вариантов коробок ЗИП. Часть из них отправилась в серию

Освоение Т-60 шло достаточно не легко, по большей части по вине смежников. В январе 1942 года вместо 240 танков удалось сдать всего 101. Корпуса, поступавшие с «Красного Октября», часто приходилось дорабатывать на месте. Больше того, за январь вместо 200 корпусов завод взял только 92 штуки.

Подводил и СТЗ, выступавший смежником по последовательности серьёзных агрегатов, включая радиаторы и бензобаки. Неприятность поставок подробностей со стороны СТЗ стояла так остро, что приходилось идти на крайние меры и производить танки без некоторых узлов. К примеру, из январского выпуска как минимум 11 автомобилей было сдано без масляных радиаторов.

Отсутствие у завода № 264 отапливаемого помещения стало причиной тому, что танки вместо легко смываемой белой краски на базе казеина, мела и извести красили белой нитрокраской.

Для обеспечения завода № 264 дефицитными узлами было нужно завлекать другие предприятия. Завод № 469 НКАП им. Громова (г.

Неприятный), что изготавливал радиаторы для фабрик № 37 и ГАЗ, в середине февраля взял расширенный заказ.

Не обращая внимания на неприятности, в Главном автобронетанковом управлении (ГАБТУ) думали, что трудности временные. 30 января 1942 года был подписан соглашение между заводом № 264 и ГАБТУ на поставку 650 танков. В соответствии с этому документу, цена всецело укомплектованного Т-60 составила 81 тысяч рублей. Помимо этого, предусматривалось создание радийной версии танка, и при её запуска в производство цена автомобили составила бы 82 700 рублей.

Но, за все время выпуска Т-60 ни на одном заводе так и не выпустили радийных Т-60. Виной тому стало отсутствие радиостанций.

Кроме восьмигранного башенного люка, эта машина легко определяется как танк завода № 264 по характерным коробкам ЗИП

Неприятности со смежниками преследовали завод и позднее. В феврале вместо 200 рассчетных танков их сдали 67 штук, в марте ожидалось уже 250 Т-60, а в действительности было сдано 80. И виноват был не завод № 264: вместо 200 корпусов «Красный Октябрь» за первую половину февраля сдал 61, а в общем итоге было получено всего 159 корпусов.

Но самой громадной проблемой стал «моторный голод». Практически количество сданных заводом № 264 танков равнялось количеству имевшихся моторов.

В марте больше неприятностей доставил срыва поставок комплектующих со стороны СТЗ. Особенно критично смотрелась обстановка с радиаторами: вместо 350 штук за март было получено всего 35, другими словами на порядок меньше запланированного. За данный же месяц вместо 670 бензобаков пришло 170, вместо 600 тормозных лент — 133, а вместо 5000 катков — 1257 (157 наборов).

Вместе с тем именно в марте начались поставки корпусов от нового смежника — завода № 180 (г. Саратов). К сожалению, подключение нового смежника означало и появление новых неприятностей.

Недостатки саратовских корпусов сыпались в изобилии. Как критичным были эти недостатки, наглядно показывает следующий факт. С 1 марта по 4 апреля завод № 264 взял рекламации на 47 танков, посланных в армии.

Жалобы шли на трещины, наряду с этим при с продукцией завода № 180 дефектной была добрая половина корпусов.

Проект модернизации корпуса Т-60, так и не одобренный для производства

Преодолеть трудности, которые связаны с производством Т-60, заводу удалось лишь в апреле. 9 числа вышло распоряжение ГКО № 1571сс, в соответствии с которому завод № 264 был обязан выпустить за 2-й квартал 1942 года 825 танков. Из этого числа 660 танков предполагалось изготовить линейными, а 165 радийными (с радиостанцией 9-Р).

Цена за линейный Т-60 была утверждена на уровне 75 000 рублей, а за радийный танк — 77 500 рублей. Но, как уже упоминалось выше, ни одного танка с радиостанцией так и не было сделано.

Неприятности с корпусами удалось решить благодаря энергичной деятельности заводского управления. 16 апреля были подготовлены новые технические условия на приёмку башен и корпусов. С «завода и» Красного Октября № 180 в Москву отправились жалобы, но правда была за заводом № 264. Помимо этого, завод начал практиковать применение для постройки одной башен и машины корпусов различных фабрик.

Благодаря ответу большей части неприятностей предприятие в Красноармейске смогло перевыполнить замысел: вместо 250 танков за апрель было сдано 255.

Та же будущее была уготована и проекту модернизации башни. По окончании жалобы фабрик «Красный Октябрь» и завода № 180 от данной идеи было нужно отказаться

Параллельно с ответом производственных неприятностей заводское КБ трудилось и над улучшением конструкции танка. В феврале была создана улучшенная конструкция башни, которая, подобно проекту модернизации ГАЗ, лишилась воздухопритока в лобовой части. Его переместили на башенный люк.

Переработанные корпуса апреля и конструкции 15 башни были утверждены, но по окончании жалобы «Красного Октября» в серию они не попали. Однако отдельные узлы данного проекта однако были на серийных танках.

Ещё в декабре 1941 года было создано два варианта коробок ЗИП. Первый вариант, взявший обозначение 060–21-Сб.12, напоминал небольшой ящик ЗИП, созданный на ГАЗ в августе 1941 года. Второй вариант, взявший обозначение 060–21-Сб.13, по конструкции был очень сильно похож на коробку ЗИП для Т-34.

На танках производства завода № 264 эти коробки ЗИП показались с весны 1942 года. Самый распространённым вариантом размещения была установка 060–21-Сб.13 на левом крыле, а 060–21-Сб.12 — на правом. Виделся и вариант установки коробок 060–21-Сб.12 на оба крыла.

Помимо этого, от исходной конструкции коробок ЗИП завод кроме этого не отказался.

А вот катки с внутренней амортизацией с апреля 1942 года пошли в серию

Не обращая внимания на то что башни и модернизацию корпуса не утвердили, весной 1942 года выпускавшиеся в Красноармейске Т-60 заметно преобразились. Новые штрихи в вид танков завода № 264 добавил «Красный Октябрь», что внёс последовательность трансформаций в башню и корпус. Целью трансформаций было упрощение производства.

самая характерной подробностью стало появление башенного люка восьмигранной формы, необычной визитки танков производства завода № 264. Данный люк выпускался ещё и в двух вариантах: с загибом краёв под 45 градусов (как на простых люках) и с загибом под прямым углом. Для установки люков новой формы было нужно переделать и крышу башни. Помимо этого, воздухоприток люка механика-водителя упростили, сделав его угловатым.

Как и при с башенным люком, существовало два варианта конструкции воздухопритока.

Приблизительно одвременно с этим показалась ещё одна визитка танков завода № 264. Обращение об опорных катках с внутренней амортизацией, созданных ещё в декабре 1941 года, но отправившихся в производство с апреля 1942-го. Сперва армейские забраковали их, но весной 1942 года, в то время, когда неприятность с обрезинкой катков начала угрожать выпуску танков, о катках со внутренней амортизацией отыскали в памяти.

Подбитый танк, укомплектованный опорными катками со внутренней амортизацией. Лето 1942 года

катки и Упрощённые корпуса с внутренней амортизацией были характерным, но далеко не необходимым показателем танков с окраины Сталинграда. Дело в том, что с апреля 1942 года на завод № 264 стали поступать корпуса с фабрик-смежников, каковые ранее снабжали выпуск Т-60 для Горьковского автомобильного завода. Никуда не делись и литые опорные катки, каковые производил СТЗ, к тому же из Неприятного приходили ещё и штампованные катки.

В следствии к лету 1942 года танки завода № 264 выходили в более чем трёхстах комбинациях. К примеру, возможно встретить на фотографиях танк с утолщённым корпусом, экранированной башней, штатными коробками ЗИП и на опорных катках с внутренней амортизацией, причём его люк механика и башенный люк-водителя могли быть различной конструкции. Оказавшийся хаос однако имел хороший эффект: благодаря громадному количеству комплектующих от различных производителей удалось расширить количество выпуска.

Корпуса вместо танков

В мае 1942 года на заводе № 264 было выстроено 275 танков Т-60, что соответствовало заданию. Подобные количества заводу давались с трудом. Из-за нехватки радиаторов 102 танка выпустили с оборотными радиаторами.

Помимо этого, двигатели с ГАЗ им. Молотова поступали неравномерно, почему завод № 264 пять дней по большому счету простаивал. Никуда не делись и неприятности с обрезинкой и поставками траков.

Не обращая внимания на перебои с поставками радиаторов, в июне завод при задании в 300 танков выстроил 311 автомобилей.

Т-60 из состава 3-й гвардейской танковой бригады.

Обычная машина поздних выпусков имеет восьмигранный люк механика и башенный люк-водителя с угловатым воздухопритоком. Наряду с этим её башня и корпус созданы не на заводе «Красный Октябрь» либо заводе № 180

Увеличившиеся количества выпуска вселяли уверенность в том, что установленный распоряжением ГКО № 1880сс от 5 июня на июль 1942 года замысел в 325 танков, будет выполнен. Увы, к этому времени Т-60 уже совсем устарел. 3 июля вышло распоряжение ГКО № 1958сс «О производстве танков Т-34 и Т-70». В соответствии с ему завод № 264 с 5 июля прекращал выпуск Т-60, сконцентрировавшись на выпуске башен и корпусов для Т-34.

Ответ было полностью верным: к тому моменту уже вовсю шел выпуск Т-70, а СТЗ корпуса «тридцатьчетвёрок» были необходимы как воздушное пространство. Однако заводу № 264 удалось в июле сдать ещё 51 танк Т-60. Из-за несвоевременного поступления двигателей с ГАЗ и траков с СТЗ доукомплектование последних Т-60 закончилась 26 июля.

Большая часть танков июльского выпуска было послано на комплектование частей Сталинградского и Воронежского фронтов. Часть башен Т-60 из задела была использована в качестве неподвижных огневых точек. Не обращая внимания на все трудности, завод № 264 был на втором месте по числу выпущенных Т-60: всего в Красноармейске было выстроено 1174 таких танка.

Сталинградские Т-60 в битвах на Северном Кавказе. Три танка одного завода, и наряду с этим у них три различных типа опорных катков

По окончании битвы за Сталинград завод № 264, меньше пострадавший от бомбёжек, был преобразован в ремзавод № 264. Кроме восстановления советских танков, предприятие занималось и ремонтом трофейной военной техники. В первой половине 40-ых годов XX века завод изготавливал рубки для САУ ИСУ-152, и пребывал в кооперации по производству танка Т-44.

А позднее он возвратился к главной собственной деятельности — судостроению.

А пара лет назад предприятию, сейчас носящему наименование ОАО «Волгоградский судостроительный завод», было нужно отыскать в памяти славное танковое прошлое. 30 апреля 2011 года со дна реки Хорошей Суровикинского района Волгоградской области был поднят Т-60, подбитый зимний период 1942 года на протяжении битв за Сталинград. По последовательности показателей машина очевидно идентифицируется как произведённая на заводе № 264.

Ответ о предстоящей судьбе танка принималось пара месяцев. Наконец 8 августа её послали в том направлении, где выстроили. На судостроительном заводе танк всецело отреставрировали, и сейчас он принимает участие в памятных мероприятиях, посвящённых битвам за Сталинград.

Источники:

  • Материалы ЦАМО РФ.
  • Материалы РГАСПИ.
  • Материалы РГАКФД.
  • Материалы из фотоархива автора.

Героини Сталинграда: как девушки-зенитчицы остановили германские танки — МИР24

Темы которые будут Вам интересны: