Танк на стыке классов

Результаты французского конкурса по созданию нового лёгкого танка в середине 30-х годов были неоднозначными. С одной стороны, 25 апреля 1935 года французские армейские заключили с компанией Renault договор на производство трёхсот лёгких танков Renault ZM. Военную машину приняли на вооружение под индексом Char leger Modиle 1935 R, либо Renault R 35.

Но уже спустя год на вооружение был принят FCM 36, согласно точки зрения французского пехотного руководства, имевший громадные возможности. Наряду с этим производство Renault R 35, о замене которого армейские стали задумываться сначала его выхода в серию, никто не останавливал, и он стал самым массовым лёгким танком французской пехоты. А перед началом новой всемирный войны показался ещё один лёгкий танк, AMX 38, что также в полной мере имел возможность попасть на вооружение французской армии.

Равнение на FCM 36

Внимание пехотного руководства к FCM 36 не было случайным. Да, танк оказался самым тяжёлым и наиболее ценным из участвовавших в конкурсе, но наряду с этим у него имелось два ответственных преимущества. Первое заключалось в дизельном двигателе, более экономичном и подходящем для применения в танке. Второе преимущество было ещё более значительным. Машина разработки компании Forges et Chantiers de la Mediterranee из пригорода Тулона имела корпус из катаных страниц, собираемых при помощи сварки.

Остальные французские танки среднего и лёгкого классов имели литые башни и корпуса, планировавшие на гужонах и болтах.

Танк на стыке классов

Опробования обстрелом Renault R 35, совершённые в июне 1937 года, превосходно показали, как велика была отличие между сварными и литыми подробностями. В соответствии с второй редакции технического задания, новые лёгкие танки должны были иметь броню, защищающую от снарядов 25-мм автоматической пушки. Формально броня толщиной 40 мм должна была такую защиту снабжать. Но на практике оказалось, что из 22 снарядов калибра 25 мм, выпущенных на расстояниях от 0 до 1000 метров, 13 смогли пробить броню.

Ещё хуже обстояло дело с обстрелом из 37-мм пушки – 14 пробитий из 18 выстрелов! Неудивительно, что по окончании таких результатов на FCM 36 начали посматривать с ещё громадным интересом. Более того, показалась кроме того мысль применять его башню вместо башни APX R, ставившейся на лёгкие танки Renault и Hotchkiss.

Начальный проект лёгкого танка AMX, датированный 26 марта 1938 года

Тем временем с компанией Renault происходили определённые видоизменения организационного характера. В конце 1936 года танковое производство французского автомобильного гиганта выяснилось национализировано. Новообразованное предприятие, размешавшееся в Исси-ле-Мулино, что к юго-западу от Парижа, стало называться Ateliers de construction d’Issy-les-Moulineaux, сокращённо AMX.

Производство Renault R 35 и транспортёров Renault UE на нём сохранялось, то же самое касалось и тяжёлого танка Char B. С 1937 года заводское КБ (BE-AMX) включилось в разработку многих проектов, начиная с лёгких боевых автомобилей и заканчивая тяжёлыми танками, позднее превратившимися в сверхтяжёлые.

Схема размещения трансмиссии в AMX 38

Одним из этих проектов стал лёгкий танк, работы над которым начались в июле 1937 года. В соответствии с изначальной концепции, лёгкий танк 10-тонного класса должен был взять 100-сильный дизельный двигатель CL4 разработки компании Compagnie Lilloise de Moteurs (CLM), подконтрольной концерну Peugeot. Появление на проектируемом танке дизеля в качестве силовой установки самым прямым образом связано с FCM 36, и это было только первым показателем того, что лёгкий танк Forges et Chantiers de la Mediterranee стал для него эталоном.

На эскизном проекте, датированном 26 марта 1938 года, была представлена военная машина, уже не имевшая с Renault R 35 ничего общего. Чертёж 0–130 обозначен ещё как «проект лёгкого танка с задним размещением двигателя». Но в июне, на чертеже 0–155, появляется обозначение, которое и стало официальным – Char leger AMX 1938, либо AMX 38.

Обозначение Char leger AMX 1938 в первый раз было использовано на чертеже 0–155 от 13 июня 1938 года. Как возможно подметить, вместо башни APX R на нём изображена башня FCM 36

Новый танк лишился литой бронезащиты. Вместо неё употреблялись страницы катаной брони толщиной 40 мм, местами имевшие сложную форму. Лобовой лист корпуса предполагалось делать единой гнутой подробностью, гнутым делался и кормовой лист.

Подобное ответ имело возможность заметно усложнить производство бронелистов. По примеру FCM 36 между собой страницы соединялись при помощи сварки. Машина оказалась дольше предшественников: полная протяженность корпуса по состоянию на июнь 1938 года составляла 5034 мм, что на 80 см больше, чем протяженность Renault R 35, и на 55 см больше длины FCM 36.

Результатом стало повышение боевой массы с 10 до 13 тысячь киллограм. Однако, за счёт более замечательного мотора удельная мощность AMX 38 (7,7 л.с на тонну) должна была превзойти данный показатель у FCM 36 (7,4 л.с. на тонну).

Удлинение корпуса не было прихотью инженеров AMX – за счёт этого была увеличена ширина преодолеваемой танком траншеи. Не обращая внимания на явное влияние FCM 36, от применения рациональных углов наклона броневых страниц по периметру корпуса инженеры AMX отказались. Борта имели наклон лишь недалеко от установки башни, а на моторно-трансмиссионном отделении они так и остались под прямым углом.

Схема корпуса AMX 38

Отдельного упоминания хороша ходовая часть AMX 38. Подвеска Renault R 35 с горизонтальными упругими элементами и пятью опорными катками на борт была признана не подходящей для танка помощи пехоты. Первые испытания по модернизации ходовой части Renault R 35 начались уже во второй половине 30-ых годов XX века, и одним из направлений стало повышение числа опорных катков. Но, уже на этом этапе стало ясно, что нужна радикальная переделка ходовой части.

В определённом смысле инженерам было нужно сделать ход назад, потому, что новая ходовая часть напоминала ту, что разрабатывалась ещё для Renault NC, а позднее употреблялась на танках D1 и D2.

Упругие элементы (пружины) в подвеске AMX 38 кроме этого размешались вертикально, но уже не по центру, а в двух свечах, соединённых между собой сверху «коромыслом», которое по центру крепилось к корпусу. К каждой таковой свече крепилась тележка с двумя катками диаметром 218 мм. Подобная хитроумная совокупность была весьма успешной: благодаря солидному числу катков малого диаметра обеспечивалась большая площадь контакта.

Помимо этого, у подвески был громадной движение, что крайне важно при перемещении по пересечённой местности. На Renault R 35 число опорных катков выросло до 12 на борт, другими словами больше, чем у FCM 36 (9 на борт). У более долгого AMX 38 опорных катков выяснилось ещё больше – 15!

У инженеров AMX получалась военная машина с красивыми показателями по плавности хода, что принципиально важно, к примеру, при стрельбе на ходу.

В ноябре 1938 года была спроектирована новая башня. На чертеже 0–190 она ещё с короткоствольной пушкой SA 18

В соответствии с начальной концепции, на танк должны были устанавливать башню APX R, и именно она изображена на чертеже 0–130. Но, в данной башне армейские скоро разочаровались, и она «прожила» на AMX 38 недолго. Уже в июне 1938 года её поменяла Tourelle FCM.

В таком виде проект просуществовал до конца 1938 года.

Мало будет

В конце 1938 года французское пехотное руководство пришло к выводу, что удельная мощность принятых на вооружение лёгких танков очевидно недостаточна. В следствии показалось новое требование: удельная мощность проектируемых боевых автомобилей должна была составлять не меньше 10 л.с. на тонну. Двигатель CL 4 машинально становился негодным для применения на AMX 38.

Но продолжительно искать замену не было нужно. Ею стал 4-цилиндровый 130-сильный дизель компании Ateliers de Construction Mecanique l’Aster (Aster), имевшей обширный опыт в разработке двигателей, среди них и дизельных. К слову, Aster трудилась над созданием и последовательности вторых моторов, включая 500-сильные, каковые планировалось ставить в тяжёлые танки.

Опытный образец AMX 38, Сатори, 1939 год

Следующей «утратой» AMX 38 снова стала башня. Опробования продемонстрировали, что при стрельбе из длинноствольной 37-мм пушки SA 38 сварные швы Tourelle FCM начинали трескаться. Это поставило крест на замыслах по установке данной башни на лёгкие танки. В малейшие сроки инженеры BE-AMX создали собственную башню, забрав конструкцию Tourelle FCM за базу. Она кроме этого имела сварную конструкцию, но оказалась заметно несложнее, чем предшественница.

Первоначально новая башня проектировалась под 37-мм пушку SA 18, но в металле была реализована версия с более долгой SA 38.

Количество смотровых устройств в бортах башни сократилось до трёх, но это компенсировалось одной технической новинкой. Вместо смотровой башенки в крыше был установлен перископический прибор, созданный польским конструктором Рудольфом Гундляхом. В первый раз применённый на танкетке TK-S, перископ Гундляха имел весьма успешную конструкцию и разрешал легко поменять повреждённые призмы прямо на протяжении боя.

Эта революционная разработка, более узнаваемая под обозначением MK-IV, позднее прописалась на бронетанковой технике многих государств.

Как и башня FCM 36, конструкция AMX оказалась достаточно узкой, и виновны в этом были рациональные углы наклона её бронелистов. Наряду с этим очень нежданно смотрелся лобовой лист башни, установленный фактически под прямым углом.

Данный же танк с правого борта. На умелом примере установили длинноствольную пушку SA 38

Первый опытный образец AMX 38, взявший регистрационный номер W 0231, был изготовлен весной 1939 года и прошёл программу опробований в испытательном центре Сатори, что южнее Версаля. Снаружи новая машина заметно отличалась от лёгких танков, разрабатывавшихся до того во Франции. Долгая и узкая военная машина, весившая 13,5 тысячь киллограм, по массе и габаритам пребывала скорее на границе лёгких и средних танков.

Конкретно лёгким было только её оружие, складывавшееся из 37-мм пушки SA 38 и спаренного с ней пулемёта MAC Mle.1931.

Тогда как на вторых французских лёгких танках механик-водитель имел как минимум двустворчатый люк, на AMX 38 люк складывался из одной секции. Это менее комфортно, но снарядостойкость аналогичной конструкции была выше. В люке имела особая секция, раскрывавшаяся в походном положении.

Не обращая внимания на то, что танк и без того оказался достаточно долгим, его создатели установили в его кормовой части «хвост», помогавший при преодолении особенно рвов и широких траншей.

AMX 38 стал самым долгим из французских лёгких танков межвоенного периода

На опробованиях AMX 38 продемонстрировал себя хорошо, развив большую скорость 25 км/ч. Это мало, но для танка помощи пехоты – достаточно. К тому же, аппетиты французских армейских росли.

В августе 1939 года на пост инспектора бронетанковых армий был назначен генерал Луи Келлер (Louis-Marie-Joseph-Ferdinand Keller). В последних месяцах года он сделал неутешительные выводы относительно вооружения и бронирования автомобилей лёгкого типа. Непременно, пушка SA 38 была лучше безнадёжно устаревшей SA 18, но расчёты показывали, что броню толщиной 30 мм она сможет пробить на расстоянии, не превышающем 100 метров.

Одним словом, пушка эта являлась только полумерой. Скептически генерал Келлер наблюдал и на броню толщиной 40 мм. Кроме того катаная броня таковой толщины германскими 37-мм пушками пробивалась (справедливости для направляться подчернуть, что только при стрельбе практически в упор).

Как и большая часть вторых французских лёгких танков, AMX 38 взял «хвост»

Выводы, сделанные Келлером, стали причиной появлению новых требований. Сейчас толщина брони для лёгких танков должна была составлять 60 мм, а боевая масса – от 15 до 20 тысячь киллограм. Удельная мощность наряду с этим должна была оставаться в пределах 9–10 л.с. на тонну. От 37-мм пушки SA 38 отказались в пользу 47-мм пушки SA 35, которой вооружались танки Renault D2, B1 Bis и Somua S 35.

В совокупности эти требования машинально поставили крест на AMX 38 в его тогдашнем виде.

Жертва бюрократических проволочек

Инженеры из Исси-ле-Мулино оперативно отреагировали на требования генерала Келлера. Уже 11 декабря 1939 года был представлен дизайн-проект переработанного AMX 38, взявшего обозначение Char leger serie, другими словами «серийный лёгкий танк». Его полная протяженность выросла до 5279 мм, другими словами он был всего на 10 см меньше, чем средний танк Somua S 35. Боевая масса выросла до 16,5 тысячь киллограм.

Делать броню толщиной 60 мм по периметру всего танка в BE-AMX не стали, считая, что это привело бы к ещё большему росту боевой массы. Толщину страниц увеличили лишь в лобовой части корпуса, что в полной мере логично – главная часть попаданий приходится именно на лобовую проекцию. Из-за повышения длины корпуса в кормовой части с каждой стороны был установлен дополнительный опорный каток.

В остальном конструкция корпуса повторяла прошлый вариант.

Таким AMX 38 должен был стать в серии

47-мм пушка SA 35 была намного больше, чем 37-мм танковые пушки, исходя из этого башню практически было нужно разрабатывать с нуля. Сохранилась только черта подбашенного погона: его диаметр в свету остался равным 1120 мм. Новая башня стала больше напоминать Tourelle FCM. От перископа Гундляха отказались, вместо него в лобовой части показался дополнительный смотровой прибор. Страно, но неспециализированная высота танка с новой башней сохранилась на прошлом уровне — 2270 мм.

От применения катаных страниц в конструкции башни отказались, её предполагалось изготовлять способом литья.

В качестве силовой установки на изрядно потяжелевший AMX 38 планировалось установить форсированный до 160 л.с. 4-цилиндровый дизель Aster. Именно поэтому удельная мощность «серийного» AMX 38, что довольно часто именуют AMX 39, осталась в пределах, заданных генералом Келлером.

Предполагавшиеся динамические характеристики кроме этого сохранялись на прошлом уровне.

Схема корпуса «серийного» AMX 38

Главные проектные работы по «серийному» AMX 38 были совершены в декабре 1939 года, а последние чертежи танка датированы 14 марта 1940 года. Оказавшаяся машина больше напоминала не лёгкий, а пехотный танк, ближайшим «родственником» которого (по совокупности характеристик) есть британский Infantry Mk.III, он же Valentine. Успей взять французская пехота такую машину, немцам было нужно бы весьма худо. Но, история не терпит сослагательных наклонений.

Да и будущее AMX 38 и до германского вторжения, начавшегося 10 мая 1940 года, была под громадным вопросом.

14 марта 1940 года документацию по «серийному» AMX 38 разглядела рабочая группа во главе с Келлером. Интересный факт: в один момент рассматривался проект и другого танка, причём не от кого-нибудь, а от Renault! Передача в госимущество части производств не остановила концерн, и он продолжил бороться за армейские заказы.

В качестве соперника был представлен трёхместный танк 16-тонного класса, взявший обозначение DAC1. Разглядев оба проекта, рабочая группа решила увеличить число участников неожиданно появившегося конкурса и разослать требования компаниям FCM, Hotchkiss, Panhard и Somua.

Не обращая внимания на установку 47-мм пушки SA 35, в башни хватало просторно. По меркам французских танков, очевидно

То, что уже больше полугода шла мировая война, рабочую группу не смутило. Следующий смотр состоялся 14 мая. Именно сейчас южнее Седана десятками гибли FCM 36. Renault опять представила DAC1, в этом случае уже в виде древесного макета. Что же касается AMX, то ею был предложен проект, не сохранившийся в виде заводской документации.

Перспективный танк массой 25 тысячь киллограм должен был иметь броню толщиной 60 мм по периметру и 6-цилиндровый мотор Aster мощностью 250 лошадиных сил. Подобную машину AMX предлагал в качестве возможности на 1941 год. Ответ рабочей группы выяснилось очень интересным: она решила ожидать предложений от вторых участников конкурса.

Но предложения FCM, Hotchkiss, Panhard и Somua на конкурс так и не поступили. И их можно понять – сейчас им уже было совсем не до проектирования. Фабрики в лихорадочном темпе производили бронемашины и серийные танки.

Спустя ровно месяц затем заседания пал Париж. AMX 38, кроме того в том виде, в котором его выстроили, в полной мере имел возможность стать грозной военной машиной, но будущее этого лёгкого танка была печальной. Ещё более печальной была будущее самого генерала Келлера.

В августе 1944 года генерала, пребывавшего в отставке, арестовали немцы, а 16 ноября 1944 года он умер в концлагере Бухенвальд.

литература и Источники:

  • Centre des archives de l’Armement et du personnel civil (CAAPC)
  • Renault R35R40, Pascal Danjou, TRACKSTORY №4, 2005
  • GBM №99

Origami TANK. How to Make a Paper Tank — Hand made

Темы которые будут Вам интересны: