Танк и премьер. история одной катастрофы

История английского танкостроения в межвоенный период а также в течение всей Второй мировой отличалась, в случае если сказать политкорректно, изрядной экстравагантностью — достаточно отыскать в памяти эпос о создании тяжёлого танка TOG-II. Тут же возможно отыскать в памяти, что к началу осени 1939 года, в то время, когда английский Генштаб создал техзадание для новых типов танков, и в Германии, и в СССР уже имелись необыкновенные по качественным чертям модели военной техники, в частности Pz.IV и Т-34.

Машина, о которой отправится обращение ниже, пехотный танк Mk.IV «Черчилль», сначала была поразительно архаична. Достаточно упомянуть, что в начальном проекте башня у танка отсутствовала, а двухфунтовые пушки предполагалось разместить в спонсонах по бортам, спарив их с пулемётами BESA. Гусеницы должны были полностью охватывать корпус для более действенного преодоления препятствий, а скорость планировалась всего 16 км/ч, на целых два больше, чем у самого скоростного танка Великой войны — «Уиппета»!

Танк и премьер. история одной катастрофы

Черчилль и Черчилль

Никаких шуток — в случае если посмотреть на фотографии первых «Черчиллей», то по обоим бортам возможно заметить огромные люки для посадки экипажа — в действительности это ниши для спонсонов, так и не установленных. Справедливости для нужно подметить, что рассматривались и другие методы размещения оружия — к примеру, пушка в корпусе, подобно французскому B1 bis. Спрашивается: для чего всё это — спонсонное оружие, гусеницы по всему корпусу и другие в далеком прошлом отжившие собственное кошмары?!

Как и при с TOG-II либо тяжёлым пятибашенным танком «Индепендент», мы имеем дело с реликтом эры Первой мировой и панический страхом перед позиционной войной. Все не забывают, как это смотрелось с 1914 по 1918 годы — «зависшие» фронты, много тысяч жертв при попытке прорыва, продвижение всего на пара километров при больших утратах? Английские генералы рассчитывали, что в грядущем конфликте союзникам нужно будет преодолевать «Линию Зигфрида», а немцам, со своей стороны — «Линию Мажино».

Но действительность смотрелась намного сложнее — в новой всемирный войне танк был инструментом мгновенного прорыва на глубину и стратегического охвата. Соперники Германии и поразмыслить не могли, что тяжёлые «пехотные» танки, предназначенные для проламывания эшелонированных оборонительных позиций, отжили собственное, и сейчас требуются мобильные быстроходные танки-хищники, поддерживаемые моторизованными дивизиями.

Увы, но «Черчилль» сначала был «танком Первой мировой» — очевидно, с поправкой на технические успехи последних двадцати лет. В декабре 1939 года договора на постройку прототипов были заключены с Вулвичским фирмой и королевским арсеналом «Харленд и Вольф», а первая машина готовься к лету 1940 года — именно тогда, в то время, когда германский блицкриг во Франции стал жутковатым фактом.

Прототип А20

Впечатления у военных, которым продемонстрировали прототип, были, назовём это так, пессимистичные. В варианте без башни проект с номенклатурой А20 смотрелся, в случае если разрешите так выразиться, устрашающе. Корпус — прямоугольная сварная коробка, с полным охватом гусеницами.

Что, но, делало корпус максимально широким и разрешало достаточно вольно размещать агрегаты и узлы, а заодно снабжать комфортные условия для работы экипажа… Но двигатель!

Прототип А22

С двигателем появились большие неприятности, несмотря кроме того на то, что с моторостроением в Британии дело обстояло в полной мере хорошо. Достаточно отыскать в памяти известные авиационные «Роллс-Ройсы», потом устанавливавшиеся и на военную технику.

Двигатель Meadows DAV не развивал требуемой мощности, нечётко трудилась трансмиссия, и, что самое неприятное, никаких возможностей по модернизации у них не было, потому, что по окончании вооружения и установки башни масса танка достигла бы тридцати семи с половиной тысячь киллограм вместо тридцати двух по техзаданию. Давая предупреждение неизбежные вопросы: да, в соответствии с веяниями времени от спонсонов отказались в пользу башни! Мотор же чуть был способен перемещать бронекоробку на гусеницах…

Да, Британия была технологически развитой державой, британцы строили самолёты и отличные линкоры, но вот с танками вышли одни неприятности — к бронетехнике постоянно относились как к пасынкам войны и второстепенному направлению. Скоро инициативу перехватила компания «Воксхолл Моторс», у которой на складах завалялись 12-цилиндровые автомобильные двигатели мощностью в 350 лошадиных сил, в полной мере подходящие для нового танка. «Воксхоллу» и передали заказ вместе с двумя неудачными прототипами — дорабатывать, кроме того несмотря на общую уверенность, что представленный проект танка страшен, кошмарен и бесперспективен.

Глава правительства следит за проходом колонны танков его имени

Этого потребовала катастрофическая военная ситуация. Британия пребывала на грани германского вторжения, а вся боеспособная техника осталась на континенте по окончании эвакуации из Дюнкерка. Защищать Метрополию было решительно нечем.

На острове осталось пара десятков устаревших моделей на учебных полигонах, из музеев извлекли танки времён Первой мировой, обшивались бронёй грузовики а также частные автомобили ! Отчаянное положение – тут понадобится любой агрегат, у которого имеется гусеницы и пушка. Пускай кроме того и безнадёжно архаичный.

Так или иначе, первые «Черчилли» сошли с конвейера в июле 1941 года и сразу же вызвали недовольство армейских. Танк страдал от «детских заболеваний» — всегда ломалась трансмиссия, наблюдалась утечка горючего, совокупность зажигания не была герметизирована. Дошло до того, что в танковых частях приходилось заниматься импровизированным ремонтом. У «Черчиллей», приданных 147-му Хэмпширскому полку, выходила из строя тяга управления коробкой передач, а заводских экспертов было не дождаться.

Дело кончилось тем, что офицеры полка скинулись из собственного жалования и приобрели в автомобильном магазине американского «Форда» полуоси вместо штатных тяг, подходящие для установки на танк. И попутно узнали, что они более прочны и надежны…

Первый Черчилль с трёхфунтовой пушкой в лобовом бронелисте

Сейчас представьте, как германские танкисты за собственный счёт берут запчасти для техники у «Даймлер-Бенц» либо «Опеля». Но, нужно подчернуть, что производители были честными людьми. Инженерный корпус компании «Воксхолл» разослал по армейским частям открытое письмо, в котором говорилось:

Мы знаем, что не все агрегаты и механизмы танка будут трудиться как положено. Все недочёты будут устранены, когда в отечественном распоряжении покажутся новые и необходимые материалы узлы. Прошу вас, не делайте неверных заключений из отечественного искреннего признания собственных неточностей. Танк Mk IV — хорошая машина. Неприятности, появившиеся на протяжении его опробований, не являются нормой.

Ненормально то, что мы не устранили их перед тем как начать серийное производство.

У инженеров было и более важное оправдание — в условиях войны мгновенно создать какой-никакой, а новый и всецело работоспособный танк практически нереально. Пускай кроме того и «полный недочётов», по словам премьера Уинстона Черчилля — легенда гласит, словно бы господин Уинстон, в первый раз заметив «Черчилль» на Бовингтонском полигоне, остался весьма расстроен и увидел: «У танка, названного моим именем, недочётов больше, чем у меня самого!». Но в конечном итоге вошедшее во все книжки истории изречение последовало в следствии доклада Армейского министерства — в течение шести месяцев переоборудованию и ремонту новыми агрегатами и узлами в той либо другой степени подверглись 1000 из 1200 единиц только что выпущенных танков!

К 1942 году, в то время, когда положение пара выправилось и Британия больше не стояла перед угрозой германского десанта, было решено послать танки «Черчилль» куда-нибудь повоевать. Первый же боевой опыт этих автомобилей был не просто провальным, а катастрофическим…

Дьеппская конфузия

…Это была, пожалуй, самая необычная операция Второй мировой, не имевшая никакого тактического и своевременного смысла. Ничего более бестолкового нельзя упомнить ни на одном театре боевых действий. Нигде — на Восточном фронте, в Африке, на Тихом океане.

Но имеется возражение: апофеозом идиотизма есть операция «Коттедж», произошедшая ровно год спустя — в то время, когда американский десант на кинутом японцами острове Кыска перестрелял сам себя, плюс американцы ухитрились чуть не потопить личный эсминец.

До сих пор не утихают споры: а каковы были цели самоубийственного десанта англичан в Дьеппе, вошедшего в историю как операция «Юбилей»? Отчего появилась столь острая необходимость бросать лучшие, самый подготовленные английские спецвойска практически на верную смерть? Поговаривают, виновата политика — внутриполитическая ситуация в Англии в первой половине 40-ых годов XX века сложилась очевидно не в пользу правительства Уинстона Черчилля.

В английском обществе царили пораженческие настроения, и было отчего: на Дальнем Востоке японцы практически потопили целый флот владычицы морей, что в том месте дислоцировался, и в итоге захватили Сингапур. В Ливии африканский корпус Роммеля теснил и иногда громить 8-ю британскую армию, загоняя её обратно в Египет.

Рисунок майора Комфорта –высадка Королевского полка лёгкой пехоты Гамильтона (художественная реконструкция)

Целые поражения! Англии требовалась прекрасная и значимая победа, талантливая всколыхнуть всё английское общество и укрепить пошатнувшийся авторитет действующей власти. К сожалению, стали и данные соображения определяющим причиной с целью проведения «Юбилея» А в качестве дополнения следовало продемонстрировать Сталину на практике, что открыть Второй фронт в первой половине 40-ых годов XX века нереально.

Выгрузка Черчилля из десантного транспорта

Возможно возразить: десантная операция, не имеющая никакой практической цели? Так не бывает! Кинуть на всецело контролируемое соперником побережье шесть с лишним тысяч людей личного состава, новейшие танки, часть флота? Отлично, давайте ознакомимся с директивой английского Генштаба:

Яркой целью операции есть удержание и завладение порта Дьепп в течение времени, достаточного чтобы возможно было собрать сведения от пленных и оценить реакцию неприятеля, и уничтожить прибрежные оборонительные сооружения, другие объекты и портовые здания.

После этого предполагалось эвакуироваться под прикрытием авиации и при помощи с моря. Прекрасно, допустим. В большинстве случаев подобные десанты проводятся силами отряд специального назначения — стремительный потрясающий налёт, нанесение большого ущерба, стремительное отступление. Но при чем тут танки?

Особенно такие медленные и неповоротливые, как «Черчилль»? Не несложнее ли было задействовать автомобили полегче и поманёвреннее? К примеру — «Тетрархи», уже имевшиеся на вооружении английской армии?

Кинутые Черчилли. У танка на переднем замысле в корпусе смонтировано не орудие, а огнемёт

Стоит напомнить, что «Черчилль» — так называемый «пехотный танк». В соответствии с английской теорией применения военной техники, он обязан прорывать укреплённые позиции и сопровождать пехоту. Боевая задача танкистам была поставлена следующая: помощь огнём и манёвром высадившихся пехотинцев Эссекского шотландского Королевского полка и полка лёгкой пехоты Гамильтона, причём территория высадки была выяснена в городской черте: на каменистом пляже Дьеппа.

Танки в городе? — спросите вы. А мы поставим вопрос более жёстко: танки в средневековом городе?! С узенькими кривыми улочками! Где и автомобиль -то не всегда пройдёт! «Черчилль» тем временем был длиной практически 7,5 метров и шириной 3,5 метра.

Но условия муниципального боя — это ещё полбеды! Пляж, пребывавший между двумя вдававшимся в океан молами, был отделён от Дьеппа цементной плотиной, преодолеть которую без помощи сапёров тяжёлые танки не могли. Вдобавок место высадки пребывало под перекрёстным огнём пулемётов и артиллерии.

Выезды с пляжа завалены баррикадами.

Пострадавшие канадские десантники.

За ними – Черчилль, что больше никуда ни при каких обстоятельствах не отправится. На заднем замысле догорает десантный транспорт

Говоря открыто, сотрудников разведки, подготавливавших десант, следовало бы расстрелять. Планировалось, что баррикады и дамбу взорвут сапёры, но и они, и пехотинцы сразу после начала высадки понесли такие утраты, что выполнить собственную задачу полностью не смогли. В итоге практически три десятка танков застряли на берегу и начали отстреливаться с места, но подавить огневые точки немцев не получалось: двух- и шестифунтовые пушки в башнях «Черчиллей» не имели запаса фугасов, а трёхфунтовая гаубица в передней части корпуса имела через чур мелкий угол возвышения: мешала плотина!

Замысел руководства смотрелся так: всего в операции «Юбилей» было задействовано пятьдесят восемь танков, транспортировавшихся на десантных баржах. Первая волна — девять «Черчиллей», вторая — двенадцать, третья — шестнадцать, последняя и замыкающая — все остальные автомобили. Один из судов третьей волны затонул вместе с шестью танками. Ещё два «Черчилля» утонули сами, потому, что вошли в воду через чур на большом растоянии от берега.

Пара автомобилей порвали гусеницы об острые камни. Наконец, погиб начальник соединения, полковник Эндрюс, пребывавший в одном из утопленных танков: он сумел выбраться из люка, доплыл до берега, но был убит немцами…

Думается, это и должно именоваться словом «трагедия», но в действительности дело обстояло существенно хуже, в случае если таковое по большому счету вероятно. Сохранившиеся сапёры постарались оказать помощь танкам подняться на плотину, уложили фашины. По различным данным, не то тринадцать, не то пятнадцать исправных «Черчиллей» выехали на городскую набережную и примыкавший к ней проспект.

Срочно стало ясно, что улицы, ведущие вглубь города, загорожены цементными противотанковыми надолбами. Сапёры ничего не могли сделать из-за заградительного огня немцев, стереть с лица земли надолбы постарались танки, стреляя по ним шестифунтовыми бронебойными боеприпасами, но также напрасно. Сейчас соперник успел подтащить 37-миллиметровые противотанковые пушки.

Усиленную броню «Черчиллей» они не брали, но нескольким танкам перебили гусеницы и обездвижили.

Дьепп. Финал

В итоге вместо помощи пехоты радиус действия танков был ограничен только пляжем, набережной и прибрежным проспектом. Менее трёхсот метров вглубь побережья и приблизительно километр на протяжении. «Черчилли» были закрыты на маленьком простреливаемом пятачке, в небе показались пикирующие бомбардировщики Ju-87. Предстоящее было предсказуемо — тотальный разгром.

К счастью, в то время, когда стало ясно, что операция «Юбилей» провалилась, руководство отменило высадку четвёртой волны танков — хоть эти сохранились.

Застрявший, подбитый и кинутый

Осмотр подбитого Черчилля

Немцы осматривают кинутый танк полка Калгари канадской армии – один из немногих, добравшихся до города

Тот же Bert с другого ракурса

Это не все утраты. В общем итоге «Юбилей» обошёлся в 3367 убитых либо захваченных в плен канадских пехотинцев, 275 английских коммандос, 28 танков стёрты с лица земли либо захвачены, потоплены эсминец, три десятка десантных барж, убиты полтысячи моряков, сбито 106 британских самолётов. Германская сторона утратила около пятисот человек убитыми, 48 самолётов и батарею береговой обороны.

Счёт очевидно не в пользу Британии.

В то время, когда всё закончилось, Уинстон Черчилль заявил в парламенте, словно бы руководство хотело совершить «разведку боем». Распознать сильные и не сильный стороны соперника. Дело о Дьеппской трагедии скоро замяли, никто не понес наказание.

Со своей стороны, немцы взяли в собственные руки трофейные танки, считавшиеся в Англии «новейшими». Сохранившиеся в Дьеппе автомобили доставили в Германию, на полигон Куммерсдорф. Продемонстрировали рейхсминистру боеприпасов и вооружений Альберту Шпееру, хорошему эксперту в собственной области. Вердикт был однозначен: «В случае если это новый танк, то я опасаюсь себе представить, каковы у британцев танки устаревшие…»

Рейхсминистр оружий Альберт Шпеер (второй слева, стоит на земле рядом с танкистом) осматривает захваченные Черчилли

Работа захваченных «Черчиллей» у немцев ограничилась учебными подразделениями и испытаниями — не обращая внимания на то, что вермахт в большинстве случаев с радостью применял трофейную технику, от их применения в боевой обстановке категорически отказались: броня хорошая, но вооружение и мобильность из рук вон нехороши. Имеется невнятные информацию о том, что захваченные в Дьеппе «Черчилли» якобы использовались в обороне Берлина в 1945 году, но фотографий либо документов не сохранилось.

Черчилль на работе в панцерваффе.

В девичестве машину кликали Blondie и её начальником был капрал Джордан

Также бывшая Blondie

…В любом случае, танкисты и британские десантники выполнили собственный долг до конца. И внесли вклад в неспециализированную победу. Жаль лишь, что те, кто оправил их на верную смерть, уже ни при каких обстоятельствах за это не ответят.

* * *

Однако, Infantry Tank Mk.IV «Churchill» прошёл продолжительный боевой путь и вести войну на многих фронтах. Последнее боевое использование устаревших, архаичных и страшненьких «Черчиллей» относится к 1951 Корейской войне и году, совсем машина ушла в прошлое в год смерти бывшего премьера — послевоенную сапёрную модификацию Mk IV сняли с оружия в 1965 году. Черчилль-и Черчилль «человек»-танк покинули данный мир в один момент.

Самый-самый. Всеволод Сибирцев

Темы которые будут Вам интересны: