Т-70: подросший малыш

20 июля 1941 года Красная армия приняла на вооружение небольшой танк Т-60. Это была во многом вынужденная мера, потому, что огромные танковые утраты первого месяца ВОВ требовалось безотлагательно восполнять, а наладить массовое производство лёгкого танка Т-50 для этих целей не удалось.

И не смотря на то, что выпустить запланированные 10 000 танков за оставшиеся месяцы 1941 года так и не удалось, Т-60 уже с октября стал массово поступать в армии, сыграв ключевую роль в отражении наступления немцев под Москвой. К тому же, ещё в августе 1941 года показалась мысль о модернизации Т-60, которая в итоге стала причиной созданию более тяжёлого танка, взявшего наименование T-70. Какова же история создания данной автомобили?

Сначала была башня

Исходно Т-60 предполагалось вооружать совершенно верно равно как и предшествовавший ему Т-40, другими словами крупнокалиберным пулемётом ДШК, спаренным с пулемётом ДТ. Но, ещё в начале 20-х чисел июля стало ясно, что это нереально. Дело в том, что создавать ДШК в нужном количестве промышленность в то время не имела возможности. Достаточно скоро нашлась замена в виде 20-мм автоматической авиационной пушки ШВАК, из которой путём объединения крыльевого и турельного вариантов оказалась танковая пушка ТНШ.

Первый её пример был испытан в августе 1941 года. Уже тогда к пушке предъявлялись претензии, которые связаны с недостаточной огневой мощью:

«Установка 20 мм пушки ШВАК в башне танка Т-60 не решает неприятности усиления эффективности бронебойного действия, в особенности по современным бронецелям с толщиной брони в 15–20 мм, поставленной под углом. Исходя из этого рабочая группа считает необходимым форсировать работу по созданию образцов для оружия танка Т-60 большей эффективности».

В полной мере логичным решением проблемы бронепробития являлась установка более замечательного, чем автоматическая пушка, оружия. Работа по установке данной самой пушки в башню Т-60 была инициирована Артиллерийским комитетом Главного артиллерийского управления Красной армии (Арткомом ГАУ КА). В сентябре 1941 года это ведомство созвало заседание, куда были приглашены представители двух конструкторских бюро – ГАЗ им. завода и Молотова №92.

По окончании изучения образцов трофейной военной техники было издано постановление о перевооружении Т-60 на 45-мм танковую пушку обр.1938 года. Наряду с этим, в соответствии с проекту, у танка должна была сохраниться штатная башня.

Т-70: подросший малыш

Первоначально работы по усилению оружия выполнялись совместно конструкторскими бюро ГАЗ и завода №92. Но достаточно скоро конструкторские коллективы двух фабрик серьёзно разошлись в вопросе проектирования более замечательной артиллерийской совокупности для Т-60. В следствии было издано постановление о том, что фабрики будут разрабатывать два варианта перевооружённой башни.

Изготовление макетных образцов намечалось на декабрь. О том, что в итоге создало КБ завода №92, рассказывается в отдельном материале. В данной же статье обращение отправится о том, как к вопросу перевооружения подошёл ГАЗ им.

Молотова и что из этого оказалось.

Схема размещения 45-мм пушки в башне Т-60, созданная в КБ ГАЗ им. Молотова

Стоит подчернуть, что задание, которое поставил Артком ГАУ КА, хватало непростым. В маленькую башню с диаметром погона 900 мм требовалось установить пушку, спаренный с ней прицел и пулемёт, и покинуть хватает места для командира экипажа, делавшего ещё роль наводчика и заряжающего. Коллектив ГАЗ им.

Молотова с целью достижения этих целей пара поменял исходную схему размещения оружия. 45-мм танковую пушку конструкторы максимально переместили вправо, а пулемёт решили установить по центру. Влево вместо него уходил телескопический прицел.

Благодаря таковой компоновке у начальника, которому выяснили задний левый угол башни, оказалось хоть какое-то место.

Из-за рабочего расположения места и изменения вооружения начальника было нужно поменять размещение подъёма башни и механизмов поворота, и по-иному разместить боеукладки. Не обращая внимания на то что проект ГАЗ предполагал больше переделок, чем вариант модернизации, предложены заводом №92, он смотрелся более предпочтительным, потому, что начальник башни приобретал больше свободного пространства. В отличие от соперников, документации конструкторы ГАЗ не представили.

Но умелую установку тут не только изготовили, но и испытали стрельбой. Не обращая внимания на то что эта экспериментальная установка была недоработанной, само её наличие выяснилось для проекта ГАЗ громадным плюсом.

Проект литой башни Т-60 с расширенным погоном, декабрь 1941 года

Оба проекта, представленные к 20 декабря 1941 года, имели множество неспециализированных недостатков и достоинств. Дело в том, что 45-мм пушка обр. 1938 года имела намного больший вес если сравнивать с ТНШ, и по окончании её установки башня становилась неуравновешенной.

В следствии поворот башни на высоких углах наклона автомобили был затруднён. Для устранения данного недочёта предлагалось разместить на гильзоулавливателе груз массой 30 кг, что уравновешивал бы башню.

Помимо этого, по окончании установки более крупногабаритной пушки и без того не через чур просторная башня Т-60 становилась ещё более тесной, а работа поворотными механизмами в башне с новой компоновкой стала менее эргономичной. Не додавало комфорта да и то, что командир экипажа оставался ещё и заряжающим. В Т-60 этот недочёт компенсировался тем, что ТНШ являлась автоматической пушкой с ленточным едой, и её не требовалось перезаряжать по окончании каждого выстрела.

По окончании установки 45-мм полуавтоматической пушки нагрузка на начальника башни выросла, что в боевых условиях существенно снижало эффективность ведения огня.

В соответствии с докладной записке от 20 декабря, ГАЗ и заводу №92 предлагалось закончить проекты перевооружения башни Т-60 на 45-мм пушку к 15 и 25 января соответственно, в один момент совершив опробования стрельбой и дав по ним заключения. Уже на этом этапе предпочтение отдавалось проекту ГАЗ.

Башня с расширенным до 966 мм диаметром погона в свету, которая отправилась на танк ГАЗ-70

В это же время несколько инженеров КБ ГАЗ им. Молотова во главе с В. А. Дедковым внесла предложение важную переделку башни. В соответствии с этим проектом диаметр погона возрастал на 25–30 мм, воздуховод в лобовой части ликвидировался и переносился на башенный люк.

Вместо сварной конструкции предполагалось сделать башню литой. В соответствии с докладной записке, датированной 30 декабря 1941 года, было решено включить новую башню в замысел умелых работ со сроком готовности 25 января 1942 года.

На практике обстановка с новой башней имела совсем иное развитие. Предстоящие работы по ней распознали необходимость повышения диаметра погона до 966 мм. Орудийную установку было нужно ещё больше выносить вперёд, а для повышения внутреннего пространства было решено сделать в башне кормовую нишу. В конечном счёте в финальной конструкции от башни Т-60 не осталось ничего.

Схема размещения оружия наряду с этим осталась той, которая планировалась в начальном проекте перевооружения башни Т-60.

Двигатель ГАЗ-203, созданный для ГАЗ-70

Растущая в массе и размерах башня вызвала запуск работ по кардинальной переделке всего танка Т-60. Возглавил конструкторские работы, каковые начались ещё в конце 1941 года, Н. А. Астров. Время от времени проектируемую им машину в современных публикациях именуют «070», но это не более, чем попытка отдельных исследователей домыслить. Таковой индекс в отношении этого танка ни при каких обстоятельствах не употреблялся, среди них и вследствие того что он был совсем не характерен для КБ ГАЗ им. Молотова.

В действительности машина взяла внутренний индекс «ГАЗ-70», а в конструкторской документации употреблялся шифр «70».

Неспециализированная компоновка корпуса Т-60 у нового танка сохранилась, но наряду с этим сам он существенно изменился. Возросшая боевая масса "настойчиво попросила" установки новой силовой установки. Её изготовили из двух двигателей ГАЗ-11 модель 202, спаренных в продольной плоскости.

Оказавшийся мотор стал называться ГАЗ-203. Вместо коробки передач от грузовика ГАЗ АА была забрана КПП от ЗИС-5.

Продольный разрез ГАЗ-70

Более долгая силовая установка стала причиной корпуса и удлинения танка. При его переделке инженеры ГАЗ им. Молотова отказались от рубки механика-водителя, заменив её наклонным страницей с массивным люком, в котором был установлен смотровой прибор. Такая конструкция была более стойкой к вражеским боеприпасам. Было нужно вносить трансформации и в ходовую часть.

Количество опорных катков увеличилось до пяти на борт. Помимо этого, были усилены торсионы. Одним словом, по факту у конструкторов ГАЗ вместо модернизированного Т-60 получался новый танк.

Лучше по всем статьям

Проектирование ГАЗ-70, что скоро взял официальное обозначение Т-70, длилось целый январь и вышло на финальную стадию в первых числах Февраля 1942 года. Уже к десятым числам месяца началась постройка опытного образца, которую закончили 14 февраля. К 19 февраля была подготовлена программа опробований Т-70 пробегом, и опробования установленного в танке оружия.

Умелый танк ГАЗ-70, заводской двор ГАЗ им. Молотова, февраль 1942 года

Вышедшая на опробования машина фактически по всем чертям превосходила Т-60. При равной ширине её протяженность выросла практически на 20 см, а высота корпуса – практически на 15 см. Боевая масса нового танка выросла до 9 тысячь киллограм.

Увеличилась и бронезащита, и на этом моменте стоит остановиться поподробнее. Дело в том, что стараниями некоторых отечественных историков появилась легенда о том, что ГАЗ-70 якобы имел бронирование на уровне Т-60, которое по результатам опробований было усилено. Но с отчётом об опробованиях опытного образца Т-70 эта легенда не стыкуется никак.

В соответствии с этому документу, толщина центрального лобового страницы умелого танка составляла 45 мм, а верхнего лобового страницы — 35 мм, как и у отправившейся в серийное производство автомобили. «Фактически равноценным» бронированию Т-60 такая бронезащита не имеет возможности принимать во внимание никак: у танка-предшественника толщина центрального лобового страницы корпуса составляла 35 мм, а верхнего – 15 мм.

Данный же танк сбоку

Не соответствует действительности и утверждение, что новый танк, якобы, имел недостаточную проходимость. Об этом красноречиво говорит сводка по опробованиям, датированная первым днём их проведения – 19 февраля 1942 года:

«1. Езда по целине, глубина снежного покрова 40–50 см.

а) пройдено по целине 50 км.

б) средняя скорость 13 км/ч

в) пройдено по вторым дорогам 25 км

Преодоление снежной целины Т-70 производилось на третьей передаче с редким переходом на вторую передачу.

Одновременно с этим танк Т-60 имел возможность идти на данной же целине лишь на первой и время от времени второй передаче. Средняя скорость перемещения у танка Т-60 по данной снежной целине ниже, чем у танка Т-70, вдвое».

ГАЗ-70 на протяжении ходовых опробований

На пересечённой местности ГАЗ-70 развивал среднюю скорость 18–20 км/ч, наряду с этим расход горючего составлял 200 литров на 100 километров. По просёлку танк прошёл 106 км, наряду с этим средняя скорость составила 20–24 км/ч, а расход горючего – 160 литров на 100 километров. Что же касается езды по шоссе, то Т-70 преодолел 130 километров со средней скоростью 32 км/ч, большой скоростью 45 км/ч и расходом горючего 100 литров на 100 километров.

Эти результаты были признаны в полной мере удовлетворительными.

На протяжении опробований на проходимость большой угол подъема составил 25 градусов, на более крутые углы не хватало сцепления гусениц с грунтом. Кроме этого на протяжении опробований танк свалил сосну с диаметром ствола 25 см.

Схема бронезащиты ГАЗ-70, составленная по результатам опробований

Не соответствует действительности и утверждение о том, что к удобству работы с оружием у испытателей были претензии. Всего из главного оружия было произведено 266 выстрелов. Скорострельность при стрельбе на ходу составила 4–5 выстрелов в 60 секунд, наряду с этим отмечалась в полной мере удовлетворительная кучность. Ничего по поводу того, что башня одноместная, в отчёте не приведено.

Более того, прямо указывается, что «рабочие места расположены комфортно».

Кроме этого стоит подчернуть, что обзорность с места начальника в отчёте признана удовлетворительной. Очень отмечался перископ в крыше башни, появление которого снизило непросматриваемое пространство для начальника до 6–8 метров. Но, более поздние изучения продемонстрировали, что «мёртвая территория» образовывает 9 метров.

Схема обзорности Т-70

По результатам опробований танка были сделаны следующие выводы:

«1. тактические возможности и Боевые свойства танка Т-70 существенно превосходят таковые танка Т-60, детали и агрегаты которого использованы в конструкции Т-70.

2. Все вооружение и характеристик основные показатели-70 – танка, бронирование, средние скорости перемещения, маневренность, проходимость в условиях снежных целины и дорог, обзорность превосходят соответствующие показатели танка Т-60, давая возможность применять танк Т-70 в качестве легкого танка, могущего бороться с противотанковой артиллерией малого калибра, легкими и малыми танками, механизированными восками и пехотой соперника, и служить в качестве танка яркой помощи пехоты.

3. Легкий танк Т-70 возможно принят на вооружение Красной Армии и запущен в серийное производство для замены Т-60.

4. Распознанные рабочей группой недочёты должны быть устранены заводом в порядке прилагаемого списка.

5. В один момент с запуском серийного производства ГАЗ-у нужно продолжить опробования Т-70 на прочность агрегатов в весенних и летних условиях».

Сварка лучше

6 марта 1942 года вышло распоряжение Госкомобороны (ГКО) №1394 «Об организации производства танков Т-70 на Горьковском автозаводе имени Молотова Hаркомсредмаша». В соответствии с этому документу, производство Т-60 на заводе неспешно сворачивалось. С 1 мая 1942 года выпуск Т-60 прекращался, а первые 20 танков Т-70 ожидались уже в марте.

В апреле их должны были выпустить 150 штук, в мае – 260, и 390 – в июне.

Спустя три дня число фирм, производящих новый танк, было увеличено до трёх. 9 марта вышло распоряжение №1417сс «Об организации производства танков Т-70 на фабриках №37 и 38 Наркомтанкопрома». В соответствии с ним предполагалось прекратить выпуск Т-60 на заводе №38 в Свердловске с 1 мая, а на заводе №37 в Кирове – с 1 июня 1942 года. В Свердловске планировалось выпустить первые 10 танков Т-70 в апреле, 75 в мае, 125 в июне и 175 в июле.

В Кирове за это же время должны были выпустить 20, 70, 120 и 150 танков соответственно. Но, управление завода №37 однако смогло убедить Молотова в том, что в такие сроки освоить Т-70 они не смогут, потому начало выпуска новых автомобилей на этом предприятии было перенесено на 3-й квартал 1942 года.

Текст распоряжения ГКО №1394 «Об организации производства танков Т-70 на Горьковском автозаводе имени Молотова Наркомсредмаша»

Кроме устранения найденных на протяжении опробований недочётов, распоряжение ГКО №1394 подразумевало выпуск с 1 июня 1942 года Т-70 с уширенным траком, расширенными катками и увеличенной шпорой. Связано это было с тем, что нагрузка на опорные катки выросла, если сравнивать с Т-60, с 700 до 900 кг. Но на первых сериях, как посчитала испытательная рабочая группа, в полной мере возможно было применять имеющиеся элементы ходовой части от Т-60.

Ещё одно пожелание рабочей группы было связано с бронированием танка. Толщина его бортов осталась на уроне Т-60 и составляла 15 мм. Предлагалось толщину бортов расширить до 25 мм, кроме того чуть «срезав» бронирование верхней лобовой подробности корпуса (с 35 до 30 мм).

От данной идеи в итоге отказались, и Т-70 отправился в производство с тем же бронированием, что и опытный образец. Что же касается усиления ходовой части, то оно было реализовано значительно позднее назначенного распоряжением ГКО срока.

Литая башня завода №178 перед обработкой

Как и при с Т-60, организация серийного производства Т-70 была задачей непростой. Критичным были производство башен и корпусов. В качестве фабрик-смежников по данной линии выступали фабрики №176 (Муромский паровозостроительный завод им. Дзержинского) и №177 (Выксунский завод дробильно-размольного оборудования).

В Муроме предполагалось выпустить в марте 1942 года 25 корпусов Т-70, в апреле 135, в мае 190 и в июне 290. В Выксе за данный же период планировалось сделать, соответственно, 10, 40, 90 и 150 корпусов.

Остро стоял вопрос и с башнями. Первоначально предполагалось, что танки будут оснащаться башнями литой конструкции, фактически ничем не отличающимися от умелой и имеющими толщину брони 40–45 мм. Но в распоряжении ГКО №1394 показалась кроме этого и сварная башня, имевшая толщину стенок 30–35 мм.

Такую башню без промедлений спроектировало КБ ГАЗ, работы были закончены к 20 марта. В это же время, и от литых башен не отказывались: в соответствии с тому же распоряжению, завод №178 (Кулебакский металлургический завод им С. М. Кирова) к 10 марта должен был выпустить 10 башен, плюс ещё 10 к 20 марта.

Литая башня по окончании обстрела

На практике всё выяснилось пара сложнее. Подготовка производства Т-70 на ГАЗ стала причиной тому, что темпы выпуска Т-60 стали снижаться, более того, в течение 12 дней танки по большому счету не сдавались. Дополнительные неприятности создавали перебои с поставками комплектующих.

Особенно узким местом были торсионы. Кроме неприятностей с поставкой металла для них, имелись массовые случаи брака, что не имело возможности не сказаться на темпах выпуска Т-60.

Что же касается Т-70, то вместо рассчетных 20 танков в марте было собрано всего 3 автомобили, из них 2 без башен. Обещанные корпуса с башнями с фабрик-смежников так и не пришли. В следствии на ГАЗ решили производить их самостоятельно.

Была заложена серия из 25 корпусов, но в виду отсутствия металла нужной толщины работы сорвались. Удалось собрать всего 5 корпусов, из которых 2 были без подбашенных страниц. Верхний лобовой лист в виду отсутствия брони толщиной 35 мм собирали из двух страниц (20+13 мм).

Кроме этого все корпуса были без люков механиков-водителей (их установили уже позднее).

Первые из собранных сварных башен кроме этого изготавливались из двух страниц (20+13 мм). Всего таких башен было заложено 17 штук, но ни одной до конца марта не сдали. Что же касается литых башен, то их за март было произведено 8 штук, наряду с этим всецело готовой была всего одна.

Поставки корпусов с фабрик-смежников начались лишь в последних числах Марта. 5 наборов корпусов пришло с завода №176, по состоянию на 1 апреля 1942 года они пребывали на сборке.

Кроме неприятностей с башнями и корпусами, показались проблеме, которые связаны с силовыми установками. Дело в том, что ЗИС не подал на ГАЗ им. Молотова коробки передач ЗИС-5.

Танки продолжали производится по обходной разработке, а настоящий запуск серийного производства, по прикидкам старшего военпреда Окунева, ожидался к 10 апреля.

Танки Т-70 со сварными башнями отправляются на фронт

Настоящая сборка Т-70 началась 1 апреля. За первую декаду месяца было принято 8 танков из планировавшихся 15. К 10 числу на заводе имелось 35 корпусов, из которых 14 находилось в ходе сборки.

Освоение производства шло непросто: из 13 автомобилей, сданных к 12 апреля, у семи сгорело основное сцепление, на трёх было нужно поменять основную передачу, три танка уводило в сторону, у двух заменили моторы, а ещё у двух обнаружились недостатки коробок передач. Часть этих неприятностей являлась производственными недостатками.

Всего же за апрель было принято 50 Т-70 вместо рассчетных 170. В ходе сборки пребывали ещё 33 танка. Ещё более неприятным фактом стало то, что из всех выпущенных за март-апрель танков лишь 19 был послано клиенту, а 33 автомобили оставались на заводе, где производился их ремонт.

Главной причиной столь массовых недостатков было то, что на заводе ещё не до конца освоили разработку сборки. Самый распространённой неисправностью Т-70 в то время являлся перегрев двигателей.

Что касается дел с поставкой корпусов, то за апрель их пришло 132 штуки. По корпусам имелось масса претензий, которые связаны с некачественной сваркой. Ещё больше претензий набралось по башням.

Довольно массовым явлением (на 8 корпусах) были трещины. Для решения проблем было нужно загружать корпусной цех ГАЗ, что вызвало срыв работ по вторым направлениям. Для решения проблем были позваны представители фабрик №176 и №177, каковые дали обещание исправить положение.

Что же касается вторых недостатков, то Астров и основной конструктор ГАЗ им. Молотова А. А. Липгардт существенно доработали конструкцию танка. Лишь по корпусу было переделано 43 чертежей из 164, а по двигателю – 18 из 79, плюс 8 чертежей было введено снова.

Наряду с этим доработки продолжились.

Один из первых Т-70 завода №38 в ходе сборки. Танк оснащён литой башней

Подобные неприятности не должны удивлять и, тем более, наводить на мысли о том, что Т-70 был нехорошим танком. Он создавался в громадной спешке и, в отличие от Т-60, был во многом новой машиной, к тому же практически в 2 раза более тяжёлой. Уже к концу мая выправилась обстановка с корпусами, неспешно решались и другие неприятности.

На протяжении наладки производственных процессов та самая литая башня, с которой началась история Т-70, ушла в небытие. При замысле в 20 башен завод №178 за март выпустил всего 9 штук, а отгрузили и вовсе 5. Связано это было среди них и с задержкой в выдаче документации. За апрель было выпущено 10 таких башен, ещё 5 в мае. На этом в Кулебаках башни Т-70 лить прекратили, потому, что вместо башен началось массовое производство литых люков бронировки-и механика водителя орудийных масок.

Однако ещё 15 башен выяснилось сдано в июле 1942 года. В общем итоге на ГАЗ им. Молотова выяснилось 47 литых башен.

В соответствии с изучениям некоторых отечественных историков, эти башни были хуже сварных, с чем нельзя согласиться. Единственным значительным недочётом литой башни была более высокая масса: она весила 992 кг, а сварная – 876 кг. В остальном же литая башня не уступала сварной.

Но, в отличие от Т-34, на котором литая башня стала главной, для Т-70 в полной мере подошла сварная конструкция, а литые башни для него попросту негде было делать.

Единственная на сегодня фотография Т-70 с литой башней на фронте. Эшелон, на котором везли танк, был захвачен немцами летом 1942 года

Не задалось дело с литыми башнями и на заводе №38. Работы по подготовке производства в том месте начались еще в марте 1942 года. Из-за неприятностей с коробками передач ЗИС-5 ни одного набора ГАЗ-203 на завод за март не поступило. Имелись неприятности и с литыми подробностями. К тому же, по состоянию на начало апреля в Кирове были изготовлены 2 литые башни и 5 корпусов, еще 10 корпусов находились в работе.

В будущем на заводе №38 кроме этого был организован выпуск сварных башен. За апрель тут было сдано 7 танков из 20 планировавшихся.

Длившиеся неприятности с поставками моторов заставили ГКО принять распоряжение ГКО №1898сс от 4 мая 1942 года, в соответствии с которым замысел майского выпуска Т-70 в Кирове был снижен до 50 штук. Как и при с ГАЗ им. Молотова, более-менее соответствовать замыслам выпуск новых танков стал лишь к Июню.

Что же касается завода №37, то в том месте было выстроено всего 10 Т-70, и произошло это в июле 1942 года. 28 июля 1942 года вышло распоряжение ГКО №2120 «Об организации производства танков Т-34 на заводе и Уралмашзаводе №37 Наркомтанкопрома». Уже к 29 сентября реорганизованный завод №37 (завод №50), ставший частью УЗТМ, изготовил первые два Т-34.

Наработки по производству Т-70, созданные тут, были переданы заводу №38.

Источники:

  • ЦАМО РФ
  • РГАЭ
  • РГАСПИ
  • РГАКФД
  • Фоторахив автора
  • Фотоархив Ивана Падерина
  • Фотоархив ГАЗ

Т-70 он вам не МОЛДАВАН!!! Наглый кроха

Темы которые будут Вам интересны: