Т-60 тяжёлого периода

20 июля 1941 года Государственный комитет обороны (ГКО) СССР принял распоряжение №222сс «Об изготовлении 10 тысяч лёгких танков». Примечательно, что в то время танка, массовое производство которого следовало организовать, не существовало кроме того на бумаге. Машину, названную Т-60, спроектировали чуть больше чем за чемь дней. Первые танки этого типа были изготовлены уже в сентябре 1941 года, а полноценное серийное производство началось в октябре.

В качестве исполнителей документом определялись Горьковский автомобильный завод им. Молотова (ГАЗ), Харьковский тракторный завод (ХТЗ) и завод №37. В действительности в осеннюю пору 1941 года ГАЗ был единственным производителем Т-60. Наряду с этим поступавшая с фронта информация сказала о том, что танк требует модернизации.

Какие конкретно же неприятности распознали танкисты и как советские конструкторы пробовали их решить?

утолщение и Экранирование

Первым направлением по модернизации Т-60 стали работы по усилению его оружия. Ещё в августе 1941 года на протяжении опробования первого примера 20-мм автоматической танковой пушки ШВАК (позднее её приняли под обозначением ТНШ), указывалось, что она только незначительно замечательнее пулемёта ДШК. В сентябре 1941 года была запущена программа по разработке установки в башню Т-60 45-мм танковой пушки. Работы эти затянулись.

В их ходе конструкторское бюро КБ завода №92 создало 37-мм пушку ЗИС-19, которую кроме того испытали в башне Т-60, но дальше эта программа не продвинулась. Усиление оружия, без сомнений, было необходимо данной машине. Но однако танк, созданный для разведки и поддержки пехоты, имел возможность обойтись и без 45-мм пушки.

Т-60 тяжёлого периода

Т-60 выпуска финиша 1941 года. К тому времени неприятности с фарами чуть отошли на второй план, так что автомобили начали получать полный набор электрооборудования

Совсем другая обстановка складывалась с защитой танка. Т-40, что послужил базой для Т-60, имел броню, защищавшую от пуль винтовочного калибра. У Т-60 и Т-30 толщину брони усилили до 20 мм в лобовой проекции и 15 мм по бортам.

Теоретически это разрешало «снимать» пули крупнокалиберных пулемётов.

Но, именно у немцев крупнокалиберных пулемётов не было. Их главным средством борьбы с танками являлась 37-мм противотанковая пушка 3.7 cm Pak, которая неспешно заменялась 50-мм пушкой Pak 38. Очень действенным оружием были и германские противотанковые винтовки Pz.B. 39. Часто против лёгких танков использовались и 20-мм зенитные автоматические пушки Flak 30 и Flak 38.

Против этого широкого противотанкового ассортимента штатной брони Т-30 и Т-40 выяснилось не хватает.

Данный же танк спереди. Прекрасно заметны упрощённые отсутствие клёпок и буксирные крюки на нижнем лобовом странице, которыми крепилось основание основной передачи. На некоторых фабриках его приваривали

13 ноября 1941 года Сталин подписал распоряжение ГКО №893 «Об повышении выпуска танков Т-60 на Горьковском автозаводе им. Молотова». В соответствии с ему, к 25 декабря завод должен был создавать до 30 танков в день.

В уже готовый текст документа Сталин собственной рукой внёс коррективу: «с утолщённой бронёй (до 35 мм передняя и лобовая часть часть башни)».

Показалась такая корректива не просто так: заводское КБ ещё В первую очередь ноября 1941 года трудилось по теме усиления брони Т-60. Пример танка с экранировкой был испытан 9–11 ноября. Целью опробований являлось изучение последствий усиления брони Т-60, из-за которого масса автомобили выросла на 360 кг (неспециализированная масса экранированной автомобили составила 6150 кг).

На танке с заводским номером 37790 установили экраны толщиной 10 мм, защищавшие башню по периметру, лобовой лист корпуса, рубку водителя и нижний кормовой лист.

Текст распоряжения ГКО №893, в которое Сталин лично внёс правку относительно толщины брони

На протяжении опробований танк совершил пробег Неприятный — Выкса — Муром — Неприятный, неспециализированная протяжённость которого составила 457 км. По итогам пробега стало известно, что танк с экранировкой продемонстрировал динамические характеристики на уровне простого Т-60, наряду с этим расход горючего, и воды и температура масла не выходили за допустимые пределы. Нагрузки на торсионы также появились в допустимых пределах, остальные агрегаты и узлы трудились в пределах нормы. Вердикт по результатам опробований был следующим:

«башни танка и Экранировка корпуса Т-60 страницей 10 мм в вышеуказанных частях допустима и рекомендуется к вводу в серию».

Параллельно с работами по экранировке Т-60 заводское КБ создало модернизированный вариант танка, что отличался утолщённой броней. Этот проект создавался с учётом перечня упрощений, каковые планировалось ввести в конструкцию танков Горьковского автомобильного завода со второй половины ноября 1941 года. Для танка было создано литое ведущее колесо без крепления венца на болтах, и ленивец без обрезинивания.

Кроме усиления бронирования, модернизированная машина отличалась и переработанной конструкцией башни. С её лобовой части был убран воздухоприток, что конструкторы перенесли на башенный люк, что улучшило защищённость башни с фронтальной стороны. Данный проект так и остался умелым, но кое-какие его элементы в пара поменянном виде позднее были внедрены на вторых фабриках.

Схема экранировки, утверждённая 12 января 1942 года

16 ноября на заводе произошло заседание с участием представителей ГАЗ и Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ КА). По его итогам было решено расширить толщину лобовых страниц до 35 мм, а кормы механика-и рубки водителя до 25 мм. До той же толщины увеличилась и толщина брони башни.

Но, решить и внедрить — это две громадные отличия. Из смежников ГАЗ им. Молотова, каковые снабжали завод корпусами, только завод №176 (Муромский паровозостроительный завод им.

Дзержинского) принял указание о модернизации к выполнению. Первый набор экранировки был изготовлен 19 ноября, всего же за 1941 год Горьковскому автомобильному заводу было поставлено 47 экранированных башен и корпусов (12 в ноябре и 35 в декабре). Чтобы придать остальным смежникам дополнительное «ускорение», 25 декабря 1941 года вышло распоряжение ГКО №1062сс «О танках Т-34 и Т-60» за подписью Сталина:

«Обязать НКТП т. Малышева:

а) Производить с 15.1.1942 г. танки Т-34 с экранировкой лобовой части в 60 мм, а с 15.II с броней лобовой части 60 мм;

б) Производить с 15.1.1942 г. танки Т-60 с экранировкой лобовой части в 35 мм, а с 15.II с броней лобовой части 35 мм».

5 января по фабрикам было разослано письмо Малышева, в котором подтверждались определённые в распоряжении сроки. 12 января 1942 года произошло совещание с участием управления ГАЗ и начальника 1-го отдела бронетанкового управления (БТУ) ГАБТУ КА военинженера 1-го ранга И.Д. Павлова.

На заседании экранировку Т-60 совсем утвердили, а документацию разослали по фабрикам.

оптимальнее с экранировкой корпусов Т-60 дело обстояло на заводе №176 в Муроме. На заводе длились работы по подготовке для полномасштабного выпуска экранированных башен и корпусов, что начался с 15 января. Всего за январь завод №176 выпустил 113 наборов экранированных башен и корпусов, в феврале было сдано ещё 125 штук.

Таковой могла быть башня модернизированного Т-60. Прекрасно видно, что от воздухопритока в лобовой части башни конструкторы отказались, перенеся его на люк

Остальные фабрики-смежники затягивали начало установки экранировки на Т-60. По состоянию на 9 января завод №177 (Выксунский завод дробильно-размольного оборудования) к работам по экранировке кроме того не приступал. В итоге за январь из Выксы ни одного экранированного корпуса так и не пришло. Дело ограничилось утолщением до 15 мм подробностей, ранее имевших толщину 13 мм.

Такая же обстановка наблюдалась и в феврале.

На заводе №178 (Кулебакский металлургический завод им С. М. Кирова) столкнулись с производственными проблемами. Завод в Кулебаках был перегружен заказами. Кроме корпусного производства по Т-60, в том месте отливались башни и носовые балки для Т-34, и изготовлялись бронеспинки для истребителей ЛаГГ-3 и лобовые бронелисты для аэросаней НКЛ-26. Из-за недостатка кислорода 17 января 1942 года управление завода №178 решило вместо башен и экранировки корпусов перейти на утолщённые страницы брони.

По замыслам, экранировку предполагалось запустить в производство с 29 января, но действительность была другой. Первые экранированные корпуса Т-60, произведённые заводом №178, были приняты лишь к десятым числам февраля.

Т-60 во дворе Горьковского автомобильного завода, февраль 1942 года

Перегруженность предприятия вторыми заказами стала причиной тому, что начальный количество производства корпусов был уменьшен до 75 штук в феврале и 75 в марте. Стоит подчернуть, что завод №178 с декабря 1941 года прорабатывал кроме этого вопрос изготовления литой башни для Т-60. Эта башня имела округлую форму, как на танках Т-40 и Т-30, толщина стенок достигала 28–30 мм.

Проект литой башни согласовывался с заводом ГАЗ, в серию она так и не отправилась.

В апреле 1942 года завод №178 прорабатывал вопрос изготовления литого смотрового люка механика-водителя с большой толщиной 36–39 мм. Данный узел доставил много хлопот, потому, что на опробованиях обстрелом литой люк раскалывался. В соответствии с отчёту от 11 апреля, завод №178 изготовил пробную партию литых люков, которых хватало на оснащение 15–20 танков.

Данный танк имел усиленное бронирование

С января 1942 года к производству башен и корпусов для Т-60 подключился и сам ГАЗ. Выпуск организовали в цеху МСЦ-8 новокузовного корпуса. В качестве главного поставщика металла выступали завод №112 «Красное Сормово» и Кузнецкий металлургический завод (г. Сталинск, сейчас Новокузнецк).

В соответствии с замыслу, в январе ГАЗ должен был изготовить первые 140 корпусов, но в действительности январский выпуск составил только 50 штук. Обстоятельствами срыва производства стали нехорошая обеспеченность металлом и низкий уровень качества стали. Особенно это касалось поставок завода №112.

Срыв по поставкам металла привёл к тому, что при задании в 325 корпусов за 18 дней февраля удалось сдать только 42 штуки.

3 января ГАЗ собрал первый корпус Т-60 с экранировкой (всего же за январь их было собрано 7 штук), а 29 числа — первый корпус с утолщённой броней.

Ещё одна машина во дворе ГАЗ. Её корпус имеет утолщённую броню, а башня — экранированная

Последним предприятием, задействованным в производстве корпусов Т-60, стал завод №180 (Саратовский вагоноремонтный завод), куда в первой половине 40-ых годов двадцатого века был частично эвакуирован и Ижорский завод. Изначально в Саратове должны были снабжать корпусами выпуск Т-50, но по окончании снятия этого танка с оружия была взята команда подготавливаться к работам по Т-60. Из-за задержки с подготовкой производства выпуск башен и корпусов Т-60 начался в Саратове с 2 февраля 1942 года.

Сначала завод №180 создавал башни и корпуса с утолщённой броней, за февраль удалось выпустить 50 наборов. Любопытно, что февральская программа была выполнена из остатков брони, предназначенной для танка Т-50, причём кормовой лист Т-60, выпущенных в Саратове сейчас, имел толщину 20 мм (вместо 25 мм), днище — 8 мм (вместо 6), а лобовые подробности — 37 мм (вместо 35). Неприятной подробностью стало то, что большая часть бронекорпусов завода №180 выяснилось с трещинами (68% от всех корпусов).

Подобные нарекания имелись и относительно корпусов, изготовленных заводом №177.

Схема стойкости брони Т-60 по окончании её усиления

Как продемонстрировали опробования, совершённые на заводе «Красный Октябрь», подобные мучения с организацией производства экранированных и утолщённых корпусов были оправданны. В лобовой проекции Т-60 начал «держать» пули крупнокалиберных пулеметов со всех расстояний. Быстро снизились шансы поражения танка из противотанковых ружей. Более того, дальность действенного огоня по Т-60 из противотанковой пушки 3.7 cm Pak уменьшилась до дистанции 650 метров.

Не смотря на то, что эта пушка к весне 1942 года в Вермахте деятельно заменялась более замечательными орудиями, однако возможность встретить её на поле боя для Т-60 оставалась высокой. Помимо этого, коммунистический танк с лобовой проекции сейчас был не по орудию и зубам танка Pz.Kpfw.II. Одним словом, модернизированный Т-60 для их союзников и немцев стал значительно более страшным соперником.

Одной из характерных изюминок экранированного танка был достаточно грубо выполненный лист бронировки орудийной маски

К марту 1942 года выпуск Т-60 на ГАЗ им. Молотова обеспечивался пятью фабриками. По иронии судьбы сейчас над Т-60 стали сгущаться облака, причём «виновником» происходящего было КБ ГАЗ им. Молотова.

Работы по модернизации Т-60 закончились разработкой лёгкого танка ГАЗ-70, принятого 6-го марта 1942 года на вооружение Красной армии как Т-70. В соответствии с распоряжению ГКО №1394, уже в марте ожидался выпуск первых 20 таких танков. Фабрики-смежники, за исключением завода №180, с апреля 1942 года всецело переключались на изготовление башен и корпусов к Т-70.

И, не смотря на то, что по многим причинам в марте ни одного Т-70 так и не выпустили, дни Т-60 на ГАЗ были сочтены.

Экранированный Т-60, выстроенный заводом ГАЗ, вид слева

Не обращая внимания на то, что Т-60 неспешно снимался с производства, его модернизировали . Уже к февралю на танк возвратилась большая часть оборудования, которого он лишился в следствии упрощений. Что же касается танков весеннего выпуска, то на их вид уже повлиял Т-70. самоё заметным отличием танков весеннего выпуска стала модернизация выхлопной совокупности с установкой глушителя, позаимствованного у нового танка.

Новая выхлопная совокупность в сочетании со штампованными опорными катками стала визиткой горьковских Т-60 последнего выпуска, по которой их возможно легко отличить от танков выпуска вторых фабрик.

Т-60 взяли глушители в марте-апреле 1942 года

В марте ГАЗ изготовил 320 Т-60 (из них 20 без башен), в апреле ещё 138 (14 без башен), по окончании чего производство танков этого типа закончилось. По состоянию на 1 июля на заводе оставалось ещё 13 Т-60, имевших важные производственные недостатки, последние 5 танков были посланы 15 августа в 1-е Горьковское танковое училище. Всего же за 8 месяцев Горьковский автомобильный завод им.

Молотова изготовил 2913 Т-60, что составило половину от общего объёма выпуска этих танков.

Киров вместо Ташкента

9 октября 1941 года было подписано распоряжение ГКО №752сс «Об эвакуации фабрик: №37, КИМ и Подольского и танкового производства Коломенского завода». В соответствии с тексту распоряжения, завод №37, Подольский завод и КИМ им. Орджоникидзе предполагалось послать в Ташкент.

В качестве площадки для развёртывания танкового производства предполагалось применять Ташсельмаш, Ташкентский завод сельхозмашин министерства неспециализированного машиностроения (НКОМ). Что же касается Коломенского завода министерства танковой индустрии (НКТП), что был вторым смежником по выпуску Т-40 и Т-30, то его предполагалось эвакуировать в г. Киров на Кировский машиностроительный завод им. 1 мая министерства путей сообщения (НКПС).

В том направлении отправлялось корпусное производство, и примененные в нём заводские кадры.

Производство Т-60 на заводе №38, март-апрель 1942 года. Уже в то время кое-какие автомобили имели штампованные опорные катки, наверное, поступившие с завода ГАЗ

Ответ от 9 октября достаточно скоро было переиграно. 19 октября вышло распоряжение №811сс «Об эвакуации фабрик №37, КИМ и Подольского», в соответствии с которому фабрики эвакуировались в Свердловск. Однако мысль об организации танкового производства в Ташкенте не погибла.

В первых числах Ноября 1941 года с подобным предложением выступили секретарь ЦК ВКП(б) Узбекистана У. Ю. заместитель и юсупов командующего армиями Среднеазиатского военного округа генерал П. С. Курбаткин.

Стоит подчернуть, что в Ташкент, где планировалось организовать производство, на протяжении эвакуации было переброшено пара фирм. К примеру, с 1942 года в том месте было организовано производство военно-транспортных самолётов Ли-2. Помимо этого, в находящийся рядом Чирчик было эвакуировано Харьковское танковое училище.

В Ташкенте пребывали Ташкентский паровозоремонтный завод имени Л. М. Кагановича и литейно-механический завод НКПС, производственные мощности которых возможно разрешали организовать выпуск танков.

Предложением заинтересовались в ГАБТУ. 10 ноября с ним к наркому танковой индустрии Малышеву обратился глава ГАБТУ КА Федоренко. В том же месяце был подготовлен проект распоряжения ГКО об организации производства танков в Ташкенте. В течение месяца шло дискусии по вопросу об организации производства Т-60 в Ташкенте, 16 декабря было решено от данной идеи отказаться.

Обстоятельством тому стала недостаточная обеспеченность литейно-механического завода, что должен был стать главной производственной площадкой, станочным оборудованием, и отсутствие нужного броневого производства. Вместо танков в Ташкенте стали выпускать бронепоезда.

Отказ от Ташкента в качестве места для выпуска Т-60 не означал, что новой площадки для выпуска этих танков не покажется. В соответствии с распоряжением ГКО №752сс, из Коломны в Киров эвакуировали корпусное производство Т-30. Кстати, так на заводе танк ни при каких обстоятельствах не называли: он обозначался или как Т-60, или как «Т-40 неплавающий». Вместе с заделом по Т-30 в Киров уехали и литые башни, созданные заводским КБ под управлением М. Н. Щукина.

Организованное на площадке Кировского машиностроительного завода им. 1 мая НКПС предприятие начал называться заводом №38 им. Куйбышева НКТП. Директором завода стал Е. Э. Рубинчик.

В мае 1942 года Рубинчика перевели на пост директора завода №112, а его место занял К. К. Яковлев, до того занимавший должность главного инженера. На новом месте организовали заводское КБ, которое возглавил Щукин.

Так смотрелась обычная продукция завода №38. Ближе к лету 1942 года спицованные литые катки разработки Сталинградского тракторного завода (СТЗ) неспешно стали заменять штампованными катками, производство которых было освоено в Кирове

Первоначально предполагалось, что завод №38 будет заниматься тем же самым, другими словами снабжать другие предприятия башнями и корпусами. Достаточно скоро стало известно, что мощности нового завода разрешают значительно больше, чем корпусное производство. Было издано постановление об организации на заводе №38 производства танков Т-60. На январь 1942 года он взял замысел по выпуску 200 автомобилей.

В качестве поставщиков полуобрезного бронелиста предприятию выделили Нижнетагильский и Чусовской металлургические фабрики. Имелась кооперация с СТЗ по каткам, ряду и тракам вторых подробностей, двигатели шли с ГАЗ им. Молотова, бандажи поставлял Ярославский шинный завод. Первый танк был изготовлен в Кирове к 10 января 1942 года.

В соответствии с заключённому с заводом №38 контракту, цена всецело укомплектованного Т-60 составила 75 тысяч рублей.

Подготовка завода №38 к производству танков по многим причинам затянулась. Не обращая внимания на то что к началу 1942 года удалось подготовить большую часть производственных площадей, всецело закончить работы не удалось. К началу февраля оставались не законченными пролёт сборочного цеха, компрессорная электростанция и мартеновская печь, часть цехов не была разрешена войти в эксплуатацию.

Помимо этого, неразбериха на протяжении эвакуации стала причиной тому, что часть заводского оборудования прибыла вместо Кирова в Свердловск, Молотов (сейчас Пермь) и Казань, было нужно тратить время, дабы довезти его до места назначения.

На выпуск танков очень сильно повлиял и срыв поставок агрегатов фабриками-кооператорами. К примеру, ГАЗ отправил намного меньший количество моторов, и литых и штампованных подробностей. К 1 февраля 1942 года на заводе №38 имелось 50 двигателей, из них 30 не были укомплектованы электрооборудованием.

Имелись важные перебои в поставках иного электрооборудования, не хватало радиаторов, шарикоподшипников и других подробностей. В следствии вместо 200 рассчетных танков удалось сдать только 4, причём это были не Т-60, а Т-30, собранные из существовавшего задела по корпусам.

С марта 1942 года часть танков завода №38 взяли глушители, подобные тем, что ставились на Т-70

Осознавая, что в сложившихся условиях заданный заводу темп очевидно не соответствовал производственным возможностям, ГАБТУ снизило количество заказа на февраль до 75 танков. На второй месяц производства завод №38 не только вписался в данный уменьшенный замысел, но и перевыполнил его, сдав на один танк больше. С февраля главной продукцией завода стали танки 060, не смотря на то, что имелись и изготовленные 030.

Наряду с этим все произведённые танки обозначались заводом как Т-60, и осознать, к какому типу они относятся, возможно только по серийным номерам (Т-30 завода №38 имели серийные номера 2###, а Т-60 — 2#####). За февраль Т-30 было выпущено не меньше десятка. Эпизодически они видятся в отгрузках и позднее, возможно сказать примерно о 49 выпущенных в Кирове танках этого типа.

С большой долей возможности среди выстроенных Т-30 могли быть автомобили с литыми башнями, не исключён вариант установки таких башен и на Т-60.

Что же касается кировских Т-60, то они конструктивно полностью повторяли горьковские танки. Отличие была в опорных катках: в Неприятном ставились штампованные катки, а в Кирове — литые, производства СТЗ.

9 марта 1942 года вышло распоряжение ГКО №1417 «Об организации производства танков Т-70 на фабриках № 37 и 38 Наркомтанкопрома». В отличие от завода №37, что встретил распоряжение в штыки, в Кирове стали готовиться к выпуску Т-70. За март предприятие изготовило 5 корпусов нового танка, кроме этого было отлито 2 башни.

Потому, что заводу не хватало электричества для электропечи, в серию пошли башни Т-70 сварной конструкции. Параллельно продолжалось и производство Т-60.

Не обращая внимания на определённые трудности, за март удалось сдать 160 танков при замысле в 150 автомобилей. В апреле выпуск малых танков в Кирове достиг собственного пика: было сдано 163 автомобили всех типов. Уже в мае тут началось массовое производство Т-70, что не имело возможности не сказаться на выпуске Т-60: всего за месяц было сдано 109 танков этого типа.

Приблизительно одвременно с этим кировские автомобили, подобно горьковским, взяли модернизированную выхлопную совокупность с глушителями от Т-70.

Одна из последних партий Т-60, каковые отправлялись с завода №38. Среди них затесался и Т-30

В соответствии с отчёту военпреда завода №38, за июнь предприятием сверх замысла было произведено 22 Т-60, из них 10 без башен (эти автомобили предназначались под монтаж РСЗО М-8). В соответствии с документам, завод продолжал отгрузку Т-60 и в июле. К примеру, 25 числа с эшелоном №15258 в 1-е Горьковское танковое училище отправилось 9 Т-60 и 1 Т-30 (серийный номер 2071). Помимо этого, если судить по серийным номерам, единичные экземпляры Т-60 попадались и в партиях Т-70.

Заключительные Т-60, выпущенные на заводе №38, имели ветхую выхлопную совокупность, но наряду с этим их катки были штампованными. Это произошло благодаря организации в Кирове производства опорных катков. Ленивцы наряду с этим оставались литыми.

До самого финиша сборки на заводе №38 употреблялись башни и корпуса как с утолщённой броней, так и экранированные.

Наглядная демонстрация того, какая каша творилась в отправках завода №38. Танк с четырёхзначным номером — это не Т-60, а Т-30

Напоследок стоит подчернуть, что с данными по производству танков на заводе №38 творился полный бардак. К примеру, военпред завода рассказал о выпуске в январе 1941 года 4 танков, но по вторым документам проходят 5 автомобилей. В июне, по сводным документам ГАБТУ, проходят 2 принятых Т-60, а по краткому отчету военпреда — 22 штуки, из них 10 — без башен. С мая завод №38 поставлял заводу №113 шасси Т-60 для установки совокупностей М-8, и эти поставки учитываются далеко не везде.

В случае если добавить ко всему этому Т-30, проходящие по документам и как Т-60, и как Т-70, получается полная неразбериха.

Хоть какую-то ясность в вопросе того, сколько же было сделано Т-60, включая шасси, вносит число изготовленных корпусов. Всего в Кирове с января по июнь 1942 года было сварено 567 наборов, из которых было произведено как минимум 524 Т-60 и как минимум 10 шасси под установку М-8.

Источники:

  • Материалы ЦАМО РФ.
  • Материалы РГАСПИ.
  • Материалы РГАКФД.
  • Материалы из фотоархива автора.
  • Материалы из фотоархива Ивана Падерина.
  • Материалы из фотоархива Дмитрия Дашко.

Танки Легкие танки ВОВ Т 50, Т 60 и Т 70

Темы которые будут Вам интересны: