Т-54-2: тернистый путь к совершенству

Первая машина была собрана летом 1949 года и поступила на испытательный полигон 29 августа, а ещё два танка изготовили в сентябре. В следствии совершённых опробований стало известно, что внесённые в конструкцию трансформации повысили надёжность танка и его большую скорость. Танку присвоили индекс «Т-54-2» и в ноябре того же года разрешили, наконец, возобновить его серийное производство в модернизированном варианте

К началу ВОВ в следствии ожесточённой борьбе между разными конструкторскими бюро (потом – КБ) в Советском Альянсе выделилось пара танкостроительных школ, за которыми закрепили обязанности по разработке танков и других бронированных автомобилей определённого класса. В случае если в Третьем рейхе кроме того на протяжении войны проводили конкурсы на производство новых автомобилей между разными производителями, то у советских конструкторов на долгую бюрократическую волокиту времени не оставалось.

От Т-34 к Т-44-100

При последовательности недочётов таковой подход имел огромное преимущество – любой последующий танк определённой весовой категории только незначительно отличался от собственного предшественника, наследуя лучшие технические ответы. Это разрешало максимально унифицировать производство, снижать себестоимость автомобилей и упрощать снабжение боевых подразделений запчастями.

К примеру, танк Т-34 всегда модернизировался, и в его конструкции учитывались отзывы танкистов, и данные исследований, проводимых выездными рабочими группами на местах сравнительно не так давно отгремевших битв. Логическим продолжением «тридцатьчетвёрки» стал танк Т-43, спроектированный тем же КБ харьковского завода №183, что в сентябре 1941 года был эвакуирован в Нижний Тагил. Тут под управлением его главного конструктора А. А. Морозова был создан более просторный и лучше забронированный танк, в котором торсионная подвеска заменила «подвеску Кристи».

Т-54-2: тернистый путь к совершенству

Центральная проходная ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод имени Ф. Э. Дзержинского» (бывшего завода №183), город Нижний Тагил

Источник – ru.wikipedia.org

Но в первой половине 40-ых годов двадцатого века было решено не запускать в производство новую машину, поскольку она очень сильно отличалась от Т-34, и её освоение советской индустрией неизбежно привело бы к понижению общего числа производимых танков. Конструкторы выбрали третий путь – поставили на Т-34 башню от Т-43 (в которой имела возможность бы разместиться 85-мм пушка ЗиС-С-53), а шасси покинули без особенных трансформаций. Производство же кардинально нового танка Т-44 началось только в июле 1944 года.

Он не принимал участие в военных действиях, поскольку управление СССР справедливо полагало, что при попадания этого танка в руки немцев либо японцев новейшие разработки, реализованные в нём, смогут позднее появляться в руках британцев либо американцев. Отношения с союзниками портились с каждым месяцем, исходя из этого было решено не рисковать.

Коммунистический средний танк Т-44

Источник – 3reich.ru

На Т-44 устанавливалась ветхая башня с 85-мм пушкой ЗиС-С-53, унаследованная от Т-34-85 и Т-43, а важные трансформации коснулись компоновки моторно-трансмиссионного отделения – модернизированный дизель В-44 разместили не продольно, а поперёк танка. Помимо этого, на двигателе поменяли размещение водяного и масляного насосов. Новшеством стало и появление нового узла – «гитары» (редуктора с передаточным числом 0,7, передающего вращательный момент от силовой установки на коробку передач).

Все перечисленные выше трансформации стали причиной уменьшению высоты танка на 290 мм, а длины его корпуса – на 30 мм если сравнивать с Т-34-85. Уменьшение моторно-трансмиссионного отделения применяли для повышения боевого, что разрешило переместить башню назад. Именно поэтому люк механика-водителя удалось перенести с верхней лобовой бронеплиты на высвободившееся место на крыше отделения управления, что повысило непробиваемость верхней лобовой бронедетали.

В связи с таким перемещением башни уменьшился и риск утыкания автомобили стволом орудия в грунт при стремительном перемещении по пересечённой местности.

Александр Александрович Морозов

Источник – btvt.narod.ru

Но к середине 40-х годов 85-мм пушка уже устарела и не соответствовала требованиям времени. В КБ Морозова это осознавали и ещё на стадии разработки танка Т-44 пробовали установить на него более замечательное 100-мм орудие Д-10С, прекрасно зарекомендовавшее себя на САУ СУ-100. Но эти опыты не увенчались успехом – танк Т-44-100 был перетяжелённым, а его манёвренность и проходимость быстро ухудшились, что для армейских было неприемлемым.

Танк Т-44-100

Источник – scalemodels.ru

В инициативном порядке управление КБ решило создать новую машину, первоначально взявшую проектное обозначение «Т-44Б». Работы над ней начались в августе 1944 года, и уже в январе 1945 года готовься первый прототип, что отправился из Нижнего Тагила в подмосковную Кубинку для прохождения опробований.

Главным ограничением, сдерживавшим конструкторов в повышении массы танка, был дизельный двигатель, что и на Т-34-85, и на Т-44, и на Т-54 воображал собой видоизменённый и модернизированный В-2, созданный ещё в конце 30-х годов. За шесть лет эксплуатации его мощность удалось расширить с 500 до 520 л. с., чего очевидно не хватало. В следствии на танке Т-44 целый резерв по весу, высвободившийся в следствии подвески расположения и изменения двигателя, был исчерпан повышением толщины брони.

Однако, в соответствии с требованиями к защите перспективного среднего танка от 75-мм и 88-мм снарядов, сформулированными Университетом брони и металлургии (ЦНИИ-48) ещё в конце 1943 года, толщину брони главных советских танков всё-таки требовалось наращивать.

Вторая попытка конструктора Морозова

Конструкторы смирились с необходимостью повышения массы танка, минимизировав её за счёт наращивания лишь лобовых бронедеталей. Так, толщина верхней и нижней лобовых бронеплит разрабатываемого танка, взявшего индекс «Объект 137», если сравнивать с Т-44 выросла с 90 до 120 мм, а лобовое бронирование башни – со 120 до 180 мм. Форма башни радикальных трансформаций не претерпела – углы размещения её стенок так же, как и прежде составляли около 20°, но их толщина выросла с 90 до 125–160 мм.

Бортовое бронирование корпуса увеличилось незначительно (на 5 мм), так как кормовая часть танка была скопирована с Т-44. В связи с повышением веса автомобили была удлинена её подвеска (с целью повышения площади опорной поверхности гусениц) и расширены опорные катки.

Неспециализированная масса прототипа танка, что скоро взял индекс «Т-54», составила 35,5 тонны, что было всего на 3,7 тонны больше, чем у Т-44, при намного более действенном бронировании. В сравнении с автомобилями подобного класса, находившимися на вооружении американской и английской армий весной 1945 года, средний танк с таковой лобовым бронированием и подвижностью являлся настоящим прорывом в танкостроении. Не обращая внимания на последовательность распознанных недочётов, рабочая группа, принимавшая «изделия» на опробованиях, советовала Т-54 к запуску в серийное производство:

«…В связи с тем, что отработка последовательности новых узлов может задержать ввод в серийное производство танков Т-54, рабочая группа вычисляет вероятным начать производство танков Т-54, не ожидая введения следующих механизмов и узлов, срочную отработку которых поручить заводу № 183 в очерёдности, устанавливаемой НКТП и ГБТУ КА:

а) башни по типу ИС-3;

б) КПП с синхронизаторами и 2-ступенчатого планетарного механизма поворота танка;

в) экрана от гранат типа «Фауст»;

г) трансформации углов наклона кормовых страниц корпуса;

д) вращающегося пола боевого отделения;

е) смотровых устройств по типу M4A2 в командирской башенке;

ж) гусениц с цевочным зацеплением;

з) амортизаторов ходовой части (на всех катках)»

В июле 1945 года на заводе №183 был выстроен третий умелый экземпляр танка Т-54, лобовое бронирование башни которого было увеличено до 200 мм, а углы наклона её вертикальных поверхностей – до 45°. На крыше около люка заряжающего на особой турели установили 12,7-мм зенитный пулемёт ДШК-М, а на надгусеничных полках в броневых коробках разместили два курсовых 7,62-мм пулемёта СГ-43 с боекомплектами по 1000 патронов.

Умелый танк Т-54 примера 1945 года

Источник – technonavigator.com

При полигонном обстреле этого варианта Т-54 у его башни распознали важный недостаток – повышенную возможность замана (рикошета боеприпаса от нижней части башни в верхнюю слабозащищённую поверхность корпуса). Однако, кроме того с таким недостатком 29 апреля 1946 года танк был принят на вооружение, и началась подготовка к его запуску в серийное производство.

Танк Т-54-1 примера 1946 года

Источник – nevseoboi.com.ua

В течение 1947 года заводом №183 в Нижнем Тагиле было произведено всего 22 танка Т-54 примера 1946 года (позднее взявших индекс «Т-54-1») вместо рассчетных четырёхсот. В ходе сборки у автомобили распознали множество недочётов, каковые приходилось исправлять на ходу, но во второй половине 40-ых годов XX века фабрики в Нижнем Тагиле, Омске и Харькове выпустили уже 593 единицы Т-54-1. Автомобили начали поступать в танковые подразделения Армии СССР, откуда хлынул поток жалоб на брак и конструкционные недостатки танка, допущенный при его производстве.

Танк Т-54 примера 1946 года («Объект 137»)

Источник – topwar.ru

Оказалось, что серийные автомобили намного тяжелее прототипов, проходивших опробования (это случилось по вине фабрик-изготовителей, каковые создавали технику с нарушением разработок). Вследствие этого у танков часто выходили из строя ходовая часть и двигатель, не рассчитанные на такие перегрузки.

Значительно чаще ломалась коробка переключения передач (потом – КПП), разрушались торсионы и пальцы гусениц, обнаруживались утечки жидкости из гидроамортизаторов, и смазки – из планетарных механизмов поворота. Отмечались и неоднократные случаи самопроизвольного срабатывания установленной на Т-54-1 полуавтоматической углекислотной совокупности пожаротушения, причём в следствии одного из таких инцидентов погиб механик-водитель. В то время, когда же происходили настоящие возгорания, часто случались отказы совокупности.

Правый курсовой пулемёт танка Т-54-1 в бронированном коробке. Экспозиция Военно-исторического музея БТВТ в Кубинке

Источник – serkoff.narod.ru

Вызывали серьёзные нарекания и курсовые пулемёты танка, точность стрельбы которых была существенно ниже желаемой. Помимо этого, они были слабо защищёнными от огня соперника, а боекомплект к ним – недостаточным. Существенно ухудшилась и проходимость Т-54-1, так как ширина его гусениц не была запланирована на оказавшийся вес.

Обилие рекламаций от армейских стало причиной тому, что в январе 1949 года ответом правительства производство танка остановили, а Морозову и его КБ предписали поменять конструкцию башни, уменьшив её вес и ликвидировав заман, и избавить машину от других недостатков, распознанных при её эксплуатации.

Работа над неточностями

Конструкторы поменяли форму башни, убрав спереди в нижней её части обратный скос брони, что разрешило ликвидировать эффект замана. В задней части обратный скос покинули прошлым, более привычная отечественному глазу полусферическая башня показалась у Т-54 только в первой половине 50-ых годов XX века (на модификации Т-54-3).

Башню танка совместно разрабатывали отдел №520 КБ завода №183 и Центральная броневая лаборатория №1 (в наши дни – ОАО «НИИ Стали»), а разработка литья отрабатывалась на заводе №200 (позднее – Судостроительный завод имени 61 коммунара, город Николаев, Украина). Толщину боковых стенок башни уменьшили с 125–160 до 90 мм. Изменился и метод установки орудия – широкую орудийную прорезь башни, прикрытую бронированной маской, заменили узкой прорезью, которую закрывать маской не требовалось.

Танк Т-54-2 в Техническом музее имени Сахарова (город Тольятти)

Источник – ponedelnik.info

Лобовое бронирование корпуса танка уменьшили со 120 до 100 мм, в следствии чего его масса уменьшилась на 1,7 тонны. Ширину траков гусениц увеличили с 500 до 580 мм, что разрешило уменьшить удельное давление танка на грунт с 0,91–0,93 до 0,81 кг/см2 и повысило уровень его проходимости. Два курсовых пулемёта СГ-43 в надгусеничных полках заменили одним, монтировавшимся с левой стороны в отделении управления, с боекомплектом в 2000 патронов и стрелявшим через амбразуру в лобовой бронедетали.

Помимо этого, была поменяна конструкция турели зенитного ДШК. ширина и Длина танка незначительно увеличились – с 8950 до 9000 мм и с 3200 до 3270 мм соответственно.

Первая модернизированная машина была собрана летом 1949 года и поступила на испытательный полигон 29 августа, а ещё два танка изготовили в сентябре. В следствии совершённых опробований стало известно, что внесённые в конструкцию трансформации повысили надёжность танка, а его большая скорость увеличилась с 48 до 50 км/ч. Танку присвоили индекс «Т-54-2» (в литературе время от времени обозначается как «Т-54 примера 1949 года») и в ноябре 1949 года разрешили, наконец, возобновить его серийное производство в модернизированном варианте.

Во второй половине 40-ых годов XX века изготовили 152 танка, в 1950 – 1007, в 1951 – 1566. В первой половине 50-ых годов двадцатого века на смену модели Т-54-2 пришла модель Т-54-3 с всецело сферической башней и другими менее заметными конструкционными трансформациями.

Танки Т-54 экспортировались во множество государств соцлагеря и третьего мира. Выяснить, какую часть из них составляли автомобили модификации Т-54-2, сейчас фактически нереально.

Более того, автору неизвестно, экспортировались ли они по большому счету – по крайней мере, в открытых источниках ни разу не виделись фото Т-54-2 с символикой Вьетнамской Народной армии, Народно-освободительной армии Китая, Армии Сирии, Египетских армии либо армий других государств, приобретавших боевую технику из СССР. Активные поставки государствам-союзникам СССР начали осуществляться со второй половины 50-х годов, а к этому времени фабрики производили уже более современные и массовые модификации Т-54А и Т-54Б, и их производные. Известно только то, что Т-54-2 широко применялись в учебных танковых центрах, разбросанных по всему СССР.

Колонна танков Т-54-2 на марше

Источник – rsi-vtv2.clan.su

Качок против быдла (Тернистый путь к совершенству)

Темы которые будут Вам интересны: