Т-45. дитя компромисса

Т-45. дитя компромисса

История Т-45 началась весной 1942 года, в то время, когда коммунистический Народный комиссариат танковой индустрии приказал заводу № 37 в городе Неприятном прекратить выпуск лёгких танков Т-60. Их место на конвейере должны были занять лучше вооружённые и защищённые Т-70. Управление завода хороший месяц бомбардировало ведомственную вершину письмами, пробуя доказать, что в текущий момент радикальная смена продукции неосуществима.

В итоге Государственный обороный комитет дал заводу № 37 продолжать выпуск Т-60 до конца лета 1942-го. В эти месяцы и показался лёгкий танк Т-45.

Но из-за чего заводчане так не желали производить новую, более идеальную, машину? И был ли Т-45 соперником Т-70, как до недавнего времени единодушно утверждали отечественные историки? Давайте разберемся.

И отечественным, и вашим

В то время, когда пришло указание начать освоение производства Т-70, у завода № 37 и без того хватало головной боли. К примеру — провал поставок двигателей ГАЗ-202, каковые устанавливались на Т-60. За три последних месяца 1942 года завод № 37 выполнил замысел на постройку корпусов на 100%, но недополучил от поставщика 664 мотора. Переход к постройке Т-70 потребовал в два раза больше двигателей ГАЗ.

Возможно ли было рассчитывать на такие поставки, в случае если Горьковский автомобильный завод не справлялся кроме того с текущими количествами?

Выполните особую боевую задачу и получите в качестве подарка лёгкий танк II уровня Т-45!

Ещё одной проблемой была необходимость в глубоком переоснащении производства. Заводу необходимо было освоить изготовление 1400 новых подробностей, 545 штампов, требовалось 825 новых единиц и 2300 приспособлений инструмента.

Наконец, помощник главы технического отдела Народного комиссариата танковой индустрии С. А. Гинзбург имел персональный интерес к тому, дабы завод № 37 строил Т-60. Именно весной 1942 года он занимался разработкой лёгкой штурмовой САУ на агрегатах этого танка. И не желал, дабы его работа отправилась прахом, по причине того, что базисную машину сняли с производства.

Исходя из этого, в то время, когда управление завода предложило проект глубокой модернизации Т-60, а армейские приняли эту идею в штыки, Гинзбург принял сторону заводчан и оказал влияние на итоговое ответ. В протоколе совещания показалась запись: «испытать данный танк на 200 км. Материал отправить в ГАБТУ КА.

До тех пор пока больше этих танков не делать».

Выходит, что никакой конкуренции между Т-45 и Т-70 не было. Разрабатывая данный танк, конструкторы завода № 37 желали избежать большого вторжения в отлаженный производственный цикл. Вот и показалась мысль: оснастить привычный танк более замечательными вооружением и бронёй, и вторым двигателем.

Конструкция Т-45

Ещё летом 1941 года советские инженеры проработали теоретическую возможность оснащения Т-60 другим двигателем ЗиС-5/ЗиС-16. Именно ЗиС-16 был под рукой у коллектива завода № 37 — его сняли с автобуса. Мотор был изрядно поношенным: он проехал без капремонта уже 35 000 километров.

Перед тем как поставить двигатель под танковый капот, его доработали, поменяв либо усилив кое-какие узлы. В новом амплуа мотор взял обозначение ЗиС-60.

Танк, переделанный под новый «движок», отправился на опробования 19 мая 1942 года. Потому, что в первых рядах были ещё установка и усиление брони более тяжёлой пушки, боевая масса автомобили неизбежно должна была вырасти, так что Т-45 догрузили до расчётных 6800 килограммов. Результаты опробований были обнадёживающими, не смотря на то, что и не без недостатков. К примеру, над совокупностью охлаждения нужно было ещё поработать.

Для более полных опробований завод № 37 решил выстроить пять танков с новыми моторами. Но сделано это не было, ограничились одной машиной.

Самым заметным отличием Т-45 от Т-60 стала новая башня с кормовой нишей. В башне были установлены 45-мм орудие и спаренный с ним пулемёт. Толщину брони на бортах башни конструкторы довели до 35 мм, а вот корпус покинули 15-миллиметровым, как у светло синий-60. Усилили на 10 мм лишь лобовой лист.

При необходимости возможно было «накинуть» на него ещё два десятка миллиметров, и тогда Т-45 сравнялся бы по защищённости с Т-70.

Потому, что в распоряжении завода был лишь один двигатель ЗиС-16, на Т-45 было нужно установить менее замечательный, но и куда менее дефицитный мотор ЗиС-5. Его сняли с грузовика, прошедшего 12 000 километров. Из-за не сильный мотора скорость танка упала до 37,2 км/ч.

Разработчики рассчитывали, что в случае если опробования Т-45 пройдут удачно, то возможно будет начать выпуск танка со «не сильный» двигателем, пока не окажется наладить поставки более замечательного.

180085

На финишной прямой

Опробования Т-45 начались 20 мая 1942 года. Первой по программе шла стрельба. Орудие продемонстрировало скорострельность 7–8 выстрелов в 60 секунд с места и около трёх в 60 секунд на ходу. Испытатели подчернули, что, благодаря более просторной башне, обслуживать пушку эргономичнее, чем в Т-60. Действительно, сама башня была тяжелее, так что подбашенный лист мало прогнулся.

Но кроме того данный недостаток не помешал всем 25 выстрелам попасть в мишень.

Пробегом Т-45 испытывали с 6 по 13 июня 1942 года. Всего танк прошёл 1505 километров. Ходовые опробования продемонстрировали, что имеется недочёты в конструкции крепления вентилятора, два раза приводившие к поломкам. Кроме этого двигатель большое количество трудился на повышенных оборотах, что угрожало ему преждевременным выходом из строя. Пара раз ломались гусеничные траки, хотя здесь претензии больше следовало направить заводу № 183, что их создавал.

Резиновые бандажи имели возможность отслаиваться от катков.

Опробования были признаны в целом успешными, тем более что танк ездил кроме того что на нештатном, так ещё и не новом двигателе.

Не смотря на то, что Т-45 не был нехорошим танком, Основное автобронетанковое управление не одобрило его серийного производства. Летом 1942 года танк с одноместной башней, без возможностей к модернизации и с двигателем, которого не было в производстве, был нежизнеспособен. Особенно с учётом того, что уже был принят на вооружение и деятельно выпускался более идеальный Т-70.

Но повоевать экспериментальному танку Т-45 всё-таки довелось: в последних числах Сентября 1942 года его передали армиям Западного фронта.

Создатель текста — Юрий Пашолок

Источники:

  1. Центральный архив Минобороны Российской Федерации.
  2. Российский госархив экономики.

Би-2 – Компромисс

Темы которые будут Вам интересны: