Т-34 в миниатюре: легкий танк проворнова

В годы ВОВ в адрес Главного автобронетанкового управления приходили много предложений, посвящённых бронетанковой технике. Идеи предлагались самые различные, широким был и круг изобретателей. Среди них были рабочие, учёные, инженеры, простые граждане. Большой процент составляли солдаты самых родов войск и разных званий.

Одним из таких изобретателей был лейтенант Проворнов, предложивший в июле 1942 года проект лёгкого танка с рядом уникальных ответов. Воплотиться в действительности этому танку было не суждено, но поклонники World of Tanks прекрасно знают его под именем ЛТП.

Проект танка от боевого танкиста

5 июля 1942 года стало этапной датой в истории советского танкостроения. В данный сутки в соответствии с распоряжению ГКО № 1958сс “О производстве танков Т-34 и Т-70”, закончилось производство малых танков Т-60. Они совсем сошли со сцены, уступив место более идеальному Т-70.

В один момент завод №264 в Красноармейске всецело переключился с производства Т-60 на корпуса для Т-34, каковые были необходимы армиям как воздушное пространство.

Так сложилось, что именно в данный сутки на адрес отдела изобретений Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ КА) пришло письмо, в котором был проект военной машины, по своим чертям в полной мере талантливой заменить Т-60. Автором проекта являлся лейтенант Константин Яковлевич Проворнов. До того момента лейтенант Проворнов не был увиден в изобретательстве — у него были дела ответственнее.

В ряды РККА Проворнов вступил во второй половине 30-ых годов двадцатого века. Начало ВОВ лейтенант встретил в должности комвзвода 98-го танкового полка 49-й танковой дивизии. В последних числах Июля 1941 года 49-я дивизия появилась в окружении под Уманью, лейтенант был не легко ранен и пропал без вести.

В таком статусе лейтенант Проворнов, согласно документам, был до февраля 1942 года, в то время, когда его нашли в одном из больниц.

Т-34 в миниатюре: легкий танк проворнова

Продольный разрез танка Проворнова. Какая машина служила изобретателю примером для подражания – подметить несложно

вести войну Проворнов на Т-34, и это самым прямым образом отразилось на проекте лёгкого танка, что он внес предложение отделу изобретений ГАБТУ. В то время лейтенанту было всего 22 года, но предложенный им лёгкий танк отличается весьма важной проработкой. Данный факт напрямую связан с тем, что юный танкист прекрасно знал технику, состоявшую на вооружении Красной армии.

Ему, как практику, были прекрасно видны преимущества и недочёты танков, на которых он служил.

Соперник для наследников «водоплавающего» Т-40

Перед тем как перейти к проекту, что предлагал лейтенант Проворнов, направляться напомнить, какие конкретно лёгкие танки состояли на вооружении РККА летом 1942 года. Массовое производство лёгкого танка Т-50, что должен был стать главной машиной в собственном классе, наладить не удалось. Развитие автомобилей лёгкого класса пошло по пути превращения малого разведывательного танка-амфибии Т-40 сперва в Т-60, а после этого в Т-70.

В то время это выяснилось верным ответом, но со собственными нюансами, каковые проявились уже на Т-70.

По компоновочной схеме Т-40, Т-60 и Т-70 представляли собой маленькие автомобили, в которых силовая установка пребывала справа от механика-водителя. Башня наряду с этим была смещена влево. При попадании вражеского боеприпаса в двигатель пожар скоро охватывал и боевое отделение. Помимо этого, компоновочные ответы, унаследованные от танка-амфибии, оставляли не через чур большой простор для усовершенствования.

Показавшийся в конце 1942 года Т-80 с двухместной башней стал вершиной развития данной серии автомобилей, а её предстоящая эволюция была лишена смысла.

Схема привода к бортовым передачам

Предложенный лейтенантом Проворновым лёгкий танк смотрелся значительно занимательнее, чем Т-70 и тем более Т-60. Возможно, как минимум с Т-60 изобретатель был знаком, на что прямо показывает, к примеру, силовая установка. Знал Проворнов и конструкцию лёгкого танка Т-26. Наряду с этим концептуально предлагаемая военная машина была ближе к Т-34. Особенно прекрасно сходство угадывается во внешнем виде.

Корпус с рациональными углами наклона, характерная форма башни, размещение трансмиссии в корме военной машины – влияние конструкции Т-34 угадывается во всём. Очевидно, о полном копировании Т-34 обращение не идёт — в предлагаемой машине нашлось место последовательности уникальных увлекательных идей.

Таким методом Проврнов предполагал объединять двигатели в единый блок
Особенности конструкции

Лёгкий танк Проворнова воображал собой трёхместную военную машину массой 11 тысячь киллограм. Протяженность корпуса составляла всего 4 метра — это меньше не только в сравнении с Т-70, но и с Т-60. Ширина корпуса кроме этого отличалась от аналогов в меньшую сторону – она составляла 2 метра. При таких габаритах компоновка корпуса представляла собой очень непростую задачу, но, к чести автора, на бумаге он её решил.

Как уже говорилось выше, из-за применения компоновки плавающего танка Т-40 внутреннее пространство Т-60 и Т-70 употреблялось нерационально. Особенно это относится носовой части, где много места попросту пустовало. Благодаря применению формы корпуса по типу Т-34 лёгкий танк Проворнова был лишён этого недочёта.

Место механика-водителя если сравнивать с Т-60 и Т-70 выяснилось перемещено вперёд, что разрешило высвободить пространство позади. Для попадания вовнутрь танка для механика-водителя изобретатель предусмотрел громадной люк по типу Т-34, оснащённый двумя смотровыми устройствами. Справа от люка предполагалось поставить шаровую установку с пулемётом ДТ, и перископический прибор наподобие того, что ставился на Т-34 выпуска Сталинградского Тракторного Завода (СТЗ).

Для эвакуации экипажа в полу был предусмотрен катастрофический люк.

Схема топливных баков. Размещение баков вне боевого отделения было однозначным плюсом

Большое количество неспециализированного с Т-34 было у лёгкого танка Проворнова в компоновке кормовой части. В качестве силовой установки предполагалось применять спарку двигателей ГАЗ-11. Такие же моторы ставились на Т-40, Т-60 и Т-70.

Суммарной мощности 170 л.с. должно было хватить для расчётной скорости 45 км/ч. Очень уникально смотрелась мысль применения спарки двигателей: по задумке автора, моторы были соединены при помощи поперечной передачи. Оба мотора закреплялись на неспециализированной раме, неспециализированными у них были совокупность питания горючим, кнопка электростартёра и выключатель зажигания.

Уникальным было и устройство совокупности охлаждения. Радиаторы Проворнов решил разместить над двигателями. Подобное ответ использовалось на лёгком танке Т-26. Оказалась компактная силовая установка, в полной мере вписывающаяся в столь маленький корпус.

В кормовой части кроме этого пребывали бензобаки неспециализированной ёмкостью 500 литров. В соответствии с расчётам автора, запас хода по шоссе должен был составить 430 км, а по просёлку – 300 км. Вынос бензобаков из боевого отделения был несомненным плюсом конструкции Проворнова. В корме пребывала и трансмиссия. Бортовые передачи без трансформаций брались от Т-60.

Для доступа в МТО предполагалось применять громадные люки, подобные тем, что находились на Т-34.

Крыша моторно-трансмиссионного отделения, сделанная «по мотивам» Т-34

Очень рационально выглядит и ходовая часть танка, представлявшая собой смесь ответов, забранных от Т-34 и Т-60. На проекте Проворнова должна была употребляться торсионная подвеска. В отличие от Т-60 либо Т-70, использование поддерживающих катков не предусматривалось. На любой борт предполагалось установить по 4 катка диаметром 650 мм, что намного больше, чем у Т-60. Ширина траков должна была составить 300 мм.

Любопытно, что именно такую ширину имели траки модернизированного Т-70, что показался спустя пара месяцев по окончании проекта лейтенанта Проворнова.

В случае если с компоновкой корпуса всё выглядит разумно, то с башней появляются в полной мере закономерные вопросы. Как ни необычно, но при таких плотной компоновке и небольших габаритах Проворнову удалось установить на собственный танк двухместную башню. Продольная схема даёт только примерное представление о размерах, но в целом диаметр башенного погона приблизительно соответствует таковому у Т-26 и БТ-7, где нормально размещались два человека.

По конструкции башня лёгкого танка в уменьшенном виде повторяла башню Т-34. В соответствии с описанию, при изготовлении башни предполагалось применять литьё. От Т-34 башня унаследовала не только форму, но и громадный люк, и смотровые устройства. В качестве оружия предлагалось применять 45-мм пушку и спаренный с ней пулемёт ДТ. Боекомплект включал в себя 150 снарядов и 75 магазинов для ДТ.

С учётом размеров танка, настоящий боекомплект очевидно оказался бы меньшим.

Схема торсионной подвески, и ленивец
Судьба его автора и проекта

У лейтенанта Проворнова оказался в полной мере соответствующий тогдашним реалиям лёгкий танк, владеющий рядом уникальных ответов. Он в полной мере доходил в качестве замены Т-60 и ни в чём не уступал Т-70. По продуманности ответов лёгкий танк лейтенанта Проворнова превосходил последовательность разработок профильных КБ. Неприятность была в том, что танк данный был уже не нужен. Вовсю шло производство Т-70, развернулись и работы по созданию самоходных установок на его базе.

На этом фоне проекту молодого танкиста было суждено осесть в архиве.

Башня лёгкого танка Проворнова, сделанная по примеру башни Т-34

Благодаря опубликованным архивным документам удалось установить судьбу Проворнова. Лейтенант взял должность комвзвода в 214-м танковом батальоне 65-й танковой бригады. В составе бригады Проворнов принимал участие в операции «Кутузов», которая стала финалом Курской дуги.

В соответствии с наградному странице, в течение 26–27 июля 1943 года экипаж лейтенанта Проворнова стёр с лица земли 2 пушки и 3 танка, и до 30 воинов соперника. За грамотные действия в битвах К. Я. Проворнова наградили орденом Красной Звезды.

К сожалению, на следующий сутки, в сражении за деревню Горки Орловской области, погиб и лейтенант. Похоронили его в братской могиле в Горках. Позднее могилу перенесли в деревню Стара Орловской области. Кто знает, как сложилась бы будущее лейтенанта, останься он в живых. Как раз такие юные офицеры, прошедшие войну, позднее стали известными танкостроителями.

Среди них был, например, Леонид Николаевич Карцев, имевший последовательность боевых призов, а потом ставший одним из ведущих конструкторов танков.

Источники:

  • ЦАМО РФ

Танк Т 34, в миниатюре Респект кто сделал!!!

Темы которые будут Вам интересны: