Связь в танковых войсках

Статья об организации связи в бронетанковых частях британской и французской армий в годы Первой Мировой. Первая сообщение в танковых частях носила комплексный, комбинированный темперамент и служила кроме этого вторым родам армий. Только к концу войны связь начинает лидировать среди вторых средств связи

Организация связи в соединениях и танковых частях к концу всемирный войны являлась еще до конца не разрешенной проблемой. Новый род армий деятельно экспериментировал и нащупывал самые рациональные дороги ответа стоящих перед ним технических и тактических задач.

Как мы знаем, отчизной танка есть Англия, и творец бронированной гусеничной автомобили полковник Свинтон осознал необходимость оборудования его детища несложной и надежной связью еще в феврале 1916 года – за 7 месяцев до первого появления танков на полях сражений. В инструкции, посвященной тактическому применению танков и озаглавленной «Заметки об потреблении танков», полковник особенное внимание уделял вопросам связи.

Английское руководство не учло возможностей нового вида связи – радиотелеграфа, приказав не снабжать танки радиостанциями. Причем опыты с танковой связью уже проводились – но радиостанции были сняты, и первая партия из 49 танков была послана во Францию в августе 1916 года без радиосредств.

Первое боевое использование танков произошло 15 сентября 1916 г. в сражении на реках Сомма и Анкр, и только за 4 дня до боя, другими словами 11 сентября, в приказе по британской 4-й армии была заявлена инструкция, посвященная связи в танковых частях. В базе связи лежала совокупность сигнализации. В частности, предусматривались следующие сигналы знамёнами – от танков к авиации и пехоте: красный флаг – выведен из строя, зеленый флаг – нахожусь у цели, другие знамёна – для связи между танками.

Были предусмотрены и средства оптической сигнализации – посредством ламп. В случае если была высвечена буква Т – танк выведен из строя, а Н – нахожусь у цели. Часть танков в качестве средств связи должна была иметь почтовых голубей.

Очевидно, никто не отменял и живую сообщение – при помощи посылки вестовых.

Но в ходе пользования указанными сигналами обнаружилось, что: 1) азбуку Морзе пехота не осознаёт; 2) в качестве представителей живой связи годились только члены танковых экипажей (а их отправка в качестве делегатов связи ослабляла экипажи – лишних людей не было). Почтовые же голуби были надежным средством связи только при условии, что они выпускались до захода солнца – в более поздние часы голуби были склонны прерывать собственный путешествие, останавливаясь на ночлег.

В ноябре 1916 г. британским руководством была издана инструкция № 16, в которой вся совокупность полевой связи была поделена на 3 вида:

  1. Местная (локальная) связь – предусмотрена между танками (в рамках взвода), и между пехотой и танками.
  2. Дальняя связь – предусмотрена между штабом и танками танковой роты, пехотными и артиллерийскими наблюдательными постами, аэропланами и привязными аэростатами.
  3. Телефонная связь – между взаимодействующими штабами танковых частей.

Для местной связи в качестве сигналов были приняты красный, зеленый и белый диски на семафоре, установленном на танке. Из разных сочетаний одного либо нескольких поднятых дисков приобретали 39 сигналов. К примеру: белый – «вперед»; белый противник и – «красный в малом числе»; красный, белый, и зеленый – «соперник отступает».

Данный семафорный код был отпечатан на карточках и роздан пехоте и танковым экипажам. Но все же главным средством местной связи до конца войны оставался посыльный.

Дальняя сообщение достигалась применением так называемой дневной лампы Алдиса, но так как передача депеш была сверхсложной, то использовали буквенный код. К примеру, последовательность DDD…D обозначал – «поврежден»; последовательность QQQ…Q – «нуждаюсь в снабжении», и т. д.

В бою у Арраса 8 апреля 1917 г. представилась возможность проверить средства связи танковых частей на практике.

Лампа Алдиса была признана неудобной; голуби принесли громадную пользу; совокупность цветных дисков для поддержания связи с пехотой дала прекрасные результаты; телефонная же связь между начальником танкового батальона и штабом танковой бригады была охарактеризована начальником 1-й бригады как «душераздирающая» – обычно при переговорах со штабом корпуса уже на расстоянии 8–9 км было совсем нереально что-либо услышать либо быть услышанным.

Нужна была коренная реструкуризация совокупности связи. В мае 1917 г. в Эрэне (Англия) были совершены первые испытания по применению радиопередач от танков и к танкам, были испытаны и разные типы радиомачт (антенн). Первые радиостанции были искровыми.

В июле, в канун Ипрских операций, началось оснащение связью первых 6 танков. Были организованы танковые роты связи – они придавались танковой бригаде (бригада – 3 батальона по 36 танков в батальоне). В роту связи входили танкисты – и к ним добавили нескольких умелых связистов.

Танки, оборудованные связью, и были включены в состав рот связи бригады.

В сражении радиотанками как ретрансляторами пользовалась и авиация, информируя зенитным батареям о приближении германских самолетов. В сражении у Камбрэ танковые радиостанции оказали неоценимые услуги как в поддержании связи с тыловыми штабами, так и в передаче боевых распоряжений. Опыт по применению радиотанков, купленный у Камбрэ, заключался в том, что радиотанк накапливал донесения с передовой к руководству и напротив.

Практически радиотанк делал роль узла связи а также штабного танка, пребывав в 500–600 м сзади танковой боевой линии. Танковые радиостанции того времени совершенством не отличались – антенна была их самоё уязвимым местом. Имея высоту от 8 до десяти метров, антенна несла на себе сеть из 6–8 проводов.

Невозможность защиты этих проводов не только от осколков снарядов, но и от ружейно-пулеметного огня и заставляла держать радиотанки за боевой линией.

В итоге, танковая сообщение выглядела следующим образом: передовые, сражающиеся танки держат связь между собой и пехотой посредством семафорных дисков и, в основном, посредством вестников-посыльных – это местная сообщение. С руководящими боем штабами (уровень батальон – дивизия) сообщение (дальняя) поддерживалась через радиотанк (причем от передовой до радиотанка – снова же помощью посыльных), а из радиотанка дальше в тыл – радиотелеграфом.

К концу всемирный войны рота связи танковой бригады имела средства телефонной связи (постановочная команда) и связи (взвод штаба танкового батальона); количество радиотанков на танковый батальон не было выяснено, но их число доводилось до трех на батальон – другими словами, по одному радиотанку на роту.

Радиотанк служил не только для связи фактически танковых частей, а являлся и дополнительным средством связи войсковых соединений, которым были приданы танки.

Эта обстановка была закреплена и во французских руководствах. Они отмечали, что связные танки (Рено Т. S. F.) должны: 1) передавать действующим частям распоряжения руководства; 2) передавать руководству требования ведущих бой соединений, в особенности по части артиллерии; 3) в нужных случаях доставлять руководству сведения об неспециализированном ходе боя. У танков Т. S. F. не было оружия, а экипаж складывался из командира экипажа, механика и радиотелеграфиста.

Для связи с руководством танки оборудовались передающей и приемной радиостанцией, включаемой в состав связи дивизии.

Связь в танковых войсках

Радиотанк Рено Т. S. F. Федосеев С. Л. Танки Первой Мировой.

Иллюстрированный справочник. М., 2002.

Танки Т. S. F. не могли собственными средствами поддерживать сообщение с пехотными частями – по отношению к ним они делали роль телеграфного отделения, которое приобретало и отправляло радиотелеграммы, но само их не составляло (ретрансляционная функция). Исходя из этого к танкам отправлялись агенты связи, соединенные с армиями цепью курьеров.

По неспециализированному правилу французской пехотной дивизии придавался один батальон танков, так что она располагала тремя танками Т. S. F.

Так, разумеется, что радиотанк являлся универсальным пунктом сбора и общевойсковым средством связи боевых донесений, тогда как связь танков между собой и со своим руководством (до командира роты) так же, как и прежде осуществлялась посыльными, оптическими и звуковыми средствами. Но, не обращая внимания на использование комбинированных средств связи, как раз за связью как главным средством связи танковых соединений и частей было в полной мере очевидное будущее.

КУДА Пошлют ПОМОГАТЬ ПРИЗЫВНИКА

Темы которые будут Вам интересны: