Сверхтяжёлые танки: стальные великаны

С возникновением танков у большинства конструкторов появилась в полной мере логичная идея, что большие размеры танка разрешат максимально бронировать его и сделать неуязвимым для огня соперника, а громадная грузоподъемность – усилить его оружие. Такие танки практически имели возможность бы стать подвижными фортами, поддерживающими пехоту при прорыве оборонительных порядков соперника. В условиях Первой Мировой (потом – ПМВ), в то время, когда правительства государств направляли многомиллионные средства на снабжение быстро растущих армий, росло и финансирование самых фантастических проектов, суливших скорую победу.

Начиная с ПМВ и до самого окончания Второй мировой (потом – ВМВ) были созданы много самых невообразимых бронированных монстров, из которых до воплощения в металле дошли только единицы. В данной статье дан обзор десяти самых тяжелых, самых громадных и самых немыслимых бронемашин разных государств, каковые были частично или полностью воплощены в судьбу.

«Царь-танк»

Самым большим по своим габаритам был русский «Царь-танк». Его разработчик Николай Лебеденко (в честь него машину кроме этого время от времени именуют «танком Лебеденко» либо «машиной Лебеденко») малоизвестными нам дорогами добился личной встречи императора Николая ІІ, которая состоялась 8 января (по новому стилю – 21 января) 1915 года. На личную встречу инженер принес искусно сделанную древесную самоходную модель собственного детища, которая заводилась и двигалась благодаря патефонной пружине.

По воспоминаниям придворных царь и конструктор пара часов копались с данной игрушкой «аки дети малыя», создавая ей неестественные препятствия из подручных средств – томов «Свода законов России». Царь был так поражен моделью, которую Лебеденко, в итоге, ему подарил, что одобрил финансирование проекта. Собственной конструкцией танк напоминал громадный артиллерийский лафет с двумя громадными передними колесами.

В случае если модель держали за заднюю часть «лафета» колесами вниз, то она была похожа на дремлющего под потолком нетопыря, почему машина взяла прозвища «Нетопырь и» Летучая «мышь».

Сверхтяжёлые танки: стальные великаны

Модель «Царь-танка» конструктора Лебеденко

Источник – obobrali.ru

Изначально было ясно, что проект нежизнеспособен. Самым громадным и уязвимым элементом нового танка были огромные 9-метровые колеса, несущей конструкцией которых были спицы. Их создали такими, дабы повысить проходимость танка, но они легко выводились из строя кроме того артиллерийской шрапнелью, не говоря уже о фугасных либо бронебойных боеприпасах.

Появились неприятности и с проходимостью автомобили. Однако, благодаря царскому протежированию танк был скоро выстроен. Уже в августе 1915 года он был собран на импровизированном полигоне недалеко от города Дмитрова Столичной области, но по обстоятельству неудовлетворительной проходимости так и остался ржаветь под открытым небом до начала 20-х годов, пока не был разобран на металлолом.

В итоге тысячи рублей национальных средств были израсходованы впустую.

Боевые отделения танка размещались в корпусе, расположенном между его огромными колесами. Оружие размещалось в пулеметной башенке на шесть пулеметов, надстроенной над корпусом, а также в спонсонах, расположенных в его торцах, поддерживавших колеса. В спонсонах имело возможность размещаться как пулеметное, так и артиллерийское оружие. Предусматривалось, что экипаж танка составит 15 человек.

Перпендикулярно к корпусу размешался «лафет», главным назначением которого было создание упора при стрельбе. По «лафету» экипаж попадал в боевые отделения танка.

Фотография «Царь-танка»

Источник – student.kpi.ua

Габариты «Царь-танка» поражали воображение – его протяженность составляла 17,8 метра, ширина – 12, высота – 9. Весил он 60 тысячь киллограм. Эта машина стала самым громадным по габаритам и самым нелепым танком во всемирной истории.

Char 2C (FCM 2C)

Данный французский танк стал самым громадным и тяжелым серийным танком за всю мировую историю танкостроения. Он был создан судостроительной компанией FCM в самом финише ПМВ, но участия в военных действиях так и не принял. По плану конструкторов Char 2C должен был стать танком прорыва, что имел возможность бы действенно преодолевать германские траншеи. Французским армейским эта мысль понравилась, и 21 февраля 1918 года у FCM было заказано 300 автомобилей.

Но до тех пор пока судостроители разворачивали производство, война закончилась. Танк был нетехнологичным и недешевым, а изготовление каждой его единицы занимало большое количество времени. В следствии до 1923 года было произведено всего 10 автомобилей.

Так как французское правительство по окончании ПМВ испытывало узнаваемые денежные трудности, а Char 2C дорого стоил, было решено остановить его производство.

Танк Char 2C (FCM 2C) с выстроившимся около него экипажем

Источник – military.ir

Char 2C весил 75 тысячь киллограм, его экипаж составлял 13 человек. Он был вооружен одной 75-мм пушкой и 4-мя пулеметами. Двигатели танка «съедали» в среднем 12,8 литра на один преодоленный машиной километр, исходя из этого бака емкостью 1280 литров хватало максимум на 100–150 км пути, а на пересеченной местности это расстояние было и того меньше.

Char 2C состояли на вооружении французской армии до 1940 года. С началом военных действий во Франции на протяжении ВМВ батальон этих уже устаревших танков послали к театру военных действий. 15 мая 1940 года состав с материальной частью батальона попал в ЖД пробку при следовании к местам выгрузки недалеко от города Нешато.

Так как выгрузить столь тяжелые танки с платформ не представлялось вероятным, а к станции, на которой застрял состав, приближались германская армия, французские экипажи стёрли с лица земли собственные бронированные автомобили и отошли. Но, как скоро выяснилось, стёртыми с лица земли были не все Char 2C. В частности, машина №99 попала в руки немцев неповрежденной и испытывалась ими на полигоне Куммерсдорф.

Дальнейшее ее будущее малоизвестна.

Германские воины позируют на фоне захваченного французского танка-гиганта Char 2C №99 «Шампань».

Рядом с танком лежат разобранные части его двигателя

Источник – waralbum.ru
K-Wagen

В последних числах Марта 1917 года Инспекция автомобильных армий кайзеровской Германии поручила главному инженеру собственного умелого отделения Йозефу Фольмеру создать танк, что по своим техническим параметрам был бы способен прорывать вражеские линии обороны.

Модель танка K-Wagen

Источник – werk-halle.de

При успешного и своевременного его завершения данный танк стал бы самым тяжелым танком ПМВ – его вес достигал бы 150 тысячь киллограм. В качестве силовых установок для него были выбраны два шестицилиндровых бензиновых двигателя компании «Даймлер» мощностью по 650 л.с. любой. Танк должен был вооружаться 4-мя 77-мм орудиями, размещенными в спонсонах и 7-ю 7,92-мм пулеметами MG.08.

Из всех сверхтяжёлых танков у K-Wagen был самый бессчётный экипаж – 22 человека. Протяженность танка достигала 12,8 метров, и если бы не русский «Царь-танк», он стал бы самым долгим сверхтяжелым танком в истории танкостроения. В проектной документации танк именовался Kolossal-Wagen, Kolossal либо K. Общепринятым есть применение индекса «K-Wagen».

В апреле 1918 года началась постройка этих автомобилей, но стремительное окончание войны остановило все работы. Германские танкостроители практически закончили сборку первого экземпляра танка, а для второго готовься бронекорпус и все главные агрегаты, не считая двигателей. Но войска Антанты приближались к германским фирмам, и все изготовленное было стёрто с лица земли самими производителями.

Танк K-Wagen в заводском цеху

Источник – mg-tank.ru
FCM F1

В начале 30-х годов французским армейским функционерам стало ясно, что танк FCM 2C безнадежно устарел. Так как французская военная идея думала, что будущие войны будут носить такой же позиционный темперамент, как и ПМВ, в Париже сделали вывод, что армии нужны новые тяжелые танки прорыва.

В феврале 1938 года Консультационный совет по оружиям во главе с генералом Дюфло выяснил главные тактико-технические характеристики будущего танка для объявления проектного конкурса. Совет выдвинул следующие требования к оружию автомобили: одна пушка громадного калибра и одно скорострельное противотанковое орудие. Помимо этого, новый танк должен был снабжаться противоснарядным бронированием, выдерживающим попадание снарядов всех известных в то время противотанковых артиллерийских совокупностей.

3D-модель танка FCM F1

Источник – desura.com

В конкурсе принимали участие наибольшие французские танкостроители (компании FCM, ARL и AMХ), но начать создание прототипа смогла только компания FCM. Ее инженеры спроектировали танк с двумя башнями, расположенными по принципу линейных кораблей на различных уровнях, дабы они не мешали друг другу вести круговой обстрел. В задней (более высокой) башне должно было устанавливаться 105-мм орудие главного калибра. В передней башне – монтироваться 47-мм скорострельная противотанковая пушка.

Толщина лобового бронирования автомобили составляла 120 мм. Предполагалось, что прототип готовься к концу мая 1940 года, но этому помешало стремительное наступление немцев во Франции. Судьба полуготовых прототипов малоизвестна.

Танк FCM F1, стоящий в заводском цеху

Источник – worldwartwozone.com
TOG II

В октябре 1940 года был создан первый экземпляр умелого английского танка TOG І. Его наименование, расшифровывающееся как «The Old Gang» (англ. – «ветхая банда»), намекало на опыт и солидный возраст его создателей. Ветхие правила танкостроения проявились в внешнем виде и компоновке данной военной машины, а также в ее чертях. TOG І имел компоновку, обычную для времен ПМВ, и владел низкой скоростью в 5 миль/ч (8 км/ч).

Орудия и пулеметы, первоначально размещенные в спонсонах, со временем заменили башней от танка Matilda II, монтируемой на крыше корпуса. Его гусеницы, так же как и у других танков времен ПМВ, охватывали корпус, а не размещались по бокам от него, как у современных танков. Так как вес автомобили составлял 64,6 тонны, к сверхтяжелым танкам ее отнести сложно.

Танк пара раз модернизировали впредь до 1944 года, но в серию он так и не отправился.

Танк TOG I

Источник – weaponscollection.com

В первой половине 40-ых годов двадцатого века параллельно с TOG І началось создание TOG ІІ. В металле он был реализован к весне 1941 года. Данный танк сделали более тяжелым, чем прошлую модель – он весил 82,3 тонны. Благодаря громадной длине, свободной торсионной подвеске, и тому, что привод каждой гусеницы осуществлялся отдельным электродвигателем, данный танк владел повышенной проходимостью.

Электродвигатели питались от генератора, приводимого в перемещение дизельной силовой установкой. Исходя из этого, не обращая внимания на громадный вес, танк имел возможность преодолевать стенки высотой 2,1 метра и рвы шириной 6,4 метра. Его отрицательными качествами была низкая скорость (максимум 14 км/ч) и уязвимость гусениц, конструкция которых безнадежно устарела.

Танк взял намерено сконструированную башню, в которой размещалось единственное танковое орудие калибра 76,2 мм и пулемет. В будущем длились модернизации конструкции, показались проекты TOG ІІ(R) и TOG III, но ни один из них так и не был запущен в серийное производство.

Танк TOG II

Источник – zyc.tzsnw.com
Pz.Kpfw VIII Maus

В декабре 1942 года на личную встречу к Гитлеру был вызван Фердинанд Порше, конструкторы компании которого закончили проект сверхтяжелого танка Maus (нем. – «мышь»). Через год, 23 декабря 1943 года, первый прототип танка вышел из ворот танкостроительного предприятия «Алкетт» (Альмеркише Кеттенфабрик ГмбХ), входившего в госхолдинг Рейхсверке. Это был самый тяжелый изготовленный танк за всю историю мирового танкостроения – его вес достигал 188 тысячь киллограм.

Лобовая бронеплита достигала толщины 200 мм, а кормовая – 160 мм. Не обращая внимания на то, что танк владел огромной массой, в ходе его опробований стало известно, что он весьма маневрен, легко управляем и владеет высокой проходимостью. Танк подвергся доработке, прошел полигонные опробования, и был изготовлен его второй экземпляр.

Но во второй половине 1944 года у Германии закончились средства для обеспечения регулярных поставок кроме того серийных танков, не говоря уже о запуске в производство новых дорогостоящих автомобилей.

Радиоуправляемая масштабная модель танка Maus демонстрируется Гитлеру

Источник – ww2incolor.com

В середине апреля 1945 года Куммерсдорфский полигон был захвачен войсками СССР. Оба экземпляра танка, каковые были выведены из строя входе боевых действий за полигон, послали в СССР. В том месте из двух поврежденных автомобилей была собрана одна целая, которая и сейчас экспонируется в Центральном музее бронетанкового оружия и техники в Кубинке.

Pz.Kpfw VIII Maus Porsche Type 205/1 с башней Круппа на заводе в Беблингене, 9 либо 10 апреля 1944 года

Источник – stuttcars.com
A39 Tortoise

В первую очередь 1943 года в Англии началась разработка нового танка прорыва. Проект стал называться Tortoise (англ. – «сухопутная черепаха»), так как предусматривал, что будущий танк будет иметь толстую броню, замечательное оружие и вряд ли сможет владеть высокой скоростью. В следствии конструкторских изысканий на свет показался множество проектов автомобилей с индексом «АТ», так ни при каких обстоятельствах и не отправившихся в серию.

В итоге заказчики и конструкторы от Комитета по формированию спецтехники Министерства снабжения Англии остановились на модели АТ-16, которая взяла официальный индекс «А39». В феврале 1944 года к изготовлению было заказано 25 единиц, каковые должны были изготовить к началу осени 1945 года. Но в мае 1945 года боевые действия в Европе закончились, и комитет сократил заказ до 12 автомобилей.

В феврале 1946 года заказ еще раз уменьшили в два раза, и в следствии были изготовлены лишь 5 автомобилей. Агрегаты же шестого экземпляра A39 применяли как источник запчастей.

Сверхтяжелая штурмовая самоходная артиллерийская установка (по английской классификации – танк)

А39 проекта «Tortoise»

Источник – moddb.com

В действительности Tortoise являлся не танком, а САУ, поскольку у А39 не было башни, а 94-мм пушка размещалась прямо в лобовой части боевой рубки. Но по английской классификации САУ не могла быть такой тяжёлой (вес А39 достигал 89 тысячь киллограм), и было решено классифицировать ее как танк. Слева от орудия был пулемет BESA (британская версия чехословацкого ZB-53), и вдобавок два таких пулемета были установлены в башенке на крыше автомобили.

САУ не отправилась в большую серию, поскольку на фоне современных ей тяжелых советских танков (по окончании войны Британия разглядывала СССР как главного потенциального соперника) она была устаревшей и по подвижности (большая скорость – 19 км/ч), и по оружию, не смотря на то, что ее замечательное лобовое бронирование толщиной в 228 мм впечатляло современников.

Самый тяжелый танк Англии А39 проекта «Tortoise» в музее Bovington Tank Museum

Источник – weaponscollection.com
Pz.Kpfw. E-100

Эта машина создавалась как альтернатива танку Pz.Kpfw VIII Maus, сконструированному компанией Порше. Практически Фердинанд Порше воспользовался своим положением, будучи хорошим привычным рейхсминистра оружий Тодта и будучи на дружеской ноге с самим Гитлером. Применяя собственные связи, Порше содействовал закрытию проекта другого сверхтяжелого танка VK 7201 «Тяжелый Лев» (Schwere Lowe) производства концерна «Крупп».

В это же время второй германский функционер и танковый конструктор Генрих Эрнст Книпкамп в пику Порше инициировал начало разработки целой серии танков, каковые должны были заменить в армиях все типы бронированных боевых гусеничных автомобилей, начиная от танков разведки и заканчивая сверхтяжелыми танками прорыва. Последним и должен был стать Е-100.

Изображение Pz.Kpfw. E-100

Источник – war-arms.info

Из всех автомобилей «Серии Е» разработка танка Е-100 продвинулась дальше всего. Данный танк должен был быть легче, чем Maus (140 тысячь киллограм против 188), и наряду с этим бронированным на том же уровне. Его сконструировали так, дабы у бронеплит было как возможно меньше прямых углов (в отличие от танка Maus, борта которого были фактически вертикальны).

Разрабатывались три варианта башни этого танка, первым из которых была башня танка Maus со 128-мм орудием. Действительно, в варианте для танка Е-100 128-мм пушку решили заменить на 150-мм. Башню должны были изготавливать предприятия концерна «Крупп», на них же должны были создать и метод установки орудия.

Данный вариант был предпочтительнее, чем два остальных, но в металле не был реализован ни один из них. Если бы немцам все-таки хватило времени, Е-100 взял бы самую замечательную пушку за всю историю создания сверхтяжелых танков. Был создан всего один экземпляр шасси этого танка, что испытывался на полигоне Хайстенбек с муляжом башни.

В конце войны это шасси попало к британским армиям в виде трофея и позднее было вывезено в Англию, где его пристально изучили местные инженеры.

Загружённый на транспортировочную платформу танк Pz.Kpfw. E-100 с английским воином,

позирующим наверху

Источник – armyman.info
T28-T95 (Turtle)

За океаном также не сидели сложа руки. В сентябре 1943 года в Соединенных Штатах начались работы над собственным танком прорыва. Штаты подготовились вступить в войну в Европе и опасались, что преодолеть «Атлантический вал», выстроенный немцами на побережье, а после этого и Линию Зигфрида, будет непросто.

Но, как это часто бывает, военные функционеры спохватились достаточно поздно (по всей видимости, забыв учесть, что создание принципиально новых танков – это долгий процесс).

T28-T95 (Turtle)

Источник – aeronavale-porteavions.com

В качестве главного оружия на танк собирались установить 105-мм пушку Т5Е1. Начальная скорость ее боеприпаса, как вычисляли армейские функционеры, была достаточной чтобы пробивать цементные стенки ДОТов. Пушка должна была размещаться в лобовом бронелисте автомобили – к такому ответу пришли, дабы уменьшить силуэт Т-28. В действительности новая машина была не танком, а САУ прорыва – американские армейские это со временем поняли, и машину переименовали в САУ Т-95.

Как это обожают делать американцы, заодно ей присвоили и прозвище «Turtle» (англ. – «черепаха»). САУ снабдили электрической трансмиссией, созданной для установки на танки Т1Е1 и Т23.

бюрократические проволочки и Проектные изыскания стали причиной тому, что ответ об изготовлении прототипов приняли только в марте 1944 года. Но армейские забраковали готовый проект и заказали три автомобили, лобовое бронирование которых должно было достигать 305 мм, что в полтора раза превышало запланированные ранее 200 мм. По окончании внесенных трансформаций вес автомобили вырос до 86,3 тонны.

Дабы уменьшить давление на грунт и расширить проходимость САУ, ее гусеницы решили сделать двойными. В следствии новый проект готовься лишь к марту 1945 года, в то время, когда боевые действия в Европе и на Тихоокеанском фронте приближались к концу. Первый прототип был отгружен на Абердинский полигон тогда, в то время, когда надобность в нем уже давно отпала, – 21 декабря 1945 года.

Изготовление второго экземпляра закончили 10 января 1946 года.

В следствии долгих опробований, проводившихся во второй половине 40-ых годов двадцатого века, американские армейские снова переименовали Т95 в танк прорыва Т28, так как, согласно их точке зрения, САУ столько весить не имела возможности. Практически одновременно с этим они заключили , что низкая скорость автомобили не отвечает современным условиям ведения войны. В следствии от Т28 (Т95) отказались, но, быть может, американским бюрократам ломать голову над классификацией данной автомобили.

Т28 (Т95) в экспозиции музея Паттона в Форт-Ноксе, Кентукки

Источник – wallconvert.com
«Объект 279»

Было бы несправедливым обойти вниманием СССР – страну, которую возможно по праву назвать самой «танковой» державой XX века. В прошлом столетии советскими фирмами было произведено громаднейшее количество танков и спроектировано громаднейшее количество их моделей. Но сверхтяжелыми танками в стране Советов не увлекались.

До начала ВМВ на них просто не хватало средств, а на протяжении войны – еще и времени. Так, летом 1941 года на ленинградском Кировском заводе создали проект сверхтяжелого танка КВ-5, вес которого достигал бы 100 тысячь киллограм, но в августе к Ленинграду приблизились германская армия, и работы над этим проектом были прекращены.

По окончании окончания ВМВ, с возникновением кумулятивных снарядов, всем танковым конструкторам стало ясно, что нерационально создавать военные машины тяжелее 60 тысячь киллограм. При таком громадном весе их нереально сделать стремительными и маневренными, а, значит, не обращая внимания на самое замечательное бронирование, их скоро подобьют. Но на горизонте маячил призрак ядерной войны, и конструкторы начали разрабатывать автомобили, каковые должны были вести боевые действия в невиданных условиях.

«Объект 279» на полигоне

Источник – panzer35.ru

Во второй половине 50-ых годов XX века в КБ Ж. Я. Котина ленинградского Кировского завода под управлением Л. С. Троянова был создан необычный танк. Не смотря на то, что он весил всего 60 тысячь киллограм и по массе не имеет возможности претендовать на звание сверхтяжёлого танка, но по уровню бронирования – в полной мере. Толщина стенок его литой башни по периметру составляла 305 мм.

Наряду с этим толщина лобовой брони достигала 269 мм, бортов – 182 мм. Такая толщина брони была взята благодаря уникальной форме корпуса, больше похожего на летающую тарелку, чем на танк. Необыкновенному изделию присвоили индекс «Объект 279». Экспериментальную бронированную машину вооружили 130-мм нарезной пушкой М-65 с совокупностью продува ствола.

Из всех реализованных в металле сверхтяжелых танков калибр главного орудия «Объекта 279» есть самым громадным.

Машина была снабжена сложной совокупностью нерегулируемой гидропневматической подвески и двойными гусеницами. Такое техническое ответ разрешило уменьшить давление на грунт, расширить проходимость танка, но без шуток ухудшило его маневренность. Данный фактор, и сложность автомобили в обслуживании послужили обстоятельством того, что проект не отправился дальше испытаний и создания прототипа.

«Объект 279» в экспозиции Центрального музея бронетанкового оружия и техники в Кубинке

Источник – panzer35.ru

Сверхтяжелые танки СССР

Темы которые будут Вам интересны: