Свердловские т-60

В первой половине 40-ых годов XX века Урал стал основной кузницей советского танкостроения. В случае если за год до того единственным местом на Урале, где собирали танки, был Челябинск, то уже к концу 1941 года число городов, в которых стали строить военные машины, существенно увеличилось. В первую очередь, речь заходит о Нижнем Тагиле, куда был эвакуирован завод №183. Еще одним городом в этом последовательности был Свердловск.

Первыми тут были собраны малые танки Т-30 и Т-60.

Из Москвы на Урал

К танкостроению предприятия Свердловска имели прямое отношение еще до осени 1941 года. Уральский завод тяжелого машиностроения (УЗТМ) к тому моменту играл роль смежника Челябинского тракторного завода (ЧТЗ) по корпусному производству для тяжелых танков КВ-1. Стоит подчернуть, что УЗТМ оставался в тесной кооперации с ЧТЗ/ЧКЗ вплоть до конца 1945 года, причем она неспешно расширялась.

В декабре 1941 года был организован моторный завод №76, а позднее на заводе №8, что эвакуировали в Свердловск, организовали производство танковых орудий. Эти компоненты широко применялись в тяжелых танках, каковые создавал ЧКЗ. К тому же, производственные возможности УЗТМ в то время не разрешали заниматься выпуском самих танков.

Свердловские т-60

Приложение к проекту распоряжения ГКО №572, в соответствии с которому производство Т-60 организовывалось в Ташкенте. Дальше документов эта мысль не продвинулась

Появление в Свердловске танкостроения произошло по окончании того, как 19 октября 1941 года вышло распоряжение ГКО №811сс «Об эвакуации фабрик №37, КИМ и Подольского». В соответствии с этому документу, КИМ №37 и завод эвакуировались в Свердловск с размещением на площадях Свердловского вагоноремонтного завода. Что же касается Подольского завода им.

Орджоникидзе, то он размещался на заводе «Металлист», кроме этого размешавшемся в Свердловске.

Стоит подчернуть, что практически за 10 дней до того было подписано распоряжение ГКО №752сс «Об эвакуации фабрик: №37, КИМ пи И Подольского и танкового производства Коломенского завода». Оно предполагало совсем иную дислокацию эвакуируемых фирм. Предполагалось, что завод №37, Подольский завод и КИМ им. Орджоникидзе будут эвакуированы в Ташкент, на Ташкентский завод сельхозмашин министерства неспециализированного машиностроения (Ташсельмаш).

Танковое производство в Узбекистане так и не не было создано, не смотря на то, что имела место попытка организовать в том месте сборку Т-60. С таким предложением выступили секретарь ЦК ВКП(б) Узбекистана У.Ю. заместитель и юсупов командующего армиями Среднеазиатского военного округа генерал П.С.

Курбаткин.

Логика в их предложении была. В Чирчик было эвакуировано Харьковское танковое училище, в Ташкенте пребывали Ташкентский паровозоремонтный завод имени Л.М. Кагановича (сейчас унитарное предприятие «O’ztemiryo’lmashta’mir») и Литейно-механический завод министерства путей сообщения (сейчас дочернее предприятие «Литейно-механический завод»), производственные мощности которых в принципе разрешали организовать выпуск танков.

К тому же, тщательное изучение вопроса Государственным обороным комитетом продемонстрировало неутешительные результаты. Громадная удаленность, и вероятные неприятности с поставкой брони и агрегатов нужных толщин стали обстоятельством отмены замыслов по выпуску Т-60 в Ташкенте.

Организация танкового производства в Свердловске была очень сложной задачей. Наркому танковой индустрии председателю и Малышеву Свердловского областного комитета ВКП(б) В.М. Андрианову поручалось в течении выделить для размещения эвакуируемых фирм дополнительные 10 000 м? производственных площадей.

В ноябре предписывалось выпустить первые 5 танков, в декабре 150, к 20 января 1942 года планировалось закончить установку оборудования, а с 1 февраля довести дневный выпуск Т-60 до 10–12 штук.

Такие цеха были выстроены для завода №37 в конце 1941 – начале 1942 года

На практике обстановка с организацией производства была пара другой. На указанных распоряжением ГКО №811 фирмах было нужно организовывать новые производственные площади, например, потребовалось строить новые цеха. В виду спешки цеха строились из дерева.

Целый часть и ноябрь декабря ушли на наладку производства на новом месте. 19 декабря вышло распоряжение ГКО №1043с «О замысле производства танков в течение первых трех месяцев 1942 года», в соответствии с которому завод №37 за первый квартал следующего года должен был выпустить 700 танков, из них 140 радийных. В соответствии с заключенному с заводом соглашению, цена линейного Т-60 составляла 72 500 рублей, цена радийного танка оценивалась в 75 000 рублей.

Все это красиво смотрелось на бумаге, но в действительности первые месяцы работы завода №37 были сверхсложными. Не то, что о радийном Т-60, что по большому счету ни при каких обстоятельствах не выпускался, но кроме того об «простом» Т-60 на практике не шло и речи. Впредь до середины февраля 1942 года в Свердловске производили Т-30. Всего их было выстроено 200 штук, из них 101 экранированный.

Во многом это было связано с тем, что эвакуированные фабрики имели задел по корпусам таких танков.

С учетом того, что по боевым чертям Т-30 и Т-60 были приблизительно однообразными, «криминалом» изготовление Т-30 не считалось. Более того, в переписке эти танки именовали Т-60, что внесло собственную лепту в путаницу со свердловскими автомобилями. Только во второй половине февраля 1942 года было выпущено 67 Т-60, и принято 125 корпусов для этих танков.

Так, завод №37 стал последним из фирм, освоивших выпуск данного танка.

Одна из первых разработок отдела №22 на новом месте – уширители гусениц для Т-60

Вместе с заводом №37 выяснилось эвакуировано и заводское КБ (отдел 22). В эвакуации его возглавил Г.С. Суренян.

Не обращая внимания на то, что по большей части КБ занималось темами, которые связаны с организацией производства Т-60, нашлось место и умелым работам.

К примеру, в январе 1942 года отдел №22 создал конструкцию съемных плиц-уширителей траков. Плицы штампованной конструкции прикручивались к штатному траку Т-60 на болтах. Уширители ставились на все траки, благодаря чему пятно контакта с поверхностью существенно возрастало.

При установке уширителей на танк его масса возрастала с 5720 до 6080 кг, наряду с этим удельное давление на грунт понижалось с 0,5 кг/см? до 0,26 кг/см?. Опробования, совершённые с 27 марта по 7 апреля 1942 года, продемонстрировали, что скорость перемещения танка с установленными плицами сократилась на 10%, но наряду с этим глубина преодолеваемого снежного покрова выросла на 30 см. Конструкция уширителей, но, была признана неудачной, потому, что отмечалось недостаточное сцепление с поверхностью и низкая надежность.

За 150 километров опробований было сломано 73 плицы. По итогам опробований предлагалось улучшить конструкцию уширителей, но предстоящего развития конструкция не взяла.

Уширитель, установленный на трак. Данную конструкцию испытали, но в серию она не отправилась

Кроме уширителей, экспериментировали в Свердловске и с опорными катками. В середине марта 1942 года на опробования вышел Т-60, что вместо опорных катков диаметром 515 мм имел установленные на балансирах тележки, на каждой из которых были жестко установлены цельнометаллические катки диаметром 280 мм. Эта конструкция, созданная под управлением группы ходовой части отдела 22 Р.А.

Аншелевича, разрешала отказаться от ошиновки катков и в один момент улучшить характеристики распределения давления на грунт. Действительно, на опробованиях новых тележек танк прошел неподалеку. Конструкция была неудачной.

Ни месяца без стрессов

Запуск производства Т-60 совсем не означал, что неприятности завода №37 остались в прошлом. Как уже упоминалось, в последних месяцах 1941 года было нужно безотлагательно возводить новые цеха. С их возникновением часть организационных трудностей удалось преодолеть, но только на время.

Рост количеств производства стал причиной тому, что площадей, нужных для обеспечения выпуска, опять стало не хватать. О том, что происходило сейчас, красноречиво говорит отрывок из отчета за февраль 1942 года:

«В случае если в декабре-январе заводу хватало помещений, то в феврале и марте стало не хватает, и завод практически задыхается в тесных сборочных и сдаточных помещениях. Десятки автомобилей стоят на морозе. Заводу негде организовать сдачу автомобилей.

Строители уже срывают пятые сроки пуска в эксплуатацию сборочных цехов, полигона, насосоаккумуляторной станции и т.д.

В шестой раз строители обещают сдать эти помещения в марте месяце.

Уровень качества строительства отвратительно нехорошее, фундаменты под станками, прессами рассыпаются либо трескаются. Древесные полы, уложенные на мерзлую почву в механических цехах, прогибаются под станками и станки приходится перетаскивать в другие места. Строители плохо медлительно строят, с нехорошим качеством выполнения, о всем этом сказано Наркому Танкопрома тов. Малышеву, Наркому строительства тов. Гинзбургу и тов.

Маленкову».

Дополнительные трудности были связаны с недочётом квалифицированных рабочих. Чтобы их научить, кроме этого требовалось время. Еще хуже дела обстояли со смежниками, в роли которых выступали ЧКЗ и завод №183.

Они снабжали завод №37 рядом ответственных элементов, а также траками, катками и другими литыми подробностями. Чтобы минимизировать зависимость от этих поставок, на заводе еще в феврале начали работы по производству собственных подробностей из ковкого чугуна.

Сначала Т-60 выпуска завода №37 отличались от танков ГАЗ им. Молотова только наличием литых опорных катков

Большое количество нервов заводское управление израсходовало и в марте 1942 года. В первую очередь, это случилось в связи с распоряжением ГКО №1417 «Об организации производства танков Т-70 на фабриках №37 и 38 Наркомтанкопрома» от 9 марта. Само распоряжение выглядит в полной мере логичным: танк Т-70 по всем параметрам превосходил Т-60 и был нужен в армиях. Однако для коллектива завода №37 подобное задание смотрелось форменным издевательством. С таким трудом удалось перейти на производство Т-60, в этот самый момент новая замена!

С поставками моторов ГАЗ 202 и без того неприятность, а у Т-70 таких двигателей два.

В дело был должен вмешаться нарком танковой индустрии Малышев, которому рассказали о тяжелом положении на заводе. Спустя месяц напряженной дебатов и переписки Молотов утвердил распоряжение ГКО №1581, вступившее в силу 12 апреля 1942 года. В соответствии с ему, производство Т-60 в Свердловске сохранялось до августа 1942 года, наряду с этим начало выпуска Т-70 откладывалось до июля.

Такие сроки смотрелись более реалистичными.

Машина выпуска мая 1942 года, имеющая экранированный корпус и переделанную башню

апрель и Март 1942 года были очень нервными и без истории с первой попыткой запустить в Свердловске производство Т-70. Организационные работы, совершённые на заводе №37, дали собственные плоды. Не обращая внимания на опасения, корпусное производство вышло на нужный уровень. В марте было принято 165 танков, но рост выпуска сопровождался повышением неприятностей с фабриками-кооператорами. К примеру, из 190 Т-60, принятых в апреле, 86 танков были без гусениц.

Первенство по обстоятельствам срыва замысла выпуска танков удерживал ГАЗ, что за 1-й квартал недопоставил 664 двигателя. Из-за неприятностей с поставками моторов сборочный цех завода №37 простаивал в Апреле 8 дней. Наряду с этим за апрель было произведено 230 корпусов (100% замысла), так что именно задержка с двигателями сильно оказала влияние на количество выпуска Т-60.

Именно сейчас и появилась мысль установить в Т-60 мотор ЗИС-5. В отличие от Т-40, в моторное отделение которого ЗИС-5 не влезал, Т-60 был создан так, что данный двигатель без особенных неприятностей ставился в него вместо ГАЗ-202. Эти работы дошли до стадии опробований, кроме этого они легли в базу глубокой модернизации Т-60, известной как Т-45.

Один из Т-60 «переходного» типа на фронте. Башня уже нового типа, корпус еще ветхого

Кроме опытов с силовой установкой, отдел 22 занимался кроме этого вопросом башни и модернизации корпуса Т-60. Это было напрямую связано с возможностями фирм в Свердловске. Одним из таких опытов стала литая башня. Ее спроектировали в первых числах Мая под управлением главы бронекорпусного бюро Г.С. Карапетьянца, до эвакуации занимавшего должность главы СКБ Подольского завода им. Орджоникидзе.

Одним из основных преимуществ при разработке литой башни виделась ее меньшая зависимость и большая технологичность от поставок бронепроката. По итогам опробований стало известно, что башня не пробивается из ДШК на расстояниях до 50 метров. Рекомендовалась замена сварной башни на литую, но дальше умелого экземпляра дело не продвинулось.

Однако, местные изюминки производства оказали влияние на внешний вид танка. Неспешно от клепаных соединений, а также бортов корпуса, заводчане отказались. Вместо них использовалась сварка.

Танк выпуска мая 1942 года, Свердловск

Неудача с башней совсем не означала, что разработки отдела 22, где весной 1942 года главой стал Н. А. Попов, идут лишь в стол. В мае 1942 года случилось важное изменение конструкции башни Т-60. Воздухоприток в лобовой части башни ликвидировали, сделав верхний лобовой лист башни покатым и лучше защищенным от огня. Воздуховод перенесли с башни на башенный люк.

Кое-какие исследователи заключили, что в том месте стоял вентилятор, не смотря на то, что это был простой воздуховод. Вместо штампованного башенного люка была использована плоская подробность с приваренной по периметру защитой от пуль и воды. Так, завод №37 был единственным среди сборщиков Т-60 предприятием, которое довело модернизацию башни до серийного производства.

Клепаные соединения заменены на сварные, кроме этого виден воздуховод в крыше башни

Не меньшим видоизменениям подвергся и корпус. Кроме уже упомянутой замены клепаных соединений на сварку, изменилась конструкция верхнего люка механика-водителя. Подобно башенному люку, он стал плоским, что упростило его изготовление. Упрощенный стоп-сигнал заменили на автомобильный и перенесли с кормы на крышу корпуса (за башню).

Помимо этого, завод №37 устанавливал на собственных танках ведущее колесо упрощенной конструкции. Вместо съемного венца ведущее колесо сделали цельным, а число отверстий в нем увечили с двух до четырех.

Машина взяла ведущие колеса новой конструкции. Борта корпуса соединены сваркой

Параллельно с упрощением конструкции танка шла работа по модернизации производства. Завод освоил автоматическую сварку, которая существенно облегчила сварку корпусов и башен, в один момент подняв уровень качества их изготовления. Началось освоение автоматической сварки катков, что разрешало в возможности отказаться от их заказа на стороне. В мае были отлиты первые пробные траки, к концу июня ожидалось начало их массового производства.

Данное производство было особенно серьёзным, потому, что завод №183 весьма затягивал поставки траков. Кроме того, представители завода №183 прямо объявили, что траков для Т-60 отливать не планируют (тут стоит подчернуть, что в Нижнем Тагиле из-за брака с литьем по состоянию на 28 мая стояло 40 Т-34 без траков). Дабы вынудить это предприятие делать обязательства по кооперации, было нужно подключать управление Свердловского областного комитета ВКП(б) и Народный комиссариат танковой индустрии.

За май было выпущено 300 корпусов и 280 танков, причем все автомобили были по вине завода №183 без гусениц. Помимо этого, 10 дней мая завод простаивал без двигателей, по окончании их поставки конвейер получил с таковой скоростью, что к концу месяца из сборочного цеха выходило по 20 танков в день.

Один из танков завода №37 на фронте. Прекрасно виден плоский люк механика-водителя

не меньше критичной была обстановка и в июне. За данный месяц был выпущен 321 танк, но из них принято выяснилось всего 109. Оставшиеся 212 автомобилей были без траков и с некомплектным оружием. С учетом того, что в июле планировалось поставить еще 200 Т-60, возможно представить, что бы творилось на его окрестностях и заводе.

При таком положении дел освоение Т-70, которое никто не отменял, имело возможность очень сильно затянуться. Новым танкам просто не хватало бы траков и двигателей.

На этом фоне 3 июля 1942 года вышло распоряжение ГКО № 1958сс «О производстве танков Т-34 и Т-70», по которому выпуск Т-60 с завода №37 снимался. Данный документ был весьма своевременным. Всего за июль было произведено 10 Т-60, по окончании чего началась подготовка к производству Т-70.

В июле завод освоил производство траков, планируя со второй половины августа перейти на выпуск 5–6 наборов в день.

Выпуск Т-70, но, был весьма недолгим. В первых числах Июля глава Свердловского Областного комитета В.М. Андрианов обратился в Государственный обороный комитет с просьбой о производстве на Уралмашзаводе танков Т-34.

Для организации данного производства завод №37 планировалось включить в состав УЗТМ. 10 июля на завод отправился инженер-полковник Г.З. Зухер, назначенный районным инженером УЗТМ.

Началась организация механизма военной приемки. Совсем будущее завода №37 решилась 28 июля, в то время, когда вышло распоряжение ГКО №2120 «Об организации производства танков Т-34 на заводе и Уралмашзаводе №37 Наркомтанкопрома».

Подбитый Т-60 завода №37.

Прекрасно видно, что стоп-сигнал перенесен. Кроме этого заметен воздуховод в башенном люке

Возможно заявить, что на заводе сейчас набрались воздуха с облегчением. УЗТМ к такому производству был лучше подготовлен и меньше зависел от смежников. К тому времени в Свердловске производили двигатели В-2, пушки ЗИС-5, каковые по практически всем узлов повторяли Ф-34, а в марте 1942 года УЗТМ взял задание на выпуск башен и корпусов Т-34. Кроме этого не следует забывать, что в июле началась эвакуация Сталинградского тракторного завода (СТЗ).

Одним словом, переформирование завода №37 в перепрофилирование №50 и завод предприятия на выпуск Т-34 были верными идеями. К 29 сентября 1942 года в Свердловске выстроили первые два Т-34.

В это же время, история свердловских Т-60 на этом не закончилась. По состоянию на 1 сентября 1942 года на заводе все еще оставалось 130 танков, все они не имели траков. Планировалось, что эти танки возьмут траки, отлитые на заводе №37 (на завод №183 возможно было не сохранять надежду – у них и без того горел замысел по Т-34), но в действительности события развивались по иному сценарию.

В октябрь и сентябрь удалось оснастить гусеницами и выпустить около 50 танков, по остальным доукомплектование застопорилось из-за форсирования работ по Т-34. Переместить процесс с мертвой точки удалось благодаря бдительности Зухера. Тот не покинул без внимания 80 танков, стоящих на краю завода.

Военпред начал жаловаться во все инстанции и в итоге смог дойти до Молотова, что, "Наверное," устроил разнос тогдашнему наркому танковой индустрии Зальцману.

Загрузка боекомплекта, 30-я гвардейская танковая бригада. Лето 1943 года

17 ноября танки осмотрела рабочая группа, которая составила акт. В соответствии с ему, на 10 танках отсутствовали прицелы ТМФП, на 16 танках обнаружилась ржавчина на стволах, 21 машина была без фар и без того потом. Так, кроме дооснащения траками большинство Т-60 потребовала доукомплектования и ремонта. Началась работа по комплектации оставшихся танков, но она иногда тормозилась по различным обстоятельствам.

В декабре удалось укомплектовать и послать в армии 25 танков, еще 11 в январе 1943 года, последние 44 Т-60 были сданы в феврале.

Последовательность источников показывает на то, что серийное производство Т-60 в Свердловске длилось до начала 1943 года, но, как мы видим, в действительности оно закончилось 5 июля 1942 года. Всего же завод №37 выстроил 1033 танка, по вине поставщиков став последним предприятием, закончившим сдачу «собственных» Т-60 в армии.

Танки лишними не бывают

Может показаться, что управление завода №37, сумев отстоять производство Т-60 на собственных мощностях, заботилось, в первую очередь, о числовых значениях замыслов по выпуску. На деле это не так. Непременно, Т-70 был лучше вооружен и более защищен. Однако, и Т-60 представляли собой достаточно грозные боевые единицы.

Выпущенные в Свердловске танки, подобно Т-60 завода №264, были совсем не лишними, сыграв собственную роль в сражениях ВОВ.

Т-60, подбитый на протяжении Синявинской операции

Свердловские Т-60 сначала мало отличались от автомобилей вторых фабрик. Значительно несложнее выяснить эти автомобили с мая 1942 года, потому, что они взяли характерные башни со «скошенным» лбом. Эти танки возможно встретить на фотографиях полей сражений под Воронежем, попадаются они и на вторых фронтах.

Громаднейшая же концентрация Т-60 выпуска завода №37 была на Ленинградском и Волховском фронтах. В первый раз танки данного типа активно использовались частями Волховского фронта на протяжении Синявинской операции. Один из этих Т-60, погибших в осеннюю пору 1942 года, возродился Сейчас. Сейчас данный танк находится в Музее техники Вадима Задорожного.

Характерные «свердловские» башни часто попадаются на местах сражений под Ленинградом.

Один из танков 61-й танковой бригады, январь 1943 года

Были эти танки и в самом Ленинграде. Те самые автомобили, каковые дособирали в Свердловске в осеннюю пору 1942 года, доставили по Ладожскому озеру в осажденный город. Такие Т-60 взяла, а также, 61-я танковая бригада. Всего в ее составе пребывало 65 Т-60, все выпуска завода №37. 61-я танковая бригада отличилась на протяжении операции «Искра», начавшейся 12 января 1943 года.

Особенную известность взял эпизод, в то время, когда 18 января танк командира роты 549 ОТБ лейтенанта Дмитрия Ивановича Осатюка и механика-водителя старшины Иван Михайловича Макаренкова вступил в неравный бой с германскими танками. В роли оппонентов выступили Pz.Kpfw.III из состава 1-й роты 502-го тяжелого танкового батальона. Маневрируя, танк Осатюка заманил германские танки под пламя советской артиллерии, в итоге два вражеских танка были подбиты.

За данный бой Осатюк и Макаренков взяли звания Храбрецов СССР.

Скоро 61-я танковая бригада стала 30-й гвардейской. Беспрецедентный случай – гвардейская танковая бригада имела на вооружении всего один Т-34, остальными ее танками были легкие Т-60 и Т-70.

Танки 30-й гвардейской танковой бригады в битвах лета 1943 года

В битвах за Ленинград свердловские Т-60 задержались на долгое время. В последний раз они ходили в бой летом 1944 года, сражаясь против финнов. Это лишнее подтверждение того, что Зухер был полностью прав, вынудив НКТП укомплектовать и сдать партию малых танков в Свердловске.

На протяжении войны лишних танков не бывает.

Источники:

  • Материалы ЦАМО РФ
  • Материалы РГАЭ
  • Материалы РГАСПИ
  • Материалы РГАКФД
  • Фоторахив автора

Техника Победы: Танк Т60.

Темы которые будут Вам интересны: