Су-152. советский «зверобой»

Су-152. советский «зверобой»

На протяжении советско-финской войны 1939–1940 годов Красная армия на Карельском перешейке натолкнулась на замечательный рубеж обороны — линию Маннергейма. В том месте советских бойцов ожидал неприятный сюрприз — цементные доты, уничтожить каковые возможно было лишь огнём артиллерии громадного калибра.

Доставка тяжёлых и громоздких орудий к месту сражений — задача не из лёгких. Одно из лучших её ответов — в то время, когда орудие прибывает на огневую позицию своим ходом. В этот самый момент военное руководство отыскало в памяти, что с 1931 года в СССР неспешно велись работы по созданию крупнокалиберных самоходных артиллерийских орудий.

С темы стряхнули пыль, и два ленинградских завода — имени Кирова и № 185 — приступили к делу. К весне 1940 года были спроектированы и выстроены экспериментальные САУ СУ-14-2, Т-100Y (СУ-100Y) и семь дней-2, что хоть и именовался танком, но был скорее самоходкой с вращающейся башней. В советско-финской войне СУ-100Y опробовать опоздали, но работы над «истребителями дотов» продолжили.

С началом ВОВ центр разработки вынужденно переместился из Ленинграда в Свердловск и Челябинск.

От трёх стволов к одному

Тяжело было соблюсти требование к боекомплекту —

не меньше 20 выстрелов. Конструкторы решили эту проблему, разместив главную боеукладку по левому борту, а часть зарядов — под орудием. Добывать их было тяжело, но другого выхода не нашлось

В качестве базы для СУ-100Y употреблялся умелый танк Т-100, что не попал в серийное производство, проиграв конкурс тяжёлому КВ. Это поставило крест и на СУ-100Y — крупнокалиберные самоходки сейчас должны были применять в качестве базы шасси КВ.

В ноябре 1941 года на Кировском заводе в Челябинске (ЧКЗ) разрабатывались штурмовые танки КВ-7 — военные машины с неподвижной боевой рубкой и тремя орудиями. Проект был интересным, но с вызывающими большие сомнения боевыми качествами. В осеннюю пору 1942 года Основное артиллерийское управление Красной армии поручило ЧКЗ создать крупнокалиберную САУ, установив в корпус КВ-7 152-мм артиллерийскую совокупность МЛ-20.

Работы возглавил Лев Сергеевич Троянов. Он был самым умелым из отечественных конструкторов, занимавшихся самоходными артиллерийскими установками.

Корпус будущей САУ Троянов решил установить на шасси тяжёлого танка КВ-1С. проектная документация и Деревянный макет готовься в конце 1942 года. В первых числах Января 1943-го САУ предстояло продемонстрировать клиентам. Машина взяла обозначение КВ-14. Примечательно, что комиссии были представлены сходу два проекта.

Первый, автором которого был глава конструкторского бюро завода № 9 также Петров, был лучше проработан, но потребовал важной переделки корпуса КВ-7 и орудия. Второй проект, подготовленный Трояновым, хоть и был лишь частично доведён до рабочих чертежей, но потребовал намного меньших трансформаций при серийном производстве танков и орудий. На нём и остановился выбор принимающей стороны.

Убойная сила

Через день после показа Иосиф Сталин подписал распоряжение Госкомобороны: изготовить опытный образец новой САУ к 31 января 1943 года, другими словами менее чем за месяц. Кировский завод не только смог уложиться в столь твёрдые сроки — он закончил сборку на 7 дней раньше.

Опробования новой самоходки проходили с 1 по 5 февраля 1943 года. КВ-14 своим ходом отправилась на полигон в город Чебаркуль. Это было очень жёстким опробованием: САУ шла по шоссе через снежные заносы при температуре воздуха до −42 °С. В двигатель попала вода, он довольно часто глох.

В итоге 85 километров от Челябинска до Чебаркуля машина прошла за 13 часов.

Всего было выпущено 670 САУ СУ-152. Серийное производство завершилось в январе 1944-го

По окончании 234 выстрелов из орудия никаких недостатков ни в стволе, ни на установке найдено не было. Требуемые 3–4 выстрела в 60 секунд пушка продемонстрировать не смогла, но итог в 2,8 в 60 секунд также был хорошим. Отказов в работе мотора и трансмиссии кроме этого не было распознано.

Само собой разумеется, нашлись недочёты, каковые потребовали доработки, но уже 9 февраля 1943 года КВ-14 приняли на вооружение Красной армии.

Так у СССР показалась самоходная установка, аналогов которой не было в мире. Она сочетала в себе замечательное орудие, броневую защиту, сопоставимую с бронёй тяжёлого танка, и, что важно для военной машины, компактные размеры. Но основное: советские бронетанковые армии взяли универсальную САУ, талантливую решать самые различные задачи.

С конца апреля 1943 года машину нарекли СУ-152.

Дебют «зверобоя» состоялся на протяжении битвы на Курской дуге, в которой участвовали 24 автомобили этого типа. Из-за малого количества они не оказали значительного влияния на боевую обстановку, но оказалось, что из всей советской военной техники того времени лишь эта самоходка гарантированно уничтожала любой германский танк. Более того, для поражения вражеской техники 152-мм боеприпасу кроме того не обязательно было пробивать броню.

Самый показателен в этом замысле пример Храбреца СССР майора Санковского, машина которого в одном бою смогла стереть с лица земли 10 танков.

Об эффективности и качестве СУ-152 говорит и тот факт, что на вооружении советских бронетанковых сил она состояла до 1958 года.

ПТ-САУ VII уровня СУ-152 принимает участие в акции «70-летие Львова и освобождения Бреста».

  • При подготовке статьи употреблялись материалы из книги Ю. Пашолока «СУ-152 и другие САУ на базе КВ».

СУ-152(Зверобой)

Темы которые будут Вам интересны: