Стальной кулак первой чехословацкой республики

19 апреля 1933 года чехословацкая армия подписала соглашение с компанией CKD об изготовлении 50 лёгких танков P-II. Так закончилась 10-летняя эпопея создания в Чехословакии отечественного танка. Для собственного времени военная машина, принятая на вооружение 13 июля 1935 года как LT vz.34, была в полной мере современной.

Но спустя год у чехословацких военных появилась необходимость в более защищённом танке. Данной машине, LT vz.35, и предстояло стать базой чехословацких бронетанковых сил.

Skoda причиняет ответный удар

Обстоятельством активизации чехословацких армейских стало поведение управления соседней Германии. 30 января 1933 года рейхсканцлером в этом государстве стал Адольф Гитлер, к власти пришли фашисты. Предстоящие события развивались быстро.

Уже в феврале 1933 года Йозеф Геббельс, воображавший Германию на Женевской конференции по разоружению, разрешил понять, что дальше его страна сдерживать себя путами Версальского соглашения не будет. 23 октября 1933 года Германия вышла из состава рабочей группы, а уже следующим летом стало очевидным: её перевооружение началось.

Нежданно для себя ведущие европейские державы поняли, что к новой войне с Германией они попросту не готовы. Особенно это касалось танков, по которым больнее всего ударил разразившийся во второй половине 20-ых годов XX века всемирный кризис. Кризис, но, был и в головах армейских.

Продолжительный поиск совершенного танка во Франции привёл к тому, что к лету 1934 года из 40 танковых батальонов 37 было укомплектовано ветхими Renault FT.

Не лучше дело обстояло у британцев, базу танкового парка которых составляли Medium Tank Mk.I и Medium Tank Mk.II, принятые на вооружение ещё в середине 20-х годов. Против немцев островитяне имели возможность выставить в лучшем случае менее 200 танков устаревшей конструкции. У самих же немцев к тому времени разворачивалось производство лёгких танков La.S. (будущих Pz.Kpfw.I).

В Европе началась гонка оружий, которая купила чёткие очертания в 1935 году.

Стальной кулак первой чехословацкой республики

Лёгкий танк P-II-a в исходной конфигурации. Вместо пушки установлен макет

Чехословакия, восточный сосед Германии, уже летом 1934 года начала готовить ответные шаги. В августе тут был составлен доклад, что стал программным документом для постройки собственных танковых армий. В соответствии с ему, во время с 1934 по 1937 год армия рассчитывала получить от индустрии 279 лёгких и 42 средних танка.

Под это из бюджета выделялось 240 млн чехословацких крон.

В один момент были составлены спецификации на главные категории танков. К категории I относились танкетки, танк P-II был отнесён к категории II (лёгкие кавалерийские танки с бронёй 15 мм). Категория II-a обозначала лёгкие кавалерийские танки с лобовой бронёй 25 мм и бортовой 15 мм. Для сопровождения пехоты предназначались танки категории II-b, у них толщина брони должна была составлять 25 мм по периметру. Танки категорий II и II-а должны были иметь 37-мм пушку.

Наконец, к категории III относились средние танки, имевшие 47-мм броню и пушку толщиной 32 мм.

P-II-a в финальной конфигурации на опробованиях, июль 1937 года. На данной фотографии видно, как резко отличается ходовая часть танка от LT vz.34

В отличие от P-II, что компания CKD разрабатывала, фактически не имея конкуренции, за договор на танк категории II-a развернулась нешуточная борьба. Так как Skoda, потерпевшая поражение в прошлом раунде борьбы за государственный заказ со своим лёгким танком SU, жаждала реванша. На CKD, со своей стороны, отнеслись к конкурсу пара легкомысленно.

Результатом стартовавших в конце 1934 года работ инженеров CKD стал танк P-II-a. Опытный образец автомобили взял регистрационный номер P10.074. Данный танк в целом последовательности работ подвергается нападкам. Сводятся они к тому, что конструкторское бюро CKD якобы выкатило армейским легко тот же самый P-II, но с более толстой бронёй.

Это обвинение справедливо только частично. Да, снаружи эти автомобили очень сильно похожи, но сказать о том, что это практически одно да и то же, однако неверно.

Для начала, P-II-a был дольше предшественника на 10 см и на 14 см выше. По причине того, что его боевая масса выросла на тонну, было нужно серьёзно перерабатывать ходовую часть. Заново были спроектированы поддерживающие катки, ленивцы и ведущие колёса.

Танк взял более широкие траки.

Не меньше трансформаций было и в. В силовом отделении был установлен 4-цилиндровый двигатель Praga SV мощностью 114 л. с. Кроме этого на P-II-a показалась планетарная коробка передач Praga-Wilson. Благодаря всем новшествам скорость P-II-a выросла до 36 км/ч, что превышало изначальные требования к танку категории II-a.

Опытный образец Skoda S-II на протяжении опробований в Миловице

Skoda кроме этого не планировала изобретать велосипед и начала развивать уже имевшуюся конструкцию Skoda S-II (SU). Но, вышедший летом 1935 года на опробования танк Skoda S-II-a (регистрационный номер C-80509, позднее 13620) унаследовал от предшественника лишь неспециализированную компоновку. Последовательно совершенствуя исходную конструкцию, инженеры Skoda создали совсем другую машину.

Её боевая масса выросла до 10,5 т, а протяженность увеличилась до 4900 мм.

От предшественника новый танк унаследовал и двигатель Skoda T-11, и коробку передач, но наряду с этим его скорость выросла до 34 км/ч. В значительной мере это случилось благодаря более успешной ходовой части. Важной переделке подверглась подвеска, количество опорных катков в которой выросло до 9 на борт, а ленивцы и ведущие колёса взяли характерные для танков Skoda ограничители, мешавшие сбросу гусениц.

Заметно шире стали и траки.

Подвеска Skoda S-II была одной из сильных сторон данной автомобили

Ещё больше танк отличался от предшественника башней и вооружением. Как и потребовали чехословацкие армейские, машина взяла 37-мм пушку Skoda A3 и два пулемёта ZB vz.35. Установка пушки и спаренного пулемёта повторяла ту, что употреблялась на LT vz.34.

Весьма похожей была и сама башня.

По результатам первого этапа опробований, проходивших летом 1935 года на полигоне в Миловице, Skoda S-II-a была признана победителем. CKD подала на это решение протест, и это до сих пор даёт пищу приверженцам теории заговора, гласящей, что чехословацкие армейские якобы вступили с компанией Skoda в сговор. Но будем реалистами: S-II-a был очевидно лучше, чем P-II-a.

Среди другого, это справедливо и в отношении удобства работы экипажа. На танках CKD, к примеру, экипаж забирался вовнутрь автомобили, и покидал её через башню. А у автомобилей Skoda люки в отделении управления имелись сначала.

Не смотря на то, что у S-II-a их количество сократилось до одного, направляться не забывать, что при наличии четырёх посадочных мест в танка его экипаж насчитывал всего три человека.

Принятие S-II-a на вооружение чехословацкой армии называющиеся LT vz.35, состоявшееся 30 октября 1935 года, было логичным и верным ответом. Что же касается P-II-a, то эта машина поменяла регистрационный номер на 19.003 и во второй половине 30-ых годов XX века испытывалась в Миловице. По окончании опробований танк был возвращён CKD.

Воины неудачи

На фоне острой борьбы в конкурсе на лучший танк для кавалерии пара затерялась машина, предназначенная для оружия чехословацкой пехоты. В это же время никто её разработку не отменял. Пехота всё ещё ожидала танк с бронированием 25 мм по периметру, что делало бы его неуязвимым для огня крупнокалиберных пулемётов. Эта машина должна была стать необычным ответом на Renault NC — ответом, что запоздал лет на пять.

Ко второй половине 30-х годов мощность противотанковых пушек усилилась, что вынудило тех же французов утолщать броню на собственных перспективных танках.

Единственное известное на данный момент изображение Skoda S-II-b

Победа в конкурсе по кавалерийскому танку, наверное, пара расслабила сотрудников компании Skoda. По-второму не растолковать тот факт, что отправленный в январе 1936 года на опробования опытный образец S-II-b (серийный номер 13.637) полностью повторял собой S-II-a. Отличие была только в том, что толщину брони его кормы и бортов конструкторы увеличили до 25 мм.

Конечно, без последствий это остаться не имело возможности. Боевая масса танка выросла и, по различным источникам, составляла от 12,8 до 13,1 т. По данной причине было нужно усиливать его подвеску. Позднее, в июле 1936 года, к опробованиям присоединился второй прототип с серийным номером 13.638.

Оба танка не разгонялись стремительнее 26 км/ч, что вряд ли обрадовало армейских.

Опробования пехотного танка P-II-b, Миловице, финиш 1936 года

Соперники из CKD над собственной версией пехотного танка поработали куда более ответственно. В последних числах Мая 1936 года в Миловице прибыл опытный образец P-II-b, взявший серийный номер 13.636. Не обращая внимания на внешнюю схожесть с P-II-a, данный танк очень сильно отличался от предшественника.

Протяженность его корпуса увеличилась до 4,95 м. Это потребовалось чтобы установить двигатель Praga SH I6, развивавший мощность 105 л. с. Сам корпус наряду с этим значительно изменился, в особенности это относится района моторного отделения.

Заметно изменилась и ходовая часть. В случае если сравнивать с P-II-a, прошлыми тут появлялись лишь ленивцы. Для защиты от вражеского огня элементы подвески были прикрыты экранами. В один момент кожухами обзавелись и воздухозаборники. Вместо командирской башенки показался выступ во всю ширину башни, да и в целом конструкция башни очень сильно изменилась.

Ещё одним новшеством стал особый штырь перед смотровым прибором механика-водителя, делавший роль прицела при стрельбе из курсового пулемёта.

Прекрасно заметно, как очень сильно танк отличается от прошлых разработок CKD

Сравнительные опробования продемонстрировали, что разработка CKD очевидно превосходит машину соперников. Кроме всего другого, P-II-b был стремительнее, разгоняясь до тридцати километров/ч. Но, победителя в этом конкурсе не выяснилось.

Чехословацкие армейские разочаровались в идее лёгкого пехотного танка и решили сосредоточиться на среднем танке.

Так началась работа над средним танком SP-II-b, что CKD и Skoda разрабатывали совместно. Позднее эти работы стали причиной созданию среднего танка V-8-H, принятого на вооружение как ST vz.39. Что же касается P-II-a, то его передали в Вишков, где весной 1939 года он стал добычей немцев.

Для CKD работы над ним не остались без следа: отдельные его элементы позднее употреблялись на средних танках, а характерная командирская башенка перекочевала на Pz.Kpfw.38(t) n.A.

В вихре громадной политики

Принятие LT vz.35 на вооружение не означало, что CKD окажется за бортом. Дело в том, что армейские выбрали танк компании Skoda ещё до завершения сравнительных опробований. Как мы не забываем, это стало причиной обвинениям со стороны CKD в подтасовке результатов.

Дело получило достаточно важный оборот, и для ответа конфликта было решено поделить заказ поровну между обоими соперниками. Устроенный CKD скандал в действительности был не более чем инсценировкой: два производителя к тому моменту за спиной армейских уже обо всём договорились. Но, это не помешало CKD при каждом эргономичном случае ставить «заклятому приятелю» подножку.

Танк 13.666, первый серийный пример LT vz.35

Начальный заказ предусматривал выпуск 160 танков для оснащения ими танковых батальонов четырёх кавалерийских бригад. 12 мая 1936 года заказ был увеличен на 35 танков, а спустя месяц к ним добавились ещё 106 автомобилей. В качестве даты начала поставок значилось 30 сентября 1936 года, последние автомобили армейские собирались получить 30 июля 1937 года.

Как и при с LT vz.34, главным поставщиком корпусов был завод POLDI Hutte из города Кладно.

Что касается денежной стороны вопроса, то тут всё обстояло весьма интересно. За один танк компания Skoda просила 783 550 чехословацких крон. Это было приблизительно в полтора раза больше чем, к примеру, цена германского Pz.Kpfw.II.

Но, тут уместнее будет сравнение с более родным аналогом — Vickers Mk.E, что обходился существенно дороже.

Как раз сочетание очень удачной цены с хорошими чертями автомобили стало обстоятельством предстоящих экспортных удач чехословацких танков. А Vickers Mk.E сейчас неспешно терял привлекательность, потому, что неизбежно устаревал.

Данный же танк справа

Но летом 1936 года чехословацким производителям было ещё не до экспортных поставок. И Skoda, и CKD с трудом налаживали производство LT vz.35. Стало известно, что в технологическом замысле конструкция танка была сложной и недоработанной.

Чтобы привести техпроцессы в норму, было нужно израсходовать куда больше времени, чем предполагалось. В итоге первые 15 серийных LT vz.35 Skoda смогла отгрузить лишь 21 декабря 1936 года.

Все они отправились для оснащения 1-го танкового полка, дислоцированного в Миловице, где начались войсковые опробования. С января по март 1937 года один из танков прошёл около 4000 километров без особенных неприятностей. Что же касается CKD, то первые собственные 10 танков завод сдал 13 февраля 1937 года.

Автомобили ушли во 2-й танковый полк в Пршаславице.

Он же слева

Пара другая картина сложилась по окончании начала ресурсных опробований танков валовой серии. С апреля по сентябрь 1937 года в Миловице испытывались два танка (номера 13.683 и 13.696), произведённых Skoda, и один (13.721), выстроенный CKD. Любой из танков прошёл по 5–7 тысяч километров, и итоги опробований были отнюдь не радужными.

Всплывали как недочёты конструкции, так и откровенный заводской брак.

Приблизительно в то же самое время стали массово поступать рекламации из армии. Дело приняло такой серьёзный оборот, что заказ на 103 танка третьей серии было решено приостановить. Совсем Минобороны Чехословакии одобрило сделку лишь 7 ноября 1937 года. Но это не помешало CKD сдать последний танк до конца 1937 года.

Что же касается Skoda, то последний танк данной компании покинул завод в Пльзени 8 апреля 1938 года.

Оба производителя выпустили по 149 LT vz.35. Главная масса автомобилей (197 штук) отравилась в 1-й танковый полк, ещё 49 пошли на вооружение 2-го танкового полка, а оставшиеся 52 танка попали в 3-й танковый полк (Мартин, Словакия). Производители делали обязательства по ремонту танков, неспешно недостатки устранялись, и доверие к LT vz.35 возвратилось.

По ходу эксплуатации пулемёты ZB vz.35 были заменены на более идеальные ZB vz.37. Что же касается замыслов по предстоящему насыщению армий LT vz.35, то о них сейчас кроме того не вспоминали.

LT vz.35 из состава 3-го танкового полка, учения осени 1938 года. Маневры проходили в условиях резкого ухудшения взаимоотношений с Германией. Позднее данный танк попал в состав словацкой армии

Разочаровавшись в работе над совместным проектом, компания CKD сосредоточилась на танках собственной разработки, а Skoda начала искать зарубежных клиентов. И таковые нашлись уже во второй половине 30-ых годов двадцатого века. К танку начала присматриваться Румыния, заказавшая в итоге 126 автомобилей.

Действительно, из-за обнаружившихся неприятностей с качеством было решено мало повременить с заказом. По данной причине запуск производства S-II-aR сместился ближе к осени 1938 года.

Сейчас чехословацкая армия совершила срочную мобилизацию, связанную с резким ухудшением взаимоотношений с Германией. Часть румынского заказа была реквизирована. Но применять танки по назначению не пригодилось: в следствии Мюнхенского сговора 29 сентября 1938 года Чехословакия вынуждена была уступить Судетскую область Германии. Подсуетилась и Польша, занявшая Тешинскую область.

На фоне этих событий чехословацкая армия утратила интерес к предстоящим закупкам.

Выполнение румынского договора продолжилось, и клиент взял последние танки, взявшие индекс R-2, 22 февраля 1939 года. Приблизительно добрая половина изготовленных автомобилей относилось к модификации R-2c. Полностью аналогичные простым R-2, эти танки отличались применением при изготовлении цементированной брони.

Снаружи отличить их возможно по форме кормового страницы башни.

R-2c, вариант танка по румынскому заказу, изготовленный из цементированной брони

Заинтересовались чехословацким танком и в других государствах. В сентябре 1938 года начались переговоры между Skoda и британской компанией Alvis Straussler о лицензионном производстве танка. В соответствии с изучениям чешского историка Владимира Францева, обращение шла о выпуске 100 танков на заводе Skoda и ещё 100 автомобилей — по лицензии. С учётом того, как печальной была обстановка с британским танкостроением в тот период, подобные замыслы вовсе не выглядят сумасшествием.

Переговоры, но, закончились в апреле 1939 года без результатов.

не меньше увлекательная обстановка сложилась с опробованиями LT vz.35 в СССР. СССР в то время был союзником Чехословакии. Ещё 16 мая 1935 года было подписано соглашение между государствами о взаимопомощи в военной сфере.

Одним из практических результатов этого соглашения стало производство на заводе Avia бомбардировщика B-71, лицензионного советского СБ.

СССР, со своей стороны, полностью приобретал данные о новых примерах чехословацкой военной техники. В итоге в осеннюю пору 1938 года на полигоне НИИ бронетанковой техники (НИИБТ Полигоне) в Кубинке состоялись опробования опытного образца S-II-a и одной серийной автомобили с номером 13.903. Танки взяли достаточно высокую оценку со стороны советских экспертов, очень заинтересовала их подвеска.

LT vz.35 13.903 на полигоне НИИБТ, сентябрь 1938 года

Советская сторона внесла предложение купить танки, прибывшие на опробования. И тут Skoda была жертвой недоверия и жадности. У управления завода появилось подозрение, что СССР будет создавать копии S-II-a, и оно потребовало приобрести лицензию.

Последовал отказ, по окончании чего автомобили возвратились в Чехословакию.

Справедливости для необходимо заметить, что о производстве S-II-a в СССР не могло быть и речи. Машина интересовала инженеров только как пример чехословацких разработок. Советских экспертов заинтересовала подвеска, которая была скопирована и испытана на Т-26.

Её же планировалось применять и на первом проектном варианте танка сопровождения пехоты СП-126, но в итоге от данной идеи отказались в пользу торсионной подвески.

Что же касается S-II-a, проходивших опробования в СССР, по окончании возвращения в Чехословакию 15 марта 1939 года они были использованы в приграничном бою на протяжении оккупации Венгрией Закарпатской Украины. Танк 13909 был подбит и захвачен венграми (у них он взял регистрационный номер 1H-407), а умелый S-II-a был интернирован в Румынии, по окончании чего возвратился на завод Skoda. Некое время танк простоял на трофейной выставке в Вене.

В декабре 1942 года за 35 тысяч рейхсмарок его реализовали закупочной рабочей группе ваффен СС. Примечательно, что в то время Skoda именно пребывала под крылом СС. Оказалось, что одни СС-овцы реализовали танк за полцены вторым СС-овцам.

Лёгкий танк T-11 из состава болгарской армии. Машина относится к партии из 10 танков, изначально выстроенных по афганскому заказу

Совершенствование конструкции S-II-a продолжилось и по окончании полной оккупации Чехии Германией 15 марта 1939 года. Ещё 26 мая 1938 года Skoda поменяла обозначение танка на T-11 (где 11 означало боевую массу). Но, в один момент некое время действовали и ветхие обозначения.

9 марта на заводе показалась польская делегация, которая интересовалась всеми типами танков Skoda. Но предстоящего развития данный интерес не взял.

А вот по заказу Афганистана было произведено 10 танков T-11, оснащённых более идеальными 37-мм пушками Skoda A-7. Танки были выстроены, но в Азию так и не попали, появлявшись в Германии. Позднее эти автомобили, взявшие заводское обозначение S-II-aB, были реализованы в Болгарию.

S-II-aJ в исходной конфигурации

Ещё одной страной, заинтересовавшейся чехословацким танком, стала Югославия. Проект, взявший обозначение S-II-aJ, подразумевал изготовление танка пара поменянной конструкции. Для начала его предполагалось оснастить дизельным двигателем. Кроме этого, достаточно очень сильно изменялась конструкция башни, а вместе с ней — и оружие.

Танк взял переделанную командирскую башенку, а вместо 37-мм пушки A-3 на нём употреблялась более замечательная 47-мм пушка A-9.

Таким S-II-aJ, он же Skoda T-12, был изготовлен в металле

Выстроенная в начале 1939 года машина год спустя была показана югославской делегации. В соответствии с изучениям Юрия Тинтеры, машина вправду взяла дизельный двигатель. Что случилось дальше, в точности не известно. Но одно возможно утверждать точно: интерес к танку югославская армия утратила.

Нельзя исключать, что одной из обстоятельств отказа и стал тот самый дизельный двигатель.

Танк был переделан. Вместо дизельного двигателя он взял модернизированный мотор Skoda T-11/2 мощностью 135 л. с. Как раз в таком виде с 7 по 9 мая 1940 года танк испытывался венгерскими армейскими. Но, к тому моменту у венгров уже был один лёгкий танк — Landsverk L-60, что они в модифицированном виде приняли на вооружение как 38M Toldi I. А сделка по танку компании Skoda, взявшему обозначение T-12, не состоялась.

Skoda T-13M, самый защищённый варианта S-II-a. Он показался через чур поздно, дабы им заинтересовались потенциальные клиенты

Ещё одной тупиковой ветвью развития S-II-a стал лёгкий танк T-13. Изначально он разрабатывался как R-2a. Это был практически всё тот же S-II-a, но по своим чертям он больше соответствовал пехотному танку S-II-b. Толщина его брони выросла до 30 мм в лобовой части и до 25 мм по бортам, а вместо пушки A-3 в башне была установлена более идеальная A-7.

Из-за выросшей до 12,6 т боевой массы на машину был установлен более замечательный двигатель Skoda T-11/2. Но, помог он не очень сильно: большая скорость составила всего 32 км/ч. Опробования, длившиеся до 1941 года, не принесли хороших результатов.

Проект лёгкого танка Skoda T-14, последняя машина из семейства S-II-a. До изготовления её в металле дело не дошло

Последним танком семейства S-II-a стал Skoda T-14. Эта машина создавалась в расчёте на нового клиента — Германию. Воображала она собой предстоящее развитие конструкции Skoda T-12. Танк взял переработанную командирскую башенку и более замечательную 47-мм пушку A-11.

Незначительно была переработана и конструкция моторного отделения, заодно переделке подверглась ходовая часть. Но, особенного интереса данный танк у потенциального клиента не позвал.

К 1941 году концепция S-II-a совсем устарела, требовались уже не косметические улучшения, а глубокая модернизация. Это осознавали и сотрудники Skoda. В последних числах Декабря 1940 года ими был создан эскизный проект лёгкого танка T-15.

Что же касается T-14, то он не смог продвинуться дальше чертёжной доски.

Не обращая внимания на все неприятности в эксплуатации, LT vz.35 никак нельзя назвать нехорошим танком. В составе германской армии он провоевал больше двух лет, а в Болгарии эти автомобили состояли на вооружении до начала 50-х годов. На момент запуска в серию детище Skoda было одним из лучших в мире лёгких танков.

К несчастью для Чехословакии, кроме того эти автомобили не смогли обезопасисть страну от Германии. Политики частенько бывают значительно ужаснее танков.

Создатель высказывает признательность Юрию Тинтере (Jiri Tintera) и Франтишеку Роцкоту (Frantisek Rozkot), Чехия, за помощь в подготовке материала.

литература и Источники:

  • Материалы РГВА.
  • Skoda LT vz.35, V. Francev, C. Kliment, MBI, 1995.
  • Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 1, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2013.
  • http://ftr.wot-news.com.
  • Материалы из фотоархива автора.
  • Материалы из архива Юрия Тинтеры.

Разведопрос: Егор Яковлев о последствиях восстания чехословацкого корпуса

Темы которые будут Вам интересны: