Стальное наследство третьего рейха

Промышленность Чехословакии по окончании окончания Второй мировой взяла, благодаря германским заказам, массу передовых армейских разработок. Но этим «наследие» Фашисткой германии для неё не ограничивалось. На территории страны выяснилось много бронетанковой техники, ранее принадлежавшей немцам. Не смотря на то, что чехословацкая армия отдавала предпочтение танкам и САУ, взятым из СССР, отказываться от бессчётной германской техники никто не планировал.

В следствии в первые послевоенные годы парк танков и САУ чехословацкой армии был очень разнообразным. Он включал отечественные LT vz.35 и LT vz.38 ещё довоенной разработки, доставшиеся от британцев крейсерские танки Cromwell и танки-истребители Challenger, советские Т-34–85 и ИС-2, и изрядное количество германских боевых автомобилей — среди них и САУ StuG 40.

Собранные по полям

С 1943 года производство германской бронетанковой техники неспешно перемещало выговор с танков на истребители танков, большая часть которых применяла уже имеющуюся базу. Уйдя на «покой», танк Pz.Kpfw.III уступил место САУ StuG 40. В случае если за целый 1942 год было выпущено всего 792 самоходных установки этого типа, то за март 1943 года немцы выпустили 435 штук, а за август – 587!

В итоге StuG 40 был самым массовым типом бронетанковой техники Германии периода Второй мировой.

Стальное наследство третьего рейха

Нет ничего необычного в том, что в конце войны на территории Чехословакии выяснилось пара сотен таких самоходных установок. Но, многие из них годились только на запчасти. Большинство пребывавших в Чехословакии StuG 40 относилось к самой массовой модификации Ausf.G. Таких САУ было выпущено более 8500 штук.

По большей части это были автомобили, имевшие орудийную маску литой конструкции, за характерную форму названную «свиное рыло», или «маска-горшок». На фотографиях, но, попадаются и более ранние автомобили, выпущенные до лета 1944 года и имевшие орудийную маску ветхой, сварной конструкции.

По окончании битв на территории Чехословакии оставалось пара сотен германских САУ. Попадались и совсем «древние» автомобили, наподобие этого StuG III Ausf.B, подбитого в Праге

Нужно заявить, что сначала на всё это «наследство» чехословацкие армейские особенного внимания не обращали. Обстановка поменялась лишь к концу 1945 года, в то время, когда кинутые и подбитые германские самоходки начали свозить на специальные ремонтные базы, оставшиеся ещё от немцев. Пребывали эти базы в Пршелоуче (Prelouc), Дечине (Decin) и Яновицах (Vrchotovy Janovice).

Начало ремонтных работ затянулось, и первая самоходная установка покинула ремонтную базу в Пршелоуче лишь в сентябре 1946 года.

Отремонтированная StuG 40 взяла чехословацкое обозначение ShPTK 40/75N (штурмовое орудие 40 с 75-мм пушкой, германское). Для восстановленных САУ были взяты новые регистрационные номера – с 67 947 по 67 949. Во второй половине 40-ых годов двадцатого века предполагалось совершить капремонт ещё двадцати автомобилей.

Но в действительности к началу осени 1947 года было восстановлено две либо три ShPTK 40/75N (известны серийные номера автомобилей 71 860 и 71 861). Не обращая внимания на то что в то время к переделке подготавливалось около полусотни StuG 40, на этом работы по приведению в порядок бывших германских самоходок были временно приостановлены.

Один из переделанных StuG 40 Ausf.G в привычной роли… StuG 40 Ausf.G

Осторожность чехословацких армейских легко понять. Чехословакия была хоть и индустриальной страной, но просто так разбрасываться дефицитными ресурсами в разорённой войной Европе смысла не было. Отремонтированные автомобили послали в танковое училище, организованное в осеннюю пору 1947 года в Вишкове (Vyskov), что в 55 километрах от Брно. Одну из автомобилей подвергли изучению и испытаниям в присутствии рабочей группы Минобороны.

В следствии было решено ставить на ShPTK 40/75N механический привод сцепления коробки передач, отказавшись от гидравлического, заменить вентилятор в боевом отделении на более замечательный и, по возможности, применять орудийные маски литой конструкции. По окончании опробований переделанной по требованиям рабочей группы ShPTK 40/75N предстоящей модернизации был дан зеленый свет.

Задел – в дело!

Для начала под новые стандарты были переделаны уже поставленные в училище ShPTK 40/75N. Лишь затем в Пршелоуче приступили к переделке ожидавших капремонта StuG 40. В феврале 1948 года были отремонтированы пять самоходных установок, а всего за текущий год 1-я ремонтная база «откапиталила» 50 ShPTK 40/75N. Из них 5 было послано в танковое училище, 20 в 12-ю танковую бригаду, 20 в 11-ю танковую бригаду и 5 в 14-ю танковую бригаду. Отремонтированным автомобилям присвоили серийные номера от 67 511 до 67 563.

Большее, чем количество модернизированных автомобилей, число серийных номеров разъясняется тем, что ShPTK 40/75N 67 514, 67 538 и 67 540 выпустили уже во второй половине 40-ых годов XX века, причём две автомобили из их числа ушли в танковое училище, а одна – в 352-й самоходный артполк, дислоцировавшийся в Пльзене.

Ещё один SD 75/40N с германскими крестами. На машине виден регистрационный номер 67 533, сейчас она находится в музее в Банска-Быстрице (Словакия)

Во второй половине 40-ых годов XX века было решено поменять обозначение ShPTK 40/75N на SD 75/40N (Samohybne delo, другими словами самоходная установка). С учётом вышеперечисленных автомобилей, за 1949 год чехословацкая армия взяла 50 SD 75/40N, из них 5 отправились в танковое училище, а остальные – в 352-й самоходный артполк. Отремонтированные автомобили имели серийные номера 67 564–67 580 и 79 601–79 628, и 79 637 и 79 640. Последние девятнадцать SD 75/40N были сданы в первой половине 50-ых годов двадцатого века, все они отправились в 352-й самоходный артполк.

Их серийные номера пребывали в диапазоне между 79 628 и 79 650. Так, неспециализированный количество прошедших модернизацию StuG 40 составил 124 автомобили.

Поступившие на вооружение чехословацкой армии германские самоходные установки, в отличие от Pz.Kpfw.IV, снаружи мало чем отличались от исходной конфигурации. Кроме того их светотехника осталась прошлой, потому, что фары Notek выпускались по окончании войны в Чехословакии. Отдельные автомобили имели дополнительные коробки ЗИП, но их установка не была массовым явлением. Значительным отличием чехословацких автомобилей было то, что на них не монтировались крепления и бортовые экраны для них.

Но, без экранов была и часть германских StuG 40.

76-мм пушка Skoda A 19, которая предполагалась как замена 7.5 cm StuK 40

Был момент, в то время, когда чехословацкие StuG 40 имели возможность взять заметное отличие от исходной автомобили. Во второй половине 40-ых годов XX века компания Skoda начала разработку противотанковой пушки A 19 калибра 76 мм. Она должна была заменить пребывавшие на вооружении чехословацкой армии советскую дивизионную пушку ЗИС-3 и германскую противотанковую пушку Pak 40.

Во второй половине 40-ых годов XX века было произведено два умелых примера орудия, отличавшихся друг от друга тем, что у первого орудия был электроспуск, а у второго – механический.

На дистанции в километр бронебойный боеприпас A 19, имевший начальную скорость 915 м/с, пробивал установленный под углом 30 градусов 100-мм лист брони. Характеристики в полной мере хорошие, да и само орудие оказалось очень компактным, не смотря на то, что его ствол однако был заметно дольше, чем у Pak 40 и StuK 40. 13–14 декабря 1949 года артиллерийский комитет чехословацких армии разглядывал вопрос разработки особой версии A 19 для установки её в SD 75/40N.

Реконструкция вероятного внешнего вида SD 75/40N с 76-мм пушкой Skoda A 19

От проекта перевооружения однако отказались, а скоро в небытие ушла и сама A 19. Вместо неё чехословацкие конструкторы сконцентрировались на более замечательной 100-мм пушке A 20, принятой на вооружение как 100 mm kanon vz.53.

8 июня 1951 года была предпринята ещё одна попытка перевооружить германскую самоходную установку. VTU (Vojenske techniky ustav), Военно-технический университет в Праге, кроме этого создавший танк TVP, внес предложение установить в SD 75/40N 85-мм танковую пушку обр.1944 года (ЗИС-С-53), которую устанавливали на Т–34–85. Резон в таком предложении был, потому, что шла подготовка к серийному выпуску Т–34–85 в Чехословакии.

Но, и это предложение кроме этого осталось нереализованным.

Vz.40 75 mm ShPTK N-IV на съёмках фильма «Песня о сизом голубе»

Стоит также подчернуть, что, кроме StuG 40, капремонт в Чехословакии прошла ещё одна германская самоходная установка. На протяжении подготовки к модернизации танка Pz.Kpfw.IV под чехословацкие стандарты на заводе CKD обнаружилась САУ StuG IV. 24 июня 1948 года эту машину с обозначением и 67 488 серийным номером vz.40 75 mm ShPTK N-IV послали в танковое училище. Прослужила она довольно продолжительное время а также поучаствовала в съёмках фильма «Песня о сизом голубе», вышедшем на экраны в первой половине 60-ых годов XX века.

Позднее машину планировалось покинуть в качестве музейного экспоната, но, увы, собственную жизнь она закончила на свалке.

В третьи руки

К началу 1951 года большая часть SD 75/40N (108 автомобилей) свели в 351-й и 352-й самоходные артиллерийские полки. Оставшиеся самоходные установки послали в Мартин, где пребывала база хранения, а после этого было организовано главное танкосборочное предприятие Чехословакии. Позднее полки начали переформировывать в самоходные артиллерийские батареи.

Машина, употреблявшаяся как тягач и в качестве учебной, 1972 год

Работа в чехословацкой армии у SD 75/40N была недолгой. В конце 1953 года начался выпуск SD-100 (чехословацкой версии СУ-100), имевшей значительно более замечательную пушку. Затем SD 75/40N стали неспешно выводиться из состава частей и переводиться на склад в Жилину. Процесс данный завершился к марту 1955 года.

Затем SD 75/40N в чехословацкой армии употреблялись разве что как учебные автомобили и для съёмок фильмов про войну.

Непродолжительная история работы SD 75/40N может навести на идея, что чехословацкие армейские допустили неточность, взявшись за модернизацию трофеев. Но эта идея ошибочна. В условиях, в то время, когда работы над проектом собственного танка TVP затянулись, модернизация трофеев была самой здравой идеей. Работы по самоходным установкам на базе TVP, проводившиеся в 1948–49 годам, так и не вышли за рамки бумажных проектов.

В отличие от них, SD 75/40N была стремительным и недорогим ответом, которое разрешило направить в армии свыше сотни САУ.

На этом рассказ о чехословацком StuG 40 возможно было бы завершить. Но его история имела продолжение. 21 марта 1953 года на должность президента Чехословакии пришёл Антонин Запотоцкий. При нём Чехословакия возобновила поставки оружия в другие страны.

И на этот раз их количество был громадным, чем экспорт самолётов в конце 40-х годов. 21 сентября 1955 года между Египтом и Чехословакией была достигнута договоренность о поставках многих военной техники и образцов вооружения. Время от времени возможно услышать, что на деле в Египет пошло только советское оружие, и соглашение являлось только прикрытием, но это не совсем правильно. Поставленные танки были кроме того в случае если и производства СССР, то со складов чехословацкой армии.

По большей части же обращение шла как раз о чехословацкой бронетанковой технике.

Колонна SD 75/40N на параде в Дамаске

За Египтом в марте 1956 года соглашение о поставке бронетанковой техники с Чехословакией заключила Сирия. Среди поставляемой техники были и 60 SD 75/40N. Так, чехословацкие армейские убивали сходу двух зайцев. С одной стороны, они приобретали деньги, а с другой – избавлялись от устаревших автомобилей, каковые всё равняется планировалось отправлять на склады, а оттуда, спустя время, на свалку.

Первые поставки количеством в двадцать SD 75/40N планировалось осуществить весной 1956 года, следующая партия должна была отправиться на Ближний Восток в августе, а последняя – к Январю.

Настоящие размеры поставок были скромнее, причём цифры разнятся. В соответствии с одним данным, в Сирию ушло всего 12 автомобилей. Наряду с этим, но, из вторых источников известно о как минимум 20 SD 75/40N, каковые в том направлении отправились. А в январе 1957 года на протяжении реструкуризации из сирийских 9-го и 10-го самоходных артиллерийских полков было изъято 28 таких автомобилей.

Наконец, в соответствии с изучениям известного чешского историка Владимира Францева, неспециализированный количество поставленных в Сирию SD 75/40N составил 32 автомобили.

Сирийские самоходчики на фоне немецко-чешских самоходных установок

Поступившие на вооружение сирийской армии автомобили подверглись некоторым переделкам. В первую очередь, сирийцы установили с левой стороны рубки массивную турель, прикрытую броневым щитком. В том направлении поставили итальянские авиационные пулемёты Breda SAFAT калибра 12,7 мм.

Турель с установленным на ней пулемётом Breda SAFAT. Обратите внимание – на машине сохранился циммерит, соответственно, данный StuG 40 выпущен не позднее сентября 1944 года

Единственным случаем боевого применения сирийских SD 75/40N стала Шестидневная война 1967 года. Начавшийся весной 1967 года со столкновений на границах Израиля с Сирией и Египтом конфликт к лету перерос в полномасштабную войну. Удар израильских ВВС по Сирии и авиабазам Египта, состоявшийся 5 июня 1967 года, стёр с лица земли практически всю авиацию соперника.

Взяв полное господство в воздухе, Израильская армия срочно начала наступательную операцию.

На север, по Сирии, ударила группировка израильских армий под руководством генерала Давида Элазара. 9–10 июня его армии штурмовали Голанские высоты. Как раз тут сирийцы и применили собственные SD 75/40N, где им противостояли израильские M50, M51 и AMX 13. Кроме этого у сирийцев было пара германских истребителей танков Jagdpanzer IV. Источник их поступления малоизвестен. Но известен итог: на Голанах до сих пор ржавеют остатки подбитых сирийских самоходных установок.

Пара автомобилей было захвачено в исправном состоянии. Одна из трофейных САУ SD 75/40N на данный момент находится в танковом музее «Яд ха-Шарион», что в Латруне.

Создатель высказывает признательность Юрию Тинтере (Jiri Tintera) и Франтишеку Роцкоту (Frantisek Rozkot), Чехия, за помощь в подготовке материала

литература и Источники:

  • VHU Praha (Vojensky historicky archiv)
  • Dubanek, M — Od bodaku po tryskace. Nedokoncene ceskoslovenske zbrojni projekty 1945–1955, Praha, Mlada fronta 2011
  • http://forum.valka.cz
  • http://ftr.wot-news.com
  • Фотоархив автора

Юрий Пашолок
/
Прототипы для оккупантов
Проекты и умелые военные машины чешской компании Skoda в 1939–1943 годах (SET, T15, T23, T-25, Voss I, Voss II и другие)

  • ВМВ
  • танки
  • Чехословакия

Юрий Пашолок
/
Ненужный разведчик
Германский легкий разведывательный танк c чехословацкими корнями Pz.Kpfw.38 (t) n.A.

  • ВМВ
  • танки
  • Германия

Третий рейх | Последние дни — Леонид Млечин

Темы которые будут Вам интересны: