Стальная саранча

Благодаря стараниям Джона Уолтера Кристи в предвоенные годы США были ведущим страной в области разработки авиадесантных танков. Действительно, с значительной оговоркой: ни одной таковой автомобили до войны американцы на вооружение так и не приняли. Но опыты Кристи стали причиной созданию успешной неспециализированной концепции.

От идеи танка со съёмными крыльями американцы скоро отказались в пользу лёгкой автомобили, которая должна была подвешиваться под фюзеляж тяжёлого бомбардировщика либо транспортного самолёта. Эта схема и легла в базу лёгкого танка Light Tank M22?.

Последний шанс для Кристи

По окончании относительного успеха в Англии у Кристи показались средства для предстоящего развития собственного авиадесантного танка. Машина была перестроена в танк M1938, что, но, также особенного успеха у американских военных не имел. К тому моменту Кристи, испытывавший громадные денежные трудности, реализовал компанию United States Convertible Systems Inc.

Уильяму Бигли (William J. Bigley).

Обстановка изменилась в начале 1941 года. Британцы, каковые планировали массовые закупки американских танков, показали заинтересованность и в авиадесантном танке. Очевидно, американские армейские тут же отыскали в памяти о Кристи и его чудо-автомобилях.

В последних числах Апреля 1941 года на Абердинском полигоне состоялись опробования авиадесантного танка Christie M1936. Не смотря на то, что на протяжении опробований машина много раз ломалась, она продемонстрировала впечатляющие характеристики. Машину в отчёте именовали Bigley-Christie.

Стальная саранча

Авиадесантный танк Christie M1936. В последних числах Апреля 1941 года американские армейские испытали эту машину, заказав по результатам Кристи танк по собственной спецификации

Тут стоит упомянуть факт, что есть одной из основных обстоятельств неприятия американскими армейскими конструкций Кристи. Дело в том, что Кристи проектировал собственные танки, исходя только из собственной логики. Частенько эта самая логика входила в полное несоответствие с тем, что желал взять клиент.

При с авиадесантными танками Кристи главным вычислял сам танк, средство доставки для которого «как-нибудь найдётся».

Помимо этого, ни один из танков Кристи, начиная с 1933 года, не имел башни. Конструкция его авиадесантных автомобилей была подчинена одному – скорости. Американские армейские в этом смысле были людьми более приземлёнными.

Скорость для них была ответственной, но далеко не единственной значительной чёртом. Им требовалась боевая, а не гоночная машина.

22 мая 1941 года была оформлена спецификация на авиадесантный танк, взявший индекс T9 Airborne Tank. В соответствии с ей, боевая масса автомобили должна была составлять 7,5 тысячь киллограм (без экипажа), протяженность – 3,5 метра, ширина – 2,13 метра, а высота – 1,68 метра. Оружие, складывающееся из пушки калибра 37 или 57 мм, должно было пребывать во вращающейся башне и оснащаться гироскопическим стабилизатором. Экипаж создаваемого танка складывался из 2–3 человек.

Для понимания хода предстоящих событий крайне важно обратить внимание на маленькие габариты заказанной военной машины и оружие, которое требовалось разместить в башне.

направляться M1942 Light Tank. Армейские взяли совсем не то, что просили у Кристи

С июля 1941 года United States Convertible Systems Inc. по заданию американских армейских разрабатывала новый танк. Тогда же изготовили и первый макет. Кристи дал согласие выстроить умелую машину за 126 тысяч долларов.

Для того времени это была весьма приличная сумма. К тому же, уже по габаритам предлагаемый танк совсем не вписывался в предложенную армейскими концепцию T9. В случае если по ширине всё было прекрасно, то протяженность нового танка должна была составлять 5,6 метров, другими словами более чем в полтора раза больше, чем по спецификации.

Не меньшие неприятности были и с башней: её попросту не было.

В следующий раз Кристи представил собственное видение авиадесантного танка в ноябре 1941 года. У автомобили, более известной как Christie M1942 Light Tank, башни не было также. Вместо неё предлагалась рубка с установленным в лобовой части макетом 37-мм пушки. Дополнительно в корпусе размещалось 5 пулемётов. О том, что американские армейские выдавали спецификацию, принимая к сведенью возможности военно-транспортного самолёта C-54, что именно в том момент проектировался, Кристи как словно бы и не слышал.

Неудивительно, что затем слушать прекратили самого Кристи.

История имела продолжение. В мае 1942 года Кристи внес предложение тот же самый танк СССР. Конструктор готовься со собственными экспертами ехать в СССР. Кроме того сумма договора совпадала – 126 тысяч долларов.

Но, генерал Лебедев, которому отправили это письмо, тут же завернул идею.

Строго по спецификации

Ещё в мае 1941 года, в то время, когда создавалась спецификация на авиадесантный танк T9, Управление Оружий решило подстраховаться. Параллельно с Кристи задание на разработку авиадесантного танка взяли Marmon-Herrington Company, Inc. и Pontiac, одно из подразделений автомобильного гиганта Дженерал моторс. Pontiac в этом случае скорее рассматривался в качестве последнего варианта, потому, что опыта в танкостроении у автомобилестроительной компании не было никакого.

Что же касается Marmon-Herrington, то она к 1941 году уже имела респектабельный багаж в виде танкеток, броневиков и лёгких танков, каковые выпускались серийно а также успели повоевать.

Альтернатива Кристи — Light Tank T9 разработки Marmon-Herrington. Древесный макет танка был представлен уже в августе 1941 года

Полноразмерный макет Light Tank T9 был представлен в августе 1941 года. Придумывать велосипед в Marmon-Herrington не стали и забрали за базу лёгкий танк CTLS. От исходной автомобили позаимствовали фактически всю ходовую часть, за исключением ленивцев.

Снаружи новая машина напоминала лёгкий танк T7, что именно сейчас проектировался арсеналом Рок Айленд (Rock Island).

Сходство это очевидно не случайное, потому, что предстоящая эволюция обеих автомобилей проходила весьма похожим образом. Машина взяла клёпаный корпус классической для американских лёгких танков формы, с той отличием, что ввиду лимита по габаритам он оказался низким. На танк планировалось установить литую двухместную башню, по конструкции похожую на ту, что ставилась на средний танк M3.

В качестве оружия предполагалось установить 37-мм пушку и спаренный с ней пулемёт Browning M1919.

Машину осмотрели не только представители Управления оружий, но и представители американских ВВС, и инженеры компании Douglas. Последние показались не просто так. Как уже упоминалось, в качестве самолёта-носителя для нового танка предполагалось применять военно-транспортный самолёт C-54, что именно и разрабатывался Douglas. В целом, машиной все остались довольны.

В ноябре для Douglas изготовили полноразмерный макет, предназначенный для подгонки к C-54. Танк подвешивался под фюзеляж самолёта. Башня наряду с этим демонтировалась и грузилась вовнутрь.

Масса башни была довольно малый, так что погрузка её вовнутрь салона не воображала громадных неприятностей.

Light Tank T9, концепция от Pontiac

Соперник в лице Pontiac представил собственное видение авиадесантного танка в сентябре 1941 года. В целом танк от Pontiac повторял машину Marmon-Herrington. Отличие была в силовой конструкции установке и особенностях корпуса. Корпус предполагалось выполнить сварным с применением литья.

В качестве силовой установки предполагалось применять спарку автомобильных 6-циллиндровых двигателей Pontiac количеством 3,9 литра и мощностью 90 лошадиных сил любой. Для сравнения, танк Marmon-Herrington предполагалось оснащать танковой версией 7-литрового оппозитного авиационного двигателя Lycoming O-435T. Данный мотор именно в первой половине 40-ых годов XX века запускался в серию.

Танки были весьма похожими друг на друга, и главным доводом для выбора стала цена. Проект Marmon-Herrington оказался более недорогим, что и стало основной обстоятельством победы танка компании из Индианаполиса.

Опытный образец Light Tank T9, апрель 1942 года. Дабы механик-водитель не скучал, ему дали спаренную установку курсовых пулемётов

Управление Дженерал моторс, но, не очень расстраивалось, потому, что на базе T9 предполагалось строить самоходную установку. Машина, которая взяла индекс T42 GMC, эволюционировала в T49 GMC. С этого момента ею занималось уже второе подразделение Дженерал моторс – Buick.

Итогом разработки стала машина T70 GMC, она же M18 Hellcat.

Вынужденно облегчённый

Первый опытный образец лёгкого танка T9 был изготовлен Marmon-Herrington к апрелю 1942 года. К тому моменту в конструкцию танка был внесён последовательность трансформаций если сравнивать с исходным проектом. Во-первых, корпус был собран сейчас по большей части при помощи сварки. Только верхний лобовой лист крепился на болтах, дабы обеспечить доступ к трансмиссии.

Во-вторых, американским армейским показалось не хватает одного пулемёта, спаренного с пушкой. В следствии прототип взял спарку пулемётов Browning M1919, установленных в лобовом странице корпуса. Стрелять ими доверили механику-водителю, а вот перезаряжать их должен был заряжающий, сидящий в башне.

Танк оказался компактным, но наряду с этим в полной мере хорошо скроенным

В апреле того же года танк послали в Форт-Беннинг, где проходили ходовые опробования, и «примерка» T9 к макету фюзеляжа C-54. На протяжении опробований стало известно, что ходовая часть владеет недостаточной жёсткостью. В итоге было нужно установить между тележками сперва швеллеры, а после этого особые усилители. Создал их инженер Marmon-Herrington Уильям Кост (William A. Cost). Предстоящие опробования "настойчиво попросили" дополнительного вмешательства в конструкцию танка, что мало увеличило его боевую массу.

Стоит подчернуть, что благодаря мощному двигателю и небольшой массе танк оказался шустрым. Само собой разумеется, не таким, как танк Кристи, но большая скорость 56 км/ч – это весьма хороший показатель.

31 мая 1942 года, именно в самый разгар опробований, прилетел неспециализированный «привет» от американских ВВС и британцев. В соответствии с уточнённой спецификации, боевая масса танка должна была составить 7,1 тонны, другими словами на 400 кг меньше прошлой весовой отметки. Просто так выбросить 4 центнера было задачей сверхсложной, потому, что у инженеров Marmon-Herrington и без того был твёрдый лимит по массе.

Стало ясно, что выкидывать предстоит что-то серьёзное.

В первую очередь за борт полетела спаренная установка курсовых пулемётов Browning. Возможно, сейчас будущие заряжающие танка имели возможность облегчённо набраться воздуха. Следом отправились электропривод башни и гироскопический стабилизатор.

Само собой разумеется, с ними было значительно лучше, но без электропривода и стабилизатора однако возможно жить. По окончании облегчения опытный образец лёгкого танка T9 продолжил опробования, каковые закончились лишь в январе 1943 года. Позднее эта машина употреблялась на Marmon-Herrington в качестве ходового стенда.

Light Tank T9E1, Абердинский полигон, декабрь 1942 года. Прекрасно заметно, что корпус автомобили очень сильно переделан

Ещё в феврале 1942 года начались работы по созданию улучшенной версии танка T9. В апреле полноразмерный макет танка, взявшего индекс Light Tank T9E1, был послан в Форт-Беннинг и испытан подвеской под макет фюзеляжа C-54. По результатам этих опробований был серьёзно переделан корпус, в котором снова было прекрасно заметно влияние лёгкого танка T7, а правильнее T7E2.

Лобовой лист стал складываться из одной подробности, расположенной под громадным углом наклона.

Переделке подверглись и другие части корпуса, в особенности корма. На люке механика-водителя показалась отдельная рубка, благодаря которой улучшилась обзорность. Изменилась конструкция башни, которая вместо одного громадного люка взяла два мельче.

В таком виде Light Tank T9E1 подвешивали под фюзеляж военно-транспортного самолёта Douglas C-54 Skymaster

Первый опытный образец лёгкого танка T9E1 был изготовлен в ноябре 1942 года, тогда же начались его интенсивные опробования. Вторую машину сразу же по окончании постройки послали для испытаний и ознакомления в Англию. "Наверное," довольными остались обе стороны: уже в апреле 1943 года началось серийное производство Light Tank T9E1.

Всего до февраля 1944 года Marmon-Herrington выпустила 830 танков этого типа. Это стало самым громадным успехом для компании из Индианаполиса в области танкостроения.

Индекс Light Tank T9E1 употреблялся в отношении этого танка до сентября 1944 года, пока, наконец, машину не стандартизировали как Light Tank M22. Что же касается Англии, то в том месте данный танк взял обозначение Locust, другими словами «саранча». Как «M22 Locust» детище Marmon-Herrington не именовалось – это сродни тому, как именовать узнаваемый американский средний танк «M4 Sherman».

Здесь M4 Medium Tank – американское обозначение, а Sherman I – британское.

В первой половине 40-ых годов XX века показалась альтернатива для воздушной транспортировки Light Tank M22 в виде Fairchild C-82 Packet. В него Light Tank T9E1 влезал полностью

С началом серийного производства работы по T9E1 не закончились. В ноябре 1943 года была запущена программа по установке в башню 81-мм казнозарядного миномёта T24E1. В августе 1944 года один T9E1 был оснащён таким миномётом.

Машина взяла индекс Light Tank T9E2. Но, дальше опытов дело не продвинулось.

Ограниченно годный

Главная часть T9E1 ушла в армию США, но эти танки ни при каких обстоятельствах не употреблялись в военных действиях. Армия США достаточно холодно приняла авиадесантные танки. Разрабатывались они, в первую очередь, для британцев, а к середине 1943 года машина смотрелась очевидно слабоватой. К тому же лёгкий танк M24, что именно сейчас был в самом разгаре разработки, кроме этого был ограниченно авиадесантным.

Действительно, его для перевозки приходилось частично разбирать и перевозить уже в двух самолётах C-82.

О существовании Light Tank T9 и T9A1 советская внешняя разведка определила в июле 1943 года. Но, эта машина заинтересовала советских армейских лишь высокой подвижностью. Намного больший интерес у разведчиков в тот момент приводил к лёгкому танку T7E2, превратившийся в средний танк M7.

Планер GAL. 49 Hamilcar Mk.I, главное средство доставки авиадесантных танков у британцев

Британцы, ещё одни клиенты Light Tank T9E1, взяли 260 танков этого типа. Автомобили, в британской армии обозначавшиеся как Locust, взяли регистрационные номера начиная с T.15877 по T.159376. Если судить по громадному запасу номеров, предварительный заказ составлял 500 танков, но позднее его сократили.

Одной из обстоятельств понижения размера поставок имело возможность стать то, что опробования распознали механические неприятности. Не меньшей проблемой стало то, что Locust не имел каких-то очевидных преимуществ перед британским Tetrarch I.

Само собой разумеется, американские танки имели в боекомплекте, в отличие от «британцев», осколочно-фугасные боеприпасы. Но именно к началу 1944 года, в то время, когда Locust стали поступать на вооружение британских десантников, и в боекомплекте Tetrarch I показались осколочно-фугасные снаряды для 2-фунтовых (40-мм) пушек. Британская машина была стремительнее, эргономичнее с позиций экипажа, а броня обоих танков защищала максимум от стрелкового оружия.

Взвесив все «за» и «против», руководство британских десантников покинуло американские танки в резерве. В Нормандию полетели старенькие, но нисколько не уступающие по чертям «Тетрархи». Британских «ветеранов» танки Locust начали заменять лишь в осеннюю пору 1944 года.

Тогда же британцы приспособили для американских автомобилей особую насадку Littlejohn, увеличивающую начальную скорость боеприпаса, а вместе с ней и пробиваемость.

Насадка Littlejohn изначально создавалась для 2-фунтовой пушки. В экспозиции танкового музея в Бовингтоне сохранился Littlejohn и для 37-мм пушки, которая стояла в Locust

Locust употреблялся британцами в сражении всего один раз. 24 марта 1945 года союзные армии совершили операцию Varsity («Университет»), целью которой являлось форсирование Рейна. Ударной силой в данной операции являлись 6-я британская и 17-я американская воздушно-десантные дивизии.

Британцы, как и в Нормандии, по большей части использовали при высадке планеры, среди них и тяжёлые GAL.49 Hamilcar Mk.I, каковые именно и употреблялись для доставки танков.

Операция началась в 10:00. Главные силы британских десантников были выкинуты северо-восточнее Везеля. В ударной группе пребывало 8 танков Locust. Первый из них кроме того не смог пересечь Рейн: по окончании попадания зенитного боеприпаса у планера провалилось дно, в следствии танк упал в реку, а его экипаж погиб. Второй танк был потерян на протяжении посадки, в то время, когда планер врезался в одну из построек местной фермы.

У одного из оставшихся танков при посадке была повреждена пушка, у второго – пулемёт, а у третьей автомобили вышел из строя двигатель.

Locust из состава 6-й воздушно-десантной бригады

В отличие от Нормандии, где главными неприятелями «Тетрархов» были парашюты десантников, в которых запутывались их гусеницы, экипажам Locust-ов было нужно сполна понюхать пороху. Спустя считанные 60 секунд по окончании выгрузки танк под руководством лейтенанта Кенварда был лицом к лицу с германской «Пантерой». Потому, что совокупность откидывания носовой части «Гамилькара» не сработала, танк было нужно выгружать, снеся шнобель планера.

Лейтенант успел выпустить в германский танк дюжину снарядов, но без какого-либо результата. Ответным огнём Locust был выведен из строя, но двое членов экипажа, включая Кенварда, остались в живых. Танк с повреждённым двигателем превратился в неподвижную огневую точку, поддерживающую своим огнём оборону против германской пехоты.

В соответствии с отчётам, на счету экипажа этого Locust около 100 убитых офицеров и немецких солдат.

Четыре оставшихся в строю танка снабжали огневую помощь британских десантников. С их помощью бойцы 6-й воздушно-десантной бригады атаковали немецкие позиции. На следующий сутки танки кроме этого употреблялись в качестве средства усиления десантников.

26 марта главные силы британцев пересекли Рейн, и место Locust заняли куда более прекрасно бронированные и мощно вооружённые танки Cromwell. Тут боевая карьера этих американских танков в британской армии закончилась.

Во второй половине 40-ых годов двадцатого века танки Locust были признаны совсем устаревшими. Началось их списание из британской армии. Маленькое их число попало в Бельгию. Значительно больше досталось Египту, где они заменили Light Tank Mk.VI.

Если сравнивать с этими автомобилями, каковые британцы прекратили применять ещё в первой половине 40-ых годов двадцатого века, Locust были в полной мере современными танками. По состоянию на 1948 год в египетской армии пребывало около 50 автомобилей этого типа, принадлежавших ранее британцам.

Бойцы ЦАХАЛ рассматривают побитый египетский Locust, декабрь 1948 года

На протяжении Войны за независимость Израиля, которая шла с 1947 по 1949 годы, танки Locust употреблялись значительно интенсивнее. 14 мая 1948 года было заявлено о независимости Израиля. На следующий сутки на территорию новообразованного страны с целью стереть государство Израиль с карты начали входить войска соседних арабских стран.

самый известным эпизодом применения египетских Locust стала операция «Асаф», проходившая 5–7 декабря 1948 года. В её ходе египтяне при помощи танков нападали Шейх Норан (на данный момент это кибуц Маген). Ответным огнём 57-мм противотанковой пушки (также бывшей британской) 5 танков Locust было подбито. Атака египтян захлебнулась.

Ещё один танк, прорвавшийся в Шейх Норан, подбили из снова же британского противотанкового гранатомёта PIAT.

С похожими «удачами» Locust использовались египтянами в битвах за Ауджа. Три танка достались бойцам ЦАХАЛа в работоспособном состоянии и пребывали на вооружении израильской армии до 1952 года. Танки, оставшиеся у египтян, состояли на вооружении до середины 50-х годов, в то время, когда они совсем устарели.

С подробным фотообзором танка M22, находящегося в бельгийском музее Bastogne Barracks Museum в Бастони, предлагаем ознакомиться тут.

литература и Источники:

  • ЦАМО РФ
  • NARA
  • Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
  • 6thaarr.com
  • bukvoed.livejournal.com
  • Фотоархив автора

Medieval 2: Stainless Steel — Крестоносцы-2 №36 — Монгольская Саранча

Темы которые будут Вам интересны: