Средний танк из средней европы

Венгерский средний танк «Туран», очевидно, не оказал никакого переломного влияния на ход Второй мировой. Автомобили, каковые начали поступать в армии в мае 1942 года и уже на то время, мягко говоря, бывшие не совсем современными, венгерское руководство через чур продолжительно продержало в резерве. Большинство этих танков, названных в честь прародины венгров, была перебита советскими бронетанковыми армиями, каковые несли в таких противостояниях минимальные утраты.

Но собственный след в истории мирового танкостроения венграм, непременно, покинуть удалось.

Дебют-кульминация-развязка по ускоренной программе

В апреле 1944 года у украинского города Коломыя наступавшие войска СССР были контратакованы новыми танками непривычного вида. Их примитивная ходовая часть напоминала подвеску отечественного Т-26, а в роли главного оружия танков выступали 40-мм и короткоствольные 75-мм орудия. Броня крепилась на каркасе заклёпками, башня и корпус смотрелись угловатыми – снаружи новые военные машины больше напоминали танки начального периода Великой Отечественной.

Особенно выраженным было сходство с лёгкими чехословацкими танками LT vz.35, каковые в мало модернизированном виде (с германской радиостанцией, увеличенным боекомплектом и дополнительным четвёртым участником экипажа) обширно употреблялись вермахтом на восточном фронте называющиеся PzKpfw.35(t).

Средний танк из средней европы

«Туран I» из состава 2-й танковой дивизии. Восточный фронт, апрель 1944 года

fotowow.io.ua

Как и следовало ожидать, особенных проблем наступавшим советским армиям эти танки не доставили. Кроме того по венгерским донесениям в первом боевом столкновении с участием «Туранов» (а это были как раз они) 2-я танковая дивизия, имевшая на вооружении в числе вторых, уже известных советской армии венгерских автомобилей («Толди» и «Нимрод») 120 танков «Туран-I» и 55 «Туран-II», смогла подбить лишь два советских танка.

Наряду с этим к 26 апреля, в то время, когда наступательный порыв венгров совсем иссяк, безвозвратные утраты венгерского соединения в бронетехнике составили 30 автомобилей. Абсолютное качественное превосходство советских бронетанковых армий усугублялось для венгров и их количественным перевесом. Однако, к 13 мая, по венгерским данным, «Тураны» подбили 27 танков, включая пара Т-34–85 и как минимум один «Шерман».

Были, само собой разумеется, у венгерских средних танков и сильные стороны. Достаточно увлекательным выглядит «Доклад об применении трофейной техники в условиях горно-лесистой местности» начальника штаба бронетанковых и механизированных армий 18-й армии гвардии полковника Боронного от 11 ноября 1944 года. В этом документе имеется краткий и ёмкий портрет венгерского танка:

“Туран” I и II относятся к типу средних танков с двигателем мощностью 260 л.с., в работе бесперебоен. Для обычной работы в движении нужен прогрев двигателя на месте 15–20 мин. в холодный период. 40-мм и 75-мм пушки подобны по устройству и безотказны в работе с громадной точностью стрельбы.

Имелись случаи задержек в работе благодаря неполной освоенности экипажами. Ходовая часть по типу Т-26. Управление при поворотах рычагами, торможение сжатым воздухом, коробка перемены передач пневматическая, переключается сжатым воздухом.

Для замены КПП её нужно извлекать вместе с мотором, что усложняет ремонт. Управление танком в движении лёгкое, но громадный радиус поворота снижает манёвренность…

Трофейные танки по боевым качествам самый пригодны для сопровождения пехоты, для противодействия танкам малоэффективны. По собственному габаритам и техническому состоянию в горах и по узким дорогам имеют хорошую проходимость.

Броня трофейных танков легко пробивается орудиями всех калибров. От 37-мм ПТО разрушения производятся незначительные и танки подлежат восстановлению, а в остальных случаях попадания снарядов средних и громадных калибров создают большие разрушения впредь до полного вывода танка из строя. От попадания боеприпаса-ракеты из метательного аппарата и других кумулятивных снарядов танки загораются”.

Как видно из доклада полковника Боронного, не обращая внимания на то, что к моменту собственного появления на фронте «Туран» морально устарел, он однако не был совсем уж неисправим. Более того, захваченные венгерские танки более-менее удачно использовались и Красной армией: в 18-й армии был создан Отдельный армейский батальон трофейных танков, укомплектованный автомобилями разгромленной венгерской 2-й танковой дивизии. На вооружении данной воинской части находилось среди них и восемь «Туранов».

Однако, в течении года, от дебюта в апреле 1944-го до развязки в марте-апреле 1945-го (сражение у озера Балатон, где венгерские танковые армии закончили собственный боевой путь), «Тураны» с лихвой хлебнули танкового горя.

Давайте разберемся, что же это за танк таковой – «Туран», и из-за чего Венгрия на протяжении Второй мировой, в отличие от многих вторых маленьких государств, не удовлетворилась принятием на вооружение среднего танка зарубежного производства, а в очередной раз принялась «изобретать велосипед».

Из чехословацких лёгких — в венгерские средние

Самобытное венгерское танкостроение опиралось на довольно талантливых инженеров и высокоразвитую промышленность-конструкторов наподобие Миклоша Штраусслера. Однако, не обращая внимания на наличие отечественных разработок, первый серийный венгерский танк, «Толди», опирался в собственной конструкции на шведскую машину L-60.

Прототип шведского среднего танка Lago

Так, в первой половине 40-ых годов двадцатого века, в то время, когда у венгров возникла необходимость в среднем танке (а попытки взять германские автомобили была неудачными – Вторая мировая была в разгаре, и промышленные мощности Германии трудились, первым делом, на потребности собственной армии), они уже имели успешный "стаж работы" по организации производства танка на шведской базе. Ясно, что одним из образцов, каковые венгры разглядывали как базу для собственного среднего танка, стала ещё одна шведская машина – танк Lago. Многие его агрегаты и узлы были унифицированы с уже освоенным в легко модифицированном виде венгерской индустрией L-60, что для стремительной организации производства было громадным плюсом.

Ещё один вариант, что рассматривался венграми — итальянский танк M11/39. Аргументом в пользу этого танка могло быть то, что большую часть венгерского парка бронетанковой техники составляли итальянские же танкетки CV 3/33 и CV 3/35.

Лёгкий (средний по национальной классификации) итальянский танк Fiat M11/39

pro-tank.ru

Но в этом случае венгры забрали за пример детище чехословацкой танковой индустрии. В контексте чехословацко-венгерских взаимоотношений таковой выбор имел возможность показаться необычным – отношения между государствами были натянутыми. Венгрия вычисляла Чехословакию неполноценным, неестественным национальным образованием и не теряла надежды вернуть потерянные северные почвы.

Но в связи с известными мюнхенскими событиями Чехословакия в два этапа провалилась сквозь землю с карты Европы.

Венгрия частично утолила собственные реваншистские амбиции, присоединив заселённый в основном венграми юг Словакии и Закарпатье. А в поле зрения венгерских танкостроителей попали два умелых чехословацких танка, Praga V-8-H (он же ST vz. 39) и Skoda S-II-c (он же T-21), каковые они отнесли к разряду «средних».

Второму из них, работы по которому были практически закончены (начались ходовые опробования), и суждено было стать «прародителем» венгерских средних танков периода Второй мировой.

Чехословацкий танк Т-21, чья конструкция легла в базу венгерского «Турана»

fotowow.io.ua

Венгерские инженеры и военные Университета бронетехники сошлись во мнении, что Т-21 есть оптимальным выбором. В случае если с итальянским примером были определённые неприятности со стороны поставщика, то в чём было преимущество чехословацкого танка перед шведской машиной – до конца не светло. Существует вывод, что венгры посчитали его более несложным в производстве.

В полной мере быть может, что у венгров были и другие мотивы для того чтобы выбора – но с тем, что танк был вправду несложен, спорить сложно. Т-21 был экспортным вариантом массового чехословацкого легкого танка LT vz.35, что вермахт по окончании захвата Чехословакии с наслаждением принял на вооружение.

Несложная подвеска на четырёх тележках была перенята у «Виккерса шеститонного» (отыщем в памяти, как полковник Боронный в собственном докладе про «Туран» писал: «ходовая часть по типу Т-26» — ещё одного массового «потомка» английского танка). направляться добавить, что зубцы и обода на ведущем и направляющем колёсах чехословацкого танка значительно уменьшали возможность соскока гусеницы при преодолении склонов и резких поворотах, чем «грешили» советские Т-26. Ещё одним отличием чехословацкой подвески от советского аналога было наличие дополнительного катка между передней тележкой и направляющим колесом, что помогал преодолевать вертикальные препятствия.

Корпус Т-21 также был несложен в производстве. Бронелисты толщиной от 8 до 25 мм крепились при помощи заклёпок и уголков на металлическом каркасе – что не внушало особенных надежд с позиций снарядостойкости, но было значительно несложнее литья и сварки. Значительным усовершенствованием если сравнивать с LT vz.35 были сервоприводы управления – полковник Боронный именно и писал о лёгкости управления унаследовавшими их «Туранами». Оружие у Т-21 и LT vz.35 было однообразным – 37-мм пушка и два 7,92-мм пулемёта.

Различными были формы башен – у Т-21 она была восьмиугольной, с вращающейся командирской башенкой. Что касается двигателя, по различным источникам на Т-21 устанавливался или 120 (как у LT vz.35), или более замечательный 240-сильный двигатель. Трансмиссия в носовой части корпуса автомобили складывалась из 12-ступенчатой коробки передач с пневматическими сервоприводами и бортовых фрикционов.

Экипаж Т-21 складывался из трёх человек.

Средний танк Т-21 во дворе завода Skoda. На машине установлено чехословацкое оружие: 47-мм пушка vz.38 и два 7,92-мм пулемета ZB vz.37. Крыша МТО демонтирована

fotowow.io.ua

Немцы, каковые с марта 1939 года заправляли на чехословацких фабриках, обкатали Т-21 на полигоне в Куммерсдорфе, но на них танк не произвёл сильного впечатления в силу устарелости конструкции, и они без лишних вопросов дали согласие передать Т-21 венграм. Самих немцев больше заинтересовал LT vz.38. Не смотря на то, что венгры показали интерес к Т-21 ещё в октябре 1939 года, до зимы танк испытывался в Румынии – в том месте его также оценили и планировали принимать на вооружение как танк R-3.

У румын, но, что именуется, «не срослось» — заключив сделку с компанией Skoda Werke на производство 216 танков, они остались ни с чем — Германии самой были нужны производственные мощности захваченных чешских фирм.

После этого начались бюрократические проволочки – переговоры о поставке Т-21 венграм было необходимо вести и со Skoda Werke, и с вермахтом, в распоряжении которого был танк. В итоге в Будапешт его послали лишь 3 июня 1940 года. Венгры устроили его опробования, на протяжении которых танк без поломок прошёл 800 километров (это уже по окончании заводских, вермахтовских и румынских пробегов), и 7 августа был подписан лицензионный договор.

Для производства была выбрана усовершенствованная версия чехословацкого танка, которая именовалась Т-22.

Но история самого Т-21 на этом не заканчивается – став «прародителем» венгерского среднего танка, он отправился выводить из тупика итальянскую танковую индустрию. Столкновения в североафриканской пустыне самых современных танков Муссолини M11/39 с английскими «крусейдерами» продемонстрировали полную их несостоятельность.

Изношенный Т-21 прошёл сравнительные опробования с трофейным французским Somua S35 и новыми итальянскими М13/40 и M14/41 и продемонстрировал лучшую управляемость при приблизительно равных других чертях. Единственным большим недочётом, с позиций итальянцев, стало недостаточное охлаждение силовой установки.

модификации и Производство

Туран – степной регион за Каспийским морем, что был старой прародиной венгров до их миграции в Европу. Приняв на вооружение новую машину 3 сентября 1940 года под обозначением 40М, венгры позднее добавили к нему это романтичное наименование. Заказ на производство 230 «Туранов» был взят четырьмя венгерскими фабриками 19 сентября 1940 года, но задержки с поставками документации компанией Skoda Werke стали причиной тому, что реально производство началось только весной 1941-го.

Первый прототип венгерской постройки из неброневой стали был закончен лишь в июле – сейчас ещё не показавшиеся серийно «Тураны» как средние танки уже возможно было вычислять устаревшими. Лишь в апреле 1942 года серийные 40М вышли из ворот завода «Манфред Вейсс», а в мае они поступили в армии. Первое же боевое столкновение с участием венгерских танков случилось, как мы не забываем, в апреле 1944 года – сейчас на Восточном фронте обычными средними танками были уже «Пантеры» и Т-34–85.

Что же имели возможность им противопоставить 40М, узнаваемые кроме этого как «Туран I» либо «Туран 40»?

Под управлением инженер-компании «Манфред Вейсс» в конструкцию Т-22 были внесены следующие трансформации. Во-первых, было усилено бронирование – корпуса и лоб башни до 50 мм, борта и корма – до 25 мм, крыша – до 15 мм. На танк массой в 18,2 тонны установили венгерский 8-цилиндровый V-образный двигатель мощностью в 235 л.с. Запас горючего в 265 литров снабжал дальность хода до 165 километров.

6-скоростная планетарная планетарный механизм и коробка передач поворота управлялись посредством пневматического сервопривода, что дублировался на случай поломки механическим. Достаточная энерговооружённость в совокупности с эргономичными и не требующими громадных физических упрочнений органами управления придавали «Турану» манёвренность и неплохую подвижность. Скорость танка на жёстком грунте составляла 47 км/ч.

В целом по защищённости и манёвренности машина в полной мере соответствовала реалиям 1941–42 годов. Германские PzKpfw III и IV по этим параметрам были в полной мере сопоставимы с «венгром».

Но вот с главным оружием всё было значительно хуже. Вместо чехословацкой 37-мм пушки А3 на «Туран» установили более замечательную 40-мм венгерскую 41М 40/51. По табличным данным бронепробиваемость этого орудия при угле встречи 30° бронебойным боеприпасом с дистанции 300 метров составляла 42 мм, с 500 метров — 36 мм, с 1000 метров — не более 30 мм. К моменту наступления 2-й венгерской танковой дивизии у Коломыи такое оружие среднего танка с известной долей условности возможно было вычислять символическим.

Скорострельность орудия составляла 12 выстрелов в 60 секунд, боекомплект включал 101 бронебойный и осколочный боеприпас. Чехословацкие пулемёты ZB vz.35\37 на «Туране» заменили на 8-мм 34/40AM Gebauer с боекомплектом в 3000 патронов. Экипаж танка складывался из пяти человек.

Экипаж венгерского среднего танка 40М Turan I, стоящий рядом со своей машиной на Восточном фронте

waralbum.ru

Командирская модификация танка с дополнительной радиостанцией, визуально отличающаяся от линейного танка штыревой антенной на кормовом бронелисте башни, стала называться «Туран» R.K.

Венгры, столкнувшиеся с советскими танками на Восточном фронте, замечательно осознавали, что их средний танк устарел, ещё не сойдя с конвейера. Как мы не забываем, первые серийные «Тураны» начали поступать в армии лишь с мая 1942 года – а за год до этого, в мае 1941-го, уже рассматривался вариант перевооружения танка короткоствольной 75-мм пушкой 41М с боекомплектом из 52 снарядов. Снаружи танк отличался более высокой башней и достаточно уникальным бронированием противооткатных устройств на маске орудия.

Массивная бронемаска противооткатных устройств 75-мм пушки

fotowow.io.ua

Новый танк «потяжелел» до 19,2 тысячь киллограм, что пара уменьшило его запас и скорость хода.

Два венгерских средних танка 41M Туран II, кинутых на ЖД платформе неподалеку от Вены

waralbum.ru

В мае 42-го (фактически в один момент с поступлением в армии танков прошлой модификации) был одобрен проект новых танков 41М (либо «Туран II», «Туран 75»). Серийное же их производство было налажено лишь в 1943-м, в то время, когда и данный танк уже успел устареть. Его командирская модификация отличалась тем, что в ней устанавливались целых три радиостанции (R/4T, R/5a и германская FuG 16), антенны которых размещались на правой стороне башни.

Вооружён таковой танк был лишь курсовым пулемётом – в башне ни пулемёта, ни орудия не было, а вместо последнего устанавливалась древесная имитация.

Командирский «Туран II». Характерным внешним отличием данной автомобили от линейного танка было наличие трёх радиоантенн на башне. Из оружия сохранён только курсовой пулемёт; пушка и башенный пулемёт отсутствуют (вместо орудия установлена его древесная имитация)

fotowow.io.ua

В первой половине 40-ых годов XX века на «Тураны» стали навешивать набор противокумулятивных экранов.

Боец Красной армии осматривает трофейный танк «Туран II», оборудованный сетчатыми экранами. 1944 год

fotowow.io.ua

Предстоящие опыты по усилению оружия танка и его бронирования стали причиной созданию на базе серийного танка прототипа, вооружённого длинноствольной 75-мм пушкой в декабре 1943 года. Усиленное до 75 мм в лобовой проекции бронирование, новая башня со скошенным передним бронелистом и командирской башенкой, противокумулятивные новое и экраны орудие увеличили массу 43М «Туран III» до 23 тысячь киллограм.

Существенно снизившаяся удельная мощность должна была значительно повлиять на ходовые качества автомобили, но информации об опробованиях автомобили не сохранилось. Советское наступление на массовые бомбардировки и территорию Венгрии промышленных районов положили финиш непродолжительной истории развития «Турана». К лету 1944 года выпуск бронетанкового оружия в Венгрии закончился.

«Туран III»

www.aviarmor.net

Что касается общего количества произведённых венграми средних танков, различными источниками оно оценивается в промежутке от 424 до 459 танков, из них 139 автомобилей было выпущено в модификациях 41М/43М («Туран II»).

Говоря о модификациях самого «Турана», направляться упомянуть и о автомобилях на его базе. В январе 1943 года на вооружение было принято штурмовое орудие «Зриньи II» — возможно, лучший пример венгерской военной техники периода Второй мировой. Военная машина с удовлетворительным бронированием и низким профилем (лобовой лист рубки – 75 мм) вооружалась 105-мм пехотной гаубицей с горизонтальными максимальным наводки +/-11 углом и углами градусов возвышения до 25 градусов.

Боекомплект составлял 52 выстрела раздельного заряжания. Таких самоходок венгры успели выпустить 66 штук. «Доклад об применении трофейной техники в условиях горно-лесистой местности», что упоминался в начале статьи, не обошёл вниманием и эту машину:

«СУ „Зриньи“ имеет на вооружении 105-мм гаубицу. Боевое отделение закрытое, по габаритам — малое. Машина быстроходная, чем обеспечивается малая уязвимость в сражении».

Как штурмовые орудия «Зриньи II» в полной мере годились для помощи пехоты, но как противотанковое средство в первой половине 40-ых годов XX века они были уже малоэффективны.

Батарея самоходных орудий «Зриньи II» на протяжении тактических занятий. 1943 год

fotowow.io.ua

Для этих целей под наименованием «Зриньи I» венгры разрабатывали на базе «Турана» 75-мм самоходное противотанковое орудие, вооружённое лицензионной версией германской пушки KwK 40. Выпуск данной автомобили ограничился одним прототипом по обстоятельству того, что наладить серийное производство орудия венгры так и не смогли. Но, в некоторых источниках утверждается, что 4 серийных ПТ-САУ они однако успели выпустить.

Путешественник во времени

Созданный на базе чехословацкого танка середины 1930-х годов, «Туран» к моменту появления на полях сражений Второй мировой войны превратился в необычного «гостя из прошлого». Если бы его подготовка к серийному производству не задержалась и венгерское руководство не тянуло бы до последнего с его боевым применением, к примеру, в первой половине 40-ых годов двадцатого века «Туран» стал бы суровым соперником для советских Т-26, БТ-5, БТ-7 и Т-60.

Но в апреле 1944-го он смотрелся как наглядная иллюстрация к энциклопедической статье «Анахронизм». Полноценное разделение функций членов экипажа, хорошие средства связи, качественные германские устройства наблюдения, эргономичное управление, без сомнений, были его плюсами – но из трёх основных для танка параметров (защищённость, манёвренность и вооружённость) лишь последний на последнем этапе войны соответствовал объективным требованиям.

Танк «Туран II» с пехотинцами на броне буксирует грузовик

Попытки перенять германский опыт по перевооружению средних танков венгры предпринимали с изрядным опозданием – к тому моменту, в то время, когда в армии начали поступать танки «Туран II» с короткоствольными 75-мм орудиями, немцы уже перевооружали собственные PzKpfw IV с таких маленьких пушек на длинноствольные противотанковые. В итоге кроме того грамотные действия венгерских танкистов на морально устаревшей технике не приносили ощутимого результата.

Летом 1944 года, к примеру, 1-я венгерская кавалерийская дивизия, имевшая на вооружении танки «Туран», в составе группы армий «Центр» сдерживала наступление РККА в восточной Польше. Действия дивизии взяли высочайшую оценку со стороны германского руководства, но, утратив все танки, она была выведена в тыл. При обороне Будапешта и в Балатонской операции венгерские танковые армии (1-я, 2-я танковая и 1-я кавалерийская дивизии) прекратили собственное существование, как и большинство танков «Туран» в их составе.

Литература:

  • Эббот П., Томас Н., Чаппел М. Союзники Германии на восточном фронте 1941–1945. — М., 2003.
  • Барятинский М. В. Танки Хонведшега (Танки Венгрии) warbook.ru
  • aviarmor.net/tww2/tanks/hungary/40m_turan.htm
  • aviarmor.net/tww2/tanks/czech/skoda_s2c.htm
  • tanks-encyclopedia.com
  • Максим Коломиец. «Трофейные танки Красной армии. На «тиграх» на Берлин!» infoglaz.ru
  • И. П. Шмелев. Бронетанковая техника Венгрии (1940–1945)
  • L. Ness. Jane’s World War II Tanks and Fighting Vehicles: The Complete Guide. — London: Jane’s Information Group / Harper Collins Publishers, 2002
  • C. Becze. Magyar Steel. Hungarian Armour in WWII

Александр Сирота
/
Венгерский лёгкий богатырь
Лёгкий танк «Толди» на момент создания подавал громадные надежды. Но Восточный фронт не дал ему возможности себя показать

  • ВМВ
  • танки
  • Венгрия

Александр Сирота
/
Венгерский гибрид базуки и панцершрека
История создания венгерского противотанкового гранатомёта 44.М

  • ВМВ
  • стрелковое оружие
  • Венгрия

Кошмары средневековой Европы. Антисанитария

Темы которые будут Вам интересны: