Советский артштурм

СУ-76и начали поступать в армию в мае 1943 года. Они успели поучаствовать в битвах на Курской дуге и прекрасно показали себя в последующих сражениях при освобождении Украины

18 января 1943 года Государственным обороным комитетом СССР (ГКО) был подписан приказ № 2758сс, предписывавший столичному заводу №37 начать производство самоходных артиллерийских установок на базе трофейных танков Pz.III и трофейных установок StuG III/40 (в приказе они именовались «артштурмами»). Главным оружием будущих САУ должны были стать танковые 76-мм орудия Ф-34, которыми в тот период войны оснащался самый массовый танк Красной армии – Т-34.

Существовал множество обстоятельств появления этого приказа. За полтора года войны Красная армия понесла тяжелейшие утраты в бронетехнике, и недостаток танков пополнялся всеми методами: кроме собственного производства, в армию поставлялись танки, произведённые в Англии и США и поступившие в СССР по ленд-лизу; употреблялась трофейная техника.

Вопросы трофейные

К началу 1943 года на столичных ремонтных фабриках, и у трофейных команд разных фронтов скопилось большое количество германской военной техники, которую было затруднительно применять в боевых частях в силу отсутствия снарядов соответствующих калибров. Особенно большое количество было танков Pz.III и САУ StuG III/40, имевших однообразные шасси. Уже в апреле 1942 года на заводе №592 (город Мытищи Столичной области) начались работы над созданием самоходной гаубицы СГ-122 на базе трофейных шасси.

Советский артштурм

Неспециализированная панорама трофейной военной техники, свезённой для ремонта на территорию филиала

рембазы №82 в Москве (территория завода «Подъёмник»)

Источник – fotowarmotors.ru

Но по причине того, что большинство мощностей завода была эвакуирована на Урал, а оставшиеся цеха загрузили вторыми армейскими заказами, и по целому последовательности иных обстоятельств до 1 февраля 1943 года (в то время, когда производство СГ-122 свернули) было произведено лишь 26 этих САУ. От идеи продолжения производства СГ-122 отказались, поскольку её эксплуатация продемонстрировала, что конструкция была неудачной – передняя часть автомобили была перегруженной, почему довольно часто выходили из строя ведущие катки. Из Народного комиссариата оружий завод передали в Народный комиссариат танковой индустрии и обязали его управление сконцентрироваться на производстве новых лёгких танков Т-80.

Одновременно с этим было налажено поступление отремонтированных шасси танков Pz.III и САУ StuG III/40 с ремзавода №8 в Казани, столичного завода №8 и столичной рембазы №82, а по окончании удач на фронтах поступления исправной трофейной техники с этих фирм быстро увеличились. Исходя из этого было решено создать новую самоходку на базе трофейных шасси.

Советские пушки на вражеских «ногах»

На танковой пушке Ф-34, как главном оружии будущей САУ, остановились в силу массовости её производства (и дешевизны), и вследствие того что она была намного легче, чем пушка ЗИС-3Ш (штурмовая), устанавливавшаяся на СУ-76. Эта отличие в весе появилась из-за метода крепления орудия. ЗИС-3Ш монтировалась на особом станке, крепившемся к полу боевой рубки САУ, тогда как Ф-34 (по окончании доработки – С-1) возможно было устанавливать в особых пазах лобового бронелиста боевой рубки на особой карданной рамке.

Вид из боевой рубки на казённую часть орудия С-1. Справа – место начальника САУ. За ним

– вертикальная укладка снарядов

Источник – Максим Коломиец, «Трофейные танки Красной армии. На «тиграх» на Берлин!»

Чертежи новой САУ были закончены в рекордно маленькие сроки, по окончании чего она взяла обозначение СУ-76и (зарубежная), не смотря на то, что отношения к СУ-76 фактически не имела. Единственная взаимосвязь этих двух моделей – это то, что к проектированию СУ-76и был привлечен конструктор самоходки СУ-76 (СУ-12) С. А. Гинзбург. Ещё одно употреблявшееся обозначение СУ76и – СУ76 (С-1), по установленному на машине орудию.

В марте 1943 года на производственных мощностях Подольского завода №37 (сейчас – ОАО «Машиностроительный завод «ЗиО-Подольск») был произведён первый экземпляр новой САУ, что проходил ходовые опробования (280 км) и проводил стрельбы (434 выстрела) на Софринском артиллерийском полигоне с 13 по 20 марта 1943 года.

САУ СУ-76и на Софринском артиллерийском полигоне, март 1943 года

Источник – likebook.ru

Уже в последних числах Марта СУ-76и было решено запустить в серию. Самоходка планировала на базе шасси Pz.III, с демонтированной подбашенным листом и башней, либо на шасси StuG III/40 – со срезанной боевой рубкой. Боевая рубка СУ-76и представляла собой усечённую четырёхгранную пирамиду, сваренную из бронелистов.

Толщина лобового бронелиста составляла 35 мм, бортовых – 25 мм, кормового – 15 мм, крыши – 20 мм. Рубка крепилась к корпусу при помощи болтов. По окончании битв лета 1943 года на части самоходок крышу демонтировали для удобства экипажей.

Пушка закрывалась массивной литой бронемаской, а начиная с 11-й по счёту автомобили впереди маски стали монтировать дополнительный бронещиток, защищавший противооткатное устройство орудия.

САУ СУ-76и на постаменте в городе Сарны. Прекрасно виден бронещиток, защищающий противооткат

Источник – photo.qip.ru (пользователь coast70)

Боекомплект пушки составлял 98 снарядов, каковые могли быть бронебойными, фугасными, осколочно-фугасными, шрапнельными и т. д. Не считая артиллерийского оружия экипаж САУ снабжался двумя пистолетами-пулемётами ППШ-40 с 1000 патронов боезапаса. Для пистолетов-пулемётов в бортах рубки делались особые бойницы, запиравшиеся бронезаслонками. Ещё одна бойница вырезалась в левой створке кормового люка.

Для ведения огня из стрелкового оружия по курсу кроме этого имелось отверстие в лобовом бронелисте, которое закрывалось бронепробкой. Помимо этого, в рубке хранилось 20–25 гранат Ф-1.

Вид из боевой рубки на место наводчика САУ. За ним, слева – вертикальная укладка снарядов.

Источник – Максим Коломиец, «Трофейные танки Красной армии. На «тиграх» на Берлин!»

В качестве силовой установки употреблялся V-образный двухкарбюраторный двигатель Майбах HL120TRM мощностью 300 л.с. В зависимости от модификации трофейной техники он имел возможность оснащаться 10-ступенчатой (на ветхих моделях) либо 6-ступенчатой коробкой передач. Необходимо заметить, что германская техника была сверхсложной в управлении и довольно часто выходила из строя по обстоятельству недостаточной подготовки советских экипажей.

С учетом того, что её ремонт усложнялся недоступностью запасных частей, такие поломки имели возможность на долгое время вывести машину из строя.

САУ оснащались рациями 9-Р и ТПУ для связи между участниками экипажа, которых было четверо. Механик-водитель размещался в передней части шасси, начальник – в передней части рубки справа от орудия, наводчик – в том месте же, но слева от орудия, а заряжающий пребывал в задней части рубки.

В августе 1943 года было издано постановление о создании особых командирских САУ СУ-76и с командирскими башенками от трофейных Pz.III, установленными на крышах боевых рубок. На таких автомобилях устанавливались более замечательные радиостанции, каковые занимали больше места в рубке, почему приходилось уменьшать боезапас автомобилей.

САУ СУ-76и с командирской башенкой

Источник – kulda.mysteria.cz
САУ выходят из цехов

Производство самоходок сталкивалось с массой неприятностей. На заводе №37 не хватало сварщиков, токарей, и их не успевали учить. Приходившие на завод танки были «выпотрошены» трофейными командами фронтовых частей – на них не было совокупностей зажигания, фильтров и других подробностей общим числом в 75 наименований.

Многие трофейные танки и САУ не подлежали восстановлению, но в них имели возможность свободно появляться боеприпасы неизрасходованного «родного» боезапаса а также фрагменты тел германских танкистов. В июне 1943 года критическая обстановка сложилась на ЖД станции Черкизово, куда прибывала и где выгружалась трофейная техника.

На станции не было особого крана для выгрузки танков, исходя из этого тут скопилось 100 единиц трофейной техники, что и было распознано особой рабочей группой 1 июля 1943 года. Большое количество танков скопилось и на заводе №37 – 99 единиц. У завода кроме этого появлялись неприятности с утилизацией демонтированных башен танков Pz.III и боевых рубок самоходок StuG III/40.

Первоначально их собирались использовать в качестве неподвижных огневых точек в составе каких-либо оборонительных линий, но наконец-то послали на переплавку.

Увлекательный экземпляр САУ СУ-76и. Советская самоходка, переделанная из германской техники,

сама была трофеем. На этом фото, датированном декабрём 1943 года,

она находится в составе 128-го дивизиона истребителей танков (Pz.Jg.Abt.)

Источник – kulda.mysteria.cz

Не обращая внимания на все трудности, завод №37 производил СУ-76и. К их производству кроме этого подключился завод №176 в Муроме, что собирал боевые рубки. К 1 декабря 1943 года предприятия собрали 201 единицу САУ СУ-76и (включая 20 командирских первый экземпляр и машин самоходки), по окончании чего производство данной модели было остановлено. Велись проектные работы по установке на неё 85-мм орудия Д-3, но из-за отсутствия свободных орудий и по последовательности вторых обстоятельств дальше проектных работ дело не пошло.

Во-первых, разные фирмы СССР наладили массовый выпуск СУ-76, которая, наконец, была избавлена от конструкторских неточностей. Помимо этого, становилось всё сложнее снабжать завод новыми трофейными шасси, да и перебои с запчастями для уже имевшихся самоходок продемонстрировали нецелесообразность предстоящего производства САУ на базе трофейной техники.

СУ-76и начали поступать в части в мае 1943 года. Они успели поучаствовать в битвах на Курской дуге и прекрасно показали себя в последующих сражениях при освобождении Украины. В боевых частях СУ-76и употреблялись до лета 1944 года, а в учебных – до конца войны. На сегодня сохранилось два экземпляра СУ-76и. Один пролежал более тридцати лет на дне реки Случь и, по окончании реставрации и подъёма, был установлен на постаменте в городе Сарны (Украина, Ровенская область).

Второй экземпляр экспонируется в Москве на Поклонной горе, в Центральном музее ВОВ.

СУ-76и из экспозиции Центрального музея ВОВ

Источник – dishmodels.ru

StuG III Ausf. G германская средняя САУ. Германские танки времён второй мировой.

Темы которые будут Вам интересны: