Сотый лишний

Германские танки серии E («Entwicklung», другими словами «проект») являются объектами особенного поклонения среди любителей германской бронетанковой техники. Самый почитаемой среди них есть самая тяжёлая из «проектных» машина E-100. Наровне с Pz.Kpfw.Maus, данный танк обычно именуется тем самым чудо-оружием, которое должно было позволить Третьему рейху переломить движение Второй мировой.

На самом же деле, данный танк сильно переоценён. Более того, «каноничная» история его создания полна недоговорок и ошибок. Кроме того внешний вид танка, ставший достоянием истории благодаря работам Вальтера Шпильбергера, не соответствует тому, что должно было оказаться в действительности…

Тигромышь

В июне 1942 года компания Porsche представила проект сверхтяжёлого танка Pz.Kpfw.Maus. Исходно танк очень сильно отличался от того, что в итоге было произведено в металле. Снаружи машина напоминала поднятый в размерах тяжёлый танк Pz.Kpfw.Lowe разработки концерна Krupp.

Исходный проект должен был весить около 120 тысячь киллограм, а в качестве оружия на нём употреблялась 149-мм пушка длиной 37 калибров. В Июне по требованию Гитлера у проектируемого танка была усилена броня, и установлена дополнительная башня с 75-мм пушкой. Данный проект, весивший уже 140 тысячь киллограм, было решено опять переделать. Практически обращение шла о совсем новом танке, в котором от начального проекта Pz.Kpfw.

Maus мало что осталось.

В случае если для детища Porsche новые веяния означали переделку, то для соперника, танка Pz.Kpfw. Lowe, смена курса стала роковой. Проект танка, что разрабатывался Krupp с 1941 года, закрыли в июле 1942 года. Нельзя сказать, что Krupp остался у разбитого корыта: для Pz.Kpfw.Maus концерн разрабатывал башню, орудие, да и корпусное производство всё равняется было бы налажено в Эссене.

И однако в концерне полагали, что у них имеется шанс наверстать потерянную пользу и забрать реванш за проигрыш Pz.Kpfw. Lowe.

Новый раунд борьбы между Krupp и Porsche начался 11 сентября 1942 года. На заседании между представителями нёсшего ответственность за разработку бронетанковой техники 6-го Управления оружий и представителями Krupp шло обсуждение работ по башне для Pz.Kpfw.Maus. Полковник Фриц Гольцгауэр волновался о том, что в конструкции танка Порше довольно много совсем агрегатов и новых узлов, включая двигатель.

Полковник Фёльферт, что отвечал в Krupp за танкостроительное направление, достаточно умело воспользовался опасениями Гольцгауэра. В качестве запасного варианта была предложена концепция другого Porsche танка боевой массой 150 тысячь киллограм. В конструкции перспективной автомобили предлагалось максимально применять элементы тяжёлого танка Tiger.

Гольцгауэр идею поддержал и внес предложение возвратиться к дискуссии данной идеи спустя месяц.

Сотый лишний

Башня, созданная Krupp для Pz.Kpfw.

Maus в июле-августе 1942 года. В итоге из данной башни концерн Krupp и решил «выращивать» соперника сверхтяжёлого танка Порше

Подобный «движение конём» концерн Krupp проворачивал неоднократно. За 6 лет до обрисовываемых событий Krupp, изначально выбранный в качестве изготовителя башни для среднего танка B.W. (будущий Pz.Kpfw.IV), смог добиться разрешения на изготовление двух прототипов собственного танка и в итоге обставил соперника в лице B.W. конструкции Rheinmetall. Вот и по сей день под предлогом упрощения Krupp планировал делать «кашу из топора», другими словами танк из башни.

Cтоит сходу подчернуть, что под «Тигром» подразумевался Pz.Kpfw.Tiger II, что именно сейчас пребывал в стадии проектирования. На это недвусмысленно показывает масса танка, что планировали использовать в качестве «донора» для новой автомобили – 65 тысячь киллограм.

Уже к середине ноября проект другого сверхтяжёлого танка готовься . Неофициально проект взял обозначение Tiger-Maus («Тигр-Мышь»); кроме этого в документах NARA он упоминается как Krupp-Maus. В отличие от конструкторского бюро Фердинанда Порше, в Krupp не стали закрывать корпусом ходовую часть.

Вместо этого было принято очень уникальное ответ, разрешавшее в один момент сделать танк шире ЖД габарита и при необходимости в данный самый габарит вписываться. Во-первых, танк, подобно Pz.Kpfw.Tiger и Tiger II, взял транспортные гусеницы. Во-вторых, для защиты бортов были созданы массивные экраны, каковые в транспортном положении снимались. Крановое оборудование при демонтаже и монтаже экранов крепилось конкретно на башне.

Проект предлагался в двух вариантах, причём на чертеже W 1671, если судить по описанию, башню переместили в кормовую часть корпуса. К слову, одвременно с этим башня «уехала» назад и у детища Porsche (чертёж K 3385 от 14 ноября 1942 года).

Чертёж E-100, март 1944 года. Стоит заменить катки на те, что употреблялись на Tiger II, — и в итоге окажется Tiger-Maus по состоянию на декабрь 1942 года

«Реванш» у Krupp не задался сначала. Кроме того простые расчёты подсказывали, что для 150-тонного Tiger-Maus кроме того при форсировании двигателя до 1000 л.с. большая скорость не превысит 20 км/ч. При же применения штатного Maybach 230 картина была бы ещё более печальной. Удельная мощность составила бы всего 4,51 л.с. на тонну. Для сравнения, британский пехотный танк infantry Tank Mk.I, имевший удельную мощность 5,98 л.с. на тонну, стремительнее 13 км/ч не разгонялся.

Приблизительно такую же скорость прогнозировали и для Tiger-Maus со штатными агрегатами от Pz.Kpfw.Tiger II. Одним словом, рабочая группа, в которую, кстати, входил и Фердинанд Порше, заметила в проекте Krupp больше недочётов, чем преимуществ.

Начался лихорадочный поиск другой силовой установки, более замечательной, чем HL.230. Возможно доходили двигатели, каковые планировалось применять для Pz.Kpfw.Maus. Неприятность была в том, что ни один из них не был в серийном производстве, а это убивало основную изюминку Tiger-Maus – быстроту постановки на конвейер. Похожие неприятности были с другими агрегатами и трансмиссией.

Всё это усугублялось тем, что с каждым месяцем за счёт роста толщины брони масса проектируемой автомобили росла, и в ноябре достигла 170 тысячь киллограм.

30 ноября 1942 года был подготовлен эскизный проект (чертёж W 1674) 170-тонного Tiger-Maus. Масса шасси составила 122 тонны, из них 82 тонны приходилось на конкретно корпус. В качестве силовой установки предполагалось применять мотор MB.507, тот же, что и на Pz.Kpfw.Maus.

Концепция применения бортовых экранов осталась на месте. На танке планировалось применять опорные катки с диаметром 650 мм, другими словами меньшим, чем на Tiger II.

Результат рассмотрения проекта 1 декабря 1942 года, в котором учавствовал Генрих Книпкамп, один из главных людей в 6-м Управлении Оружий, был неутешительным. В таком виде Tiger-Maus был не нужен, потому, что всецело была загублена сама мысль стремительного запуска танка в серию. При массе в 170 тысячь киллограм об применении двигателя, механизма поворотов, иных элементов и трансмиссии от Tiger II возможно было забыть.

Единственным разумным ответом выяснилось понижение массы за счёт уменьшения толщины бортовой брони.

Снизу вверх:

— E-100, февраль 1943 года;

— Pz.Kpfw. Maus, чертёж K 3387 от 1 января 1943 года;

— финальная конфигурация Pz.Kpfw. Maus, чертёж K 3632 от 2 ноября 1943 года

Уже спустя семь дней, 7 декабря 1942 года, концерн Krupp представил новую версию проекта (чертёж W 1677). Масса Tiger-Maus снизилась до 130 тысячь киллограм, диаметр опорных катков достиг 800 мм и сравнялся с теми, что употреблялись на Pz.Kpfw.Tiger II. В соответствии с расчётам, большая скорость должна была достигать 23 км/ч, но учитывая удельную мощность 5,4 л.с. на тонну, это смотрелось чересчур оптимистично.

В один момент был подготовлен другой вариант (чертёж W 1681) с кормовым размещением башни.

Рабочая группа, разглядевшая проекты 8 декабря 1942 года, сходу отмела вариант с кормовым размещением башни. Что касается главного варианта, то он был встречен положительно, потому, что в нём употреблялось множество компонентов от Tiger II. В качестве подвески для танка утвердили торсионы, и к осени 1943 года ожидалось изготовление первого прототипа.

Радость Книпкампа и Krupp была недолгой. Уже 15 декабря Гольцгауэр, по окончании последовательности консультаций в OKH (Oberkommando des Heeres, главное руководство сухопутных армий), решил – обязана остаться только одна «мышь». Окончательную точку в истории поставил Гитлер, что в полной мере справедливо посчитал, что детище Порше имеет больше возможностей.

Tiger-Maus ушёл в забвение. Но только чтобы опять возвратиться под новым обличием.

Арийский ребрендинг

В первых числах Марта 1944 года компания Adlerwerke из Франкфурта представила чертёж 021A38300 с проектом сверхтяжёлого танка E-100. Данный проект должен был стать самый тяжёлым танком в E-серии, программа по которой была инициирована Книпкампом в апреле 1943 года (по другой информации, E-100 начали разрабатывать в июне 1943 года). Концепция предусматривала, что автомобили серии E имели ходовую часть, элементы которой пребывали снаружи корпуса.

Фактически говоря, коллектив Adlerwerke под управлением главного конструктора Карла Йеншке (Karl Jenschke) занимался только ходовой частью, причём не только E-100, вместе с тем E-50 и E-75. На это стоит обратить особенное внимание, потому, что довольно часто Adlerwerke приписывают полную разработку E-100, E-50 и E-75, что не соответствует действительности.

E-100, состояние на январь 1945 года

В соответствии с чертежу, танк, вооружённый спаркой 149-мм и 75-мм пушек, должен был иметь боевую массу 140 тысячь киллограм. Предполагалось два варианта силовой установки. По первой версии, танк оснащался двигателем Maybach 230 мощностью 700 л.с., а механизмы и трансмиссия поворота заимствовались у Pz.Kpfw.направляться II. Ориентировочная скорость предполагалась на уровне 23 км/ч. Второй вариант должен был иметь некоторый новый 1200-сильный двигатель Maybach.

Не было конкретики и по трансмиссии с механизмом поворота для него. Очень оптимистично выглядит большая скорость – 40 км/ч, в особенности в случае если учесть удельную мощность 8,57 л.с. на тонну. Изюминкой танка было применение уже привычных нам съёмных транспортных гусениц и бортовых экранов при перевозке по железной дороге.

Большая скорость 23 км/ч, съёмные экраны, применение двигателя, механизма и трансмиссии поворотов от Tiger II… ничего не напоминает? Да-да, никакой неточности, перед нами фактически всё тот же Tiger-Maus, но с ходовой частью от Adlerwerke. Вместо торсионной подвески сейчас предлагается пружинная, а диаметр катков увеличен до 900 мм. Авторы чертежа кроме того поленились поменять башню. Совершенно верно такую же башню имел Pz.Kpfw.

Maus на чертеже K 3387 от 1 января 1943 года. В таком виде башня просуществовала чуть больше 14 дней, по окончании чего её снова переделали. А тут мы видим башню более чем годичной давности, более того – с орудием 15 cm KwK L/37, от которого совсем отказались в марте 1943 года.

Моторное отделение. Прекрасно заметно, что сборка танка существенно продвинулась

То, что в действительности новый танк есть практически извлечённым из нафталина проектом более чем годичной давности, Книпкамп очень и не скрывал. Первоначально, действительно, он убедил Гольцгауэра в том, что это вторая машина, и занимается ею вторая компания. В действительности за проектом стоял Krupp, а из небытия Tiger-Maus достали в связи с размораживанием программы серийного производства Pz.Kpfw.Maus.

Логика Книпкампа была в полной мере понятной: в лице E-100 получалась более несложная и лёгкая (если сравнивать с Pz.Kpfw.Maus) машина сверхтяжёлого класса.

Однако таковой башни, как на чертеже 021A38300, танк точно не взял бы. Кроме того, что от 149-мм пушки отказались ещё в марте 1943 года, сама башня за прошедшее время очень сильно изменилась. Уже в марте 1944 года Krupp начал работу над новой башней, более известной как башня Maus II.

От округлой формы лобовой части отказались, башня оказалась более технологичной, а орудия (128-мм KwK L/55 и 75-мм KwK L/36) разместили одно над вторым. Ещё одним серьёзным трансформацией стала установка дальномера. E-100 кроме этого должен был взять такую башню, но с массой, сниженной до 35 тысячь киллограм.

Уменьшение массы более чем на 10 тысячь киллограм достигалось за счёт понижения толщины бортов башни до 80 мм.

Бортовые экраны, каковые в боевом положении должны были закрывать ходовую часть Е-100

Не обращая внимания на рвение со стороны Книпкампа и Krupp, E-100 не рассматривали как палочку-выручалочку. Во-первых, весной 1944 года опытный образец Pz.Kpfw.Maus уже вовсю катался на полигоне под Бёблингеном, в том месте же шла сборка второго примера. E-100 же предстояло ещё спроектировать и собрать.

Во-вторых, компоненты для танка конструкции КБ Фердинанда Порше к тому моменту уже были довольно освоены. Так, мысль стремительной постановки соперничающего танка на производство за счёт применения уже имеющихся серийных агрегатов от Tiger II становилась частично неактуальной. В-третьих, отличие в весе танков в 140 и 189 тысячь киллограм уже не столь громадная, и для них в любом случае требовались особые платформы. В-четвёртых, по уровню защиты, в особенности по толщине бортовой брони, Pz.Kpfw.

Maus превосходил соперника. Одним словом, острой необходимости в новом танке не было.

Отделение управления E-100

Всё, чего удалось добиться лоббистам проекта E-100, – это разрешения на изготовление опытного образца с массо-габаритным макетом башни. Его удалось взять на фоне возможностей шасси E-100 в качестве базы для противотанковой САУ с двумя вариантами оружия (15 cm StuK L/63 и 17 cm StuK L/53). Как возможно делать выводы, изначально появилась мысль новые пушки в штатную башню, но стало известно, что таковой номер не пройдёт. Pz.Kpfw.

Maus в качестве базы не доходил, потому, что его корпус был через чур высоким. В итоге было решено проектировать Sturmgeschutz E-100. Для обкатки ответов для будущего самоходного шасси умелый танк и строился, но возможно высказать предположение, что Krupp и Книмкамп ещё лелеяли надежду протолкнуть свой автомобиль как замену Pz.Kpfw.Maus.

Таким E-100 должен был быть в серии. Про фантазии с другой башней возможно смело забыть, они не имеют под собой никаких оснований

10 июля 1944 года Гитлер отдал приказ об остановке работ по сверхтяжёлым танкам и САУ. Распоряжение выполнили, но частично. В конструкцию Pz.Kpfw.Maus вносили разные трансформации, впредь до замены бензинового мотора на дизельный. Работы закончились лишь по окончании того, как оба прототипа перевезли в Куммерсдорф, где Порше и компания уже не могли заниматься доводкой собственного детища.

С E-100 обстановка была ещё более комичной: в случае если Порше втихую лишь доводил собственные танки, то создатели соперничающей автомобили втихую её собирали.

В качестве площадки для сборки был выбран полигон Henschel в Хаустенбеке, рядом от Падерборна. Выбор этого места не случаен: по большей части на E-100 употреблялись агрегаты Tiger II, так что Henschel была заинтересованной стороной в проекте. В виду сложной обстановки на перегруженности и фронтах фирм, занятых по программе E-100, работа по сборке умелого шасси шла очень медлительно. По состоянию на январь 1945 года, корпус был по большей части готов, как и наполнение моторного отделения.

Частично была собрана и ходовая часть, но потому, что Adlerwerke смогла выделить всего трёх человек, а пружины послали в малоизвестном направлении, подвеска была не готова. Если судить по состоянию E-100 на конец войны, пружин так и не дождались.

Таким Е-100 достался американцам и англичанам. Как возможно подметить, ходовая часть так и осталась собранной только частично

В мае 1945 года незаконченное шасси E-100 появилось в руках союзников. Американцы ограничились изучением захваченных в Хаустенбеке автомобилей. Что же касается британцев, то у них были другие замыслы.

Нужно заявить, что к моменту захвата E-100 был частично разукомплектован самими немцами. Британцам, наверное, удалось отыскать пропавшие пружины, потому, что уже летом 1945 года ходовую часть удалось собрать, и шасси выкатили из ангара наружу.

Собрав все имеющиеся элементы, британцы загрузили шасси E-100 на сверхтяжёлый трейлер, и машина отправилась в сторону Туманного Альбиона. Вместе с E-100 британцы вывезли и массу вторых автомобилей. Уже в Англии на танк установили гусеницы, но информация о том, что он проходил ходовые опробования, не соответствует действительности.

До начала 50-х годов E-100 пребывал в танковой школе в Бовингтоне, а позднее его реализовали на металлолом, как и большая часть автомобилей, приехавших из Хаустенбека.

Е-100 незадолго до отправки в Англию.

Ходовую часть собрали, но чтобы шасси было несложнее катать, гусеницы не надевали. Их надели уже в Англии

Как возможно подметить, настоящая история E-100 резко отличается от «каноничной». Правда жизни такова, что вместо совершенного чудо-оружия в действительности вырисовывается единожды отвергнутая машина, которую лоббисты пробовали пропихнуть второй раз. Перед Pz.Kpfw.Maus она не имела ровным счётом никаких преимуществ. Помимо этого, имеются громадные сомнения в способности E-100 выдержать заданные характеристики.

Одним словом, E-100 представляет собой один громадный символ вопроса, как, но, и вся E-серия. По состоянию на март 1945 года ни одного «Ё-мобиля» не значилось в перспективных программах, что кое о чём говорит.

Источники:

  • NARA (National Archives and Records Administration)
  • BAMA (Bundesarchiv)
  • Panzer Tracts No. 6–3 — Schwere-Panzerkampfwagen Maus and E 100 development and production from 1942 to 1945, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2008, ISBN 0–9815382–3–1
  • Special Panzer Variants: Development — Production – Operations, Walter J. Spielberger, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 2007

Extra Jabardasth — 9th September 2016- 100 Episode Special Full Episode – ETV Telugu

Темы которые будут Вам интересны: