Skoda т-40: попытка танкового ренессанса

Skoda т-40: попытка танкового ренессанса

По окончании поражения Германии во Второй мировой у Чехословакии стало возмможно вернуть себе статус одной из наибольших танковых держав. Оказать помощь в этом должно было «наследство», оставшееся от шести лет вынужденной работы на потребности оккупантов. Опыт, документация и техническая база весьма понадобились чехословацким конструкторам в первое послевоенное десятилетие, появлявшееся для них периодом самой бурной деятельности.

По ряду причин, среди которых и экономические, и политические, большая часть проектов того времени не только не попали в серийное производство, но кроме того не были доведены до стадии прототипа. Однако они являются памятником технической мысли и заслуживают подробного изучения. Один из таких проектов — средний танк Škoda Т-40.

Смутный план армейского университета

В 1945 году армейские организовали тактико-технические требования к военной машине называющиеся Tank Všeobecneho Pouziti (TVP) — «Танк неспециализированного пользования». По плану армейских, данный универсальный средний танк должен был быть защищён бронёй толщиной 65 мм, вооружён 88-мм пушкой и может развивать скорость около 50 км/ч. В качестве дополнительного оружия армейские потребовали установить на TVP спаренную установку из огнемёта и пулемёта.

Вопреки распространённому точке зрения, Škoda Т-40 есть не частью проекта чехословацкого универсального танка, а параллельной разработкой

В рамках данной концепции огромную работу проделали эксперты Военно-технического университета (VTU), создавшие целое семейство танков, различавшихся некоторыми подробностями. В собственном фундаментальном труде о чехословацком танкостроении 1945–1955 годов историк Мартин Дубанек включил в их проект и число компании Škoda. Это неверное суждение, которое сравнительно не так давно нашёл и исправил второй чешский историк, Иржи Тинтера.

В действительности VTU и Škoda шли хоть и родными, но различными дорогами.

И сам проект Военно-технического университета, и тактико-технические характеристики, заложенные в него, представляли собой в основном концепцию, нежели готовое техническое ответ. Как мы знаем, что у танка предполагалось наличие рессорной подвески, шести опорных и трёх поддерживающих катков. Ходовая часть в целом была проработана достаточно схематично и нуждалась ещё в продолжительной и глубокой проработке.

Оставалось неясным то, какой двигатель будет приводить танк в перемещение.

В отличие от танка экспертов из VTU, конструкторы Škoda не просто изобразили на собственных кульманах приблизительный чертёж, но и совершили расчёты для собственного «параллельного» среднего танка. И, не смотря на то, что кое-какие внешние и конструкционные элементы были схожи, различий между проектами было намного больше.

Т-40: продуманный, но не воплощённый

Для танка Военно-технического университета была создана башня сложной формы с V-образным лобовым страницей. Башня Škoda Т-40 отличалась куда большей технологичностью и сильно напоминала подобные изделия германской компании «Крупп». Сходство неслучайно, поскольку с «Круппом» фабрики Škoda трудились в течении всей Второй мировой а также выстроили для немцев некое количество башен и корпусов тяжёлого танка Tiger II.

В соответствии с требованиями к калибру в башне должно было устанавливаться 8,8-см орудие, практически — германская пушка KwK 36 L/56, такая же, как была на «Тигре». В «чехословацком» варианте на ней отсутствовал дульный тормоз. От огнемёта конструкторы отказались, ограничившись пулемётом, спаренным с орудием.

Орудийная маска Т-40 была близнецом той, которую на фабриках «Круппа» собирались устанавливать в умелую «узкую» башню среднего танка «Пантера».

В отличие от силовой установки TVP, с которой не было ясности, «Шкода» имела для собственного танка фактически готовое ответ в виде X-образного дизеля воздушного охлаждения Škoda 16ADH140 мощностью 700 л. с. при 2000 об/мин. И не смотря на то, что данный двигатель не удовлетворял требованиям армейских по удельной мощности (в лошадиных силах на тонну), но разогнать 40-тонный танк до нужных 50 км/ч он имел возможность. В конструкции Т-40 употреблялась не рессорная, а более продвинутая торсионная подвеска.

Главной проблемой Škoda Т-40 (как и TVP) оставалось заведомо недостаточное бронирование. Но винить в этом конструкторов неправильно. Армейские, разрабатывая требования, ориентировались на коммунистический Т-34-85, что не был самым защищённым танком в 1945 году.

За исключением брони, детище инженеров компании Škoda выяснилось в полной мере современным и весьма увлекательным с позиций конструкции. Не занимаясь прямым копированием советских либо германских технических ответов, создатели Т-40 объединили опыт этих двух замечательнейших танковых школ в достаточно гармоничной и уникальной машине. Которая, к сожалению, так и не была воплощена в металле.

Просматривайте кроме этого:

  • его танки и Человек. Александр Морозов.
  • БТ-7 Артиллерийский. Дебют танка помощи.
  • Бронированные сумоисты. Японские тяжёлые танки.
Создатель текста — Юрий Пашолок

Skoda T 40 — По окончании апа — Гайд

Темы которые будут Вам интересны: