Шведские танки отто меркера

Достаточно бурное для маленькой страны развитие танкостроения в межвоенной Швеции стало причиной созданию занимательных, а по некоторым направлениям — кроме того передовых образцов бронетанковой техники. Примером таких автомобилей может служить маленькое и уникальное семейство боевых автомобилей, созданных под управлением германского конструктора Отто Меркера. В колесно-гусеничных танках компании Landsverk были необычно решены вопросы ограниченного ресурса гусениц и недостаточной своевременной подвижности.

«Стридсвагн» — брат «панцеркампфвагена»

Развитие бронетанковой техники в нейтральной Швеции в межвоенный период может показаться не совсем понятным. Да, со второй половины XIX века шведы изобрели большое количество чего увлекательного, начиная от телефона Эриксона и разводного гаечного ключа Йохансона до сепаратора и доильного аппарата де Лаваля. Но большая часть из этих изобретений носило мирный темперамент и послужило успешному развитию экономики страны.

Важным исключением тут выглядит разве что динамит Нобеля – но и тот удачно обнаружил среди них и мирное использование, к примеру, в горнодобывающей индустрии.

И вот в не сражавшейся уже более века стране неожиданно начинают создаваться бессчётные образцы военной техники. Причем шведские танки не плетутся в хвосте у образцов, созданных конструкторами передовых армейских держав того времени. Напротив, время от времени идеи, в первый раз воплощенные в железе как раз в шведских автомобилях, лишь позже реализуются в танках других государств.

Как шведским создателям танков удалось добиться для того чтобы стремительного и качественного прогресса? Да, в Швеции было большое количество собственных изобретателей и подготовленных инженеров. Но чтобы скоро создать с нуля передовую танкостроительную отрасль, этого все же мало.

В межвоенной Европе была еще одна довольно малая (к тому же юная) страна, которая кроме этого сходу вошла в клуб законодателей танковой моды – Чехословакия. У истории развития чехословацкой и шведской танковой индустрий большое количество неспециализированного. И основное, что их объединяет – это германские конструкторы, внесшие большой вклад в развитие бронетанковой техники обеих государств.

Версальский соглашение, запретивший Германии иметь собственные танки, покинул без работы многих гениальных германских конструкторов. Не отыскав применения своим знаниям и умениям на родине, они приложили руки к созданию танков в мире, от СССР до Японии, но как раз в шведском и чехословацком танкостроении они покинули самый глубочайший след.

Создатель известного A7V Йозеф Фольмер был, возможно, самым известным из «кочующих» германских конструкторов. Созданный им в самом финише войны Lk II стал первым принятым на вооружение в Швеции танком Strv m/21. Десять произведенных под видом тракторов и тайно доставленных в Швецию в разобранном виде танков Фольмера до 30-х годов были единственными танками шведской армии (пять из них в конце 20-х были модернизированы и стали называться Strv m/29).

Шведские танки отто меркера

Танк Strv m21–29 – он же Lk II

bjorns-story.se

Сам Фольмер потом перебрался в Чехословакию, где в 20-х годах присоединился к конструкторам «Шкоды» и трудился над созданием необычных колесно-гусеничных танков КН-50, КН-60 и КН-70 на базе трактора Hanomag WD-50PS.

Приблизительно одвременно с этим в Германии второй гениальный инженер Отто Меркер разрабатывал собственный колесно-гусеничный «трактор». Как мы видим, обход условий Версальского соглашения для творческих людей был задачей не простой, но в полной мере преодолимой. К 1929 году прототип танка также- Kampfwagen M 28 (Rader M 28) привёл к определённому интересу у германских военных и должен был по окончании производства маленькой партии из пяти автомобилей отправиться на опробования.

Данной необыкновенной германской машине и было суждено стать родоначальником маленького семейства не меньше необыкновенных шведских танков.

Танк L-5

Танк Rader-Raupen Kampfwagen M 28, он же Stridsvagn L-5

www2.landskrona.se

Танк Меркера был еще одной вариацией на актуальную в те годы идею колесно-гусеничного танка. Небольшой ресурс тогдашних гусениц воодушевлял на храбрые опыты конструкторов во многих государствах. Вместо применения в качестве колесного движителя катков гусеничного (по окончании снятия гусениц, как у танков Кристи и БТ), Меркер дополнительно к простой многокатковой гусеничной ходовой части с задним размещением ведущего колеса добавил четыре колеса автомобильного типа.

Они монтировались на совокупности подъема-опускания, разрешавшей поменять тип движителя без выхода экипажа из танка, имели цепной привод на задний мост и не были ничем защищены.

Сам танк массой в 7 тысячь киллограм приводился в перемещение бензиновым двигателем Daimler-Benz в 50 лошадиных сил. Он имел противопульное бронирование и не совсем классическую компоновку с боевым отделением в средней части, двигателем в задней и двумя постами управления. Один из них пребывало спереди, а второй – в корме.

По плану конструктора, второй шофер при необходимости должен был существенно улучшить маневренность танка при перемещении задним ходом. В маленькой башне с оружием из 37-мм пушки и 7,92-мм пулемета должны были размещаться начальник автомобили, наводчик и стрелок. Еще один пулемет устанавливался как курсовой.

Боекомплект танка складывался из 200 снарядов и 2000 патронов.

В случае если сам процесс создания «трактора» еще возможно было утаить от союзной рабочей группы, то с налаживанием кроме того мелкосерийного производства танков в стране имелись определенные сложности. агрегаты и Узлы танков Меркера выпускались в Германии, а сборку наладили на мощностях выкупленной германским капиталом компании Landsverk в Швеции. Тут же Rader M 28 был переименован в L-5. Всего было выстроено шесть танков, из них три последних оснастили более замечательными 70-сильными двигателями Bussing-NAG D7.

Что касается устройства совокупности смены хода, на первых четырех выпущенных танках она приводилась в перемещение электродвигателями, а на двух последних – гидравликой.

Шасси L-5

Конструкция новой автомобили была «сырой» — к примеру, как указывается в шведских источниках, совокупность привода танка была такой слабой и склонной к поломкам, что при перемещении по распутью с танка для облегчения массы приходилось снимать башню. Опробования, проходившие в Швеции и в СССР (одна машина была послана в германскую танковую школу «Кама» под Казанью) продемонстрировали, что M 28 сложен в эксплуатации, а его основное ноу-хау – совокупность смены хода – ненадежна и довольно часто выходит из строя. На этом интерес германских армейских к колесно-гусеничным танкам Отто Меркера иссяк.

Но вот шведы идеей загорелись. На то было пара обстоятельств. В германском справочнике Хейгеля «Танки» 1936 года по этому поводу сообщено:

«Развитие колесно-гусеничных автомобилей в Швеции происходит с громадным рвением. Наряду с этим считаются с громадными расстояниями в территориально-растянутой стране, и со слабо развитой ж.-д. сетью в северной части Швеции. В противоположность вторым государствам, в Швеции автомобилями ограниченной проходимости по местности, в особенности зимой, обойтись нереально.

Из этого к военным машинам предъявляется требование полной проходимости вне дорог».

Танк L?30

С 1930 года компания Landsverk и ее основной конструктор Меркер начали работу над новой колесно-гусеничной машиной. Результатом данной работы стал танк L-30. Он был больше L-5 и лучше защищен (11,5 тысячь киллограм, толщина брони от 6 до 14 мм), но в целом сохранил компоновку собственного предшественника.

От поста управления в корме в этом случае отказались: экипаж автомобили состоял сейчас из трех человек – водителя в передней части и начальника с наводчиком в башне. В качестве силовой установки на L-30 употреблялся карбюраторный двигатель Maybach с мощностью и жидкостным охлаждением в 150 л.с. Оружие колесно-гусеничного шведского танка складывалось из той же 37-мм пушки Bofors и спаренного с ней пулемета в башне.

Танк L-30 на гусеничном ходу

aviarmor.net

Всецело были переработаны ненадежные у L-5 механизм смены и ходовая часть движителя. На опробованиях в первой половине 30-ых годов двадцатого века L-30 показал весьма хорошую подвижность: на гусеницах он разгонялся до 35 км/ч, а на колесном ходу – до 75 км/ч.

Переход с гусеничного движителя на колесный и обратно равно как и в L-5, не потребовал выхода экипажа из танка. Сам процесс замены продолжался порядка 30 секунд и мог осуществляться кроме того без полной остановки танка, что было большим преимуществом если сравнивать с советскими колесно-гусеничными танками семейства БТ – их экипажи справлялись с аналогичной задачей в течении приблизительно получаса. Тот же справочник Хейгля отмечает:

«Колесно-гусеничный танк Landsverk 30 есть доказательством того, что в колесно-гусеничных автомобилях возможно решена неприятность сочетания своевременной подвижности танков, в случае если лишь удастся поддерживать малоуязвимость ходовой части на уровне движителей простых танков и бронеавтомобилей».

Танк L-30 на колесном ходу

sphf.se

L-30 для собственного времени был технологически очень идеальным танком. Не считая неповторимой гибридной ходовой части, в нем, к примеру, для соединения бронедеталей использовалась сварка, что на фоне классических для того времени заклёпок и уголков было громадным шагом вперед. Но по многим причинам, о которых будет поведано мало ниже, он так и не отыскал помощи среди шведских военных, и в итоге остался созданным в единственном экземпляре.

Последней колесно-гусеничной машиной, над которой трудилась компания Landsverk, был танк L-80, проект которого был представлен в первой половине 30-ых годов XX века. Новая машина должна была весить значительно меньше — около 6,5 тысячь киллограм, что, при той же мощности двигателя, давало бы практически в два раза громадную удельную мощность. Колеса при перемещении на гусеничном ходу должны были убираться в защитные кожухи.

вооружение и Защищенность L-80, вероятнее, должны были остаться такими же, как у L-30 – лишь наклон лобовой подробности корпуса планировалось расширить. Вероятно кроме этого, что вместо 37-мм пушки Bofors планировалась установка 20-мм автоматической пушки Madsen.

Схема танка L-80

tbrus.ucoz.ru

Видятся утверждения о том, что прототип L-80 выстроили – но ни документов, ни фотографий, каковые имели возможность бы подтвердить это, не имеется. Вероятнее, он так и остался в виде схем, макетов и чертежей.

Танк L-10

Танк L-5, что привез из Германии Отто Меркер, понравился шведам не только возможностью стремительной изменении из колесного в гусеничный и обратно. По своим более привычным главным танковым чертям (защищенность, подвижность и вооружённость на классическом гусеничном ходу) он также был в полной мере хорош.

Исходя из этого в то время, когда в первой половине 30-ых годов двадцатого века компания Landsverk начала работы над L-30, параллельно с этим проектировался и его вариант без колесного движителя L-10. Он имел значительно меньшую большую скорость, но сэкономленный за счет отказа от громоздких навесных конструкций вес был «освоен» для усиления защищенности – толщина лобовой брони у L-10 достигала солидных для легкого танка тех лет 24 мм.

Легкий танк L-10

aviarmor.net

Помимо этого, L-10 имел лучшую проходимость, более несложную конструкцию и был значительно дешевле. В итоге единственное очевидное преимущество L-30 в виде высокой скорости на колесном ходу было перевешено несколькими столь же очевидными преимуществами L-10. На вооружение шведской армии был принят L-10, названный Stridsvagn m/31.

Равно как и у L-30, его башня и корпус планировали при помощи сварки. Оружие танка складывалось из 37-мм орудия Bofors, спаренного с ней и курсового пулеметов. Большая скорость L-10 достигала 40 км/ч.

Но и этому легкому танку компании Landsverk вырыла яму сама же компания Landsverk. В данный же период ею разрабатывался и был предложен армейским проект танка L-60 с торсионной подвеской. Более идеальная машина в итоге весьма заинтересовала шведских армейских, и в полной мере неплохой для начала 30-х L-10 был закуплен всего в трех экземплярах.

Отто Меркер трудился в Швеции до 1936 года, конструируя для Landsverk артиллерийские тягачи и танки. По окончании возвращения в Германию он стал участником НСДАП и с 1942 года под управлением Альберта Шпеера трудился в Имперском министерстве военного и вооружений производства, занимаясь организацией производства подводных лодок. По окончании войны Меркер занимал пост председателя совета директоров компании «Рейншталь Ханомаг» и являлся членом правления группы «Рейншталь».

В годы его управления «Ханомаг» создал для бундесвера БТР HS 30 и БМП «Мардер».

Источники:

  • http://www2.landskrona.se/kultur/landsverk/militart/pansarstart.html
  • http://www2.landskrona.se/kultur/landsverk/militart/stridsvagnar/l5.html
  • http://www2.landskrona.se/kultur/landsverk/militart/stridsvagnar/l30.html
  • http://www2.landskrona.se/kultur/landsverk/militart/stridsvagnar/l10.html
  • http://www.sphf.se/Axvall/fm-31.htm
  • http://www.militaryfactory.com/armor/detail.asp?armor_id=547
  • http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/sweden/landsverk_l80.htm
  • http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/rader_m28.htm
  • http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/sweden/landsverk_l30.htm
  • http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/sweden/landsverk_l10.htm

Александр Сирота
/
Самая скорострельная гаубица в мире
История создания послевоенных шведских САУ — прототипа Artillerikanonvagn 151 и серийной Bandkanon 1

  • артиллерия
  • военная техника
  • Швеция

Александр Сирота
/
Последний средний танк Европы
Шведский средний танк Strv 74 пара «выбивается» из главного русла танкостроительных тенденций собственного времени

  • танки
  • военная техника
  • Швеция

Стрим — Все шведские танки в одном стриме

Темы которые будут Вам интересны: