Шустрая гаубица

Моторизацией собственной артиллерии армия США озаботилась еще в годы Первой Мировой. Достаточно продолжительное время в Соединенных Штатах длились попытки создать самоходную установку на шасси легкого гусеничного трактора Holt. Параллельно с этим похожую машину разрабатывал Джон Уолтер Кристи.

Оба проекта по различным обстоятельствам американских армейских не устроили. Вторая попытка заполучить самоходную установку была предпринята в первой половине 30-ых годов двадцатого века. Но, и САУ Howitzer Motor Carriage T1 кроме этого осталась умелой.

В следующий раз возможность обзавестись самоходной артиллерией в виде Howitzer Motor Carriage T18 показалась у американской армии только спустя 10 лет.

Скоростной секретер

Опять о самоходной артиллерии американские армейские задумались лишь во второй половине 30-х годов. Во многом затянувшаяся пауза была связана с нежеланием наступать на прошлые грабли и проектировать самоходную установку на базе, которая не пребывала в серийном производстве.

По окончании продолжительного периода поисков и подковерных игр к 1935 году армия США взяла, наконец, серийные танки. Пехота вооружалась легкими танками семейства Light Tank M2, а кавалерия – легкими танками семейства Combat Car M1. Эти шустрые автомобили, вооруженные пулеметами, стали знаком перевооружения американской армии во второй половине 30-х годов.

Шустрая гаубица

Howitzer Motor Carriage T3, Абердинский полигон, январь 1940 года

Мысль разработки самоходной артиллерийской установки на базе серийного легкого танка лежала на поверхности. Оружие американских боевых автомобилей, складывавшееся из одного крупнокалиберного пулемета и двух-трех пулеметов винтовочного калибра, очень сильно ограничивало их боевые возможности.

Отсутствие пушечного оружия на этих танках было связано с тем, что американская 37-мм короткоствольная танковая пушка по бронепробитию кроме того чуть уступала пулемету 12,7-мм Browning M2. Разработка более замечательного орудия для танков в начале 30-х годов зашла в тупик, так что особенной альтернативы у американцев в то время просто не выяснилось. А вот острая необходимость в военной машине помощи, вооруженной чем-то более солидным, чем крупнокалиберный пулемет, осталась.

Эта же машина в гарнизоне Форт-Брэгг, штат Северная Каролина, где она проходила первый этап огневых опробований

Первой попыткой создать легкую САУ на шасси серийного танка стала машина на базе Light Tank M2A1. Созданная во второй половине 30-ых годов двадцатого века, в качестве оружия она взяла 47-мм пушку. Но, ее опробования была неудачными.

Через чур не сильный для для того чтобы орудия бронепробитие лишало идею смысла.

За пехотой собственную самоходную установку захотела кавалерия. 27 июля 1938 года произошло заседание в штабе 7-й кавалерийской бригады (Форт-Нокс, штат Кентукки), являвшейся центром механизации американской кавалерии. На нем обсуждалась концепция автомобили помощи танков.

В качестве оружия для нее предлагалось применять 75-мм гаубицу Pack Howitzer, ту же самую, что ставилась на HMC T1. Самоходная гаубица должна была пребывать в одном строю с танками и поражать цели с родных расстояний. В качестве базы для нее в полной мере ожидаемо рассматривался легкий танк кавалерии Combat Car M1.

Для опробований в некоторых режимах на стволе гаубицы была закреплена 37-мм пушка

9 марта 1939 года произошло совещание Технического комитета по оружию, на протяжении которого была утверждена постройка опытного образца самоходной установки. Проектируемой машине было присвоено обозначение Howitzer Motor Carriage T3. С нуля ее строить не стали: в качестве базы для HMC T3 был забран танк Combat Car M1, серийный номер 54, регистрационный номер U.S.A. W 40153.

Это не только разрешило унифицировать машину с танками, каковые она должна была сопровождать, но и заметно упростило ее изготовление. На опробования HMC T3 вышел уже в январе 1940 года. Боевая масса автомобили выросла до 9072 кг.

В базисное шасси фактически никаких трансформаций, если сравнивать с Combat Car M1, не вносилось. Главные переделки касались отделения управления и боевого отделения. Танк лишился главной башни, наряду с этим начальнику установили малую башню от Light Tank M2A3.

Для повышения внутреннего количества боевого отделения его высоту сделали пара большей.

Не обращая внимания на все ухищрения, в HMC T3 место изначально нашлось всего для трех членов экипажа. Связано это было с тем, что большую часть боевого отделения заняла 75-мм гаубица M1A1 и ее ограждение. А на изготовленной в металле машине места осталось всего для двух членов экипажа. Но в САУ нашлось место 61 патронам и 3600 снаряду.

Размещенную в правой части боевого отделения гаубицу наводил механик-водитель, а заряжал начальник. Для наведения на цель употреблялся штатный прицел гаубицы. Одним словом, оказалась необычная пародия на исходную концепцию французского танка Char B, стремительная, но без брони.

Боковой люк на цепочках придавал HMC T3 сходство с секретером

В чем нельзя обвинить конструкторов HMC T3, так это в недочёте у их детища люков. Частично это было связано с тем, что при стрельбе в тесного боевого отделения скапливалось большое количество пороховых газов, а вопрос вентиляции как-то требовалось решать. Большой двустворчатый люк разместился над установкой гаубицы, еще один люк, откидывающийся вниз и держащийся в таком положении на цепочках, был предусмотрен в правом борту.

Он придавал машине вид секретера на гусеницах.

Но, и этого создателям HMC T3 было мало. Дело в том, что гаубица в САУ в простом положении не могла для горизонтального наведения на цель без поворота всего корпуса автомобили. По данной причине в лобовом странице боевого отделения был двустворчатый люк, открытие которого разрешало развернуть гаубицу на 10 градусов влево и на 15 градусов вправо.

Наряду с этим, но, в лобовом странице образовывалась огромная дыра, гостеприимно приглашавшая вовнутрь пули и осколки.

Машина на протяжении опробований в Форт-Ноксе, июнь 1940 года

Опробования на Абердинском полигоне начались в 20-х числах января 1940 года. В их ходе машина разогналась до 72 км/ч, другими словами ее динамика осталась на уровне Combat Car M1. Но, скоростные характеристики были серьёзными, но не главными для данной автомобили.

13 февраля HMC T3 поступил в Форт-Брэгг, штат Северная Каролина, где был Департамент полевой артиллерии. Тут изучение автомобили, и ее опробования проходили до 11 марта. Артиллеристы к гаубице приделали 37-мм пехотную пушку M1916, дабы оценить возможность ведения огня водителем, что в данной САУ в один момент являлся наводчиком.

В Форт-Брэгге машиной остались, мягко говоря, не весьма довольны. Было обнаружено, что его ограждение и орудие из-за отката занимают слишком много места. С наведением на цель также обнаружились неприятности, а вот сама машина наряду с этим была хорошей целью, потому, что вела пламя из неподвижного положения.

Неудачей закончилась и стрельба по движущимся мишеням. Нет, по целям кроме того получалось попадать, но с момента обнаружения до первого выстрела проходило 27 секунд. При первых огневых опробованиях из 16 выстрелов удалось добиться 11 попаданий, во второй же раз из 14 выстрелов цели достигли всего 2.

Опробования по стрельбе в движении также не принесли хороших результатов.

На протяжении опробований в первой половине 40-ых годов двадцатого века самоходная установка взяла имя собственное Griffith

Неспециализированный вердикт артиллеристов был следующим: Howitzer Motor Carriage T3 негодна для применения в качестве средства помощи механизированных соединений. Наряду с этим Департамент полевой артиллерии составил собственный видение аналогичной автомобили. Согласно точки зрения артиллеристов, такая САУ должна была весить не более 11,5 маленьких тонны (10,43 метрической тонны), наряду с этим ее подвижность должна была оставаться на уровне кавалерийских танков.

Экипаж автомобили должен был состоять минимум из четырех человек, а в совершенстве – из пяти, наряду с этим механик и командир-водитель занимались бы лишь собственными обязанностями. Бронирование лобовой части САУ должно было защищать ее от огня 37-мм пушек. 75-мм гаубица в качестве главного оружия в полной мере доходила, но наряду с этим длину ее отката требовалось сократить до 30 см, а скорострельность расширить до 10 выстрелов в 60 секунд.

С правой стороны HMC T3 возила воздушное пространство. Большое количество воздуха. Из-за громадной внушительных размеров и длины отката ограждения места для экипажа тут не осталось

С таковой нелестной оценкой самоходку HMC T3 послали клиенту в Форт-Нокс, куда она прибыла 18 марта 1940 года. По окончании опробований в Форт-Брэгге машина потребовала ремонта, что производился в Апреле. Кроме всего другого, было нужно поменять двигатель. После этого последовали опробования, на протяжении которых машина преодолела 1274 километра. В мае самоходная установка участвовала в маневрах 3-й армии в Луизиане, пройдя, в общем итоге, 1077 километров.

Приблизительно одвременно с этим HMC T3 взяла имя собственное Griffith. Летом САУ еще раз принимала участие в огневых опробованиях.

В целом машина сохранила динамику Combat Car M1, но больший вес пара увеличил время разгона. Повышение массы повлияло и на маневренность. Помимо этого, размещение гаубицы справа сместило центр тяжести автомобили. Что же касается конкретно орудийной установки, то выводы кавалеристов были во многом схожими с теми, что сделали артиллеристы из Форт-Брэгга. Машина оказалась через чур тесная и неудобная.

Створки, каковые давали возможность вести горизонтальную наводку орудия, приходилось открывать снаружи. Размещение боекомплекта было признано неудачным. На огневых опробованиях за 50 секунд экипажу удалось сделать всего 3 выстрела.

Данный кадр наглядно показывает удобство работы экипажа HMC T3. Эргономичнее наводить пушку выяснилось не механику-водителю, а начальнику, что в один момент был и заряжающим, и башенным пулеметчиком

Кавалеристы кроме этого признали САУ HMC T3 не отвечающей требованиям к машине помощи. Базу Combat Car M1 посчитали через чур маленькой для таковой самоходной установки. Более логичным ответом виделось изготовление подобной САУ на базе среднего танка. Это предложение раздалось на фоне довольно успешных опробований Medium Tank T5E2, имевшего совершенно верно такое же оружие в подобной установке.

Создание 75-мм САУ оставалось приоритетным, но аппетиты армейских стали расти. В вердикте, вынесенном умелой САУ, был зафиксировано пожелание расширить калибр самоходного орудия до 105 мм.

Опоздавшая на опробования

По окончании неудачи при разработке HMC T3 работы над легкой САУ помощи танков застопорились приблизительно на год. За это время американские танковые армии заметно видоизменились. Грань между танками для кавалерии и пехоты стерлась, а Combat Car M1 стал Light Tank M1A2.

На смену пулеметным Light Tank M2A2 и M2A3 пришел куда более идеальный Light Tank M2A4. Пулеметные легкие танки стали уступать место автомобилям с пушечным оружием и более толстой броней. Но, и Light Tank M2A4 задержался в серийном производстве не через чур продолжительно.

Уже в марте 1941 года началось производство Light Tank M3, которому суждено было стать самым массовым легким танком американской армии к началу вступления США во Вторую мировую войну.

К идее создания легкой самоходной установки американские армейские снова возвратились лишь в июне 1941 года. Технические требования к машине во многом повторяли те, что в марте 1940 года организовал Департамент полевой артиллерии. К ним добавилось пожелание установить в САУ, по возможности, 105-мм гаубицу. Но, по окончании изучения Light Tank M3, что являлся вероятной базой для перспективной самоходки, стало очевидным – 105-мм гаубица для для того чтобы шасси очевидно через чур громадная.

Альтернативы для 75-мм гаубицы Pack Howitzer M1A1 при столь маленьких количествах боевого отделения у американцев не было.

Макетный пример Howitzer Motor Carriage T18, декабрь 1941 года

Не обращая внимания на то, что базой для новой САУ сначала предполагался Light Tank M3, первый проект новой самоходной установки, взявшей обозначение Howitzer Motor Carriage T17, разрабатывался с применением иного шасси. Похоже, что в дело снова вмешалась кавалерия, вычислявшая собственные танки более подходящими. В качестве базы для проектирования HMC T17 послужил экспериментальный Combat Car M1E3.

Кроме новой ходовой части с резино-металлической гусеницей, ответственной изюминкой данной автомобили была пониженная до 16,5 см высота вала от двигателя к коробке передач. Это заметно улучшало условия работы экипажа автомобили.

Действительно, пониженная высота вала в то время была чуть ли не единственным преимуществом Combat Car M1E3. В остальном Light Tank M3 очевидно превосходил «кавалерийского» соперника. А основное, он уже был в серии.

Неудивительно, что работа над САУ HMC T17 дальше эскизного проекта не продвинулась.

На данной фотографии заметно, что первоначально в крыше боевого отделения был всего один люк

Куда более перспективным был второй проект, взявший обозначение Howitzer Motor Carriage T18. Он базировался на Light Tank M3 и больше соответствовал требованиям американских армейских, в особенности в плане защиты. В октябре 1941 года Комитет по оружию разрешил изготовление древесного макета HMC T18, а по окончании его утверждения – двух опытных образцов из неброневой стали.

Подрядчиком была выбрана компания Firestone Tire and Rubber Company.

Выбор производителя шин в качестве подрядчика для постройки САУ может показаться необычным, если не знать другие области деятельности Firestone. Подобно Goodyear, второму шинному гиганту, Firestone занималась дирижаблестроением. Помимо этого, тут выпускались резино-металлические траки для танков, снаряды, противогазы и другое. Одним словом, договор был не случайным.

Больше того, компания Firestone была не только подрядчиком, но и ярким разработчиком автомобили.

Опытный образец Howitzer Motor Carriage T18, Абердинский полигон, май 1942 года

Полноразмерный макет HMC T18 был представлен 26 декабря 1941 года. Как и при с HMC T3, в базисное шасси не вносилось никаких трансформаций. Переделке подверглось боевое отделение и отделение управления.

В целом концепция компоновки HMC T3 не очень сильно поменялась: 75-мм гаубицу Pack Howitzer M1A1 и тут установили в лобовой части рубки со смещением вправо.

К тому же, последовательность неточностей удалось исправить. Маленькие размеры боевого отделения не разрешали расширить экипаж до четырех человек, но заряжающий тут показался. Помимо этого, была решена неприятность с наведением орудия по горизонтали. Изобретать велосипед инженеры Firestone не стали и позаимствовали установку M1 с Medium Tank M3, заменив наряду с этим 75-мм пушку M2 на гаубицу того же калибра.

Тем самым решились все неприятности с прицельными приспособлениями и защитой орудия.

По окончании осмотра макета HMC T18 на Абердинском полигоне в конструкцию автомобили были внесены кое-какие трансформации. Для начала, количество люков в крыше рубки рабочая группа "настойчиво попросила" расширить до двух. Трансформациям подвергся люк механика водителя, помимо этого, было нужно переместить кое-какие детали в автомобили.

Это было связано среди них и с тем, что от навязчивой идеи двух пулеметов в спонсонах, как на Light Tank M2A4/M3, американские армейские не отказались. Находились они и на полноразмерном макете HMC T18.

Прекрасно заметно, что машина стоит мало под углом. Это стало результатом перегрузки носовой части САУ

Опытный образец HMC T18 был на Абердинском полигоне 7 мая 1942 года. На нем удалось устранить большая часть замечаний макетной рабочей группе. Как и потребовало задание, количество люков в крыше рубки увеличилось до двух. Люки взяли особые упоры. Кроме собственных прямых функций, они кроме этого содействовали вентиляции боевого отделения. Было выполнено и серьёзное требование Департамента полевой артиллерии – защитить автомобили от огня 37-мм пушки.

Литая рубка сейчас имела толщину лобовой брони 51 мм в лобовой части и 32 мм по бортам.

Боевая масса HMC T18 сейчас выросла до 13,5 тысячь киллограм. По данной причине на виде сбоку прекрасно заметно, что машина мало наклонена вперед. Практически в полтора раза уменьшился боекомплект: маленькой количество боевого отделения разрешил разместить в всего 42 выстрела.

Большая скорость САУ на протяжении опробований достигла 56 км/ч, другими словами подвижность автомобили приблизительно соответствовала подвижности базисного танка.

Как и потребовала макетная рабочая группа, количество люков в крыше рубки увеличилось до двух

Беда заключалась в том, что на машине был поставлен крест еще за месяц до ее выхода на опробования. Уже в ноябре 1941 года рассматривался вопрос о принятии на вооружении нового легкого танка. Его главным отличием стала установка спаренных двигателей Cadillac, кроме этого без шуток был переработан корпус.

По итогам опробований машину приняли на вооружение как Light Tank M4, в феврале 1942 года переименованный в Light Tank M5. Более успешная конструкция корпуса, имевшего рациональный угол наклона лобового страницы, разрешал заметно расширить количество боевого отделения.

Неудивительно, что уже в декабре 1941 года Firestone взяла задание на проектирование САУ на базе нового танка. В апреле 1942 года были представлены полноразмерные макеты САУ HMC T41 и T47. T47, у которой гаубицу удалось разместить в башне, была самая подходящей для исполнения задачи яркого сопровождения танков.

В следствии еще в апреле 1942 года было решено программу HMC T18 прекратить.

В кормовой части рубки был предусмотрен особый люк, предназначенный для углубления орудия

В этом случае американские армейские были полностью правы. Довольно толстая броня HMC T18 в то время уже стала уязвимой для танковой и противотанковой артиллерии. А тесное боевое отделение заметно усложняло жизнь расчету. Помимо этого, обзорность у HMC T18 была очень скверной.

Замена неподвижной рубки на открытую сверху башню кругового вращения снимала вентиляции и вопросы, и обзорности, и маневренности огня. Более чем 20-летняя эксплуатация HMC T47, превратившуюся в армиях в HMC M8, тут говорит сама за себя.

К слову, по окончании отмены программы HMC T18 75-мм гаубица Pack Howitzer M1A1 была установлена на полугусеничный БТР M3, в следствии чего оказалась САУ HMC T30. Ее боевое использование произошло уже в ноябре 1942 года. Созданная во многом как временное ответ, HMC T30 провоевала в Италии и Африке пара лет.

Источники:

  • NARA
  • Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992

155-мм гаубица М777А2 – самая легкая в собственном классе

Темы которые будут Вам интересны: